Научная статья на тему 'Повышение роли налогов в механизме регулирования современной экономики'

Повышение роли налогов в механизме регулирования современной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
383
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимов С. А.

Статья посвящена изучению роли налогов в механизме регулирования экономики, оценке экономической ситуации в стране и налоговой системы в условиях финансового кризиса в России. При этом дается оценка принимаемых налоговых решений в свете полноты и своевременности формирования доходов бюджетной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение роли налогов в механизме регулирования современной экономики»

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ НАЛОГОВ В МЕХАНИЗМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

С.А. МАКСИМОВ,

преподаватель,

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела,

e-mail: Maxsimov@bk.ru

Статья посвящена изучению роли налогов в механизме регулирования экономики, оценке экономической ситуации в стране и налоговой системы в условиях финансового кризиса в России. При этом дается оценка принимаемых налоговых решений в свете полноты и своевременности формирования доходов бюджетной системы.

Ключевые слова: налоги; финансовый кризис; бюджетная система.

Коды классификатора JEL: Ж1.

Актуальность рассматриваемого вопроса

Рассмотрение сущности налогов в условиях функционирования рыночной экономики позволяет акцентировать внимание на способности налогов выполнять следующие основные функции: фискальную, регулирующую, стабилизирующую и интегрирующую. Первая из вышеперечисленных функций является традиционной для налоговых систем на протяжении нескольких столетий развития рыночных отношений и достаточно широко освещена в теории налогообложения.

Регулирующая функция налогообложения становится объектом пристального внимания со стороны государственных деятелей и экономистов-теоретиков на рубеже XIX-XX веков. При этом регулирующая функция налогообложения активно использовалась в государственной экономической политике в течение всего прошлого столетия. Следующие одна за другой волны налоговых реформ достаточно наглядно отразили попытки государства воздействовать на эволюцию капиталистического хозяйства и все более активно направлять его развитие.

Одним из основных инструментов государственного регулирования, как известно, является налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство [3, с 32]. Осуществляя данную политику, государство, на наш взгляд, должно преследовать следующие главные цели:

• достижение постоянного устойчивого экономического роста;

• обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;

• обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

• обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;

• создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;

• равновесие во внешнеэкономической деятельности.

Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Так, если начинают расти цены, то необходимо проводить меры по их ограничению и регулированию. Но ограничение цен почти наверняка приведет к замедлению экономического роста и снижению занятости.

Исторический опыт развития налогообложения наглядно демонстрирует, что на протяжении XX века роль регулирующей функции государственной налоговой политики постоянно возрастает и находит выражение во все более разнообразных формах и проявлениях [2, с. 112]. Разница лишь в степени регулирования в различных странах.

Еще большую актуальность изучение и исследование данной функции налогообложения приобретает в современных условиях развития мировой экономики — в условиях мирового финансового кризиса, когда правительствам государств приходится искать в сжатые сроки и при ограниченности финансовых ресурсов пути выхода национальной экономики из сложившейся ситуации.

Влияние современной налоговой политики в условиях мирового финансового кризиса на основные макроэкономические показатели в России

Для каждого государства всегда остается открытым вопрос: «Какие меры в области налогового стимулирования экономики способны создать предпосылки для преодоления кризисных явлений. Необходимо ли создавать стимулы для экономического роста с помощью мер налогового стимулирования (т.е. снижения налогов для всей экономики или отдельных ее секторов) либо приоритетными являются меры бюджетной поддержки, а налоговая нагрузка, являющаяся источником ресурсов для бюджетных расходов, должна оставаться неизменной?» [7].

Различные страны по-разному отвечают на этот вопрос, однако представляется, что подобный выбор в Российской Федерации уже сделан — основной «антикризисный налоговый пакет» был принят еще в конце 2008 года. В ближайшие годы антикризисные меры будут реализовываться путем осуществления бюджетной политики.

На наш взгляд, выбор данной политики является не совсем обдуманным. Так, если проанализировать основные экономические показатели за январь-апрель 2009 года, мы можем наблюдать существенный спад во всех отраслях экономики (Табл. 1 и 2).

© С.А. Максимов, 2009

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

60

С.А. МАКСИМОВ

Таблица 1

Основные показатели развития экономики за январь-апрель 2009 (в% к соответствующему периоду предыдущего года) [6]

Экономический показатель 2008 2009

апрель январь-апрель апрель январь-апрель

ВВП1» 108,7 90,2

Индекс потребительских цен, за период, на конец периода 101,4 106,3 100,7 106,2

Индекс промышленного производства 2) 109,2 106,9 83,1 85,1

Обрабатывающие производства3» 114,5 110,2 74,9 78,0

Индекс производства продукции сельского хозяйства 106,6 105,9 100,5 101,5

Инвестиции в основной капитал 125,1 124,0 83,84) 84,24)

Объемы работ по виду деятельности «Строительство» 121,8 126,7 83,7 81,6

Ввод в действие жилых домов 103,0 106,5 110,9 104,3

Реальные располагаемые денежные доходы населения 109,1 108,4 99,9 99,0

Реальная заработная плата 114,6 113,8 97,05) 98,65)

Оборот розничной торговли 114,8 116,5 94,7 97,8

Объем платных услуг населению 107,2 107,4 96,6 98,5

Экспорт товаров, млрд долл. 40,2 150,4 21,71) 79,61)

Импорт товаров, млрд долл. 25,4 85,6 14,21) 52,31)

Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель 105,3 96,5 48,8 44,8

1) Оценка Минэкономразвития России.

2) Агрегированный индекс производства по видам деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», с учетом поправки на неформальную деятельность.

3) С учетом поправки на неформальную деятельность.

4) Оценка Росстата.

5) Предварительные данные.

Наиболее сильный спад отмечен в обрабатывающих производствах: за период с начала года — на 22%. За январь-апрель текущего года инвестиции в основной капитал снизились на 15,8% по сравнению с январем-апрелем прошлого года.

Таблица 2

Среднемесячные темпы прироста основных показателей экономики (сезонность исключена)*

Экономический показатель 2008 2009

I кв. II кв. III кв. IY кв. Год Янв. Февр. Март I кв. Апр.

ВВП 0,4 0,3 -0,2 -1,6 -0,3 -3,2 -0,9 -0,8 -1,7 -0,4

Промышленное производство 1,0 -0,7 0,0 -4,3 -1,0 -2,4 2,3 -1,2 -0,4 -0,8

Инвестиции в основной капитал -0,6 0,6 0,5 -2,3 -0,5 -2,9 -2,2 -1,4 -2,2 -0,7

Строительство 1,2 0,5 -1,4 -1,2 -0,2 -2,5 -2,5 -2,6 -2,5 -1,5

Реальные располагаемые денежные доходы населения -4,6 1,8 0,5 -2,4 -1,2 -1,0 2,8 0,5 0,7 0,2

Реальная заработная плата 0,6 1,2 0,4 -1,0 0,3 -1,0 -0,8 -0,5 -0,8 -0,1

Оборот розничной торговли 0,9 1,2 0,9 -1,4 0,4 -2,0 -2,4 -1,7 -2,0 -0,5

Экспорт 3,1 2,6 -1,6 -14,1 -2,5 -16,2 -2,1 0,0 -6,1 0,7

Импорт 3,3 1,8 0,6 -7,3 -0,4 -23,9 -1,2 -3,3 -9,5 -4,7

*Оценка Минэкономразвития России.

Снижение оборота розничной торговли в январе-апреле 2009 г. к уровню соответствующего периода 2008 г. составило 2,2%, объема платных услуг населению — 1,5%, при сокращении динамики реальных располагаемых денежных доходов населения и реальной заработной платы на 1,0% и 1,4%, соответственно.

Сальдо торгового баланса, по оценке Минэкономразвития России, в январе-апреле 2009 г. составило 27,3 млрд дол. США (в январе-апреле 2008 г. — 64,8 млрд дол.в США).

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ НАЛОГОВ В МЕХАНИЗМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ

61

В апреле 2009 г. сохранилась тенденция спада российской экономики. За январь-апрель 2009 г. снижение составило 9,8% к соответствующему периоду предыдущего года. Спад продолжился в промышленном производстве, инвестициях, строительстве, торговле, также сказалось сокращение внешнего спроса.

Естественно, снижение основных макроэкономических показателей не могло не сказаться на собираемости налогов. Падение цен на нефть, снижение оборотов розничной торговли, спад в промышленности, строительстве привело к уменьшению налогооблагаемой базы, что безусловно повлекло за собой падение поступлений в бюджет по основным федеральным налогам.

Так, дефицит федерального бюджета на кассовой основе в январе-апреле текущего года составил, по предварительным данным Минфина России, 369,8 млрд рублей, или 3,3% ВВП. При этом доходы бюджета составили 2221,2 млрд рублей, или 19,8% ВВП, что на 26,6% ниже уровня января-апреля прошлого года, а расходы бюджета (на кассовой основе) — 2591,1 млрд рублей, или 23,1% ВВП, что на 37,4% выше уровня января-апреля прошлого года.

При этом прогнозные значения относительно потери бюджета в собираемости налогов (по тем направлениям, по которым возможно произвести оценку) могут быть следующие (Табл. 3) [11, 9, 10]. Как можно видеть, при прогнозной оценке федеральный бюджет не доберет порядка 560 млрд рублей. И опять же оговоримся, это данные, по которым удалось провести оценку.

Таблица 3

Прогнозируемые потери федерального бюджета от принятых налоговых реформ [5]

Налоговые преобразования Потери федерального бюджета (млрд руб.)

Увеличение предельного размера дохода с 20000 рублей до 40000 рублей, при котором налогоплательщики имеют право на получение стандартного налогового вычета в размере 400 рублей 8,6

Увеличение стандартного налогового вычета на каждого ребенка с 600 рублей до 800 рублей без ограничения суммы дохода, при котором налогоплательщики вправе воспользоваться данным налоговым вычетом 32,2

По налогу на прибыль организаций в результате увеличения размера взносов по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, с 3 до 6 процентов от суммы расходов на оплату труда 4,0

В случае отмены нулевой ставки НДПИ в отношении технологических потерь при добыче нефти: потерь в размере 2,63 млн тонн в 2009 г. 2,68 млн тонн в 2010 году 6,5 6,7

Снижение ставки по налогу на прибыль с 24 до 20% 400

В случае повышения необлагаемой минимальной цены на нефть, применяемой при расчете коэффициента Кц, установленного пунктом 3 статьи 342 НК РФ, с 9 до 15 долларов США 98,9

Основные направления налогового регулирования в современных условиях развития экономики

Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно с полной уверенностью констатировать, что регулирование налогообложения в современных условиях развития экономики стало неотъемлемой частью налоговой политики государства, и роль регулирования в последующие годы будет только возрастать. Поэтому изучение и теоретическое обоснование данной функции в системе тоже является, на наш взгляд, неоспоримым.

Кроме того, о практической значимости исследований в данном направлении говорит и то, какой курс развития выбрало российское государство на ближайшие несколько лет. И то, что в ближайшие годы антикризисные меры будут реализовываться путем осуществления бюджетной политики [7], игнорируя налоговые инструменты регулирования экономики, считается не совсем целесообразным. При этом ниже приведем ключевые направления в области налогообложения, которые позволили бы, с одной стороны, повысить доходную часть бюджета, с другой — стимулировать рост экономики и совокупный спрос населения:

1. В данных экономических условиях необходимо отказаться от «плоской» ставки подоходного налого-

обложения и перейти к прогрессивному подоходному налогообложению, что позволит переложить существенную тяжесть налогов на имущие слои общества и использовать финансовую мощь государства для форсирования инвестиций и решения наиболее острых социальных вопросов.

2. Восстановить применяемую ставку по налогу на прибыль при осуществлении разнообразных поощри-

тельных отраслевых налоговых льгот, а также применении политики ускоренной амортизации, что способствовало бы накоплению капитала и расширению производства в приоритетных отраслях.

3. Ключевым моментом предлагается снижение косвенного налогообложения, в особенности в части НДС

(предлагается снижение до 10%), что позволит стимулировать и инвестиционную активность производителей, и потребительский спрос.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гварлиани Т.Е. О роли налоговой системы и ее влиянии на экономический кризис / Приоритеты и пути развития финансов, налогообложения и бухгалтерского учета: Материалы межвузовской научно-практ. конференции г. Сочи. Сочи: РИО СГУТиКД. 2008. С. 79-83.

2. Гварлиани Т.Е., Максимов С.А., Готаидзе Д.Н. История налоговедения и таможенной политики. Сочи: РИЦ СГУТиКД, 2007.

3. Дернберг Р.Л. Международное налогообложение. М.: ЮНИТИ Будапешт: С0ЬР1, 1997.

4. Мещерякова 0. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник. — М.: Фонд «Правовая культура», 1995

5. Официальный сайт Минфина РФ www.minfin.ru .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Официальный сайт Минэкономразвития РФ www.economy.gov.ru.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

62

С.А. МАКСИМОВ

7. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (Одобрено Правительством Российской Федерации 25 мая 2009 г.).

8. Познер Я.А., Зайцева В. Япония: экономика, общество и научно-технический прогресс. М.: Наука, 1998.

9. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй НК РФ».

10. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах».

11. Федеральный закон от 04.12.2008 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в ст. 154 и 164 части второй НК РФ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.