Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ЧУВСТВО КАК ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН'

СОЦИАЛЬНОЕ ЧУВСТВО КАК ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
172
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ЧУВСТВО / ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДУХОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зимянина Елена Владимировна

В современном мире одна из центральных и насущных проблем, стоящих перед человеком - проблема социализации. В данной статье, автор, обращаясь к творчеству таких известных философов как А. Адлер, С. Франк, Ч. Кули, рассматривает особенности психологического и философско-религиозного подходов к проблеме социального чувства. Понятие социального чувства представлено в связях с другими категориями социальной концепции. Особенное внимание уделено вопросу формирования социального «я» как противоречивого единства властных стремлений, чувства «моего» и желаний понимания, поддержки, одобрения извне. Философская и религиозная сторона рассматриваемого вопроса содержит положение об изначальности связи «я - ты» для формирования «я», о неполноценности и недостаточности «я» самого по себе. Основным выводом данной работы стала идея о неотъемлемой связи социального и религиозного в понимании формирования личности, ее целостности. Сделаны так же выводы о том, что успешное следование социальным стандартам поведения, а также ориентация на культурные ценности и идеалы помогает личности успешно реализовать свою жизненную программу, выстраивать социальные связи дружбы, любви, сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL FEELING AS A SPIRITUAL AND PSYCHOLOGICAL PHENOMENON

Article is devoted to one of the central problem of the modern world - problem of socialization. According to conception of well-known philosophers A. Adler, S.L. Frank, C.H. Cooley author considered psychological and philosophical approaches to the problem of social feeling. Author demonstrated concept of social feeling in connection with other categories of social theory. It has paid specific attention to the issue of forming social “self” as contradictory unity of will to power and desire for understanding, support. The philosophical point of view concerning the “I - you” connection as the basis of “I”. The main conclusion of article is the connection social and religious aspects in understanding of forming personality. It is also concluded that successful adherence to social standards of behavior, as well as orientation to cultural values and ideas, helps individuals to implement their program, build social ties of friendship, love and cooperation.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ЧУВСТВО КАК ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН»

Зимянина Е.В.

09.00.11 Социальная философия

Бос1а! РЬПоБорЬу

Р01: 10.33693/2223-0092-2021-11-3-127-132

Социальное чувство

как духовно-психологический феномен

Е.В. Зимянина ©

Московский государственный университет имени М .В.Ломоносова, г Москва, Российская Федерация

E-mail: zimyanina_elena@mail.ru

Аннотация. В современном мире одна из центральных и насущных проблем, стоящих перед человеком - проблема социализации. В данной статье, автор, обращаясь к творчеству таких известных философов как А. Адлер, С. Франк, Ч. Кули, рассматривает особенности психологического и философско-религиозного подходов к проблеме социального чувства. Понятие социального чувства представлено в связях с другими категориями социальной концепции. Особенное внимание уделено вопросу формирования социального «я» как противоречивого единства властных стремлений, чувства «моего» и желаний понимания, поддержки, одобрения извне. Философская и религиозная сторона рассматриваемого вопроса содержит положение об изначальности связи «я - ты» для формирования «я», о неполноценности и недостаточности «я» самого по себе. Основным выводом данной работы стала идея о неотъемлемой связи социального и религиозного в понимании формирования личности, ее целостности. Сделаны так же выводы о том, что успешное следование социальным стандартам поведения, а также ориентация на культурные ценности и идеалы помогает личности успешно реализовать свою жизненную программу, выстраивать социальные связи дружбы, любви, сотрудничества.

Ключевые слова: социальное чувство, психология, социализация, духовность

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Зимянина Е.В. Социальное чувство как духовно-психологический феномен // Социально-политические науки. 2021. Т 11. № 3.С . 127-132. Р01: 10.33693/2223-0092-2021-11-3-127-132 V_/

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-3-127-132

Social Feeling as a Spiritual and Psychological Phenomenon

E.V. Zimyanina ©

Moscow State University named after M .V. Lomonosov, Moscow, Russian Federation

E-mail: zimyanina_elena@mail.ru

Abstract. Article is devoted to one of the central problem of the modern world - problem of socialization. According to conception of well-known philosophers A. Adler, S.L. Frank, C.H. Cooley author considered psychological and philosophical approaches to the problem of social feeling. Author demonstrated concept of social feeling in connection with other categories of social theory. It has paid specific attention to the issue of forming social "self" as contradictory unity of will to power and desire for understanding, support. The philosophical point of view concerning the "I - you" connection as the basis of "I". The main conclusion of article is the connection social and religious aspects in understanding of forming personality. It is also concluded that successful adherence to social standards of behavior, as well as orientation to cultural values and ideas, helps individuals to implement their program, build social ties of friendship, love and cooperation.

Key words: social feeling, psychology, socialization, spiritually

ISSN 2223-0092 (print) Т. 11. № 3. 2021 Социально-политические науки 127

ISSN 2310-7065 (online)

«Чуждость и общность - вот главное в человеческом существовании...»

Н.А.Бердяев, «Самопознание»

ВВЕДЕНИЕ.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ В РАССМОТРЕНИИ ВОПРОСА

В современном мире, несмотря на развитие общественных коммуникаций, возникновение новых систем связей между людьми, остается насущной проблема отчуждения людей друг от друга, от самих себя. Пандемия принесла с собой много ограничений в общении, серьезно повлияла на привычный ритм жизни. Сегодня как никогда накапливается моральная усталость от ограничений живого общения. В этом контексте актуальной становится тема человеческой социальности, природы и аспектов социального чувства. Социальное имеет психологическую и духовную составляющую. Между ними - отношение соподчинения. Духовное является ведущей стороной. Ниже мы рассмотрим в какой связи.

Проблема социального чувства стояла в центре внимания индивидуальной психологии Адлера. Он как никто утвердил социальное чувство как суть личностной установки для решения как частно-психологических, так и общественно-социальных проблем. Социальное чувство представляло у него чувство общности, которое должно было выступить альтернативой властным стремлениям личности. Чувство превосходства, жажда власти, по Адлеру, формируются с самого раннего детства как компенсация беспомощности, бессилия, незащищенности «маленького» человека, его ущербности по сравнению со взрослыми. Невротическое по своей сути чувство превосходства привносит в жизнь враждебную, воинственную душевную силу, которая становится антагонистом социальных чувств. Кули и Адлер указывают на заложенное в физиологии реальное «бессмертное» чувство общности. У Адлера оно выступает как опора или компенсация изначального стремления к власти и превосходству. Чувство общности отражает онтологический порядок. Так усиление чувства реальности, ответственность и замена скрытой враждебности взаимной доброжелательностью достигается на путях сознательного развития чувства общности и разрушения стремления к власти. «Тот, кто отказывается от общественных контактов с собратьями, теряет себя». Кредо мыслителя: все, что полезно для общества является справедливым и правильным. Индивидуальные психологические проблемы появляются там, где происходит отступление от социального стандарта, нарушение права, так как последнее есть объективные законы и объективные потребности жизни. Столкновение с объективностью заставляет совершившего проступок индивида прочувствовать ощущение собственной никчемности. Отступление от социального стандарта раз-

рушает общественный идеал, который каждый из нас хранит в себе [Адлер, 1998: 28-29].

Полезная цель и ее проявление в ребенке - индикатор социального сознания. Социальное чувство позволяет индивиду найти себя в трех основных моментах жизни: в дружбе, в любви и построении семьи, в общественной жизни, в коллективе. Развитие социального чувства позволяет человеку прожить полноценную, полнокровную жизнь, минуя «фиктивные цели», невротический уход от реальности, реализуя свой жизненный план. Адлер убедительно показал то, что из анализа невротической психики можно лучше понять социальное чувство, с одной стороны, с другой - социальное чувство является своеобразным индикатором нормальности в развитии ребенка. Он был убежден, что воспитание социального чувства поможет человечеству в искоренении войн и преступлений [Адлер, 1998].

СОЦИАЛЬНОЕ ЧУВСТВО И ОБЩЕНИЕ

Социальное чувство появляется вместе с формированием общительности, с самого раннего возраста. Если вначале чувство взаиморасположенности и доброжелательности остается смутным, изливается на то, что ребенок находит приятным вокруг себя. Дальнейшее развитие общительности идет в направлении сосредоточения на окружающих людях, на поиске взаимности [Кули, 2000: 69-72]. «Младенческие размышления вслух» перерастают в воображаемый диалог, который постоянен у взрослых и является свидетельством социализации сознания [Там же: 71]. Сознание взрослых и детей, по мысли Кули живет в нескончаемой беседе. Он приводит множество фактов «внутренних диалогов», среди которых литературный жанр произведения в письмах, рассказы о себе в третьем лице, дневники. Оценивая роль общения в жизни человека, Кули пишет: «Человек существует, постоянно выражая себя и вне явного или воображаемого выражения для него нет полноценной жизни [Там же: 74] Общение - неотъемлемая базовая потребность, главной стороной которой является самовыражение. Выраженная мысль живет и дает жизнь другим мыслям. В общении реализуется мышление. Воображение помогает осуществить несостоявшееся реальное общение. Сознание развивается настолько, насколько оно способно в воображении создавать связи общения, других людей.

СОЦИАЛЬНОЕ ЧУВСТВО И СИМПАТИЯ

Рассуждая о социальном чувстве с точки зрения психологии нельзя обойти стороной понятие симпатии. Симпатия в некоторых исследованиях рассматривается как ментальное соучастие. Как правило, это соучастие с положительным знаком. Ч.Х. Кули пишет, что душевное здоровье можно оценить по выражению симпатии. Симпатия-это понимание чужого сознания

Зимянина Е.В.

и участие на основе этого понимания. Симпатия означает соучастие в представлениях и чувствах другого. Широта той сферы, которую охватывает симпатия человека, по словам Ч.Х. Кули, это мера его личности, это функция всего сознания, объединяющего все специфические способности человека. Поэтому то, что представляет собой человек как личность и что он способен понять, насколько проникнуть в жизнь других людей, суть во многом одно и то же [Кули, 2000: 106]. Можно сказать, что симпатия есть мера личности и основа коммуникации. Вот почему симпатическое влияние оказывает большое воздействие на течение наших мыслей и поведение. Это как-бы ментальное освещение, и в нем состоит разгадка и природа любой власти и лидерства. Симпатия позволяет оценить уровень моральности другого человека, меру его справедливости и доброты. Мы не сочтем справедливыми мысли и поступки человека, если он не исходит из тех же побуждений, что мы сами. Действие из симпатии всегда будет проникнуто началами добра и наоборот. Душевное здоровье можно оценить по выражениям симпатии. Критерием здравомыслия служат известный такт и чувство социальной ситуации [Кули, 2000].

СОЦИАЛЬНОЕ ЧУВСТВО И СОЦИАЛЬНОЕ «Я»

В связи с социальным чувством стоит рассмотреть «я» как эмпирическое или социальное. «Я» включает в себя элемент присвоения как некоего чувства «моего». Это чувство «я» легко представимо и изначально. Представление «я» практически одинаковое у всех людей вполне отличимо от всех прочих представлений. Оно не так часто связывается с человеческим телом, как можно было бы подумать. Слово «я» отсылает к мнениям, целям, желаниям, требованиям, минуя тело и телесность. Тело отождествляется с «я», когда оно приобретает социальную функцию или значимость.

Эволюционно чувство «я» связано с его важной функцией побуждать к действиям и сводить воедино отдельные действия индивидов. Чувство «я» изначально социально и связано с идеей связи с другими. Здесь Ч. Кули отмечает связь чувства «я» с применением власти и управления. Чувство «я» и «моего» особенно сильно выражается в творчестве и моментах познания результатов этого творчества.

То, что человек думает о самом себе соотносится с тем, что о нем думают окружающие. Осмысление своеобразия своей жизни возникает из этого соотнесения. По мысли Ч. Кули: «Не существует такого значения «я», которое не имело бы смысловой соотнесенности с «ты», «он» или «они». Чувство «я» соотносительно чувству бескорыстной всеобъемлющей любви, которая помогает расширить наш опыт, освобождая «я» от обособления. «Я» отстаивает нашу индивидуальность, определенную часть нашего опыта, любовь же позволяет расти чувству «я», укрепляться, имея сочувствие к внешнему, окружающему. Чувство «я» и сочувствие - две стороны одного и того же целого.

Ч. Кули пишет о том, что идея «я» как присвоение у ребенка развивается в процессе общения с раннего возраста и является социальным чувством. Общество, окружающее ребенка, способствует развитию социального чувства, чувства «я». «Я» формируется на основе

момента присвоения. Социальное «я» в детстве проявляется в неудержимом желании производить впечатление и управлять окружением. Прогресс социализации у ребенка выражается в понимании чужого сознания в некоторых его проявлениях, определенностях.

Социальное чувство «я» может обостряться в юности, когда не получено необходимое признание, не удовлетворено честолюбие. Сутью самореализации оказывается честолюбие, желание оказать воздействие на умы других. От «я» будет исходить как бы воинственная сила, утверждающая индивидуальность личности.

Социальное «я» формируется тем образом, который мы имеем в глазах других людей. Самореализация личности имеет отношение к половому инстинкту в плане проявления чувства власти, господства и присвоения. У мужчины личность проявляет в целом чувство господства, в женщин - подчинения. Чтобы адекватно осуществлять себя в рамках повседневной жизни, чувствовать себя уютно в мире, добиваться успеха, человек должен уметь силой своего воображения проникать в сознание других людей. Однако нельзя забывать о том, что неправильное восприятие чужого влияния, ориентация всецело на точку зрения другого может оказать отрицательное воздействие на развитие характера.

Социальное «я» одобряется и вызывает чувство уважения, если «я» преследует благородные цели. Дело, которое делает человек, воспринимается как «мое дело» и без этого не может быть успешным. Сильное чувство «я» связывается любимым делом и это не есть эгоизм. Форма эгоизма состоит в неспособности подчинить свои чувственные влечения социальным нормам. Эгоизм - асоциальное чувство. В общении эгоизм проявляется тогда, когда собеседник не учитывает интересы и желания другой стороны, зациклен на себе.

Опасность представляют мысли будто мое «я» вовсе не «я», а что-то другое. Тогда собственное дело становится обезличенным, что снимает ответственность. Любая сокровенная идея есть «я» и должна подчиняться нормам справедливости, правилам хорошего тона. Эгоизм - проявление слабости личности. По-настоящему сильные люди обычно выходят за рамки норм справедливости и благопристойности и поэтому не вызывают осуждения. Сила социального чувства регулирует проявления эгоизма. В той мере, в какой человек способен сочувствовать, понимать, он не эгоистичен. Развитие, избавление от низменных привычек, сочувствие высоким стремлениям - путь преодоления эгоизма и наращивания социального чувства Антитеза эгоизму - право, справедливость, широта, великодушие.

Социальное чувство - феномен, имеющий свои подосновы. Весь спектр чувств, отношений, направленных на окружение может входить в это понятие. Не только симпатия, как положительная направленность на другого, является основой социального чувства. Враждебность, непримиримость так же правомерно могут считаться основами социальности, тогда, когда они направлены на аморальное поведение, поступки. Вся сила педагогического искусства должна быть направлена на преодоление и исправление деформированного поведения. С точки зрения внешнего и внутреннего социальное двойственно. Отношения во-вне оборачиваются отношением во-внутрь, и наоборот. Мы воспринимаем себя так, как нас видят другие

Т. 11. № 3. 2021

Социально-политические науки

129

и видим других в соотношении с собой. Нам не нравится в других то, что нужно преодолеть в себе.

В социальном чувстве эмпирическое совмещается с идеальным. Что является определяющим фактором: аффективная сторона или идеальная? Б. Спиноза в учении об аффектах в Этике пишет о сострадании как страдании вместе в противоположность разумному желанию помочь. В первом случае это есть лишь ненужный аффект и сам философ-рационалист исходит из разумно-адекватных оснований. В этой связи, если же говорить о сочувствии, следует указать, что оно не связано с прочувствованием того же самого, например, боли. Анализ показывает, что достаточно того, чтобы чужая боль стала предметом внимания, ментального состояния. Наши эмоции включаются интеллектом и наоборот.

ФИЛОСОФСКАЯ СТОРОНА ВОПРОСА

В описании и анализе социального чувства философия и психология имеют различные подходы. Философское осмысление базируется в первую очередь на рассмотрении связи «я - ты», как изначальной для конституирования самого «я». Так в «Непостижимом» С.Л. Франка читаем: «во всякое мгновение своего бытия "я" стоит... я стою - в отношении к какому-либо "ты", нахожусь в связи с каким-либо "ты", и что вне этого отношения и этой связи немыслимо вообще бытие и самосознание "я"» [2: 362]. Франк говорит о недостаточности данного самому себе «я» как непосредственного самобытия, о постоянной интенции «я» выхода за свои пределы в отношения «я» с «ты» и «я» с духовной реальностью. Восприятие «ты» определяется как необходимый опыт утверждения самого «я». «Вне «уважения» к «другому» - вне восприятия «ты» как самоочевидной, внутренне правомерной реальности - нет законченного самосознания, нет внутренне прочного самобытия «я» [Франк, 1990: 367].

ОСОБЕННЫЙ ВОПРОС СОСТАВЛЯЕТ ОТНОШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ЧУВСТВА К ДУХОВНОСТИ

Социальное чувство, с одной стороны, это душевное явление, рождающееся в сознании человека, принадлежащее индивидуальной психике. С другой стороны, это социальное явление относящееся к взаимодействию между людьми. Как социальное явление, социальное чувство надиндивидуально. По своему содержанию оно несет в себе ценностный слой, истины нравственного сознания. Мерой социального чувства становится категория должного. Должное телеологически определяет направленность и силу социального чувства. В социальном чувстве человек реализует себя, свою сущность. По мысли Франка «...человек всегда хочет быть чем-то большим и иным, чем он есть... Человек есть существо самопреодолевающее, преобразующее себя самого.. » [Франк, 1992: 76]. Именно в обращении к «другому» человек выходит за пределы себя самого в духовную реальность. «Другой», «ты» помогает «я» обрести себя.

Сила социального чувства зависит от нравственной воли как эмпирически-идеального образования, по сути своей жизнеутверждающего. «Подлинная жизнь человека состоит не в утверждении его собственной воли, не в пассивной подчиненности его

собственным природным влечениям, а в исполнении должного, правды» [Там же: 108]. Из социальной концепции Франка следует понимание социального чувства как служения. Социальное чувство исключает человеческий произвол и подразумевает ориентацию на высшие духовные ценности, которые онтологически управляют и миром и собственной природой человека.

В отношении людей друг к другу на первом месте стоит обязанность как первичная категория нравственно-общественной жизни. Обязанность исходит из подчинения воли высшим нравственным требованиям, тогда как сама по себе воля может быть любой, в том числе и преступной. «И каждый человек, и общество в конечном счете исполняют не свою собственную и не чужую человеческую волю, а только волю Божию, волю к правде» [Там же: 109].

Если раскрывать духовную составляющую социальности, то следует указать на момент служения и сопряженные с ним солидарность и свободу. Свобода человека как индивидуальная, так и коллективная возможна лишь на основе права. Здесь важен учет объективно должного, того, что относится к высшей человеческой правде. Поскольку человек осуществляет свое служение высшему божественному началу правды, постольку он свободен. Единство в обществе основано на задачах служения, на подчинении солидарности «мы» и свободе «я» необходимым насущным требованиям жизни.

Социальное чувство можно рассматривать не только на уровне взаимодействия личностей, но и на уровне взаимодействия «я» с духовной реальностью. Душа не может удовлетвориться осуществлением себя в общении. Человек остается одинок на уровне «я - ты», и это одиночество должно быть преодолено. Уже в любви человек соприкасается с духовной реальностью, миром ценностей. «Я» имеет основания в духовной реальности так, что «я» без высшего, чем оно само, не может быть. Духовная реальность объединяет все «я», являясь основой, поэтому социальность невозможно представить вне ее рассмотрения.

Опыт служения истине, добру, красоте, Богу можно назвать опытом соприкосновения с духовной реальностью. Духовное - то, что объединяет «души», личности. В нашей обыденной жизни мы наблюдаем этот феномен соборности в самых различных его проявлениях: и как служба в храмах, и как интернет-общение, и как опыт болельщиков в спортивных состязаниях, и как единство голосований в телепрограммах. Единство душ через духовную реальность проявляется в каждом явлении повседневной жизни семьи. В единстве «малой ячейки общества» каждое событие переживается совместно, где как по Достоевскому, «каждый за всех виноват». Внутренняя духовная подпочва объединяет людей даже тогда, когда отсутствуют какие-либо внешние причины к объединению. Так никакие границы, расстояния, различия не могут помешать дружбе, любви. Современные средства коммуникации позволяют расширить круг общения, искать единомышленников, социализироваться в самых различных направлениях. Однако надо отметить, что духовная реальность как подоснова социальности может нести в себе и деструктивные элементы, развивать разрушительные силы. И во грехе могут люди объединяться. Особенно опасны антиценности для молодежи. И здесь первоочередной

Зимянина Е.В.

задачей стоит задача воспитания, правильного педагогического руководства, в котором одну из главных ролей играет старшее поколение.

С точки зрения психологии и культурологии духовная реальность проявляется и как смыслы, архетипы юнговского коллективного бессознательного. Общие всем культурам сюжеты, смысловые ряды, схемы кристаллизуются в творчестве, выступая основами взаимодействия культур.

Рассматривая вопрос относительно понятия личности, можно сказать, что мерой ее является степень со-циализированности с одной стороны, с другой способность возвыситься над самой собой, способность стоять перед лицом высших объективно-значимых сил, быть ими проникнутой и их представлять. Два этих аспекта соотносятся друг с другом. Без социальности нет духовности, без духовного нет социального. Личность вбирает в себя эти моменты так, что чем больше мы обогащаемся духовно, тем больше растет способность взаимодействия с другими. Чем шире общение, тем более духовным становится человек.

И в общении, и наедине с собой сущность личности проявляется как способность возвыситься над собой, преодолеть свое данное фактическое состояние. Единство двух аспектов личности, ее социальности и духовности достигается в любви. Любовь - социальное чувство в самом высоком его проявлении. В явлении любви отношение «я - ты» осуществляется во всей своей полноте. Любовью преодолевается эгоизм «я». Чужое становится своим. Франк в Непостижимом писал о чуде рождения «другого» для меня. Сама любовь превращается в некое таинство, корни которого иррациональны. Это не просто «чувство», эмоциональное отношение к другому. Это усмотрение в «ты» опоры, «онтологической опорной точки для меня» [Франк, 1990: 375]. «Другой» становится моим в том смысле, что я сам сознаю себя принадлежащим ему. Любовь раскрывает реальность другого через сопереживание его инаковости и единственности. И это познание есть признание. Любовь открывает «ты» как личность, то есть показывает самые лучшие черты. Вопреки суждениям отвлеченной мысли в любви два есть одно.

Любовь есть явление, управляющее всей человеческой жизнью. Социальностью проникнуто все, что связано с человеком. А в основе социального лежит отношение «я - ты» как всеобщая любовь. «Всякое "сочувствие" - сострадание и сорадование, - как бы поверхностно и мимолетно оно ни было, и даже простая улыбка привета - в конечном счете даже простая "вежливость", поскольку она не есть внешняя, заученная манера, а истекает из непосредственного "уважения" к человеческой личности, - есть проявление любви...» [Там же: 377].

Социальная философия строится на первичной и основной категории «мы». О категории «мы» как совершенно особенном способе бытия пишет С.Л. Франк: «В "мы-бытии" преодолевается - хотя и сохраняется -сама противоположность между "я есмь" и "ты еси", между "я" и "ты"» [Там же: 379]. Реальность моего я происходит от этой первичной глубокой формы реальности бытия «мы». Это «мы» - общество внутри меня, к которому я принадлежу. В опыте «мы» нам дан опыт сродства внешнего и внутреннего бытия. Этот

опыт, по мысли Франка, так открывается мне, что это откровение есть самооткровение внутренней основы моего собственного бытия. «Мы» есть связь, которая как целое предшествует и определяет «я» и «ты»: семья и родина уже даны мне до того, как я осознаю себя. Опыт сочувствия, сострадания, симпатии только и возможен из первичного отношения «мы». Эта рефлексия «мы» появляется как интимное и глубокое чувство семейных связей, а затем расширяется до социального чувства малой и большой родины, страны, народа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . ПСИХОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ

Особенностью рассмотрения духовной стороны социального чувства у Франка является исходная позиция о том, что «мир во зле лежит», что в эмпирической реальности нет никаких гарантий для торжества добра и разума. Как он пишет в статье «Смысл жизни»: «Жизнь так, как она непосредственно течет, определяемая стихийными силами, бессмысленна; что нужно сделать, как наладить жизнь, чтобы она стала осмысленной... » [Франк, 1992]. По Адлеру социальное чувство, выработанное и применяемое индивидом в процессе социального адаптирования помогает правильно выстроить жизненный план, обрести смысл жизни. Франк, как можно понять из его слов, связывает социальность с религиозностью, с религиозной духовностью. В человеке духовная основа - связь с Богом является залогом человеческой социальности, социальных чувств. Человеческая жизнь, пока она находится в рамках эмпирической земной реальности, похожа на «хождение по кругу», но обретает цель и смысл в свете непреходящих утвержденных религией ценностей.

Как пишет в главе «Одиночество» своего труда «Самопознание» Н.А. Бердяев: «Религия есть не что иное, как достижение близости, родственности» [Бердяев, 1991].

Главная ценность, а именно, в чем заключается благо для всех, с точки зрения концепции социальности - братство, единение всех на началах любви. Отказ от «моего», себялюбия, эгоизма возможен на путях постижения духовной реальности, Бога, который есть -любовь. Самые тяжелые смертные грехи - гордыни и предательства тем тяжелы, что нарушают социальные связи, уничтожают, нивелируют социальные чувства. В любой данной культуре отражен тысячелетний опыт человечества в оценке добра и зла. Традиционно хранительницей этого опыта выступала религия. Религиозную оценку человеческой социальности дает С.Л. Франк.

Согласно концепции Адлера: человек настолько успешен, преодолевает тяготы и сохраняет здоровье, насколько он может выстраивать социальные связи с ближним и дальним окружением, насколько успешна его коммуникация. Франк пишет о достижении всеобщего блага тогда, когда каждый, действуя во благо себе, всегда будет действовать во благо всех. В этом - его религиозная установка [Франк, 1992].

В заключении можно сказать, что у психологии и религиозной философии общим знаменателем в рассмотрении человеческой социальности является идея духовного, внутреннего единства всех людей. С точки зрения психологии социальное чувство

Т. 11. № 3. 2021

Социально-политические науки

131

рассматривается как сложная эмоция, подкрепленная идеей общности, взаимности интересов и устремлений с другими людьми, федоровского «братского состояния». Этот аспект рассмотрения соединяется с духовной

стороной вопроса об изначальной инстанции «я - ты», «мы» для самого «я», а это, в свою очередь подразумевает единство светских и религиозных ценностей, нравственных смыслов как онтологических основ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок | пер. с апгл. А.Б. Толстов. M.: Издат. дом «Идея - Пресс»; Дом интеллектуальной книги, 2000. 320 с.

2. Франк С.Л. Сочинения. M.: Правда, 1990

3. Франк С.Л. Духовные основы общества. M.: Республика, 1992. 511 с.

4. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов | пер. с апгл. А.А. Валеева и Р.А. Валеевой. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 415 с.

5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии | пер. с пем. А.Ы. Боковикова. M.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. 296 с.

6. Франк С.Л. Реальность и человек: Ыетафизика человеческого бытия. M.: АСТ; Хранитель, 2007. 382 с.

7. БердяевН.А. Самопознание. M.: Книга, 1991. 445 с.

8. Соловьев В. Смысл любви || Русский эрос, или Философия любви в России. M.: Прогресс, 1991. 448 с.

9. Ларин А.П. Об упрямстве детей. M.: Учпедгиз, 1958. 118 с.

10. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? M.: АСТ; Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. 238 с.

11. Спок Б. Разговор с матерью. M.: Прогресс, 1987. 223 с.

12. Момджян К.Х. Введение в социальную философию: M.: Высш. шк.; КД «Университет», 1997.

13. Сухомлинский В.А. О воспитании. M.: Политиздат, 1979. 269 с.

14. Андреева Г.М. Лекции по социальной психологии [Электронный ресурс]. URL: https:||youtu.be|hK-Asb40SAc (дата обращения: 10.05.2021).

15. Coplestone F.C. Philosophy in Russia. University of Notre Dame, Search Press, 1988.

REFERENCES

1. Cooley C.H. Human nature and social order. A.B. Tolstov (transl. from English). Moscow: Publishing house "Idea-Press"; House of Intellectual Books, 2000. 320 p.

2. Frank S.L. Essays. Moscow: Pravda, 1990.

3. Frank S.L. Spiritual foundations of society. Moscow: Respublika, 1992. 511 p.

4. Adler A. Education of children. Interaction of the sexes. A.A. Valeev and R.A. Valeeva (transl. from English). Rostov-on-Don: Phoenix, 1998. 415 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Adler A. Practice and theory of individual psychology. A.M. Bokovikov (transl. from the German). M.: Foundation "For Economic Literacy", 1995. 296 p.

6. Frank S.L. Reality and man: The Metaphysics of human existence. Moscow: AST; Guardian, 2007. 382 p.

7. BerdyaevN.A. Samopoznanie. Moscow: Kniga, 1991. 445 p.

8. Solovev V. The meaning of love. In: Russian eros, or the philosophy of love in Russia. Moscow: Progress, 1991. 448 p.

9. Larin A.P. On the stubbornness of children. Moscow: Uchpedgiz, 1958. 118 p.

10. Gippenreiter Yu.B. Communicate with the child. How? Moscow: AST; Astrel; Vladimir: VKT, 2008. 238 p.

11. Spock B. Conversation with the mother. Moscow: Progress, 1987. 223 p.

12. Momjian K.H. Introduction to social Philosophy. Moscow: Higher School of Economics; KD "Universitet", 1997.

13. Sukhomlinsky V.A. On education. Moscow: Politizdat, 1979. 269 p.

14. Andreeva G.M. Lectures on social psychology [Electronic resource]. URL: https://youtu.be/hK-Asb40SAc (data of accesses: 10.05.2021).

15. Coplestone F.C. Philosophy in Russia. University of Notre Dame, Search Press, 1988.

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 81,1%

Рецензент: Казарян В.П. доктор философских наук, профессор; профессор философского факультета Московского государственного университета имени М .В .Ломоносова

Статья поступила в редакцию 14.05.2021, принята к публикации 16.06.2021 The article was received on 14.05.2021, accepted for publication 16.06.2021

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Зимянина Елена Владимировна, кандидат философских наук; доцент кафедры философии естественных факультетов философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Москва, Российская Федерация. РИНЦ Author ID: 327163; E-mail: zimyanina_elena@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

Elena V. Zimyanina, Cand. Sci. (Philos.); associate professor at the Department of Philosophy of Natural Sciences, Faculty of Philosophy, Lomonosov State University. Moscow, Russian Federation. Author ID: 327163; E-mail: zimyanina_elena@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.