Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ "ДУХОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ" В ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЕ С.Л. ФРАНКА'

ПОНЯТИЕ "ДУХОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ" В ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЕ С.Л. ФРАНКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
234
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / АБСОЛЮТ / ДУХОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СВЯТЫНЯ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зимянина Елена Владимировна

В цифровую эпоху все актуальней становятся вопросы человеческой духовности. Общечеловеческие принципы морали и нравственности, идеи гуманизма должны все в большей мере стать ориентирами деятельности как для отдельного человека, так и для внутренней и внешней политики государств. Религиозно-философская концепция С.Л. Франка представляет особенную ценность и актуальность, так как в ней выработаны глубокие систематические представления как о духовном строе мира, так и о внутреннем строении человеческой личности. Понятие «духовная реальность» стало одним из основных в его системе. С ним связаны понятия личного Бога, реальности, Я. Целью данной статьи является реконструкция религиозно-философской концепции С.Л. Франка в ее отношении к понятию «духовная реальность». В статье акцентируется особенность доктрины реализма философа, его близость к платонической традиции идеализма. В статье показано, как такие установки позволяют формулировать морально-нравственные идеалы, отстаивать высокие личностные ценности. В статье рассмотрена структура личности с точки зрения ее отношения к духовной реальности, когда человеческая субъективность или внутренний мир выходит за свои пределы в мир духовный. Понятие «духовная реальность» используется С.Л. Франком чтобы показать возвышенность существа человека, его связь с божественной реальностью. В статье делаются выводы о том, что это понятие обозначает границу между миром Я и действительным, предметным миром. Понятие «духовная реальность» обозначает смысл жизни в ее социальном и личном аспектах, оно соотносится с личностью и миром духовных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF “SPIRITUAL REALITY” IN THE SEMYON L. FRANK’S PHILOSOPHY

In the digital age, the issues of human spirituality are becoming more and more relevant. The universal principles of morality, the ideas of humanism should increasingly become guidelines for actions both for an individual and for the domestic and foreign policy of states. The religious and philosophical concept of S.L. Frank is of particular value and relevance, since it has developed deep systematic ideas about both the spiritual structure of the world and the inner structure of the human personality. The concept of “spiritual reality” has become one of the main ones in his system. The concepts of personal God, reality, and Self are connected with it. The purpose of this article is to reconstruct S.L. Frank’s religious and philosophical concept in its relation to the concept of “spiritual reality”. The article emphasizes the peculiarity of the philosopher’s doctrine of realism, its proximity to the platonic tradition of idealism. The article shows how such attitudes make it possible to formulate moral ideals, to defend high values. The article examines the structure of personality from the point of view of its relation to spiritual reality, when human subjectivity or the inner world goes beyond its limits into the spiritual world. The concept of “spiritual reality” is used by S.L. Frank to show the sublimity of the human being, his connection with the divine reality. The article concludes that this concept marks the boundary between the world of the Self and the real, objective world. The concept of “spiritual reality” denotes the meaning of life in its social and personal aspects, it correlates with personality and the world of spiritual values.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ "ДУХОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ" В ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЕ С.Л. ФРАНКА»

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ HISTORY OF PHILOSOPHY

5.7.2 История философии

History of Philosophy

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-3-125-130

Понятие «духовная реальность» в философской системе С.Л. Франка

Е.В. Зимянина ©

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация

E-mail: zimyanina_elena@mail.ru

Аннотация. В цифровую эпоху все актуальней становятся вопросы человеческой духовности. Общечеловеческие принципы морали и нравственности, идеи гуманизма должны все в большей мере стать ориентирами деятельности как для отдельного человека, так и для внутренней и внешней политики государств. Религиозно-философская концепция С.Л. Франка представляет особенную ценность и актуальность, так как в ней выработаны глубокие систематические представления как о духовном строе мира, так и о внутреннем строении человеческой личности. Понятие «духовная реальность» стало одним из основных в его системе. С ним связаны понятия личного Бога, реальности, Я. Целью данной статьи является реконструкция религиозно-философской концепции С.Л. Франка в ее отношении к понятию «духовная реальность». В статье акцентируется особенность доктрины реализма философа, его близость к платонической традиции идеализма. В статье показано, как такие установки позволяют формулировать морально-нравственные идеалы, отстаивать высокие личностные ценности. В статье рассмотрена структура личности с точки зрения ее отношения к духовной реальности, когда человеческая субъективность или внутренний мир выходит за свои пределы в мир духовный. Понятие «духовная реальность» используется СЛ Франком чтобы показать возвышенность существа человека, его связь с божественной реальностью. В статье делаются выводы о том, что это понятие обозначает границу между миром Я и действительным, предметным миром. Понятие «духовная реальность» обозначает смысл жизни в ее социальном и личном аспектах, оно соотносится с личностью и миром духовных ценностей.

Ключевые слова: духовные ценности, абсолют, духовная реальность, Святыня, личность

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-3-125-130

The Concept of "Spiritual Reality" in the Semyon L. Frank's Philosophy

E.V. Zimyanina ©

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation

E-mail: zimyanina_elena@mail.ru

Abstract. In the digital age, the issues of human spirituality are becoming more and more relevant. The universal principles of morality, the ideas of humanism should increasingly become guidelines for actions both for an individual and for the domestic and foreign policy of states. The religious and philosophical concept of S.L. Frank is of particular value and relevance, since it has developed deep systematic

ideas about both the spiritual structure of the world and the inner structure of the human personality. The concept of "spiritual reality" has become one of the main ones in his system. The concepts of personal God, reality, and Self are connected with it. The purpose of this article is to reconstruct S.L. Frank's religious and philosophical concept in its relation to the concept of "spiritual reality". The article emphasizes the peculiarity of the philosopher's doctrine of realism, its proximity to the platonic tradition of idealism. The article shows how such attitudes make it possible to formulate moral ideals, to defend high values. The article examines the structure of personality from the point of view of its relation to spiritual reality, when human subjectivity or the inner world goes beyond its limits into the spiritual world. The concept of "spiritual reality" is used by S.L. Frank to show the sublimity of the human being, his connection with the divine reality. The article concludes that this concept marks the boundary between the world of the Self and the real, objective world. The concept of "spiritual reality" denotes the meaning of life in its social and personal aspects, it correlates with personality and the world of spiritual values.

Key words: spiritual values, absolute, spiritual reality, sanctity, personality

FOR CITATION: Zimyanina E.V. The Concept of "Spiritual Reality" in the Semyon L. Frank's Philosophy. Sociopolitical Sciences. 2022. Vol. 12. No. 3. Pp. 125-130. (In Rus.) DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-3-125-130 V_J

Человек может узнать и понять столько, сколько есть в нем любви.

Иоанн Кронштадтский

В настоящее время все актуальней становится проблема человеческой духовности. Вопрос как человеку жить по-человечески всегда был важен в качестве начала выработки, созидания моральных ориентиров. В современном обществе все большую роль начинают играть религиозные институты. Церковь становится подлинной носительницей духовных смыслов. Ее воспитательное значение трудно переоценить в эпоху социальных сетей и цифровых технологий. В данных контекстах современной жизни становится интересной и актуальной связь философии и религии, рационального и духовного в наследии недавнего прошлого. Жемчужиной в философии Русского Религиозного Ренессанса стала система С.Л. Франка, в которой особое место занимает обоснование духовных основ человеческой природы. Автор поставил задачей разобраться, что означает в философской системе Франка концепт «духовная реальность». Ознакомление с трудами философа давало интуитивную ясность, что в этом понятии сосредотачивается все: и реальность бытия, и реальность человека. Духовная реальность - концепт, напрямую связанный с религиозным опытом. Франк в своем позднем творчестве демонстрирует все возрастающую религиозность. Духовная реальность у Франка - это нечто, относящееся к Богу и человеку. В некотором смысле к духовному принадлежит и темная бездна отрицательного, «темная» сторона духа. Это та сторона духовного, которой занимался Ф.М. Достоевский, раскрывая на материале человеческих психотипов бездны человеческой души, страстной стихии человеческого начала.

ДУХОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ БОГА

Франк в первом проекте системы, в магистерской диссертации «Предмет знания» (1916) устанавливает момент «живого знания» как познания Духа, Абсолюта. Для раннего Франка духовное и есть самое реальное, изначальное. Познание Бога становилось для него основой любого другого познания. Вслед за любимым им Блаженным Августином он повторяет: Бога мы на-

ходим как во внешнем мире, так и в самих себе так, что самопознание становится чем-то большим, нежели познанием своих психических состояний. Франка интересует сверхмирная и сверхобъективная реальность, то небывалое бытие, которое перевернуло жизнь Августина, отраженное в откровениях мистиков Экхарта, Беме. Франк реконструирует линию мистического реализма, признавая реальным то, что скрывается за объективно постижимым, знакомым, обыденным. Сам философ, прекрасно ориентирующийся в различных жизненных ситуациях, с глубочайшей реалистичностью смотрящий на жизнь, признавал в каждом проявлении жизни, явлении действительности ее непостижимый, сверхмирный исток. Неслучайно его система в своей завершенной форме была посвящена Непостижимому. В начале этой большой работы, он пишет о том, что все, что мы называем предметным миром, рождается из темного материнского лона, из бездны Непостижимого и остается до конца неизведанным. Франк призывает различать с точки зрения своей философии религии внутреннее и внешнее, абсолютное и относительное, вечное и временное. В его рассуждениях основным становится мистический опыт, относящийся к абсолютной реальности. Ее он называет духовной реальностью. По словам значительного исследователя творчества Франка Ф. Буббаера «он не считал понимание мира столь же важным, как переживание Бога» [Буббаер, 2001: 215]. Именно «религиозный эмпиризм» сменяет позицию все доказать и дедуцировать. От почитаемого философом Н. Кузанского Франк унаследовал традицию «ученого неведения», или искусство постижения «сердцем».

ДУХОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И Я

Понятие «духовная реальность» определимо через глубинные потребности человеческого Я. Франк усматривает в бытии человека стремление к преодолению своей субъективности. Это проявляется с одной стороны, как социальное чувство, чувство общности, родственности с другими. У Франка это выявляется в трансцендировании к «ты», в разных формах «я-ты» отношения. С другой стороны, он утверждает бесконечность и безграничность души в смысле трансцен-дирования к духовному бытию, которое познается

Зимянина Е.В.

только при выходе души за ее собственные границы, из ее собственной субъективности. Чувство своей неустойчивости, неподлинности заставляет самобытие (Я) обращаться к той основе или почве, через которую оно обретает объективность, устойчивость. Как проникновенно писал об этом Блаженный Августин в Исповеди, описывая свои детские годы: «сберегая по сокровенному влечению целостность чувств моих даже в малом и услаждаясь истиной в самых ничтожных вещах... Я не хотел обманываться и обманывать, обладал хорошей памятью и речью, радовался дружбе, избегал уныния, неприязни и невежества.. А ведь все это - дары Господа моего, все это - добро и все это - я» [Августин, 2006].

Этот источник Франк четко выделяет и обозначает как глубинный слой, внешний чисто человеческому, субъективному бытию, но в котором самобытие (Я) укоренено и им питается. Франк дает определение духовного бытия: «духовное бытие в самом общем его смысле есть основание и корень реальности непосредственного самобытия (Я)».

Человеческая субъективность характеризуется своей неполноценностью, недостаточностью, ущербностью. Духовное бытие есть то, что осмысляет человеческую реальность, обладая ценностью самого по себе. В этом сказывается франковский платонизм, гармонично и умело связываемый с христианством. Как в этическом, так и в эстетическом эта реальность усматривается как значимая сама в себе и, тем самым, как откровение какой-то глубочайшей первоосновы реальности. Смысл имеет нравственно ценное, а также все, имеющее отношение к творчеству.

Духовное бытие, непроницаемое для логической мысли, вместе с тем оно есть бытие живое, бытие жизни вместе со всеми ее признаками - становлением и свободой. Способ, каким открывается духовная реальность мне - не познание, не предметное освоение реальности. Раскрытие духовной реальности дается в откровении, как некоторое, как пишет Франк, четвертое лицо между «я», «ты» и «оно». Духовная реальность воздействует на нашу самость и образует то, что называют личностью. Личность - это бесконечное бытие, так как она внутренне сращена с бесконечностью духовного царства. К существу духовного бытия принадлежит свобода и индивидуальность вместе с общезначимостью. Вспомним Лейбница: то, что может быть признано истинным бытием для себя, монадой, может воспринять и выразить бесконечное. Как пишет в этой связи Франк: «Сущность всеединства как духа, как реальности самоценного, самозначимого бытия обретает последнюю определенность лишь в конкретной индивидуальности» [Франк, 1990: 414].

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗМА ФРАНКА

Реализм Франка - реализм особого рода. Философ наследует реализм в традиционном средневековом его значении, а именно в значении утверждения реальности общих понятий. Такими понятиями становятся Бог, Дух, реальность, духовное, мистическое. Категории, будь то познания или этики, Франк соотносит с трансцендентным, которое выступает у него аналогом божественного.

Франк объединяет мир земной и мир небесный. Для него духовное - и есть самое реальное, близкое нам. Франка можно считать религиозным экзистенциалистом, так как его человек живет в мире духовных смыслов, проникнут ими. Человек, по мысли Франка, должен сам сделать выбор в пользу «вечной правды», не отрываясь, тем не менее, от мирского делания. Смысл жизни - в совершенствовании, исправлении бытия, в том числе и через нравственное «внесение добра в самые человеческие души». Франк постулирует принципиальную открытость человеческой души как условие ее прочного, надежного существования. Границы самости преодолеваются через выход к другим, через христианскую любовь.

Важной мыслью Франка явилось положение о духовных основах социально-политических изменений общества. Его реализм проявился в утверждении зависимости направлений движения истории от господствующих идей в духовной области. Не от экономических отношений и политических интересов зависит ход исторических событий, в конечном счете, считает Франк. Франк убежден, что сущностное спасение мира и ограждение его от зла есть богочеловеческий процесс, где человеку отводится решающая роль. Человек есть проводник духовных процессов в наш мир. Человек соединен с духовной реальностью как царством смыслов и ценностей, с миром общезначимого. От его свободного и ответственного выбора зависит весь ход жизни. Философию Франка, поэтому можно назвать как Бого-центричной, так и антропоцентричной. Бог и человек неразрывно связаны в его системе.

Одна из задач духовного развития - борьба с темным человеческим своеволием. Здесь Франк встает перед труднейшей задачей - задачей совмещения свободы человеческой воли и водительства Богом человека. Эту задачу можно разрешить, указав на творческую силу человека, ориентированного на Богом установленные ценности. Франк верит в человека, в человека, принявшего духовные ценности христовой правды, которые объединяют. Люди сильны своим единством, а не разобщенностью. Вопреки безрелигиозному экзистенциализму Франк чувствовал уверенность в будущем дне. И его надежды на лучшие времена сбылись.

БОГОПОЗНАНИЕ У ФРАНКА

Главным вопросом для философской мысли Франк считал вопрос о Боге. Бог, по его мысли, есть единственный предмет философии, а все остальное находится в связи с ним. Понятие Бога Франк определял через всеединство, всеобъемлющую реальность, всеблагую, благодатную. Путь к ней - в вере, но в такой вере, которая отождествима не с интеллектуальным знанием, но со знанием сердечным. Бог открывается через личное отношение к нему. В этом Франк является наследником мистической традиции, но эти мотивы уступают понятию веры как веры не только в личное существо, но как в благодатную стихию, в которую погружена наша душа. Сам Франк говорит о своем панентеизме, когда рисует Бога не как замкнутую в себе, отрешенную от мира личность, но как всеединое бесконечное. Существо отношения Бога и человека философ выражает через метафоры изливающегося солнечного света,

дарящего тепло и жизнь, образами отца и матери для ребенка как источников покоя, обеспеченности, ласки и уюта [Франк, 1992: 259]. Вера в живого Бога становится неким внутренним состоянием духа, живой полнотой сердца. Личное, живое отношение к Богу следует, по Франку, из присутствия божественной реальности в человеческой природе. Общаться с Богом возможно только имея Бога в собственной душе. Существо религиозного опыта заключается в обращении Божества к нам в глубинах нашего собственного бытия. Через это обращение Бога к нам мы и имеем истинную веру. Понятие «духовной реальности» неразрывно связано с понятием Бога.

У глубоко религиозного мыслителя и писателя Ф.М. Достоевского мы находим созвучные идеи, когда Бог открывает себя человеку через образы-голоса героев Сони Мармеладовой, Алеши Карамазова, князя Мышкина. Голос самого автора звучит через внутренние диалоги героев, которые ищут, мучаются, страдают, радуются на пути к божьей правде. Устами своих героев Достоевский, так же как и Франк говорит о том, что самый главный и самый животрепещущий вопрос для каждого человека есть вопрос о Боге и личном бессмертии. Достоевский как никто в русской литературе сумел показать мучительные поиски тех жизненных смыслов, которые в философской форме отразил С.Л. Франк как поиск личного Бога.

Существеннейшая черта Бога, по Франку, - его непостижимость. Бог, как и царство Божие остается всегда тайной, о которой можно только «намекнуть в притчах» [Франк,1992: 255].

Опыт постижения реальности Бога дает человеку, по словам Франка, осознание своего богоподобия и своего бессмертия, своей свободы. Напротив, опыт религиозной слепоты ведет на путь греха, на путь охваченности темными, хаотическими, злыми силами. Религиозность, общение с Богом открывает в душе любовь к Святыне, ко всему миру. Такая любовь была у Алеши Карамазова и звучала в его словах к разочарованному брату Ивану о любви к этому миру, к клейким весенним листочкам.

Особенное, свое, своеобразное отношение у Франка к догматам христианского вероучения. Догматы религии Франк определяет как опыты, дающие самоочевидное знание. Он оригинально, новаторски смотрит на понятие догматов. Они, по его мысли, - это приблизительное неокончательное интеллектуальное выражение живого религиозного опыта, который всегда богаче. Религиозное знание в этом контексте не есть предметное знание, не есть итог бесстрастного теоретического созерцания. Религиозное знание вырастает из живого опыта общения с реальностью Бога [Франк,1992: 271]. Поскольку Бог - это «Бог-со-мной», в составе моей жизни, знание о нем превосходит наше разумение и не может быть выражено в понятиях. Это знание - символическое. Догматы же имеют практический смысл как бы «духовной навигации».

Догматы отражают опыт встречи с духовной реальностью, и вместе с тем позволяют ориентироваться в реальности объективной, земной. Франк дает, по сути, определение духовной реальности, утверждая, что существует «подлинная объективно сущая структура духовного бытия, есть строгие ненарушимые и не за-

висящие от нашей воли закономерности этого бытия; от точного познания их и руководства ими зависит правильность и разумность нашей жизни, успешность наших стремлений... наше «спасение».

Франк характеризует религиозные догматы как живые религиозные убеждения, как истины, которые открываются нашему сердцу. Догматы, как считает Франк, есть ориентиры для жизни. Их содержание открывает правду истинного бытия. Они есть такие убеждения, которые определяют строй души и мотивацию поведения. Человек может не утверждать, что он -верующий, но самоотверженно, с любовью относиться к ближнему, тем самым следовать максиме, что Бог есть любовь и что нужно потерять свою душу, чтобы сохранить ее.

Франк в своих религиозных размышлениях постоянно возвращается к понятию духовной реальности или духовного бытия. По мысли философа, духовное бытие, открывающееся в религиозном опыте, есть единственная, подлинно определяющая сила человеческой жизни вообще. Духовно поверхностные люди не понимают суть догматов веры, так как в последних отражены реалии духовной жизни. Поэтому они не понимают жизни в ее глубине. Правда князя Мышкина именно поэтому неправдоподобна, с точки зрения поверхностного взгляда светского общества.

Разрабатывая свое понимание культуры и духовности, Франк решает задачу совмещения ценностей религиозных и светских. Враги культуры, духовности, считает Франк, это утилитаризм и аскетизм. Утилитаризм не признает абсолютных ценностей и выводит смыслы из сугубо практических реалий. Аскетизм отрицает земное строительство человека во имя его божественного существа. Обоим, считает Франк, чужда идея бого-человечества, идея воплощения абсолютных ценностей духа в земной жизни и ее средствами.

ДУХОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

КАК ОСНОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И БЫТИЯ

В своей последней большой работе «Реальность и человек» вопрос внутреннего священства человеческой души Франк рассматривает через идею двойственности человеческой природы и жизни. И понятие духовной реальности связано с проблемой двойственной природы человека. Отношение человека к Богу, считает Франк, одновременно и трансцендентное и имманентное. Это следует из признания двух слоев человеческого духа, один из которых - это тот слой, в котором человек имеет Бога в самом себе. Слова Блаженного Августина о том, что Бог «всегда был у меня, только я сам не был у себя» говорят о двойственности между одним «я», способным уходить от другого, глубинного «я». В высшей части души, в некотором смысле «сверхчеловеческой» «благодать пребывает неизменно и незаметно для нас» [Франк, 2007: 243]. Важно указать, что деление проходит в пределах того, что в общем смысле называется «душой», это две ее ипостаси: высшая и низшая. Есть Я и есть то, что условно можно назвать «моя душа», пишет Франк, где Я - субъект познания, мысли и воли, а «душа» есть нечто, с чем я встречаюсь во внутреннем опыте. Бог по отношению к «Я» как субъекту самосознания является трансцендентной, извне

Зимянина Е.В.

противостоящей инстанцией. Напротив, для души как реальности, «сущей во мне и мне открывающейся <...> Бог имманентен, живет во мне» [Франк, 2007: 245]. Эту открытость Бога человеку можно определить, исходя из положений Франка, духовной реальностью. Духов -ная реальность дана в большей степени через эмоции и волю, чем через познание. Сам человек становится такой «духовной реальностью». Как пишет Франк здесь «иметь» и « быть тем, что имеешь» совпадают [Франк, 2007: 245]. Человек еще до познавательного отношения к реальности включен во всеединое, духовное по своей сути. На основе этой включенности только и возможно восприятие действительности как объективной. Франк утверждает, что благодаря некоторой изначальной духовной реальности в нас возможно рационально-религиозное восприятие Бога, а также истинная вера.

Бог определяет человеческое «Я» как свободное самобытие именно потому, что в «Я» заключена «духовная реальность», которая выступает благодатной силой. Франк пишет: «благодать, «дар свыше» не противостоит моей свободе, а творит ее саму» [Франк, 2007: 249]. Человек тем в большей степени личность, обретает свободу, чем в большей мере он прислушивается к глубине духовной реальности, следует ее принципам. В составе человеческого бытия «духовная реальность» есть нечто прочное, основательное, поэтому Франк говорит о нет-варности человеческого «Я».

Понятие духовной реальности возникает в связи с проблемой отношения внешнего и внутреннего миров, мира предметного бытия и мира человеческой души. Эти два мира имеют один общий источник - все-единое, а духовная реальность относится как к одному, так и другому миру.

Во всеедином, считает Франк, не должно затеряться самобытие или человеческая реальность. С другой стороны, необходимо найти точки соприкосновения мира внешнего и внутреннего. Такой точкой соприкосновения этих миров становится «прекрасное». Понятие прекрасного относится к духовной реальности, оно выражает ее.

Прекрасному свойственен характер сплошного, целостного, неразложимого, всепронизывающего единства. Ему присуща внутренняя согласованность и соразмерность отдельных частей единства, которого можно назвать гармонией. Это духовное бытие отлично от предметного мира, которому свойственна частичность, неполнота, незавершенность, фрагментарность.

Духовная реальность в лице красоты не постигается в понятии, а дается, по словам Франка, в живом наглядно - убедительном опыте ее непостижимости -ее совпадения с непостижимым. Про отношение «человек-реальность» Франк пишет: «не человек вкладывает что-то свое в реальность, навязывает ей что-то чуждое, а напротив, реальность навязывает нам свой собственный состав» [Франк, 1990: 429].

Духовная реальность проявляется в красоте, но ограниченно. Красота равнодушна к добру и злу. Как пишет Франк: «красота есть знак потенциальной гармонии бытия» [Франк, 1990: 433].

Франк характеризует доступное нам бытие как всегда большее и иное, чем все, что мы можем в нем уловить, следовательно, потенциально и нечто совершенно иное [Франк, 1990: 434]. Такая характеристика

относится к «непостижимому», в котором «все вообще возможно». Про духовное бытие можно сказать, что оно потенциально бесконечно, и дано нам нерационально. Но если в «непостижимом» легко заплутаться, по меткому замечанию Франка, то должна быть область надежного, подлинного, устойчивого для нас. Такой областью и является духовная реальность.

Франк нашему Я противопоставляет предметный мир, «потому, что мы имеем родину в иной области реальности» [Франк, 1990: 439]. По мысли Франка, мы происходим из некой первореальности, достаточно могущественной, чтобы нейтрализовать враждебные нашему бытию силы. В этой первореальности действует духовное бытие, которому мы обязаны нашим благополучием.

Духовное бытие или духовная реальность, как считает Франк, с одной стороны сродно с нашим Я, личностью и имеет в ней почву, а с другой выступает как объективное основание самого бытия.

Франк пишет о том, что духовная реальность как основание бытия является его смыслом и правдой. «Будучи единством реального и идеального основания, - она могущественнее, глубже, значительнее всего вообще фактического - и именно поэтому ближе, роднее нам, нашему самобытию..., чем безличному и неосмысленному предметному бытию» [Франк, 1990: 439].

Франк говорит о первооснове как духовной реальности, которая придает ценность и смысл всему, что от нее происходит. Подобно Платонову благу, она по своей мощи, значительности, совершенству уже выходит за пределы бытия.

Франк писал книгу «Непостижимое», когда мир был охвачен кризисом, по его словам «кризисом гуманизма». В этот берлинский период конца 30х годов он ярко полемизировал с философами, не отводящими место душе человека, и открыто воспринимал тех философов, которые имели отношение к персоналистической или духовной философии. В «Непостижимом» он упоминает имена Бубера, Шелера, Эбнера. О своей доктрине в «Непостижимом» Франк пишет Бинсвангеру, что создал учение направления трансрационально-пер-соналистической онтологии. Филипп Буббайер отмечает, что Франк в «Непостижимом» утверждает единство, выходящее за пределы логики и, таким образом, он рассказывает читателям о чем-то таком, что невозможно описать словами.

Действительно, во всех рассуждениях Франка в «Непостижимом» как предпосылка присутствует Бог. По отношению к Богу все остальные предметы мысли Франка обретают свой смысл. Нельзя забывать, однако, что рассуждения Франка носят сугубо философский характер. Это - религиозная метафизика.

Как пишет Буббаер: Бог Франка не просто персонализирован; отношения с Богом описываются как отношения любви. «Ты» Бога есть созидательная любовь. Философия Франка - попытка философской защиты личного Бога [Буббаер, 2001: 194].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение стоит упомянуть слова Владимира Соловьева - представителя традиционной религиозно-философской мысли, автора первой крупной системы

всеединства о том, что в человеке, «кроме животной природы и социально-нравственного закона, есть еще и третье высшее начало - духовное, мистическое или божественное» [Русский Эрос, 1991: 55]. И первые два элемента зависят от третьего и им определяются. Животная природа и социальный закон,- так же естественные на своем месте становятся противоестественными, когда берутся отдельно от высшего элемента и полагаются вместо него.

Духовная реальность - это реальность, производная от реальности Божественной. Франк использует это понятие, чтобы показать, как, каким образом Божество присутствует в человеке и в мировой данности. Это понятие определяет границу между миром Я и действительным, предметным миром. С помощью этого понятия мы можем определить личностные черты человеческого существа, а также степень воздействия прекрасного и благого на человека.

Мы используем понятие духовной реальности, когда судим с позиции абсолютных ценностей, которые в свою очередь являются индикатором нравственной зрелости человека и общества. Жизнь в каждое свое мгновенье ставит человека перед выбором, от правильности которого зависит судьба и успешность практической деятельности. Исторически регулятивами человеческой жизни были религиозные установления, смысл и основание которых лежали отнюдь не в материальной плоскости. В ХХ в. был осуществлен плодотворный синтез рационального, философского знания и религиозной духовной мысли, итогом которого стала система С.Л. Франка. Вся его деятельность изначально была направлена на поиски нравственных основ в исторически непростое время. Несмотря на трудную судьбу, философ создал ряд выдающихся произведений духовно-философской мысли, замечательные идеи которых являются актуальными и значительными на сегодняшний день.

ЛИТЕРАТУРА

1. Августин А. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского. М.: АСТ, 2006. 440 с.

2. Буббайер Ф. С.Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа. 1877-1950 / пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. 328 с.

3. Русский эрос или философия любви в России. М.: Прогресс,

1991. 448 с.

4. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика,

1992. 511 с.

5. Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда. Вопросы философии, 1990. 608 с.

6. Франк С.Л. Реальность и человек: метафизика человеческого бытия. М.: АСТ; Хранитель, 2007. 382 с.

REFERENCES

1. Augustine A. Confessions of Blessed Augustine, Bishop of Hippo. Moscow: AST, 2006. 440 p.

2. BubbayerF. S.L. Frank: The life and work of a Russian philosopher. 1877-1950. Transl. from English. Moscow: Russian Political Encyclopedia, 2001. 328 p.

3. Russian Eros or the philosophy of love in Russia. Moscow: Progress, 1991. 448 p.

4. Frank S.L. Spiritual foundations of society. Moscow: Republic, 1992. 511 p.

5. Frank S.L. Essays. Moscow: Pravda. Questions of Philosophy, 1990. 608 p.

6. Frank S.L. Reality and man: Metaphysics of human existence. Moscow: AST; Guardian, 2007. 382 p.

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 83,61%

Рецензент: Казарян В.П., доктор философских наук, профессор; факультет философии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Статья поступила в редакцию 14.05.2022, принята к публикации 10.06.2022 The article was received on 14.05.2022, accepted for publication 10.06.2022

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Зимянина Елена Владимировна, кандидат философских наук; доцент кафедры философии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Москва, Российская Федерация. Author ID: 327163; E-mail: zimyanina_elena@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

Elena V. Zimyanina, Cand. Sci. (Philos.); associate professor at the Department of Philosophy of Natural Sciences of the Faculty of Philosophy of the Lomonosov Moscow State University. Moscow, Russian Federation. Author ID: 327163; E-mail: zimyanina_elena@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.