Научная статья на тему 'Социальное аутсайдерство молодежи пограничного региона: проблемы диагностики и регулирования'

Социальное аутсайдерство молодежи пограничного региона: проблемы диагностики и регулирования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
663
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное аутсайдерство молодежи пограничного региона: проблемы диагностики и регулирования»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

СОЦИАЛЬНОЕ АУТСАЙДЕРСТВО МОЛОДЕЖИ ПОГРАНИЧНОГО РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ

Г.А. Ельникова

Белгородский университет потребительской кооперации, 308011, г. Белгород, ул. Садовая, 116 б

e-mail: romanenko@mail.belgorod.ru

Вопрос о статусе молодежи в российском обществе и в одном из ее регионов -Белгородской области вновь поставлен авторами монографии, учеными Белгородского государственного университета В.П. Бабинцевым, Е.В. Реутовым и И.В. Бояриновой, опубликованной в 2007 году [1].

Данная работа является результатом масштабного социологического исследования, проведенного авторами при поддержке гранта РГНФ в 2006-2007 гг. В монографии, в частности, исследуется динамика социального статуса российской молодежи от «эпохи смуты» - с 90-х гг. XX века до сегодняшнего дня, а также трансформация молодежного сознания, которую повлек масштабный сдвиг в развитии российского общества и социодинамика региона, превратившегося за это время из типичной провинции в пограничную зону с интенсивными транспортными и миграционными потоками, наркотраффиком и т.п. Все это, естественно, не могло не отразиться на нормативно-ценностной системе молодежи, ее установках и жизненных стратегиях. Именно в эти годы «в сознании значительной части молодежи начал формироваться когнитивно-ценностный диссонанс, который проявился в противоречии между личными смысложизненными ориентациями и установками, предлагаемыми нестабильным обществом в качестве универсальных норм поведения» [2]. Для анализа социокультурной динамики авторами использовались данные ряда исследований, проведенных в регионе профессором В.П. Бабинцевым в 1990-е гг.

Используя в качестве методологической базы исследования теорию «общества риска» В. Ульриха, У. Бека, авторы показывают, как молодежь региона строит свои жизненные стратегии, которые в основе своей направлены не столько на преодоление риска и неопределенности, сколько на встраивание в них. Средства, которые для этого используются, состоят, прежде всего, в достаточно пассивной адаптации к сложившимся условиям. В сознании молодежи со всей полнотой проявляется особенность ментальности обществ, переживающих социальные трансформации - господство симулякров, нравственный релятивизм и нерефлексивность мышления.

Выделяя в феномене социального аутсайдерства две составляющие - социальноэкономическую и диспозиционную, авторы приходят к выводу, что обладание молодыми людьми более низкими, нежели у их родителей, социоэкономическим, профессиональным, образовательным статусами не так уж сильно отражается на социальном самочувствии молодежи. Социально-экономические причины аутсайдерства, в отличие от 1990-х гг., актуальны лишь для очень небольшой части молодежи - около 5-10%. Правда, неустойчивость статусных позиций молодежи может потенциально включить в группу риска до трети молодых людей, испытывающих страх перед будущим. Но, в

отличие от социально-экономического, диспозиционное аутсайдерство как набор специфических «ценностно-целевых установок, мотиваций и интериоризированных норм» уже стало массовым феноменом. Специфика этих установок и мотиваций проявляется в следующем:

«- во-первых, они в настоящее время и в перспективе не способны обеспечить легитимный жизненный успех личности;

- во-вторых, их невозможно рассматривать как реальную основу для саморазвития личности. В лучшем случае эти ценностно-мотивационные паттерны обеспечивают адаптацию к аномальной по своим важнейшим характеристикам референтной среде. Например, к криминальной и полукриминальной субкультуре;

- в-третьих, они максимально динамичны. При этом вполне естественная динамичность молодежного сознания, отражающая его естественный переходный характер, гипертрофируется до тотальной условности духовных артефактов в сознании молодого человека. Для него становятся допустимыми любые взгляды и убеждения, что, впрочем, является не следствием уважения к ним, но - безразличия, неумения и нежелания сделать нравственный выбор;

- в-четвертых, даже эти максимально динамичные компоненты сознания обретают вид симулякров - искусственно созданных конструкций, лишенных объективных оснований» [3].

Относительная удовлетворенность собственными социальными позициями и «смутный оптимизм» в отношении собственного будущего сочетается у молодежи региона с довольно высокой степенью неудовлетворенности социальной средой, в первую очередь, социальной несправедливостью, коррупцией и правовым «беспределом». Каждый третий-четвертый молодой белгородец, как считают ученые, «заряжен» на социальное аутсайдерство вследствие неприятия общества, в котором он живет. Но при этом, как указывалось выше, молодые люди в большинстве своем уверены в себе и полагают, что смогут осуществить свои жизненные цели, добиться успеха.

Индивидуализм, ставший ведущей ментальной характеристикой современной молодежи, явился следствием ее столкновения с невозможностью в сложившейся социальной среде реализовать многие фундаментальные потребности. Прежде всего, участие в процессе принятия решений, касающихся города, района; решить жилищную проблему; открыть «свое дело» и устроиться на хорошую работу по специальности. Протестное аутсайдерство стимулируется взаимной отчужденностью власти и молодежи. Молодые люди в большинстве своем не доверяют основным институтам управления и должностным лицам.

Основным выводом исследования является признание того, что «решение проблемы социального аутсайдерства молодежи может быть достигнуто лишь на основе смены приоритетов социального развития общества в целом и региона в частности. Необходима стратегия управления, ориентированная на социальный рынок, на человека. В течение последних лет структуры власти и управления области при поддержке федеральных структур, активном участии белгородских ученых и приглашенных специалистов искали ответы на эти и другие вопросы, разрабатывали конкретную и ясную концепцию, которая дает представление, что и как необходимо делать, чтобы люди могли не выживать, а жить достойно. Сегодня можно сказать, что такая концепция существует и может быть положена в основу механизма управленческой деятельности. На базе ее предлагается выстроить систему оценок работы всех органов власти и управления, других социальных институтов» [4].

Кроме того, авторы считают необходимой существенную корректировку образовательной политики на федеральном и региональном уровнях. Так, в регионе особенно важно принять решения, направленные на коррекцию образовательных стратегий молодежи, обеспечивающих более эффективное решение проблемы занятости молодых людей. Исследование позволяет утверждать, что современная школа неэффективно выпол-

няет функцию профессиональной ориентации учащихся. И, очевидно, эта функция и не должна на нее возлагаться. Профессионально-ориентационной деятельностью следует заниматься органам государственного управления в регионе, которые в этих целях должны создавать специализированные учреждения с профессиональным кадровым составом. Решение этой задачи потребует ресурсных вложений, но без них немыслимо изменение ситуации. Такие вложения могут быть осуществлены не столько за счет регионального бюджета, но за счет средств работодателей, объективно заинтересованных в притоке молодых кадров.

В целом, монография удачно сочетающая обширные эмпирические данные с их глубокой интерпретацией, является серьезным шагом в создании региональной научной школы по исследованию проблем молодежи.

Список литературы

1. Бабинцев В.П., Реутов Е.В., Бояринова И.В. Социальное аутсайдерство молодежи пограничного региона: проблемы диагностики и регулирования: Монография. - Белгород: КОНСТАНТА, 2007. - 160 с.

2. Там же. - С. 19.

3. Там же. - С.26-27.

4. Там же. - С.129.

SOCIAL OUTSIDING YOUTH OF THE BORDER REGION: PROBLEMS OF THE DIAGNOSTICS AND REGULATIONS

G.A. Elnikova

Belgorod University of consume cooperation, 308011, Belgorod, str. Sadovaya, 116 b e-mail: romanenko@mail.belgorod.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.