Научная статья на тему 'Социально-значимая деятельность детских общественных объединений: педагогическое сопровождение'

Социально-значимая деятельность детских общественных объединений: педагогическое сопровождение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1399
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-значимая деятельность детских общественных объединений: педагогическое сопровождение»

Эвенология и социокинетика детства

на наш взгляд, она следующая (таблица I).

При формировании системы мер по развитию лидерского потенциала участников деятельности детских общественных объединений СПО-ФДО обращает особое внимание на формирование следующих социально-педагогических условий:

- целенаправленное формирование государственно-общественного договора о размещении ежегодного социального заказа по разработке программ лидерской направленности, обучению актива детского, ученического, студенческого са-

моуправления. проведению лидерских смен и конкурсов;

- проведение мониторинга эффекгивности результатов социальных проектов и программ, реализуемых на федеральном и региональном уровнях;

- организация системы обучения (очно-заочные формы, использование возможностей Интернета) лидеров общественных объединений тля расширения влияния общественных объединений в подростковой и молодежной среде.

И.И. Фришман

СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

На происходящие изменения в новом веке значительно повлияли темпы развития и социального становления подрастающего поколения.

Дети сегодня интенсивнее включаются в социально-значимую деятельность, потому что раньше и в новых объемах усваивают информацию об окружающем мире, овладевают новыми технологиями социального взаимодействия. Мировая тенденция свидетельствует о растущей социальной активности поколения нового века, разноооразии форм ее проявления от «позитивных» до «протестных».

Показателями данного явления может выступать объявленное ООН десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты (20012010 гг.). которое свидетельствует о новой этике в отношении к реоенку - об изменившемся уровне ответственности общества за него, заботы и педагогического сопровождения его социально-значимой деятельности.

Анализ психо.юго-пе тагогических исследований позволяет утверждать о росте внимания науки и практики к проблеме педагогического сопровождения.

Новые социально-значимые цели подрастающего поколения, связаны с процессами самоопределения, саморазвития, самопознания.

«Реформы в жизни взрослых надо начинать в душах детей» Януш Корчак

Именно их реализация предопределило особый вид педагогической деятельности - сопровождения, которое предпола! ает опору на «Я-коч-цепцию», способность растущей личности к решению экзистенциональных проблем в разрешении противоречия «быть как все» и потребностью к проявлению своей индивидуальности.

Под педагогическим сопровождением, вслед за профессором М.И. Рожковым, мы понимаем процесс, содержащий комплекс последоватсль-ньгх педагогических действий, обеспечивающих включенность юного гражданина в значимые для него события и стимулирующих его саморазвитие на основе происходящего.

Данный процесс, как показывает анализ социально-значимей деятельности участников детских общественных объединений всегда бинарен и предполагает сочетание деятельности взрослого и самодеятельности ребенка.

90-е годы XX века стали точкой отсчета качественных преобразований в детском движении на всех уровнях взаимодействия российского государства и общества в контексте реализации основных положений Конвенции о правах ребенка: правовом экономическом, содержательно-де-ятельностном, психолого-педагогическом, организационном. Эти же тенденции характерны и

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова , 2007, Том 13

© И.И. Фришман, 2007

Социально-значимая деятельность детских общее гвенных объедим 1и

для мирового детского движения.

Современное детское лвижение мы рассматриваем как социальное явление, разворачивающееся в историческом пространстве, в реальном времени детского и подросткового возраста, испытывающее на себе влияние социально-экономических условий.

Как показывает проведенный анализ ситуации, сложившейся в детском движении за 17 лет, прошедшие с момента преобразования единой и единственной пионерской организации в Союз равноправных юридических лиц, впоследствии Международный союз детских общественных объединений (СПО-ФДО). детские ооществен-ные организации и объединения являются наиболее стабильной и структурированной частью детского движения, представляя собой особый социальный институт воспитания.

Как любой социааьный институт, детская организация - это живой организм, которому присущи взлеты и падения, успехи и неудачи. Детские общественные организации и объединения значительно отличаются от взрослых не-ггаавительсгвенных организаций по ведущему признаку - участию взрослых в социально-значимой деятельности детского сообщества. Многолетний мировой и отечественный опыт возникновения и развития социальной активности нового поколения показывает, что для эффективности социально-значимой деятельности детей и подростков необходима сформированная педагогическая позиции взрослых, влияющая на содержание этой деятельности.

В связи с чем, очевидно, что в общественной тактике необходимо найти гармонию зф-фективного сочетания детской самодеятельности и педагогического сопровождения социально-значимей деятельности. Именно этот путь, избранный группой единомышленников способствовал развитию данного социального института как предпочитаемого самими детьми. Это связано с тем, что реализовать себя в социаль но-значимой деятельности ребенок или подросток сможет только в случае, если цель этой деятельности реальны и выполнимы, а организация или объединение реализует осооые функции, которые не присущи дру| им социальным институтам общества. Именно тогда, цели социально-значимой деятельности можно рассматривать двояко. С одной стороны, добровольное объединение детей и подростков возможно лишь тог-

да, когда они видят в ней перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов, самореализации. При этом выбор этой деятельности повышает их социальную самооценку, позволяет считать себя гражданами своей страны. Педагогическое сопровождение данной деятельности предполагает создание для участников детских общественных объединений и организаций особые условия, при которых более успешно осуществляется самореализация ребенка. Результатом педагогического сопровождения социально-значимой деятельности является желание и готовность участников детских опганизаций \ объединений к выполнению социальных функций в обществе.

Проблема целеполагания в процессе педагогической поддержки очень важна. Понимание взаимосвязи идеала и конкретизации пели социально-значимой деятельности диалектично. Постепенное воплощение идеала, приближение к нему зависит от учета конкретной социальной ситуации, на которое оказывает влияние усилия каждого участника (как ребенка, гак и взрослого) их вклад в характер общественной деятель ности Детские общественные организации -единственный социальный институт общества, объединившись в которой, дети и подростки обретают статус субьектности и возможность действовать от имени своих сверстников или же в их интересах. Педагогическое сопровождение социально-значимой деятельности в детских объединениях эффективно, если идет по двум взаимосвязанных линиям, которые условно можно обозначить как развитие личности и развития коллектива в детском объединении. Под развитием личности в детском объединении понимаем самовыражение, самодеятельность, самоорганизацию, наиболее полно использование условий для формирования у ребенка позитивного самоотношения, осознание себя субъектом реальной жизненной практики. Тем не менее, линия развития личности, представляет собой .упиковый путь, если не сочетается с линией развития коллективных отношений. Совершаемая коллективная деятельность связана с реализацией на практике понятий сотрудничество, сотворчество, содружество, сопричастность, событийность социально-значимой деятельности.

При этом развитие личности проявляется в нескольких педагогических ракурсах: с одной стороны, как сотрудничество в коллективной де-

и я и социокинетика детства

ятельности, с другой, как взаимосвязь и координация усилий различных социальных институтов общества. Таким образом, особенности организационного строения процесса педагогического сопровождения социально-значимой деятельности в детских объединениях связаны с реализацией следующих содержательных положений:

- уважение к правам личности;

- развитие стремления к самопознанию, самосовершенствованию, самореализации;

- формирование у детей и подростков готовности к включению в цивилизованные экономические, политические отношения на основе норм демократической культуры, в отношения в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей

Положительно оценивая результаты педагогического сопровождения социально-значимой деятельности и критически анализируя опыт, со-данный за время деятельности общественных объединений в 20 веке, возможно сделать вывод о губительной для развития детских объединений единообразия, глобализма, массового охвата детей без учета их интересов и потребностей. Значительным противовесом для разрешения причин этих негативных явлений, на наш взгляд, выступают четкость, ясность, конкретность сод гржания социально-значимой деятельности, отраженный в понимании вариативно-программного подхода.

Разработанный и апробированный вариа тивно-программный подход к общественной деятельности детей и подростков (профессор Во-лохов Алексей Васильевич) заключается в представлении участникам общественных объединений возможности выбора сферы деятельности и общения; объединений, групп, команд, в кото рых создаются необходимые условия для педагогической поддержки инициативы и творчества детей и подростков. Он предполагает наличие комплекса про1 рамм, отличающихся друг от др> га содержанием деятельности и адекватным ему формами и методами педагогического сопровождения. На сегодняшний момент разработано более 500 программ разного уровня. Они реализуются и доказываю гребования возрастного подхода. При этом их реализации существенна расширила диапазон интересов и потребностей детей. Мы занимаем позицию того, что содержание социально-значимой деятельности в детских

организациях и объединениях выпстняет познавательную и ценностно-ориентированную <Ьун-кцию, а программирование несет в себе функцию организаторскую. Использованный автором вариативно-программный подход в условиях Международного союза СПО-ФДО на протяжении более 17 лет позьолил во многом преодолеть сложное педагогическое явление, заключающееся в единообразии форм, методов и приемов социально-значимой деятельности.

Во многом положительный эффект был достигнут потому, что гарантированность самостоятельного выбора детьми различных видов деятельности позволили создать условия для приобретения учас никами детских общественных объединений знаний и навыков о социальном общении и деятельности тля проявления инициативы, активности, творчества, осознания ребенком или подростком зависимости своих успехов (неудач) от развития социальных отношений, складывающихся в его детском объединении или вокруг него. Таким образом, ведущими условиями, которые обеспечивают выбор детьми вариантов социально-значимой деятельности являются:

разнообразие и интенсивность деятельности;

- широкий набор социальных ролей при организации социально-значимых проектов и программ- расширение общественного влияния детских общественных объединений в детской и подростковой среде.

В ходе „пробации программ социапьно-зна-чимой деятельности мы смогли убедиться в том, что реализация манных условий позволяет участникам детских организаций и объединений выполнять не менее 5-6 организационных и 4-5 содержательных ролей. Это мы можем объяснить свободным выбором детьми проблем для оосуж-дения, наличием микрогрупп по разраоотке идей, широтой организационных и содержательных ролей, видов деятельности, возможностью перехода из одной организации ь другую или из одной программы в другую, даже выходом из программы и реализации авторского проекта социально-значимой деятельности.

Следовательно, использование вариативно-программного подхода как основы педагогического сопровождения социально-значимой деятельности позволяет выделить его компоненты

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова , 2007, Том 13

Социально-значимая деятельность д ских общественных нен

Табл. 1

№ Этапы № Компоненты

1 Информационный Кручение социокультурной среды участников детских общественных объединений, возможностей их влияния на про^ темы ближайшего социального окружения 1 Диашостическин Выработка рекомендаций для реализации фору, изциалыю- значимой деятетьности с учетом социального опыта дчтей, подростков, взрослых

2 Самоорганизации Ос/щеи. :ние выбора ситуаций действий и принятия ответственности за его осуиссгвление (выбор круга оби^ния, утверждение собственной позиции в отношениях с людьми, формирование навыков социального самоопределения) 2 Демпльносгныи Организация комплекса мероприятий по со прови/прению разнообразной деятельности, формированию социальной полиции детей, их социальном) ..акаливаник,, социальной защите и подготовке к самшащите подготовке к преодолению трудны» жизненных ситуаций и веде ник" эдопового образа жотни

3 Констру. .гивныь Распределение полномочии и сфер влияния, создание конструкций отношений взгюсяьк и детей обучение основам проектной деятельности 3 11рогносгическии Прогнозирование изменения в отношениях, деятельности, снижения риска конфликтны или протестны ситуаций (на 2-х уровнях инпивидупльном и ту пловом4)

4 Рефлексивным Фс мирование у участников общественны объединений рефлексивной позиции, которая представляет собой социальную устойчивую систему отношений человека к з ачимой проблеме, проявляющейся в соответствующем поведении и поступках Зрелость позиции проявляется в ^противоречивости и относительной стабильно*, ти в отношениях с самгм гобой и окоужающими. 4 Консу иьтативныя Создание условий в необ .о. имости получения достоверной информацч) дтя решения личных проблем и проблем возникающих в ходе реализации социально- значимой деятельности

и этапы. Компонентами процесса являются: диагностический, деятельностный, прогностический, консультационный. А этапами: информационный, самоорганизации конструктивный, рефлексивный (таблица 1).

Эффективность содержания педагогического сопровождения отражается в задачах, которые необходимо решать в ходе социально-значимой деятельности. Перечислим лишь некото рые из них: конвергенция уровней различных воспитательных потенциалов общественной деятельности (семьи, школы, общества, то есть микро. мега, макро уровней социализации участника детского объединения; определение соотношения воспитательных возможностей и условий для их реализации в детском общественном объединении' обеспечение равных стартовых возможностей участия детей и подростков в общественной жизни олижайшего социального ок-

ружения, общественное признание детской инициативы и создание ситуаций успеха в реализации проектов и прогоамм.

Решение вышеперечисленных задач позволяет в ходе социально-значимой деятельности достичь следующих результатов.

1. Поддержать и культурно оформить етрук-гуру детского общественного объединения.

2. Развить самостоятельность и самодеятельность детского коллектива. При этом взрослый - организатор детского движения выполняет роль посредника в решении правовых вопросов и социальных интересов юных

3. Инициировать новые формы совместной деятельности и сотрудничества детей и взрослых.

Обсуждение проблем эффективной социально-значимой деятельности, опыт и теоретические разработки, имеющиеся в педагогической

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, К» 4, 2007

полог я .иц инетика детства

науке, приводят к убеждению, что жизнь детского сообщества всегда зависит от уровня включенности еш участников в систему общих дел, ак'шй, мероприятий. Именно псэтому очень важно уделить особое внимание поддержке инициативы и рождения и замысла, идеи, проектированию и реализации социально-значимых проектов и программ.

Мы бы рекомендовали обязательно учитывать и ведущие виды деятельности. Для детей и подростков младшего возраста это могут быть познавательные проекты, направленные на понимание закономерностей и принципов окружающего мира. Подростки среднего возраста активно проявляют себя в социально-значимой деятельности, направленной на межличностное и фупповос взаимодействие. Старших подростков привлекает деятельность, связанная с возможностью проявить свои знания и умения, выбором будущей профессии.

В СПО-ФДО существует значительный опыт педагогического сопровождения социально-значимой деятельности. Он реализуется в ходе программ «Дети - детям», «Имею право», «Мир без опасности», «Наследники», «Детский орден милосердия».

За годы их становления значительно расширилось количество участников и организаторов социально значимой деятельности. Подлостей и взрослые оказывают помощь старшим и младшим, участвуют в программах лагерей добровольного труда по восстановлению памятников культуры, архитектуры, экологической очистке и благоусгройству территории, принимают участие в создании сайтов, справочников и каталогов для привлечения свиих сверстников к общественной прак!ике, расиросграняют среди родителей и педагогов информационные материалы, участвуют в работе общественных приемных и центров волонтерской деятельности. Более 10 лет лучшие из них собираются в Москве на фестивале.

Однако, несмотря на многочисленные позитивные примеры социальной активности, формирование целостного обоснования педаюги-ческого сопровождения социально-значимой деятельности остается актуальной проблемой. Необходимо взращивание демократических традиций внутри сообщества, образ! >вательных учреж дений, переориентация властных стру кгур и на создание условий для освоений детьми, подрос-

тками ценностей гражданского общества, формирование у них навыков социально-активного

поведения самостоятельного и ответственного выбора.

Большой ресурс объединения образовательного процесса и общественно-полезной деятельности несет в себе деятельность волонтеров, который позволяет привлечь студенчество к общественной практике с детьми и подростками «Во-лонтерство», «Добровольчество» - понятия еще недостаточно изученные отечественной наукой и практикой, Тем не менее, в контексте рассматриваемой проблематики волонтеры рассматривают деятельность как инструмент социального, культурного, экономического и экологическою развития. Это всегда добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции, способствующий реализации основных человеческих потребностей - чанные положения изложены во Всеобщей декларации волонтеров. Значимость волонтерства заключается в том что сам волонтер является не только объектом системы государственно-общественной поддержки социальных инициатив, а прежде всего активным субъектом общественного и государственного преобразования что достигается прежде всего целенаправленным применением системы педагогического сопровождения социально-значимой деятельности.

Историей развития отношений мира взрослых и детей доказано, что социально-значимая деятельность участников детских общественных объединений может быть «приватизировано» или же «политизировано». Идеи подобной деятельности не могут прорастать вне детской и подростковой среды, или же насаждаться «сверху». Только доверием к детской инициати ее и поддержкой общественных процессов можно достичь качественных и позитивных изменений. Общественный характер объе мнения детей, подростков, взрослых определяет возможность естественного сочетания личных интересов, социальных нужд в укреплении основ гражданского общества. Для развития механизмов педагогического сопровождения деятельности детских общественных объединений в 2006 году Ассамблея СПО-ФДО (высший орган организации) принимает Стратегию СПО-ФДО. Кратко охарактеризуем её положения.

Стратегия развития СПО-ФДО представляет собой систему принципов, приоритетных на-

196

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова, 2007, Том 13

Социа. .но- нанимая деятельность детских общественных объединений ...

правлений и основных механизмов взаимодействия субъектов Международного союза чтских общественных объединений.

Стратегия развития СПО-ФДО основывается на интеграции идей гуманизма, толерантности, уникальности и многообразия национальных культур в деятельность детских общественных объединений.

Стратегия развития СПО-ФДО опирается на анализ положения детей в разных странах мира и опыт реализации Конвенции о правах ребенка.

Стратегия развития СПО-ФДО яатяется основой для разработки вариативных составляющих содержания деятельности и организационного рзаимодействия субъектов СПО-ФДО - участников Международного союза детских общественных объединений.

Стратегические перспективы СПО-ФДО ориентированы на сохранение неделимости и це лостности Международного союза, как особого социального института.

Субъекты СПО-ФДО признают целью своего объединения создание условий для реализации детских интересов при обязательном соблюдении следующих принципов:

1. Принцип гармонизации общечеловеческих и реальных ценностей в организации жизнедеятельности детей, который предполагает:

- признание личности ребенка с ее достоинством и потенциалом в качестве самоцели;

- подг /говку детей к жизнедеятельности в системе жизненных проблемных ситуаций и выбору ценностей для их разрешения;

- открытость и готовность детей к направленному обогащению с «циального опыта на базе общечеловеческих ценностей в конкретном образе жизни.

2. Принцип самоорганизации и самореализации детей в детской общественной организации, который предполагает:

- формирование позитивного самоотношения ребенка к себе, к окружающему миру;

- добровольность выбора ребенком уровня решения задач коллективной и индивидуальной деятельности;

-учет возрастных и индивидуальных особенностей, которые способствуют обеспечению успешной самореализации ребенка.

3. Принцип участия детей и подростков в реальных социально-значимых отношениях, кото-

рые связаны:

- с соответствием уровня социальных отношений, в которые включается ребенок, его возможностям и способностям;

- с обеспечением взаимодействия детей с социальной средой и реализации их возможностей в повседневной практической деятельности,

- с распрое гранением и получешем ребенком (группой детей) достоверной информации о наличии социально-значимых проблем ближайшего социального окружения.

4. Принцип взаимосвязи и взаимозависимости усилий детей и взрослых в управлении детской общественной организацией, который заключается:

- в создании условий для реализации многообразного спектра детских интересов, их обогащения и возвышения, пробуждения новых ин-теоесов;

- в предоставлении возможности инновапи онной деятельности в использовании способов и средств достижения цели коллектива;

- в формировании личного социального опыта, осуществляемом в совместной общественной деятельности детей и взрослых

Перечисленные принципы реализуются субъектами СПО-ФДО на нескольких уровнях: личного интереса ребенка, общественных приоритетов объединения, юридических гарантий государств в реализации прав детей. В рамках использования вариативно-программного подхода, методик социального и медиапроектирова-ния, коллективно-творческой деятельности, привлечения государственного заказа.

Обеспечение приоритетных лаправлений развития СПО ФДО строится с учетом:

- целей и задач суЬьектов СПО-ФДО, их государственной и юридической самостоятельности;

j актуальности и специфики социальных проблем детей, подростков, в том числе различных возрас! ных, творческих, профессиональных и иных групп молодежи в возрасте от 10 до 25 лет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- реальных возможностей государств в осуществлении детской и молодежной политики

1. Укрепление статуса СПО-ФДО на международном федерачьном, региональном уровнях и развитие международного и межкультурного сотрудничества.

Педагогика. Психология. Социальная раоота. Ювенология Социокинетика, № 4, 20о7

197

Ювенс ия »циокинетика детства

2. Совершенствование инфраструктуры международного союза в развитии внутр« нней системы взаимодействия субъектов СПО-ФДО, развитие межрегиональных связей.

3. Разработка и апробация лидерских и кадровых программ СПО-ФДО, привлечение волонтеров к организации общественной деятельности с детьми и подростками.

4. Актуализация деятельности первичных организаций в местном сообществе.

5. Создание системы научных исследований, внедрение передового опыта субт ектов СПО-ФДО в широкую социально-педагогическую практику.

6. Формирование механизмов сопричастности к международному союзу, создание единого информационного пространства взаимодействия субъектов СПО-ФДО.

7. Развитие механизмов социального партнерства для реализации целей и задач организации.

Основные механизмы представляют собой систему мер и оценок эффективности взаимодействия субъектов в вопросах:

- консолидации усилий в расширении влияния субъектов СПО-ФДО на международном уровне (изучение истории детского движения; представление и защита прав детей нг объединение);

- координации деятельности субъектов

СПО-ФДО в реализации уставной деятельности (дву и многосторонних мероприятий, целевых проектов и программ, акций единых действий с участием всех субъектов СПО-ФДО не менее одного раза в год);

- организации свободного обмена информацией для расширения контактов по вопросам общественно-значимой деятельности, результативности совместных усилий детей и взрослых -представителей разных стран и народов.

Реализация данных мер будет способствовать укреплению статуса детских общественных объединений входящи : в Международный союз, влиять на динамику качественных изменений членской базы организации совершенствование основ вариативно-программного подхода в совместном поиске фоим инте1 рационньи .фоцес-сов взаимодействия субъектов Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерации детских организаций».

Конструктивный диалог детей и взрослых, организаций и объединений является основой развития Международного союза.

Гармонизация отношений детей и взрослых в процессе педагогического сопровождения - это путь конструктивного диалога представителей разных поколений, одинаково заинтересованных в развитии особого социального института общества - детского объединения.

М.В. Бут

ПЕД^ОГИЧиСКОЕ СОД1ЙСТВИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА МОЛОДЕЖИ

Преамбула. В статье актуализирована проблема педагогического содействия формированию политического имиджа молодежи; рассмотрены ведущие понятия «имидж», «политический имидж» формирование политического имиджа»; раскрыты возможности педагогического содействия формирования политического имиджа.

В настоящий период развития общества все большую активность, значимость в решении социальных проблем проявляет молодежь, примером служит молодежная организация «Молодая гвардия», «Россия Молодая» и др. Являясь од-

ной из возрастных групп, стремящихся к устойчивому социальному статусу, получению образованию, созданию семьи, направляя свою деятельность на развитие карьерного роста, молодежь проявляет активную политическую позицию. По данным избирательной комиссии по сравнению с 1990-2000 в 2002-2006 гг. на избирательные участки пришло на 20% больше молодых людей, а в избирательной комиссии приняло участие на 32% больше. Вместе с тем. участвуя в политической деятельности, слабо проявляются качества ли херов, объединяясь в движении, партии, добровольные объединения, хотя

198

Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова; 2007 Том 13

©М.В. Бут; 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.