Ювенс ия »циокинетика детства
2. Совершенствование инфраструктуры международного союза в развитии внутр« нней системы взаимодействия субъектов СПО-ФДО, развитие межрегиональных связей.
3. Разработка и апробация лидерских и кадровых программ СПО-ФДО, привлечение волонтеров к организации общественной деятельности с детьми и подростками.
4. Актуализация деятельности первичных организаций в местном сообществе.
5. Создание системы научных исследований, внедрение передового опыта субт ектов СПО-ФДО в широкую социально-педагогическую практику.
6. Формирование механизмов сопричастности к международному союзу, создание единого информационного пространства взаимодействия субъектов СПО-ФДО.
7. Развитие механизмов социального партнерства для реализации целей и задач организации.
Основные механизмы представляют собой систему мер и оценок эффективности взаимодействия субъектов в вопросах:
- консолидации усилий в расширении влияния субъектов СПО-ФДО на международном уровне (изучение истории детского движения; представление и защита прав детей нг объединение);
- координации деятельности субъектов
СПО-ФДО в реализации уставной деятельности (дву и многосторонних мероприятий, целевых проектов и программ, акций единых действий с участием всех субъектов СПО-ФДО не менее одного раза в год);
- организации свободного обмена информацией для расширения контактов по вопросам общественно-значимой деятельности, результативности совместных усилий детей и взрослых -представителей сазных стран и народов.
Реализация данных мер будет способствовать укреплению статуса детских общественных объединений входящи : в Международный союз, влиять на динамику качественных изменений членской базы организации совершенствование основ вариативно-программного подхода в совместном поиске фоим инте1 рационньи .фоцес-сов взаимодействия субъектов Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерации детских организаций».
Конструктивный диалог детей и взрослых, организаций и объединений является основой развития Международного союза.
Гармонизация отношений детей и взрослых в процессе педагогического сопровождения - это путь конструктивного диалога представителей разных поколений, одинаково заинтересованных в развитии особого социального института общества - детского объединения.
М.В. Бут
ПЕД^ОГИЧиСКОЕ СОД1ЙСТВИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА МОЛОДЕЖИ
Преамбула. В статье актуализирована проблема педагогического содействия формированию политического имиджа молодежи; рассмотрены ведущие понятия «имидж», «политический имидж» формирование политического имиджа»; раскрыты возможности педагогического содействия формирования политического имиджа.
В настоящий период развития общества все большую активность, значимость в решении социальных проблем проявляет молодежь, примером служит молодежная организация «Молодая гвардия», «Россия Молодая» и др. Являясь од-
ной из возрастных групп, стремящихся к устойчивому социальному статусу, получению образованию, созданию семьи, направляя свою деятельность на развитие карьерного роста, молодежь проявляет активную политическую позицию. По данным избирательной комиссии по сравнению с 1990-2000 в 2002-2006 гг. на избирательные участки пришло на 20% больше молодых людей, а в избирательной комиссии приняло участие на 32% больше. Вместе с тем. участвуя в политической деятельности, слабо проявляются качества ли херов, объединяясь в движении, партии, добровольные объединения, хотя
198
Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова; 2007 Том 13
©М.В. Бут; 2007
политический интерес в данном случае и является ведущим, но для молодежи важным является интерес к коммерческой деятельности, быть конкурентоспособным на рынке труда. Однако в настоящий период стоит проблема формирования политической культуры и политического имиджа. Молодежь слабо ориентируется в многообразии паптий, не знакома с их программами, часто не имеет реального представления об их деятельности и тем более не способна сформировать собственный политический имидж.
В этих условиях возникла необходимость в педагогическое содействии формирования политического имиджа молодежи.
Обратимся к определению понятия «политический имидж». Политический имидж - явление полиструктурное, многоуровневое. В то же время в педагогической -..итературе понятие «политический имидж» встречается крайне редко, данное понятие отсутствует в педагогических и психологических словарях и энциклопедиях" отсутствуют работы, раскрывающие содержание, формы и методы формирования политического имиджа у студентов, относительно нашего предмета исследования.
Поскольку рассматриваемое понятие составное, то обратимся к основному понятию имиджа. В ряде исследований подчеркивается то обстоятельство, что понятие «имидж» включает не только естественные свойства личности, но и специально выработанные, созданнътв сформированные. В других исследованиях делается акцент на том, что имидж во многом предопределяется объективными характеристиками объекта, в частности, имидж человека предопределяется его психологическим типом, в соответствии с запросами времени и общества.
Хак отмечает В.И. Башмаков имидж - это некий синтетический образ, который складывается в сознании „додей в отношении конкретного лица или организации. Он содержит в себе значительную долю эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и обладает силой притяжения либо 01 галкивания.
В ряде исследовании получила отражение знаковая, информационно-символическая природа имиджа (В.Н. Маркин, А.Ю. Панасюк), как адресованное аудитории сообщение о том, что клиент обладает определенными свойствами. Наше исследование показало, что большинство авторов в решении проблемы формирования
имиджа исходят из ее конкретного контекста. Так, Е.Б. Перелыгина, рассматривает имидж как символическую структуру Я-концепции; В.М. -Шенель утверждав 1, что имидж есть визуальный образ, вызывающий симпатию, М.А. Колоскова определяет как целостный непротиворечивый образ в сознании окружающих, в структуру которого входят внешность, стиль поведения, стиль общения и др.
Характеризуя имидж как социально-психологическое явление, A.A. Ъодалев, Р.Ф. Ромашкина. А.П. «Ьедоркина указывают влияние на него не только сознательного, но и бессознательного компонентов психики различных социальны? групп, мотивации их поведения, а также формирование образа, социальных ролей, которые затребованы сегодня обществом.
Следовательно, политический имидж молодежи мы рассматриваем как целенаправленно формируемый образ молодого человека, включающий ценностные ориентации личности на общественно-значимую деятельность, на основе выработанной личностной позиции.
Формирование политического имиджа молодежи осуществгяется по средствам включения индивида в политическую систему и в этом смысле педагогическая система проявляется как универсальное средство политической социализации. Процесс политической социализации представляет собой с одной стороны, усвоение индивидом политических норм и ценностей общества, к которому он принадлежит, с другой, приобретение им политического ипыта и политических ориентации, специальных качеств личности, образцов поведения, требуемых для участия в политической жизни, а значит и политического имиджа.
В педагогических исследованиях A.B. Дра-гунова, Л.И. Липской политическая социализация характеризуется как одна из разновидностей социализации и предстар ляет собой культурный процесс, следовательно функции политической культуры развиваются как культурный процесс, к которому относятся:
- формирование политического сознания и поведения личности, становление политического субъекта;
- сохранение политической стабильности общества, преемственности поколений в политике.
Понятие политической социализации значи-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2007
199
Юве! огия и социокинетика детства
тельно шире понятия политического воспитания или просвещения, так как включает не только целенаправленное воздействие на личность господствующей идеологии политических институтов, но и стихийные влияния, собственную активность человека. Исходя из теоретического анализа работ В.М. Шепель, Е.В. Грунт, можно выделить несколько уровней взаимодействия человека и политической системы, в которых действует механизм политической социализации:
- социальный уровень (общества, больших социальных групп), когда на личность действуют макросоциальные факторы: революционные потрясения, террор, безработица и т.п. В современных условиях они дополняются глобальными проблемами;
-социально-психологический уровень, на котором цели и ценности политики передаются личности как большими, так и малыми социальными группами (партиями, профсоюзными организациями, молодежными объединениями) Здесь особое значение приобретет внушение, подражание, идентификация личности с той или иной политической составляющей;
- внутриличностный уровень, где важная роль принадлежит потребностям, ценностным ориентациям, мотивам, установкам личности в политике
Политичегкая социализация продолжается всю жизнь. Ее степень зависит от многих причин. В результате теоретического анализа опираясь на специфику политического сознания и особенности политической акгивности личности, мы выделили некоторые виды политической социализации
- человек с неразвитым политическим сознанием (обыденное), занимающий пассивную политическую позицию, зачастую бегущий от политики, аполитичный Это люди имеют статус исключительно предмета политики, объекта политики Их участие в политике ограничивается внешней необходимостью (война, выполнение приказа, необходимость голосования...), а также силой традиции. По отношению к такому человеку политика выступает как принуждение, на силие, внешняя необходимость:
- человек с высоким уровнем общего образования, обладающий чувством собственного достоинства, осознающий свои экономические и политические интересы, разбирающийся в по-
литических событиях, но пассивный в политике, не имеющий желания участвовать в ней, занимается «своим делом»;
- личность, обладающая развитым теоретическим сознанием, понимающая суть происходящих общественных процессов, зачастую профессионально связанная с политической сферой (журналист, социолог, юрист, экономист), но пассивная в политике. В таком случае ее влияние на политику происходит опосредованно, посред-ствам профессиональной деятельности; образованный, обладающий развитым политическим сознанием человек активный в политике Для них политическая деятельность это не только профессия, источник существования, но и основное занятие цающее смысл жизни именно такая личность обладает политическим имиджем;
- человек, обладающий высоким уровнем теоретического сознания активный политик, стремящийся к преобразованиям в обществе. Это политический лидер, оказывающий реальное воздействие на политический процесс, а иногда и на ход истории. Лидеры такого плана - некий идеал политического субъекта, цель политической социализации и политического имиджа.
В процессе политической социализации наблюдается две разнонаправленные тенденции. Первая обусловлена усиливающейся общественной потребностью в политическом развитии личности, росте ее самосознания, активном включении в политику. Ее подтверждают рост политической активности людей, интерес к политической информации, к политическому образованию. приход в политику из разных слоев населения. Вторая тенденция проявляется в разных формах отчуждения людей от политики.
Педагогическое содействие формированию политического имиджа предполагает прежде всего осознанное овладение человеком совокупностью знаний, умений, как в области политического образования, политической культуры, так и в целом об задающим мировоззрением.
Воплощая ценностно-смысловую детерминацию политической активности человека, политический имидж характеризует его способность понимать специфику своих значимых интересов, действовать при достижении целей в соответствии с нормами политической деятельности, а также творчески перестраивать, проявить сознание при изменении потребностей и внешних обстоятельств.
200
Вгстник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007, Том 13
Библиографический список
1. Актуальные проблемы изучения политической культуры студенческой молодежи [1екст]: Монография / К.Г Колтаков. И.И. Москвичей, В.В. Рыков; 5ИЙС. ГОС. ПОД, ЧН-Т, - Бийск: БиГПИ, 1997. — 79 с.
2. оегинин В.И. Политическая культура молодежи: Опытсоциол. иссчед. [Текст] / В.И. Бе-гинин, A.M. Викулов / Под ред. Г.В. Цыльнова. - Саратов: Изд-во Сарат ун-та, 1993. - 198 с.
3. Ивченков С.Г. Неформальные объединения: тюблемы участия милодежи [Текст]: авто-реф. дис.... канд. фил. наук / С Г. Ивченко - Саратов [б.и.], 1991 -24 с.
А.А. Вдовенко
ПРЕДСТАВ ТЕНИЯ СТУДЕНТОВ О СЕБЕ КАК ЧЛЕНАХ ГРАЖДАНСКОЮ ОБЩЕСТВА
Преамбула. Проблема построения гражданского общества в России является сложной, и по сей Оень до конца не разрешенной проблемой. Сможет ли гражданское общество самоорганизоваться и готовы ли наши современники его строить? Что такое «гражданин», и какими качествами он должен обладать для того что бы суметь стать не просто еще одним «винтикам» в государстве, а созидателем свободного и ответственного гражданского общества?
Гражданское общество» в энциклопедическом словаре «Конституционное право» предлагается понимать как такую ступень общественного развития, которая характеризуется совокупностью социально-политических, товарно-рыночных, семейно-бытовых, духовно-культурных отношений, соответствующих им систем сеци-онормативного регулирования и функционирующих на их основе независимых от государства общественных институтов, позволяющих человеку, общности людей удовлетворять свои раз нообразные интересы и потребности, участвовать в управлении делами общества и государства. Гражданское общество - это естественно складывающееся состояние человеческого сообщества данной страны, формирующееся и развивающееся на основе саморегулирования и которое исключает или крайне ограничивает вмешательство государства. В соответствии с таким пониманием гражданское общество ■ это: отделенная от государства структура, состоящая из множества ассоциаций, добровольных объединений; сфера реализации общественных интересов, находящихся вне непосредственной дея-
тельности государства: совокупность людей, строящих определенные отношения без вмешательства государства, на основе свободы выбора.
Гражданственность - нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом. Качество, заключающееся в использовании своих прав и свобод (в том числе и политических), отстаивании своих законных интересов и помощи в этом другим, неукоснительном соблюдении своих обязанностей перед обществом, государством и другими людьми, заботе об общем благе как основе благосостояния каждого, нетерпимости к нарушению прав человека и ущемлению общественных и государственных интересов. Также и готовность, и способность принимать активное участие в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности.
Представляется важным отметить и значимость местного сообщества как действующую в пределах самоупраьляемой территории первичную ячейку гражданского общества. Местное сообщество отличаегся от населения данной территории, понимаемого как статистическая совокупность, наличием у каждого из его членов и всех их, вместе взятых, осознания своих прав и возможностей влиять на ход жизни в нем, ответственности за ведение обших дел. Речь идет об элементах самоорганизации как основе процесса институционализации гражданского общества.
В нашем исследовании делается попытка
©А,А Вдс-чнко 200/
201