Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕГУЛЯЦИИ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ПОТОКОВ В УСЛОВИЯХ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ'

СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕГУЛЯЦИИ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ПОТОКОВ В УСЛОВИЯХ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / БЛОКЧЕЙН / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Покровская Надежда Николаевна, Молодькова Элеонора Борисовна, Снисаренко Светлана Олеговна

Возросшее значение границ и регулирования перехода товаров, услуг, капиталов и человеческих ресурсов через государственные границы и границы надгосударственных объединений определяет актуальность как технологических аспектов, например регулирования применения блокчейна, так и социально-гуманитарных, социокультурных и организационно-административных подходов к управлению потоками, их балансировке и обеспечению безопасности и целесообразности. В статье систематизированы социальные технологии, применимые к регуляции трансграничных потоков в контексте геополитических изменений и реализации мобилизационной модели экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Покровская Надежда Николаевна, Молодькова Элеонора Борисовна, Снисаренко Светлана Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL GOVERNANCE IMPLEMENTED TO THE REGULATION OF CROSS-BORDER FLOWS IN THE CONTEXT OF MOBILIZATION ECONOMY MODEL

The increase of significance of national State borders and of importance of regulation applied to the cross-border transfer of goods, services, capital, and human resources, including of supranational coalitions areas, determines the relevance of both technological aspects, for example, regulation of the use of block-chain, and sociocultural organizational-administrative approaches to balance flows, ensuring safety and expediency. The paper systematizes social technologies that are pertinent to regulate cross-border flows in the context of geopolitical shift and of mobilization model of the economy.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕГУЛЯЦИИ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ПОТОКОВ В УСЛОВИЯХ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ»

СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕГУЛЯЦИИ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ПОТОКОВ В УСЛОВИЯХ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. Возросшее значение границ и регулирования перехода товаров, услуг, капиталов и человеческих ресурсов через государственные границы и границы надгосударственных объединений определяет актуальность как технологических аспектов, например регулирования применения блокчейна, так и социально-гуманитарных, социокультурных и организационно-административных подходов к управлению потоками, их балансировке и обеспечению безопасности и целесообразности. В статье систематизированы социальные технологии, применимые к регуляции трансграничных потоков в контексте геополитических изменений и реализации мобилизационной модели экономики.

Ключевые слова. Социальная регуляция, мобилизационная экономика, блокчейн, трансграничные операции, внешнеэкономические связи.

Pokrovskaia N.N., Molodkova E.B., Snisarenko S.O.

SOCIAL GOVERNANCE IMPLEMENTED TO THE REGULATION OF CROSS-BORDER FLOWS IN THE CONTEXT OF MOBILIZATION ECONOMY MODEL

Abstract. The increase of significance of national State borders and of importance of regulation applied to the cross-border transfer of goods, services, capital, and human resources, including of supranational coalitions areas, determines the relevance of both technological aspects, for example, regulation of the use of block-chain, and sociocultural organizational-administrative approaches to balance flows, ensuring safety and expediency. The paper systematizes social technologies that are pertinent to regulate cross-border flows in the context of geopolitical shift and of mobilization model of the economy.

Keywords. Social regulation, mobilization economy, blockchain, cross-border operations, foreign economic relations.

ГРНТИ 06.73.15 EDN NJUSRO

© Покровская Н.Н., Молодькова Э.Б., Снисаренко С.О., 2023

Надежда Николаевна Покровская - доктор социологических наук. профессор, профессор кафедры инновационного менеджмента Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина); профессор Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; профессор кафедры связей с общественностью и рекламы Института философии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена; профессор кафедры экономики и управления социально-экономическими системами Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики; профессор Высшей школы философии, истории и социальных наук Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта.

Элеонора Борисовна Молодькова - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Светлана Олеговна Снисаренко - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления социально-экономическими системами Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. Контактные данные для связи с авторами (Покровская Н.Н.): 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29 (Russia, St. Petersburg, Polytehnicheskaya str., 29). Тел.: +7 (952) 281-2796. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 05.01.2023.

Введение

В условиях мобилизационной экономики страновые интересы национального государства выступают ключевым аргументом при формировании процедур организации движения потоков разнообразных ресурсов через границы зон регулирования. Применение технологических инструментов и социально-управленческих подходов нуждается в систематизации в новом геополитическом контексте. Развитие информационного общества и прозрачности общественных процессов, потребностей и проблемных зон, цифровая трансформация [4] и сокращение транзакционных издержек проведения информационных потоков через разнообразные коммуникационные каналы, размывание культурных и социально-регулятивных механизмов [5] отражаются в социологическом анализе через разработку методов социального инжиниринга и социально-управленческих процедур [10].

Социальная технологизация регулятивных процессов как предмет изучения

Задача развития регуляции потоков разнородных ресурсов (товаров, услуг, данных, человеческих ресурсов, капитала и др.) связана сегодня с геоэкономическими изменениями начала III тысячелетия, от глобального коллапса финансовых институтов (рынков и ряда денежно-кредитных учреждений) до пандемии Covid-19 в 2020-2022 гг. Регулятивный коллапс выразился в энергетическом кризисе осени (сентября) 2021 г., когда последовательные попытки либерализации энергетики с 1996 г. в ЕС и затем принятие ряда протекционистских мер для реального сектора в США привели к заметному смещению механизма объема поставок и цен от равновесного положения к слабо предсказуемой волатильности. Ограничения рыночных механизмов и неспособность глобального частного бизнеса реагировать адекватно на базовые угрозы жизнедеятельности (как в форме пандемии, так и в форме роста цен на электроэнергию), неэффективность государственных попыток навязывания рыночного механизма в инфраструктурных сетевых системах ставят задачу переосмысления регуляции в целом.

Социальное управление и регуляция отражают два близких концептуальных образования, которые связаны ключевым содержанием (воздействием на самостоятельных субъектов, совершающих выбор поведенческих моделей и принимающих решения на основе оценки собственных индивидуальных и коллективных интересов) и различаются характером (управление предполагает прямое воздействие, а социальная регуляция отражает сложный комплекс исходных предпосылок, например, определяющих само содержание интересов, предпочтение при выборе между коллективом и индивидом, приемлемые и неприемлемые способы удовлетворения потребностей, социальный контроль и санкционирование). Под социально-управленческим подходом к регуляции понимается применение технологических решений к формированию среды, в которой субъект (компания, сообщество, человек) будет выбирать стратегию достижения целей - от применения цифровых программных решений (блокчейн, нейросети и пр.) до организационно-административных (принцип «одного окна», электронная очередь и т.п.). Трансграничные потоки в контексте мобилизационной экономики

Глобальные процессы и институты показали свою недостаточную эффективность, что привело к новому пониманию смысла и значимости границ. Помимо глобальных цепочек создания добавленной ценности в транснациональном бизнесе, предметом социально-экономических исследований вновь становятся вопросы регулирования потоков, пересекающих национальные и региональные границы.

Мобилизационный характер развития экономики стран и регионов проявился в течение последних лет (после финансового коллапса 2007-2009 гг.) наиболее заметно с начала пандемии Covid-19, когда глобальные управленческие структуры не взяли на себя ответственность за решения по защите жизни и здоровья населения и передали полномочия по спасению людей национальным, региональным и местным сообществам [3]. Вывод вопросов здравоохранения и, соответственно, других общественных благ (начиная от образования и подготовки врачей, снабжения импортными лекарствами, обеспечения транспортной инфраструктуры, вплоть до правосудия и обороны, вовлечённых в функционирование институтов обеспечения жизнедеятельности) на первый план привёл к переоценке роли механизмов социального и социокультурного регулирования в условиях противостоянии общества угрозам.

Вертикализация глобального надгосударственного управления показала свою ограниченность и на примере недостаточной эффективности ООН в ходе геополитических сдвигов 2022-2023 гг., когда проявилась заметная активность на уровне национальных государств и в сфере двухсторонних договорённостей (например, работа над единой валютой Бразилии и Аргентины), и в расширении БРИКС (инте-

рес к присоединению к данному блоку проявили Иран, Алжир, Аргентина и ряд других стран), и в смещении бывших колониальных африканских стран от европейской метрополии к горизонтальному построению многосторонних связей на основе взаимовыгодных договорённостей.

Доминирование государственной системы как инструмента формирования и действия правил, т.е. государственного регулирования, над формами вертикальной межгосударственной политической структурно-организационной интеграции привело к новому социально-управленческому видению договорённостей между государствами, что позволяет вновь говорить не только зонах и союзах (зонах свободной торговли, таможенных союзах, общем рынке и пр.), но, прежде всего, о потоках ресурсов с разной степенью добавленной стоимости через границы государств, т.е. о трансграничном движении.

Мобилизационную социально-экономическую модель, с точки зрения исследования социальной регуляции, операционально можно трактовать с учётом трёх основных параметров:

• мобилизация населения, активизация действий индивидов по решению локальных проблем [3], например, адресная точечная помощь добровольцев нуждающимся группам или сетевая организация повседневных решений [8] (в модели gig economy термин gig отражает работу на несколько минут, которой соседи готовы взаимно обмениваться за низкую плату или бесплатно);

• мобилизация усилий государства, регионального и местного сообщества для решения срочных социальных проблем, требующих быстрого решения (например, в КНР реализация протоколов по эпидемическим мерам включает от одного до нескольких часов для закрытия населённого пункта и развертывания необходимых медицинских организационных форм и процедур [12]) с вводом личной ответственности за результаты действий, за целедостижение и за последствия принимаемых решений;

• мобилизация государства как единого лица во внешней среде при противостоянии возникшим или длительно накапливавшимся угрозам любой природы (геополитическим, геоэкономическим, социокультурным, инфраструктурным и т.п.), например, развитие Северного морского пути в Арктической зоне России может рассматриваться как компонент мобилизационной модели, поскольку включает системное управление единством проектов и программ на уровне государства, отвечая на задачи развития роли страны в мировой системе хозяйственных связей.

Социум проявляет интерес к усилению горизонтальных взаимоотношений, что с управленческой точки зрения требует усиления «одноранговых» моделей взаимодействия: sharing economy, модель распределённого потребления, одноранговые сети блокчейн [12], агрегирование услуг в уберизации и данных о товарах в маркетплейсах как системах оркестровки действий множества одноуровневых субъектов, принцип «одного окна» в оказании государственных или банковских услуг и т.п. Горизонтальная социальная интеграция снижает неоптимальность привычных институциональных форм решения задач общества с учётом расширения цифровой трансформации [11].

На примере трансграничных потоков, цифровизация может быть проиллюстрирована статистикой электронной регистрации таможенных деклараций (например, за январь 2021 г. было автоматически, без участия инспектора, зарегистрировано более 3,9 млн деклараций, выпущено более 1,27 млн, это больше, чем за весь 2020 год - 3,8 млн и 1,088 млн деклараций, соответственно, около 20% импортных и 40% экспортных деклараций выпускается полностью автоматически [1]). Цифровая трансформация регулирования трансграничных потоков

Социально-конструктивистская парадигма предполагает, что поведение самостоятельных акторов с разной степенью институционализации (компании, сообщества, граждане) опирается на картину мира и ценностно-смысловую ориентацию, заданные в сетевой социально-коммуникационной среде. Понятие «фиджитал»-мир (phygital, от англ. physical + digital - физический и цифровой) сочетает цифровой и физический опыт, давая основания для принятия решений и выбора действия [2]. Phygital-управление переносит удобные эффективные онлайн-привычки в мир физической действительности.

С помощью дополненной реальности, интерактивных сенсорных поверхностей, стоек и экранов происходит интеграция виртуального мира с физическим. Современный человек легко переключается между цифровыми и аналоговыми каналами, используя мобильные устройства, очки с встроенной AR-функцией, QR-коды, NFC-чипы (передающие данные между объектами, расположенными на близком расстоянии, не более 20 см друг от друга), RFID-метки (миниатюрные транспондеры для проверки данных с помощью радиосигналов), IoT (интернет вещей), умные сенсоры, маячки [7].

В условиях цифровой прозрачности государственное регулирование трансграничных потоков может позволять, с одной стороны, обеспечивать точность и безошибочную регистрацию, а с другой, существенно ускорять процессы. Так, Федеральная таможенная служба (ФТС) с 1 февраля 2021 г. запустила автоматическую диспетчеризацию деклараций на товары между таможенными органами на основе искусственного интеллекта, что исключает ошибочную подачу декларации в таможенный орган, не обладающий компетенцией по ее регистрации и выпуску. Благодаря внедрённой в 2016 г. цифровой платформе «Портал Морской порт», электронный документооборот участников перевозки грузов в морских портах ускорился - сократилось время оформления грузов: 80% декларационного массива выпускается менее чем за 4 часа, среднее время автоматической регистрации составляет 3 минуты, автоматического выпуска - 5 минут [1], в мировой практике эффективным считается прохождение таможенного контроля за 2 часа [6].

ФТС, Минфин и ФНС РФ провели эксперимент по взаимодействию «Портала Морской порт» с блокчейн-платформой TradeLens компании «Маэрск». ФТС с августа 2022 г. запустила приложение «Машиночитаемые доверенности» (МЧД) [9] для интеграции с инфраструктурой ФНС и обмена данными на базе распределенного реестра Налоговой службы и Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, что упростит проверку и контроль срока действия доверенностей участников внешнеторговых операций, система дает доступ всем участникам блокчейн-сети к проверке данных, позволяя не прикладывать электронную доверенность к каждой сделке. Эксперимент запущен ФНС в сентябре 2021 г., продлён до 31.08.2023.

29 июля 2022 г. разработан совместный формат единой формы МЧД от ФНС и Нотариальной палаты с учетом поправок к закону об электронной подписи от 14 июля 2022 года. На сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ опубликованы одновременно два «формата формы доверенности в электронной форме в машиночитаемом виде», разработанные Минцифры России (версия у.1.0.1) и ФНС России (https://digital.gov.ru/ru/documents/?type=51), на портале госуслуг содержится подробное описание требований к XML-файлу доверенности, диаграмма его структуры и шаги для регистрации.

В конце 2020 г. завершено создание единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования (ЦЭД), в 2021 г. в них было оформлено 99% деклараций. При этом предварительное декларирование отстаёт: в 2021 г. по предварительным таможенным декларациям оформлено лишь 4,8% грузов по технологии «выпуска с борта судна» [1]. Концентрация декларирования в ЦЭД обеспечила механизм автоматического распределения деклараций между таможенными постами, диспетчеризацию: если товар прибыл водным транспортом в морской порт, то декларация на товары будет автоматически распределена в один из морских ЦЭД в зависимости от федерального округа, куда прибыл товар, независимо от региона налогового учета декларанта и места доставки товара по таможенной процедуре таможенного транзита [1].

Наконец, в январе 2023 г. стало известно о законопроекте по регулированию потоков автомобилей на пунктах пропуска через границу с 1 марта 2023 г. путём бесплатного онлайн-резервирования даты и времени проезда, включая категории и ситуации срочного или свободного проезда. Таким образом, сегодня цифровые технологии представляют собой инструменты для реализации общественных интересов организации коллективных действий. Можно систематизировать цифровые и социально-управленческие подходы к регулированию поведения так, как указано в таблице.

Введённый в 2014-2017 г. в Китае социальный рейтинг представляет собой цифровую реализацию социального регулятивного механизма репутации [15]. В условиях развития проектов Шёлкового пути [13], для российской модели регулирования трансграничных потоков будет полезно изучить опыт КНР по внедрению «системы социального доверия» и оценить применимость технологических и организационных решений для оптимизации ресурсных потоков и эффективности [14]. Заключение

Геополитические смещения 2022-2023 гг. и пандемия Covid-19 показали сохраняющуюся значимость национальных государств как субъектов предоставления общественных благ своим гражданам и одновременно как пространств единой социокультурной регуляции, опирающейся на общее символическое содержание (репрезентативно-интерпретативную схему отражения реальности в создании людей),

на комфортный набор поведенческих моделей (картирование нормативных форматов канализации потребностей) и на принятую и близкую для каждого индивида систему ценностно-смысловых оценочных суждений (мотивационно-аксиологическую шкалу). Одновременно актуализировалась необходимость адаптации структур и институтов к требованиям мобилизационной экономики инновационного роста с учетом цифровой трансформации и организационных технологий, востребованных современным обществом для решения задач развития экономики знаний, включая вопросы формирования и мониторинга развития компетенций [8; 12].

Таблица

Социально-управленческие подходы к регуляции трансграничных потоков

Социальный механизм Цифровое решение Управленческий подход Процесс Пример регуляции трансграничных потоков

Одноранговые связи, пиринг Блокчейн Горизонтальная структура Децентрализация, сете-визация Сервис машиночитаемых доверенностей ФНС, ФТС

Компетенции Нейросети База знаний Анализ опыта Оценка ответственности

Репутация Цифровой документ Статистика проверок Диспетчеризация Центры электронного декларирования

Прозрачность Большие данные Непосредственные взаимодействия Прямые связи без посредников и точек монополии неопределённости ЕАИС, единая автоматизированная информационная система ФТС

Регуляция Электронная очередь Концентрация Планирование Процедура предварительного декларирования

Доверие Портал; МЧД «Одно окно» Межведомственные взаимодействия Проверка полномочий

Вопросы применения социально-управленческих подходов к регуляции поведения сосредоточены

на построении цепочек создания ценности. В мобилизационной экономике цифровые технологии и социально-регулятивные инструменты применимы для обеспечения коллективного благополучия.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Будущее наступило: таможня внедряет искусственный интеллект в портах // Морские порты. 2021. № 9.

2. Гарин А.К., Покровская Н.Н., Шангутов А. О., Шангутов О.А. Цифровые технологии государственных функций и сетевые модели коммуникации социального предпринимательства // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2022. № 1. С. 32-41.

3. Гришков В. Ф., Плотников В.А., Фролов А. О. Мобилизационная экономика в современной России: теоретические аспекты // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 3 (135). С. 7-13.

4. Плотников В.А. Методика оценки уровня развития цифровизации сложных экономических систем // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 5-2(137). С. 131-138.

5. Покровская Н.Н. Рациональность экономического поведения // Известия РГПУ: Общественные и гуманитарные науки. 2007. № 12. С. 128-137.

6. Полешкина И.О., Васильева Н.В. Технология ЫосксИаш как инструмент управления цепями поставок с участием воздушного транспорта // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2020. Т. 23. № 2. С. 72-86.

7. Талу С., Плотников В.А. Мобильный модуль обеспечения безопасности процессов идентификации и аккумулирования данных посетителей образовательного учреждения // Цифровые модели и решения. 2022. Т. 1. № 3. С. 8.

8. Теребкова Т.А., Слободской А.Л., Гарин А.К. Цифровое образование и новое технологическое поколение: спрос на новый контент в обучении // Наука о данных. Материалы международной научно-практической конференции. СПб.: Изд. СПбГЭУ, 2020. С. 287-289.

9. ФТС России начнет обмениваться машиночитаемыми электронными доверенностями через блокчейн-платформу ФНС России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_its/12400941 (дата обращения 30.12.2022).

10. D'Ascenzo F., Cappelli L., Burova N.V., Pokrovskaia N.N., Ruggieri R. Performance management and competitive strategies of international companies. СПб.: СПбГЭУ, 2015.

11. Pokrovskaia N.N. Tax, financial and social regulatory mechanisms within the knowledge-driven economy. Blockchain algorithms and fog computing for the efficient regulation // Proceedings of 2017 XX IEEE international conference on soft computing and measurements (SCM), Saint-Petersburg, 24-26 may 2017. N.Y.: IEEE, 2017. P. 709-712.

12. Wei F., Pokrovskaia N.N. Digitizing of regulative mechanisms on the masterchain platform for the individualized competence portfolio // Proceedings of 2017 IEEE VI Forum Strategic Partnership of Universities and Enterprises of Hi-Tech Branches (Science. Education. Innovations), SPUE 2017, St. Petersburg, 15-17 Nov 2017. N.Y.: IEEE Inc., 2017. P. 73-76.

13. Wei F. Measurement of Investment Potential and Spatial Distribution of Arable Land among Countries within the "Belt and Road Initiative" // Agriculture. 2021. Vol. 11. P. 848.

14. Wei F. Research on the Spatial Network Structure and Influencing Factors of the Allocation Efficiency of Agricultural Science and Technology Resources in China // Agriculture. 2021. Vol. 11. P. 1170.

15. Yang J. The Politics of the Dang'an: Specialization, Spatialization, and Neoliberal Governmentality in China // Anthropological Quarterly. 2011. Vol. 84 (2). P. 507-533.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.