Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
985
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / КОМПЕТЕНЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирбитова Светлана Валерьевна

Представлена попытка осмысления вопроса специализации таможенных органов с учетом анализа достижений экономической и управленческой науки, а также специфики деятельности таможенных органов, отраженной в регулирующих нормативных актах таможенного законодательства. Показаны различные срезы и подходы к изучению специализации таможенных органов, в том числе с учетом реформы, запущенной в 2018 г. в целях повышения эффективности и активизации процессов цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кирбитова Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF SPECIALIZATION OF CUSTOMS AUTHORITIES

The article presents an attempt to understand the issue of specialization of customs authorities, taking into account the analysis of the achievements of economic and management science, as well as the particularity of customs authorities’activity, reflected in the regulatory acts of customs legislation. Various cross-sections and approaches to the study of the specialization of customs authorities are shown, including the reform launched in 2018 in order to increase the efficiency and activate the processes of digitalization.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ»

УДК 005.3+339.5

DOI 10.24866/1815-0683/2021-2/24-37

С. В. КИРБИТОВА*

Теоретические и практические аспекты специализации таможенных органов

Представлена попытка осмысления вопроса специализации таможенных органов с учетом анализа достижений экономической и управленческой науки, а также специфики деятельности таможенных органов, отраженной в регулирующих нормативных актах таможенного законодательства. Показаны различные срезы и подходы к изучению специализации таможенных органов, в том числе с учетом реформы, запущенной в 2018 г. в целях повышения эффективности и активизации процессов цифровизации.

Ключевые слова: специализация таможенных органов, компетенция таможенных органов, специализированные таможенные органы, таможенная служба, таможенное дело.

КИРБИТОВА Светлана Валерьевна -кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики. lightdark@mail.ru.

KIRBITOVA S. V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economic Theory and World Economy.

S.V. KIRBITOVA

Theoretical and Practical Aspects

of Specialization of Customs Authorities

The article presents an attempt to understand the issue of specialization of customs authorities, taking into account the analysis of the achievements of economic and management science, as well as the particularity of customs authorities'activity, reflected in the regulatory acts of customs legislation. Various cross-sections and approaches to the study of the specialization of customs authorities are shown, including the reform launched in 2018 in order to increase the efficiency and activate the processes of digitali-zation.

Keywords: specialization of customs authorities, competence of customs authorities, specialized customs authorities, customs service, customs.

Важность рассмотрения и регулярного анализа специализации таможенных

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.

Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.

органов продиктована не только происходящими преобразованиями таможенной службы, запущенными в 2018 г. и отраженными в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г., но и общей динамикой функционирования таможенных органов, зависящей от политических, экономических, социальных и прочих изменений национального и глобального характера.

Несмотря на практическую значимость и актуальность рассмотрения проблемы специализации таможенных органов, в литературе она представлена сжато. Общетеоретические аспекты специализации таможенных органов кратко рассматриваются в учебниках по экономике таможенного дела таких авторов, как А. Я. Черныш с соавторами [6], Г. И. Немирова и Ю. В. Рожкова [4], Л. И. Тарарышкина [7]. Научные труды, посвященные специализации таможенных органов, принадлежат П. Е. Кудрявцеву, Е. Е. Рогаевой [5], А. А. Ступникову [5], В. В. Макрусеву [3].

Вопросы специализации экономической наукой рассматриваются в трех основных течениях: неоклассической теории, новой теории торговли и новой экономической географии. По мнению исследователей, специализация представляет собой единство двух противоположных процессов: с одной стороны, является следствием общественного разделения труда и дифференциации, а с другой - результатом концентрации однородного производства.

В общем виде под специализацией понимается сосредоточение какой-либо деятельности в рамках отдельной единицы хозяйствования. Отметим, что специализация может наблюдаться на разных уровнях (рис. 1).

Рис. 1. Направления и уровни специализации

Под специализацией таможенного органа стоит понимать сосредоточение его основной деятельности на выполнении узкого круга работ и услуг [6]. А. А. Ступников указывает, что специализация таможенных органов может заключаться как в установлении для них лишь отдельных правомочий для выполнения некоторых функций из возложенных

на таможенные органы в целом, так и в возможности совершения таможенных операций в отношении определенных категорий товаров [4].

Основу специализации таможенных органов составляет как таможенное законодательство, так и правовые нормы иных федеральных органов власти. Так, ст. 254 Федерального закона от 03.08.2018 № 289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ) устанавливаются основные функции таможенных органов, определяющие их общеведомственную специализацию (специализация хозяйствующих субъектов). Общеведомственная специализация ФТС России уточняется Положением о ФТС России (постановление Правительства РФ от 23.04.2021 № 636 «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации») и Регламентом ФТС России (приказ ФТС России от 04.09.2018 № 1380). Отдельными нормативными актами ФТС России регламентируются структура, компетенции, функции региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов.

Особенности деятельности и структуры таможенных органов определяют срезы рассмотрения их специализации: вертикальный и горизонтальный. При вертикальном срезе специализация таможенных органов связана с перераспределением функций управления (функциональный принцип) и директивных полномочий (принцип делегирования по иерархии) (табл. 1).

Табпица 1

Вертикальный срез специализации таможенных органов

№ пп Уровень иерархии Масштаб выполняемых функций Нормативный акт, регламентирующий специализацию

1 Центральный аппарат управления Стратегические директивы развития таможенных органов. Организация, координация и контроль за функционированием всей системы таможенных органов страны Федеральный закон от 03.08.2018 № 289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 254) Постановление Правительства РФ от 23.04.2021 № 636 «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе...» Приказ ФТС России от 04.09.2018 № 1380 «Об утверждении Регламента таможенной службы»

Окончание табл. 1

№ пп Уровень иерархии Масштаб выполняемых функций Нормативный акт, регламентирующий специализацию

2 Региональные таможенные управления Стратегические директивы развития таможенных органов, организация, координация и контроль за функционированием подведомственных таможенных органов на уровне Федерального округа Приказ ФТС России от 31.05.2018 № 832 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении»

3 Таможни Участие в принятии стратегических решений своих РТУ, организация, координация и контроль выполнения оперативных задач, стоящих перед таможенными органами Приказ ФТС России от 31.05.2018 № 833 «Об утверждении Общего положения о таможне»

4 Таможенные посты Обеспечение выполнения оперативных задач, стоящих перед таможенными органами Приказ ФТС России от 31.05.2018 № 834 «Об утверждении Общего положения о таможенном посте»

Примечание. ФТС России 12.04.2021 подготовлены проекты новых приказов об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении, о таможне, о таможенном посте.

Горизонтальный срез специализации таможенных органов предполагает дифференциацию функций по одному уровню иерархии, при этом специализация касается в разной степени всех уровней управления (табл. 2).

Таблица 2

Горизонтальный срез специализации таможенных органов (на 16.03.2021)

№ пп Уровень иерархии Разновидности таможенных органов по принципу специализации

1 Региональные таможенные управления Не специализированные: Центральное ТУ, Северо-Западное ТУ, Приволжское ТУ Южное ТУ, Северо-Кавказское ТУ Уральское ТУ Сибирское ТУ, Дальневосточное ТУ Узкопрофильные (специализированные): Региональное оперативно-поисковое управление (РОПУ) Центральное информационно-техническое таможенное управление (ЦИТТУ) Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (ЦЭКТУ) Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры (РТУ РЭБ ОТИ)

Продолжение табл. 2

№ пп Уровень иерархии Разновидности таможенных органов по принципу специализации

2 Таможни Непосредственного подчинения ФТС России: Внуковская таможня, Домодедовская таможня, Шереметьевская таможня, Центральная энергетическая таможня, Центральная базовая таможня, Центральная таможня (кинологический центр ФТС России), Центральная акцизная таможня, Калининградская областная таможня, Московская областная таможня Подчиненные РТУ (всего в 2021 г. - 65; 2020 г. - 75): Владивостокская, Самарская, Ростовская, Балтийская таможни и др. Таможни широкого профиля: Хабаровская, Тюменская, Сочинская таможни и др. Таможни узкого профиля (специализированные): Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская, Центральная энергетическая, Центральная базовая, Центральная (кинологический центр ФТС России), Центральная акцизная, Оперативные таможни (Центральная, Южная, Уральская, Сибирская, Северо-Западная, Приволжская, Дальневосточная, Северо-Кавказская)

3 Таможенные посты По местоположению: приграничные, внутренние Непосредственного подчинения ФТС России (на основе Соглашений о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах): Абхазский таможенный пост (специализированный) Юго-Осетинский таможенный пост (специализированный) Особые специализированные таможенные посты: Таможенные посты Центральной энергетической таможни, например, Одинцовский, Донской, Дальневосточный специализированный таможенные посты (всего 7) Таможенные посты Центральной акцизной таможни, например, Пикинский, Брянский, Владимирский, Крымский таможенный пост и др. (всего 17) Таможенные посты, предназначенные для ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза за ее пределы химических, биологических и радиоактивных веществ и отходов, например, таможенные посты Турий Рог, Полтавка, Пограничный, Краскино в Приморском крае (постановление Правительства РФ от 03.06.2011 № 442) Таможенные посты, предназначенные для выпуска животных, растений, продукции животного и растительного происхождения, иных грузов и товаров, подпадающих под действие фитосанитарного и ветеринарного надзора, например, Погарский таможенный пост в Брянской области Таможенные посты, предназначенные для таможенного оформления изделий из драгоценных металлов и камней, например, Специализированный таможенный пост

Окончание табл. 2

№ пп Уровень иерархии Разновидности таможенных органов по принципу специализации

Центральной акцизной таможни, таможенный пост Малахит (специализированный) Екатеринбургской таможни (приказ ФТС от 12.05.2011 № 971) Таможенные посты для пропуска товаров, облагаемых акцизными сборами: все посты Центральной акцизной таможни коме специализированного таможенного поста (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12.04.2018 № 78н) Таможенные посты, предназначенные для таможенной очистки энергоресурсов: таможенные посты Центральной энергетической таможни, например, Дальневосточный энергетический таможенный пост со статусом юридического лица

Составлено по: [2]; Специализированные таможенные посты / Контур Справка. URL: https:// support.kontur.ru/pages/viewpage.action?pageId=18350652.

По отношению к таможенным органам справедливо определение их специализации по трем формам: подетальной, технологической и предметной [7].

Подетальная специализация характеризуется сосредоточением определенных промежуточных операций, выполнением внутренних технологических процессов для реализации таможенными органами их функций. В соответствии с ней в таможенных органах выделяются функциональные отделы и подразделения. Так, к подразделениям региональных таможенных управлений, выполняющим экономические функции, можно отнести службу федеральных таможенных доходов, отдел валютного контроля, отдел контроля таможенной стоимости, отдел таможенных платежей, финансово-бухгалтерскую службу, финансово-экономический отдел и др.

Технологическая специализация таможенных органов подразумевает выделение отдельных работ (операций) таможенного оформления и контроля в самостоятельные виды деятельности в таможенном производстве или его обеспечении. Специализация по технологическому признаку предполагает рассмотрение отдельных операций осуществления и обеспечения таможенного оформления и контроля как отдельных самостоятельных функций. Примером технологической специализации является региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры, функционирование оперативных таможен и др.

Предметная специализация таможенных органов предполагает сосредоточение конкретных видов таможенных услуг с акцентом на участника внешнеэкономической деятельности как конечного потребителя. То есть в отличие от подетальной, отражающей внутренние процессы,

осуществляемые в таможенных органах, предметная ориентирована на внешнюю среду и выполнение так называемых внешних функций. Предметная специализация таможенных органов характеризуется группой оформляемого товара (товарная специализация) и видом транспорта (транспортная специализация), на котором товар доставляется к месту таможенного оформления. Предметная специализация наиболее применима относительно таможенных постов.

Товарную специализацию можно определить по следующей формуле:

с1)=а)/А]хШ%,

где - удельный вес.-й таможни в оформлении импортных (экспортных) операций по перемещению ¿-го товара за соответствующий промежуток времени; - количество импортируемого (экспортируемого) ¿-го товара через .-ю таможню за соответствующий промежуток времени (тыс. т); А. - общее количество импортируемого (экспортируемого) ¿-го товара (тыс. т) [3].

Транспортную специализацию оценивают как:

где - удельный вес .-й таможни в оформленных при пересечении границы транспортных средствах ¿-го вида; - количество ¿-х транспортных средств, оформленных .-й таможней при пересечении ими границы; Т. -общее количество ¿-х транспортных средств, пересекших таможенную границу за соответствующий период [3].

На уровне таможен предметная товарная специализация характерна Центральной энергетической таможне, Центральной акцизной таможне. Предметная специализация отдельных таможенных постов регулируется законодательно (табл. 3).

Таблица 3

Нормативные акты, регулирующие вопросы предметной специализации таможенных органов ФТС России

№ Нормативный документ Название

1 Приказ ФТС России от 28.09.2010 № 1787 Совершение таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом

2 Приказ Минфина России от 08.09.2020 № 185н О компетенции таможенных органов по совершению определенных таможенных операций и осуществлению конкретных функций в отношении подакцизных и определенных видов товаров

Продолжение табл. 3

№ Нормативный документ Название

3 Приказ ФТС России от 12.05.2011 № 971 Совершение таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней

4 Приказ ФТС России от 14.06.2012 № 1164 Совершение таможенных операций, связанных с принятием ДТ и выпуском товаров товарных подсубпозициях 7103 10 000 0, 7103 99 000 0 ТН ВЭД (нефрит), вывозимых с таможенной территории и помещаемых под таможенную процедуру экспорта

5 Приказ Минфина России от 15.05.2019 № 70н Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС международных почтовых отправлений и пересылаемых в них товаров

6 Приказ Минфина России от 17.05.2018 № 108н Совершение таможенных операций в отношении товаров, классифицируемых в группе 02 ТН ВЭД, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС

7 Приказ ФТС России от 17.07.2014 № 1362 Совершение таможенных операций в отношении делящихся и радиоактивных материалов

8 Приказ ФТС России от 20.09.2011 № 1919 Совершение таможенных операций таможенными органами, расположенными в Москве и Московской области в отношении отдельных категорий товаров, ввозимых автотранспортом (товарные группы 27-29, 31, 32, 35, 36, 38 ТН ВЭД)

9 Приказ Минфина России от 23.12.2019 № 245н Совершении определенных таможенных операций в отношении товаров (товарные позиции 2204-2208 ТН ВЭД, происходящие из Грузии, Молдовы и Литвы)

10 Приказ Минфина России от 05.12.2019 № 214н О компетенции таможенных органов Дальневосточного таможенного управления по совершению таможенных операций в отношении товаров, ввозимых (ввезенных, вывозимых) на (с) участки(ов) территорий опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны

11 Приказ Минфина России от 18.03.2019 № 44н О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации в отношении товаров, ввозимых (вывозимых) на (с) территорию(ии) особых экономических зон, созданных в Российской Федерации, в том числе при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и при завершении ее действия

12 Приказ Минфина России от 19.12.2017 № 237н Совершение таможенных операций таможенными органами в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в отношении

Окончание табл. 3

№ Нормативный документ Название

товаров, предназначенных для демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях, а также культурных ценностей

13 Приказ Минфина России от 14.01.2020 № 4н О компетенции таможенных органов по совершению определенных таможенных операций в отношении товаров

14 Приказ Минфина России от 11.12.2019 № 223н Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА, в том числе полномочий таможенных органов по регистрации таможенных деклараций

15 Приказ ФТС России от 23.08.2011 № 1727 О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций, связанных с выдачей разрешений на переработку вне таможенной территории в отношении нефти и нефтепродуктов

Составлено по: [1].

Значительное влияние на специализацию таможенных органов оказывает их размещение. Так, в зависимости от территориального расположения таможенные посты могут подразделяться на пограничные и внутренние. Сравнительная характеристика внутренних и пограничных таможенных органов представлена в табл. 4.

Основным вектором таможенной реформы 2018 г. является разделение таможенных органов по следующим категориям:

- таможенные органы фактического контроля;

- электронные таможенные органы;

- полнофункциональные таможенные органы.

Таблица 4

Сравнительная характеристика пограничных и внутренних таможенных постов

и их специализация

Параметр для сравнения Таможенные посты

Пограничные Внутренние

Регион деятельности Сухопутные, морские, речные и озерные участки государственной границы, на которых установлены функционирующие пункты пропуска В местах нахождения крупных железнодорожных узлов, в крупных городах, где высока концентрация участников ВЭД, а также при крупнейших промышленных предприятиях-экспортерах

Окончание табл. 4

Параметр для сравнения Таможенные посты

Пограничные Внутренние

Характер размещения Неравномерный, зависящий от интенсивности товаров и пассажиропотоков Неравномерный, зависящий от уровня деловой активности и развитости инфраструктуры

Основные задачи (специализация) Организация и контроль пропуска товара: - проверка наличия таможенных документов и сверка правильности их заполнения; - контроль за прохождением грузов через границу и от границы до внутреннего таможенного поста Таможенное оформление грузов, проведение досмотра Проведение личного таможенного досмотра Проверка документов и финансово-экономической деятельности предприятий - участников ВЭД Взимание пошлин, налогов и сборов Осуществление взаимодействия с налоговыми и другими правоохранительными органами, банками и местными органами власти Контроль после выпуска товаров в обращение

Составлено по: [7]; Об утверждении Общего положения о таможенном посте: приказ ФТС России от 31.05.2018 № 834.

Специализацией таможенных органов фактического контроля является проведение осмотровых, досмотровых и измерительных действий, при этом бумажное декларирование сохранено частично относительно законодательно оговоренного перечня товаров, либо относительно физических лиц и дипломатов. В структуре электронных таможен предполагается наличие только центра электронного декларирования (ЦЭД). Основная миссия электронной таможни - централизация процесса декларирования товаров по всей территории ее деятельности. В компетенцию полнофункциональных таможенных органов входит как электронное декларирование, так и осуществление фактического контроля. Помимо перечисленных общих отличий специализация таможенных органов в зависимости от их технологического профиля коснется и иных отдельных процедур (табл. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С учетом процессов реформирования таможенной службы и обособленным выделением, с одной стороны, электронных таможен и центров электронного декларирования (ЦЭД), а с другой - таможен и таможенных постов фактического контроля, специализация указанных категорий таможенных органов регламентируется приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.03.2021 № 51н «О полномочиях таможенных органов по регистрации деклараций» (далее приказ Минфина России

№ 51н), разграничивающим полномочия (специализации) по регистрации электронных деклараций. Так, согласно данному приказу, полномочия (специализация) ЦЭД и электронных таможен определяется согласно информации, представленной на рис. 2.

Таблица 5

Сравнительная характеристика специализации центра электронного декларирования и таможенного органа фактического контроля

Параметр сравнения Функции

Центр электронного декларирования Таможенный орган фактического контроля

Администрирование отдельных таможенных процедур переработки Выдача разрешения (ДТ) Помещение товара под таможенную процедуру Внесение изменений в ДТ (по результатам решения таможенного органа фактического контроля) Выдача разрешения (в установленной форме) Контроль соблюдения условия процедуры Представление отчетности Продление срока действия Решение о внесении изменений в разрешение Передача разрешения иному лицу

Администрирование таможенных процедур временного ввоза (допуска), временного вывоза, беспошлинной торговли Временный ввоз (допуск) Временный вывоз Беспошлинная торговля Контроль соблюдения условия процедуры Представление отчетности Продление сроков временного ввоза/вывоза Выдача разрешение на использование товаров иному лицу

Применение специального упрощения «Выпуск до подачи ДТ» Подача заявления о выпуске товаров до подачи ДТ Подача ДТ после выпуска товаров Фактический контроль в отношении товаров

Составлено по: [1].

Приказом Минфина России № 51н отдельно обозначена специализация таможенных постов по отношению к оформлению деклараций. Документ четко разграничивает тип таможенных постов в зависимости от их специализации относительно компетенции по оформлению деклараций. Выделяются следующие типы таможенных постов:

- таможенные посты, регион деятельности которых ограничен исключительно пунктами пропуска через государственную границу Российской Федерации или иными местами, являющимися местами перемещения товаров в соответствии с ТК ЕАЭС;

- тыловые таможенные посты;

- таможенные посты - центры электронного декларирования;

- специализированные таможенные посты (Абхазский, Юго-Осетинский, Авиационный таможенные посты).

1. В отношении товаров, декларантом которых выступает как лицо, состоящее на учете ФНС России в качестве налогоплательщика, или обособленное подразделение такого лица, так и лицо, не состоящее на учете ФНС России (за искл. п. 2, 3)

о Приволжский таможенный пост (ЦЭД) Приволжской электронной таможни

о Сибирский таможенный пост (ЦЭД)

Сибирской электронной таможни о Северо-Кавказский таможенный пост (ЦЭД) Северо-Кавказской электронной таможни о Южный таможенный пост (ЦЭД)

Южной электронной таможни о Северо-Западный таможенный пост (ЦЭД) Северо-Западной электронной таможни о Дальневосточный таможенный пост (ЦЭД) Дальневосточной электронной таможни

о Уральский таможенный пост (ЦЭД)

Уральской электронной таможни о Центральный таможенный пост (ЦЭД) Центральной электронной таможни

о Московский областной таможенный пост (ЦЭД) Московской областной электронной таможни о Калининградский таможенный пост (ЦЭД) Калининградской электронной таможни

Оформление электронных деклараций

Рис. 2. Специализация ЦЭД и электронных таможен по оформлению электронных деклараций. Составлено в соответствии с приказом Минифина России

от 31.03.2021 № 51н

В соответствии с приказом Минфина России № 51н, разграничение специализации таможенных постов зависит от нескольких факторов:

- форма предъявляемой и рассматриваемой таможенной декларации (бумажная или электронная);

- тип (юридический статус) лица, перемещающего товары через государственную границу Российской Федерации (юридические и физические лица);

- цель перемещения товара через государственную границу Российской Федерации (для личного пользования, осуществления предпринимательской деятельности и др.);

- использование документов в качестве таможенных деклараций (перевозочные, коммерческие, на основе лицензий и иные);

- класс таможенной процедуры, в том числе специальная таможенная процедура, процедура реэкспорта, процедура таможенного транзита, процедура свободной таможенной зоны;

- отдельные случаи и категории товаров и грузов (экспресс-грузы, незаконно перемещенные товары, товары, выпуск которых не был произведен таможенными органами в соответствии ТК ЕАЭС, перемещаемые в соответствии с соглашением о разделе продукции и т. п.).

Подводя итог, отметим, что несмотря на то что все таможенные органы в своей совокупности выполняют схожие функции, можно четко разграничить и выделить специализированные подразделения, которые нацелены на отдельные области функциональной деятельности, что связано с особым статусом отдельных таможенных органов и их подразделений, местоположением, необходимостью выполнения отдельных специфических функций, применяемыми технологиями, видом транспорта и группами перемещаемых грузов. Специализация таможенных органов отражается в нормативных актах, а также может определяться в зависимости от структуры товарооборота по конкретному таможенному органу. Анализ специализации таможенных органов, таким образом, представляет собой многогранный и динамический процесс.

Список литературы

1. Башарова Э. И., Веселова М. П., Коротаева Н. С. Проблемные аспекты и направления совершенствования функционирования электронных таможен и центров электронного декларирования // Новаум. 19.11.2018. № 16. URL: http:// novaum.ru/public/p975.

2. Кудрявцев П. Е., Рогаева Е. Е. Особенности деятельности специализированных региональных таможенных управлений // Новаум. 06.02.2019. № 17. URL: http://novaum.ru/public/p1211.

3. Макрусев В. В. Основы системного анализа: учебник. Изд. 2-е, доп. М.: РИО РТА, 2006. 365 с.

4. Немирова Г. И., Рожкова Ю. В. Экономика таможенного дела: учеб. пособие для вузов. СПб.: Троицкий мост, 2017.

5. Ступников А. А. Дифференциация и специализация как объективная необходимость оптимизации процедуры таможенного оформления // Молодой ученый. 2011. № 10 (33), т. 2. С. 80-85. URL: https://moluch.ru/archive/33/3796/.

6. Черныш А. Я. и др. Экономика таможенного дела: учебник / Российская таможенная академия; Владивостокский филиал. Владивосток: ВФ РТА, 2013.

7. Экономика таможенного дела: пособие / Л. И. Тарарышкина [и др.]; под ред. Л. И. Тарарышкиной. Минск: БГУ, 2018. 223 с. URL: http://elib.bsu.by/bit stream/123456789/206858/1/Tararishkina.pdf.

© Кирбитова С. В., 2021 © Kirbitova S. V., 2021

Для цитирования:

Кирбитова С. В. Теоретические и практические аспекты специализации таможенных органов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 2(95). С. 24-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.