Научная статья на тему 'Социально-ценностная сущность физической культуры'

Социально-ценностная сущность физической культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
161
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Титова Т. Л., Оплетин А. А.

Определение и усвоение системы ценностей в сфере физической культуры всеми участниками педагогического процесса в целях формирования социально активной личности. Реализация индивидом потребностей в направлениях: культурологическом, гуманистическом, утилитарном. Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры современного общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на воспитание детей, подростков, молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-ценностная сущность физической культуры»

СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ СУЩНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Титова Т.Л.*, Оплетин A.A.

Пермский государственный институт искусства и культуры, г. Пермь

Определение и усвоение системы ценностей в сфере физической куньтуры всеми участниками педагогического процесса в целях формирования социально активной личности. Реализация индивидом потребностей в направлениях: культурологическом, гуманистическом, утилитарном. Физическая куньтура как неотъемлемая часть общей культуры современного общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на воспитание детей, подростков, молодёжи.

В период экономической и политической стабилизации в нашем государстве возникла необходимость уделять больше внимания социальным проблемам связанных со здоровъесбережением граждан. Это должно стать приоритетным направлением и стратегической задачей институтов социализации для дальнейшего развития общества. Так, в области образования наметился процесс модернизации, коснулся он и сферы физической культуры, где существует немало проблем различного характера.

На наш взгляд в сфере физической культуры необходимо разрешить каким-то образом существующие уже долгие годы противоречия между тем как осуществляется процесс физического воспитания, и что нужно для потребности детям, подросткам, юношеству исходя из современных реалией, в целях формирования мотивации для данной деятельности и успешной социализации.

Для этого, на наш взгляд необходимо обозначить и сформировать систему ценностей. Разумеется, ни один человек не может освоить необходимое культурное наследие и присвоить себе определённые в нём ценности, ему приходится всё время выбирать из безграничного объёма культурного наследия, и как бы ни была при этом велика помощь родителей, педагогов, сверстников, выбор этот в развитой культуре неустраним, делая воспитание в большей мере зависимым от требований общества.

В физическую культуру, как деятельность заложен огромный ценностный потенциал. В определении «физическая культура» считается, что она есть вид культуры и является важнейшей составляющей процесса социализации, в ходе которой происходит усвоение человеком ценностей данного общества. В определении, «физическое воспитание», заложена аксиологическая сущность, где процесс воспитания выступает как формирование

* Доцент кафедры Физической культуры, кандидат педагогических наук, доцент.

«иерархической системы ценностей» (М.С. Каган). Следовательно, при правильно организованных занятиях по физическому воспитанию будут заложены основы индивидуальных ценностей.

Необходимо отметить, что ценностная сущность физической культуры представляется полярной. С одной стороны формируются ценностные отношения индивида в сфере физической культуры по отношению к данной деятельности, с другой стороны внутри этой сферы формируются компоненты личностного поля субъекта общего мировоззренческого характера. К одному из таких формирующихся компонентов относится строительство основ системы социальных норм, так как зависимость процессов социализации от общества сказывается и на «физической социализации» (Э. Майн-берг). Вследствие этого преобладающие в обществе ценности и нормы отражаются на физкультурно-спортивной деятельности, так как эта деятельность является отражением общества. В сфере физической культуры, в ходе занятий её разновидностями, может происходить усвоение индивидом других социальных ценностей, а именно умение достигать поставленных целей, принимать решения, быть готовым нести ответственность и т.д., всё это говорит об усвоении ценностной системы.

Физическая культура, как и всякая деятельность, позволяет реализовать определённые потребности, самые значимые из которых могут быть для индивида главными. Любая деятельность сама по себе не обладает багажом ценностей, она лишь представляет возможность каждому субъекту реализовать свои личные потребности внутри её. Физическая культура не является исключением. В ходе занятий ею, человек самореализуется и самосовершенствуется. Под воздействием множества социальных факторов, наряду с образованием системы потребностей, у индивида происходит его ориентация в отношении тех видов деятельности, где можно самореализоваться как личность.

Время образования для молодого человека является важнейшим жизненным этапом социализации, выбором своего места в обществе, осознания себя в нём и подготовкой к предстоящей трудовой деятельности.

Современное представление о социализации как о явлении определяют, преимущественно, как двухсторонний процесс, с одной стороны происходит насыщение социальным опытом, а с другой стороны создаётся система социальных связей путём активного вхождения в среду, где есть условия - микрофакторы, это семья, общество сверстников, образовательное учреждение и др.

Физическая культура, как вид общей культуры нации создаёт условия для социализации, но есть проблема в её реализации, так как существует представление, что данный вид деятельности призван решать преимущественно рекреативные функции. В последние годы проводятся активные исследования не только в области непосредственной «работы с телом»,

изучения воздействия двигательных качеств, но и «работы с духом человека», с его внутренним миром. «Без формирования ценностного отношения к телу невозможна культурная деятельность, практика направленная на тело, в связи с телом, на основе тела» (С.П. Евсеев, 2000).

Физическую культуру следует воспринимать, как сферу человеческого осознания телесности в обществе в этом случае происходит формирование и применение средств воздействия.

«Физическая культура личности представляется как сформированная потребность и способность к максимальной самореализации в качестве социально-ориентированного процесса, направленного на взаимодействие с другими и индивидуально-значимого объекта на основе применения средств отпущенных природой (телесно-двигательных характеристик) и преобразованных в соответствии с этими целями и принципами культуро-сообразности в пределах их нормального функционирования» (И.М. Бы-ховская, 1993).

Дополнительное представление о значении и роли физической культуры даёт совокупность физических и духовных функций: мировоззренческой, ценностно-нормативной, нравственной, эстетической, специально-теоретической, психорегулирующей и потребностно-мотивационной, материально-преобразующей, политической и педагогической. Приведённые функции могут иметь реальное значение, играть существенную роль в социализации человека при условии сформированное™ основ образования в сфере физической культуры. Образование в области физической культуры это не только процесс и результат, но и воспроизводство социальных связей и ценностей общества, что подтверждает непрерывность всеобщего образования в области физической культуры как и непрерывность самого процесса социализации. В нашем государстве существует проблема всеобщего непрерывного образования в сфере физической культуры и не имеет достаточного научного обоснования как системно функционирующего и развивающегося явления, что является полем деятельности для будущих исследований. И если физическое воспитание есть процесс формирования потребностей в занятиях физическими упражнениями, то физкультурное образование есть процесс и результат. Он является фундаментом для физического воспитания, самовоспитания и формирования физической культуры личности. Знания, осознанные мотивы и потребности являются безальтернативной движущей силой построения физического и психического здоровья и его сохранения.

Таким образом, ценностное пространство сферы физической культуры включает в себя с одной стороны знания, накопленные этой деятельностью, а с другой - условия, представляемые данным видом деятельности, для реализации индивидом целого ряда важных для каждого человека потребностей, что соответствует трём основным направлениям сферы физической

культуры: культурологической, гуманистической, утилитарной. Основным элементом ценностного пространства сферы физической культуры является процесс социализации общества. Данный процесс в зависимости от складывающейся социально-экономической ситуации способен оказывать влияние на доминирование в функционировании одного из трёх вышеизложенных направлений сферы физической культуры. Процесс социализации исторически и культурно обусловлен. В эпоху научно-информационного прогресса он приобретает специфические черты: изменяются и усложняются критерии социальной зрелости, происходит усложнение самих институтов социализации, изменяются соотношения всех видов и форм воспитания, характер взаимоотношений между поколениями и т.д. Проблемы социализации личности будут актуальны всегда, пока существует наша цивилизация. Они особо остро стоят перед современным российским обществом, для которого характерен экономический, культурный, политический и, как следствие социальный кризис. Всё это самым непосредственным образом влияет на формирование личности и её ценностей.

Физическое и духовное совершенствование личности молодого человека, подростка, ребёнка, его полнокровная и активная жизнь, здоровье, здоровый стиль жизни, дух спортивного соперничества, уважения и сопереживания -вот те человеческие ценности, которые заложены в основе физической культуры в целом. Позитивные изменения возможны лишь поистине реформными преобразованиями в области физической культуры со стороны государства, а также преобразованиями в самих учебных заведениях разного уровня.

Список литературы:

1. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб., 1997. - 159 с.

2. Лисовский В.Т. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. - 1998. - № 4. - 45 с.

3. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2000. - 240 с.

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

© Ушаков С.Н.*

Лянторский центр детского творчества, г. Лянтор

Личность спортсмена - система, которая функционирует ради одной цепи - это достижение максимального результата, в которой большую роль играют психологические свойства личности.

* Педагог дополнительного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.