Научная статья на тему 'Социальная адаптация личности средствами прикладной физической культуры'

Социальная адаптация личности средствами прикладной физической культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
513
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSON / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ЦЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / VALUES OF PHYSICAL CULTURE / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EXPERIMENTAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дергачёва О.А., Соломахин О.Б.

В современном обществе возрастает необходимость адаптации личности к его жестким сложным требованиям. Для успешной социализации необходимо большее проникновение физической культуры и спорта в повседневную жизнь учащейся молодёжи. Одним из таких универсальных средств физической культуры являются занятия в туристских кружках и секциях, т.к. адаптационные возможности личности и организма детей лучше проявляются в экстремальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дергачёва О.А., Соломахин О.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ADAPTATION OF THE PERSON BY MEANS OF APPLIED PHYSICAL CULTURE

Necessity of adaptation of the person increases in a modern society to its rigid difficult requirements. For successful socialization greater penetration of physical training and sports during a daily life of a studying youth is necessary. One of such universal remedies of physical cultures are employment in tourist mugs and sections since adaptable opportunities of the person and an organism of children are better shown in extreme conditions.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация личности средствами прикладной физической культуры»

«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЬ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

Per. Эл № ФС77-27659 от 26 марта 2007 г. Ml (2009) Выпуск 10

УДК 796.01

ISSN 2070-4738

772070 47900

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

О.А. Дергачёва - аспирантка О.Б. Соломахин - кандидат педагогических наук, профессор Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

SOCIAL ADAPTATION OF THE PERSON BY MEANS OF APPLIED

PHYSICAL CULTURE

O.A. Dergacheva - post-graduate student O.B. Solomahin - PhD, professor Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism Naberezhnye Chelny

e-mail: institut_dop@mail. ru

Ключевые слова: личность, социализация, ценности физической культуры, экспериментальная программа.

Аннотация. В современном обществе возрастает необходимость адаптации личности к его жестким сложным требованиям. Для успешной социализации необходимо большее проникновение физической культуры и спорта в повседневную жизнь учащейся молодёжи. Одним из таких универсальных средств физической культуры являются занятия в туристских кружках и секциях, т.к. адаптационные возможности личности и организма детей лучше проявляются в экстремальных условиях.

Keywords: the person, socialization, values ofphysical culture, the experimental program.

The summary. Necessity of adaptation of the person increases in a modern society to its rigid difficult requirements. For successful socialization greater penetration of physical training and sports during a daily life of a studying youth is necessary. One of such universal remedies of physical cultures are employment in tourist mugs and sections since adaptable opportunities of the person and an organism of children are better shown in extreme conditions.

Идеалом человечества всегда была всесторонне развитая личность, т.е. человек, в котором гармонически сочетается духовное богатство, интеллектуальное и физическое

совершенство. При построении гуманистического общества формирование всесторонне развитых людей становится реально осуществимой практической задачей. Какие бы задачи не стояли реально перед человеком или обществом, все они в значительной мере определяются характером человеческих отношений, умением жить вместе, разделять общие ценности, нормы поведения, идти на компромиссы в решении конфликтных ситуаций. В решении этих проблем огромное значение имеет личность, анализ особенностей ее формирования в современном обществе.

Жизнь человека - процесс не только биологический, но и социальный. Именно в социальном, со времён Аристотеля, многие исследователи усматривают сущность человека. Это положение не утратило своей актуальности и познавательной значимости и продолжает оставаться источником расширения и углубления теоретических и практических представлений о человеке, инициируя стремление понять пути и механизмы, при помощи которых происходит вступление человека в мир социума, интегрирование в социальные отношения, приобщение к выполнению социальных функций и ролей. Путь интеграции человека в социум получил у философов, психологов и социологов название - социализации (Н.В. Андреенкова, Л.П. Буева, И.С. Кон, Е.Н. Кемеров, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Парыгин).

Возрастание ценности жизни, образования, культуры, здоровья, активного долголетия, человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества. Человек будущего - это человек разумный и гуманный, пытливый и деятельный. Это целостная всесторонне развитая личность, воплощающая идеал подлинного единства сущностных сил человека, его духовного и физического совершенства. В связи с этим в двадцать первом веке возрастает значимость культуры, в том числе и физической.

Известно, что социальные потрясения непременно отражаются на молодом поколении, ухудшают его физическое и психическое здоровье, приводят к стремительному росту потребления алкоголя, наркотиков, преступности в молодежной среде. Применительно к современному российскому обществу острота проблемы не изменилась и заключается, во-первых, в том, что темпы ухудшения физического состояния молодых людей слишком велики; во-вторых, в том, что физический статус детей и молодежи по всем основным показателям имеет нисходящую тенденцию, то есть продолжает ухудшаться. Поэтому стали очевидными общественные потребности во всеобъемлющем использовании средств физической культуры как важнейших факторов обеспечения жизнеспособности и созидательной активности молодежи.

Ученые различных отечественных школ и направлений в целом сходятся на том, что «социализация означает процесс социального становления человеческого индивида, формирования его социальной сущности» (Л.П. Буева). «Человек становится личностью, приобретает и приумножает определённую совокупность социальных качеств и свойств через усвоение социального опыта» (Л.И. Лубышева, 1997). «Процесс активного вовлечения индивида в

деятельность различных социальных коллективов и общностей людей. В ходе, которого индивид, усваивая совокупность социальных качеств и свойств через усвоение социального опыта; этот процесс включает его в активную социальную деятельность, что само по себе предполагает овладение разнообразным социальным опытом» (Л.И. Лубышева, 2000). «Процесс активного вовлечения индивида в деятельность различных социальных коллективов и общностей людей, в ходе, которого индивид усваивает социальные и моральные нормы, культурные ценности, полезные навыки практической работы и конкретные знания, иными словами, когда у него формируются социально-значимые черты личности, называется процессом социализации личности» (В.И. Столяров, 1996).

Процесс социализации, как активное становление личности, исторически и культурно обусловлен. В эпоху научно-технического прогресса он приобретает специфические черты: изменяются и усложняются критерии социальной зрелости, происходит усложнение самих институтов социализации, изменяются соотношения всех видов и форм воспитания, характер взаимоотношений между поколениями и т.д. Проблемы социализации личности будут актуальны всегда, пока существует цивилизация (Л.И. Лубышева, 1999). Они особенно остро стоят перед современным российским обществом, для которого характерен экономический, политический, культурный и, как следствие, социальный кризис. Все это самым непосредственным образом влияет на формирование личности.

Актуальность проблематики ценностей физической культуры молодежи обусловлена необходимостью переосмысления упрощенного понимания физической культуры лишь как средства «физического воспроизводства» человека с игнорированием её действительно общественного и духовного значения; недостаточной глубиной исследования её ценностного содержания, преодоления сложившейся традиции разъединения наук о природе и наук о культуре, а, следовательно, духа и тела. Анализ ценностей физической культуры молодежи актуален также в контексте таких теоретических составных, как жизненный мир, качество жизни, социализация, социальный статус, активизация человеческих ресурсов в социокультурном развитии молодежи, её устойчивое социальное благополучие, цивилизованный социальный порядок в рамках мировой ценностной интеграции.

Необходимо признать, что в современном обществе место физической культуры и спорта в системе культурных ценностей пока не соответствует её значению как одного из важнейших факторов социализации личности. Осознание физической культуры и спорта, как общественной и индивидуальной ценности, как одного из средств социализации само по себе может стать важным импульсом для выявления мобилизации резервов развития физической культуры и спорта в нашей стране, появления новых тенденций в формировании общественного сознания и

личностных мотиваций. Способствующих активному освоению ценностей физической культуры и спорта обществом и личностью.

Актуальность проблемы заключается в поиске наиболее верных и по возможности наиболее универсальных средств и методов физической культуры, способствующих повышению эффективности процесса социализации личности. Физическая культура и спорт, как специфический вид человеческой деятельности, может стать мощным фактором социализации. Особенно важно подчеркнуть, что в системе культурных общечеловеческих ценностей высокий уровень здоровья и физической подготовленности во многом определяет возможности освоения остальных ценностей и в этом смысле является основой, без которой процесс социализации мало эффективен. Выявление роли физической культуры в социализации личности в нашей стране всегда было предметом интенсивного исследования ученых и связывалось, прежде всего, с осмыслением сущности физического воспитания, а позднее и физической культуры в целом.

Физическую культуру в общем смысле можно охарактеризовать как одну из специфических сфер многосторонней человеческой деятельности, в процессе которой человек вступает во взаимодействие с общественной и природной средой, как сферу, включающую в себя всю совокупность ценностей, созданных и используемых обществом для оптимизации физического развития и обеспечения физической подготовленности людей, формирования биологической и одновременно социальной сторон личности, упрощения социальных отношений.

Физическая культура и спорт всё больше проникают в повседневную жизнедеятельность всех слоев населения. Появляется насущная необходимость проведения специальных научных исследований с целью изучения эффективности влияния физкультурно-спортивной деятельности на процесс формирования личности, мотивационно-ценностных ориентаций, а также адаптационных возможностей, как отдельной личности, так и различных социальных групп, среди которых наибольший интерес для нас представляет учащаяся молодёжь.

Особенностью современного школьного образования является то, что оно не готовит учащихся к самостоятельным действиям в неординарных ситуациях, как в условиях социальной среды, так и в условиях природной среды. В настоящее время эти задачи призван решать курс ОБЖ, который, к сожалению, не охватывает всего спектра проблем в данной области и не предусматривает возможности применения учащимися знаний в ходе практических занятий. В этих условиях данные задачи ложатся на учреждения дополнительного образования. Однако, работая по типовой программе туристского кружка многие важные вопросы, остаются «за бортом». Для оптимизации процесса социальной адаптации личности была разработана программа, объединяющая элементы спортивного туризма, основ безопасности жизнедеятельности и физической культуры. Название «Экстрем» выбрано с целью подчеркнуть концептуальную особенность содержания программы.

Целью программы является воспитание здорового человека обладающего основными жизненно-важными навыками (умение плавать, ездить на велосипеде, ходить на лыжах и т.п.), способного действовать в сложных неординарных ситуациях, склонного к активным видам отдыха на природе.

Содержание предлагаемой программы предусматривает сочетание теоретических занятий, когда учащиеся получают общие сведения, и практических, когда они могут применить полученные знания на практике, включая совершение многодневных туристских походов и путешествий. Для обеспечения необходимой физической подготовки, а также с целью отработки необходимых для занятий спортивных навыков, программа предусматривает курс «Прикладная физкультура». Уже в названии курса подчеркнут прикладной характер физической подготовки, так как во главу угла ставится развитие необходимых в походах качеств, а также отработка до состояния устойчивых навыков, умений приобретенных на практических занятиях.

Программа предлагается к изучению в три этапа. Отличающиеся по сложности и уровню подготовленности обучаемых. Первый этап призван познакомить ребенка с различными природными средами (стихиями), факторами риска, характерными для каждой из них, мерами безопасности и приемами активного выживания в различных природных и социальных условиях. Второй этап - вариативная часть. Его задачи закрепить полученные знания на практике в ходе подготовки и совершения туристского путешествия. На этом этапе подготовка ведется по одному из направлений, предложенных в программе. Возможна работа по двум и более направлениям в течение нескольких лет в зависимости от материальной базы школы, а так же от уровня подготовки руководителя. Третий этап - подготовка школьных «Экстрем-инструкторов», их методическая подготовка, а так же практическая деятельность в ходе проведения и подготовка занятий с учащимися младших классов.

Смещение центра тяжести в содержании программы с чисто спортивных целей на образовательные позволяет более полно осуществить связь программы с предметами общеобразовательного цикла. Учащиеся получают возможность не только больше узнать о различных природных средах, но и многое увидеть своими глазами. Сухой материал учебников наполняется живым смыслом в таких областях знаний как география, биология, естествознание.

Большие возможности открываются и в воспитательном плане. В первую очередь, конечно, возможности физического воспитания школьников. В современных условиях школьники испытывают значительный дефицит двигательных нагрузок, что отрицательно сказывается на общем физическом развитии и работоспособности на уроках. При постоянном подавлении двигательной активности учащихся, вполне естественной и необходимой для их возраста, развивается двигательная и внутренняя закомплексованность, затрудняется усвоение общеобразовательного курса. Ликвидировать эти негативные моменты призван курс школьного

физического воспитания. Но в настоящее время при недостаточном количестве уроков физкультуры в неделю, и особенно, если учащиеся не посещают каких-либо спортивных секций, двигательная нагрузка остается недостаточной и проблема остается не решенной.

В этом плане «Экстрем» является эффективным средством воспитания физической культуры школьников. Необходимо отметить также большой оздоровительный эффект туризма. Практические занятия, походы и тренировки, которые тоже проходят большей частью на свежем воздухе, оказывают благотворное влияние на организм школьника.

Походные условия, преодоление трудностей «полевой» жизни создают не только условия для воспитания закаленной и физически крепкой молодежи, но и способствуют воспитанию ценных морально-волевых качеств, таких как смелость, воля к достижению целей, способность стойко преодолевать трудности. У каждого человека существует потребность в риске, без этого воспитание подобных качеств не возможно. Особенно остро такая потребность существует у подростков, когда идет стремительное формирование личности и потребность в риске крайне необходима для активного самоутверждения подростков. Проблема заключается в том, что подростки в современной школе не имеют возможности реально удовлетворить эту потребность. Следовательно, проблема сама находит себе решение, и потребность реализуется в различного рода асоциальных действиях подростков. Этим объясняется частая агрессивность подростков, которая на самом деле обусловлена отсутствием возможности или неумением самоутвердится в коллективе как-то иначе. В этом плане воспитательное значение программы необычайно велико, так как она дает возможность подросткам найти себя в общественно приемлемой форме.

Литература

1. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 1013.

2. Кузнецова, З.М. Модель формирования имиджа будущего специалиста в контексте здоровья / З.М. Кузнецова, М.Н. Савосина, Н.А. Храмова [электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2006. - № 1. - Режим доступа: http://www.kamgifk.ru/iournal.thm.

Bibliography

1. Lubysheva, L.I. Modern valuable potential of physical training and sports and a way of his development by a society and the person / L.I. Lubysheva // the Theory and practice of physical training. - 1997. - 6. - P. 10-13.

2. Kuznetsova, Z.M. The Model of the shaping imidge future specialist in context of health / Z.M. Kuznecova, M.N. Savosina, N.A. Hramova [electronic resource] // Pedagogic-psychological and physical-biological problems of the physical culture and sports. - 2006. - № 1. - Mode of the access: http://www.kamgifk.ru/iournal.thm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.