Научная статья на тему 'Социально-трудовое развитие курсантов военного института'

Социально-трудовое развитие курсантов военного института Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
364
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / КУРСАНТЫ / ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ / SOCIAL CONSUMPTION / CADETS / ASSESSMENT OF SOCIO-LABOR NEEDS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ершов Дмитрий Олегович

Конкретизируются результаты авторского социологического исследования социально-трудовых потребностей. Уточняются параметры оценки социально-трудовых потребностей курсантов. Разрабатываются рекомендации, направленные на целевое развитие системы социально-трудовых потребностей курсантов военного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Labor Development of Military Institute Cadets

The results of the author’s original sociological research of social and labor needs are concretized. The parameters for assessing social and labor needs of the cadets are specified. Recommendations aimed at the development of the system of social and labor needs of military institute cadets are elaborated.

Текст научной работы на тему «Социально-трудовое развитие курсантов военного института»

D.O. Yershov

Social and Labor Development of Military Institute Cadets

The results of the author's original sociological research of social and labor needs are concretized. The parameters for assessing social and l ab o ur ne e ds of the c ade ts are specified. Recommendations aimed at the development of the system of social and labor needs of military institute cadets are elaborated.

Key words and word-combinations: social consumption, cadets, assessment of socio-labour needs.

Конкретизируются результаты авторского социологического исследования социально-трудовых потребностей. Уточняются параметры оценки социально-трудовых потребностей курсантов. Разрабатываются рекомендации, направленные на целевое развитие системы социально-трудовых потребностей курсантов военного института.

Ключевые слова и словосочетания: социальное потребление, курсанты, оценка социально-трудовых потребностей.

УДК 316.34/.35-057.875 ББК 60.54р

Д.О. Ершов

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЕ РАЗВИТИЕ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА

^Социальные диспропорции, проявляющиеся в результате очередных реформ системы Вооруженных Сил и образовательного сектора России, обостряют противоречия социально-трудового развития различных категорий обучающейся военнослужащей молодежи. Данные противоречия не только приводят к замедлению процесса развития социально-трудовых потребностей курсантов, но и создают предпосылки торможения их социальной адаптации в процессе обучения в военном институте.

Во-первых, возрастает несоответствие потребности и предложения творческого профессионального потенциала офицеров Вооруженных Сил России. Основной целью современной военной образовательной организации по-прежнему считается передача знаний и формирование конкретных профессиональных умений и навыков, при этом аспекты удовлетворения и развития социально-трудовых потребностей как механизма социальной адаптации и самосовершенствования профессиональных творческих способностей курсантов остаются вне зоны научного исследования, они, как правило, игнорируются и практиками образовательных военных учреждений.

Во-вторых, растет несоответствие декларированных целей государства, направленных на развитие социально-трудовых потребностей курсантов, и реальных практик, связанных со сворачиванием проектов реализации целевого удовлетворения данных потребностей. Развитие социально-трудовых потребно-

2015 • ВЕСТНИК ПАГС 8 5

стей обучающейся военной молодежи декларируется и формально считается важным приоритетом государства, реально же данная проблема решается как второстепенная. Целевые социальные проекты развития социально-трудовых потребностей курсантов в настоящее время сокращены и сохраняется только по нескольким разрозненным направлениям, разрабатываются государством формально и финансируются по остаточному принципу. Оценка качества социально-трудовых потребностей курсантов осуществляется только в рамках общей аттестации выпускников; промежуточный анализ, коррекция и обновление целевых социально-экономических программ, проектов, планов социального развития социально-трудовых потребностей курсантов не осуществляются.

В-третьих, наличествует диспропорция развития материального и человеческого потенциала военных организаций России. Развитие материальной базы существенно опережает развитие потребностей и профессионального самосовершенствования потенциала курсантов и преподавателей военных институтов. Последнее приводит к понижению уровня социального использования компьютерных классов, инфраструктуры досуга, различных информационных, библиотечных, научных ресурсов военного института, постепенно понижается эффективность институциональной системы развития социально-трудовых потребностей курсантов. Отдельные ее формальные и неформальные институты функционируют несогласованно, а порой и контрпродуктивно. В военных институтах по-прежнему отсутствует единая система социального конструирования, комплексного целевого проектирования и координации процессов развития социально-трудовых потребностей курсантов.

Таким образом, социальная политика государства представляет собой механизм развития не только социального потенциала российского общества, но и социально-трудовых потребностей членов отдельных организаций. Важна активизация социальной политики, направленной на развитие потребностей курсантов военных институтов [1]. Необходима комплексная модернизация военного института, направленная на обеспечение эффективного решения двух взаимосвязанных социальных задач: 1) образовательного формирования военнослужащего как профессионала; 2) целевого развития его социально-трудовых потребностей, обеспечивающего социальную адаптацию и саморазвитие его профессиональных способностей. Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью социологического анализа и интерпретации новых явлений и процессов развития социально-трудовых потребностей курсантов российских военных институтов. Сегодня важно не только выявить общие тенденции развития социально-трудовых потребностей курсантов, но и конкретизировать социально-экономические проблемы их развития, определить пути преодоления данных проблем. Следовательно, можно рассматривать образовательный процесс в военном институте не как самоцель, а как важнейший фактор целевого развития социально-трудовых потребностей курсантов.

Потребности представляют собой сложную системную социологическую категорию, отражающую комплекс социальных нужд человека в тех или иных условиях жизни, социальных отношениях, социально-экономических ресурсах или услугах, в труде, а также социально-экономической капитализации трудо-

8 6 2015 • ВЕСТНИК ПАГС

вого потенциала и его восстановлении [2]. Потребности можно рассматривать в социологическом, социально-культурологическом, социально-экономическом контексте [3]. Социально-трудовые потребности - это комплекс нужд человека в реализации физического и интеллектуального труда, а также восстановлении физического и интеллектуального трудового потенциала (физических и интеллектуальных способностей к труду).

Можно выделить интегрированную систему показателей оценки социально-трудовых потребностей курсантов. Данная оценка должна включать следующую систему основных показателей:

1) ценности достижения жизненного успеха (трудовые устремления и социально-трудовые требования личности); нужда в физическом (функциональном) труде, удовлетворение потребностей в питании, одежде, жилье (восстановление способностей и потребностей в физическом труде);

2) приоритеты социальной деятельности акторов, изменение в системе социально-трудовых потребностей «для себя» (нужда в индивидуальной трудовой деятельности, в отстаивании своих личных прав), «вместе с другими» (нужда в коллективной трудовой деятельности, в поддержании дисциплины, при определенном уровне независимости и свободы, в борьбе с асоциальными и агрессивными практиками, в достижении коллективных трудовых результатов), «для других» (нужда в общественной трудовой деятельности, в выполнении своих социально-трудовых обязанностей по отношению к обществу, социальным организациям, отдельным группам людей, в достижении общественных трудовых результатов);

3) нужда в умственном (развивающем) труде, удовлетворение потребностей в творчестве, поиске и систематизации знаний, обработке информации, коор-динаторской и организаторской, а также научной деятельности.

Развитие социально-трудовых потребностей курсантов представляет собой ряд взаимосвязанных и взаимозависимых процессов: 1) последовательное прогрессивное изменение в комплексе ценностей достижения жизненного успеха, рост нужды в физическом (функциональном) труде; 2) движение от низших (индивидуальных социально-трудовых потребностей «для себя») к высшим (коллективным социально-трудовым потребностям «вместе с другими»), а затем и к всеобщим (общественным социально-трудовым потребностям «для других»); 3) формирование нового качественного состояния нужды в умственном (развивающем) труде, ориентированном прежде всего на творчество, инициативу, рационализаторскую профессиональную деятельность [4].

Условно можно выделить некоторые отличия в развитии социально-трудовых потребностей курсантов на младших (первый и второй годы обучения) и старших (третий - пятый годы обучения) курсах. Под развитием социально-трудовых потребностей курсантов младших курсов подразумевается следующее: активное осуществление процесса первоначального познания и усвоения курсантами норм, принципов трудового взаимодействия, ценностей жизненного успеха военного профессионала; начальная фаза познания военных компетенций, ориентация на широкий комплекс получаемых специальных знаний (приоритеты связаны со второй гражданской специальностью юриста). Ценности

2015 • ВЕСТНИК ПАГС 8 7

жизненного успеха, нормы, принципы трудового поведения военнослужащего являются в данный период нестабильными, имеются нарушения принятых в институте норм, проявляется неустойчивость в выборе стратегий образовательного поведения, некоторые курсанты ориентируются на отчисление и на кардинальное изменение профессии. Развитие социально-трудовых потребностей курсантов старших курсов включает следующие характеристики: успешное и устойчивое завершение процесса усвоения базовых компетенций; повышение уровня успеваемости; стабильный рост потребности к физическому и интеллектуальному труду; сокращение практики нарушения принятых норм; устойчивость следованию раннее выбранной стратегии в получении военной профессии; стремление к достижению узкого профессионально-трудового саморазвития.

В рамках разработки темы автором в октябре 2014 г. проведено эмпирическое социологическое исследование «Социально-трудовое развитие в оценках курсантов Саратовского военного института ВВ МВД России». Применялся метод анкетного опроса ^ = 522). Выборка случайная, опрошен каждый второй курсант основной формы обучения военного института. Анализ результатов данного эмпирического исследования показал, что в современных условиях развитие социально-трудовых потребностей курсантов военных институтов осуществляется спонтанно, без систематической социальной оценки, планирования, контроля и коррекции данных процессов со стороны администрации военного института. Выявлены следующие проблемы развития социально-трудовых потребностей курсантов военного института.

1. Диспропорции в процессах развития социально-трудовых потребностей курсантов на различных периодах обучения. На первом и втором курсах преобладают личные социально-трудовые потребности (обучаемые на младших курсах преимущественно ориентируются на индивидуальную трудовую деятельность, отстаивание своих личных прав и интересов, для них важно отстоять свою независимость, собственные взгляды, усвоенные знания, ранее сформированные ценности жизненного успеха, принципы, нормы трудового взаимодействия). На третьем курсе постепенный приоритет получают коллективные потребности, права и трудовые интересы (третьекурсники уже преимущественно ориентируются на коллективные формы трудовой деятельности). На четвертом и пятом курсах и до самого выпуска происходит существенное развитие коллективных социально-трудовых потребностей курсантов, одновременно устойчиво растет состав курсантов, ориентирующихся на общественные цели, интересы и задачи.

2. Ограниченное информационное профессиональное обеспечение курсантов в процессе их обучения в институте. Для курсантов не созданы условия оптимального удовлетворения потребности в доступе к информации (доступ к информационным источникам по-прежнему ограничен). Проявляется ослабление связи образовательных процессов на начальных курсах с практикой получаемых военной и гражданской специальностей. По существу на начальных курсах происходит снижение уровня удовлетворения трудовой потребности курсантов в поиске и систематизации знаний, обработке информации как фактора образовательного развития.

3. Недостаточное развитие потребностей в творческом мышлении и нова-

8 8 2015 • ВЕСТНИК ПАГС

торской деятельности, обострение противоречий между потребностью в профессиональном инновационном мышлении и реальном формировании традиционных классических знаний, умений и навыков. Среди обучающихся падает престижность формального и неформального инициативного труда, отрываются ценностные приоритеты творческого труда от системы жизненного успеха военной молодежи.

В современных условиях необходима активизация процессов целевого развития социально-трудовых потребностей курсантов. Направления целевого развития социально-трудовых потребностей обучающихся в военном институте можно условно разбить на три группы.

Первую группу направлений составляют макроуровневые комплексы совершенствования. Большинство курсантов (64,18%) считают необходимым создание условий постоянного и стабильного роста материального довольствия курсантов военных институтов (как и военнослужащих в целом). Курсанты связывают данные процессы, с одной стороны, с ростом системы социальной защиты семьи военнослужащего (37,36%), а с другой -с внедрением государственного комплексного проекта повышения общего статуса военнослужащего (37,36%). Представленные данные показывают, что в целом пути совершенствования социальных потребностей обучающихся в военных институтах России связаны с внешней средой деятельности военных институтов и в целом определяют необходимость роста материального обеспечения, социальной защиты и социального статуса военнослужащего страны в целом.

Необходимо отметить, что для курсантов важны не только показатели абсолютного роста данных факторов. Для них является приоритетным наличие роста материального довольствия в целом, превышающего инфляционные риски в обществе, а также наличие общего движения в направлении социальной защиты, повышения статусных позиций военнослужащих.

Вторую и третью группу направлений составляют микроуровневые комплексы целевого развития. Вторая группа направлений совершенствования определяет в целом развитие организационной культуры военной организации (мнение 13,22% опрошенных). Важно выявление новых ценностных приоритетов, принципов, форм взаимодействия курсантов, преподавателей, офицеров (командиров). Повышение эффективности трудовой организации деятельности офицеров выделяют 17,24% респондентов Саратовского военного института внутренних войск МВД России. На модернизацию принципов и форм образовательного творчества и рационализаторство указывают 18,01% респондентов военного института. Требуется внедрение новых ценностей взаимодействия курсанта и преподавателя, ориентирующих образовательный процесс на поиск новых знаний, обновление методологических подходов, творческую разработку новых идей, определение условий внедренческих практик. Предлагается рассматривать совет курсантов как одну из форм образовательного контроля и реализации изучения традиционных знаний. Активизация удовлетворения социальных потребностей связана в новых условиях с резким повышением роли обучаемого в процессе организации внеформального образования. Необходимо создать условия не только для проявления инициативы, но и для предоставле-

2015 • ВЕСТНИК ПАГС 8 9

ния возможности обучаемым контролировать и координировать процессы внеаудиторной творческой деятельности преподавателя и курсанта. Важна децентрализация функций планирования, координации и конструирования процессов, связанных с организацией свободного времени, проведением досуга, дополнительных мероприятий, связанных с инициативой обучаемых. Должно быть предоставлено право на предложения и реализацию планов и проектов досуговой самозанятости военнослужащих (регулирование и разработка сценариев вечеров творчества; проведение дискотек, танцевальных вечеров, концертов; приглашение интересных людей на культурно-массовые мероприятия в институте).

Третья группа направлений совершенствования включает обновление подсистем социального управления и самоуправления организацией, а также ее отдельных структурных объединений. модернизировать систему управления и самоуправления досугом обучающихся предлагают 37,74% респондентов. На актуальность совершенствования общественных организаций военного института, а также становление новых форм самоуправленческой трудовой деятельности курсантов указывают 22,61% респондентов Саратовского военного института ВВ МВД России. Важно наделить реальными полномочиями, административно поддержать и активизировать ряд общественных организаций, созданных в институте: социальные комиссии, советы курсантов, товарищеские суды, совет клуба курсантов, совет музея, совет пользователей информационными системами. В рамках новых юридических возможностей социальные комиссии должны участвовать и иметь ряд административных полномочий, что должно позволить задействовать курсантов в реализации творческой управленческий деятельности, привлекать их к оценке текущих административных решений в сфере социального и культурного развития коллектива института. Деятельность данных комиссий призвана выявлять текущие проблемы развития потребностей обучаемых, разрешать противоречия, связанные с социальной защищенностью курсантов, соблюдением социальной справедливости в коллективах обучаемых.

Библиографический список

1. Быченко Ю.Г., Логинова Л.В. Социальная политика как механизм развития социального потенциала российского общества // Вестник СГСЭУ. 2012. № 1.

2. Ершов Д.О. Формы проявления социальных потребностей и способы их оценки // Вестник ПАГС. 2014. № 4 (43). С. 93-99.

3. Баландина Т.М., Быченко Ю.Г. Трансформации управленческих процессов в условиях становления обучающейся хозяйственной организации // Известия Саратовского университета. Сер.: Социология. Политология. 2010. Т. 10, вып. 3. С. 22-26.

4. Ершов Д.О. Социальные потребности как компонент механизма совершения социального действия // Известия Саратовского университета: Новая серия. 2014. Т. 13, вып. 1. Сер.: Социология. Политология. № 2 (27). С. 35-40.

9 0 2015 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.