D.O. Yershov
Social and Labor Development of Military Institute Cadets
The results of the author's original sociological research of social and labor needs are concretized. The parameters for assessing social and l ab o ur ne e ds of the c ade ts are specified. Recommendations aimed at the development of the system of social and labor needs of military institute cadets are elaborated.
Key words and word-combinations: social consumption, cadets, assessment of socio-labour needs.
Конкретизируются результаты авторского социологического исследования социально-трудовых потребностей. Уточняются параметры оценки социально-трудовых потребностей курсантов. Разрабатываются рекомендации, направленные на целевое развитие системы социально-трудовых потребностей курсантов военного института.
Ключевые слова и словосочетания: социальное потребление, курсанты, оценка социально-трудовых потребностей.
УДК 316.34/.35-057.875 ББК 60.54р
Д.О. Ершов
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЕ РАЗВИТИЕ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА
^Социальные диспропорции, проявляющиеся в результате очередных реформ системы Вооруженных Сил и образовательного сектора России, обостряют противоречия социально-трудового развития различных категорий обучающейся военнослужащей молодежи. Данные противоречия не только приводят к замедлению процесса развития социально-трудовых потребностей курсантов, но и создают предпосылки торможения их социальной адаптации в процессе обучения в военном институте.
Во-первых, возрастает несоответствие потребности и предложения творческого профессионального потенциала офицеров Вооруженных Сил России. Основной целью современной военной образовательной организации по-прежнему считается передача знаний и формирование конкретных профессиональных умений и навыков, при этом аспекты удовлетворения и развития социально-трудовых потребностей как механизма социальной адаптации и самосовершенствования профессиональных творческих способностей курсантов остаются вне зоны научного исследования, они, как правило, игнорируются и практиками образовательных военных учреждений.
Во-вторых, растет несоответствие декларированных целей государства, направленных на развитие социально-трудовых потребностей курсантов, и реальных практик, связанных со сворачиванием проектов реализации целевого удовлетворения данных потребностей. Развитие социально-трудовых потребно-
2015 • ВЕСТНИК ПАГС 8 5
стей обучающейся военной молодежи декларируется и формально считается важным приоритетом государства, реально же данная проблема решается как второстепенная. Целевые социальные проекты развития социально-трудовых потребностей курсантов в настоящее время сокращены и сохраняется только по нескольким разрозненным направлениям, разрабатываются государством формально и финансируются по остаточному принципу. Оценка качества социально-трудовых потребностей курсантов осуществляется только в рамках общей аттестации выпускников; промежуточный анализ, коррекция и обновление целевых социально-экономических программ, проектов, планов социального развития социально-трудовых потребностей курсантов не осуществляются.
В-третьих, наличествует диспропорция развития материального и человеческого потенциала военных организаций России. Развитие материальной базы существенно опережает развитие потребностей и профессионального самосовершенствования потенциала курсантов и преподавателей военных институтов. Последнее приводит к понижению уровня социального использования компьютерных классов, инфраструктуры досуга, различных информационных, библиотечных, научных ресурсов военного института, постепенно понижается эффективность институциональной системы развития социально-трудовых потребностей курсантов. Отдельные ее формальные и неформальные институты функционируют несогласованно, а порой и контрпродуктивно. В военных институтах по-прежнему отсутствует единая система социального конструирования, комплексного целевого проектирования и координации процессов развития социально-трудовых потребностей курсантов.
Таким образом, социальная политика государства представляет собой механизм развития не только социального потенциала российского общества, но и социально-трудовых потребностей членов отдельных организаций. Важна активизация социальной политики, направленной на развитие потребностей курсантов военных институтов [1]. Необходима комплексная модернизация военного института, направленная на обеспечение эффективного решения двух взаимосвязанных социальных задач: 1) образовательного формирования военнослужащего как профессионала; 2) целевого развития его социально-трудовых потребностей, обеспечивающего социальную адаптацию и саморазвитие его профессиональных способностей. Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью социологического анализа и интерпретации новых явлений и процессов развития социально-трудовых потребностей курсантов российских военных институтов. Сегодня важно не только выявить общие тенденции развития социально-трудовых потребностей курсантов, но и конкретизировать социально-экономические проблемы их развития, определить пути преодоления данных проблем. Следовательно, можно рассматривать образовательный процесс в военном институте не как самоцель, а как важнейший фактор целевого развития социально-трудовых потребностей курсантов.
Потребности представляют собой сложную системную социологическую категорию, отражающую комплекс социальных нужд человека в тех или иных условиях жизни, социальных отношениях, социально-экономических ресурсах или услугах, в труде, а также социально-экономической капитализации трудо-
8 6 2015 • ВЕСТНИК ПАГС
вого потенциала и его восстановлении [2]. Потребности можно рассматривать в социологическом, социально-культурологическом, социально-экономическом контексте [3]. Социально-трудовые потребности - это комплекс нужд человека в реализации физического и интеллектуального труда, а также восстановлении физического и интеллектуального трудового потенциала (физических и интеллектуальных способностей к труду).
Можно выделить интегрированную систему показателей оценки социально-трудовых потребностей курсантов. Данная оценка должна включать следующую систему основных показателей:
1) ценности достижения жизненного успеха (трудовые устремления и социально-трудовые требования личности); нужда в физическом (функциональном) труде, удовлетворение потребностей в питании, одежде, жилье (восстановление способностей и потребностей в физическом труде);
2) приоритеты социальной деятельности акторов, изменение в системе социально-трудовых потребностей «для себя» (нужда в индивидуальной трудовой деятельности, в отстаивании своих личных прав), «вместе с другими» (нужда в коллективной трудовой деятельности, в поддержании дисциплины, при определенном уровне независимости и свободы, в борьбе с асоциальными и агрессивными практиками, в достижении коллективных трудовых результатов), «для других» (нужда в общественной трудовой деятельности, в выполнении своих социально-трудовых обязанностей по отношению к обществу, социальным организациям, отдельным группам людей, в достижении общественных трудовых результатов);
3) нужда в умственном (развивающем) труде, удовлетворение потребностей в творчестве, поиске и систематизации знаний, обработке информации, коор-динаторской и организаторской, а также научной деятельности.
Развитие социально-трудовых потребностей курсантов представляет собой ряд взаимосвязанных и взаимозависимых процессов: 1) последовательное прогрессивное изменение в комплексе ценностей достижения жизненного успеха, рост нужды в физическом (функциональном) труде; 2) движение от низших (индивидуальных социально-трудовых потребностей «для себя») к высшим (коллективным социально-трудовым потребностям «вместе с другими»), а затем и к всеобщим (общественным социально-трудовым потребностям «для других»); 3) формирование нового качественного состояния нужды в умственном (развивающем) труде, ориентированном прежде всего на творчество, инициативу, рационализаторскую профессиональную деятельность [4].
Условно можно выделить некоторые отличия в развитии социально-трудовых потребностей курсантов на младших (первый и второй годы обучения) и старших (третий - пятый годы обучения) курсах. Под развитием социально-трудовых потребностей курсантов младших курсов подразумевается следующее: активное осуществление процесса первоначального познания и усвоения курсантами норм, принципов трудового взаимодействия, ценностей жизненного успеха военного профессионала; начальная фаза познания военных компетенций, ориентация на широкий комплекс получаемых специальных знаний (приоритеты связаны со второй гражданской специальностью юриста). Ценности
2015 • ВЕСТНИК ПАГС 8 7
жизненного успеха, нормы, принципы трудового поведения военнослужащего являются в данный период нестабильными, имеются нарушения принятых в институте норм, проявляется неустойчивость в выборе стратегий образовательного поведения, некоторые курсанты ориентируются на отчисление и на кардинальное изменение профессии. Развитие социально-трудовых потребностей курсантов старших курсов включает следующие характеристики: успешное и устойчивое завершение процесса усвоения базовых компетенций; повышение уровня успеваемости; стабильный рост потребности к физическому и интеллектуальному труду; сокращение практики нарушения принятых норм; устойчивость следованию раннее выбранной стратегии в получении военной профессии; стремление к достижению узкого профессионально-трудового саморазвития.
В рамках разработки темы автором в октябре 2014 г. проведено эмпирическое социологическое исследование «Социально-трудовое развитие в оценках курсантов Саратовского военного института ВВ МВД России». Применялся метод анкетного опроса ^ = 522). Выборка случайная, опрошен каждый второй курсант основной формы обучения военного института. Анализ результатов данного эмпирического исследования показал, что в современных условиях развитие социально-трудовых потребностей курсантов военных институтов осуществляется спонтанно, без систематической социальной оценки, планирования, контроля и коррекции данных процессов со стороны администрации военного института. Выявлены следующие проблемы развития социально-трудовых потребностей курсантов военного института.
1. Диспропорции в процессах развития социально-трудовых потребностей курсантов на различных периодах обучения. На первом и втором курсах преобладают личные социально-трудовые потребности (обучаемые на младших курсах преимущественно ориентируются на индивидуальную трудовую деятельность, отстаивание своих личных прав и интересов, для них важно отстоять свою независимость, собственные взгляды, усвоенные знания, ранее сформированные ценности жизненного успеха, принципы, нормы трудового взаимодействия). На третьем курсе постепенный приоритет получают коллективные потребности, права и трудовые интересы (третьекурсники уже преимущественно ориентируются на коллективные формы трудовой деятельности). На четвертом и пятом курсах и до самого выпуска происходит существенное развитие коллективных социально-трудовых потребностей курсантов, одновременно устойчиво растет состав курсантов, ориентирующихся на общественные цели, интересы и задачи.
2. Ограниченное информационное профессиональное обеспечение курсантов в процессе их обучения в институте. Для курсантов не созданы условия оптимального удовлетворения потребности в доступе к информации (доступ к информационным источникам по-прежнему ограничен). Проявляется ослабление связи образовательных процессов на начальных курсах с практикой получаемых военной и гражданской специальностей. По существу на начальных курсах происходит снижение уровня удовлетворения трудовой потребности курсантов в поиске и систематизации знаний, обработке информации как фактора образовательного развития.
3. Недостаточное развитие потребностей в творческом мышлении и нова-
8 8 2015 • ВЕСТНИК ПАГС
торской деятельности, обострение противоречий между потребностью в профессиональном инновационном мышлении и реальном формировании традиционных классических знаний, умений и навыков. Среди обучающихся падает престижность формального и неформального инициативного труда, отрываются ценностные приоритеты творческого труда от системы жизненного успеха военной молодежи.
В современных условиях необходима активизация процессов целевого развития социально-трудовых потребностей курсантов. Направления целевого развития социально-трудовых потребностей обучающихся в военном институте можно условно разбить на три группы.
Первую группу направлений составляют макроуровневые комплексы совершенствования. Большинство курсантов (64,18%) считают необходимым создание условий постоянного и стабильного роста материального довольствия курсантов военных институтов (как и военнослужащих в целом). Курсанты связывают данные процессы, с одной стороны, с ростом системы социальной защиты семьи военнослужащего (37,36%), а с другой -с внедрением государственного комплексного проекта повышения общего статуса военнослужащего (37,36%). Представленные данные показывают, что в целом пути совершенствования социальных потребностей обучающихся в военных институтах России связаны с внешней средой деятельности военных институтов и в целом определяют необходимость роста материального обеспечения, социальной защиты и социального статуса военнослужащего страны в целом.
Необходимо отметить, что для курсантов важны не только показатели абсолютного роста данных факторов. Для них является приоритетным наличие роста материального довольствия в целом, превышающего инфляционные риски в обществе, а также наличие общего движения в направлении социальной защиты, повышения статусных позиций военнослужащих.
Вторую и третью группу направлений составляют микроуровневые комплексы целевого развития. Вторая группа направлений совершенствования определяет в целом развитие организационной культуры военной организации (мнение 13,22% опрошенных). Важно выявление новых ценностных приоритетов, принципов, форм взаимодействия курсантов, преподавателей, офицеров (командиров). Повышение эффективности трудовой организации деятельности офицеров выделяют 17,24% респондентов Саратовского военного института внутренних войск МВД России. На модернизацию принципов и форм образовательного творчества и рационализаторство указывают 18,01% респондентов военного института. Требуется внедрение новых ценностей взаимодействия курсанта и преподавателя, ориентирующих образовательный процесс на поиск новых знаний, обновление методологических подходов, творческую разработку новых идей, определение условий внедренческих практик. Предлагается рассматривать совет курсантов как одну из форм образовательного контроля и реализации изучения традиционных знаний. Активизация удовлетворения социальных потребностей связана в новых условиях с резким повышением роли обучаемого в процессе организации внеформального образования. Необходимо создать условия не только для проявления инициативы, но и для предоставле-
2015 • ВЕСТНИК ПАГС 8 9
ния возможности обучаемым контролировать и координировать процессы внеаудиторной творческой деятельности преподавателя и курсанта. Важна децентрализация функций планирования, координации и конструирования процессов, связанных с организацией свободного времени, проведением досуга, дополнительных мероприятий, связанных с инициативой обучаемых. Должно быть предоставлено право на предложения и реализацию планов и проектов досуговой самозанятости военнослужащих (регулирование и разработка сценариев вечеров творчества; проведение дискотек, танцевальных вечеров, концертов; приглашение интересных людей на культурно-массовые мероприятия в институте).
Третья группа направлений совершенствования включает обновление подсистем социального управления и самоуправления организацией, а также ее отдельных структурных объединений. модернизировать систему управления и самоуправления досугом обучающихся предлагают 37,74% респондентов. На актуальность совершенствования общественных организаций военного института, а также становление новых форм самоуправленческой трудовой деятельности курсантов указывают 22,61% респондентов Саратовского военного института ВВ МВД России. Важно наделить реальными полномочиями, административно поддержать и активизировать ряд общественных организаций, созданных в институте: социальные комиссии, советы курсантов, товарищеские суды, совет клуба курсантов, совет музея, совет пользователей информационными системами. В рамках новых юридических возможностей социальные комиссии должны участвовать и иметь ряд административных полномочий, что должно позволить задействовать курсантов в реализации творческой управленческий деятельности, привлекать их к оценке текущих административных решений в сфере социального и культурного развития коллектива института. Деятельность данных комиссий призвана выявлять текущие проблемы развития потребностей обучаемых, разрешать противоречия, связанные с социальной защищенностью курсантов, соблюдением социальной справедливости в коллективах обучаемых.
Библиографический список
1. Быченко Ю.Г., Логинова Л.В. Социальная политика как механизм развития социального потенциала российского общества // Вестник СГСЭУ. 2012. № 1.
2. Ершов Д.О. Формы проявления социальных потребностей и способы их оценки // Вестник ПАГС. 2014. № 4 (43). С. 93-99.
3. Баландина Т.М., Быченко Ю.Г. Трансформации управленческих процессов в условиях становления обучающейся хозяйственной организации // Известия Саратовского университета. Сер.: Социология. Политология. 2010. Т. 10, вып. 3. С. 22-26.
4. Ершов Д.О. Социальные потребности как компонент механизма совершения социального действия // Известия Саратовского университета: Новая серия. 2014. Т. 13, вып. 1. Сер.: Социология. Политология. № 2 (27). С. 35-40.
9 0 2015 • ВЕСТНИК ПАГС