УДК 378:316.33 ББК 74.58+60.560
DOI 10.22394/1682-2358-2018-6-107-114
N.I. Kuznetsov, post-graduate student of the Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of National Guard of the Russian Federation
military institute as a self-learning social organization
The prerequisites for the transformation of a military institute as a military organization are revealed. The limitations of (traditional) professional educational practices are specified. The main features of a military institute as a learning social organization are presented.
Key words and word-combinations: military institute, learning social organization, creative potential, cadets, training.
Н.И. Кузнецов, адъюнкт Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации (email: [email protected])
военный институт
КАК САМООБУЧАЮЩАЯСЯ
СОЦИАЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
Аннотация. Раскрываются предпосылки трансформации военного института как военной организации. Уточняются недостатки (традиционных) профессионально-образовательных практик. Выявляются особенности военного института как обучающейся социальной организации.
Ключевые слова и словосочетания: военный институт, обучающаяся социальная организация, творческий потенциал, курсанты, обучение.
В условиях современной России проводится существенная социально-образовательная реформа высших военных учебных заведений: осуществляется интенсификация военного образования — переход от преимущественно экстенсивных к преимущественно интенсивным формам социально-образовательного развития. Военные институты становятся качественно новым фактором не только профессионального роста, но и инновационного развития, состоящего в модернизации военных структур общества. Современный военный вуз — это образовательное учреждение, ориентированное на формальное об-
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 6 III/
разовательное развитие курсантов. Согласно российскому законодательству, силовым высшим учебным заведениям делегируются широкие полномочия по организации и реализации военно-профессиональной образовательной деятельности.
Перед военными институтами ставится задача формирования нового качества профессиональной подготовки офицерских кадров, что неотделимо от задачи повышения профессионально-образовательного развития российского общества [1]. Это предполагает, с одной стороны, усиление востребованности полученного комплекса знаний относительно последующей профессиональной деятельности будущих офицеров; с другой стороны, развитие творческих способностей обучаемых. Достижение нового качества профессионально-образовательного развития призвано не только обеспечить рост эффективности военно-профессиональной деятельности молодых офицеров, но и повысить престижность военной службы в целом, обеспечить перспективу динамичного карьерного роста офицерского корпуса [2, с. 167—171].
В рамках новых задач должна быть трансформирована вся система слу-жебно-трудовой деятельности военного института [3, с. 197—201], который в новых условиях не должен оставаться образовательной организацией классического типа. В рамках военной организации классического типа курсант рассматривается в качестве пассивного потребителя образовательных услуг [4, с. 19—29]. Априори он определяется как деструктивно настроенный, сопротивляющийся достижению целей социально-профессионального развития, не имеющий образовательных потребностей и интереса к саморазвитию [5, с. 84—90]. Военный институт в классическом понимании — это военная социально-образовательная организация, имеющая жесткую структуру и регламентацию деятельности обучаемых и обучающихся. Она ориентирована на обеспечение усвоения определенного набора знаний, умений, профессиональных навыков, но изначально не направлена на создание возможностей самостоятельного поиска новых знаний, образовательного самосовершенствования, становление творческих потребностей и способностей.
Военно-профессиональный потенциал курсантов в рамках жестко регламентированных классических военных организаций имеет заранее определенные неизменные формы, практики поиска, обработки и накопления профессиональных знаний, реализуемые в ограниченных формах [6, с. 85—90]. Классическая модель военной социально-образовательной организации в России функционирует длительное время. Ее сохранение долгое время связывалось с рядом факторов: 1) отсутствием самостоятельности и возможности осуществлять комплексную саморегуляцию процессов образования военными вузами; 2) существенной ограниченностью кадровых и материальных ресурсов военных институтов; 3) относительной оторванностью образовательных процессов от системы войсковых частей, непосредственной профессиональной деятельности офицеров после окончания военного института.
Основная особенность классической военной образовательной организации связана с жесткой регламентацией образовательных процессов, формированием шаблонов необходимых образовательных технологий, лимитировано вы-
1Q8 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 6
строенными отношениями преподавателей и обучаемых. В данной социальной системе условия образовательной трудовой деятельности не определяются в качестве фактора целевого развития профессионального потенциала курсантов. Условия образовательной трудовой деятельности рассматриваются как набор узких характеристик образовательного процесса, а также внутренней социально-образовательной среды, пассивно воздействующей на курсантов и обеспечивающей возможность регламентировать образовательные процессы. Необходимость активного саморазвития интеллектуального потенциала курсантов в классической организационной системе не воспринималась в целом как важнейший результат функционирования образовательного учреждения [7, с. 68—78], а потому и не предоставлялись возможности для формирования чувства собственной значимости, самоуважения, проектно-управленчес-кой, творческой активности, не обеспечивались условия для удовлетворения творческих потребностей.
Принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также крупномасштабная военная реформа изменили условия, возможности и цели функционирования военного института: ему предоставлена существенная самостоятельность, усилился организационный потенциал военных институтов, их деятельность интегрирована с системой профессиональной деятельности акторов непосредственных войсковых частей.
Формирование творческого потенциала, основанное на удовлетворении интеллектуальных потребностей, стало важным направлением образовательной деятельности в военном институте в качестве самообучающейся социальной организации. Творческое развитие и саморазвитие учащихся связано с формированием современного типа профессионального развития, определяющим целевую ориентацию не на жесткую регламентацию дисциплины и порядка, темпы, количественные объемы усвоенных знаний, умений, навыков, а на существенные структурные трансформации в организации образовательных учреждений.
Наиболее важным является привлечение научных, технических, управленческих, образовательно-творческих нововведений, позволяющих, с одной стороны, повысить эффективность образовательного процесса, а с другой — модернизировать качество образования, внедрить научно-креативные технологии [8, с. 247—253]. Формирование и внедрение эффективных методов развития военного образования способствует обеспечению подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной военно-профессиональной деятельности [9].
Военный институт как самообучающаяся социальная организация призван не только создать условия раскрепощения, обработки новых знаний обучаемыми, но и обеспечить стимулирование и поддержку их творческой проектно-трудовой деятельности, связанной с формированием образовательно-трудовых отношений партнерского типа между обучаемыми и преподавателями. В рамках современного военного института необходимо воспитывать толерантность к различным видам служебной деятельности при относительном консерватизме и зависимости «образовательного раз-
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 6 111^
вития от используемых технологий и материальных факторов организации»
[10, с. 229].
Таким образом, в новых условиях трансформируются принципы функционирования высших военных образовательных организаций. Сегодня военный институт представляет собой самообучающуюся социальную систему. В нем проявляются следующие особенности самообучения:
1. Формирование динамичных образовательных механизмов военно-профессионального развития, тесно связанного с задачами саморазвития курсантов. Образовательная деятельность рассматривается как процесс научного, интеллектуально-образовательного поиска новых знаний, систематизации информационных потоков, идей, самообучения, основывающегося на принципах постоянства, системности, цикличности. Применение системного подхода, с одной стороны, должно обеспечить опережающий характер военно-профессионального образования, с другой — создать возможность динамичной профессионально-трудовой адаптации, обеспечить готовность к деятельности в условиях изменений внешней и внутренней социальной среды военной организации.
В новых условиях военный институт представляет собой подсистемную структуру инновационного комплекса общества. Это изменяющаяся и саморазвивающаяся система за счет внедрения целевых научно-образовательных комплексов, самообучения преподавателей, профессионального роста культурного капитала других сотрудников, внедряющая общую социокультурную стратегию целевого развития военной организационной культуры. Ее структура включает систему обязательной целевой воспитательной деятельности и образовательной профессиональной переподготовки; обновление административного нормативного регулирования поведенческих практик курсантов; расширение возможностей и необходимости внедрения внешних инновационных технологий и новых научных разработок.
В современных условиях одной из основных характеристик военного института как самообучающейся социальной организации является его специфическая военная организационная культура: система военных инновационных ценностей, моделей научно-образовательного взаимодействия, различных систем норм формального поведения, включая военное и образовательное, набор стандартов поведения. Формируется новая военная организационная культура, направленная на достижение конечных результатов культурно-образовательного роста, накопления как традиционного, так и нового профессионального потенциала курсантов.
2. Трансформация организационных условий жизнедеятельности курсантов, конструирование творческого профессионального потенциала. Создание условий, при которых возможно и необходимо совершенствовать творческие потребности в научно-образовательной деятельности, научном проектировании, участии в практиках тактического самоуправления неотделимо от разработки и внедрения процессов конструирования широкой модели профессионального потенциала будущего офицера. Военный институт призван смоделировать систему необходимых новаторских профессиональных качеств
110
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 6
курсантов, нацеленную на эффективное обеспечение условий построения их военной карьеры.
В настоящее время происходят существенные изменения в системе организационных отношений военного института:
во-первых, демократизируются отношения курсантов и преподавателей, передается часть образовательных управленческих функций акторам обучения, формируются принципы самоуправления в комплексе взаимодействия преподавателя и курсанта;
во-вторых, складываются ценности относительной свободы творчества как субъекта, так и объекта образовательной деятельности. В данном контексте субъект, а также объект образовательной деятельности нередко меняются местами, формируют кооперативный образ решения общих образовательных задач, достижения поставленных целей;
в-третьих, развитие научных практик, процессов самообучения осуществляется на основе активизации как прямых, так и обратных взаимодействий преподавателя и курсанта. Повышается значимость создания возможностей и стимулирования обратных образовательных социальных связей, что призвано обеспечивать необходимость процессов формирования новаторских самоуправленческих команд преподавателей и курсантов, действие которых направлено на подвижные военно-профессиональные специализации.
3. Становление центров формального научного творчества курсантов. Данные центры разрабатывают проекты и осуществляют непосредственную организацию формальной научной деятельности, обеспечивают нацеленность курсантов не только на постоянный поиск, обработку, систематизацию, но также на создание и внедрение новых военно-профессиональных знаний. Все больший состав образовательных и научных процессов связан с поиском, систематизацией, усвоением знаний, а также адаптацией рационально-правового знания для последующего военно-профессионального использования, реализации практик самообучения.
4. Модернизация системы управления образовательными процессами военного института. Этот процесс связан с максимально возможной децентрализации и демократизацией отношений обучающего и обучаемого. Формирование деятельности, направленной на достижение поставленной цели, способствует привлечению курсантов к организации образовательной и самообразовательной деятельности, внедрению социальных проектов модернизации образовательной деятельности, целевому развитию не только способностей, но и потребностей к творческой образовательной, научной, проектно-инновационной и самоуправленческой деятельности.
5. Внедрение системы стимулирования научно-образовательного труда. Достижение поставленной цели обусловливает формирование специфической системы стимулирования научно-образовательных практик служебно-трудовой деятельности курсанта, научного обновления их военного профессионализма, готовности к поиску новой (необходимой) информации, самообучению как во время учебы, так и в процессе реализации военной
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 6 111
службы. Наиболее существенные компоненты новой стимулирующей системы определяются материальными и нематериальными факторами. Материальные факторы стимулирования основываются на технологиях экономических санкций (лишение надбавок к стипендии) и поощрений (формирование надбавок, премий, поощрений). В новых условиях они подкрепляются различными технологиями административного стимулирования: формированием новых правил и процедур научной самостоятельной работы, норм, инновационных ценностей, комплекса административных проверок. Нематериальные факторы стимулирования включают в себя проекты совершенствования условий служебно-образовательной деятельности, быта, социокультурного развития курсантов. Данное проектное конструирование приводит к обновлению потребностей обучаемых, развитию мотивов образовательной деятельности, побуждений к неформальной трудовой научной деятельности в целях достижения собственных, коллективных, а также организационных результатов.
Военный институт как самообучающаяся социальная организация предполагает рассмотрение нематериальных факторов стимулирования образовательной деятельности в качестве приоритетного комплекса инновационной мотивации. В новых условиях материальные стимулирующие факторы отходят на второй план. При этом именно материальные факторы фиксируют не только условия роста материального довольствия курсантов, но и обеспечивают экономические возможности саморазвития их интеллекта, в частности, возможность покупки компьютера, программного обеспечения, коммуникационной техники, доступа к интернет-ресурсам.
Нематериальные факторы стимулирования реализуются преимущественно через следующие социальные технологии: мотивация достижения научно-образовательных целей; признание личностных устремлений курсанта; стимулирование через условия образовательной и научной деятельности, создание специальных условий для удовлетворения научно-образовательных потребностей, обеспечение возможностей научной деятельности в процессе организации досуга, обеспечение карьерного роста (получение очередного звания, назначение на должность).
Становление факторов достижения определяет приоритеты развития российского военного образования: обеспечение организационных возможностей непосредственного участия в решении поставленных задач; достижение общей образовательной цели как на уровне деятельности отдельного отделения, так и взвода, роты, военного института. По сути, самообучающийся военный институт должен создавать условия, при которых курсанты задействованы во всех циклах научно-образовательной подготовки. Признание научных и образовательных заслуг позволяет курсанту ощутить достоинство, значимость военной профессии и самоуважение. В рамках обучающегося военного института особенное значение имеет деятельность руководства и непосредственных преподавателей, направленная на стимулирующее моральное поощрение, предоставление курсантам «стимулирующих отзывов», административной и общественной оценки коллективных и индивидуальных образовательных процессов.
112
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 6
В данном контексте стимулирование представляет социальную технологию планирования, а также внедрения различных мероприятий, мотивирующих научную и образовательную деятельность курсантов и преподавателей. Научно-образовательное стимулирование — это прежде всего форма долговременного социального воздействия на субъекты и объекты образовательного процесса для изменения внутренних мотивированных предпочтений акторов, трансформации структуры ценностей, практических норм, а также образовательных интересов как курсантов, так и преподавателей. Стимулирование направлено на формирование инновационных ценностей курсанта, развитие мотивационных основ их научно-образовательного потенциала. Этот потенциал в перспективе должен превращаться в профессиональный капитал и не только способствовать повышению эффективности военно-профессиональной деятельности будущего офицера, но и приносить ему дополнительный доход, обеспечивать динамичный карьерный рост. Можно констатировать, что стимулирование в условиях формирования самообучающегося военного института ориентировано в первую очередь на создание научно-образовательных ценностей, научно-профессиональных интересов позитивного отношения курсанта и преподавателя к внутренней, а также внешней инновационной среде военной организации. Здесь стимулирование — это базовый раздражитель научно-образовательных мотивов курсанта. Оно ориентировано на трансформацию фактических ценностей, норм, принципов в систему научно приоритетной образовательной культуры акторов.
Таким образом, в современных условиях военный институт трансформирует принципы своего функционирования. Осуществляется переход от военного института как классической социальной организации, где курсант рассматривается как деструктивно настроенный, сопротивляющийся достижению целей субъект, к самообучающейся социальной организации, где курсант представляет собой активный субъект и объект научно-образовательного развития, саморазвития, самоуправления.
Создается новая обучающаяся военная организация как сложная образовательная система, характеризующаяся не только механизмами научно-образовательного развития, но и специфическими условиями служебно-трудового взаимодействия преподавателей и курсантов. Изменяется вся система отношений военного института. Осуществляется переход от процессов механической передачи учебных курсов преподавателем курсантам к их совместной деятельности, направленной на поиск и обработку знаний, овладение новым набором умений, трансформации военно-профессиональных навыков.
В рамках самообучающегося военного института условия служебно-тру-довой образовательной деятельности курсантов рассматриваются как один из факторов образовательного саморазвития. Условия служебно-трудовой деятельности курсантов характеризуются демократизацией образовательного процесса и служебно-трудовой среды в целом, что должно не только сформировать условия саморазвития, но и активно воздействовать на курсантов, создавая возможности поиска и обработки новых знаний, их интеллектуаль-
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 6 113
ного саморазвития, научно-творческой реализации. По сути, в современном военном институте конструируются принципы самообучения как на уровне преподавательского, так и курсантского состава.
Активизация методов саморазвития военного образования ориентирована на обеспечение самокомпетентностного образовательного подхода в системе профессиональной подготовки офицеров. Происходит отказ от классической (традиционной) образовательной подготовки (ориентация на поддержание железной дисциплины; регламентация традиционного усвоения стандартной системы военно-профессиональных знаний, умений, навыков) и формирование инновационной самообучающейся образовательной подготовки (ориентация на развитие интеллектуально-творческих способностей; формирование умений работы с информационной средой; навыков прогнозировать и моделировать представления о развитии ситуации, понимания последствий собственных профессиональных действий, социальной ответственности за ее результаты).
Инновационный самообучающийся военный институт способен достичь необходимых конечных образовательных результатов, так как ориентирован на требования военной практики, заложенные в образовательные программы, и включает общественно необходимые компетенции.
Библиографический список
1. Путин В.В. Выступление на совещании по вопросам развития системы военного образования. URL: https://topwar.ru/36139-soveschanie-po-voprosam-razvitiya-sistemy-voennogo-obrazovaniya.html
2. Баландина Т.М., Хвостанцев С.В. Профессиональная адаптация офицеров национальной гвардии России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3. С. 167-171.
3. Баландина Т.М., Немоляев В.В. Социальное конструирование профессиональной культуры работников организации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 5 (59). С. 197-201.
4. Карлова Е.Н., Романова Г.А. Подготовка кадров для Вооруженных сил в гражданских вузах: возможности и ограничения // Социология образования. 2015. № 5. С. 19-29.
5. Быченко Ю.Г. Развитие человеческого капитала - важнейшая цель образовательного института // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России: сборник научных статей V международной научно-практической конференции: в 2 ч. / под общ. ред. С.А. Куценко. Новосибирск, 2016.
6. Ершов Д.О. Социально трудовое развитие курсантов военного института // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2015. № 1 (46). С. 85-90.
7. Карлова Е.Н. Трансформация военного профессионализма в современном обществе // Обозреватель - Observer: научно-аналитический журнал. 2015. № 9. С. 68-78.
8. Быченко Ю.Г., Ершов В.В. Проектное развитие культурного человеческого капитала военнослужашцх-контрактников // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Социология. Политология. 2017. Т. 17, № 3. С. 247-253.
9. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
10. Митюкова Е.В. Социальное проектирование обучающейся организации // Российское общество в контексте реализации приоритетных национальных проектов. Саратов, 2007.
114 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 6