Научная статья на тему 'Социально-технологическая интерпретация наставничества'

Социально-технологическая интерпретация наставничества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наставничество / социальная технология / модель / функции (роль) наставничества / структура наставничества (субъект / объект / предмет) / тактика наставничества / mentoring / social technology / model / mentoring functions (role) / mentoring structure (subject / object / object) / mentoring tactics

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Могутова О.А., Закервашевич М.И.

В статье представлены различные технологические модели наставничества как феномена, получившего широкое распространение в зарубежной и отечественной практике управления. Выделены и представлены функции (роль) наставничества: а) для организации в целом; б) для наставника; в) для объекта наставничества. Дана характеристика наиболее часто используемым правилам или тактикам наставничества («сопровождение», «сеяние добра», «катализ», «демонстрация», «пожинание плодов»). Представлены основные элементы, присущие технологиям наставничества («сопровождение», «посев», «показ», «катализация», «сбор урожая»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-technological interpretation of mentoring

The article presents various technological models of mentoring as a phenomenon that has become widespread in foreign and domestic management practice. The functions (role) of mentoring are identified and presented: a) for the organization as a whole; b) for a mentor; c) for the object of mentoring. The characteristic of the most frequently used rules or tactics of mentoring (“accompaniment”, “sowing good”, “catalysis”, “demonstration”, “reaping the fruits”) is given. The main elements inherent in mentoring technologies (“support”, “sowing”, “display”, “catalyzation”, “harvesting”) are presented.

Текст научной работы на тему «Социально-технологическая интерпретация наставничества»

Могутова О.А.

Старший преподаватель кафедры иностранных языков, соискатель кафедры социологии и управления Белгородского государственного технологического университета имени В.Г. Шухова.

Закервашевич М.И.

Соискатель кафедры социологии и управления Белгородского государственного технологического университета имени В.Г. Шухова.

Социально-технологическая интерпретация наставничества

Наставничество - один из способов организации преемственности поколений непосредственно в условиях производства Непосредственное шефство более подготовленного специалиста над молодым в интересах передачи своего профессионального опыта. Посредством этого определения можно сделать вывод, что в современном обществе «наставничество» имеет понимание только в профессиональной адаптации молодых специалистов, т.е. только в профессиональной сфере. Понятие наставничества трансформировалось от понимания в общественном (воспитании, передачи опыта, знаний, образования и т. д.) до понимания только производственного (профессионального). Но данное понятие может быть использовано не только в производственной сфере, но и в образовательной, воспитательной, литературной и других сферах жизнедеятельности людей.

Несмотря на глубокие корни традиций наставничества, не существует единого устоявшегося определения этого термина, и в настоящее время в менеджериальных науках зачастую на равных используются термины «супервизия», «менторство», «консультирование», «коучинг» и другие. Сравнение особенностей различных моделей наставничества, проведенное зарубежными авторами, представлено в таблице 1.

Выделим и представим функции (роль) наставничества: а) для организации в целом; б) для наставника; в) для объекта наставничества.

Наставничество для организации в целом:

• позволяет использовать знания и навыки обеих сторон (наставника и подопечного);

• поддерживает лояльность сотрудников своей организации и подчеркивает важность повышения квалификации персонала;

• способствует взаимному обогащению идеями и развивает взаимодействие в различных областях деятельности сотрудников;

• повышает моральный дух и мотивацию обеих сторон;

• является экономически эффективным способом расширения возможностей для развития организации.

Таблица 1. Сравнение различных моделей наставничества.

Метод Описание Целевая группа Результаты и социальные эффекты

Классическое наставничество, менторство Передача старшим по возрасту и более опытным человеком своих знаний о том, как выполнить то или иное задание Все категории сотрудников; вновь принятые или переведенные на должность сотрудники Обучение сотрудника адаптация; контроль текущего результата работы; улучшение коммуникаций; сохранение и передача знаний в организации

Супервизия Сотрудничество двух профессионалов для критического анализа собственной работы Менеджеры среднего звена; вновь принятые сотрудники Отслеживание работы сотрудников; отслеживание прогресса; определение потребностей в обучении и развитии; решение актуальных вопросов

Buddying Поддержка коллегой и/или руководителем, основанная на принципе полного равенства Все категории сотрудников Обучение сотрудника; адаптация; оценка эффективности изменений; передача информации между подразделениями; ко- мандообразование

Shadowing Временное прикрепление к руководителю для включенного наблюдения за особенностями и приемами работы Студенты; молодые специалисты; кандидаты, заинтересованные в переводе Обучение сотрудника; адаптация; переквалификация; профессиональная мотивация; обогащение труда

Для самого наставника наставничество:

• является фактором «хорошего самочувствия», выступая катализатором в чужом развитии;

• помогает саморазвитию, тренируя навыки консультирования, при-

менимые в профессиональной деятельности и в управлении персоналом;

• дает возможность смотреть на вещи с новой точки зрения;

• бросает вызов собственным знаниям, навыкам и идеям;

• приносит «признание среди коллег»;

• обеспечивает практическую возможность для наставника понять карьерную траекторию другого сотрудника.

Наставничество для лица, в отношении которого оно осуществляется:

• обеспечивает систему поддержки в соответствии с индивидуальными потребностями;

• помогает держать в центре внимания достижимые стремления и поддерживает действия для их достижения;

• развивает представление о формальных и неформальных процедурах и процессах в организации;

• расширяет представление об организации, часто на более высоком стратегическом уровне, обеспечивая информацию о возможностях карьерного роста;

• дает возможность развивать личностные и управленческие навыки легко и эффективно с помощью опытного консультанта-наставника;

• способствует повышению доверия и чувства собственного достоинства;

• формирует независимый и объективный взгляд на идеи и эффективность их реализации;

• ускоряет процесс обучения;

• обеспечивает учет и воздействие альтернативных подходов к анализу и решению проблем;

• обеспечивает преемственность и сохранение традиций, когда сотрудник поднимается по карьерной лестнице.

Отметим также, что система наставничества обладает такими преимуществами, как включение в организационную культуру, укрепление и поощрение работы в команде, снижение стресса и текучести персонала. Данная мера не только поспособствует развитию карьеры, но и создаст необходимые информационно-познавательные и образовательные условия, а также станет частью корпоративной памяти. Наставничество также выступит эффективным механизмом передачи знаний, демонстрации навыков и образцов поведения. Использование наставничества, таким образом, удовлетворит потребности организации в:

- систематической передаче знаний;

- создании и укреплении положительной организационной культуры;

- обеспечении работы конкретного работника или группы, которые не обладают нужными знаниями и опытом;

- обеспечении структурированного обучения сотрудников, принимающих новые или расширенные обязанности;

- идентификации талантливых работников и мотивации персонала на развитие.

Выделяя в качестве субъектов системы взаимодействия наставников, молодых специалистов, организацию, отметим, что наставничество является актуальным для всех акторов, что выражается в ряде факторов.

Во-первых, наставники развивают навыки управления, повышают свой статус в компании, завоевывают репутацию профессионала и доверие коллег, принимают участие в формировании профессиональной команды (что особенно важно, поскольку эффективность всей команды зависит от эффективности работы каждого ее члена).

Во-вторых, молодые специалисты получают своевременную помощь на этапе начальной адаптации, позволяющую успешно реализовать профессиональную деятельность в организации, решать сложные рабочие задачи, способствовать профессиональному и карьерному развитию.

В-третьих, компания, с одной стороны, стабилизирует численность коллектива через снижение текучести кадров. Так, согласно статистике, новые сотрудники, получившие наставников, остаются в компании вдвое чаще, чем те, кто наставников не имел. С другой стороны, наставничество способствует формированию команды высококвалифицированных и лояльных сотрудников, что положительным образом сказывается на корпоративной культуре и эффективности деятельности. Обозначенное позволяет рассматривать наставничество в качестве антикризисной технологии, особенно актуальной в современных условиях неопределенности и риска.

Поскольку целью наставничества является развитие человека в целом, то используемые для этого методы весьма обширны. Можно выделить пять наиболее часто используемых правил или тактик:

Сопровождение, что означает обязательство заботиться и пройти весь процесс обучения вместе с учеником.

Сеяние добра. Наставники часто сталкиваются с трудностями в подготовке ученика к переменам. Сеяние добра необходимо в случае, когда наставник понимает, что сначала не будет понят и принят, но, в конце концов, будет оценен учеником.

Катализ: Когда изменение достигает критического уровня, процесс

обучения интенсифицируется наставником за счет провоцирования новых форм мышления и переосмысления ценностей.

Демонстрация, в том числе на собственном примере, которая делает что- то более понятным.

Пожинание плодов. Наставник выбирает только «зрелые плоды», формируя у ученика понимание того, что ему дал приобретенный опыт, и помогая сделать определенные выводы. Ключевые вопросы: «Чему вы научились?» и «Насколько это полезно?».

Д.А. Бачин, систематизируя западный опыт использования различных техник наставничества, выделяет несколько наиболее востребованных элементов — «Сопровождение», «Посев», «Катализация», «Показ», «Сбор урожая».

Первый шаг для внедрения системы наставничества — выявление целевых групп. Это новые сотрудники, а также те студенты, которые приходят на производственную практику. Другая приоритетная категория сотрудников — молодые специалисты. Важно сформировать у них чувство лояльности к компании, расставить приоритеты таким образом, чтобы быстрые успехи на старте не «затемнили» тот потенциальный опыт, который они могут получить от своих наставников. Наконец, это талантливые и высокопотенциальные сотрудники, готовые в ближайшей и среднесрочной перспективе занять руководящие должности, то есть те, кто составляет кадровый резерв.

Помимо собственных сотрудников, которые выступают адресатами программ наставничества, важно вести работу и с перспективными группами, к которым относятся студенты и выпускники учебных заведений. В данном случае возможно проведение так называемых «ворк-шопов». Общий алгоритм данных мероприятий таков:

• на основе предварительного профориентационного отбора производится деление участников на семь направлений: производственное, научно-техническое, интеллектуально-кадровое, маркетинговое, финансово-инвестиционное, информационное;

• к каждой команде в рамках семи направлений прикрепляется наставник из коллектива промышленного предприятия, который организует работу команды, принимает активное участие в решении конкурсных задач;

• формы мероприятий: обучающие тренинги, мастер-классы, лекции, дискуссии, деловые игры, мозговые штурмы, круглые столы, решение кейсов.

Таким образом, подобные мероприятия обеспечивают возможность прохождения практики, закрепления на производстве. Данная мера позволит не только сформировать кадровый резерв из числа студентов и выпускников учебных заведений, но и создать банк идей для предприятия.

Разработка и реализация программы наставничества должна сопровождаться активным информационным сопровождением (таблица 2).

Таблица 2. Необходимое информационное сопровождение программы наставничества.

№ п/п Целевая аудитория Коммуникационные средства

1. Для сотрудников организации 1. Для повышения осведомленности сотрудников о программе: листовки; брошюры; информационные бюллетени; раздел на сайте с презентацией программы; официальные группы в социальных сетях; официальная презентация программы; совещания, планерки. 2. Для разработки программы ее дальнейшего совершенствования: фокус-группы; деловые игры; мозговой штурм; анкетные опросы и интервью; информационные ящики для сбора мнений о возможных направлениях развития программы.

2. Для внешнего социального окружения статьи в корпоративных информационных бюллетенях и журналах; пресс-релизы для местных и студенческих СМИ; информационный пакет для учебных заведений (условия стажировки, презентация и положение программы).

Информационные материалы должны включать:

• описание программных положений, включая миссию, цели, задачи, условия и мероприятия;

• описание преимуществ программы наставничества для участников программы, наставников, организации в целом;

• примеры историй успеха наставничества (если это возможно). Продолжая характеристику наставничества, отметим, что обязан-

ности наставника сводятся не только к тому, чтобы руководить и координировать, критиковать и исправлять ошибки, но также и к тому, чтобы предлагать мудрые советы и делиться опытом, предоставлять необходимую информацию и ресурсы, помогать адаптироваться к профессиональным требованиям и организационным императивам, демонстрировать мастерство, помогать сформировать уверенность в себе, укрепить чувство собственного достоинства и мотивацию, показывать возможности для карьерного роста, личностного и профессионального развития.

Хороший наставник должен быть больше, чем просто успешная личность, для хорошего протеже недостаточно одного желания получить знания. М. Аббаджей выделяет несколько качеств, которые присущи хорошему наставнику и хорошему протеже.

Кроме того, к характеристикам успешного наставника следует причислить:

• обладание признанием со стороны коллег и руководства;

• стремление к культурной интеграции;

• способность донести сущность и нормы корпоративной культуры;

• демонстрация честности, уважения к работнику и ответственности за руководство;

• инициирование и поддержка новых идей;

• обладание развитым эмоциональным интеллектом;

• способность взаимодействия с разнообразными людьми независимо от их целей, ценностей, уровня образования и культурного развития.

Требования и характеристики «идеального типа» наставника должны быть отражены в организационных документах, в частности, необходимо принять «Положение о наставничестве», важна также и «Программа наставничества».

Список литературы:

1. Abbajay М. The Working Life: The Importance of Workplace Mentors. // URL: http://www.careerstonegroup.com/z-media/wp-mentoring.pdf. (Дата обращения: 04.04.2016).

2. Бачин Д.А. Наставничество как метод обучения и развития персонала // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4.

3. Клищ Н.Н., Январев В.А. Наставничество на государственной службе - новая технология профессионального развития государственных служащих (зарубежный и российский опыт наставничества на государственной службе). М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 64 c.

4. Колтунова Ю.И. Трудности трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников вузов // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). С. 68-71.

5. Мехришвили Л.Л., Бараблина С.В. Социальная ответственность высших учебных заведений в сфере трудоустройства выпускников // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2012. № 3. С. 91-96.

6. Осташкова О.А. Профессиональная карьера молодых специалистов в условиях постиндустриального общества // Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364.

7. Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль. М.: изд-во МГУ. 1994. С. 254-262.

8. Савинова С.Ю., Кудрявцева В.В. Наставничество: традиция и новые смыслы // Научное мнение. 2015. № 11 С. 130-139.

9. Сопегина В.Т. О формировании коммуникативной составляющей педагогической компетенции в процессе наставничества // Образование и наука. 2016. № 2. С. 55-67.

10. Ткачёва Н.А. Формирование профессиональных качеств выпускника: антропологический подход // Вузовская школа: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права: материалы международного научного семинара. Тюмень: ТюмГНГУ. 2012. Вып. 11. С. 57-60.

11. Урмина И.А., Горелова Н.Н. Наставничество, его значение в истории и современности // Социальная политика и социология. 2010. № 7. С. 85-94.

Bibliography

1. Abbajay M. The Working Life: The Importance of Workplace Mentors. // URL: http://www.careerstonegroup.com/z-media/wp-mentoring.pdf. (04.04.2016).

2. Bachin D.A. Mentoring as a method of training and development of staff // Modern scientific research and innovation. 2014. № 4.

3. Klishch N.N., Yanvarev V.A. Mentoring in the civil service is a new technology for the professional development of civil servants (foreign and Russian experience of mentoring in the civil service). M.: Ed. house of the Higher School of Economics, 2014. 64 p.

4. Koltunova Yu.I. Difficulties in employment and professional adaptation of university graduates // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2014. № 24 (353). P. 68-71.

5. Mekhrishvili L.L., Barablina S.V. Social responsibility of higher educational institutions in the field of employment of graduates // News of higher educational institutions. Sociology. Economy. Policy. 2012. № 3. P. 91-96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ostashkova O.A. Professional career of young specialists in a post-industrial society // Vestnik Volume. state university 2012. № 364.

7. Parsons T. Functional theory of change // American sociological thought. M.: publishing house of Moscow State University. 1994. P. 254-262.

8. Savinova S.Yu., Kudryavtseva V.V. Mentorship: tradition and new meanings // Scientific opinion. 2015. № 11 P. 130-139.

9. Sopegina V.T. On the Formation of the Communicative Component of Pedagogical Competence in the Process of Mentoring // Education and Science. 2016. № 2. P. 55-67.

10. Tkacheva N.A. Formation of professional qualities of a graduate: an anthropological approach // University School: theoretical and methodological problems of training specialists in the field of economics, management and law: materials of an international scientific seminar. Tyumen: Tsogu. 2012. Issue. 11. P. 57-60.

11. Urmina I.A., Gorelova N.N. Mentorship, its significance in history and modernity // Social policy and sociology. 2010. № 7. P. 85-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.