Научная статья на тему 'Социально-средовые регуляторы включения художника в процесс творческой самореализации'

Социально-средовые регуляторы включения художника в процесс творческой самореализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
276
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ / МАКРОФАКТОРЫ И МИКРОФАКТОРЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / СУБЪЕКТНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / CREATIVE SELF-REALIZATION / SOCIAL CONTEXT / MACROFACTORS AND MICROFACTORS OF CREATIVE SELF-REALIZATION / PERSONAL RESOURCES / SUBJECTIVE CHARACTERISTICS OF A PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горская Г. Б., Егорова В. С.

В статье рассматриваются разноуровневые компоненты социальной среды творческой самореализации художника, их влияние на становление личности и творческой индивидуальности. Анализ социально-средовых факторов творческой самореализации проводился на основе теоретических концепций, раскрывающих строение жизненного мира человека, контекста профессиональной деятельности, таких как экологическая концепция психического развития У. Бронфенбреннера, контекстные концепции профессиональной деятельности, акмеологический анализ творческой самореализации А. А. Бодалева. Приведены эмпирические доказательства влияния на творческую самореализацию особенностей культуры, в которой она происходит, гендерных стереотипов, статуса меньшинства в организации, организационной культуры, особенностей семейного воспитания. Показана высокая значимость таких особенностей социального контекста художественного творчества, как: неопределенность и изменчивость критериев оценки творческих достижений; противоречивое сочетание значимости творческой индивидуальности художника и обусловленности признания творческих достижений их соответствием эстетическим приоритетам социума; соответствие условий работы индивидуальным регуляторным ориентациям; раннее начало профессионального развития, с одной стороны, способствующее закреплению внутренней мотивации творческого развития, с другой стороны, порождающее повышенную критичность по отношению к себе вследствие опыта постоянного межличностного сравнения по критерию творческой успешности. В качестве личностных ресурсов включения художника в социальный контекст профессиональной деятельности рассматриваются внутренняя мотивация профессионального развития, готовность к принятию ответственности за выбор творческой судьбы и к преодолению противоречий на пути творческой самореализации. Барьером, препятствующим освоению социального контекста творческой самореализации художников, оказывается противоречивость отношения к социальному окружению, сочетающего отстраненность и недоверчивость со стремлением к пониманию и принятию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and environment modulators of an artist's involvement into the process of creative self-realization

The article considers different-level components of social environment of an artist»s creative self-realization, their influence on achievement of personhood and creative individuality. Analysis of social environment factors of creative self-realization was carried out on the basis of theoretical concepts revealing the structure of human's lifeworld, as well as the context of professional activity, e.g. U. Bronfenbrenner's ecological framework of human development, context concepts of professional activity, A. A. Bodalev's acmeological analysis of creative selfrealization. Empirical evidence are given to prove influence of peculiarities of culture, where self-realization takes place, gender stereotypes, minority status in an organization, features of family education on creative self-realization. The article shows high relevance of such peculiarities of social context of artistic creativity as ambiguity and variability of artistic achievements evaluation, ambivalent combination of an artist's creative individuality importance and dependence of artistic achievement recognition on their compliance to aesthetic priorities of social medium; correspondence of working conditions to individual regulatory orientations; early beginning of professional development, which promotes enhanced intrinsic motivation for artistic development, on the one hand, and on the other, increased self-criticism due to the experience of continuous interpersonal comparison of the creative success. Intrinsic motivation of professional development, readiness to accept responsibility for the choice of creative path and to overcome controversies on the way of artistic self-realization are considered as personal resources of an artist's involvement into social context of professional activity. Contradictory of attitude to social environment combining distance and suspiciousness with aspiration to be understood and accepted appears to be the barrier preventing assimilation of social context of an artist's creative self-realization.

Текст научной работы на тему «Социально-средовые регуляторы включения художника в процесс творческой самореализации»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ХУДОЖНИКА В ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСКОЙ

САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Г Б . Горская, В . С . Егорова1

В статье рассматриваются разноуровневые компоненты социальной среды творческой самореализации художника, их влияние на становление личности и творческой индивидуальности. Анализ социально-средовых факторов творческой самореализации проводился на основе теоретических концепций, раскрывающих строение жизненного мира человека, контекста профессиональной деятельности, таких как экологическая концепция психического развития У. Бронфенбреннера, контекстные концепции профессиональной деятельности, акмеологический анализ творческой самореализации А. А. Бодалева.

Приведены эмпирические доказательства влияния на творческую самореализацию особенностей культуры, в которой она происходит, гендерных стереотипов, статуса меньшинства в организации, организационной культуры, особенностей семейного воспитания. Показана высокая значимость таких особенностей социального контекста художественного творчества, как: неопределенность и изменчивость критериев оценки творческих достижений; противоречивое сочетание значимости творческой индивидуальности художника и обусловленности признания творческих достижений их соответствием эстетическим приоритетам социума; соответствие условий работы индивидуальным регуляторным ори-ентациям; раннее начало профессионального развития, с одной стороны, способствующее закреплению внутренней мотивации творческого развития, с другой стороны, порождающее повышенную критичность по отношению к себе вследствие опыта постоянного межличностного сравнения по критерию творческой успешности.

В качестве личностных ресурсов включения художника в социальный контекст профессиональной деятельности рассматриваются внутренняя мотивация профессионального развития, готовность к принятию ответственности за выбор творческой судьбы и к преодолению противоречий на пути творческой самореализации. Барьером, препятствующим освоению социального контекста творческой самореализации художников, оказывается противоречивость отношения к социальному окружению, сочетающего отстраненность и недоверчивость со стремлением к пониманию и принятию.

Ключевые слова: творческая самореализация, социальный контекст, макрофакторы и микрофакторы творческой самореализации, личностные ресурсы, субъектные свойства личности.

1 Горская Галина Борисовна - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Эл. почта: [email protected];

Егорова Виктория Сергеевна - аспирант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Эл. почта: [email protected].

Художественное творчество — это не только творческое самовыражение, но и межличностная коммуникация (Кривцун, 2009). С позиций культурно-исторической теории искусство рассматривается как неотъемлемый компонент социально-исторического опыта, а художественное творчество — как способ его накопления и трансляции. Понимание художественного творчества как межличностной коммуникации требует рассмотрения того, каковы условия, в которых она происходит, каковы особенности включения художника в социальный контекст творческой самореализации. Статья посвящена их анализу.

По классификации А. К. Марковой (1996), профессия художника относится к категории творческих, профессиональная деятельность в которых не имеет жесткой связи с нормативно заданными образцами, в которых профессионал сам определяет планы своей деятельности, применяет в процессе труда нестандартные, авторские методы. Для творческих профессий, по мнению А. К. Марковой, характерно и то, что часто творец опережает свое время и рискует в силу этого быть непонятым и не признанным современниками. К проблемным аспектам социальной ситуации профессионального становления художников следует отнести и неопределенность критериев профессиональной успешности и предпосылок профессионального признания.

Творческая самореализация происходит в ситуации противоречия между необходимостью сохранения художником своей индивидуальности и зависимостью подтверждения творческой состоятельности от не зависящих от него художественных приоритетов и предпочтений, сложившихся в социуме. Готовность принять неизбежность этого противоречия, рассматривать его как неустранимое условие творческой деятельности, безусловно, требует высокой личностной зрелости художника.

Свойственное художникам стремление к успеху, к признанию, получению позитивной оценки результатов художественного творчества не является единственным побуждением к деятельности. Художнику как никому другому свойственно стремление к персонализации, к тому, чтобы его произведения произвели преобразования в понимании жизни у зрителей, к тому, чтобы публика восприняла его понимание жизни, приобщилась к его ценностям (Петровский, 1990).

Потребность в персонализации проявляется в стремлении художников привлечь к себе внимание, подчеркнуть собственную индивидуальность как своими произведениями, так и собственным поведением, иногда нарочито экстравагантным (Кривцун, 2009). Другим и более глубоким проявлением потребности в персонализации является стремление художника найти людей, отзывчивых к его ценностно-смысловым и эстетическим приоритетам, готовым проявить понимание смысла художественных произведений. Поиск понимающей аудитории сочетается у художника с опасением негативного отношения как к собственным произведениям, так и к себе как личности. Противоречивое со-

четание стремления к поиску понимания со стороны окружающих и опасения не встретить его проявляется в отмечаемых учеными трудностях социальной адаптации творческих людей (Дубынин, 2004; Крылова, 2007; Кулагина, 2011).

Идея рассмотрения жизненной среды как фактора личностного развития и творческой самореализации привела к пониманию чрезвычайной сложности жизненного мира, необходимости выявления его основных структурных элементов с целью дифференцированного рассмотрения их влияния на жизнедеятельность человека. Примерами такого подхода могут служить экологическая концепция психического развития У. Бронфенбреннера и контекстный подход в рамках проблематики управления человеческими ресурсами (Bronfenbrenner, 1979; Jackson, Schuler, 1995).

Как известно, У. Бронфенбреннер подразделил окружающую человека среду на микросреду, мезосреду, экосреду, макросреду, определив возможное влияние каждого из перечисленных компонентов окружающей среды на психическое развитие.

Анализ средовых факторов профессиональной самореализации личности содержится в работах А. А. Бодалева (1998), посвященных акмеологическим проблемам. В них детально рассматриваются макро- и микрофакторы, обусловливающие достижение личностью пика профессионального развития. К макрофакторам, сказывающимся на особенностях профессионального развития, А. А. Бодалев относит социально-экономические условия общества, особенности конкретного исторического времени, социальную принадлежность профессионала, конкретную социальную ситуацию профессионального становления, существующие в обществе социальные стереотипы, связанные, например, с возрастом и полом профессионала. Действие этих факторов, как и любых других, трансформируется, по характеристике С. Л. Рубинштейна (2003), внутренними условиями, важнейшим из которых является активность личности, обусловленная ее ценностно-смысловыми приоритетами и зрелостью.

Значимость социальных макрофакторов для профессионального развития в современных условиях вполне очевидна. Стремительные изменения, обусловленные как социокультурными факторами, так и факторами социально-экономического характера, сказываются на востребованности различных профессий, их престижности в глазах социума, на доступности образования, на возникновении наряду с новыми возможностями профессиональной самореализации разного рода ограничений на пути профессионального развития.

В исследованиях, посвященных современным социальным условиям художественного творчества, подчеркивается характерное для них ослабление цензурных ограничений, расширение возможностей развития различных направлений художественного творчества, появление новых сфер художественного творчества, например, связанного с информационными технологиями. Вместе с тем отмечается ограниченность финансовой поддержки художественного твор-

чества, трудности нахождения художниками своего места в профессиональном сообществе, что особенно сильно сказывается на тех из них, кто решил включиться в новые социокультурные условия, например, оказавшись в эмиграции (Денисова, 2012; Коробко, 2006; Магидович, 2005; Мурзина, 2011; Шекова, 2010).

В зарубежных исследованиях рассматривается специфика культуры, в условиях которой происходит творческая самореализация, влияние социокультурных факторов на художественное творчество и иные проявления творческого начала в человеке (Коноплева, Гаранина, 2007; Lubart, 1990). Ряд исследований посвящен соотношению проявления творческих начал у представителей индивидуалистических и коллективистических культур. В этих исследованиях констатируется преимущественное проявление креативности у представителей индивидуалистических культур по сравнению с коллективистическими. Такие данные приводятся в исследованиях, где сопоставлялись проявления креативности у китайцев как представителей коллективистической культуры и американцев, представляющих индивидуалистическую культуру (Jao, Wang, Dang, Wang, 2012; Zho, Walzyk, Griffith-Ross, Tobachyk, Walzyk, 2006).

Суммируя результаты анализа социокультурных средовых регуляторов художественного творчества и творческой самореализации художника, М. Л. Магидович относит к наиболее значимым из них статус художника в глазах общества, возможность профессиональной самореализации, которая обусловлена рынком художественного труда и продуктов художественного творчества, зависимость творческой самореализации от оценок публики и профессионального сообщества. Характерным элементом современных реалий является отмечаемая специалистами в области художественного творчества, особенно прикладного, динамичность рынка художественной продукции, быстрота изменения спроса на нее. Все эти факторы относятся к недоступным для контроля личности, а следовательно, выступают источником эмоционального напряжения, неуверенности в достижении творческой самореализации, источником настороженности по отношению к социальному окружению, во взаимодействии с которым художник раскрывает свою творческую индивидуальность (Магидович, 2004; Магидович, 2005).

При всей значимости социокультурных факторов творческой самореализации художника для психологического анализа более значимы компоненты социальной среды, которые Р. Валлеранд (1997) характеризует как контекстные, связанные со спецификой деятельности, в которой личность раскрывает свои способности. Контекстные факторы близки факторам мезосреды в понимании У. Бронфенбреннера.

Контекст деятельности неизбежно содержит противоречия между личностными ресурсами, ценностно-смысловыми приоритетами личности и объективными условиями деятельности, во взаимодействии с которыми личность раскрывает свои способности (Росс, Нисбетт, 2000).

Социально-психологическая адаптация к контекстным особенностям творческой самореализации может происходить различным образом. Способы социально-психологической адаптации могут варьировать от попыток преобразования не соответствующей потребностям личности социальной среды до ухода от контакта с нежелательными ее составляющими (Коржова, 2009).

Как контекстный фактор творческой самореализации рассматриваются условия, в которые входят принятые организационные нормы, гендерные предпочтения, влияющие на склонность проявлять творчество в конкретной ситуации (Windeis, 2011). Исследования показали, что мужчины более проявляют креативность в организациях с индивидуалистическими нормами отношений, а женщины — в организациях с коллективистическими ориентациями. В то же время, если организация находится в ситуации острой конкуренции с другими организациями, то и мужчины, и женщины решают более креативно стоящие перед ними задачи в организациях с коллективистическими нормами отношений.

Исследования свидетельствуют о гендерных различиях в характере взаимосвязей показателей креативности и свойств личности (Bender, Nibbelink, Towner-Thyrum, Vredenburg, 2013). Общей особенностью взаимосвязей этих показателей у мужчин и женщин, оказалось наличие положительных корреляционных связей показателей креативности с показателями открытости новому опыту, экстраверсией, устойчивостью к социальному давлению, активности и импульсивностью. Различает мужчин и женщин большая гармоничность взаимосвязей показателей креативности с показателями личностных свойств у мужчин по сравнению с женщинами. У мужчин креативность положительно коррелирует с удовлетворенностью собой, нечувствительностью к критике со стороны окружающих, нестандартным восприятием действительности. У женщин картина взаимосвязей показателей креативности и личностных свойств оказывается более противоречивой. С одной стороны, у женщин отмечены корреляции показателей креативности с очень критичной оценкой своей способности оправдать ожидания окружающих. С другой стороны, креативность оказывается взаимосвязанной с показателями оптимизма, ожидания успеха во взаимоотношениях с окружающими, комфорта в межличностных отношениях.

Возможные причины сложности и противоречивости взаимосвязей показателей креативности и личностных свойств у женщин — субъектов творческой деятельности выявлены в исследовании К. Винделз (2011), в котором выявлялось влияние на креативность статуса меньшинства в группе (Windeis, 2011). По данным К. Винделз, женщины — представительницы творческих профессий, как правило, составляющие меньшинство в организации, реже, чем мужчины, становятся лидерами творческих проектов, меньше получают профессиональных наград и других подтверждений профессионального признания. На этом основании она делает вывод о том, что меньшинство группы реже проявляет креативность, чем большинство.

Еще один контекстный регулятор творческой самореализации представлен в исследовании Р. Фридман, Д. Фостер (2001). Авторы его назвали фактором регуляторного соответствия. Суть его заключается в том, что степень проявления креативности зависит от того, насколько условия работы соответствуют индивидуальным регуляторным ориентациям, в качестве которых рассматриваются установки на активное воплощение своих замыслов либо на предотвращение возможных неприятностей на этом пути.

Существенное влияние на проявление креативности оказывает фактор оценивания (ЛшаЬПе, СоМ1агЬ, ВгаскАИ, 1990). Ожидание оценки снижает креативность. Влияние оценивания значительно больше, чем фактор наблюдения за работой со стороны либо наблюдения со стороны коллеги при совместном решении творческой задачи.

Роль оценивания в становлении готовности к творческой самореализации усиливается в образовательной среде учебных заведений для одаренных детей в силу сужения круга критериев межличностного сравнения и их практического сведения к одному — успешности в той деятельности, которую осваивают учащиеся (Кондратьев, 2005; Щебланова, Цой, 2013). Следствием воздействия этой особенности образовательной среды учебных заведений для одаренных детей становится ухудшение социально-психологического климата, усиление скрытой или явной конкуренции, снижение самооценки у тех учащихся, кто не входит в категорию наиболее успешных. Связь высокой успеваемости по художественным дисциплинам и самооценки, гармоничности соотношения уровня притязаний и самооценки показана в исследовании Т. А. Юшко (1997). Болезненностью ситуации постоянного испытания самооценки объясняется, по-видимому, то, что для учащихся художественных учебных заведений характерна либо неуверенность в себе, либо склонность неадекватно завышать самооценку (Батухтина, 2009).

К микросредовым социальным факторам, значимым для успешного профессионального становления, А. А. Бодалев (1998) относит влияния, исходящие от общности людей, с которыми личность находится в непосредственном контакте. Это семья, друзья-сверстники, педагоги, с которыми личность взаимодействует на разных ступенях образования. Микросреда характеризуется А. А. Бодалевым как источник неоднозначных влияний. Она может выступать и как ресурс поддержки личностного и профессионального становления, и как фактор, препятствующий ему.

Одним из наиболее значимых компонентов микросреды, безусловно, является семья. Поэтому ее влиянию на развитие креативности и вероятность самореализации в избранной области посвящено много исследований. В исследовании Кохани (2005) показано, что особенности семейного окружения могут предопределить направление развития творческой одаренности. По данным ученого, литературные способности детей, воспитанных в различающихся по

благополучию взаимоотношений семьях, раскрылись по-разному. Дети из благополучных семей, отличающихся гармоничными отношениями, вовлеченностью в социальные отношения и интересом к ним, стали журналистами. Дети, воспитывающиеся в семьях со сложными взаимоотношениями, предпочли стать писателями. Правда, автор указывает и на различия между двумя группами детей по их индивидуально-психологическим особенностям. Будущие писатели оказались менее общительными, имеющими интересы, отличные от интересов большинства детей, в то время как будущие журналисты разделяли интересы своих сверстников и легко находили с ними общий язык.

Как фактор, затрудняющий развитие креативности, отмечен авторитарный стиль родительского воспитания (Fearon, Copeland, Saxon, 2013; Liu, Zhang, Zhang, Lee, Wang, Brounell, 2013). В то же время вовлеченность родителей в дела детей, их поддержка оказывается ресурсом, способствующим развитию креативности. Поддержка родителей тем более важна для одаренных детей, что они отличаются более низким уровнем социализации, меньшим субъективным благополучием по сравнению с неодаренными сверстниками (Runco, Albert, 2005).

Условием творческой самореализации художника является поддержка или, по крайней мере, принятие семьей профессионального выбора. Однако будущие художники получают поддержку со стороны семьи далеко не всегда. Это показано в исследовании субъективной картины жизненного пути студентов-художников, проведенном Ю. С. Пожемской (2012). По ее данным, у большинства студентов-художников родители имеют профессии, далекие от сферы художественного творчества, что затрудняет принятие ими выбора детей в пользу творческой профессии. Эмоциональный комфорт студентов-художников тем больше, чем более они находят возможность совместить творческие устремления с профессиональной самореализацией в сферах, близких к профессиональным интересам родителей.

Важность поддержки со стороны родителей для студентов-художников обусловлена тем, что они воспринимают свой жизненный путь как эмоционально напряженный и высказывают надежду на преодоление эмоциональной напряженности за счет поддержки семьи и других близких людей.

Приведенные данные подтверждают неразрывность художественного творчества и включения художника в другие сферы жизни, взаимосвязи особенностей образа жизни, взаимоотношений с социальным окружением и особенностей творческой реализации (Кривцун, 2000). Вместе с тем они доказывают правомерность утверждения, что понимание психологических предпосылок творческой реализации художника возможно только при рассмотрении личности творца в контексте его жизнедеятельности.

Эмпирические данные подтверждают факт, что художник в процессе творческой самореализации неизбежно сталкивается с противоречием между сво-

ими творческими возможностями, ценностно-смысловыми приоритетами и внешними условиями, в которых происходит творческая самореализация. В связи с этим возникает вопрос о том, за счет каких ресурсов возможно смягчение этих противоречий либо их принятие как объективного условия творческой деятельности.

Исследования показывают, что сформулированная проблема во многом разрешается за счет субъектных свойств личности (Абульханова, 2002; Брушлинский, 2002). На это указывают данные Е. Ю. Коржовой (2009) о том, что конструктивное и активное включение во взаимодействие с окружающей средой более свойственно людям с субъектной позицией. Доказательство того, что способность к преобразованию сложной жизненной ситуации обусловлена субъектными свойствами личности приводит и А. Н. Демин (2012). Самостоятельность в постановке жизненных целей, определении ценностно-смысловых ориентиров, свойственная людям, обладающим субъектными свойствами личности, делает их устойчивыми к зависти окружающих (Шамионов, 2010), способными противостоять перфекционистским требованиям социума (Распопова, 2012).

Анализ степени личностной готовности студентов-художников к включению в социальный контекст творческой самореализации показал, что очевидным ее личностным ресурсом является высокая внутренняя мотивация, закрепляемая благодаря раннему включению в освоение мастерства (Егорова, 2012). Но длительное нахождение в образовательной среде учреждения, в котором происходит освоение изобразительного искусства, с характерным для него повышением значимости межличностного сравнения по успехам в приобретении мастерства, скрытой и явной конкуренцией, вызывает и другой эффект: снижение уверенности в себе и самопринятия, недоверчивое отношение к социальному окружению (Кондратьев, 2005). Недоверие и настороженность по отношению к социальному окружению сочетается у студентов-художников с не всегда осознаваемой сильной ориентацией на социальное окружение, от которого зависит успешность обусловленной социальным признанием творческая самореализация (Егорова, 2012а). В то же время многим студентам-художникам не хватает ответственности, необходимой для принятия последствий собственного профессионального выбора, предполагающего существование в сложном и полном противоречий социальном контексте творческой самореализации (Егорова, 2011).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что проблема включения субъекта творческой деятельности в многоуровневый социальный контекст творческой самореализации заслуживает самого пристального внимания и дальнейшего исследования (Горская, 2003; Gao, Arnulf, Kristoffsen, 2011). Важно и то, что психологическая поддержка становления личностной готовности будущего художника к включению в социальный контекст творческой самореализации должна стать неотъемлемым компонентом художественного образования.

Библиографический список

1. Абульханова, К. А. (2002). Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения. Психология индивидуального и группового субъекта. В А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова (ред.) (с. 34-53). М.: ПЭР СЭ.

2. Батухтина, Т. В. (2009). Структура адаптационного потенциала художественно одаренной личности: дис.... канд. психол. наук. СПб.

3. Бодалев, А. А. (1998). Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. М.: Флинта; Наука.

4. Брушлинский, А. В. (2002). О критериях субъекта. Психология индивидуального и группового субъекта. В А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова (ред.) (с. 9-33). М.: ПЭР СЭ.

5. Горская, Г. Б. (2003). Жизненный контекст бытия личности. Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2, 432-434.

6. Демин, А. Н. (2009). О границе преобразовательной активности субъекта. И бытие: субъектный подход (с. 107-120). М.: Издательство «Институт психологии РАН».

7. Денисова, С. Н. (2012). Формирование творческой готовности к профессиональной деятельности будущих художников палехской лаковой миниатюрной живописи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб.

8. Дубынин, И. А. (2004). Особенности социальной адаптации художественно одаренных учащихся. Психологическая наука и образование. 1, 22-27.

9. Егорова, В. С. (2011). Особенности социально-психологической адаптации и ответственности студентов различных специальностей. Вестник Адыгейского государственного университета. 3, 158-167.

10. Егорова, В. С. (2012). Особенности мотивации учебной деятельности и личностного развития художников и экономистов. Вестник Российской академии образования. 1 (59), 47-50.

11. Егорова, В. С. (2012а). Влияние ближайшего социального (семейного и внесемей-ного) окружения на развитие личности в процессе получения художественного образования. Теория и практика общественного развития. 10, 82-84.

12. Кондратьев, М. Ю. (2005). Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб.: Питер.

13. Коноплева, Н. А., Гаранина, Е. Ю. (2007). Творческая личность в современном обществе. Гендерный и кросскультурный аспект. Владивосток: Дальнаука.

14. Коржова, Е. Ю. (2009). Человек как субъект жизнедеятельности: основные психологические феномены. Субъектный подход в психологии. В А. Л. Журавлёв, В. В. Знаков, З. И. Рябикина, Е. А. Сергиенко (ред.) (с. 173-185). М.: Издательство «Институт психологии РАН».

15. Коробко, Г. Ю. (2006). Профессиональная подготовка художников-педагогов в условиях вариативных форм и средств изобразительной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар.

16. Кривцун, О. А. (2000). Личность художника как предмет психологического анализа. М.: Издательство литературного института им. А. М. Горького.

17. Кривцун, О. А. (2009). Психология искусства. М.: Высшая школа.

18. Крылова, М. А. (2007). Специфика проявления креативности и социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрасте: дис. ... канд. пси-хол. наук. СПб.

19. Кулагина, И. В. (2011). Влияние творческой самореализации на социально-психологическую адаптацию студентов: дис. . канд. психол. наук. М.

20. Магидович, М. Л. (2005). Профессиональная идентичность художника и социокультурные механизмы ее формирования: дис. ... д-ра социол. наук. М.

21. Магидович, М. Л. (2004). Профессиональная идентичность художника. Журнал социологии и социальной антропологии. 7 (3), 139-152.

22. Магидович, М. Л. (2005). Профессиональные стратегии художников-эмигрантов. Журнал социологии и социальной антропологии. 8 (2), 127-141.

23. Маркова, А. К. (1996). Психология профессионализма. М.: Знание.

24. Мурзина, С. М. (2011). Формирование профессионально-компетентной культуры художника-дизайнера: дис. . д-ра пед. наук. М.

25. Петровский, В. А. (1996). Проблема личности в психологии: парадигма субъект-ности. Ростов н/Д.: Издательство «Феникс».

26. Пожемская, Ю. С. (2012). Субъективная картина становления жизненного пути студентов художественных специальностей. Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: материалы IIВсероссийской научно-практической (заочной) конференции / Под ред. М. С. Волхонской, А. В. Микляевой. — Московская область: СВИВТ, 94-104.

27. Распопова, А. С. (2012). Возрастные особенности проявления перфекционизма в спорте: автореф. дис.. канд. психол. наук. Краснодар.

28. Росс, Л., Нисбетт, Р. (2000). Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС.

29. Рубинштейн, C. Л. (2003). Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер.

30. Шамионов, Р. М. (2010). Взаимосвязь субъектных свойств личности и склонности к зависти. Известия Саратовского университета. 10. Серия: Философия. Психология. Педагогика, 4, 93-98.

31. Шекова, Е. Л. (2010). Проблема мотивации работников творческого труда. Некоммерческие организации России, 5. Режим доступа http://www.nkor.ru

32. Щебланова, Е. И., Цой, А. Б. (2013). Социально-психологическая адаптация одаренных учащихся с различными видами интеллектуальных способностей. Психологические исследования, 6 (31). Режим доступа http:// www.psystudy.ru

33. Юшко, Т. А. (1997). Когнитивное и личностное развитие подростков художественных школ: дис. ... канд. психол. наук. М.

34. Amabile, T. M., Goldfarb, P. & Brackfild, C. (1990). Social influences on creativity: evaluation, coactions, and surveillance. Creativity research journal, 3 (1), 6-21.

35. Bender, S. W., Nibbelink, B., Towner-Thyrum, E. & Vredenburg, D. (2013). Defining characteristics of creative women. Creativity research journal, 25 (1), 38-47.

36. Bronfenbrenner, U. (1979). The ecology of human development. MA: Harvard university press.

37. Fearon, D. D., Copeland, D. & Saxon, T. F. (2013). The relationship between parenting style and creativity in a sample of Jamaican children. Creativity research journal. 25 (1), 119-128.

38. Friedman, R. S. & Foster, J. (2001). The effect of promotion and prevention cues on creativity. Journal of personality and social psychology. 81. 1001-1013.

39. Gao, J., Arnulf, J. K. & Kristoffsen, H. (2011). Exploring the need to contextualization. Scandinavian Journal of Management. 27 (1), 55-65.

40. Jackson, S. E. & Schuler, R. S. (1995). Understanding human resource management in the context of organizations and their environment. Annual review of psychology. 46, 237-264.

41. Jao, X., Wang, S., Dang, J. & Wang, L. (2012). The role of individualism-collectivism in the individual creative process. Creativity research journal, 24 (4), 296-303.

42. Kohanyi, A. (2005). Turnung inward versus turning outward: a retrospective study of childhoods of creative writers versus journalists. Creativity research journal, 17 (4), 309-320.

43. Liu, G., Zhang, S., Zhang, J., Lee, C., Wang, Y. & Brounell, M. (2013). Autonomous motivation and Chinese adolescents' creative thinking: the mediating role of parental involvement. Creativity research journal, 25 (4), 446-456.

44. Lubart, T. I. (1990). Creativity and cross-cultural variation. International journal of psychology, 25 (1), 39-59.

45. Runco, M. A. & Albert, R. S. (2005). Parents personality and creative potential of exceptionally gifted boys. Creativity research journal. 17 (4), 355-367.

46. Vallerand, R. J. (1997). Toward hierarchical model of intrinsic and extrinsic motivation. Advances in experimental social psychology. 29, 271-360.

47. Windels, K. (2011). What is a number? Minority status and implication for creative activity. Creativity research journal. 23 (4), 321-329.

48. Zho, P., Walzyk, J. J., Griffith-Ross, D. A., Tobachyk, J. J. & Walzyk, D. F. (2006). The impact of culture and individualism-collectivism on creative potential and achievement of American and Chinese adults. Creativity research journal, 18 (3), 385-396.

Статья поступила в редакцию 20.09.2014.

SOCIAL AND ENVIRONMENT MODULATORS OF AN ARTIST»S INVOLVEMENT INTO THE PROCESS OF CREATIVE SELF-REALIZATION

G. B. Gorskaya, V S. Egorova

Galina Borisovna Gorskaya, Doctor of Science (Psychological Science) Professor, Head of the Chair of Psychology of Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism. E-mail:

[email protected].

Viktorija Sergeevna Egorova, postgraduate student of Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism. E-mail: [email protected].

The article considers different-level components of social environment of an artist»s creative self-realization, their influence on achievement of personhood and creative individuality. Analysis of social environment factors of creative self-realization was carried out on the basis

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of theoretical concepts revealing the structure of human's lifeworld, as well as the context of professional activity, e.g. U. Bronfenbrenner's ecological framework of human development, context concepts of professional activity, A. A. Bodalev's acmeological analysis of creative self-realization.

Empirical evidence are given to prove influence of peculiarities of culture, where self-realization takes place, gender stereotypes, minority status in an organization, features of family education on creative self-realization. The article shows high relevance of such peculiarities of social context of artistic creativity as ambiguity and variability of artistic achievements evaluation, ambivalent combination of an artist's creative individuality importance and dependence of artistic achievement recognition on their compliance to aesthetic priorities of social medium; correspondence of working conditions to individual regulatory orientations; early beginning of professional development, which promotes enhanced intrinsic motivation for artistic development, on the one hand, and on the other, increased self-criticism due to the experience of continuous interpersonal comparison of the creative success.

Intrinsic motivation of professional development, readiness to accept responsibility for the choice of creative path and to overcome controversies on the way of artistic self-realization are considered as personal resources of an artist's involvement into social context of professional activity. Contradictory of attitude to social environment combining distance and suspiciousness with aspiration to be understood and accepted appears to be the barrier preventing assimilation of social context of an artist's creative self-realization.

Key words: creative self-realization, social context, macrofactors and microfactors of creative self-realization, personal resources, subjective characteristics of a personality.

References

1. Abul'hanova, K. A. (2002). Rubinshtejnovskaja kategorija sub#ekta i ee razlichnye metodologicheskie znachenija [Rubinstein's concept of subject and its different methodological meanings]. Psihologija individual'nogo i gruppovogo sub#ekta [Psychology of group and individual subject]. In A. V. Brushlinskij, M. I. Volovikova (red.) (p. 34-53). M.: PER SE.

2. Batuhtina, T. V. (2009). Struktura adaptacionnogopotenciala hudozhestvenno odarennoj lichnosti [Structure of adapting potential of a person with artistic talent]: dis. ... kand. psihol. nauk. SPb.

3. Bodalev, A. A. (1998). Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: harakteristika i uslovija dostizhenija [Peak of an adult development: characteristics and conditions to achieve it]. M.: Flinta; Nauka.

4. Brushlinskij, A. V. (2002). O kriterijah sub#ekta [Criteria of a subject]. Psihologija individual'nogo i gruppovogo sub#ekta [Psychology of individual and group subject]. In A. V. Brushlinskij, M. I. Volovikova (red.) (p. 9-33). M.: PER SE.

5. Gorskaja, G. B. (2003). Zhiznennyj kontekst bytija lichnosti. [Life context of the existence of a personality]. Ezhegodnik Rossijskogo psihologicheskogo obshhestva: materialy 3-go Vserossijskogo s#ezda psihologov [Yearly Periodical of the Russian Psychological Society: Material of the 3rd Russian gathering of psychologists], 2, 432-434.

6. Demin, A. N. (2012). O granice preobrazovatel'noj aktivnosti sub#ekta [The limits of transforming activity of a subject]. Lichnost' i bytie: sub#ektnyjpodhod [Personality and existence; subject approach] (pp. 56-64). Moscow: Publishing House Institut psihologii RAN.

7. Denisova, S. N. (2012). Formirovanie tvorcheskoj gotovnosti k professional'noj dejatel-nosti budushhih hudozhnikovpalehskoj lakovoj miniatjurnoj zhivopisi [Forming creative readiness to professional activity of the future artists of Palekh miniature]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb.

8. Dubynin, I. A. (2004). Osobennosti social'noj adaptacii hudozhestvenno odarennyh uchashhihsja [Peculiarities of social adaptation of the students gifted in art]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 1, 22-27.

9. Egorova, V. S. (2011). Osobennosti social'no-psihologicheskoj adaptacii i otvetstvennosti studentov razlichnyh special'nostej [Peculiarities of social and psychological adaptation as well as responsibility of students with different specialties]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Adygei State University], 3, 158-167.

10. Egorova, V. S. (2012a). Osobennosti motivacii uchebnoj dejatel'nosti i lichnostnogo razvitija hudozhnikov i jekonomistov [Peculiarities of motivation of educational activity and personal development of artists and economists]. Vestnik Rossijskoj akademii obrazovanija [Bulletin of Russian Academy of Education], 1 (59), 47-50.

11. Egorova, V. S. (2012b). Vlijanie blizhajshego social'nogo (semejnogo i vnesemejnogo) okruzhenija na razvitie lichnosti v processe poluchenija hudozhestvennogo obrazovanija [Influence of the closest social (family and non-family) environment on the development of a personality in the process of artistic education]. Teorija ipraktika obshhestvennogo razvitija [Theory and practice of social development]. 10, 82-84.

12. Kondrat'ev, M. Ju. (2005). Social'naja psihologija zakrytyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij [Social Psychology of the closed educational institutions]. SPb.: Piter.

13. Konopleva, N. A. & Garanina, E. Ju. (2007). Tvorcheskaja lichnost' v sovremennom obshhestve. Gendernyj i krosskul'turnyj aspect [Creative person in the modern society. Gender and cross-cultural aspect]. Vladivostok: Dal'nauka.

14. Korzhova, E. Ju. (2009). Chelovek kak sub#ekt zhiznedejatel'nosti: osnovnye psihologicheskie fenomeny. Sub#ektnyj podhod v psihologii [Human as a subject of life activity: major psychological phenomena. Personality and existence: subject approach]. In A. L. Zhuravlev, V. V. Znakov, Z. I. Ryabikina, E. A. Sergienko (red.) (p. 173-185) M.: Institut psihologii RAN.

15. Korobko, G. Ju. (2006). Professional'naja podgotovka hudozhnikov-pedagogov v uslovijah variativnyh form i sredstv izobrazitel'noj dejatel'nosti [Professional training of the artists-teachers in the conditions of different form and means of artistic activity]: dis. ... kand. ped. nauk. Krasnodar.

16. Krivcun, O. A. (2000). Lichnost' hudozhnika kak predmet psihologicheskogo analiza [Personality of an artist as an object of psychological analysis]. M.: Izd-vo literaturnogo institute im. A. M. Gor'kogo.

17. Krivcun, O. A. (2009). Psihologija iskusstva [Psychology of art]. M.: Vysshaja shkola.

18. Krylova, M. A. (2007). Specifika projavlenija kreativnosti i social'no-psihologicheskoj adaptacii v podrostkovom i junosheskom vozraste [Specific character of creativity emergence and social and psychological adaptation in teenage and adolescent age]: dis. ... kand. psihol. nauk. SPb.

19. Kulagina, I. V. (2011). Vlijanie tvorcheskoj samorealizacii na social'no-psihologicheskuju adaptaciju studentov [Influence of creative self-realization on social and psychological adaptation of students]: dis. ... kand. psihol. nauk. M.

20. Magidovich, M. L. (2005). Professional'naja identichnost' hudozhnika i sociokul'turnye mehanizmy ee formirovanija [Professional Identity of an Artist and Social-cultural mechanisms of its forming]: dis. ... d-ra sociol. nauk. M.

21. Magidovich, M. L. (2004). Professional'naja identichnost' hudozhnika [Artist's Professional Identity]. Zhurnal sociologii i social'noj antropologii [Journal of sociology and social anthropology], 7 (3), 139-152.

22. Magidovich, M. L. (2005). Professional'nye strategii hudozhnikov-jemigrantov [Professional strategies of artists-immigrants]. Zhurnal sociologii i social'noj antropologii [Journal of sociology and social anthropology]. 8 (2), 127-141.

23. Markova, A. K. (1996). Psihologijaprofessionalizma [Psychology of professionalism]. M.: Znanie.

24. Murzina, S. M. (2011). Formirovanie professional'no-kompetentnoj kul'tury hudozhnika-dizajnera [Forming of professionally competent culture of an artist-designer]: dis. ... d-ra ped. nauk. M.

25. Petrovskij, V. A. (1996). Problema lichnosti v psihologii: paradigma sub#ektnosti [Issues of personality in psychology: paradigm of subjectivity]. Rostov n/D.: Izdatel'stvo "Feniks".

26. Pozhemskaja, Ju.S. (2012). Sub#ektivnaja kartina stanovlenija zhiznennogo puti studentov hudozhestvennyh special'nostej [Subject image of the making of the life's way of an art students]. Integrativnyj podhod k psihologii cheloveka i social'nomu vzaimodejstviju ljudej: materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj (zaochnoj) konferencii [Integrative approach to human psychology and social interaction of people: proceedings of the 2nd Russian Science and Practice (extramural) conference]/Pod red. M. S. Volhonskoi, A. V. Mikljaevoi. Moskovskaya oblast': SVIVT, 94-104.

27. Raspopova, A. S. (2012). Vozrastnye osobennosti projavlenija perfekcionizma v sporte [Age peculiarities of perfectionism display in sport]: avtoref. dis. . kand. psihol. nauk. Krasnodar.

28. Ross, L., Nisbett, R. (2000). Chelovek i situacija. Uroki social'noj psihologii [The person and the situation. Lessons of social psychology]. M.: ASPEKT-PRESS.

29. Rubinstein, S. L. (2003). Bitiye I soznaniye [Existence and consciousness]. Chelovek i mir [Human and the world]. SPb: Piter.

30. Shamionov, R. M. (2010). Vzaimosvjaz' sub#ektnyh svojstv lichnosti i sklonnosti k zavisti [Interconnection of subject properties and tendency to envy]. Izvestija Saratovskogo universiteta. 10 Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika, [Bulletin of Saratov University]. 4, 93-98.

31. Shekova, E. L. (2010). Problema motivacii rabotnikov tvorcheskogo truda [Issues of motivation of intellectual labour workers]. Nekommercheskie organizaciiRossii [Russian non-profit organizations], 5.

32. Shheblanova, E. I., Coj, A. B. (2013). Social'no-psihologicheskaja adaptacija odarennyh uchashhihsja s razlichnymi vidami intellektual'nyh sposobnostej [Social and psychological adaptation of talented students with different types of intellectual abilities]. Psihologicheskie issledovanija [Psychological Research], 6 (31).

33. Jushko, T. A. (1997). Kognitivnoe i lichnostnoe razvitie podrostkov hudozhestvennyh shkol [Cognitive and personal development of teenagers in artistic schools]: dis. ... kand. psihol. nauk. M.

34. Amabile, T. M., Goldfarb, P. & Brackfild, C. (1990). Social influences on creativity: evaluation, coactions, and surveillance. Creativity research journal, 3 (1), 6-21.

35. Bender, S. W., Nibbelink, B., Towner-Thyrum, E. & Vredenburg, D. (2013). Defining characteristics of creative women. Creativity research journal, 25 (1), 38-47.

36. Bronfenbrenner, U. (1979). The ecology of human development. MA: Harvard university press.

37. Fearon, D. D., Copeland, D. & Saxon, T. F. (2013). The relationship between parenting style and creativity in a sample of Jamaican children. Creativity research journal. 25 (1), 119-128.

38. Friedman, R. S. & Foster, J. (2001). The effect of promotion and prevention cues on creativity. Journal of personality and social psychology. 81. 1001-1013.

39. Gao, J., Arnulf, J. K. & Kristoffsen, H. (2011). Exploring the need to contextualization. Scandinavian Journal of Management. 27 (1), 55-65.

40. Jackson, S. E. & Schuler, R. S. (1995). Understanding human resource management in the context of organizations and their environment. Annual review of psychology. 46, 237-264.

41. Jao, X., Wang, S., Dang, J. & Wang, L. (2012). The role of individualism-collectivism in the individual creative process. Creativity research journal, 24 (4), 296-303.

42. Kohanyi, A. (2005). Turnung inward versus turning outward: a retrospective study of childhoods of creative writers versus journalists. Creativity research journal, 17 (4), 309-320.

43. Liu, G., Zhang, S., Zhang, J., Lee, C., Wang, Y. & Brounell, M. (2013). Autonomous motivation and Chinese adolescents'creative thinking: the mediating role of parental involvement. Creativity research journal, 25 (4), 446-456.

44. Lubart, T. I. (1990). Creativity and cross-cultural variation. International journal of psychology, 25 (1), 39-59.

45. Runco, M. A. & Albert, R. S. (2005). Parents personality and creative potential of exceptionally gifted boys. Creativity research journal. 17 (4), 355-367.

46. Vallerand, R. J. (1997). Toward hierarchical model of intrinsic and extrinsic motivation. Advances in experimental social psychology. 29, 271-360.

47. Windels, K. (2011). What is a number? Minority status and implication for creative activity. Creativity research journal. 23 (4), 321-329.

48. Zho, P., Walzyk, J. J., Griffith-Ross, D. A., Tobachyk, J. J. & Walzyk, D. F. (2006). The impact of culture and individualism-collectivism on creative potential and achievement of American and Chinese adults. Creativity research journal, 18 (3), 385-396.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.