Научная статья на тему 'Неопределенность критериев профессиональной успешности как регулятор отношений с социальным окружением студентов-художников'

Неопределенность критериев профессиональной успешности как регулятор отношений с социальным окружением студентов-художников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
207
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / САМОДОСТАТОЧНОСТЬ / КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С СОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ / ART CREATIVITY / CREATIVE INDIVIDUALITY / SELF-SUFFICIENCY / CRITERIA OF SUCCESS OF CREATIVE WORK / RELATIONSHIP WITH SOCIAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егорова Виктория Сергеевна

В статье рассматриваются эмпирические доказательства сложности и противоречивости взаимоотношений студентов-художников с социальным окружением, обусловленные неопределенностью критериев успешности их деятельности, а также противоречием между необходимостью сохранять творческую индивидуальность и зависимостью признания творческих достижений от оценок социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Егорова Виктория Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNCERTAINTY OF PROFESSIONAL SUCCESS CRITERIA AS A REGULATOR OF RELATIONS BETWEEN ARTIST STUDENTS AND THEIR SOCIAL SURROUNDINGS

The article considers the empirical proofs of complexity and discrepancy of relationship between the artist students and their social surroundings, which are caused by uncertain criteria of their activity’s successfulness, as well as the contradiction between the need to keep a creative individuality and the dependence of the recognition of their creative achievements from the society’s values.

Текст научной работы на тему «Неопределенность критериев профессиональной успешности как регулятор отношений с социальным окружением студентов-художников»

УДК 316.61 Егорова Виктория Сергеевна

соискатель кафедры психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ КРИТЕРИЕВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ КАК РЕГУЛЯТОР ОТНОШЕНИЙ С СОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ СТУДЕНТОВ-ХУДОЖНИКОВ

Egorova Victoria Sergeevna

PhD student, Psychology Department, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism

UNCERTAINTY OF PROFESSIONAL SUCCESS CRITERIA AS A REGULATOR OF RELATIONS BETWEEN ARTIST STUDENTS AND THEIR SOCIAL SURROUNDINGS

Аннотация:

В статье рассматриваются эмпирические доказательства сложности и противоречивости взаимоотношений студентов-художников с социальным окружением, обусловленные неопределенно-стью критериев успешности их деятельности, а также противоречием между необходимостью со-хранять творческую индивидуальность и зависимостью признания творческих достижений от оценок социума.

Ключевые слова:

художественное творчество, творческая индивидуальность, самодостаточность, критерии успешности художественного творчества, взаимоотношения с социальным окружением.

Summary:

The article considers the empirical proofs of complexity and discrepancy of relationship between the artist students and their social surroundings, which are caused by uncertain criteria of their activity’s successfulness, as well as the contradiction between the need to keep a creative individuality and the dependence of the recognition of their creative achievements from the society’s values.

Keywords:

art creativity, creative individuality, self-sufficiency, criteria of success of creative work, relationship with social environment.

Специфика деятельности художника заключается в том, что для нее характерна размытость и изменчивость критериев профессиональной успешности, а также зависимость автора от внешних подтверждений успеха, обусловленных социокультурной ситуацией в определенный период времени, эстетическими приоритетами, подверженными не всегда предсказуемым изменениям [1].

Особенностью творческой самореализации художника в профессии является важность сохранения творческой индивидуальности, с одной стороны, и адресованность творчества зрителям, обусловленность профессиональных достижений отношением публики и профессионального сообщества - с другой. Профессиональное обучение художников, начиная с детских лет, происходит в условиях монокритерия межличностного сравнения, что специфично для социально-психологических особенностей учебных заведений, в которых обучаются одаренные дети [2]. Таким монокритерием становится успешность в демонстрации специальных способностей, для развития которых предназначено ученое заведение. Наличие его межличностного сравнения усиливает отношения соперничества, влияет на становление самоотношения, усиливает потребность в поддержке со стороны социального окружения.

Специфику взаимоотношений творческой личности с социальным окружением раскрывает характеристика самоактуализирующейся личности, данная А. Маслоу, по описанию которого, подобный человек привержен ценностям добра, справедливости, любви, что свидетельствует о положительной установке по отношению к окружающим людям. В то же время известный психолог наделяет самоактуализирующуюся личность такими чертами, как самодостаточность, отстраненность, свобода во мнениях и суждениях, не предполагающая оглядки на мнение окружающих [3]. Такая позиция может быть потенциальным источников взаимного непонимания с окружающими людьми и осложнения отношений с ними.

Целью проведенного исследования была проверка гипотезы о том, что, вследствие особенностей профессиональной самореализации художников, их взаимоотношения с социальным окружением будут проявляться тенденцией к определенному дистанцированию при выраженной зависимости социальной адаптированности от характера контактов со значимыми людьми.

Выяснение того, в какой мере противоречие между необходимостью сохранения художником творческой индивидуальности и зависимостью творческой самореализации от признания художественных достижений социумом сказывается на взаимоотношениях студентов-художников с социальным окружением, возможно путем сравнения характеризующих их параметров у студентов - будущих художников и их ровесников, получающих профессию, для которой характерны

более определенные, чем у художников критерии профессиональной самореализации и нормативно заданные способы деятельности.

Именно поэтому проводилось сравнение на основе показателей взаимоотношений с социальным окружением у студентов-художников и у студентов-экономистов.

Еще одним аргументом в пользу данной стратегии исследования явилось то, что сравниваемые профессии различаются по вероятности одобрения профессионального выбора ближайшим социальным окружением. Если профессия экономиста чаще всего рассматривается как надежная, позволяющая молодым людям обеспечить свое будущее, то профессия художника часто воспринимается как не сулящая устойчивого жизненного благополучия.

Исследуемые группы студентов сравнивались по показателям социально-психологической адаптации и взаимоотношений с ближайшим социальным окружением. Параметры первого критерия устанавливались по методике К. Роджерса и Д. Даймонда в адаптации В.К. Осницкого [4], показатели значимости лиц из социального окружения и предпочитаемых типов отношений с ними определялись по методике Н.В. Кузьминой [5].

Базу исследования составили Краснодарское художественное училище и АНО ВПО «Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента». В исследовании приняли участие студенты от 17 до 22 лет в количестве 195 чел., из них 105 юношей и 90 девушек. Подвыборка студентов-художников состояла из 60 юношей, экономистов - из 45.

При сравнительном анализе показателей социально-психологической адаптации выявлены достоверные различия между художниками и экономистами по всем исследуемым шкалам, значения которых в большинстве случаев выше у студентов-экономистов (таблица 1). У представителей данной выборки выше оказались как конструктивные, так и деструктивные показатели.

Таблица 1 - Средние значения показателей социально-психологической адаптации

у художников и экономистов

Показатели Под-шкалы Художники Экономисты Достоверность различий

Адаптация а 102,70 ± 61,64 129,87 ± 22,40 р < 0,05

б 40,50 ± 35,50 82,40 ± 34,42 р < 0,05

Принятие себя а 23,38 ± 22,18 39,29 ± 14,41 р < 0,05

б 15,33 ± 10,45 17,06 ± 11,45 р < 0,05

Принятие других а 17,31 ± 10,24 22,53 ± 6,20 р < 0,05

б 16,71 ± 10,47 20,14 ± 7,41 р < 0,05

Эмоциональный комфорт а 18,91 ± 11,82 26,01 ± 4,92 р < 0,05

б 28,38 ± 23,40 22,19 ± 15,25 р < 0,05

Интернальность а 33,63 ± 23,46 45,62 ± 15,41 р < 0,05

б 12,39 ± 8,34 18,56 ± 11,30 р < 0,05

Доминирование а 10,88 ± 6,62 13,97 ± 8,87 р < 0,05

б 12,74 ± 7,22 16,63 ± 5,17 р < 0,05

Эскапизм б 10,21 ± 5,31 18,58 ± 5,02 р < 0,05

Примечание: а - показатель адаптации; б - показатель дезадаптации

О правомерности такой интерпретации индексов социально-психологической адаптации говорят более низкие показатели принятия себя и других у студентов-художников по сравнению с экономистами. Как низкий уровень принятия себя, так и низкий уровень принятия других могут быть предпосылкой неуверенности в ситуациях общения, настороженного отношения к социальному окружению, склонности ограничивать социальные контакты.

Заслуживает внимания отмеченный в группе художников более высокий, чем у экономистов показатель эмоционального дискомфорта и более низкий показатель интернальности. Это предпосылки к невысокой активности во взаимодействии с социальным окружением. Более высокие показатели и адаптации и дезадаптации в группе экономистов следует расценить как отражение их большего опыта социальных контактов, дающих не только позитивный, но и негативный опыт. Большая активность социальных взаимодействий, следовательно, является предпосылкой становления реалистичных представлений о социальном окружении и более высокой готовности к конструктивному взаимодействию с ним.

Возможность некоторой идеализации социального окружения вследствие раннего и глубокого погружения в освоение определенной сферы деятельности, серьезный интерес к которой проявился в детском возрасте, отмечен в исследовании В.А. Масленниковой [6].

Сделанный вывод о меньшей предрасположенности художников к активному взаимодействию с социальным окружением подтверждается приведенными ниже данными об оценке значимости лиц из ближайшего социального окружения (таблица 2).

Таблица 2 - Средние значения значимости лиц из ближайшего окружения у художников и экономистов___________________________________________

Значения значимых других Художники Экономисты Достоверность различий

Мать 8,79 ± 3,94 10,44 ± 3,08 p < 0,05

Отец 7,24 ± 4,82 9,94 ± 1,65 p < 0,05

Бабушка 5,21 ± 4,39 7,09 ± 4,47 p < 0lG5

Дедушка 2,15 ± 3,39 4,20 ± 4,72 p < 0lG5

Брат/сестра 4,76 ± 5,01 7,47 ± 4,13 p < 0lG5

Родственники 3,91 ± 4,28 4,79 ± 3,42 -

Друг/подруга из группы 6,54 ± 4,23 5,85 ± 3,69 -

Друг/подруга из вуза 5,59 ± 4,87 5,00 ± 3,93 -

Друг/подруга вне вуза 8,50 ± 7,27 ± 3,96 p < 0,05

Мать/отец товарища 2,46 ± 2,97 3,14 ± 3,34 -

Можно сказать, что поддержку и одобрение экономисты получают в кругу семьи, взаимодействуя больше со старшим поколением, что является привычным для большинства людей. Относительно меньшая значимость семейного окружения для художников по сравнению с экономистами может быть следствием распространенной точки зрения о «ненадежности» профессии художника относительно обеспечения жизненного благополучия. Поэтому вероятность одобрения и поддержки профессионального выбора для студентов-художников и студентов-экономи-стов может быть различна. С этим связана более выраженная ориентация студентов-художников на общение со сверстниками, среди которых могут быть и единомышленники, и друзья, способные поддержать профессиональный выбор, неоднозначный в глазах семейного окружения.

Другие грани взаимоотношений студентов-художников с социальным окружением раскрылись благодаря данным корреляционного анализа. В группе экономистов бросается в глаза малочисленность корреляционных связей показателей значимости лиц из ближайшего социального окружения и социально-психологической адаптации (рисунок 1).

Дедушка

Неприятие себя

Рисунок 1 - Корреляционные взаимосвязи показателей социально-психологической адаптации и значимости лиц из ближайшего социального окружения у мужчин-экономистов

Примечание: здесь и далее сплошной линией (--) на рисунке обозначены прямые взаимосвязи,

пунктирной (— ) - обратные

Как показано на рисунке 1, лишь показатели значимости дедушки как лица из ближайшего социального окружения коррелируют с двумя показателями социально-психологической адаптации. Они подтверждают литературные данные о том, что именно бабушки и дедушки часто становятся источником психологической поддержки для молодых людей, сталкивающихся с трудностями [7, с. 381-385]. Совершенно иначе выглядят корреляционные связи аналогичных показателей в группе художников (рисунок 2).

- 11G -

Рисунок 2 - Корреляционные взаимосвязи показателей социально-психологической адаптации и социально-психологических взаимосвязей

у мужчин-художников

Эти взаимосвязи весьма многочисленны, в отличие от установленных в группе студентов-экономистов. Их также отличает то, что наиболее многочисленными и структурированными оказались взаимосвязи показателей социально-психологической адаптации с показателями значимости сверстников. Наибольшее число корреляционных связей с показателями социально-психологической адаптации в группе художников имеет показатель значимости друга/подруги вне вуза. Он положительно коррелирует с показателями адаптивности, принятия других, эмоционального комфорта, доминирования, с одной стороны, и с показателями внешнего контроля, ведомости, эскапизма - с другой. Это значит, что наличие значимого лица-сверстника может стать как побуждением к активному взаимодействию, так и к готовности подчиниться другу, следовать его мнениям и действиям.

Симптоматична положительная связь показателя эмоционального комфорта с показателем значимости бабушки, что подтверждает литературные данные о роли бабушек как источника эмоционального благополучия для внуков.

Отличием данных в группе студентов-художников от студентов-экономистов является то, что многие показатели социально-психологической адаптации связаны как с показателями значимости семейного окружения, так и с показателями значимости сверстников. В характере корреляционных связей просматривается различие значимости родственников и друзей в разных аспектах взаимоотношений с социальным окружением. Положительные корреляции показателя принятия других с показателями значимости членов дружеского окружения и отрицательные корреляции этого параметра с показателями значимости семейного окружения указывают на свойственную возрасту студентов потребность в принятии сверстников. Положительные корреляции показателя внутреннего контроля с показателями значимости собственной матери и матери/отца

товарища указывают на роль родителя в укреплении уверенности в собственных силах. В то же время они характеризуют значимость других родственников как источника психологической поддержки при попадании в сложные ситуации, недоступные для личного контроля.

Таким образом, результаты исследования подтверждают, что необходимость сохранения творческой индивидуальности при предназначенности произведений художников для зрителей, публики, показывает противоречивость отношения художников к социальному окружению. Ее проявление заключается, с одной стороны, в настороженности по отношению к социальному окружению и невысокой активности во взаимодействии с ним и, с другой - в наличии многочисленных корреляционных связей показателей социальной адаптации с показателями значимости лиц из ближайшего социального окружения, указывающих на восприятие отношения социума как индикатора успешности профессиональной самореализации.

Ссылки:

1. Магидович М.Л. Профессиональная идентичность художника // Журнал социологии и соц. антропологии. 2004. Т. VII. № 3. С. 139-152.

2. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., 2005. 304 с.

3. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999. 425 с.

4. Осницкий В.К. Определение характеристик социальной адаптации // Журнал практ. психолога. 1998. № 1. С. 54-64.

5. Кузьмина Н.В. Научно-практические методы анализа педагогической ситуации // Психология - производству и воспитанию. Л., 1977. С. 211-224.

6. Масленникова В.А. Влияние ранней профессионализации на готовность спортсменов к жизненному самоопределению в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2011. 23 с.

7. Ильин Е.П. Психология взрослости. СПб., 2012. 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.