УДК 371.1(045)
ББК 4421,4 + 4481.2
0.77. Кустова
СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Профессиональная деятельность учителя подразумевает проявление модели его поведения в различных ракурсах, трансляцию различных социально-ролевых позиций — как предметника, методиста, организатора, воспитателя и др. Анализ данного феномена представляется актуальным как с точки зрения подготовки будущих педагогов, так и с позиции совершенствования профессиональной деятельности настоящих учителей.
Любая система деятельности дифференцируется на подсистемы действий и подсистемы, обеспечивающие качество, надежность, производительность [8, с. 120]. Оперативно проявляющиеся профессионально важные качества обусловливают функционирование, динамику, уровень компетентности субъекта профессиональной деятельности. Соответственно, уровень актуализации ролевых позиций педагога определяет качество функционирования социальной роли учителя в целом, отражаясь в его профессиональной деятельности.
Для достоверного отражения социально-ролевой деятельности педагога проанализируем понятия «социальная роль» и «социальная роль учителя».
Исследованию «социальной роли» уделено на сегодня достаточно внимания и можно отметить, что оно находится, в основном, в области научного рассмотрения социологии, как отечественной, так и зарубежной (Д. Майерс, Н. Смелзер, Г.Е. Зборовский, A.A. Радугин, С.С. Фролов и др.), психологии (Э. Берн, A.A. Леонтьев, др.), педагогики (K.M. Левитан, С. А. Шмаков, др.), а так же интегральных дисциплин, в первую очередь социальной психологии (Г.М. Андреева, Е.В. Андриенко, Д. Майерс, Т. Ши-бутани, П.Н. Шихерев и др.), социологии образования (Дж. Баллантайн, Э. Дюркгейм, Г.Е. Зборовский, А. Осипов), педагогической психологии (И. А. Зимняя).
В целом, в современных концепциях социальная роль рассматривается как:
— способ и модель индивидуального поведения, обусловленная социальным положением, социальной позицией или социальным статусом [3, с. 455;
7, с. 122; 13, с. 89 и др.];
— способ и модель межличностного взаимодействия [6, с. 98; 19, с. 319 и др.];
— набор норм, совокупность требований, одобренный образец поведения, экпектируемый на каждого, занимающего данную позицию [10, с. 164; 14, с. 430; 18, с. 203 и др.];
— социальная функция личности [2, с. 101; 7, с. 122—123; 11, с. 100 и др.];
— фиксация определенного положения в системе общественных отношений [1, с. 71];
— интернализация индивидом общественных ожиданий [13, с. 172].
Согласно приведенным выше взглядам, социальная роль предполагает модель поведения, подразумевающую нормативно ожидаемый и личностно интерпретированный способ взаимодействия в соответствии с определенным социальным статусом. Таким образом, роль неразрывно связана со статусом и социально запрограммирована, однако степень ее интернализации и трансляции вариативна в соответствии с социальным опытом, системой ценностей и степени интеграции личности в общество.
Соответственно, под социальной ролью учителя правомерно, на наш взгляд, понимать модель его профессионального поведения, подразумевающую нормативно ожидаемый и личностно интерпретированный способ взаимодействия с участниками педагогического процесса в соответствии с социальным статусом учителя.
В целом, характеристики социальной роли в преломлении к профессиональной роли учителя могут быть представлены следующим образом.
1. Данная социальная роль является достигаемой [ряд авторов] и институциональной [3, с. 53].
2. Как большинство профессиональных ролей, она является одной из ведущих [1] в жизни человека и может быть постоянной [6] в течение долгого времени.
3. Данная роль является зависимой [по 11, с. 102], т. к. имеет значение только в отношении другой контрроли — роли ученика.
4. Рамки, границы этой роли, заданы нормативно «извне», предписаны [там же], но, вероятно, четко не определены (помимо профессиональной, в других сферах жизни от педагога также ожидается определенный стиль поведения).
5. «Исполнение» [15, с. 151] данной роли всегда индивидуально и субъективно окрашено.
6. Соответствие между ролевым предписанием и ролевым исполнением в данном профессиональном пространстве определяет ролевое поведение [3, с. 458] учителя.
7. В отношении данной роли и ее носителя можно говорить о ролевой идентификации (максимальном слиянии с ролью) и дистанцировании (среднем и минимальном уровне слияния) [6, с. 101—102].
8. Согласно морфологического подхода [15], в отношении роли учителя, можно говорить о ролевой стратегии (способе пристройки к партнеру по общению); ролевой задаче (цели, которую необходимо достичь в проблемной ситуации); ролевой программе (системе целенаправленных, упорядоченных действий); ролевых действиях (средствах достижения
цели);ролевой компетентности (способности актуализировать необходимые профессиональные знания в рамках заданной ситуации); ролевой свободе (возможное и недопустимое при исполнении роли); ролевом настрое (психоэмоциональном состоянии, соответствующем ситуации взаимодействия).
9. Данная социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать стилем «исполнения» роли или стилем ролевого поведения [15, с. 151] учителя.
10. Неправильное понимание будущей социальной роли учителя, а также слабая подготовка к ее выполнению могут быть источником возникновения ролевого напряжения [1, с. 72; 6, с. 100; и др.].
11. Данная социальная роль является комплексной [1, с. 72; 18, с. 203 и др.], включает в себя «набор» составляющих позиций, которые, в свою очередь, могут быть актуализированы как одновременно, так и последовательно.
Таким образом, социальная роль учителя может быть освоена, интернализирована, понимание и качественное исполнение (ролевая компетентность) отражают профессионализм ее носителя. Как сказал Э. Фромм: «Человек продает не только товары, но продает самого себя и ощущает себя товаром... И как со всяким товаром рынок решает, сколько стоят те или иные человеческие качества, и даже определяет само их существование. Если качества, которые может предложить человек, не пользуются спросом, то у него вообще нет никаких качеств...» [по 19, с. 320].
Необходимо отметить, что теория социальных ролей в деятельности учителя нашла применение довольно поздно [17, с. 58]. Смысловое наполнение, структуризация, объем градаций данного феномена пока не разработаны в достаточной степени [4,6,17].
Анализ интересующих нас профессиональных позиций социальной роли учителя на сегодня представлен следующим образом.
Н.В. Корепанова, И.М. Хакимзянова, О.И. Щербакова в качестве предназначения учителя отмечают педагога, воспитателя, наставника [5, с. 66].
Л.Б. Ительсон, говоря, в основном, о стилях взаимодействия, дает характеристику типичных ролевых педагогических позиций в следующем качестве: информатор, друг, диктатор, советчик, проситель, вдохновитель [по 17, с. 32].
Е. Кжтовски (I Крошек0 видит учителя как реализатора трех профессиональных целей: дидакта, классного руководителя, наставника и воспитателя [21, с. 54].
Е. Поплуч (I. Рор1исг), анализируя ролевые функции учителя, отдает предпочтение следующим вариантам: организующая, информирующая, мотивирующая, контрольно-корректирующая, опекунская, социально-исследовательская [22, с. 154].
Б. Бромберек, рассматривая внутришкольные роли учителя, указывает четыре категории таких ролей, а именно: роль организатора и руководителя дидактического процесса в школе; роль руководителя классного коллектива', роль организатора и руководителя внеклассного воспитания', роль лица, обучающегося в вузе или совершенствующего свою профессиональную подготовку и экспериментирующего в процессе своей деятельности [20, с. 57].
М.В. Ломаева предлагает помимо названных и другие роли, присущие учителю: педагог-воспитатель, исследователь-аналитик, методист, организатор [9, с. 7-—8].
Н.В. Немова более конкретно обозначает ролевой набор данной профессиональной модели поведения: преподаватель определенного предмета, методист, исследователь, воспитатель, классный руководитель, социальный педагог, руководитель профессиональной группы, субъект собственного профессионального развития [12, с. 25].
К. Руцестам, уделивший особое внимание групповой работе и тем ролям, которые распределяются между членами группы в поиске общего решения проблемы, выделил следующие роли: инициатор, разработчик, координатор, контролер, оценщик, погонщик; вдохновитель, гармонизатор, организатор общения, доброжелательный слушатель [16, с. 29].
Представляет интерес классификация ролей учителя, данная Э. Козиолом. Согласно этой классификации существуют: основные школьные роли; второстепенные роли, требующие решения наиболее типичных задач в рамках школы; внешкольные роли, направленные на воспитательную деятельность в локальной среде, но не вытекающие из непосредственных образовательных задач [4, с. 52].
Необходимо заметить, что представленные классификации, вероятно, не исчерпывают многообразия педагогических ролей. Однозначно можно отметить следующее: в целом, перечисленные позиции авторов так или иначе выделяют основные и второстепенные роли. Основные роли связаны с передачей знаний, опыта, ценностей, организацией педагогического процесса, выполнения воспитательных функций. Что же касается дополнительных функций и ролей, то здесь, очевидно, можно выделить огромное их количество, так как роль учителя тесно связана с изменениями в общественной жизни, которые диктуют определенные требования, относящиеся к школе и учителю, оказывают влияние на мотивацию целей, задач, методов обучения и воспитания, в связи с чем учитель находится в новой, изменяющейся ситуации, что в свою очередь влияет на условие и содержание его деятельности, а в результате ведет к актуализации определенных, уже существующих ролей, или к необходимости выполнения новых ролей.
Систематизируя вышеизложенные взгляды на ролевые позиции учителя, представляем их в следующем варианте (табл. 1).
Философия
Таблица 1
Авторские взгляды на ролевые позиции педагога в профессиональной деятельности
Авторы Основоположения для выделения ролей Роли педагога
Н.В. Корепанова, И.М. Хакимзянова, О.И. Щербакова Составляющие виды деятельности — педагог; — воспитатель; — наставник
Л.Б. Ительсон Виды деятельности и общения — информатор; — друг; — диктатор; — советчик; — проситель; — вдохновитель
М.В. Ломаева Виды деятельности — педагог-воспитатель; — исследователь-аналитик; — методист; — организатор
Н.В. Немова Виды деятельности — преподаватель определенного предмета; — методист; — исследователь; — воспитатель; — классный руководитель; — социальный педагог; — руководитель профессиональной группы; — субъект собственного профессионального развития
К. Рудестам Роль в группе при поиске совместного решения — инициатор; — разработчик; — координатор; — контролер; — оценщик, погонщик; — вдохновитель; — гармонизатор; — организатор общения; — доброжелательный слушатель
К. Левин Стиль поведения — авторитар; — демократ; — либерал
Е. Кжтовски Профессиональные цели — д ид акт; — классный руководитель; — наставник; — воспитатель
Е. Поплуч Функции учителя — организующий; — информирующий; — мотивирующий; — контрольно-корректирующий; — опекающий; — социально-исследующий
Б. Бромберек Виды деятельности — организатор и руководитель дидактического процесса; — классный руководитель; — внеклассный руководитель и воспитатель; — экспериментатор и обучающийся
Э. Козиол Среда деятельности — основные школьные роли; — второстепенные школьные роли; — внешкольные роли
Как можно заметить, совокупная социальная роль учителя всеми авторами видится гетерогенной, интегративной. Каждый из них определяет свой объем градаций, свой комплекс ролевых позиций, однако общим является представление ее сложности и неоднородности. Помимо этого, невзирая на разные основоположения, можно отметить существование одних и тех же ролей — воспитатель, исследователь, организатор и классный руководитель, информатор и другие. Подобная ситуация, очевидно, является результатом сложности и ёмкости самих ролевых позиций, которые представляют собой
Составляющие совокупной социальной
и вид деятельности, и стиль поведения, и профессиональную функцию, и роль в группе. Вероятно, исследование ролевых позиций, свойственных учителю, требует более пристального и детального изучения, что предстоит ещё педагогической науке.
В зависимости от стиля поведения, вида деятельности или общения, по мнению представленных авторов, должна проявляется та или иная грань социальной роли учителя. Систематизируя изложенное ранее, правомерно выделить, на наш взгляд, следующие составляющие совокупной социальной роли учителя (табл. 2).
Таблица 2
роли учителя на основе авторских позиций
Составляющие Ролевые позиции Авторы
Предметная — преподаватель определенного предмета — педагог; — педагог-воспитатель — дидакт — организатор и руководитель дидактического процесса Н.В. Немова Н.В. Корепанова, И.М. Хакимзянова, О.И. Щербакова; М.В. Ломаева Е. Кжтовски Б. Бромберек
Методическая — методист — инструктор Н.В. Немова; М.В. Ломаева В.Л. Леви
В оспитате льная — воспитатель — наставник — социальный педагог — педагог-воспитатель — внеклассный руководитель и воспитатель Н.В. Немова; Н.В. Корепанова, И.М. Хакимзянова, Е. Кжтовски О.И. Щербакова; Н.В. Немова; М.В. Ломаева Б. Бромберек
Организационная — организатор — классный руководитель — руководитель профессиональной группы — разработчик — организатор общения — координатор — опекун М.В. Ломаева, Е. Поплуч Н.В. Немова; Е. Кжтовски, Б. Бромберек К. Рудестам Е. Поплуч
оммуникативная — информатор — советчик — проситель — оратор, рассказчик, консультант, критик и др. Л.Б. Ительсон, Е. Поплуч Л.Б. Ительсон, В.Л. Леви В.Л. Леви
Психологическая и личностная — ДРУГ — вдохновитель — доброжелательный слушатель — гармонизатор — авторитар, демократ, либерал — субъект собственного развития Л.Б. Ительсон К. Рудестам; Е. Поплуч К. Левин Н.В. Немова
Исследовательская — исследователь — исследователь-аналитик — экспериментатор и обучающийся Н.В. Немова, Е. Поплуч М.В. Ломаева Б. Бромберек
Философия
Выделенные авторами ролевые позиции не являются строго детерминированными и могут входить в ту или иную составляющую. В данной таблице, проанализировав различные варианты ролевых градаций, мы выделили ядерные сферы, которые в том или ином аспекте затрагивают большинство авторов. В итоге, получив совокупные «составляющие», можно выделить следующие социальноролевые позиции учителя: предметник, методист, воспитатель, организатор, психолог, исследователь. Такая градация является одной из ряда других, однако, на наш взгляд, она точнее отражает основные сферы профессиональной деятельности учителя, области его профессиональной реализации и «зоны» трансляции педагогической компетентности.
Овладение широким спектром профессиональных социально-ролевых позиций, как считает Е.В. Андриенко, является наиболее адаптивным фактором, поскольку способствует профессиональному становлению [2, с. 109]. Таким образом, результаты социально-ролевого анализа деятельности учителя необходимы для повышения качества профессионального педагогического образования.
Литература
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. шк/Г.М. Андреева. — М.: Аспект-Пресс, 2000, — 376 с.
2. Андриенко, Е.В. Социальная психология : учеб. пособие для студентов высш. пед. уч. заведений /Е.В. Андриенко / под ред. В.А.Сластенина. — М. : Академия, 2000. — 246 с.
3. Зборовский, Г.Е. Общая социология: курс лекций / Г.Е. Зборовский. — Екатеринбург : Ин-т упр. и экономики; Урал. гос. проф.-пед. ун-т., 1997. — 600 с.
4. Козиол, Э. Социально-педагогический анализ профессиональных ролей учителя-воспитателя. Теория и практика подготовки классного руководителя в Республике Польша: дис. ... д-ра. пед. наук. — М., 1991,— 330 с.
5. Корепанова, Н.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога / Н.В. Корепанова, И.М. Хакимзянова, О.И. Щербакова // Педагогика. — 2003. — №3. — С. 66—71.
6. Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко.—М.: Академический проект, 2000. — 382 с.— («Gaudeamus»),
7. Куликов, Л.М. Основы социологии и политологии : учеб. пособие для студентов сред. спец. уч. заведений / Л.М. Куликов. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 336 с.
8. Кустов, Л.М. Проблема системогенеза исследовательской деятельности инженера-педагога: монография / Л.М. Кустов. — Челябинск : ЧЙПРО,
1998,—276 с.
9. Ломаева, М.В. Организация учебного ролевого взаимодействия в процессе профессиональной подготовки учителя: метод, рекомендации/М.В. Ломаева. — Екатеринбург : УралНАУКА, 2002. — 65 с.
10. Майерс, Д. Социальная психология : учеб. пособие для студентов вузов / Майерс Д. / пер. с англ. — СПб. : Питер, 1997. — 684 с. — (Мастера психологии).
11. Мендра, А. Основы социологии : учеб. пособие для вузов / А. Мендра / пер. с фр. — М. : Nota Bene, 2000. — 344 с.
12. Немова, Н.В. Управление методической работой в школе / Н.В. Немова // Библиотека журнала «ДШ» / отв. ред. М.А. Ушакова. — М. : Сентябрь,
1999, —176 с.
13. Радугин, A.A. Социология : Курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов. / A.A. Радугин, К.А. Радугин. — 2-е изд., перераб. и доп. / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. — М. : Центр, 1996. — 208 с.
14. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г.В. Осипова. — Рос. АН. Ин-т соц.-полит. исслед. — М. : НОРМА; ИНФРА-М, 1998. — 672 с.
15. Руденский, Е.В. Социальная психология : курс лекций / Е.В. Руденский. — Новосиб. гос. акад. экономики и управления. — М. : ИНФРА-М; Новосибирск, 1997. —224 с.
16. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К.Рудестам. — СПб. :Питер, 1998. — 384с. — (Мастера психологии).
17. Савчук, Н.Ю. Системно-ролевой анализ профессиональной деятельности учителя: дис канд.
пед. наук / Н.Ю. Савчук. — Чебоксары, 2002. — 235 с.
18. Словарь-справочник по социологии и политологии / под ред. Э.В. Тадевосяна. — М. : Знание, 1996, —612 с.
19. Тощенко, Ж.Т. Социология: общий курс : учеб. пособие для студентов вузов / Ж.Т. Тощенко.
— 2-е изд., доп. и перераб. — М. : Прометей; Юрайт, 1998. —511 с.
20. Bromberek, В. Role spoteczne nauczyciela / В. Bromberek. UAM, Poznan, 1973. — 70 с.
21. Kjztowski, J. Analiza I okean pracy nauczyciela I Szcoty / J. Kjztowski. Pzws, Warszawa, 1996. — 139 c.
22. Poplucz, J. Funkcie nauczycie la procesie dydaktyczno-wychowawc zym szkoty / J. Poplucz. Chowanna, 1998. — C. 149—168.