Научная статья на тему 'Деятельность учителя как предмет социально-ролевого анализа'

Деятельность учителя как предмет социально-ролевого анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность учителя как предмет социально-ролевого анализа»

УДК 371.125

О. Л. Кустова ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОГО АНАЛИЗА

Профессиональная деятельность учителя подразумевает проявление модели его поведения в различных ракурсах, трансляцию различных социально-ролевых позиций — как предметника, методиста, организатора, воспитателя и др. Анализ данного феномена представляется актуальным с точки зрения подготовки будущих педагогов и с позиции совершенствования профессиональной деятельности настоящих учителей. Любая система деятельности дифференцируется на подсистемы действий и подсистемы, обеспечивающие качество, надежность, производительность [8. С. 120]. Оперативно проявляющиеся профессионально важные качества обусловливают функционирование, динамику, уровень компетентности субъекта профессиональной деятельности. Соответственно уровень актуализации ролевых позиций педагога определяет качество функционирования социальной роли учителя в целом, отражаясь в его профессиональной деятельности.

Для достоверного отражения социально-ролевой деятельности педагога необходимо проанализировать понятия «социальная роль» и «социальная роль учителя». Исследованию социальной роли уделено на сегодня достаточно внимания, и можно отметить, что оно находится в основном в области научного рассмотрения социологии, как отечественной, так и зарубежной (Д. Майерс,

Н. Смелзер, Г. Е. Зборовский, А. А. Радугин. С. С. Фролов и др.), психологии (Э. Берн, А. А. Леонтьев, др.), педагогики (К. М. Левитан. С. А. Шмаков, др.), а также интегральных дисциплин, в первую очередь социальной психологии

(Г. М. Андреева, Е. В. Андриенко, Д. Майерс, Т. Шибутани, П. Н. Шихерев и др.), социологии образования (Дж. Баллантайн, Э. Дюркгейм, Г. Е. Зборовский, А. Осипов), педагогической психологии (И. А. Зимняя). В целом в современных концепциях социальная роль рассматривается:

• как способ и модель индивидуального поведения, обусловленная социальным положением, социальной позицией или социальным статусом [3. С. 455; 7. С. 122; 13. С. 89 и др.];

• способ и модель межличностного взаимодействия [6. С. 98; 19. С. 319 и др.];

• набор норм, совокупность требований, одобренный образец поведения, экпектируемый на каждого, занимающего данную позицию [10. С. 164; 14. С. 430; 18. С. 203 и др.];

• социальная функция личности [2. С. 101; 7. С. 122—123; 11. С. 100 и др.];

• фиксация определенного положения в системе общественных отношений [1. С. 71];

• интернализация индивидом общественных ожиданий [13. С. 172]. Согласно приведенным выше взглядам, социальная роль предполагает модель поведения, подразумевающую нормативно ожидаемый и личностно интерпретированный способ взаимодействия в соответствии с определенным социальным статусом. Таким образом, роль неразрывно связана со статусом и социально запрограммирована, однако степень ее интернализации и трансляции вариативна в соответствии с социальным опытом, системой ценностей и степени интеграции личности в общество. Тогда под социальной ролью учителя правомерно,

на наш взгляд, понимать модель его профессионального поведения, подразумевающую нормативно ожидаемый и личностно интерпретированный способ взаимодействия с участниками педагогического процесса в соответствии с социальным статусом учителя.

В целом характеристики социальной роли в преломлении к профессиональной роли учителя могут быть представлены следующим образом:

1. Данная социальная роль является достигаемой [ряд авторов] и институциональной [3. С. 53].

2. Как большинство профессиональных ролей, она является одной из ведущих [1] в жизни человека и может быть постоянной [6] в течение долгого времени.

3. Данная роль является зависимой [по 11. С. 102], так как имеет значение только в отношении другой контрроли — роли ученика.

4. Рамки, границы этой роли заданы нормативно «извне», предписаны [там же], но, вероятно, четко не определены (помимо профессиональной, в других сферах жизни от педагога также ожидается определенный стиль поведения).

5. «Исполнение» [15. С. 151] данной роли всегда индивидуально и субъективно окрашено.

6. Соответствие между ролевым предписанием и ролевым исполнением в данном профессиональном пространстве определяет ролевое поведение [3. С. 458] учителя.

7. В отношении данной роли и ее носителя можно говорить о ролевой идентификации (максимальном слиянии с ролью) и дистанцировании (среднем и минимальном уровне слияния) [6. С. 101—102].

8. Согласно морфологическому подходу [15], в отношении роли учителя, можно говорить о ролевой стратегии (способе пристройки к партнеру по общению); ролевой задаче (цели,

которую необходимо достичь в проблемной ситуации); ролевой программе (системе целенаправленных, упорядоченных действий); ролевых действиях (средствах достижения цели); ролевой компетентности (способности актуализировать необходимые профессиональные знания в рамках заданной ситуации); ролевой свободе (возможное и недопустимое при исполнении роли); ролевом настрое (психоэмоциональном состоянии, соответствующем ситуации взаимодействия).

9. Данная социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать стилем «исполнения» роли или стилем ролевого поведения [15. С. 151] учителя.

10. Неправильное понимание будущей социальной роли учителя, а также слабая подготовка к ее выполнению могут быть источником возникновения ролевого напряжения [1. С. 72; 6. С. 100; и др.].

11. Данная социальная роль является комплексной [1. С. 72; 18. С. 203 и др.], включает в себя «набор» составляющих позиций, которые, в свою очередь, могут быть актуализированы как одновременно, так и последовательно.

Таким образом, социальная роль учителя может быть освоена, интернализирована. Понимание и качественное исполнение (ролевая компетентность) отражают профессионализм ее носителя. Как сказал Э. Фромм: «Человек продает не только товары, но продает самого себя и ощущает себя товаром... И, как со всяким товаром, рынок решает, сколько стоят те или иные человеческие качества, и даже определяет само их существование. Если качества, которые может предложить человек, не пользуются спросом, то у него вообще нет никаких качеств.» [По: 19.

С. 320]. Необходимо отметить, что теория социальных ролей в деятельности учителя нашла применение довольно поздно [17. С. 58]. Смысловое наполнение, структуризация, объем градаций данного феномена пока не разработаны в достаточной степени [4, 6, 17]. Анализ интересующих нас профессиональных позиций социальной роли учителя на сегодня представлен следующим образом.

Н. В. Корепанова, И. М. Хакимзянова, О. И. Щербакова в качестве предназначения учителя отмечают педагога, воспитателя, наставника [5. С. 66].

Л. Б. Ительсон, говоря в основном о стилях взаимодействия, дает характеристику типичных ролевых педагогических позиций в следующем качестве: информатор, друг, диктатор, советчик, проситель, вдохновитель [По: 17. С. 32].

Е. Кжтовски У. Kjztowski) видит учителя как реализатора трех профессиональных целей: дидакта, классного руководителя, наставника и воспитателя [21. С. 54].

Е. Поплуч (У. Poplucz), анализируя ролевые функции учителя, отдает предпочтение следующим вариантам: организующая, информирующая, мотивирующая, контрольно-корректирую-щая, опекунская, социально-исследовательская [22. С. 154].

Б. Бромберек, рассматривая внутри-школьные роли учителя, указывает четыре категории таких ролей, а именно: роль организатора и руководителя дидактического процесса в школе; роль руководителя классного коллектива; роль организатора и руководителя внеклассного воспитания; роль лица, обучающегося в вузе или совершенствующего свою профессиональную подготовку и экспериментирующего в процессе своей деятельности [20. С. 57].

М. В. Ломаева предлагает помимо названных и другие роли, присущие учителю: педагог-воспитатель, исследова-

тель-аналитик, методист, организатор [9. С. 7—8].

Н. В. Немова более конкретно обозначает ролевой набор данной профессиональной модели поведения: преподаватель определенного предмета, методист, исследователь, воспитатель, классный руководитель, социальный педагог, руководитель профессиональной группы, субъект собственного профессионального развития [12. С. 25].

К. Рудестам, уделивший особое внимание групповой работе и тем ролям, которые распределяются между членами группы в поиске общего решения проблемы, выделил следующие роли: инициатор, разработчик, координатор, контролер, оценщик, погонщик; вдохновитель, гармонизатор, организатор общения, доброжелательный слушатель [16. С. 29].

Представляет интерес классификация ролей учителя, данная Э. Козиолом. Согласно этой классификации существуют: основные школьные роли; второстепенные роли, требующие решения наиболее типичных задач в рамках школы; внешкольные роли, направленные на воспитательную деятельность в локальной среде, но не вытекающие из непосредственных образовательных задач [4. С. 52].

Необходимо заметить, что представленные классификации, вероятно, не исчерпывают многообразия педагогических ролей. Однозначно можно отметить следующее: в целом, перечисленные позиции авторов так или иначе выделяют основные и второстепенные роли. Основные роли связаны с передачей знаний, опыта, ценностей, организацией педагогического процесса, выполнением воспитательных функций. Что же касается дополнительных функций и ролей, то здесь, очевидно, можно выделить огромное их количество, так как роль учителя тесно связана с изменениями в общественной жизни, которые диктуют определенные требования, относящиеся к школе и учителю, оказывают влияние на мотивацию целей, задач, методов обучения и воспитания, в связи с чем

учитель находится в новой, изменяющейся ситуации, что в свою очередь влияет на условие и содержание его деятельности, а в результате ведет к актуализации определенных, уже существую-

щих ролей или к необходимости выполнения новых ролей. Систематизируя вышеизложенные взгляды на ролевые позиции учителя, представляем их в следующем варианте (табл. 1).

Таблица 1

Авторские взгляды на ролевые позиции педагога в профессиональной деятельности

Авторы Основоположения для выделения ролей Роли педагога

Н. В. Корепанова Составляющие — педагог

И. М. Хакимзянова виды деятельности — воспитатель

О. И. Щербакова — наставник

Л. Б. Ительсон Виды деятельности — информатор

и общения — друг — диктатор — советчик — проситель — вдохновитель

М. В. Ломаева Виды деятельности — педагог-воспитатель — исследователь-аналитик — методист — организатор

Н. В. Немова Виды деятельности — преподаватель определенного предмета — методист — исследователь — воспитатель — классный руководитель — социальный педагог — руководитель профессиональной группы — субъект собственного профессионального развития

К. Рудестам Роль в группе — инициатор

при поиске — разработчик

совместного решения — координатор — контролер — оценщик, погонщик — вдохновитель — гармонизатор — организатор общения — доброжелательный слушатель

К. Левин Стиль поведения — авторитар — демократ — либерал

Е. Кжтовски Профессиональные цели — дидакт — классный руководитель — наставник — воспитатель

Е. Поплуч Функции учителя — организующий — информирующий — мотивирующий — контрольно-корректирующий — опекающий — социально исследующий

Б. Бромберек Виды деятельности — организатор и руководитель дидактического процесса — классный руководитель — внеклассный руководитель и воспитатель — экспериментатор и обучающийся

Э. Козиол Среда деятельности — основные школьные роли — второстепенные школьные роли — внешкольные роли

Как можно заметить, совокупная социальная роль учителя всеми авторами видится гетерогенной, интегративной.

Каждый из них определяет свой объем градаций, свой комплекс ролевых позиций, однако общим является представ-

ление ее сложности и неоднородности. Помимо этого, невзирая на разные основоположения, можно отметить существование одних и тех же ролей — воспитатель, исследователь, организатор и классный руководитель, информатор и другие. Подобная ситуация, очевидно, является результатом сложности и емкости самих ролевых позиций, которые представляют собой и вид деятельности, и стиль поведения, и профессиональную функцию, и роль в группе. Вероятно, исследование ролевых позиций, свойственных учителю, требует более пристального и детального изучения, что предстоит еще педагогической науке.

В зависимости от стиля поведения,

вида деятельности или общения, по мнению представленных авторов, должна проявляется та или иная грань социальной роли учителя. Систематизируя изложенное ранее, правомерно выделить, на наш взгляд, следующие составляющие совокупной социальной роли учителя (табл. 2).

Выделенные авторами ролевые позиции не являются строго детерминированными и могут входить в ту или иную составляющую. В данной таблице, проанализировав различные варианты ролевых градаций, мы выделили ядерные сферы, которые в том или ином аспекте затрагивают большинство авторов.

Таблица 2

Составляющие совокупной социальной роли учителя на основе авторских позиций

Составляющие Ролевые позиции Авторы

Предметная — преподаватель определенного предмета — педагог; — педагог-воспитатель — дидакт — организатор и руководитель дидактического процесса Н. В. Немова Н. В. Корепанова И. М. Хакимзянова О. И. Щербакова М. В. Ломаева Е. Кжтовски Б. Бромберек

Методическая — методист — инструктор Н. В. Немова М. В. Ломаева В. Л. Леви

Воспитательная — воспитатель — наставник — социальный педагог — педагог-воспитатель — внеклассный руководитель и воспитатель Н. В. Немова Н. В. Корепанова И. М. Хакимзянова Е. Кжтовски О. И. Щербакова Н. В. Немова М. В. Ломаева Б. Бромберек

Организационная — организатор — классный руководитель — руководитель профессиональной группы — разработчик — организатор общения — координатор — опекун М. В. Ломаева, Е. Поплуч Н. В. Немова Е. Кжтовски, Б. Бромберек К. Рудестам Е. Поплуч

Коммуникативная — информатор — советчик — проситель — оратор, рассказчик, консультант, критик и др. Л. Б. Ительсон Е. Поплуч Л. Б. Ительсон В. Л. Леви В. Л. Леви

Психологическая и личностная — друг — вдохновитель — доброжелательный слушатель — гармонизатор — авторитар, демократ, либерал — субъект собственного развития Л. Б. Ительсон К. Рудестам Е. Поплуч К. Левин Н. В. Немова

Исследовательская — исследователь — исследователь-аналитик — экспериментатор и обучающийся Н. В. Немова Е. Поплуч М. В. Ломаева Б. Бромберек

В итоге, получив совокупные «составляющие», можно выделить следующие социально-ролевые позиции учителя: предметник, методист, воспитатель, организатор, психолог, исследователь. Та-

кая градация является одной из ряда других, однако, на наш взгляд, она точнее отражает основные сферы профессиональной деятельности учителя, области его профессиональной реализации

и «зоны» трансляции педагогической компетентности. Овладение широким спектром профессиональных социальноролевых позиций, как считает Е. В. Андриенко, является наиболее адаптивным фактором, поскольку способствует про-

фессиональному становлению [2. С. 109]. Таким образом, результаты социальноролевого анализа деятельности учителя необходимы для повышения качества профессионального педагогического образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. АНДРЕЕВА Г. М. Социальная психология : учеб. для высш. шк. / Г. М. Андреев. — М. : Аспект-Пресс, 2000.

2. АНДРИЕНКО, Е. В. Социальная психология : учеб. пособие для студентов высш. пед. уч. заведений / Е. В. Андриенко ; под ред. В. А. Сластенина. — М. : Академия, 2000.

3. ЗБОРОВСКИЙ Г. Е. Общая социология: Курс лекций. / Г. Е. Зборовский. — Ин-т упр. и экономики ; Урал. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург, 1997.

4. КОЗИОЛ, Э. Социально-педагогический анализ профессиональных ролей учителя-воспитателя. Теория и практика подготовки классного руководителя в Республике Польша : дис. ... д-ра пед. наук / Э. Козиол. — М., 1991.

5. КОРЕПАНОВА, Н. В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога / Н. В. Корепанова, И. М. Ха-кимзянова, О. И. Щербакова // Педагогика. — 2003. — № 3.

6. КРАВЧЕНКО, А. И. Социология : учебник для вузов / А. И. Кравченко. — М. : Академический проект, 2000. («Gaudeamus»)

7. КУЛИКОВ, Л. М. Основы социологии и политологии : учеб. пособие для студентов средних спец. учебных заведений / Л. М. Куликов. — М. : Финансы и статистика, 1999.

8. КУСТОВ, Л. М. Проблема системогене-за исследовательской деятельности инженера-педагога : монография. — Челябинск : ЧИПРО, 1998.

9. ЛОМАЕВА, М. В. Организация учебно-

го ролевого взаимодеиствия в процессе профессиональной подготовки учителя : метод. рекомендации / М. В. Ломаева. — Екатеринбург: УралНАУКА, 2002.

10. МАЙЕРС, Д. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Д. Майерс ; пер. с англ. — СПб. : Питер,

1997. (Мастера психологии)

11. МЕНДРА, А. Основы социологии: учеб. пособие для вузов /А. Мендра ; пер. с фр. — М. : Nota Bene, 2000.

12. НЕМОВА, Н. В. Управление методической работой в школе / Н. В. Немова // Библиотека журнала «ДШ» / отв. ред. М. А. Ушакова. — М. : Сентябрь, 1999.

13. РАДУГИН, А. А. Социология : курс лекций : учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Радугин, К. А. Радугин ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова.

— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Центр, 1996.

14. РОССИЙСКАЯ социологическая энциклопедия / под ред. Г. В. Осипова ; Рос. АН ; Ин-т соц.-полит. исслед. — М. : НОРМА—ИНФРА—М, 1998.

15. РУДЕНСКИЙ, Е. В. Социальная психология : курс лекций / Е. В. Руденский ; Новосиб. гос. акад. экономики и управления. — М. : ИНФРА ; Москва ; Новосибирск, 1997.

16. РУДЕСТАМ, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. — СПб. : Питер,

1998. (Мастера психологии)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. САВЧУК, Н. Ю. Системно-ролевой анализ профессиональной деятельно-

сти учителя : дис. ... канд. пед. наук. — Чебоксары, 2002.

18. СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК по социологии и политологии / под ред. Э. В. Та-девосяна. — М. : Знание, 1996.

19. ТОЩЕНКО, Ж. Т. Социология : общий курс : учеб. пособие для студентов вузов / Ж. Т. Тощенко. — 2-е изд., доп. и перераб. — М. : Прометей : Юрайт,

1998.

В. Role spoteczne паис7уае1а. иАМ / В. ВготЬегек. — Poznan, 1973.

KJZTOWSK[, X Апа^а I океап ргасу паистуае1а I Szcoty. Pzws. / X Kjztowski.

— Waгszawa, 1996.

POPLUCZ, J. Funkcie nauczycie 1а pгocesie dydaktyczno-wychowawc zym szkoty / J. Pop1ucz. — Chowanna, 1998.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

20. BROMBEREK,

21.

22.

Получено 14.11.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.