УДК 37.01
Азизова Наиля Руслановна
доктор культурологии, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник Института социальной педагогики Российской академии образования, профессор кафедры психологии и педагогики Института экономики и управления в промышленности
Николаев Михаил Васильевич
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики Института экономики и управления в промышленности,
почетный работник сферы молодежной политики РФ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ
Azizova Nailya Ruslanovna
D.Phil. in Cultural Science, PhD in History, Chief Research Associate, Institute of Social Pedagogics, Russian Academy of Education, Professor, Psychology and Education Science Subdepartment, Institute of Industrial Economy and Management
Nikolayev Mikhail Vasilyevich
PhD in Education Science, Head of the Psychology and Education Science Subdepartment, Institute of Industrial Economy and Management, Honoured Worker of the Youth Politics Sphere of the Russian Federation
SOCIAL, PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT OF INTERNATIONAL FAMILIES IN THE MODERN MULTICULTURAL SOCIETY
Резюме:
Среди основных институтов, потенциально способных консолидировать общество, в первую очередь выделяется институт семьи. В социально-психолого-педагогическом опыте общения и взаимодействия семей с разными этнокультурными корнями, особенно между подростками и молодежью, нередки остроконфликтные ситуации, требующие профессионального вмешательства, деликатного их сопровождения.
Социально-педагогическое сопровождение семьи и детей в поликультурном социуме представляет собой целенаправленный процесс выявления педагогом этнокультурных особенностей семьи, прогнозирования ее проблем и трудностей, оказания содействия в их предупреждении и преодолении, способствующий повышению мотивации всех членов семьи к сотрудничеству, ориентированный на формирование и развитие у них межличностных, межкультурных, семейных и социальных связей и т. д. Основными технологиями, используемыми спе-ци-алистами в процессе социально-педагогического сопровождения как однонацио-нальной, так и смешанной семьи, являются ее этнопсихологическая и этнопедагогическая ди-агностика; психологическое консультирование и психологическая профилактика семей пред-ставителей конкретных этнических общно-стей; социальный патронаж - форма наиболее плотного взаимодействия с семьей.
Ключевые слова:
семья, социально-педагогическое сопровождение, поликультурное пространство, многонациональная среда, социально-педагогические технологии, психолого-педагогические технологии.
Summary:
Among the major institutions potentially capable to consolidate the society, the family institution is distinguished primarily. In the social, psychological and educational experience of communication and interaction of families having different ethnic cultural roots, especially among teenagers and young people, it is not infrequent that the acute conflicts occur, which requires professional intervention and delicate management of the conflict.
Social and educational support of families and children in a multicultural society is a purposeful process, in the course of which a teacher identifies ethno-cul-tural characteristics of the family, predicts possible challenges and difficulties and assists the family in their prevention and overcoming. All that improves the cooperation motivation of all family members, which is focused on the formation and development of their interpersonal, intercultural, family and social relations, etc.
The main technology used by the experts in the process of social educational support, provided to both mono-national and international families, is its ethno-psychological and ethno-educational diagnostics; psychological counseling and psychological preventive care of family members of particular ethnic communities; social case work as a form of the most close cooperation with the family.
Keywords:
family, social and educational support, multicultural space, multinational society, social educational technologies, psychological educational technologies.
Среди основных институтов, потенциально способных консолидировать общество, в первую очередь выделяется институт семьи.
По нашему мнению, семья представляет собой педагогическое пространство, в котором заложены огромные возможности для всестороннего развития личности ребенка. Вот почему объединяющей основой каждой семьи является направленность на создание благоприятных условий и безопасной среды, необходимых для успешного развития и саморазвития ребенка в современном поликультурном социуме.
На сегодняшний день в России насчитывается около 50 млн супружеских пар, среди которых и межнациональные семьи со своей этнокультурной спецификой. Одной из причин роста численности таких семей в последнее время является миграция, урбанизация, рост межэтнических контактов. По данным статистических исследований 17-го ежегодного демографического доклада «Население России. 2009», «этнически смешанные домохозяйства составляют в целом по стране около 25 %. Долю этнически смешанных брачных пар условно можно считать такой же» [1].
Важно отметить, что в последние годы в России актуальными становятся межнациональные браки с иностранным партнером (браки с иностранцами), где брачный партнер является представителем государства дальнего зарубежья. В основном среди зарегистрированных браков с иностранцами преобладают браки женского населения России. Анализ данных Дворцов бракосочетания по г. Москве показывает, что браки российских женщин с мужчинами-иностранцами составляют 90 %, а российских мужчин с женщинами-иностранками - 9 % [2, с. 101].
В то же время характерной особенностью однонациональных (гомогенных) семей является ограничение круга дружеского внесемейного общения детей и взрослых с представителями своей национальности [3]. С одной стороны, живущие в одной культуре дети чаще всего не чувствуют конфликта культур и языков, а существование внутри только лишь собственной культуры создает у них прочную иллюзию видения бесконфликтности мира, простого и безмятежного в своей предсказуемости образа жизни, менталитета как единственно возможного и единственно приемлемого. С другой стороны, позитивность подобного мироощущения - в формировании стабильности и этнокультурной защищенности внутреннего мира детей и взрослых, оказывающихся, однако, психологически неготовыми к конструктивному и толерантному восприятию иного сложного поликультурного мира человеческих отношений, - всё это создает угрозу конфликтности общения и дестабилизации психологического здоровья.
Отметим, что в социально-педагогическом опыте общения и взаимодействия семей с разными этнокультурными корнями, особенно между подростками и молодежью, нередки остроконфликтные ситуации, требующие профессионального вмешательства, деликатного их сопровождения.
Опыт показывает, что знание специалистом черт национального характера, своеобразия проявления взаимодействия, взаимоотношений и поведения представителей конкретных этнических общностей, обеспечение правильной реализации и использования механизмов их функционирования, предварительная проработка моделей воспитательных воздействий с учетом национально-психологических особенностей позволяют значительно повысить эффективность воспитания [4, с. 61].
Используемые сегодня различные социально-педагогические, психолого-педагогические технологии и формы работы с семьями в условиях многонациональной среды не в полной мере обеспечивают эффективность работы специалистов. Причиной этому, по нашему мнению, является отсутствие у них этнопедагогических знаний, необходимых для эффективной работы в современном поликультурном социуме, или их недостаточная сформированность.
Социально-педагогическое сопровождение семьи и детей в поликультурном социуме представляет собой целенаправленный процесс выявления педагогом этнокультурных особенностей семьи, прогнозирования ее проблем и трудностей, оказания содействия в их предупреждении и преодолении. Он способствует повышению мотивации всех членов семьи к сотрудничеству, ориентирован на формирование и развитие у них межличностных, межкультурных, семейных и социальных связей и т. д.
Процесс социально-педагогического сопровождения полиэтничной семьи требует одновременного формирования компетентности родителей в вопросах социального воспитания ребенка в условиях поликультурного социума. При этом важно учитывать следующее:
- необходимость социально-педагогической работы прежде всего с родителями по формированию у них знаний и навыков по поддержанию норм позитивных человеческих, супружеских отношений, межкультурного общения, толерантности и т. д. Только подготовленные к благополучному выполнению родительских функций матери и отцы, воспитывая детей в поликультурной среде, руководствуются тем, что формирование в детях толерантности и дружелюбности к людям с различными этнокультурными традициями помогает им поддерживать добрососедские отношения, конструктивно общаться со сверстниками, младшими детьми, взрослыми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях;
- деликатное профессиональное психологическое воздействие в процессе социально-педагогического сопровождения развития ребенка в условиях поликультурной среды. Согласно В.Г. Крысько, такое воздействие представляет собой совокупность различных способов и приемов воздействия на психические процессы, свойства и состояния представителя другой этнической общности, позволяющие изменять его поведение в необходимом направлении [5, с. 61].
Основной технологией, используемой специалистами в процессе социально-педагогического сопровождения как однонациональной, так и смешанной семьи, является ее диагностика (от греч. diagnosis - распознавание):
- в чем реально проявляются национальные отличия в психологии, воспитании детей, поведении и совместной деятельности разноэтнических супругов, как в процессе этого сопрягаются их личные моральные и нравственные ценности, специфическое мировосприятие и миропонимание каждого;
- как осуществляется влияние национально-психологических особенностей и разноэтнических традиций воспитания на характер межличностных отношений между супругами, детьми и другими членами семьи в ходе совместного проживания, взаимодействия и общения;
- каким образом и на каких общих принципах осуществляется выработка важных совместных решений для всех членов семьи, в чем выражается межэтническая адаптация их друг к другу и какова специфика воспитательных и иных воздействий в ходе первичной совместной деятельности супругов;
- как часто и по каким причинам возникают первоначальные кризисные (конфликтные) ситуации в отношениях супругов и каким образом они разрешаются.
Возможно несколько подходов к этнопсихологической и этнопедагогической диагностике семейных отношений [6, с. 61-62].
Многоуровневый подход: при разработке диагностических схем главное внимание сосредоточивается на вопросе, какую именно этнопсихологическую и этнопедагогическую информацию о семье, отношениях и воспитании в ней и в какой последовательности необходимо получить в ходе ее изучения. Все схемы в этом случае нацеливаются на получение двух видов данных о семье. Во-первых, сведения о семье, которые нужны при работе с ней в зависимости от того, какой национальности семья и с какой целью она изучается. Во-вторых, сведения о семьях с этнодифференцированным составом.
Проблемный подход предполагает выявление этноспецифических «слабых мест» семейных отношений и воспитания и учитывает:
- совокупность трудностей, отражающих развитие семьи; специфику семейных отношений в рамках «родители - дети» и «братья - сестры»;
- национальное своеобразие психологической интеграции членов в семье, нарушений во взаимоотношениях ее с окружающим миром.
Факторный подход ориентирует на диагностические схемы, основные параметры которых выявляются путем факторного анализа, то есть метода математической статистики. Он позволяет получать максимально полную информацию о смешанной семье.
При этнопсихологической и этнопедагогической диагностике семейных отношений требуется соблюдение определенных правил и норм.
Во-первых, необходимо стремиться к полноте информации, а также преодоления барьера интимности, который свойствен каждой семье, тем более национально своеобразной. С этой целью исследователь должен на определенное время присоединиться к семье, суметь снять с членов семьи излишнюю настороженность, возвратить ее на уровень привычного фонового состояния, адаптироваться к их национальным традициям поведения и привычкам взаимоотношений, нормам взаимодействия и воспитания. Все это может достигаться профессиональной и национальной компетентностью специалиста-исследователя, надежностью сохранения им профессиональной тайны, умением бесконфликтно обсуждать самые щекотливые проблемы жизни и быта представителей конкретных этнических общностей.
Во-вторых, требуется постоянное восполнение психологической и педагогической информации о семейных отношениях и воспитании. Необходимо также тщательное обобщение результатов исследований, поступающих из различных источников, плюс их компетентный анализ.
В-третьих, для решения проблемы разбросанности данных и их чрезвычайного разнообразия требуется создание специальных экспериментальных и педагогических ситуаций, позволяющих изучить поведение, деятельность, характер взаимоотношений представителей той или иной этнической общности.
С целью достижения большей эффективности в своей деятельности специалистами различного профиля проводятся психологическое консультирование и психологическая профилактика семей представителей конкретных этнических общностей. Целью консультирования является предупреждение и профилактика внутри- и (меж)семейных конфликтов, формирование гармоничных супружеских, межпоколенченских и детско-родительских отношений, приобретение правовых, социально-педагогических, этнопсихологических и этнопедагогических знаний членами семьи.
Особое внимание в работе с семьей уделяется соответствующей профилактической и коррекционной работе с детьми, взаимодействующими с иным, чем в его семье, этнокультурным окружением и иными ценностями.
Формой социально-педагогического сопровождения семьи является социальный патронаж -форма наиболее плотного взаимодействия с семьей. Необходимо помнить, что если у пар, которые участвуют в совместном консультировании, есть дети, их безопасность должна выходить на первое место и требует постоянного мониторинга (мониторинг - система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической, этнопсихологической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений).
Эффективным результатом социально-педагогического сопровождения семьи (ребенка) в поликультурной среде является:
- позитивная динамика процесса воспитания с использованием ресурсов поликультурной среды (семейных традиций воспитания, обычаев, быта, фольклора и т. д.);
- повышение уровня социально-педагогической и поликультурной компетентности всех субъектов семейно-ориентированной модели обеспечения безопасности детей в поликультурном социуме;
- ориентация специалистов на приоритетность семьи, ее воспитательные ценности, комфортную воспитательную и безопасную поликультурную среду самой семьи;
- мотивированность родителей и специалистов на комплексный характер поликультурного воспитания и этнокультурного развития ребенка, гармонизацию психологического климата в семье;
- профессиональная подготовленность специалистов к формированию необходимых кросскультурных навыков общения и взаимодействия взрослых и детей из разных культур;
- адекватность содержания социально-педагогического сопровождения, специфики и задач развития ребенка в современном поликультурном социуме.
Таким образом, разные подходы и варианты социально-психолого-педагогического сопровождения семьи и детей в поликультурном социуме доказывают его целесообразность и эффективность, обусловленную учетом общих и специфических социальных факторов многоэтнической среды в семье и вне ее и их влиянием на социальное воспитание ребенка и профилактику угроз этнических конфликтов в сфере общения.
Ссылки:
1. Вишневский А.А. Семнадцатый ежегодный демографический доклад // Население России. 2009. М., 2011.
2. Колударова С.В. Демографические последствия браков с иностранцами для России // Современные тенденции развития мировой социологии : материалы III Международной научно-практической конференции 5-6 ноября 2012 год. М., 2012. Вып. 38.
3. Савина Т.Б. Влияние современной семьи на формирование культуры межэтнических отношений [Электронный ресурс]. URL: www.dgu.ru (дата обращения: 13.10.2014).
4. Крысько В.К. Психологические особенности взаимоотношений и воспитания детей в смешанных полиэтнических семьях : программа и учебно-методическое пособие по профессиональной подготовке родителей. М., 2012. 64 с.
5. Там же.
6. Там же.