Научная статья на тему 'Организация педагогического сопровождения развития ребенка раннего возраста в условиях взаимодействия национальных культур'

Организация педагогического сопровождения развития ребенка раннего возраста в условиях взаимодействия национальных культур Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА / НАЦИОНАЛЬНОСМЕШАННАЯ СЕМЬЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КРОССКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / THE DEVELOPMENT OF THE YOUNG CHILD / NATIONAL-MIXED FAMILY / NATIONAL CULTURE / CROSS-CULTURAL INTERACTION / NATIONAL SAFETY / INTERETHNIC CONSENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афонина Наталья Ивановна

В статье рассматривается актуальная тема организации воспитания детей в условиях кросскультурного взаимодействия. Особенностью предложенного материала является ориентация на развитие ребенка в годы раннего детства. Представлена модель педагогического сопровождения развития ребенка раннего возраста из национально-смешанной семьи, раскрыты особенности каждого компонента. Целью реализации модели является оптимальное развитие ребенка в условиях взаимодействия культур, успешная адаптация его в социуме, развитие умения принимать свою национальную культуру и, в то же время, терпимо относиться к национальной культуре других людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афонина Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF DEVELOPMENT OF EARLY AGE THE CHILD IN CONDITIONS IN THE INTERACTION OF NATIONAL CULTURES

The article considers the actual topic of organization of upbringing of children in conditions of cross-cultural interaction. The peculiarity of the offered material is the orientation toward the child';'s development during early childhood. Is presented the model of pedagogical support of development of early age the child of a national-mixed family and are disclosed peculiarities of each component. The purpose of the implementation of the model is the optimal development of the child in conditions of interaction of cultures, successful adaptation in society, the development of the ability to make their national culture and, at the same time, tolerate the national culture of other people.

Текст научной работы на тему «Организация педагогического сопровождения развития ребенка раннего возраста в условиях взаимодействия национальных культур»

УДК 372.32

АФОНИНА Наталья Ивановна

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого г. Великий Новгород, Россия n.i.afonina@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР

В статье рассматривается актуальная тема организации воспитания детей в условиях кросскультурного взаимодействия. Особенностью предложенного материала является ориентация на развитие ребенка в годы раннего детства. Представлена модель педагогического сопровождения развития ребенка раннего возраста из национально-смешанной семьи, раскрыты особенности каждого компонента. Целью реализации модели является оптимальное развитие ребенка в условиях взаимодействия культур, успешная адаптация его в социуме, развитие умения принимать свою национальную культуру и, в то же время, терпимо относиться к национальной культуре других людей.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, развитие ребенка раннего возраста, национально-смешанная семья, национальная культура, кросскуль-турное взаимодействие, национальная безопасность, межнациональное согласие.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1 -15-18 AFONINA Natalia Ivanovna

Novgorod State University Veliky Novgorod, Russia

n.i.afonina@mail.ru

ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF DEVELOPMENT OF EARLY AGE THE CHILD IN CONDITIONS IN THE INTERACTION OF NATIONAL CULTURES

The article considers the actual topic of organization of upbringing of children in conditions of cross-cultural interaction. The peculiarity of the offered material is the orientation toward the child's development during early childhood. Is presented the model of pedagogical support of development of early age the child of a national-mixed family and are disclosed peculiarities of each component. The purpose of the implementation of the model is the optimal development of the child in conditions of interaction of cultures, successful adaptation in society, the development of the ability to make their national culture and, at the same time, tolerate the national culture of other people.

Keywords: pedagogical support, the development of the young child, national-mixed family, national culture, cross-cultural interaction, national safety, interethnic consent.

В настоящее время в нашей стране, как и во всем мире, отмечается рост интенсивности миграционных процессов. Данное явление закономерно приводит к росту национально-смешанных семей. С учетом данной тенденции, а также в связи с пониманием наличия особенностей в воспитании детей в поликультурных семьях и с учетом важности периода раннего детства цель нашего исследования была определена как разработка модели педагогического сопровождения развития ребенка раннего возраста из национально-смешанной семьи. Целью реализации модели является оптимальное развитие ребенка в условиях взаимодействия культур, успешная адаптация его в социуме, развитие умения принимать свою национальную культуру и в то же время терпимо относиться к национальной культуре других людей. Результатом подобного воспитания станет формирование толерантной личности, что будет способствовать укреплению национальной безопасности нашей страны, стремящейся к межнациональному согласию. «Межнациональное согласие является безусловным приоритетом, важнейшим условием самого существования государства», - так обозначил актуальность данной темы Президент РФ В.В. Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям [3].

З.М. Магомедова определяет национально-смешанную семью как маленькую ячейку, в которой «гармонично сочетаются различные виды культур, традиций, языков, где в итоге формируется единое поликультурное воспитание с изменением различных внутрисемейных ценностных ориентаций, где на развитие адаптации и коммуникации субъектов семейных отношений оказывают влияние и условия поликультурной среды» [5]. В национально-смешанной семье осуществляется кросскультурное взаимодействие, базирующееся на «пересечении разных культур, требует понимания и уважения самобытной культуры народов, жизненных ценностей, осознания необходимости взаимопонимания между людьми, осознания не только прав, но и обязанностей в отношении общественных и социальных контактов, готовности участвовать в решении проблем представителей любого этноса, что способствует взаимообогащению культур разных народов» [1, с. 114]. Мы говорим о развитии ребенка в условиях взаимодействия национальных культур. Этнопсихологический словарь трактует национальную культуру как «совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением» [6].

Н.П. Боташева рассматривает поликультурную среду как социально-культурный феномен в контексте понимания влияния среды на развитие личности и отмечает важность такой задачи, как подготовка личности к успешному функционированию в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и в семейной. При этом особо подчеркивается «социальность» среды, сила

воздействующей на личность среды. Учитывается важность компонентов взаимодействия среды и индивидуума [2]. Исследователи (С.В.Алиева, Л.В. Ножичкина и др.) подчеркивают, что необходима специально организованная работа специалистов с семьями, которые живут в условиях взаимодействия культур.

Опираясь на постулаты о ценности ранних лет жизни ребенка, наше исследование призвано показать необходимость начала специально организованной работы с национально-смешанными семьями, воспитывающими детей раннего возраста. В раннем возрасте закладываются основы личности ребенка. П.Ф. Каптерев отмечал, что «линии, намеченные в первые годы, свойства, приобретенные в раннем детстве, никогда не стираются, никогда не исчезают, дальнейшее развитие будет лишь наполнением, отделкой, дополнительными черточками той фигуры, которая нарисована на заре человеческой жизни» [4].

На основе данных, полученных в ходе изучения литературы по вопросам развития детей раннего возраста, воспитания детей в национально-смешанных семьях, а также в результате анализа сведений, выявленных в ходе проведения экспериментальной работы, была разработана модель педагогического сопровождения развития ребенка раннего возраста из национально-смешанной семьи (рис. 1).

Структурными компонентами модели являются теоретико-методологический, нормативно-правовой, целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-аналитический, результативный и прогностический компоненты. Теоретико-методологический компонент включает методологические основания разработанной модели: системный, аксиологический, личностно-ориентированный, деятельностный, диалогический, культурологический, этнопедагогический, антропологический, средовой, аккультурационный, социально-психологический подходы.

Нормативно-правовой компонент представляет собой перечень нормативных актов, лежащих в основе предложенной модели. Составляющими данного компонента являются следующие документы: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств, Национальная доктрина образования в РФ, Федеральный закон РФ «Об образовании», Концепция развития поликультурного образования в РФ, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия национальной безопасности РФ, Концепция государственной национальной политики РФ, Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года, федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», Государственная программа Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения», Федеральный закон Российской Федерации «О государственном языке РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Теоретико-методологический компонент г1 , Нормативно-правовой компонент

Целевой V ко г шпонент

Содержательный компонент Y Организационно-деятельностный компонент

\ 7

Оценочно-аналитический компонент s Прогностический компонент

7

Результативный компонент

Рисунок 1. Модель педагогического сопровождения развития детей раннего возраста из национально-смешанных семей

Figure 1. The model of pedagogical support of development of children early age of the national-mixed families

Целевой компонент определяет основной замысел реализации модели, ее цель, состоящую в организации педагогического сопровождения воспитания ребенка раннего возраста из

национально-смешанной семьи. Ожидаемые результаты использования предложенного вида сопровождения - это оптимальное развитие ребенка и успешная адаптация его в социуме. Содержательный компонент предусматривает организацию работы по формированию системы взаимодействия педагогов и других специалистов с национально-смешанными семьями, воспитывающими детей раннего возраста.

Организационно-деятельностный компонент раскрывает механизм реализации содержательного компонента. Данный механизм представляет систему взаимодействия субъектов «семья - ребенок», «специалист - семья», «специалист - ребенок», «специалист - специалист». В рамках данных систем предлагаются различные формы взаимодействия участников сопровождения: поисковое, ознакомительное, диагностическое, развивающее, этнокультурное, обучающее, информационное, коммуникационное, просветительское, организационное.

Оценочно-аналитический компонент предложенной модели сопровождения предусматривал анализ результатов педагогического обследования детей раннего возраста из национально-смешанных семей. Обследование проводилось с помощью специально разработанного диагностического инструментария для данного контингента детей и родителей. Работа по изучению и сравнению результатов обследования позволила выяснить результативность внедрения средств, призванных помочь в реализации основных направлений, обозначенных в модели.

Результативный компонент модели отражает полученные результаты реализации модели. Предложенный вид сопровождения призван помочь оптимальному развитию ребенка и последующей успешной адаптации его в социуме. Прогностический компонент показывает возможные пути и перспективы реализации модели, в том числе обобщение и распространение методик и моделей работы с национально-смешанными семьями, воспитывающими детей раннего возраста.

Ожидаемыми результатами реализации предложенной модели являются следующие изменения: рост внимания специалистов к вопросам воспитания детей раннего возраста из поликультурных семей; рост количества исследований, посвященных проблемам воспитания детей в условиях взаимодействия культур; повышение уровня педагогической грамотности родителей, представляющих национально-смешанные семьи; стремление родителей к повышению уровня своих знаний языка государства проживания семьи; ориентация родителей, представляющих поликультурные семьи, на выбор успешной для последующего развития ребенка языковой стратегии.

Итак, осознание родителями, педагогами, специалистами необходимости начинать специально организованную педагогическую работу с детьми, воспитывающимися в национально-смешанных семьях, начиная с ранних лет жизни, поможет в будущем вырастить граждан, знающих, уважающих национальную культуру свою и своих родителей и проявляющих уважение к представителям других национальностей, что, безусловно, является одним из важных шагов в деле укрепления национальной безопасности нашей страны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. - М.: Академия, 2007. - 240 с.

2. Боташева Н.П. Поликультурная среда как социально-культурный феномен / Н.П. Боташева // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 3. - С. 145-150.

3. Заседание Совета по межнациональным отношениям 31 октября 2016 г., Астрахань [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53173 (дата обращения: 04.12.2016).

4. Каптерев П.Ф. Первоначальное воспитание (гл. XXVII из книги «История русской педагогики, 1915 г.») [Электронный ресурс] / П.Ф. Каптерев. - Режим доступа: http//www.rustrana.ru/print.php?nid=6309 (дата обращения 12.02.2014).

5. Магомедова З.М. Проблемы поликультурного воспитания в межнациональной семье // Интернет -журнал «Мир науки». - 2016. - Том 4. - № 1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //mir-nauki.com/PDF/23PDMN116.pdf (дата обращения: 30.10.2016).

6. Национальная культура. Этнопсихологический словарь. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// ethnopsychology.academic.ru/230/национальная_культура (дата обращения: 30.10.2016).

REFERENCES:

1. Berezhnova, L.N. Ethnopedagogics: tutorial for university students. L.N. Berezhnova, I.L. Nabokov, V.I. Scheglov. Moscow: Publishing Center "Academy", 2007. p. 240 (in Russian)

2. Botasheva, N.P. The multicultural environment as a socio-cultural phenomenon [Text]. N.P. Botasheva. Scientific problems Humanities Research. 2010. № 3. pp.145-150 (in Russian)

3. A meeting of the Council for interethnic relations October 31, 2016, Astrakhan. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53173 (accessed 04 December 2016)

4. Kapterev, P.F. Initial training (Ch. XXVII of the book "History of Russian pedagogy, 1915") P.F. Kapterev. Available at: http // www.rustrana.ru / print.php nid = 6309 (accessed 2 April 2014) (in Russian)

5. Z.M. Magomedova The problems of multicultural education in ethnic violence. Internet magazine "World of Science" 2016, Volume 4, Number 1 Available at: http://mir-nauki.com/PDF/23PDMN116.pdf (accessed 30 October 2016) (in Russian)

6. National culture. Ethnopsychological Dictionary. Available at: http://ethnopsychology.academic.ru/230/Ha^oHanbHafl_KynbTypa (accessed 30 October 2016) (in Russian)

Информация об авторе

Афонина Наталья Ивановна, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия n.i.afonina@mail.ru

Получена: 26.10.2016

Для цитирования статьи: Афонина Н. И., Организация педагогического сопровождения развития ребенка раннего возраста в условиях взаимодействия национальных культур. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 6. Часть 1. с. -6/1-1518.

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1--6/1-15-18.

Information about the author

Natalia I., Afonina Competitor of a Scientific Degree of Candidate of Pedagogical Sciences Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia,

n.i.afonina@mail.ru

Received: 26.10.2016

For article citation: Afonina N. I., Organizacija pedagogicheskogo soprovozhdenija razvitija rebenka rannego vozrasta v uslovijah vzaimodejstvija nacional'nyh kul'tur. [ Organization of pedagogical support of development of early age the child in conditions in the interaction of national cultures] . Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 6. Part. 1. Pp. -6/1-15-18.

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1 --6/1-15-18. (in Russian)

- 1B -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.