ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
157
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
ГАЙРБЕКОВ М.С.,
аспирант,
Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова,
e-mail: vernemsya@mail.ru
Целью данной работы является подтверждение необходимости использования туризма в целях разрушения
конфронтационного мышления социальных групп при взаимодействии гость-хозяин.
Ключевые слова: метод взаимодействия гость-хозяин.
The aim of the represented of work is the confirming of indispensability of use of tourism with a view of
destruction of the confrontational thinking of social groups at interoperability - the visitor-the owner.
Keywords: the method of interoperability the visitor-owner.
Коды классификатора JEL: L83.
Вводная часть
Конфликты всегда были неотъемлемой частью жизни общества. Конфликт — это столкновение между людьми или большими социальными группами, которое выступает как повсеместное явление, т.е. любое общество подвержено конфликтам. Они могут привести к разрушению не только экономических или политических систем, но и самого общества в целом. События последних двух десятилетий создали психологический барьер между жителями Чеченской Республикой и населением остальной России. Факт разрушительного влияния такого рода процессов, как на социальное взаимодействие, так и на личность не требует дополнительных доказательств. В этих условиях индустрия туризма может сыграть роль своеобразного «посредника», дающего возможность партнерам понимать не только формальное значение, но и подлинный смысл как вербальных, так и невербальных аспектов межличностных взаимоотношений.
Международный туризм помимо огромного экономического значения играет большую роль в расширении границ взаимопонимания и доверия между людьми разных религий и культур. Его деятельность не ограничивается только торговлей товарами и услугами и поиском новых торговых партнеров. Она направлена также на установление взаимоотношений между гражданами разных стран для сохранения и процветания мира во всем мире. В 1980 г. на Филиппинах была принята Манильская декларация по мировому туризму, которая провозгласила: «Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения» [3].
Данные о методике исследования
В работе были использованы исследования ученых Л. Д'Амора, Т. Парсонса, Э. Мэйо, Р. Дарендорфа, а также обобщения Т.А. Смирнова. На основе полученных данных был сформирован метод коммуникации гость-хозяин, а также сформулированы основные принципы туризма в Чеченской Республике.
Экспериментальная часть, анализ, обобщение и разъяснение собственных данных
История свидетельствует о том, что изоляция общества от других народов и культур способствует возникновению психологического барьера, порождающего страх и подозрительность в людях, что может привести к вооруженным конфликтам [5]. Американский ученый Луи Д'Амор в своем исследовании «Туризм как индустрия мира» приводит историю установления дружеских отношений между Соединенными Штатами Америки и Китайской Народной Республикой. «КНР открыла свои двери перед остальным миром в 1978 г. после визита в нее канадского премьер-министра Пьера Трюдо и американского президента Ричарда Никсона. Начиная с этого года, количество гостей, посещавших страну, ежегодно увеличивалось на 20-30%. В 1988 г. в Китае побывало более двух миллионов иностранных гостей. В 2000 г. ожидаются 7-8 млн гостей». Далее Д'Амор отмечает, что за 1986-1988 гг. Китайская Народная Республика сократила свои вооруженные силы на один миллион человек [8].
© М.С. Гайрбеков, 2011
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
158
М.С. ГАЙРБЕКОВ
Развитие международного туризма повлияло на развитие человеческих связей внутри мировых регионов и между ними. Рост международного туризма вносит свой вклад в развитие взаимопонимания между народами и странами. Международные связи, в отличие от информации о других странах, получаемой с помощью средств массовой информации, дают возможность лучше понять образ жизни жителей других стран, самим туристам получить впечатления от посещаемой страны. Это будет способствовать разрушению предрассудков и стереотипных представлений о других нациях. Туризм является продуктом мира и в то же время сам постоянно способствует развитию мира на планете. Двадцать первый век должен привести к разрушению конфронтационного мышления многих социальных групп [2].
Ни для кого не секрет, что в современной России проблемы социальных конфликтов носят острый характер. В силу многонациональной и многоконфессиональной структуры российского общества наибольшую опасность представляют социальные конфликты на национальной почве. На Северном Кавказе много говорят об этнических и религиозных компонентах активных или скрытых конфликтов. Однако необходимо иметь в виду, что экономика является решающей при разрешении конфликтов и для стабилизации в регионе [1]. Чтобы понять, как относятся жители регионов России к чеченцам, какие складываются практики взаимодействия с ними и обыденные теории, объясняющие именно такие практики, Фонд «Общественное мнение» провел 14-19 и 21-26 января исследование, посвященное этой теме. Личный опыт общения с чеченцами был у 29% респондентов. Чаще, чем в среднем по опросу, это жители Южного федерального округа (43%). У большинства же (68%) такого опыта не было. Обнаружилось, что опыт общения часто оставляет позитивные впечатления. Больше половины тех, кто имел личные контакты с чеченцами (или 17% от числа опрошенных), сказали, что их впечатления в целом были положительными. Отрицательные впечатления остались примерно у трети тех, кто общался с чеченцами (9% от числа опрошенных). Примечательно, что о своих положительных впечатлениях чаще говорят люди средней возрастной группы (36-50 лет - 25%) и имеющие высшее образование (24%) [4].
Большая часть экспертов подтверждает, что отношение рядовых россиян к чеченцам, живущим в России, в целом лояльное. Примечательно, что представители региональных элит, живущие в соседних с Чечней регионах, как правило, говорят о терпимом отношении коренного населения к чеченцам. Они объясняют это долгой историей сосуществования казаков с горскими народами и сложившимися традициями мирного сосуществования [4].
Социальный конфликт — форма социального взаимодействия между людьми в виде столкновения противоположных целей, ценностей, взглядов, потребностей, интересов.
Все большее значение приобретает социально-психологический аспект в плане исследования динамики социального конфликта. Наиболее рациональной, по мнению автора, представляется концепция конфликта как «социальной болезни». Т. Парсонс первым стал говорить о конфликте как патологии, определил следующие основы стабильности: удовлетворение потребностей, социальный контроль, совпадение социальных мотиваций с общественными установками.
Э. Мэйо выдвинул идею «мира в промышленности», охарактеризовав конфликт как «опасную социальную болезнь», выступающую антитезой сотрудничеству и равновесию. Сторонники этой концепции (среди них, прежде всего, шведский эколог Ханс Бродаль и немецкий социолог Фридрих Гласл) исходят из того, что в историческом процессе проявляют себя две противоположные тенденции. Первая — эмансипация, стремление высвободиться (мужчина — женщина, младшее и старшее поколение, служащие — предприниматели, развитые и развивающиеся страны, Восток — Запад). Болезнь начинается, когда эмансипация ведет к эгоизму, а это отрицательная сторона индивидуализма. Вторая — возрастающая взаимная зависимость, содержащая в себе тенденцию к коллективизму. Болезнь начинается, когда взаимозависимость превращается в коллективизм, т.е. когда побеждает определенная система, позволяющая пренебречь человеком как индивидуальностью. Болезнь имеет широкий спектр, захватывая индивида, социальные организмы, группы, организации, сообщества, нации, целые народы. Каковы аспекты социологического диагноза конфликта? Прежде всего, это истоки конфликта (не причины, а то, с чего начинается); затем биография конфликта (его история, корни, фон, на котором он прогрессирует, кризисы, поворотные точки); стороны (субъекты) конфликта, в зависимости от которых определяется уровень социальной сложности какого-либо конфликта; позиция и отношения сторон, формальные и неформальные зависимости, роли, личные отношения; исходное отношение к конфликту (надежды и ожидания сторон) [6].
Эскалация конфликта есть своего рода смертельный процесс, но он может быть преодолен быстро, может вообще исчезнуть, если устранить основное противоречие сторон. В любом конфликте наблюдается борьба тенденций эгоизма и «коллективизма». Найти равновесие между ними — значит найти путь к разрешению конфликта и вырасти в своей человеческой сущности (это всегда усилие!) [1].
Наиболее рациональным решением конфликта является интеграция сторон. В теории конфликтов Р. Дарендорфа для успешного регулирования конфликтов необходимо наличие ценностных предпосылок, уровень организации сторон, равенство возможностей для обеих сторон конфликта. Успешное регулирование конфликта предполагает следующие условия: соглашение участников на определенные «правила игры», в соответствии с которыми они хотят решить возникшую проблему. «Правила игры» (типовые соглашения, конституции, уставы и т. п.) могут быть эффективны только в том случае, если они не отдают предпочтения одному участнику в ущерб другому.
Таким образом, центральной категорией исследования становится поиск консенсуса, т.е. метода принятия экономических, социально-политических и иных решений, заключающегося в выработке согласованной позиции, не вызывающей принципиальных возражений у обеих сторон (гостей и хозяев).
Несмотря на различие национальных культур, религий, уровня жизни и развития народов Земли существуют некие одинаковые для всех ценности — общекультурные ценности, которые понятны людям всех национальностей. Именно в этой среде должна происходить встреча гостей (туристов) и хозяев (населения посещаемой дестинации). Вертикальные линии 1 и 2 на рис. 1 обозначают границы категорий (хозяев и гостей), имеющие свойства притягиваться, подобно раз-
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА.
159
ноименным полюсам. Очень важно, чтобы знакомство с другой культурой проходило в среде общекультурных ценностей. На этом этапе должно сформироваться взаимное доверие, это первый этап подготовки к встрече с национальными особенностями. Особо выделены желания гостей, противоречащие закону и нравственности. Если подобные желания не встречают сферу реализации, то преступная коммуникация не происходит. При этом важно, чтобы подобные желания не приняли форму реализованного спроса. Задачей принимающего государства и общества становятся организация контроля за предложением и исключение неприемлемого варианта.
ГОСТИ ХОЗЯЕВА
приемлимый вариант среда национальный особенностей спрос, не противоречащий закону и нравственности среда общекульт урных ценностей предложение среда национальных особенностей
желания, е закону и нравственности коммуникации нет предложение отсутствует благодаря государственному и общественному контролю
неприемлимый вариант спрос, противоречащий закону и нравственности преступная среда предложение
сфера оммуникаци
Рис. 1. Метод коммуникации гость-хозяин
Выводы и рекомендации
Во всем мире самыми привлекательными для туристов являются благоприятные регионы, особенно с точки зрения безопасности. Если верить статистике, то по совершаемым преступлениям Чеченская Республика занимает одно из последних мест среди всех субъектов Российской Федерации. Однако население, в своей массе, еще не подготовлено к приему как зарубежных, так и отечественных гостей. Необходима работа с населением через средства массовых коммуникаций в области правил общения с гостями республики. Однако работа должна идти и в отношении приезжающих. Они должны быть ознакомлены с традициями вайнахов и правилам поведения в общественных местах.
Туризм в Чеченской Республике должен быть построен на следующих принципах:
■ взаимное уважение между гостями и принимающим населением;
■ каждый житель строит имидж республики и должен быть благожелательным и внимательным по отношению к окружающим;
■ высокий уровень толерантности в общении;
■ высокое качество предоставляемых услуг;
■ безопасность гостя - главное правило для населения;
■ ограничение увеселительных заведений, должна быть представлена захватывающая культурная программа;
■ компетентность и профессионализм работников сферы туризма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лионо А. Стратегии экономического выживания на Северном Кавказе // http://poli.vub.ac.be/publi/crs/rus/Vol5/Liono2NEWRus.htm.
2. Декларация по туризму. Принята Всемирной конференцией министров по туризму, г. Осака (Япония), 4 ноября 1994 г.
3. Манильская декларация по мировому туризму. Филлипины, Манила, 1980.
4. Опрос населения о чеченцах. База данных ФОМ, 30.01.2003 г. // http://bd.fom.ru/report/cat/xenoph/dd030429.
5. Папирян Г.А. Маркетинг в туризме. М.: Финансы и кредит, 2001. 206 с.
6. Смирнова Т.А. Социология как наука: учеб. Пособие. Тверь: Тверской институт экономики и менеджмента, 1999 // http://www. gumer.mfo/bibliotek_Buks/Sodolog/Soc_Nauk/index.php.
7. D'AmoreL. Tourism: The World's Peace Industry // Journal of Travel Research. 1988. Vol. 27. No. 1.
TERRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3