Научная статья на тему 'SWOT-анализ и определение стратегических приоритетов развития туризма в Чеченской Республике'

SWOT-анализ и определение стратегических приоритетов развития туризма в Чеченской Республике Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
5819
953
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
SWOT-АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ / SWOT-ANALYSIS OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE CHECHEN REPUBLIC

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бетилгириев М. А., Гайрбеков М. С.

Целью данной работы является анализ сильных и слабых сторон развития туризма в Чеченской Республики, а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды, которые могут повлиять на успешность данного мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The SWOT-analysis and denotation of the stategic points of the tourism development in Chechen republic

The aim of the represented work is the analysis of the strong and weak sides in the process of tourism development in the Chechen Republic, as well as the possibilities and threats from an external environment which can affect success of the given action.

Текст научной работы на тему «SWOT-анализ и определение стратегических приоритетов развития туризма в Чеченской Республике»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

SWOT-АНАЛИЗ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

БЕТИЛГИРИЕВ М.А.,

доктор экономических наук, профессор, Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова,

e-mail: vernemsya@mail.ru;

ГАЙРБЕКОВ М.С.,

аспирант,

Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова,

e-mail: vernemsya@mail.ru

Целью данной работы является анализ сильных и слабых сторон развития туризма в Чеченской Республики, а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды, которые могут повлиять на успешность данного мероприятия.

Ключевые слова: SWOT-анализ развития туризма в Чеченской Республике.

The aim of the represented work is the analysis of the strong and weak sides in the process of tourism development in the Chechen Republic, as well as the possibilities and threats from an external environment which can affect success of the given action.

Keywords: SWOT-analysis of tourism development in the Chechen Republic.

Коды классификатора JEL: L83.

Вводная часть и новизна

В современном мире туризм рассматривается как социально-экономическое явление, оказывающее прямое и опосредованное влияние на развитие всей связанной с ним инфраструктуры. В Чеченской Республике, обладающей богатыми туристскими ресурсами, туризм так и не достиг уровня развития, адекватного своим потенциальным возможностям. Имевшаяся туристская инфраструктура была разрушена в течение военных действий. В настоящее время въездной туризм остается невостребованным вследствие неразвитости инфраструктуры туристских услуг, несовершенства механизмов государственного регулирования на различных уровнях власти, отсутствия мотивации для частных инвестиций в туристские рынки и эффективных методов экономического анализа потенциала региона. Основной проблемой в современной Чеченской Республике, как и, в общем, по Северному Кавказу, является социальная напряженность, обусловленная высоким уровнем безработицы среди трудоспособного населения. Одним из способов решения данной проблемы может стать развитие индустрии туризма. Она обеспечит создание новых рабочих мест, будет способствовать благосостоянию общества, сохранению уникальной экосистемы региона, интенсивности культурного обмена, повышению уровня толерантности, и как следствие, укреплению стабильности и мира в стране.

Данные о методике исследования

SWOT-анализ — метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих ее достижению или осложняющих его.

Экспериментальная часть, анализ, обобщение и разъяснение собственных данных

В качестве сильных сторон, увеличивающих конкурентоспособность туризма и связанных с ним отраслей в Чеченской Республике, можно выделить следующие факторы (см. табл. 1):

© М.А. Бетилгириев, М.С. Гайрбеков, 2011

Таблица 1

Сильные стороны развития туризма в Чеченской Республике

№ п/п Факторы

1 Значительный и уникальный природно-рекреационный потенциал района

2 Выгодное географическое положение (приграничное положение, выгодное рекреационное положение, близость к международным туристским маршрутам Северного Кавказа)

3 Экологическое благополучие горной территории Республики

4 Традиционный вайнахский уклад жизни и быта в ряде сельских населенных пунктов

5 Большое количество национально-культурных объектов туристского показа

6 Улучшающийся имидж республики, благодаря достижениям в политике и мировом спорте. Высокая политическая активность

7 Высокие темпы развития экономики

8 Большие объемы строительства в Республике В 2010 г. построено 588 жилых домов общей площадью 81,6 тыс.кв. метров [2]

9 Большая численность незанятого трудоспособного населения — 241400 чел. (рассчитана по методологии МОТ) [4]

10 Наличие международного аэропорта

11 Наличие координационного и информационно-маркетингового центра по развитию туризма в Республике

В качестве слабых сторон, негативно воздействующих на конкурентоспособность туризма и связанных с ним отраслей Чеченской Республике, на туристский потенциал, можно выделить следующие факторы (см. табл. 2):

Таблица 2

Слабые стороны развития туризма в Чеченской Республике

№ п/п Факторы

1 Моноотраслевая структура экономики Чеченской Республики, завязанной на преимущественном развитии нефтегазового комплекса

2 Недостаточный уровень развития туристкой инфраструктуры (средств размещения туристов, аттракций и программ обслуживания, неудовлетворительное качество представляемых услуг)

3 Незначительный уровень развития транспортной инфраструктуры и неудовлетворительное состояние дорог

4 Практически полное отсутствие туристских маршрутов и информационного сопровождения на них

5 Недостаточный уровень производственного и коммерческого кооперирования с туроператорами и турагентами зарубежных стран — закрытость рынка (местных туроператоров)

6 Отсутствие единого брэнда территории (точнее, незначительные усилия по его продвижению на внешних рынках), на который работали бы большинство предлагаемых к продаже турпродуктов

7 Недостаток квалифицированных кадров (как в сфере туризма, так и в инфраструктурных отраслях). Только 60% сотрудников турфирм Республики имеют высшее образование. Менее половины персонала туристских фирм и предприятий туристской инфраструктуры владеет иностранными языками. Не более 2% руководителей туристических компаний имеет специализированное профессиональное образование в сфере туризма

8 Низкий уровень безопасности туристов (личной безопасности, безопасности на маршрутах, высокие инвестиционные риски)

9 Отсутствие морского побережья

10 Нестабильные отношения России с Грузией, с которой есть общая граница у Республики

11 Наличие сильных конкурентов с развитым турбизнесом и известным турпродуктом вблизи (Кабардино-Балкария — «Приэльбрусье», Карачаево-Черкесия — «Домбай», Республика Северная Осетия-Алания — «Цей», Дагестан)

12 Негативное информационное поле вокруг ЧР. Несовершенная система рекламно-информационного обеспечения и продвижения национального туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках

13 Территориальная ограниченность дестинации (16000 км2)

14 Недостаток и проблемы привлечения иностранного и отечественного капитала в развитие туристской инфраструктуры, упрощения таможенных и визовых формальностей и др.

15 Несовершенство нормативно-правовых актов и существующего законодательства по вопросам туризма

16 Безработица. Демографическая ситуация: отток населения, особенно молодежи, из высокогорных районов. Уровень безработицы в 2010 г. составил — 43,1 (по методике МОТ) [1]

17 Природные угрозы для поселений, дорог и земельных угодий: лавины, сели, оползни, паводки, большая сейсмичность

18 Чеченская Республика не участвует в туристско-рекреационном кластере на Северном Кавказе

19 Высокая дотационность бюджета республики

20 Высокий уровень административных барьеров — особенно в области деятельности контрольно-надзорных органов

21 Ограниченность финансовых средств снижает конкурентоспособность малого предпринимательства

22 Несоответствие материальной базы учреждений туристско-рекреационного комплекса современным требованиям, недостаточный уровень сервиса, комфортности и качества курортных и туристских услуг

В качестве внешних опасностей и угроз, которые оказывают влияние на снижение конкурентоспособности туризма и связанных с ним отраслей в Чеченской Республике и на снижение его возможностей развития, можно выделить следующие факторы (см. табл. 3):

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

Таблица 3

Внешние опасности и угрозы для развития туризма в Чеченской Республике

№ п/п Факторы

1 Ухудшение политической обстановки в регионе. Усиление ксенофобии и угроза национализма в России

2 Усиление сырьевой направленности экономики Республики. Ухудшение экологической обстановки. Снижение государственного контроля за режимами природопользования

3 Реальная угроза утраты со временем национально-культурных особенностей и специфики в результате отсутствия реальной поддержки и мер по сохранению культурной самобытности территории и населения со стороны государства

4 Угроза выноса рычагов управления территорией и территориальными ресурсами за пределы Республики

5 Обострение проблемы безработицы

6 Усугубление ситуации с недостатком квалифицированных специалистов

7 Ускорение процессов мировой глобализации

8 Усиление приоритетов постиндустриального общества

9 Экономический спад в Российской Федерации, ухудшение благосостояния населения страны

10 Низкая конкурентоспособность при вступлении России во Всемирную торговую организацию

11 Повышение конкурентности рынков

12 Опережающее развитие туризма в других регионах Российской Федерации

13 Отток квалифицированных кадров из Чеченской Республики

14 Рост доли импорта на рынках Чеченской Республики и свертывание производства

15 Технологическое и техническое отставание и потеря конкурентоспособности

16 Повышенный риск ведения хозяйственной деятельности для внешних инвесторов в долгосрочном периоде, связанный с попытками передела собственности путем административного давления и выдавливания из бизнеса, создания условий, препятствующих ведению бизнеса

17 Низкая относительная производительность труда в экономике. Объем ВРП по отношению к численности населения, занятого в экономике - 72677800 руб. / 254910 чел. = 285 тыс. руб./чел. в 2010 г. (в целом по Российской Федерации этот показатель составляет - 44491400000000 руб. / 46400000 чел = 959 тыс. руб./чел.) [3]

18 Низкая инвестиционная активность и инвестиционный голод

19 Повышенные инвестиционные и предпринимательские риски

Факторы внешней среды включают в себя возможности, опасности и угрозы. В качестве возможностей, использование которых позволит увеличить конкурентоспособность отдельных предприятий и отраслей, а также в целом промышленности Чеченской Республики, можно выделить следующие факторы (см. табл. 1):

Таблица 4

Возможности развития туризма в Чеченской Республике

№ п/п Факторы

1 Включение предприятий и организаций республики во внешние межкорпоративные структуры и корпоративные сети (в результате - расширение доступа к внешним инвестиционным и информационным ресурсам, расширение целевых рынков)

2 Возрождение традиционного вайнахского быта и фольклора

3 Возрождение традиционных видов хозяйственной деятельности, основанных на использовании местного природного потенциала, создание на их основе конкурентоспособных и уникальных брэндов (например, изготовление холодного оружия, рыбоводство и охота)

4 Формирование и продвижение брэнда на базе национально-культурных, природных и исторических особенностей района. Формирование конкурентоспособных частных местных брэндов и имиджевых элементов в сфере туризма и в обслуживающих отраслях. Встраивание частных брэндов в национальный общий брэнд района

5 Развитие информационного обеспечения туризма в Чеченской Республике (подготовка и издание информационных материалов - карт, схем и описаний туристских маршрутов, их распространение на пунктах пропуска, через турфирмы)

6 Развитие туристской инфраструктуры

7 Расширение ассортимента предлагаемой к реализации национальной местной продукции с ее включением в существующие и перспективные системы туристских продуктов и диверсификация туроператорской деятельности

8 Включение местных туристских предприятий и предприятий туристской инфраструктуры в различные внешние системы ценностей (экономических интересов) и формирование систем туристской логистики

9 Ускорение процессов мировой глобализации

10 Усиление приоритетов постиндустриального общества

11 Устойчивый экономический рост в Российской Федерации, повышение благосостояния населения страны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Упрощение визовых режимов

13 Развитие науки и технологий, научно-технический прогресс

14 Рост доли социально-бытовых и коммунальных услуг современного уровня

15 Разработка и утверждение федеральной целевой программы «Развитие туризма в Чеченской Республике»

16 Включение туристских объектов на территории Чеченской Республики в туристский кластер на Северном Кавказе

17 Образование вертикально интегрированной туристской организации, способной конкурировать с российскими и зарубежными организациями индустрии туризма

Синтез факторов внешней и внутренней среды проводится с использованием матрицы SWOT.

Наиболее важные факторы, на которых должна быть основана стратегия развития туризма и связанных с ним отраслей и видов экономической деятельности в Чеченской Республике, определяются в матрице SWOT наиболее длинными цепочками сочетания с различными факторами.

Таблица 5

Матрица SWOT

——— Сильные стороны Слабые стороны

Возможности 1-3, 1-4, 1-6, 1-7, 1-11, 1-15, 1-16 2-4, 2-6, 2-7, 2-8, 2-9, 2-10, 2-11, 2-15, 2-16 3-1, 3-2, 3-3, 3-4, 3-6, 3-7, 3-8, 3-9, 3-10, 3-11, 3-13, 3-15, 3-16 4-1, 4-2, 4-6, 4-7, 3-16 5-1, 5-2, 5-4, 5-5, 5-6, 5-7, 5-8, 5-15, 5-16 6-1, 6-2, 6-4, 6-5, 6-8, 6-9, 6-10, 6-11, 6-12, 6-15, 6-16 7-1, 7-4, 7-5, 7-6, 7-9, 7-10, 7-11, 7-13, 7-14, 7-16 8-6, 8-11, 8-14 9-6, 9-11, 9-15, 9-16, 9-17 10-1, 10-4, 10-6, 10-8, 10-9, 10-10, 10-11, 1012, 10-15, 10-16, 10-17 11-1, 11-2, 11-3, 11-4, 11-5, 11-6, 11-8, 11-15, 11-16, 11-17 1-4, 1-6, 1-13 2-1, 2-4, 2-6, 2-8, 2-11, 2-15, 2-16, 2-17 3-1, 3-4, 3-5, 3-6, 3-8, 3-11, 3-15, 3-16, 3-17 4-1, 4-4, 4-5, 4-6, 4-8, 4-15, 4-16, 4-17 5-1, 5-4, 5-7, 5-8, 5-9, 5-16, 5-17 6-1, 6-2, 6-3, 6-4, 6-8, 6-17 7-1, 7-4, 7-5, 7-7, 7-8, 7-16, 7-17 8-1, 8-2, 8-4, 8-5, 8-6, 8-7, 8-8, 8-9, 8-10, 8-12, 8-15, 8-16, 8-17 9-1, 9-16 10-12 11-1, 11-4, 11-5, 11-6, 11-7, 11-8, 11-9, 11-12, 11-15, 11-16, 11-17 12-1, 12-5, 12-6, 12-7, 12-16, 12-17 14-1, 14-4, 14-5, 14-6, 14-7, 14-8, 14-12, 14-16, 14-17 15-4, 15-14,15-17 16-6, 16-15, 16-16, 16-17 17-1, 17-4, 17-5, 17-6, 17-13, 17-16 18-1, 18-3, 18-4, 18-5, 18-6, 18-7, 18-8, 18-9, 18-10, 18-11, 18-12, 18-13, 18-14, 18-15, 18-16, 18-17 19-4, 19-6, 19-11, 19-15, 19-17 20-1, 20-3, 20-4, 20-6, 20-11, 20-15, 20-17 21-3, 21-4, 21-6, 21-8, 21-11, 21-17 22-1, 22-3, 22-4, 22-6, 22-9, 22-10, 22-11, 22-17

Угрозы и опасности 1-2, 1-4 2-1, 2-2, 2-7 3-1, 3-2, 3-4, 3-7, 3-16 4-1, 4-3, 4-4, 4-5, 4-7, 4-8 5-3, 5-4, 5-6, 5-8, 5-11, 5-12, 5-13, 5-14, 5-15, 5-16, 5-18, 5-19 6-1, 6-4, 6-5, 6-6, 6-7, 6-8, 6-9, 6-10, 6-13, 6-16, 6-17, 6-18, 6-19, 6-20 7-1, 7-2, 7-5, 7-6, 7-9, 7-10, 7-11, 7-14, 7-15, 7-16, 7-17, 7-18, 7-19 8-1, 8-2, 8-4, 8-5, 8-9, 8-16, 8-18, 8-19 9-1, 9-5, 9-9, 9-13 10-1, 10-4, 10-7, 10-8, 10-20 11-4, 11-6, 11-12, 11-14, 11-15, 11-16, 11-18 1-2, 1-4, 1-9, 1-12, 1-14, 1-15, 1-18, 1-19 2-1, 2-2, 2-3, 2-4, 2-9, 2-11, 2-12, 2-13, 2-14, 2-15, 2-16, 2-18, 2-19 3-1, 3-9, 3-14 4-1, 4-2, 4-4, 4-5, 4-6, 4-9, 4-18, 4-19 5-1, 5-7, 5-15, 5-16, 5-18, 5-19 6-1, 6-2, 6-3, 6-4, 6-6, 6-13, 6-14, 6-15, 6-16, 6-18, 6-19 7-6, 7-13 8-1, 8-5 10-1 11-1, 11-4, 11-6, 11-12, 11-13, 11-14, 11-15, 11-16, 11-18, 11-19 12-1, 12-3, 12-4, 12-12, 1212-13, 12-16, 12-18, 12-19 13-1 14-1, 14-9, 14-16, 14-18, 14-19 15-3, 15-4 16-1, 16-5, 16-9 17-2 18-1, 18-2 19-9 20-15, 20-16 21-1, 21-9, 21-11, 21-12, 21-15 22-6, 22-11, 22-12, 22-13, 22-15, 22-16, 22-18, 22-19

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

Выводы и рекомендации

Таким образом, наиболее важными факторами, определяющими конкурентоспособность и приоритетные направления реализации стратегии развития туристской индустрии в Чеченской Республике, являются следующие факторы, которые сочетаются с максимально возможным числом слабых сторон, опасностей и угроз:

1. Большое количество национально-культурных объектов туристского показа.

2. Улучшающийся имидж республики, благодаря достижениям в политике и мировом спорте. Высокая политическая активность.

3. Высокие темпы развития экономики.

4. Большие объемы строительства в республике.

5. Наличие координационного и информационно-маркетингового центра по развитию туризма в районе, по согласованию и координации туристских потоков.

Наиболее важными факторами, негативным образом влияющими на конкурентоспособность туризма в Чеченской Республике и для которых необходимо разрабатывать комплекс мероприятий по их устранению являются следующие (внешние угрозы и опасности, усиленные слабыми сторонами):

1. Моноотраслевая структура экономики Чеченской Республики, завязанной на преимущественном развитии нефтегазового комплекса.

2. Недостаточный уровень развития туристкой инфраструктуры (средств размещения туристов, аттракций и программ обслуживания, неудовлетворительное качество представляемых услуг).

3. Отсутствие единого брэнда территории (точнее, незначительные усилия по его продвижению на внешних рынках), на который работали бы большинство предлагаемых к продаже турпродуктов.

4. Наличие сильных конкурентов с развитым турбизнесом и известным турпродуктом вблизи (Кабардино-Балкария — «Приэльбрусье», Карачаево-Черкесия — «Домбай», Республика Северная Осетия-Алания — «Цей», Дагестан).

5. Негативное информационное поле вокруг Чеченской Республики. Несовершенная система рекламно-информационного обеспечения и продвижения национального туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках. Недостаточное маркетинговое продвижение туристских продуктов и программ на внешних рынках России и за рубежом.

6. Несоответствие материальной базы учреждений туристско-рекреационного комплекса современным требованиям, недостаточный уровень сервиса, комфортности и качества курортных и туристских услуг.

7. Ухудшение политической обстановки в регионе. Усиление ксенофобии и угроза национализма в России.

Для максимизации эффекта от использования ключевых факторов, определяющих сегодня и в будущем конкурентоспособность туризма и связанных с ним отраслей, необходимо в полной мере реализовать их, направив против ключевых негативных факторов, используя следующие возможности:

1. Разработка и утверждение федеральной целевой программы «Развитие туризма в Чеченской Республике».

2. Включение туристских объектов на территории Чеченской Республики в туристский кластер на Северном Кавказе.

3. Образование вертикально интегрированной туристской организации, способной конкурировать с российскими и зарубежными организациями индустрии туризма.

Вышеотмеченные факторы конкурентоспособности туризма в Чеченской Республике определяют те уникальные особенности, которыми отличается Республика от остальных территориальных субъектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доклад о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики за 2010 г. // http://economy-chr.ru/development_region/gos_support.

2. Инвестиционный паспорт Чеченской Республики. Информация об итогах социально-экономического развития Чеченской Республики за 2010 г. // http://www.chechnya-invest.ru/?p=1909.

3. Социально-экономическое положение России в 2010г., Федеральная служба государственной статистики, Москва // http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/perLodicals/doc_1140087276688.

4. Форма 2П. Основные показатели, представляемые для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 г. и на период до 2012 г. (Чеченская Республика) // http://economy-chr.ru/development_region/form_2p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.