Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СТУДЕНТОВ В ХАРАКТЕРИСТИКАХ ИХ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И АДАПТАЦИИ К ВУЗУ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СТУДЕНТОВ В ХАРАКТЕРИСТИКАХ ИХ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И АДАПТАЦИИ К ВУЗУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ВОСПРИЯТИЕ ВУЗОВСКОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мельникова Наталья Георгиевна

В статье дается интерпретация результатов исследования по проблеме адаптации студентов с помощью категории «социально-психологическое пространство». Представляются результаты анализа восприятия студентами ситуации обучения в вузе и значимые координаты собственной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СТУДЕНТОВ В ХАРАКТЕРИСТИКАХ ИХ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И АДАПТАЦИИ К ВУЗУ»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СТУДЕНТОВ В ХАРАКТЕРИСТИКАХ ИХ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

И АДАПТАЦИИ К ВУЗУ

Н.Г. Мельникова

Институт горной физиологии НАН КР

Резюме: В статье дается интерпретация результатов исследования по проблеме адаптации студентов с помощью категории «социально-психологическое пространство». Представляются результаты анализа восприятия студентами ситуации обучения в вузе и значимые координаты собственной адаптации.

Ключевые слова: социально-психологическое пространство, адаптация студентов, восприятие вузовской среды

Студенттердин жашоо сапатынын жана ЖОЖко кенугуусунун мунездемелерунде социалдык-психологиялык мейкиндиги.

Н.Г.Мельникова

Корутунду: Бул макалада "социалдык-психологиялык мейкиндиги" категориясынын жардамы менен студенттердин кeнYГYYCYндeгY кeйгeйлeрYн изилдeeнYн жыйынтыктарынын чечмелениши берилген. Студенттердин ЖОЖдо окуунун жагдайларын кабыл алышынын жана eзYHYн кeнYГYYCYHYн маанилYY коорди-наттарынын анализинин жыйынтыктары кeрсeтYлгeн.

Негизги сездер: социалдык-психологиялык мейкиндик, студенттердин кенYГYYCY, ЖОЖдогу чейрену кабыл алуу.

Social-psychological space of students in characteristics of their quality of life and adaptation to VUZ

N.G. Melnikova

Summary: Interpretation of results on student adaptation problem to analyses with category "social-psychological space" is offered. It's represented student's perception of VUZ's situation and significant coordinate of adaptation

Keywords: social-psychological space, student adaptation, perception of VUZ's situation

Внимание исследователей к многосторонним и комплексным проблемам качества жизни (КЖ

- среда обитания, состояние здоровья, наличие свободного времени, духовноориентированная жизнь), адаптации человека не ослабевает в период социально-экономических трансформаций в обществе. Показатели КЖ характеризуют определенное социально-историческое время и проявляются в жизни человека оптимизацией, адаптацией личности. Данные социально-психологические феномены, охватывают социальное и индивидуальное благополучие, отражают психологическое отношение к условиям жизни, соотношение реальных ценностных структур различного уровня

- идеальным, в представлении людей [1; 2].

Анализ указанных феноменов опирается на категорию субъекта, подчеркивая его активность для согласования объективных и субъективных факторов в деятельности, формирование собственного отношения субъекта к деятельности, возможность самовыражения личности в деятельности, нахождение принципов действия для решения задач, программирование деятельности [1]. Субъект выступает активным, избирательно осуществляющим поведение и деятельность в ходе взаимодействий. С позиций субъектно-деятельностного и системного подходов психологические отношения человека (личностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые) раскрывают содержание инди-

видуального и группового сознания, с учетом динамики условий и содержания деятельности [3].

Внимание к проблемам адаптации личности позволяет раскрывать закономерности взаимодействия личности и социума, единство которых демонстрируется потерями, приобретениями, достижениями определенного уровня жизненно важных потребностей человека, в ходе изменений, приспособлений или игнорирования жизненных событий. Энергетический и технологический критерии позволяют выделить различные типы адап-тированности личности. Энергетический критерий показывает вовлеченность человека в процессе адаптации, его активность, а технологический отражает предпочтения человека в выборе способов удовлетворения потребностей (адекватных - неадекватных), что позволяет полнее раскрывать содержание и процесс адаптации личности в условиях социальных перемен [4].

От того, как самоопределяющийся субъект воспринимает и оценивает окружающий мир, мир внутренний, выделяя значимое, интересное, важное для себя или несущественное, зависит характер взаимодействия с данным миром. Это может определять отказ от адаптации или, напротив, стремление изменить обстоятельства или обнаружить временный или противоречивый характер адаптации. Поэтому в феномене самоопределения субъекта целесообразным выглядит обращение к

психологическому и социально-психологическому пространству [5]. Исследование пространства в ходе изучения человека в совокупности его свойств делает акцент на логике рассмотрения предмета изнутри, а не со стороны (характерно для аналитической традиции и исследованиям по сферам), что является полезным для прогноза поведения человека [6].

Под психологическим пространством понимается (социально-психологическое пространство охватывает объекты и за границами личностной жизни субъекта, с разнообразием отношений между ними, собственной активностью объектов вне зависимости от активности субъекта) избирательное и в то же самое время преобразующее отношение субъектов к внутренним и внешним обстоятельствам собственной жизни. К наиболее общим характеристикам пространства относятся его элементы (люди, группы, объекты материальные и нематериальные, явления). Другой важной характеристикой пространства являются координатные оси - те характеристики, степень выраженности которых в представлении субъекта, определяет значение элементов его пространства (смыслы, ценности, функции, виды связей и отношений) [5].

Цель статьи: проанализировать имеющиеся результаты исследований по вопросам адаптации студентов к вузу, качественных характеристик их жизни под углом зрения их социально-психологического образовательного пространства, с выделением ключевых объектов пространства и координат, существенных в адаптации первокурсников в учебном заведении.

В проведенных исследованиях приняли участие студенты 1 курса МВШМ. Анализировались психофизиологические параметры, показатели особенностей актуального состояния (Luscher), особенности самосознания. Социально-психологический анализ содержательных характеристик восприятия студентами среды обучения проводился по специально разработанной анкете. Для сравнительного анализа данных проводилось дополнительное исследование со студентами 1 курса КРСУ.

Содержательно социально-психологическое пространство студентов можно представить с помощью элементов: студенты и педагоги, включенные в адаптационный процесс, их взаимодействие, требования вуза. Координатой пространства адаптации к вузовской среде можно назвать, в соответствии с результатами анкетирования студентов [7], «выполнение учебной годовой нагрузки», как самой трудной для них задачи, обеспечивающей удовлетворенность (субъективная характеристика качества жизни) и адаптацию к вузу. Оценки личностью обстоятельств и условий деятельности в вузе оказывают влияние на поведение студентов [2], а координата «выполнение учебной нагрузки» раскрывается для студентов как персональная

трудная задача, разрешение которой и обеспечивает состояние удовлетворенности.

Необходимо отметить общую, высокую оценку удовлетворенности обучением у всех студентов, несмотря на то, что процесс самоопределения, связанный с выбором специальности, места обучения, для трети опрошенных студентов не является простым.

Педагоги считают, что студентам требуется совершенствовать в деятельности готовность осваивать требования высшей школы, что связано с выполнением отчетности по заданиям, необходимости развивать самостоятельность в работе, логичность мышления навыки восприятия и мнеми-ческих приемов. Можно выделить, таким образом, такую координату, как «инструментарий и способы работы студентов», более полно представленную в высказываниях педагогах, чем студентах.

Еще одной координатой можно считать ценность для студентов роли, принадлежности к определенной профессиональной среде (результаты Я-идентификаций, методика Куна-Макпартленда). Внимание студентов сосредоточено на разнообразном перечне персональных характеристик (по частоте выделения лидируют рефлексивные, социальные, деятельностные «Я»). В данных характеристиках незначительно представлены моменты ближайшей и отдаленной перспективы, включающие разнообразные проблемы бытия человека, как материальные (в ответах на вопросы анкеты студенты называют материальные вопросы самыми простыми), нравственных сторон деятельности.

С формально-динамической стороны оценки социально-психологического пространства адаптирующихся студентов 1 курса обозначенные координаты «выполнение учебной нагрузки в вузе», «ценность роли начинающего профессионала», дают представление о недостаточной реалистичности оценок студентов, что свидетельствует о продолжающемся процессе формирования самосознания студентов. Можно считать, что в процессе адаптации студентов 1 курса к вузу ценность ответственности, самостоятельности, как необходимых характеристик профессионала, не приобрели достаточной структурированности и значимости.

Кросс-культурный аспект в сравнительном анализе «Я-характеристик» (студенты 1 курса КРСУ и студенты из Индии и Пакистана - МВШМ, Международной высшей школы медицины) дал представление о характеристиках субъекта пространства - студентов. Значимо преобладают индивидуальные самоописания, представленные физическими, коммуникативными, деятельностны-ми, рефлексивными характеристиками у студентов из Кыргызстана - КРСУ [8], в сравнение с социальными «Я-описаниями» (студент определенного вуза, представитель семьи), отражающими общегрупповую принадлежность и выполнение ролей,

принятых в обществе и закрепленных правилами (студенты-иностранцы МВШМ). Можно полагать, что отношением «индивидуальный - групповой» обозначены разные ориентиры отечественных и иностранных студентов, как субъектов пространства в ходе адаптации к вузу. Следовательно, присоединяющие «Я-описания» (учебные, профессиональные, семейные) формируют отношение к своему месту и функциям у иностранных студентов. Дифференцирующие «Я-описания» (рефлексивные характеристики, персональные качества и свойства) задают уверенность в собственных возможностях в ходе адаптации к вузу. Большая адаптационная напряженность у студентов-иностранцев в вузе, в сравнение с отечественными студентами, позволяет рассматривать преобладающий стандартный вариант поведения, характеризующийся принятыми в обществе нормами, как помогающий студентам в адаптивной перестройке эмоциональных, коммуникативных регулятивных компонентов личности. Взгляд на то, что представления студентов об окружающей реальности и себе находят отражение в процессе адаптации, получает конкретизацию. Можно полагать, что студенты 1 курса (отечественные, иностранные), являясь самоопределяющимися субъектами, отличаются по характеристике эффективности жизнедеятельности в анализируемом образовательном пространстве [5]. С данной точки зрения более комфортной средой для эффективной адаптации у иностранных студентов является успешное функционирование в группе, в соответствии с нормативными ожиданиями. Для студентов из Кыргызстана комфортная среда адаптации - это возможность выступить с инициативным отношением к происходящему, с установкой на независимость и самостоятельность действий.

Представление о вузовской среде, как элементе пространства адаптации студентов, по результатам их анкетирования [9], позволяет говорить о двух его координатах: «развитии компетентности» и «академических требованиях к студентам, условиях и результатах обучения». Координата «компетентность» содержательно включила технологический ее аспект [10] - получение нового опыта, возможность применения его в решении новых задач, опираясь на поддержку семьи, педагогов и надпрофессиональный аспект, который связан с ответственностью самих студентов в достижении развития названных качеств, интересе студентов к своей будущей деятельности.

Координата «академические требования, условия и результаты обучения» показала наличие различных оценок студентов в отношении требований работы в аудитории, требований к выполнению заданий, с учетом объема задаваемого. Указанные оценки у студентов изменялись в диапазоне от низкого показателя до среднего и высокого. Единодушие студентов проявилось в отношении

поиска информации, как работы значительной по объему. Интенсивность работы на лекциях (по продолжительности и объему материала) соответствует возможностям студентов и, таким образом, с формально-динамической стороны, положительно характеризует их адаптированность к вузу. В данной же плоскости можно рассматривать позитивные ответы студентов о достаточности времени (на среднем и высоком уровнях) для подготовки в полном или частичном объеме, привычном для себя отдыхе.

Для адаптации студентов 1 курса, с точки зрения содержательных характеристик социально-психологического пространства вуза, значимыми направлениями самоопределения в новой для себя ситуации явились:

- выполнение вузовской нагрузки, как характеристики, влияющей на формирование удовлетворенности учебой;

- освоение новой для себя роли (студент, обучающейся профессионал), с преимущественным акцентом на ряде рефлексивных, социальных, деятельностных персональных качеств;

- приобретение нового опыта в процессе обучения, с последующим его применением в ходе решения новых для себя задач, что подкрепляется ценностью для студентов приобретаемой специальности;

- внимание (хотя и не одинаковое в анализируемых группах студентов) к требованиям вуза, которые касаются аудиторной работы, объема и качества выполнения заданий и подготовки по предметам, информационного разнообразия, с которым студенты сталкиваются.

С формально-динамической стороны вузовское пространство студентов включило в не полной мере отрефлексированное представление о необходимых способах работы студентов, выразившееся в игнорировании координаты «инструменты и способы работы», при выделении значимости для себя координат «учебная нагрузка», «новая роль». Отмечено недостаточное осознание студентами перспективы деятельности, как ближайшей, так и отдаленной. Вместе с тем, формально-динамическая характеристика положительного восприятия продолжительности занятий, объема изучаемого материала, возможности привычным образом отдыхать, свидетельствовала об адаптированности студентов.

Определены характеристики эффективности вузовского пространства субъектов при выполнении учебной деятельности, которые по координате «индивидуальный - групповой» различались у студентов из Кыргызстана и иностранных студентов. Значение параметра «индивидуальный» выступало в качестве комфортного в ходе адаптации для отечественных студентов. Параметр «групповой» явился более предпочтительным и создающим комфортную среду в пространстве действий иностранных студентов, обучающихся в Кыргызстане.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М. «Мысль». 1991. 155с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология и социальные изменения //Психологический журнал. 2005. Том 26. №5. С.5-15.

3. Позняков В.П. Экономическая психология как отрасль психологической науки // Проблемы экономической психологии / Отв. Ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. М.: ИПРАН. 2004. Т.1. С. 27-57.

4. Шустова Н.Е., Грищенко В.В. Социально-психологическая адаптация молодежи и отношение к социальным нормам //Психологический журнал. 2007. Том 28. №1. С. 47-57.

5. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Психологическое и социально-психологическое пространство личности и группы: понимание, виды, тенденции исследования // Психологический журнал. 2011. Том 32. №4. С. 45-56.

6. Мунгалов В.Н. Психологическое пространство человека: содержание и объяснительные возможности понятия // Известия Иркутской государственной экономической академии. Вып.№3 (89). 2013.- С.140-143.

7. Мельникова Н.Г., Глушкова М.Ю. Личностный фактор в социально-психологической характеристике качества жизни населения // Наука и новые технологии. Бишкек. 2010. №3. С. 165-168.

8. Мельникова Н.Г. Особенности самосознания и адаптации студентов в учебной деятельности // Известия НАН КР. Бишкек. 2011. №4. С. 90-95.

9. Мельникова Н.Г. Образ среды обучения и анализ адаптивного поведения студентов-иностранцев к вузу // Современная наука: тенденции развития /Материалы V Международной научно-практической конференции 23 июля 2013 г.: сборник научных трудов. Том I.-Краснодар. 2013. С. 131-141.

10. АлдашеваА.А. Профессиональная компетентность: понятие, структура //Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия. «Педагогика и психология». 2012. Вып.4. С. 120-127.

Сведения об авторе:

Наталья Георгиевна Мельникова -канд. психол. наук, старший научный сотрудник Института горной физиологии НАН КР, тел. 0312449216, ifepv@mail.ru Бишкек, Кыргызская Республика

ЭКОЛОГИЯ ГОРНЫХ БИОГЕОХИМИЧЕСКИХ ПРОВИНЦИЙ И ИММУНИТЕТ

К.А. Собуров, Н.Б. Тюмонбаева

Институт горной физиологии HAH КР

Резюме: В работе описаны результаты исследования показателей иммунной реактивности у жителей, проживающих в экологически неблагоприятных регионах вблизи хвостохранилищ. Донозологические нарушения иммунитета у жителей этих зон имеют стадийный характер. Проанализирована связь иммунных нарушений и распространенности конкретных нозологических форм заболеваний.

Тоодогу биогеохимиялык провинциялардын экологиясы жана иммунитет

К.А. Собуров, Н.Б. Тюмонбаева Корутунду: Бул эмгекте экологиялык жактан жагымсыз региондордо хвостохранилищага жакын жайгаш-кан жашоочулардын иммундук реактивдYYЛYктeрYHYH кeрсeткYчтeрYн изилдeeнYн жыйынтыктары баяндалган. Иммунитеттин донозологиялык бузулуштары бул зоналардын жашоочуларында стадиялык мYнeздe жYрeт Иммундук бузулуштардын жана оорулардын конкрет^ нозологиялык формаларынын жайылышынын байланыштары талданган.

Ecology of mountain biogeochemical provinces and immune system

K.A. Soburov, N.B. Tumonbaeva Summary: This paper describes the results of a study of immune reactivity in people living in ecologically unfavorable regions, near the tailings. Prenosological immunity disorders among residents of these areas have a stage character. The relation of immune disorders and the prevalence of specific clinical entities diseases.

В связи с ухудшением антропогенных и кли-мато-географических условий в Кыргызской Республике в последнее время возрастает уровень иммунодефицитных состояний [1]. Этот факт требует составить более четкое представление об иммунном статусе человека в различных экологических условиях, а также выявить в структуре популяций лица с иммунологическими нарушениями, связанными с влиянием неблагоприятных факторов горной среды.

На известный дефицит иммунитета у постоян-

ных жителей гор накладывается дополнительное неблагоприятное социально-экологическое воздействие [2].

В рамках этой проблемы имеет значение изучение иммунологического гомеостаза одного из наиболее важных механизмов адаптации организма к экологическому влиянию внешней среды.

Исследование иммунитета в донозологический период определяет ее теоретическую и практическую значимость, поскольку объективная характеристика иммунной реактивности позволяет более

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.