Научная статья на тему 'Социально-психологическое обучение стратегиям совладающего поведения субъектов оказания помощи в экстремальных ситуациях'

Социально-психологическое обучение стратегиям совладающего поведения субъектов оказания помощи в экстремальных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
632
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ / EMERGENCIES / EMERGENCY PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE STRATEGIES OF COPING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соболева Е. В.

В статье раскрывается понятие экстремальных ситуаций, деятельность субъектов оказания экстренной психологической помощи, а также отмечается важность обучения стратегиям совладающего поведения и предложены конкретные способы тренировки таких стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING STRATEGIES COPING BEHAVIOR OF SUBJECTS ASSISTANCE IN EXTREME SITUATIONS

The article explains the concept of extreme situations, the activity of subSjects of emergency psychological aid, and also notes the importance of learning strategies for coping and propose concrete ways of training of such strategies.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическое обучение стратегиям совладающего поведения субъектов оказания помощи в экстремальных ситуациях»

УДК 159.9.072 ББК 88.4

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ СТРАТЕГИЯМ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ В

ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Е.В. СОБОЛЕВА, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

Аннотация

В статье раскрывается понятие экстремальных ситуаций, деятельность субъектов оказания экстренной психологической помощи, а также отмечается важность обучения стратегиям совладающего поведения и предложены конкретные способы тренировки таких стратегий.

Ключевые слова: экстремальные ситуации, экстренная психологическая помощь, стратегии совладающего поведения.

На протяжении жизни люди сталкиваются с ситуациями, которые требуют когнитивных и эмоциональных затрат, привлечение адаптационных, личностных и профессиональных ресурсов, это стрессовые, критические, экстремальные, трудные жизненные ситуации и др. Отделим понятия трудной жизненной ситуации от экстремальной. Экстремальные ситуации понимаются немного более узко - под ними, в основном, понимают те ситуации, которые содержат риск для жизни и здоровья человека, имеющие катастрофический характер или характер бедствия. В любом случае, это инциденты, происшествия, нарушающие нормальное течение жизни и являющиеся причиной физической или психологической боли. При столкновении с экстремальными ситуациями человек должен предпринимать активные действия по их разрешению, а также привлекать внутренние ресурсы, чтобы противостоять трудностям и адаптироваться в сложившихся условиях. Однако длительное стрессовое воздействие может привести к истощению адаптационных ресурсов и нарушению психосоматического здоровья, поэтому очень важно правильно выбирать стратегии поведения в сложной ситуации. Психическая адаптация как процесс являет собой активное приспособление психики человека к условиям окружающей его физической и социальной среды, результатом которого называют психическую адаптированность [6]. Если исследовать психическую адаптацию сквозь призму стресса, то это - психическая регуляция только в состоянии стресса или в проблемной психической ситуации [1].

Зачастую люди, попавшие в экстремальные ситуации, нуждаются в помощи специалистов. Этимология слова "помощь" охватывает ее сущностную черту как вида деятельности: "помощь" - это "содействие, поддержка в чем-либо", "участие в чем-нибудь, приносящее облегчение". Помощь личности как деятельность субъекта оказания предполагает наличие некоего социального процесса, по отношению к которому она выступает средством, облегчающим осуществление. В качестве такого основного процесса для помощи личности выступает реализация конкретных экономических, политических, духовных и иных интересов личности в проблемной жизненной ситуации [4].

Экстренная психологическая помощь - это система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших после кризисного или чрезвычайного события в целях регуляции актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации [там же]. Эффективная помощь нуждающимся предполагает профессионализм - наличие у лица, оказывающего помощь, специального образования, специальных знаний, навыков, опыта

работы, подчиненность его деятельности. Такими профессионалами являются субъекты, оказывающие помощь и прошедшие специальную подготовку. Субъект оказания помощи -лицо (организация), имеющее "ресурс помощи": средства, необходимые для решения проблемы субъекта получения [там же].

Одним из способов оказания экстренной психологической помощи является обучение совладающему поведению, поэтому наш интерес обращен к изучению социально-психологическому обучению стратегиям совладающего поведения субъектов оказания помощи в экстремальных ситуациях. Поведение в жизненных ситуациях является предметом изучения психологической науки, в частности, в одном из ее направлений, занимающемся проблемой "копинга" (англ. термин - "coping" - справляться, преодолевать, совладать; нем. -"Bewältigung" - переработка нагрузок) личности с трудными жизненными ситуациями, т.е. выяснением того, как, каким образом человек ведет себя в трудных жизненных ситуациях различного рода и свойства [5].

Впервые понятие "копинг" было использовано Л. Мерфи в 1962г. при исследовании способов преодоления детьми трудностей, связанных с возрастными кризисами. В настоящее время под копингом понимаются сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций

[7].

Однако по сравнению с психологической защитой, совладание (копинг) считается более оптимальным механизмом совладания индивида с экстремальной ситуацией. Совладание (копинг) позволяет установить баланс человека со средой, находясь в сложной ситуации, обеспечивая обмен необходимой энергии и информации.

Т.М. Краснянская отмечает развёрнутость во времени по нескольким этапам процесса реализации действия механизмов совладания: когнитивная оценка ситуации и собственных ресурсов преодоления ^ разработка механизмов преодоления экстремальности с целью адаптации, "когнитивная репетиция" ^ осуществление собственно процесса совладания [3]. Кроме того, по мнению Т.М. Краснянской, с которой мы разделяем позицию, совладание имеет ряд следующих преимуществ перед психологической защитой. Это: 1) осознаваемость; 2) произвольность; 3) целостность охвата ситуации; 4) восстановление разорванных социальных связей субъекта; 5) нацеленность на перспективу [2]. Таким образом, обучение стратегиям совладающего поведения имеет в себе потенциал непременного условия психопрофилактики дезадаптации в трудных жизненных ситуациях а значит, требует своего воплощения в практику работы психолога.

Мы перед собой поставили цель - выявить особенности стратегий совладающего поведения у студентов и предложить способы их использования в жизненных ситуациях; при этом перед нами встали задачи, связанные с определением преобладающих видов копинг-поведения в стрессовой ситуации (на основе методики "Копинг - поведение в стрессовых ситуациях" С. Нормана, Д.Ф. Эндлера, Д.А. Джеймса, М.И. Паркера, адаптированной Т.А. Крюковой) и выявлением преобладающей ориентации студента на успех либо на неудачу в новой ситуации (на основе опросника "Мотивация успеха, боязнь неудач" А.А. Реана). В исследовании принимали участие 202 студента первого курса дневного отделения ЮжноУральского государственного медицинского университета. Возрастная группа составила от 17 до 23 лет, среди них 127 девушек и 75 юношей.

По результатам методики "Копинг - поведение в стрессовых ситуациях" можно сказать, что у студентов-первокурсников наблюдается низкий уровень использования таких типов совладающего поведения, как проблемно-ориентированного копинга (ср. знач = 1,07) и эмоционально-ориентированного копинга (ср.знач = 1,14), но имеется тенденция к среднему уровню использования копинга "Избегание" (ср. знач = 1,55), копинга "Отвлечения" (ср. знач = 1,55) и копинга "Социального отвлечения" (ср. знач. = 1,56).

С помощью опросника "Мотивация успеха, боязнь неудач" А.А. Реана мы получили следующие результаты: 47% студентов (ориентированы на успех. Данная мотивация относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности личности

лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха; 3% студентов ориентированы на неудачу. Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека является потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. В основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха, а так же 50% студентов находятся в неопределенной позиции, которая характеризуется нечеткостью определения мотивации, такие люди верят и надеются на лучшее, но в определенные моменты склонны драматизировать ситуацию и преувеличивать сложность проблемы или ситуации.

Стратегии совладающего поведения как условие психопрофилактики дезадаптации в трудных жизненных ситуациях, сводятся к избеганию решения проблемы, обращению к какой-либо деятельности, основанной на применении защитных механизмов, либо поиску социальной поддержки в решении проблемы.

Практически половина респондентов нашего исследования в трудных жизненных условиях мотивирована на успех, то есть проявляет в деятельности активность, инициативность, стремление освоить ситуацию, выработать свои способы взаимодействия с проблемами и людьми, а если встречаются препятствия - ищут способы их преодоления, а не избегания. Таким образом, наше исследование показало, что стратегии совладающего поведения как условие психопрофилактики дезадаптации в трудных жизненных ситуациях молодежи 17-23 лет складывается из когнитивной оценки ситуации, выбора преимущественно тенденции мотивации достижения успеха, в случае непреодолимых условий - включение защитных механизмов при одновременной демонстрации мотивации избегания неудачи. Для того, чтобы повысить информированность студентов в отношении использования стратегий совладающего поведения мы предлагаем следующие рекомендации:

1. Среди пространства условий "безопасность - опасность" в качестве ведущего фактора важно рассматривать собственные резервы контроля субъектом внешних и внутренних параметров ситуации.

2. Формирование психологической устойчивости в случае возникновения экстремальной ситуации при увеличении процессов мышления, восприятии, эмоционального регулирования.

3. Исходным моментом подготовки субъекта к самообеспечению безопасности в экстремальной ситуации является диагностика уровня личностных, адаптационных ресурсов, соматического и информационного потенциала.

4. Подготовка субъекта к самообеспечению безопасности должна основываться на осуществлении гармонизации им системы психологических средств самообеспечения безопасности в соответствии с его индивидуально-психологическими особенностями.

Список литературы

1. Воробьев, В.М., Коновалова Н.Л. О профилактике и терапии нарушений психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. -1993. - №1. - С. 71- 72.

2. Краснянская, Т.М. Психология обеспечения и самообеспечения безопасности: системно-смысловая трансспектива // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2011. - №6 - С. 350- 354.

3. Краснянская, Т.М. Стратегии организации психологического самообеспечения безопасности субъекта в экстремальной ситуации // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2005. Т. 49. - № 5. - С. 207- 213.

4. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. - 319 с.

5. Скуратова, А.В. Развитие личностно значимых паттернов поведения как условие преодоления тревожности у учащихся начальных классов / Автореф. дисс, ... канд. псих. Наук: 19.00.07. - Тамбов: Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина, 2012. - 23 с.

6. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. - 672 с.

7. Татьянченко, Н.П., Аксенова, О.Н., Санина, И.Г. Копинг-стратегии в системе организации жизнестойкого поведения личности военнослужащих. // "Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии": материалы XXIX международной заочной научно-практической конференции. (26 июня 2013 г.) - Новосибирск: Изд. "СибАК", 2013. -112 с. - С. 77- 85.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING STRATEGIES COPING BEHAVIOR OF SUBJECTS ASSISTANCE IN EXTREME SITUATIONS

E.V. SOBOLEVA, teacher of SUSMU

Abstract

The article explains the concept of extreme situations, the activity of subSjects of emergency psychological aid, and also notes the importance of learning strategies for coping and propose concrete ways of training of such strategies.

Keywords: emergencies, emergency psychological assistance strategies of coping.

References

1. Vorobyov, V.M., Konovalov N.L. On the prevention and therapy of mental adaptation // Review of Psychiatry and Medical Psychology them. Bekhterev. - 1993. - №1. - P. 71- 72.

2. Krasnyanskaya, T.M. Psychology ensure safety and self-sufficiency: a system-semantic transspective // Herald Pyatigorsk State Linguistic University. - 2011. - № 6. P. 350-354.

3. Krasnyanskaya, T.M. The organization's strategy of psychological self-security subject in an extreme situation // Southern Federal University. Engineering science. - 2005 T. 49. - № 5. - P. 207- 213.

4. Psychology extreme situations for rescue and fire / ed. Y.S. Shoigu. M.: Meaning, 2007 - 319 p.

5. Skuratova, A.V. Development of personally significant patterns of behavior as a condition for overcoming anxiety in primary school enrollment / Author. diss ... Candidate. psyx. Sciences: 19.00.07. - Tambov: Tambov State. Univ. Derzhavin, 2012 - 23 p.

6. Stolyarenko, L.D. Principles of Psychology. - Rostov-on-Don, Phoenix, 2008 - 672 p.

7. Tatyanchenko, N.P., Aksenov, O.N., Sanin, I.G. Coping strategies in the organization of a viable behavior of the individual soldiers. // "Personality, family and society: Issues of Pedagogy and Psychology": Proceedings of the XXIX International extramural scientific-practical conference. (26 June 2013) - Novosibirsk:. "Seebach", 2013 - 112 p. - P. 77- 85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.