УДК 316.6(075.32)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ НА ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ МОЛОДЕЖНЫХ ЛИДЕРОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ПОЛА*
© 2011 И. Н. Логвинов1, С. В. Сарычев2
1 доцент каф. психологии, канд. психол. наук, доцент e-mail: [email protected] 2профессор каф. психологии, докт. психол. наук, доцент e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей предпочитаемой тактики поведения в конфликтных ситуациях лидеров молодежных групп мужского и женского пола. Опираясь на анализ отечественной и зарубежной психологической литературы, авторы разработали и реализовали программу исследования, позволившую получить социально-психологические факты, характеризующие особенности российских молодежных лидеров на рубеже XX-XXI вв. Установлена детерминация предпочитаемой тактики поведения лидеров в конфликтной ситуации полом, опытом социального обучения и социальной ситуацией развития личности.
Ключевые слова: лидер, социальное обучение, малая группа, конфликт, социальная ситуация развития личности, гендер.
Проблема. Оказание действенной психологической помощи молодежи в процессе социализации, в формировании позитивного отношения к социальным реалиям современной России и решение задач социальной стабилизации вызывает закономерный интерес к феномену лидерства в молодежных учебных группах. Жизнью востребован и диагностический, и прогностический аспект проблемы - необходимо знать, каковы лидерские потенциалы группы в указанных ситуациях, насколько они реализуются применительно к конкретной социальной ситуации, от каких внешних и внутренних факторов зависит лидерство и его параметры. Будучи «сильным меньшинством коллектива» (по выражению Б. Ф. Ломова), лидеры определяют особенности поведения и совместной деятельности членов молодежных групп. Молодежные лидеры нашего времени являются потенциальными руководителями и политически активной частью населения нашего региона и страны. Следовательно, диагностика и последующий прогноз гендерных особенностей лидерства в молодежной среде представляется актуальным как в теоретическом, так и в практическом отношении. Актуальность проблемы лидерства также обусловлена необходимостью решения сложных задач, стоящих перед российским обществом. Процессы, протекающие в общественно-политической и экономической жизни, изменения производительных сил нашей страны ведут к возникновению конфликтных ситуаций в жизнедеятельности малых социальных групп.
Лидерство исследуется в социальной психологии уже более века и является наиболее изученным и одновременно наименее понятным теоретическим конструктом в социальной психологии [Алифанов 1992]. Именно социальным психологам принадлежит приоритет в разработанности этой проблемы. Несмотря на многолетние исследования, можно найти множество недостаточно изученных аспектов, в частности молодежного лидерства [Алифанов 1992; Алифанов 1991; Бендас 2000]. Анализ зарубежной
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект 08-06-00312а
литературы отечественными социальными психологами показал, что закономерности, установленные в зарубежных исследованиях, не всегда подтверждаются в других культурах [Бендас 2002; Кричевский 2001]. В связи с этим становится очевидной неприемлемость экстраполяции результатов западноевропейских и американских исследований по проблеме лидерства.
Классические исследования молодежного лидерства в нашей стране относятся к трем историческим периодам: 20-30 годы, 50-70 годы и 80-90 годы ХХ века. Нынешние представления о феномене лидерства базируются главным образом на данных указанных выше исследований, относящихся к прошлому веку. Значительные социальнополитические изменения и динамические процессы в экономике страны, социальнополитическая стабильность и новые реалии российского общества требуют уточнения и верификации социально-психологических концепций лидерства, разработанных в иной социальной ситуации развития юношей и девушек (и молодого поколения в целом). Г ендерный же аспект лидерства специально не исследовался психологами ни на одном из указанных выше этапов. Исключение составляют работы Т.В. Бендас, однако ею рассматриваются гендерные аспекты лидерства в сочетании с этническими, кроме того, проблема лидерства в молодежных группах в ее работах даже не ставится [Бендас 2002].
Исследование социально-психологических механизмов лидерства в малой группе дает возможность углубить изучение групповых феноменов, раскрыть групповые потенциалы и разработать рекомендации по оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе [Уманский 1980; Чернышев 2005; Чернышев 2007]. Поэтому цель исследования была определена нами как влияние гендера на тактику поведения в конфликте молодежных лидеров. Объект исследования - лидерство в малой учебной группе.
Предметом исследования была определена тактика поведения молодежных лидеров в конфликтной ситуации. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что тактика поведения в конфликте молодежных лидеров детерминирована особенностями социальной ситуации развития личности и гендерной принадлежностью.
Методы исследования. Ведущим методом исследования был избран социальнопсихологический эксперимент. В качестве зависимой переменной выступала тактика поведения лидеров молодежных групп в конфликтной ситуации. Независимыми переменными были определены гендерная принадлежность испытуемых, их возраст (подростковый или старший школьный), место проживания (районы Курской области, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или «чистые» районы), социальное обучение (опыт социального обучения в курской областной школе молодежных лидеров (ОШМЛ) «Комсорг» [Чернышев 2007] или отсутствие такового). Нами применялись методы и методики, которые мы объединили в два блока: 1) методика отбора лидеров; 2) методика по оценке стиля поведения в конфликте. В первый блок вошли «Карта-схема психолого-педагогической характеристики направленности активности группы» [Чернышев 2009] и прибор-модель совместной деятельности «Арка» [Чернышев 2005]. Во второй блок нами был включен тест К. Томаса [Логвинов 1996]. Базу исследования составили лидеры молодежных групп из числа учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ г. Курска и Курской области, а также воспитанники ОШМЛ «Комсорг». Объем выборки составил 2482 человека.
Уровень радиоактивного загрязнения в этих районах составил 1-5 Ки/км2 по Цезию-137 (см. : Курская область. Карта радиоактивного загрязнения. М., 1992).
Логвинов И. Н., Сарычев С. В. Социально-психологическое исследование социальной установки на поведение в конфликтной ситуации молодежных лидеров мужского и женского пола
Результаты исследования. Анализ эмпирических данных о тактике поведения лидеров в конфликте начнем с испытуемых старшего подросткового возраста, не имеющих опыта социального обучения. Среди подростков мужского пола удельный вес лиц, избравших тактику соперничества, составляет 8%. 10% респондентов склонны к компромиссу, а 18% испытуемых предпочитают тактику приспособления. Почти треть (29%) лидеров мужского пола ориентируются на тактику сотрудничества. Более трети подростков (35%) в конфликте прибегают к тактике избегания. Для лидеров подросткового возраста женского пола преобладающей тактикой является сотрудничество (38%). Готовы к компромиссу менее трети (32%) респондентов. Эти две тактики преобладают. 12% респондентов считают, что в конфликте наиболее оптимальной тактикой поведения является приспособление, а 10% в конфликтной ситуации используют тактику избегания. Лишь 8% лидеров женского пола подросткового возраста в конфликте ориентируются на прямое соперничество.
Сопоставление тактик поведения в конфликтной ситуации у лидеров-подростков по гендеру из чистых районов показало наличие статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола чаще ориентируются на компромисс и сотрудничество в конфликте, а лидеры мужского пола предпочитают сотрудничество и избегание (Х2=34,44; р<0,01).
Далее мы осуществили анализ состояния зависимой экспериментальной переменной у лидеров подросткового возраста из районов Курской области, загрязненных радиацией. Удельный вес лидеров, ориентирующихся на соперничество, составляет 9%. Для 12% опрошенных характерна тактика сотрудничества, а 32% избрали тактику избегания. Только 9% испытуемых ориентируются на приспособление, относительное же большинство (38%) лидеров мужского пола подросткового возраста из радиоактивно загрязненных районов ориентированы на тактику компромисса в конфликтной ситуации. Доминирующими тактиками поведения лидеров-подростков этой категории являются компромисс и избегание. Для лидеров подросткового возраста женского пола доминирующей тактикой поведения в конфликте является сотрудничество (так считают 41% опрошенных). Готовы к компромиссу более трети респондентов (39%), 6% респондентов склонны к тактике приспособления. 9% лидеров-подростков женского пола предпочитают использовать тактику избегания и лишь 5% респондентов ориентируются на прямое соперничество. Доминирующими стилями поведения в конфликте для ли-деров-подростков женского пола из радиоактивно загрязненных районов являются сотрудничество и компромисс.
Сравнение тактик поведения в конфликтной ситуации у лидеров-подростков из радиоактивно загрязненных районов показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола склонны к компромиссу и сотрудничеству в конфликте, а респонденты мужского пола предпочитают тактики компромисса и избегания (х2=30,52; р<0,01).
Среди лидеров-подростков мужского пола, приобретших опыт социального обучения в ОШМЛ «Комсорг», 8% отдают предпочтение прямому соперничеству в конфликтной ситуации. Несколько меньше предпочитают компромисс (6%). 10% респондентов предпочитают тактику приспособления. Преобладают среди лидеров мужского пола лица, предпочитающие тактику сотрудничества (37%) и избегания (39%). У лидеров подросткового возраста женского пола преобладает тактика сотрудничества (42%). Готовы к компромиссу 29% респондентов. По 11% респондентов избирают тактики приспособления и избегания, и лишь 7% респондентов ориентируются на соперничество.
Сравнение тактик поведения в конфликтной ситуации у респондентов - подростков разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в чистых районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют чаще избирают компромисс (29%) и сотрудничество (42%) в конфликте, в то время как респонденты мужского пола предпочитают тактики сотрудничества (37%) и избегания (39%) (х2=32; р<0,01).
Среди лидеров-подростков мужского пола из загрязненных радиацией районов, имеющих опыт социального обучения в ОШМЛ «Комсорг», удельный вес лиц, избравших тактику соперничества, составил 8%, а 6% опрошенных предпочли избегание. Каждый пятый из респондентов данной категории предпочитает тактику приспособления (22%). Несколько ниже удельный вес респондентов, избравших тактику сотрудничества (14%). А вот каждый второй (50%) избирает тактику компромисса. Такая тактика преобладает. Для лидеров подросткового возраста женского пола данной категории наиболее часто избираемой тактикой поведения является сотрудничество и компромисс (по 42% опрошенных). 7% респондентов считают оптимальной тактикой приспособление, а 5% предпочитают тактику избегания. Всего 4% ориентируются на соперничество.
Сравнение тактик поведения в конфликтной ситуации у лидеров-подростков мужского и женского пола, прошедших социальное обучение в ОШМЛ «Комсорг» (из радиоактивно загрязненных районов), показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола ориентированы главным образом на компромисс и сотрудничество, а респонденты мужского пола предпочитают тактику компромисса (х2=23,88; р<0,01).
Среди лидеров-юношей в «чистых» районах Курской области тактику соперничества избирают 9%, а тактику приспособления - 16% лидеров мужского пола. 23% респондентов предпочитает тактику сотрудничества. 44% опрошенных предпочитают пойти в конфликте на компромисс. 8% испытуемых выбирают тактику избегания конфликта. Для лидеров-девушек ведущей тактикой поведения в конфликте является сотрудничество (43%), готовность к компромиссу в конфликте выразили 35%. Значительно меньше среди девушек-лидеров лиц, избравших приспособление (8%) и избегание (10%). Всего 4% девушек-лидеров в конфликте ориентируются на прямое соперничество.
Сопоставление тактик поведения в конфликтной ситуации у лидеров юношеского возраста из чистых районов показало наличие между ними статистически достоверных различий, хотя и лидеры женского пола, и лидеры мужского пола чаще всего прибегают к компромиссу и сотрудничеству (х2=11,9; р<0,05).
Среди лидеров юношеского возраста, проживающих в районах радиоактивного загрязнения, удельный вес лиц, ориентирующихся на соперничество, составляет 8%, еще 18% испытуемых используют тактику приспособления. Более трети лидеров (35%) ориентированы на тактику избегания. Для 29% характерна тактика сотрудничества, а 10% ориентированы на тактику компромисса. Для лидеров-девушек наиболее распространенной тактикой поведения является сотрудничество (40%), тогда как к компромиссу готовы почти треть респондентов данной категории (31%). 10% считают приспособление оптимальной тактикой, несколько меньше респондентов (9%) предпочитают тактику избегания. Примерно таков же удельный вес 10% девушек-лидеров, ориентирующихся на прямое соперничество.
Сравнение тактик поведения в конфликтной ситуации у лидеров юношеского возраста мужского и женского пола из радиоактивно загрязненных районов показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют чаще всего пользуются компромиссом и сотрудничеством в конфликте в то
ОЛ 7 7 Л/л 1 /7 0
Логвинов И. Н., Сарычев С. В. Социально-психологическое исследование социальной установки на поведение в конфликтной ситуации молодежных лидеров мужского и женского пола
время, как респонденты мужского пола предпочитают тактики избегания и сотрудничества (х2=30,38; р<0,01).
Среди лидеров-юношей с опытом социального обучения в ОШМЛ «Комсорг» (постоянно проживающих в «чистых» районах) удельный вес лиц, предпочитающих тактику соперничества, составляет 2%, несколько более высок удельный вес лиц, избирающих тактику сотрудничества (8%). Значительно выше удельный вес лиц, ориентированных на избегание (22%) и приспособление (31%). Чаще других встречается тактика компромисса (37% опрошенных). Для лидеров-девушек, прошедших социальное обучение в ОШМЛ «Комсорг», доминирующей тактикой поведения является сотрудничество (37%), к компромиссу готовы 29% девушек. Эти две тактики являются преобладающими у лидеров данной категории. 15% респондентов ориентированы на тактику приспособления. Значительно реже встречаются лица, предпочитающие тактику избегания (11%) и прямого соперничества (8%).
Сравнение тактик поведения в конфликтной ситуации у респондентов юношеского возраста с опытом социального обучения в ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом среди лидеров женского пола чаще встречается компромисс и сотрудничество, а респонденты мужского пола предпочитают тактики компромисса и приспособления (х2=32,49; р<0,01).
Среди лидеров-юношей с опытом социального обучения в ОШМЛ «Комсорг» (постоянно проживающих в загрязненных радиацией районах) соперничество преобладающей тактикой поведения в конфликтной ситуации избрали 7%, а 22% предпочитает тактику избегания. 14% респондентов предпочитает тактику приспособления, таков же удельный вес лидеров мужского пола, ориентирующихся на компромисс. Обнадеживает тот факт, что тактика сотрудничества является преобладающей у данной категории испытуемых (43%). У лидеров юношеского возраста женского пола преобладающими тактиками поведения является сотрудничество и компромисс (соответственно 45% и 31% опрошенных). 6% респондентов ориентированы на приспособление, а 9% - на избегание. Еще 9% девушек-лидеров в конфликте ориентируются на прямое соперничество.
Сопоставление предпочитаемых тактик поведения у лидеров юношеского возраста из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в радиоактивно загрязненных районах показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют чаще всего пользуются компромиссом и сотрудничеством в конфликте в то время, как респонденты мужского пола предпочитают тактики сотрудничества и избегания (х2=15,37; р<0,01).
Выводы. Эмпирическое исследование гендерных особенностей тактики поведения в конфликтной ситуации молодежных лидеров в основном подтверждает выдвинутую гипотезу, в частности:
• предпочитаемая тактика поведения в конфликте у лидеров мужского пола независимо от места их проживания и возраста статистически достоверно отличается от аналогичного показателя респондентов женского пола;
• различия тактик поведения лидеров мужского и женского пола в конфликтных ситуациях опосредована опытом социального обучения в ОШМЛ «Комсорг»;
• различия тактик поведения лидеров мужского и женского пола в конфликте детерминирована различиями социальной ситуации развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте.
Библиографический список
Алифанов С. А. Лидерство в межличностных отношениях в учреждениях интернатного типа (на материале интернатов для математически одаренных детей) : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. М., 1992. 23 с.
Алифанов С. А. Основные направления анализа лидерства // Вопр. психол. 1991. № 3. С. 90-98.
Бендас Т. В. Гендерная психология лидерства. Оренбург, 2000. 167 с.
Бендас Т. В. Психология лидерства : гендерный и этнический аспекты : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05. СПб., 2002. 56 с.
Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М., 2001. 318 с.
Логвинов И. Н. Лидерство в учебных группах в регионах «Чернобыльского следа» : автореф. дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.05. М., 1996. 22 с.
Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980. 160 с.
Чернышев А. С., Сарычев С. В., Лунев Ю. А. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М., 2005. 189 с.
Чернышев А. С., Сарычев С. В., Параметрическая теория коллектива: история создания и тенденции развития [Электронный ресурс] // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2009. № 11. ЦКЬ: http://scientiflc-notes.ru/index.php?page=6&new=11 (дата обращения: 12.09.2010).
Чернышев А. С., Лобков Ю. Л., Сарычев С. В., Скурятин В. И.Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). Воронеж, 2007. 210 с.
Чернышев А. С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп и коллективов) : ав-тореф. дис. ... докт. психол. наук : 19.00.05. М., 1980. 65 с.