УДК 159. 9: 316. 35
ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В УРОВНЯХ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ, УЧИТЕЛЯМ, СВОЕМУ «Я» МОЛОДЕЖНЫХ ЛИДЕРОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА*
© 2012 И. Н. Логвинов
доцент каф. психологии, канд. психол. наук, доцент e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
Эффективное формирование личности современного молодежного лидера невозможно без активного участия в этом процессе педагогов, родителей, а также учета ими в процессе обучения и воспитания эмоционального отношения лидеров к своему «Я». Это предполагает выявление гендерных особенностей системы эмоциональных отношений молодежных лидеров, которые находятся в различных социальных ситуациях, к педагогам, родителям и своему «Я». Социально-психологические аспекты исследуемого феномена, недостаточно изученные с точки зрения динамики социальной ситуации, рассматриваются через призму данных осуществленного автором эмпирического исследования.
Ключевые слова: эмоциональное отношение к родителям и учителям,
эмоциональное отношение к своему «Я», лидерство, лидер, гендер, социальная ситуация развития, развивающая социальная среда.
Проблема. Феномен лидерства, его исследование вот уже более ста лет остается одним из приоритетных направлений в зарубежной и отечественной психологии. Вместе с этим еще в середине восьмидесятых годов прошлого века, по мнению Р. Гриффина, наметился кризис в этой области психологии [Гриффин 1987]. Его представлялось возможным успешно решить за счет внедрения в традиционные теории лидерства новых подходов [Алифанов 1991]. К сожалению, и спустя шестнадцать лет после этого, как отмечает в своей последней работе Р.Л. Кричевский, современная психология лидерства характеризуется множеством точек зрения и большим
количеством известных и малоизвестных теорий [Кричевский 2007]. Построить единую, интегративную теорию лидерства пока не удалось.
В третьем тысячелетии в отечественной социальной психологии возникают и начинают успешно развиваться новые перспективные направления в изучении
лидерства. Одним из них является исследование проблемы влияния гендера на лидерство. Основы этого направления в психологии лидерства были заложены
работами Т.В. Бендас [Бендас 2000].
Анализ зарубежной литературы, осуществленный Т.В. Бендас, показал, что гендерные различия между рядовыми сотрудниками и членами группы нередко уменьшаются или исчезают, когда сравниваются лидеры разного пола, а
закономерности, установленные в американских исследованиях, не всегда подтверждаются в других культурах [Бендас 2002]. Отметим также тот факт, что Т.В. Бендас рассматривает гендерные аспекты лидерства в сочетании с этническими, кроме того, проблема лидерства в молодежных группах и его специфики в ее работах даже не ставится [Бендас 2002; Бендас 2009]. Следовательно, несмотря на
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект 11-16-46002а/Ц
многолетнюю разработку проблемы лидерства, в ней можно найти множество недостаточно изученных аспектов, в том числе и гендерного.
В современной России возрастание интереса к феномену молодежного лидерства в учебных группах связано, прежде всего, с активным решением системы задач по модернизации всех сторон российского общества, по подготовке резерва эффективных менеджеров, которые в ближайшем будущем станут активно осуществлять управление в сфере как экономической, так и социально-политической.
Поэтому представляется актуальной практической потребностью социальнопсихологическая проблема выявления и подготовки лидеров в учебно-воспитательных организациях, что невозможно без изучения уровня развития их эмоционального отношения к учителям, родителям и самим себе.
Целью нашего исследования является изучение гендерных различий в уровнях развития эмоционального отношения к родителям, учителям, своему «я» молодежных лидеров подросткового возраста.
В качестве объекта исследования выступил феномен молодежного лидерства в малой учебной группе.
Респондентами в исследовании были лидеры малых групп - 8-9 классов школ г. Курска и Курской области, а также их сверстники, прошедшие социальное обучение в областной школе молодежных лидеров Курской области (ОШМЛ) «Комсорг» [Чернышев 2007; Сарычев 2009]. Таким образом, в исследовании учитывались гендерная принадлежность испытуемых, место проживания (районы Курской области, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или «чистые» районы), социальное обучение (опыт социального обучения в ОШМЛ «Комсорг» [Чернышев 2007; Сарычев 2009] или его отсутствие).
Предметом исследования являются гендерные различия в уровнях развития эмоционального отношения к родителям, учителям, самому себе молодежных лидеров подросткового возраста.
Статус лидера в малой группе у испытуемых, вошедших в выборку, определялся на основе методики «Карта-схема психолого-педагогической характеристики направленности активности группы» [Чернышев 2009] и испытаний на приборе-модели «Арка» [Чернышев 2005]. Изучение уровня развития эмоционального отношения к учителям, родителям и самим себе осуществлялось при помощи методики «Семантический дифференциал» Ч. Осгуд [Логвинов 1996].
Гипотезой исследования является предположение о том, что гендерные особенности молодежных лидеров подросткового возраста выступают фактором, который детерминирует уровень эмоционального отношения к учителям, родителям и самим себе.
Результаты исследования. Результаты изучения уровня развития показателя эмоционального отношения к учителям у испытуемых из обычных школ, проживающих в «чистых» районах, показывают, что среди лидеров мужского пола подросткового возраста не удалось выявить лиц, которые имели бы низкий уровень развития исследуемого референта. Средний уровень развития эмоционального отношения лидеров к учителям характерен для большинства опрошенных (удельный вес составляет 75%). Кроме того, каждый четвертый подросток (25%) характеризуется высоким уровнем выраженности анализируемого показателя.
Согласно полученным данным, среди подростков - лидеров женского пола нет лиц, которые бы испытывали отрицательное эмоциональное отношение к своим педагогам. Отметим также тот факт, что абсолютное большинство респондентов (92%) обладают средним уровнем развития исследуемого показателя. Высокий же уровень выраженности анализируемого референта характерен только для 8% подростков.
Сравнение уровней развития эмоционального отношения к учителю со стороны лидеров подросткового возраста разного пола из обычных школ, проживающих в «чистых» районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более высокие показатели по сравнению с испытуемыми мужского пола (х2=10,49; р<0,05).
Проанализируем теперь данные, которые описывают уровень развития эмоционального отношения к учителям у испытуемых подросткового возраста из обычных школ, но проживающих в загрязненных районах.
Как следует из полученных эмпирических данных, среди респондентов мужского пола каждый седьмой (15,4%) имеет низкий уровень развития исследуемого референта. А это как раз и означает, что они эмоционально отрицательно относятся к своим педагогам. Однако же средний уровень развития эмоционального отношения лидеров к учителям характерен для 69,2% опрошенных. Кроме того, каждый седьмой подросток (15,4%) характеризуется высоким уровнем выраженности анализируемого показателя.
Среди лидеров женского пола подросткового возраста только 8% испытывают отрицательное эмоциональное отношение к своим педагогам. Отметим тот факт, что абсолютное большинство респондентов (92%) обладают средним уровнем развития исследуемого показателя. Высоким уровнем выраженности анализируемого референта не обладает никто из исследованных.
Сравнение уровней развития эмоционального отношения к учителю подростков разного пола из обычных школ, проживающих в загрязненных районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более высокие показатели по сравнению с испытуемыми мужского пола (Х2=20,96; р<0,01).
Результаты изучения уровня выраженности эмоционального отношения к учителям у лидеров разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, показывают, что среди респондентов мужского пола подросткового возраста не удалось выявить лиц, которые имели бы низкий уровень развития исследуемого референта. Средний уровень развития эмоционального отношения лидеров к учителям характерен для абсолютного большинства опрошенных (их удельный вес составляет 92%). Кроме того, 8% опрошенных характеризуется высоким уровнем выраженности анализируемого показателя.
Среди подростков женского пола тоже нет лиц, которые бы испытывали отрицательное эмоциональное отношение к своим педагогам. Абсолютное большинство респондентов (84%) обладают средним уровнем развития исследуемого показателя. Высокий же уровень выраженности анализируемого референта характерен только для 16% исследованных лидеров женского пола.
Сравнение уровней развития эмоционального отношения к учителю у подростков разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более высокие показатели по сравнению с испытуемыми мужского пола (%2=116,26; р<0,01).
Результаты изучения уровня выраженности эмоционального отношения к учителям у испытуемых разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах показывают, что среди респондентов-подростков мужского пола 4% имеют низкий уровень развития исследуемого референта. Средний уровень развития выраженности отношения к учителям имеют 90% лидеров мужского пола. И только 6% испытуемых характеризуются высоким уровнем развития анализируемого показателя.
Согласно полученным данным никто из лидеров женского пола не имеет низкий уровень развития эмоционального отношения к учителям. У 14% респондентов выявлен средний уровень выраженности исследуемого показателя. Высокий же уровень развития анализируемого референта характерен для 86% испытуемых.
Сравнение уровней развития эмоционального отношения к учителю у лидеров-подростков разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более высокие показатели по сравнению с испытуемыми мужского пола (%2=129,1; р<0,01).
Продолжим анализ гендерного аспекта эмоциональных отношений лидеров описанием их эмоционального отношения к родителям.
Результаты изучения уровня выраженности эмоционального отношения к родителям у испытуемых из обычных школ, проживающих в «чистых» районах, свидетельствуют о том, что среди респондентов-подростков не удалось выявить лиц, которые имели бы низкий уровень развития исследуемого референта. Средний уровень развития эмоционального отношения лидеров мужского пола к родителям характерен почти для каждого третьего опрошенного (их удельный вес составляет 31,3%), у 68,7% испытуемых высокий уровень выраженности анализируемого показателя.
51,3% респондентов женского пола обладают средним уровнем развития исследуемого показателя, высокий уровень выраженности анализируемого референта характерен для 46,9% лидеров.
Сравнение уровней развития эмоционального отношения к родителям со стороны респондентов - подростков разного пола из обычных школ, проживающих в «чистых» районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более низкие показатели по сравнению с испытуемыми мужского пола (х2=9,74; р<0,01).
Проанализируем теперь данные, которые описывают уровень развития эмоционального отношения к родителям у испытуемых из обычных школ, но проживающих в радиоактивно загрязненных районах.
Как следует из полученных эмпирических данных, среди респондентов мужского пола отсутствуют лица, которые имеют низкий уровень развития исследуемого референта. Средний уровень развития эмоционального отношения лидеров к педагогам характерен для абсолютного большинства опрошенных (95%), 5% подростов характеризуется высоким уровнем выраженности анализируемого показателя.
Среди подростков-лидеров женского пола также нет испытывающих отрицательное эмоциональное отношение к своим родителям. Абсолютное большинство респондентов (96%) обладают средним уровнем развития исследуемого показателя, высоким уровнем выраженности анализируемого референта обладает только 4% исследованных.
Сравнение уровней развития эмоционального отношения к родителям со стороны респондентов - подростков разного пола из обычных школ, проживающих в загрязненных районах, показало отсутствие между ними статистически достоверных различий (х2=0,11; р>0,05). При этом наблюдается тенденция к более высокому уровню развития эмоционального отношения к родителям со стороны лидеров женского пола по сравнению с испытуемыми мужского пола.
Результаты изучения уровня выраженности эмоционального отношения к родителям у лидеров разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, показывают, что среди респондентов-подростков мужского пола не удалось выявить лиц, которые имели бы низкий уровень развития исследуемого референта.
Средний уровень развития эмоционального отношения лидеров к родителям характерен для каждого третьего из опрошенных (36%), 64% испытуемых
характеризуется высоким уровнем выраженности анализируемого показателя.
Среди подростков - лидеров женского пола только 8% испытывают отрицательное эмоциональное отношение к своим родителям. Отметим также тот факт, что большинство респондентов (52%) обладают высоким уровнем развития исследуемого показателя. Средний же уровень выраженности анализируемого референта характерен для 40% исследованных лидеров.
Сравнение уровней развития эмоционального отношения к родителям со стороны респондентов - подростков разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры мужского пола имеют более высокие показатели по сравнению с испытуемыми женского пола (х 2=9,45; р<0,05).
Изучение выраженности эмоционального отношения к родителям у лидеров разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, показало, что у респондентов-подростков мужского пола не был выявлен низкий уровень выраженности исследуемого референта. Средний уровень развития эмоционального отношения к родителям имеют 97% лидеров мужского пола. И только 3% испытуемых характеризуются высоким уровнем выраженности анализируемого показателя.
Никто из лидеров женского пола не имеет низкий уровень развития эмоционального отношения к родителям. 98% респондентов обладают средним уровнем выраженности исследуемого показателя. Высокий же уровень развития анализируемого референта характерен только для 2% испытуемых.
Сравнение уровней развития эмоционального отношения к родителям со стороны респондентов - подростков разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, показало отсутствие между ними статистически достоверных различий (х2=0,21; р>0,05). При этом наблюдается тенденция к более высокому уровню развития эмоционального отношения к родителям со стороны лидеров женского пола по сравнению с испытуемыми мужского пола.
Рассмотрим гендерные различия в уровнях выраженности эмоционального отношения лидеров подросткового возраста к самим себе.
Изучение уровня выраженности этого показателя у испытуемых из обычных школ, проживающих в «чистых» районах, показывает, что среди респондентов мужского пола не удалось выявить лиц, которые имели бы низкий уровень развития исследуемого референта. Средний уровень развития эмоционального отношения к себе характерен для 31,3% лидеров. 68,7% подростков характеризуются высоким уровнем выраженности анализируемого показателя.
Среди подростков-лидеров женского пола также не выявлено лиц, которые бы испытывали отрицательное эмоциональное отношение к себе. 33,7% респондентов обладают средним уровнем развития исследуемого показателя. Высокий уровень выраженности анализируемого референта характерен для 66,3% исследованных.
Сравнение уровней развития эмоционального отношения к себе со стороны респондентов - подростков разного пола из обычных школ, проживающих в «чистых» районах, показало отсутствие между ними статистически достоверных различий (х2=0,05; р>0,05). При этом наблюдается тенденция к более высокому уровню развития эмоционального отношения к родителям со стороны лидеров мужского пола по сравнению с испытуемыми женского пола.
Как следует из полученных данных, среди респондентов мужского пола, живущих в загрязненных районах, каждый шестой (18,7%) имеет низкий уровень развития исследуемого референта. А это как раз и означает, что они недооценивают
свои возможности, имеют заниженную самооценку. Однако же средний уровень развития эмоционального отношения лидеров к самим себе характерен для 31,3% опрошенных. Кроме того, каждый второй подросток (50%) характеризуется высоким уровнем выраженности анализируемого показателя.
Согласно полученным данным, среди подростков-лидеров женского пола только 12,5% испытывают отрицательное эмоциональное отношение к своему «Я». Отметим также тот факт, что большинство респондентов (50%) обладают средним уровнем развития исследуемого показателя. Высоким уровнем выраженности анализируемого референта обладает только каждый третий из исследованных (37,5%) лидеров.
Сравнение уровней развития эмоционального отношения к учителю со стороны респондентов - подростков разного пола из обычных школ, проживающих в загрязненных районах, показало отсутствие между ними статистически достоверных различий (х2=7,32; р>0,05). При этом наблюдается тенденция к более высокому уровню развития эмоционального отношения к родителям со стороны лидеров мужского пола по сравнению с испытуемыми женского пола.
Результаты изучения уровня выраженности эмоционального отношения к себе у испытуемых из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, свидетельствуют о том, что среди респондентов мужского пола не удалось выявить лиц, которые имели бы низкий уровень развития исследуемого референта. Средний уровень развития эмоционального отношения лидеров к себе характерен для каждого четвертого из опрошенных (их удельный вес составляет 24%). Однако большинство испытуемых (76%) характеризуется высоким уровнем развития этого показателя.
Среди подростков - лидеров женского пола нет лиц, которые бы испытывали отрицательное эмоциональное отношение к самим себе. Отметим также тот факт, что 28% респондентов обладают средним уровнем развития исследуемого показателя. Высокий же уровень выраженности анализируемого референта характерен для большинства (72%) исследованных.
Сравнение уровней развития эмоционального отношения к себе со стороны респондентов - подростков разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, показало отсутствие между ними статистически достоверных различий (х2=0,42; р>0,05). При этом наблюдается тенденция к более высокому уровню развития эмоционального отношения к себе со стороны лидеров мужского пола по сравнению с испытуемыми женского пола.
Результаты изучения уровня выраженности эмоционального отношения к самому себе у испытуемых из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, показывают, что среди респондентов-подростков мужского пола 24% составляют респонденты, которые имеют низкий уровень выраженности исследуемого референта. Средний уровень развития выраженности отношения к себе имеют также 24% лидеров мужского пола. Но большинство (52%) испытуемых характеризуются высоким уровнем выраженности анализируемого показателя.
Согласно полученным данным, 16% девочек-лидеров имеют низкий уровень развития эмоционального отношения к себе. Это свидетельствует о наличии у них заниженной самооценки. А вот 48% респондентов обладают средним уровнем выраженности исследуемого показателя. Высокий же уровень развития анализируемого референта характерен для 36% испытуемых.
Сравнение уровней развития эмоционального отношения к самим себе со стороны респондентов - подростков разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более низкие показатели по сравнению с испытуемыми мужского пола (х2=12,51; р<0,01).
Выводы. Обобщая данные исследования уровней развития эмоционального отношения к педагогу, к родителям, к своему «Я» со стороны лидеров подросткового разного пола, проживающих в «чистых» и загрязненных районах, из обычных школ и ОШМЛ «Комсорг», можно констатировать:
подростки-лидеры женского пола из обычных школ, независимо от места жительства, имеют более высокие показатели эмоционального отношения к учителю по сравнению с лидерами другого пола (р<0,01);
подростки-лидеры женского пола из ОШМЛ «Комсорг», независимо от места жительства, обладают более высокими показателями анализируемого референта по сравнению с лидерами другого пола (р<0,01);
подростки-лидеры мужского пола из обычных школ и ОШМЛ «Комсорг», независимо от места жительства, отличаются доминирующим средним уровнем развития анализируемого референта;
подростки-лидеры женского пола из обычных школ, независимо от места жительства, и из ОШМЛ «Комсорг», проживающие в «чистых» районах, имеют доминирующим средний уровень развития анализируемого референта;
подростки-лидеры женского пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающие в радиоактивно загрязненных районах, имеют доминирующим высокий уровень развития эмоционального отношения к учителю;
подростки-лидеры женского пола из обычных школ и ОШМЛ «Комсорг», проживающие в радиоактивно загрязненных районах, имеют такие же показатели эмоционального отношения к родителям, как и лидеры другого пола (р>0,05);
подростки-лидеры женского пола из обычных школ и ОШМЛ «Комсорг», проживающие в «чистых» районах, имеют более низкие показатели анализируемого референта по сравнению с лидерами другого пола (р<0,01);
подростки-лидеры мужского пола из обычных школ, независимо от места жительства, и ОШМЛ «Комсорг», проживающие в «чистых» районах, имеют доминирующим высокий уровень развития эмоционального отношения к родителям;
подростки-лидеры мужского пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающие в радиоактивно загрязненных районах, имеют доминирующим средний уровень развития эмоционального отношения к родителям;
подростки-лидеры женского пола из обычных школ, проживающие в «чистых» районах, и ОШМЛ «Комсорг», проживающие в радиоактивно загрязненных районах, имеют доминирующим средний уровень развития анализируемого референта;
подростки-лидеры женского пола из обычных школ, проживающие в радиоактивно загрязненных районах, и ОШМЛ «Комсорг», проживающие в «чистых» районах, имеют доминирующим высокий уровень развития эмоционального отношения к родителям;
подростки-лидеры женского пола из обычных школ, независимо от места проживания, и ОШМЛ «Комсорг», проживающие в «чистых» районах, имеют такие же показатели эмоционального отношения к своему «Я», как и лидеры другого пола (р>0,05);
подростки-лидеры женского пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающие в радиоактивно загрязненных районах, имеют более низкие показатели анализируемого референта по сравнению с лидерами другого пола (р<0,01);
подростки-лидеры мужского пола из обычных школ и ОШМЛ «Комсорг», независимо от места жительства, имеют доминирующим высокий уровень развития эмоционального отношения к себе;
подростки-лидеры женского пола из обычных школ и ОШМЛ «Комсорг», проживающие в «чистых» районах, имеют доминирующим высокий уровень развития анализируемого референта;
подростки-лидеры женского пола из обычных школ и ОШМЛ «Комсорг», проживающие в радиоактивно загрязненных районах, имеют доминирующим средний уровень развития эмоционального отношения к своему «Я».
Библиографический список
Алифанов С.А. Лидерство в межличностных отношениях в учреждениях интернатного типа (на материале интернатов для математически одаренных детей) : автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1992. 23 с.
Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопр. психол. 1991. № 3. С. 90-98.
Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства. Оренбург, 2000. 167 с.
Бендас Т.В. Психология лидерства : гендерный и этнический аспекты : автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. СПб., 2002. 56 с.
Бендас Т.В. Психология лидерства: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. 448 с.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 2001. 318 с.
Логвинов И.Н. Лидерство в учебных группах в регионах «Чернобыльского следа»: автореферат дис. ... канд. психол. наук. М., 1996. 22 с.
Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980. 160 с.
Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А. Аппаратурные методики
психологической диагностики группы в совместной деятельности. М., 2005. 189 с.
Чернышев А.С., Сарычев С.В. Параметрическая теория коллектива: история создания и тенденции развития [Электронный ресурс] // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2009. № 3 (11). ЦКЬ: Ьйр://8с1еп1;11:'1с-по1е8.ш/рё1:У011-15.рё1 (дата обращения: 23.01.2012).
Чернышев А.С. Социально одаренные дети: путь к лидерству
(экспериментальный подход) / А. С. Чернышев, Ю.Л. Лобков, С.В. Сарычев, В.И. Скурятин. Воронеж, 2007. 210 с.
Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности
первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп и коллективов): автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. М., 1980. 65 с.