Научная статья на тему 'Исследование гендерных различий в уровне благоприятности психологической атмосферы для молодежных лидеров'

Исследование гендерных различий в уровне благоприятности психологической атмосферы для молодежных лидеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
573
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА / ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕР / ГЕНДЕР / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / РАЗВИВАЮЩАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Логвинов И. Н.

В статье анализируются гендерные особенности уровня развития психологической атмосферы для молодежных лидеров. Формирование благоприятной психологической атмосферы в молодежных группах невозможно без участия лидеров малых групп. Это предполагает выявление гендерных особенностей психологической атмосферы для молодежных лидеров, которые находятся в различных социальных ситуациях. Социальнопсихологические аспекты исследуемого феномена, недостаточно изученные с точки зрения динамики социальной ситуации, рассматриваются через призму данных осуществленного автором эмпирического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование гендерных различий в уровне благоприятности психологической атмосферы для молодежных лидеров»

УДК 159. 9: 316. 35

ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

В УРОВНЕ БЛАГОПРИЯТНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ

ДЛЯ МОЛОДЕЖНЫХ ЛИДЕРОВ

© 2011 И. Н. Логвинов

доцент каф. психологии, канд. психол. наук, доцент e-mail: Ewredika67@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье анализируются гендерные особенности уровня развития психологической атмосферы для молодежных лидеров. Формирование благоприятной психологической атмосферы в молодежных группах невозможно без участия лидеров малых групп. Это предполагает выявление гендерных особенностей психологической атмосферы для молодежных лидеров, которые находятся в различных социальных ситуациях. Социальнопсихологические аспекты исследуемого феномена, недостаточно изученные с точки зрения динамики социальной ситуации, рассматриваются через призму данных осуществленного автором эмпирического исследования.

Ключевые слова: психологическая атмосфера, лидерство, лидер, гендер,

социальная ситуация развития, развивающая социальная среда.

Проблема. Феномен лидерства, его исследование вот уже более ста лет остается одним из приоритетных направлений в зарубежной и отечественной психологии. При этом еще в середине восьмидесятых годов прошлого века, согласно мнению Р. Гриффина, наметился кризис в этой области психологии [Гриффин 1987]. Его представлялось возможным успешно решить за счет внедрения в традиционные теории лидерства новых подходов [Алифанов 1991]. К сожалению, и спустя шестнадцать лет после этого, как отмечает в своей последней работе Р. Л. Кричевский, современная психология лидерства характеризуется множеством точек зрения и большим количеством известных и малоизвестных теорий [Кричевский 2007]. Построить единую, интегративную теорию лидерства пока не удалось.

Вместе с этим в третьем тысячелетии в отечественной социальной психологии возникают и начинают успешно развиваться новые перспективные направления в изучении лидерства. Одним из них является исследование проблемы влияния гендера на лидерство. Основы этого направления в психологии лидерства были заложены работами Т. В. Бендас [Бендас 2000].

Анализ зарубежной литературы, осуществленный Т. В. Бендас, показал, что гендерные различия между рядовыми сотрудниками и членами группы нередко уменьшаются или исчезают, когда сравниваются лидеры разного пола, а закономерности, установленные в американских исследованиях, не всегда подтверждаются в других культурах [Бендас 2002]. Отметим также тот факт, что исследователь рассматривает гендерные аспекты лидерства в сочетании с этническими, кроме того, проблема лидерства в молодежных группах и его специфики в ее работах даже не ставится [Бендас 2002; 2009]. Следовательно, несмотря на многолетнюю разработку проблемы лидерства, в ней можно найти множество недостаточно изученных аспектов, в том числе и гендерный.

В современной России возрастание интереса к феномену молодежного лидерства в учебных группах связано, прежде всего, с активным решением системы задач по модернизации всех сторон российского общества. Бесспорен тот факт, что именно

динамичные процессы, протекающие в современной экономической и социальнополитической жизни нашей страны, порождают потребность в новых, харизматических лидерах, которые будут способны взять на себя ответственность и возглавить дальнейшее поступательное движение страны вперед в третьем тысячелетии. Известно, что личностные качества являются ведущим фактором успешной реализации лидерских амбиций. Но сами качества личности лидера, в свою очередь, определяются структурой его ценностных ориентаций, которые детерминируют отношение субъекта к наличию определенных личностных свойств [Журавлева 2006].

На эффективность осуществления лидерских функций в группе членства оказывают влияние и ряд других факторов, которые в первую очередь связаны с социально-психологическими характеристиками самих малых групп. По нашему мнению, одной из таких характеристик является психологическая атмосфера, рассматриваемая нами как показатель степени благоприятности группы членства для субъекта, а также как его субъективная удовлетворенность «своей» группой.

Поэтому представляется актуальной практической потребностью социальнопсихологическая проблема выявления и подготовки лидеров в учебных группах в молодежных учебно-воспитательных организациях (вузах, учреждениях среднего профессионального образования, школах, учреждениях дополнительного образования), что невозможно без изучения уровня благоприятности психологической атмосферы для них в группе членства, поскольку это позволяет создавать условия их оптимального функционирования.

Кроме того, исследование социально-психологических механизмов лидерства в малой группе дает возможность углубить изучение групповых феноменов, раскрыть групповые потенциалы и разработать рекомендации по оптимизации учебновоспитательного процесса в школе [Уманский 1980; Чернышев 2005; 2007].

Вследствие этого целью исследования является изучение гендерных различий в уровне благоприятности психологической атмосферы для молодежных лидеров.

В качестве объекта исследования выступил феномен молодежного лидерства в малой учебной группе.

Респондентами в исследовании выступили лидеры малых групп - 8-11 классов школ г. Курска и Курской области, а также их сверстники, прошедшие социальное обучение в областной школе молодежных лидеров Курской области (ОШМЛ) «Комсорг». В качестве зависимой переменной выступала психологическая атмосфера для лидеров молодежных групп. Независимыми переменными были определены гендерная принадлежность испытуемых, их возраст (подростковый или старший школьный), место проживания (районы Курской области, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или «чистые» районы), социальное обучение (опыт социального обучения в ОШМЛ «Комсорг» [Чернышев 2007; Сарычев 2009] или отсутствие такового).

Предметом исследования является психологическая атмосфера в молодежных учебных группах.

Статус лидера в малой группе у испытуемых, вошедших в выборку, определялся на основе методики «Карта-схема психолого-педагогической характеристики направленности активности группы» [Чернышев 2009] и испытаний на приборе-модели «Арка» [Чернышев 2005]. Изучение уровня развития психологической атмосферы осуществлялось при помощи методики Сишора-Ханина [Логвинов 1996].

Гипотезой исследования является предположение о том, что гендерные особенности молодежных лидеров подросткового и юношеского возраста выступают фактором, который детерминирует уровень благоприятности психологической атмосферы в группе членства.

Результаты исследования. Анализ гендерного аспекта благоприятности психологической атмосферы для лидеров начнем с описания результатов исследования респондентов старшего подросткового возраста. Эмпирические данные изучения уровня выраженности изучаемого референта у проживающих в чистых районах испытуемых из обычных школ показывают, что среди респондентов подросткового возраста мужского пола не удалось выявить лиц, которые имели бы высокий уровень развития исследуемого референта. Средний уровень развития психологической атмосферы для молодежных лидеров также не характерен. Отметим тот факт, что все респонденты (100%) характеризуются низким уровнем выраженности анализируемого показателя. Это свидетельствует о том, что психологическая атмосфера в группе очень благоприятна для лидеров мужского пола.

Среди подростков - лидеров женского пола абсолютное большинство (84,4 %) имеют низкий уровень развития психологической атмосферы. Отметим также тот факт, что 15,6 % респондентов обладают средним уровнем развития исследуемого показателя. Высокий же уровень выраженности анализируемого референта у испытуемых отсутствует.

Следовательно, и для абсолютного большинства лидеров женского пола подросткового возраста из этих школ характерна благоприятная психологическая атмосфера.

Сравнение уровней развития психологической атмосферы для проживающих в чистых районах респондентов - подростков разного пола из обычных школ показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют менее благоприятную психологическую атмосферу по сравнению с испытуемыми мужского пола (х2 = 16,92; р<0,01).

Анализ данных, которые описывают уровень развития психологической атмосферы для испытуемых из обычных школ, но проживающих в загрязненных районах, показал, что среди респондентов мужского пола абсолютное большинство имеют в группе членства для себя очень благоприятную атмосферу. Удельный вес таких опрошенных составляет 93,8%. Вместе с этим было установлено, что средний уровень развития психологической атмосферы для молодежных лидеров характерен только для 6,2% исследованных. Никто из подростков не характеризуется высоким уровнем выраженности анализируемого показателя. Таким образом, для абсолютного большинства молодежных лидеров мужского пола характерна преимущественно очень благоприятная психологическая атмосфера.

Кроме того, было установлено, что среди подростков-лидеров женского пола 71% имеют в группе членства очень благоприятную для себя психологическую атмосферу. Отметим также тот факт, что около трети (29%) респондентов обладают средним уровнем развития исследуемого показателя. Высокий же уровень его выраженности не характерен для исследованных.

Сравнение уровней развития психологической атмосферы для проживающих в загрязненных районах респондентов - лидеров подросткового возраста разного пола из обычных школ, , показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют менее благоприятную психологическую атмосферу (х2 = 17,92; р<0,01).

Проанализируем результаты изучения уровня выраженности изучаемого референта у проживающих в чистых районах испытуемых юношеского возраста из обычных школ.

Среди респондентов старшего школьного возраста мужского пола не удалось выявить лиц, которые имели бы высокий уровень развития исследуемого референта. Средний уровень развития психологической атмосферы характерен для 6,3%

молодежных лидеров. Отметим тот факт, что абсолютное большинство респондентов (93,7%) обладают низким уровнем выраженности анализируемого показателя. Это свидетельствует о том, что психологическая атмосфера в группе очень благоприятна для абсолютного большинства лидеров мужского пола.

Отметим также тот факт, что среди старшеклассников - лидеров женского пола в этих школах все испытуемые (100%) имеют низкий уровень развития психологической атмосферы, что свидетельствует о высокой степени благоприятности для них психологической атмосферы.

Сравнение уровней развития психологической атмосферы для респондентов-лидеров разного пола из обычных школ, проживающих в чистых районах, показало отсутствие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют относительно более благоприятную психологическую атмосферу по сравнению с испытуемыми мужского пола (х2 = 3,99; р>0,05).

Изучение уровня развития психологической атмосферы для испытуемых из обычных школ, но проживающих в загрязненных районах, позволило получить данные, согласно которым среди респондентов мужского пола большинство имеют в группе членства для себя очень благоприятную атмосферу. Удельный вес таких опрошенных составляет 64,5%. Кроме этого, было установлено, что средний уровень развития психологической атмосферы характерен для 22,6% исследованных молодежных лидеров. Согласно данным исследования, 12,9% из юношей-лидеров характеризуются высоким уровнем выраженности анализируемого показателя.

Таким образом, для большинства школьных молодежных лидеров мужского пола юношеского возраста (64,5%), проживающих в загрязненных районах, характерна преимущественно очень благоприятная психологическая атмосфера.

Согласно имеющимся данным среди лидеров-девушек каждая четвертая (25%) имеет в группе членства очень благоприятную для себя психологическую атмосферу, каждая вторая (50%) обладает средним уровнем развития исследуемого показателя. Высокий же уровень выраженности анализируемого показателя характерен для 25% исследованных.

Следовательно, для большинства лидеров женского пола этого возраста характерна преимущественно благоприятная психологическая атмосфера.

Сравнение уровней развития психологической атмосферы для старшеклассников разного пола из обычных школ, проживающих в загрязненных районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола относительно лиц мужского пола имеют менее благоприятную психологическую атмосферу (х2=31,64; р<0,01).

Продолжим анализ гендерного аспекта благоприятности психологической атмосферы для лидеров старшего подросткового возраста. Все респонденты (100%) характеризуются низким уровнем выраженности анализируемого показателя, то есть психологическая атмосфера в группе очень благоприятна для лидеров мужского пола. Для всех молодежных лидеров мужского пола подросткового возраста из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в чистых районах, характерна очень благоприятная психологическая атмосфера.

Рассмотрение результатов исследования степени благоприятности психологической атмосферы для девочек-лидеров показало, что среди нихабсолютное большинство (84%) имеют низкий уровень развития психологической атмосферы. Отметим также тот факт, что для каждой шестой из респонденток (16%) характерен средний уровень развития исследуемого показателя. Высокий же уровень выраженности анализируемого референта у испытуемых отсутствует.

Следовательно, для абсолютного большинства лидеров женского пола подросткового возраста из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в чистых районах, характерен преимущественно низкий уровень развития психологической атмосферы. Этот факт свидетельствует о высокой степени благоприятности психологической атмосферы для лидеров женского пола.

Сравнение уровней развития психологической атмосферы для респондентов -подростков разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в чистых районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют относительно более высокие показатели психологической атмосферы по сравнению с испытуемыми мужского пола (х2 = 17,39; р<0,01).

Проанализируем данные, которые описывают уровень развития психологической атмосферы для испытуемых подросткового возраста из ОШМЛ «Комсорг», но проживающих в радиоактивно загрязненных районах.

Как следует из полученных данных, среди респондентов мужского пола абсолютное большинство имеют в группе членства для себя очень благоприятную атмосферу. Удельный вес таких опрошенных составляет 96%. Средний уровень развития психологической атмосферы молодежных лидеров характерен для 4% исследованных. Таким образом, для большинства молодежных лидеров мужского пола подросткового возраста из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, характерна преимущественно очень благоприятная психологическая атмосфера.

Отметим также тот факт, что среди подростков-лидеров женского пола только 68% имеют в группе членства очень благоприятную для себя психологическую атмосферу. Вместе с этим было установлено, что около трети (32%) респондентов обладают средним уровнем развития исследуемого показателя. Высокий же уровень выраженности анализируемого референта не встречается у исследованных. Следовательно, для абсолютного большинства лидеров женского пола подросткового возраста из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, характерна преимущественно очень благоприятная психологическая атмосфера.

Сравнение уровней развития психологической атмосферы для респондентов -подростков разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более высокие показатели психологической атмосферы (х2 = 26,56; р<0,01).

Результаты исследования выраженности изучаемого показателя у испытуемых из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в чистых районах, показали, что среди респондентов юношеского возраста мужского пола нет испытуемых с высоким уровнем развития психологической атмосферы. Средний уровень развития характерен для каждого шестого опрошенного (их удельный вес составляет 16,7%). Отметим тот факт, что абсолютное большинство юношей (83,3%) характеризуются низким уровнем выраженности анализируемого показателя. Это свидетельствует о том, что психологическая атмосфера в группе очень благоприятна для большинства лидеров мужского пола.

Согласно имеющимся данным, среди лидеров женского пола относительное большинство (52%) имеют низкий уровень развития психологической атмосферы. Отметим также тот факт, что для каждой третьей из респондентов (32%) характерен средний уровень развития исследуемого показателя. Высокий же уровень выраженности анализируемого показателя зафиксирован нами у каждой шестой опрошенной (16%). Это свидетельствует о высокой степени благоприятности психологической атмосферы для лидеров женского пола.

Сравнение уровней развития психологической атмосферы для старшеклассников-лидеров разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в чистых районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют относительно более высокие показатели психологической атмосферы по сравнению с испытуемыми мужского пола (х2 = 28,05; р<0,01).

Проанализировав данные, которые описывают уровень развития психологической атмосферы для испытуемых из ОШМЛ «Комсорг», но проживающих в загрязненных районах, можно констатировать, что среди респондентов мужского пола около половины исследованных имеют в группе членства для себя очень благоприятную атмосферу. Удельный вес таких опрошенных составляет 48%. Средний уровень развития психологической атмосферы характерен для каждого третьего опрошенного (32%). Каждый пятый из юношей (20%) характеризуется высоким уровнем выраженности анализируемого показателя. Таким образом, для большинства молодежных лидеров мужского пола юношеского возраста (80%) из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, характерна преимущественно очень благоприятная психологическая атмосфера.

Согласно полученным данным, среди старшеклассников-лидеров женского пола только 4% имеют в группе членства очень благоприятную для себя психологическую атмосферу, немного более половины (56%) респондентов обладают средним уровнем развития исследуемого показателя и 40% девушек имеют высокие показатели, что свидетельствует о неблагоприятной психологической атмосфере для них в группе членства.

Следовательно, для большинства лидеров женского пола (60%) юношеского возраста из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, характерна в целом благоприятная психологическая атмосфера.

Сравнение уровней развития психологической атмосферы для старшеклассников разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более высокие показатели психологической атмосферы (х2 = 50,44; р<0,01).

Выводы. Анализ результатов эмпирического исследования уровня развития психологической атмосферы для молодежных лидеров мужского и женского пола позволяет сделать следующие выводы:

• психологическая атмосфера в группе членства, независимо от социальной ситуации, более благоприятна для лидеров мужского пола по сравнению с лидерами женского пола (р<0,01);

• психологическая атмосфера в группе членства, независимо от наличия социального обучения, более благоприятна для лидеров мужского пола по сравнению с лидерами женского пола (р<0,01);

• респонденты, не прошедшие социальное обучение, с переходом из старшего подросткового возраста к юношескому, независимо от их пола, характеризуются увеличением удельного веса неблагоприятных показателей психологической атмосферы в группе членства;

• для лидеров юношеского возраста, которые не имеют опыта прохождения социального обучения, наблюдается более высокая степень дифференциации психологической атмосферы для лидеров обоего пола, проживающих в загрязненных районах;

• для лидеров юношеского возраста, проживающих в загрязненных районах, имеющих опыт социального обучения, независимо от пола, имеет место более высокая степень дифференциации психологической атмосферы;

• лидеры, проживающие в чистых районах, независимо от пола, имеют более благоприятную для себя психологическую атмосферу по сравнению с испытуемыми из загрязненных районов.

Библиографический список

Алифанов С. А. Лидерство в межличностных отношениях в учреждениях интернатного типа (на материале интернатов для математически одаренных детей): автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1992. 23 с.

Алифанов С. А. Основные направления анализа лидерства // Вопр. психол. 1991. № 3. С. 90-98.

Бендас Т. В. Гендерная психология лидерства: монография. Оренбург, 2000.

167 с.

Бендас Т. В. Психология лидерства : гендерный и этнический аспекты : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2002. 56 с.

Бендас Т. В. Психология лидерства: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. 448 с.

Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2006. 335 с.

Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М., 2001. 318 с.

Логвинов И. Н. Лидерство в учебных группах в регионах «Чернобыльского следа» : автореферат дисс. ... канд. психол. наук. М., 1996. 22 с.

Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980. 160 с.

Чернышев А. С., Сарычев С. В., Лунев Ю. А. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М., 2005. 189 с.

Чернышев А. С. Сарычев С. В. Параметрическая теория коллектива: история создания и тенденции развития [Электронный ресурс] // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2009. № 3 (11). ЦКЬ: Ьйр://8с1еп1;11:'1с-по1е8.ш/рё1:У011-15.рё1 (дата обращения: 12.05.2011)

Чернышев А. С. Лобков Ю. Л., Сарычев С. В., Скурятин В. И. Социально

одаренные дети : путь к лидерству (экспериментальный подход). Воронеж, 2007. 210 с.

Чернышев А. С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп и коллективов) : автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. М., 1980. 65 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.