Научная статья на тему 'Влияние гендерных особенностей на эмоциональное отношение молодежных лидеров юношеского возраста к педагогам, родителям и своему «я»'

Влияние гендерных особенностей на эмоциональное отношение молодежных лидеров юношеского возраста к педагогам, родителям и своему «я» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
289
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СВОЕМУ «Я» / ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕР / ГЕНДЕР / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / РАЗВИВАЮЩАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Логвинов И. Н.

В статье анализируются гендерные особенности эмоционального отношения к родителям, учителям и своему «Я» молодежных лидеров юношеского возраста. При этом учитываются такие факторы, как наличие у лидеров опыта социального обучения, а также социальная ситуация функционирования лидерства. Социально-психологические аспекты исследуемого феномена, недостаточно изученные с точки зрения динамики социальной ситуации, рассматриваются через призму данных осуществленного автором эмпирического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние гендерных особенностей на эмоциональное отношение молодежных лидеров юношеского возраста к педагогам, родителям и своему «я»»

УДК 159. 9: 316. 35

ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ЛИДЕРОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА К ПЕДАГОГАМ, РОДИТЕЛЯМ И СВОЕМУ «Я»

© 2013 И. Н. Логвинов

доцент каф. психологии, канд. психол. наук, доцент e-mail: ewredika67@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье анализируются гендерные особенности эмоционального отношения к родителям, учителям и своему «Я» молодежных лидеров юношеского возраста. При этом учитываются такие факторы, как наличие у лидеров опыта социального обучения, а также социальная ситуация функционирования лидерства. Социально-психологические аспекты исследуемого феномена, недостаточно изученные с точки зрения динамики социальной ситуации, рассматриваются через призму данных осуществленного автором эмпирического исследования.

Ключевые слова: эмоциональное отношение к родителям и учителям,

эмоциональное отношение к своему «Я», лидерство, лидер, гендер, социальная ситуация развития, развивающая социальная среда.

Проблема. Исследование феномена лидерства вот уже более ста лет остается одним из приоритетных направлений в зарубежной и отечественной психологии. Вместе с тем еще в середине восьмидесятых годов прошлого века, согласно мнению Р. Гриффина, наметился кризис в этой области психологии (см.: [Алифанов 1991; Логвинов 1996]). Его представлялось возможным успешно решить за счет внедрения в традиционные теории лидерства новых подходов [Алифанов 1991]. К сожалению, и спустя шестнадцать лет после этого, как отмечает в своей последней работе Р.Л. Кричевский, современная психология лидерства характеризуется множеством точек зрения и большим количеством известных и малоизвестных теорий [Кричевский 2007]. Построить единую, интегративную теорию лидерства пока не удалось.

Вместе с тем в третьем тысячелетии в отечественной социальной психологии возникают и начинают успешно развиваться новые перспективные направления в изучении лидерства. Одним из них является исследование проблемы влияния пола на лидерство [Бендас 2000].

Анализ зарубежной литературы, осуществленный Т.В. Бендас, показал, что гендерные различия между рядовыми сотрудниками и членами группы нередко уменьшаются или исчезают, когда сравниваются лидеры разного пола, а закономерности, установленные в американских исследованиях, не всегда подтверждаются в других культурах [Бендас 2002]. Отметим также тот факт, что Т.В. Бендас рассматривает гендерные аспекты лидерства в сочетании с этническими, кроме того, проблема лидерства и его специфики в молодежных группах в ее работах даже не ставится [Бендас 2002, 2009]. Следовательно, несмотря на многолетнюю разработку проблемы лидерства, в ней можно найти множество недостаточно изученных аспектов, в том числе и гендерного.

В современной России возрастание интереса к феномену молодежного лидерства в учебных группах связано, прежде всего, с активным решением системы задач по модернизации всех сторон российского общества. Это предполагает необходимость подготовки резерва эффективных менеджеров, которые в ближайшем

будущем станут активно осуществлять управление как в экономической сфере, так и в сфере социально-политической.

А это невозможно без выявления гендерных особенностей системы эмоционального поведения молодежных лидеров.

Целью нашего исследования является изучение влияния гендерных особенностей на эмоциональное отношение молодежных лидеров юношеского возраста к педагогам, родителям и к самому себе.

Объектом исследования является феномен молодежного лидерства в малой учебной группе.

В качестве респондентов в исследовании выступили лидеры малых групп - 1011 классов школ г. Курска и Курской области, а также их сверстники, прошедшие социальное обучение в областной школе молодежных лидеров Курской области (ОШМЛ) «Комсорг» [Чернышев 2007; Чернышев, Сарычев 2009]. Общий объем выборки составил 1240 человек. В исследованиях учитывались гендерная принадлежность испытуемых, место проживания (районы Курской области, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, и «чистые» районы), социальное обучение (опыт социального обучения в ОШМЛ «Комсорг» [Чернышев 2007; Чернышев, Сарычев 2009]).

Предметом исследования является влияние гендерных особенностей на эмоциональное отношение молодежных лидеров юношеского возраста к педагогам, родителям и себе.

Статус лидера в малой группе у испытуемых, вошедших в выборку, определялся на основе методики «Карта-схема психолого-педагогической характеристики направленности активности группы» и испытаний на приборе-модели «Арка» [Чернышев 2005]. Изучение уровня развития эмоционального отношения к учителям, родителям и самим себе осуществлялось при помощи методики «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда (см.: [Логвинов 1996]).

Гипотезой исследования является предположение о том, что гендерные особенности молодежных лидеров юношеского возраста выступают фактором, который детерминирует уровень эмоционального отношения к учителям, родителям и своему «Я».

Результаты исследования. Рассмотрим и проанализируем результаты эмпирического исследования эмоционального отношения молодежных лидеров разного пола юношеского возраста к педагогам.

Результаты изучения уровня выраженности эмоционального отношения к учителям у лидеров разного пола из обычных школ, проживающих в «чистых» районах, показывают, что более половины (52,2 %) юношей-лидеров характеризуется высоким уровнем развития анализируемого показателя. Средний уровень развития эмоционального отношения лидеров к учителям характерен для 27,4 % испытуемых. Низкий уровень развития исследуемого референта был выявлен у 20,4 % опрошенных.

Среди лидеров женского пола было выявлено, что относительное большинство респондентов (38,6 %) обладают средним уровнем развития исследуемого показателя. Высокий уровень выраженности анализируемого признака характерен для 30,8 % исследованных. 30,6 % респондентов испытывали отрицательное эмоциональное отношение к своим педагогам.

Сравнение уровней развития эмоционального отношения к учителю со стороны лидеров юношеского возраста разного пола из обычных школ, проживающих в «чистых» районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более низкие показатели по сравнению с испытуемыми мужского пола (х2=9,46; р<0,05).

Проанализируем теперь данные, которые описывают уровень развития эмоционального отношения к учителям у испытуемых юношеского возраста из обычных школ, но проживающих в загрязненных районах.

Среди респондентов мужского пола более половины испытуемых (54 %) характеризуются высоким уровнем выраженности анализируемого показателя; средний уровень развития эмоционального отношения лидеров к учителям характерен для 28 % опрошенных и каждый шестой (18 %) имеет низкий уровень развития данного признака, то есть они эмоционально отрицательно относятся к своим педагогам.

Среди же лидеров женского пола относительное большинство респондентов (40 %) обладают средним уровнем развития исследуемого показателя; высоким уровнем выраженности анализируемого показателя обладает почти каждый третий (32 %) из опрошенных лидеров; 28 % респондентов испытывают отрицательное эмоциональное отношение к своим учителям.

Сравнение уровней развития эмоционального отношения к учителю у респондентов юношеского возраста разного пола из обычных школ, проживающих в загрязненных районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более низкие показатели по сравнению с испытуемыми мужского пола (х2=9,91; р<0,05).

Результаты изучения уровня выраженности эмоционального отношения к учителям у испытуемых из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, свидетельствуют о том, что у 64 % респондентов высокий уровень исследуемого показателя, у 28 % - средний, около 8 % имеют низкий уровень.

Среди старшеклассников - лидеров женского пола нет лиц, которые бы испытывали отрицательное эмоциональное отношение к своим педагогам. 24 % респондентов обладают средним уровнем развития исследуемого показателя. У абсолютного большинства исследованных (их удельный вес составляет 76 %) высокий уровень выраженности анализируемого показателя.

Сравнение уровней развития эмоционального отношения к учителю со стороны респондентов юношеского возраста разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более высокие показатели по сравнению с испытуемыми мужского пола (х 2=9,34; р<0,05).

Изучение выраженности эмоционального отношения к учителям у испытуемых из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, позволило установить, что для большинства молодежных лидеров (68 %) мужского пола юношеского возраста характерен средний уровень развития эмоционального отношения к педагогам. У 32 % юношей низкий уровень развития исследуемого показателя.

Среди лидеров женского пола большинство респондентов (72%) обладают средним уровнем развития исследуемого показателя; высокий уровень выраженности у 20 % девушек-лидеров; 8 % респондентов испытывали отрицательное эмоциональное отношение к своим педагогам.

Сравнение уровней развития эмоционального отношения к учителю со стороны респондентов юношеского возраста разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более высокие показатели по сравнению с испытуемыми мужского пола (х 2=34,5; р<0,01).

Рассмотрим результаты эмпирического исследования эмоционального отношения молодежных лидеров - респондентов юношеского возраста к родителям.

Как следует из полученных данных, среди респондентов-юношей из обычных школ, проживающих в «чистых» районах, низкий уровень развития исследуемого

показателя не был выявлен ни у кого из опрошенных. Средний уровень развития эмоционального отношения лидеров к родителям характерен для 30,1 % испытуемых. Большинство (69,9 %) юношей-лидеров характеризуется высоким уровнем развития анализируемого показателя.

Среди старшеклассников - лидеров женского пола также не было выявлено лиц, которые бы испытывали отрицательное эмоциональное отношение к своим родителям. Большинство респондентов (55,1 %) обладают средним уровнем развития исследуемого показателя. Высокий уровень выраженности характерен для 44,9 % лидеров.

Сравнение уровней развития эмоционального отношения к родителям со стороны респондентов юношеского возраста разного пола из обычных школ, проживающих в «чистых» районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более низкие показатели по сравнению с испытуемыми мужского пола (х2=12,78; р<0,01).

Проанализируем теперь данные, которые описывают уровень развития эмоционального отношения к родителям у испытуемых юношеского возраста из обычных школ, но проживающих в загрязненных районах.

Как следует из полученных данных, все испытуемые мужского пола эмоционально положительно относятся к своим родителям. Заметим также, что средний уровень развития эмоционального отношения лидеров к родителям характерен для абсолютного большинства (95 %) опрошенных. К сожалению, только у 4 % испытуемых высокий уровень выраженности анализируемого показателя.

Среди старшеклассников - лидеров женского пола абсолютное большинство респондентов (97 %) обладают средним уровнем развития исследуемого показателя и только 3 % опрошенных - высоким уровнем.

Сравнение уровней развития эмоционального отношения к родителям респондентов юношеского возраста разного пола из обычных школ, проживающих в загрязненных районах, показало отсутствие между ними статистически достоверных различий (х2=0,15; р>0,05). При этом наблюдается тенденция к более высокому уровню развития эмоционального отношения к родителям у лидеров женского пола по сравнению с испытуемыми мужского пола.

Результаты изучения выраженности эмоционального отношения к родителям у лидеров разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, свидетельствуют о том, что среди респондентов-юношей высокий уровень развития эмоционального отношения лидеров к родителям наблюдается у 66 %, средний уровень развития характерен для 34 % опрошенных.

Среди респондентов-девушек высокий уровень выраженности анализируемого показателя отмечен у большинства (52 %); 42 % респондентов обладают средним уровнем развития исследуемого показателя и 6 % испытывают отрицательное эмоциональное отношение к своим родителям.

Сравнение уровней развития эмоционального отношения к родителям со стороны респондентов юношеского возраста разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более низкие показатели по сравнению с испытуемыми мужского пола (х 2=8,3; р<0,05).

Результаты изучения уровня выраженности эмоционального отношения к родителям у лидеров разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, свидетельствуют о том, что у абсолютного большинства респондентов-юношей (94 %) средний уровень развития исследуемого показателя и только у 6 % испытуемых - высокий уровень.

Среди лидеров женского пола абсолютное большинство респондентов обладают средним уровнем развития исследуемого показателя (их удельный вес составляет 96 %), высокий уровень характерен только для 4 % исследованных.

Сравнение уровней развития эмоционального отношения к родителям со стороны респондентов юношеского возраста разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, показало отсутствие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры, независимо от их пола имеют преимущественно средние уровни развития исследуемого показателя (х 2=0,42; р>0,05), причем наблюдается тенденция к более высокому уровню развития эмоционального отношения к родителям со стороны лидеров женского пола по сравнению с испытуемыми мужского пола.

Проанализируем теперь данные, которые описывают уровень развития эмоционального отношения к самим себе у испытуемых юношеского возраста из обычных школ, но проживающих в загрязненных районах.

Как следует из полученных данных, среди респондентов-юношей 20 % имеют низкий уровень развития исследуемого показателя. Средний уровень выраженности эмоционального отношения к себе имеет абсолютное большинство лидеров мужского пола (80 %). Юношей-лидеров с высоким уровнем развития анализируемого показателя выявлено не было.

Среди девушек-лидеров выявлено 12,5 % респондентов, которые имеют низкий уровень выраженности эмоционального отношения к себе. Каждая вторая из испытуемых (50 %) обладает высоким уровнем развития исследуемого качества. Средний же уровень развития характерен для 37,5 % старшеклассниц-лидеров.

Сравнение уровней развития эмоционального отношения к себе со стороны респондентов юношеского возраста разного пола из этой группы показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более высокие показатели по сравнению с испытуемыми мужского пола (х2=67,1; р<0,01).

Среди респондентов-юношей из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, не удалось выявить лиц, которые имели бы низкий уровень развития исследуемого референта. Средний уровень развития отношения к себе у 28 % лидеров. Примечательно, что абсолютное большинство (72 %) юношей характеризуются высоким уровнем развития анализируемого показателя.

Согласно полученным данным, для большинства лидеров женского пола (64 %) юношеского возраста из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, характерен средний уровень развития эмоционального отношения к себе. Высокий уровень развития анализируемого референта характерен для 36 % старшеклассниц-лидеров.

Сравнение уровней развития эмоционального отношения к себе респондентов юношеского возраста разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более низкие показатели по сравнению с испытуемыми мужского пола (х2=26,09; р<0,01).

Результаты изучения уровня выраженности эмоционального отношения к себе у испытуемых из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, показывают, что 13 % респондентов-юношей имеют низкий уровень развития исследуемого показателя. Средний уровень выраженности эмоционального отношения к себе имеют абсолютное большинство лидеров мужского пола (87 %). К сожалению, не было выявлено юношей-лидеров с высоким уровнем развития анализируемого показателя.

Среди девушек-лидеров нет таких респондентов, которые имели бы низкий уровень развития эмоционального отношения к себе. 38 % испытуемых обладает средним уровнем развития исследуемого качества. У остальных (62 %) высокий уровень развития этого показателя.

Сравнение уровней развития эмоционального отношения к себе со стороны респондентов юношеского возраста разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более высокие показатели по сравнению с испытуемыми мужского пола (х 2=88,5; р<0,01).

Выводы. Обобщим данные исследования уровней развития эмоционального отношения к педагогу, родителям и самому себе у лидеров юношеского возраста разного пола, проживающих в «чистых» и загрязненных районах, из обычных школ и ОШМЛ «Комсорг».

Лидеры-юноши из обычных школ имеют более высокие показатели эмоционального отношения к педагогу по сравнению с лидерами другого пола (р<0,01) независимо от места жительства.

Лидеры-девушки из ОШМЛ «Комсорг» независимо от места жительства обладают более высокими показателями анализируемого референта по сравнению с лидерами другого пола (р<0,01).

У лидеров-юношей из обычных школ, независимо от места жительства, и ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, доминирует высокий уровень развития анализируемого показателя; у лидеров-юношей из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в радиоактивно загрязненных районах, - средний уровень развития эмоционального отношения к учителю.

У лидеров-девушек из обычных школ и ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, преобладает высокий уровень, а у лидеров-девушек, проживающих в радиоактивно загрязненных районах, - средний уровень развития этого показателя.

Лидеры-девушки из обычных школ и ОШМЛ «Комсорг», проживающие в радиоактивно загрязненных районах, имеют такие же показатели эмоционального отношения к родителям, как и лидеры другого пола (р>0,05), а проживающие в «чистых» районах имеют более низкие показатели по сравнению с лидерами другого пола (р<0,01).

У лидеров-юношей из обычных школ, независимо от места жительства, и ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, преобладает высокий уровень развития эмоционального отношения к родителям; у лидеров-юношей из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в радиоактивно загрязненных районах, доминирует средний уровень развития эмоционального отношения к родителям.

У лидеров-девушек из обычных школ, проживающих в «чистых» районах, и ОШМЛ «Комсорг», проживающихв радиоактивно загрязненных районах, доминирует средний уровень развития анализируемого показателя, а у лидеров-девушек из обычных школ, проживающих в радиоактивно загрязненных районах, и ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, преобладает высокий уровень развития эмоционального отношения к родителям.

Лидеры-девушки из обычных школ и ОШМЛ «Комсорг», проживающие в «чистых» районах, имеют более низкие, лидеры-девушки из обычных школ и ОШМЛ «Комсорг», проживающие в радиоактивно загрязненных районах, более высокие показатели эмоционального отшения к себе, чем лидеры другого пола (р<0,01).

У лидеров-юношей из обычных школ и ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, преобладающим является высокий уровень развития

эмоционального отношения к самим себе; у лидеров-юношей из обычных школ и

ОШМЛ «Комсорг», проживающих в радиоактивно загрязненных районах, - средний уровень развития этого показателя.

У лидеров-девушек из обычных школ и ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, доминирует средний уровень, а у проживающих в радиоактивно загрязненных районах - высокий уровень развития эмоционального отношения к себе.

Библиографический список

Алифанов С.А. Лидерство в межличностных отношениях в учреждениях интернатного типа (на материале интернатов для математически одаренных детей) : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. М., 1992. 23 с.

Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопр. психол. 1991. № 3. С. 90-98.

Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства. Оренбург, 2000. 167 с.

Бендас Т.В. Психология лидерства : гендерный и этнический аспекты : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05. СПб., 2002. 56 с.

Бендас Т.В. Психология лидерства: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. 448 с.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 2001. 318 с.

Логвинов И.Н. Лидерство в учебных группах в регионах «Чернобыльского следа» : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. М., 1996. 22 с.

Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980. 160 с.

Чернышев А.С. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, Ю.А. Лунев. М., 2005. 189 с.

Чернышев А.С. Социально одаренные дети: путь к лидерству

(экспериментальный подход) / А.С. Чернышев, Ю.Л. Лобков, С.В. Сарычев, В.И. Скурятин. Воронеж, 2007. 210 с.

Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп и коллективов) : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05. М., 1980. 65 с.

Чернышев А.С., Сарычев С.В. Параметрическая теория коллектива: история создания и тенденции развития [Электронный ресурс] // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2009. № 11. ЦКЬ: http://scientiflc-notes.ru/index.php?page=6&new=11 (дата обращения: 15.10.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.