Научная статья на тему 'Социально-психологическое исследование содержания учебно-физкультурной деятельности студентов НГПУ'

Социально-психологическое исследование содержания учебно-физкультурной деятельности студентов НГПУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ ИНДИВИДА / ЦЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / УЧЕБНО-ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Ирина Владимировна

В статье рассматриваются результаты исследования отношения студентов к учебно-физкультурной деятельности в аспекте его аксиологического содержания. Мировоззренчески представлена картина формирования потребностной и мотивационной сферы человека, основанная на ценностях и ценностных ориентирах. Обоснованы сущностные характеристики использованных методик А. Пейна «Завершение предложения» и теста Б. Баса «Определение общей мотивационной направленности индивида». Дана интерпретация процесса направленности современного студента на самосовершенствование, смыслообразова-ние, стремление к самовыражению и самоутверждению, социальные ориентиры в аспекте их содержания в учебно-физкультурной деятельности. Дана оценка степени общей ценностной направленности студентов (направленность на себя, направленность на дело, направленность на общение) в плане их влияния на физкультурно-образовательные ориентиры. Сформулированы некоторые рекомендации, способные повлиять на содержание учебно-физкультурной деятельности в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическое исследование содержания учебно-физкультурной деятельности студентов НГПУ»

УДК 378.14:796

Яковлева Ирина Владимировна

Кандидат философских наук, доцент кафедры физического воспитания Новосибирского государственного педагогического университета, uhova2005@mail.ru, Новосибирск

социально-психологическое исследование содержания учебно-физкультурной деятельности студентов нгпу

Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследования отношения студентов к учебно-физкультурной деятельности в аспекте его аксиологического содержания. Мировоззренчески представлена картина формирования потребностной и мотивационной сферы человека, основанная на ценностях и ценностных ориентирах. Обоснованы сущностные характеристики использованных методик А. Пейна «Завершение предложения» и теста Б. Баса «Определение общей мотивационной направленности индивида». Дана интерпретация процесса направленности современного студента на самосовершенствование, смыслообразова-ние, стремление к самовыражению и самоутверждению, социальные ориентиры в аспекте их содержания в учебно-физкультурной деятельности. Дана оценка степени общей ценностной направленности студентов (направленность на себя, направленность на дело, направленность на общение) в плане их влияния на физкультурно-образовательные ориентиры. Сформулированы некоторые рекомендации, способные повлиять на содержание учебно-физкультурной деятельности в вузе.

Ключевые слова: направленность индивида, ценности, мотивация, потребности, учебно-физкультурная деятельность.

Yakovleva Irina Vladimirovna

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Physical education Department at Novosibirsk State Pedagogical University, uhova2005@mail.ru, Novosibirsk

socio-psychological study of students' education and sport activities at the novosibirsk state pedagogical university

Abstract.The article under consideration is intended to examine the results of the research concerning students' attitude to educational and sports activities, in terms of the axiological content. The picture of needs forming and human motivational sphere based on values and value orientations is given from the attitudinal dimension. The essential characteristics of the used methods such as "Completion of Proposal" (A. Payne) and the test "The definition of common motivational orientation of the individual "(B. Bass) are justified. The interpretation of modern student focus on self-perfection, aspiration to self-expression and self-assertion as well as the social guidance in terms of their content in the educational and sports activities are given in this article. The degree of common value orientation of students (focus on yourself, focus on education, the focus on communication) is evaluated in terms of their impact on physical training and educational guidance. The paper summarizes some recommendations that can affect the content of the educational and sports activities at the University.

Keywords: orientation of the individual, values, motivation, needs, training and physical education activities.

Наиболее трудноразрешимой проблемой в настоящее время является парадокс: при положительном отношении к факторам здорового образа жизни молодежь на самом деле практически следует данным ориентирам ситуативно, непредсказуемо и иррационально. Причиной этому является

отсутствие устойчивых внутренних побудителей активности, ценностной мотивации и, в целом направленности индивида быть здоровым в классическом представлении. Известно, что на формирование ценностной мотивации индивида влияют как факторы развития социокультурной ситуации, так

и общественное мнение, технологии учебно-воспитательного процесса, пример педагогов, а также психологическая предрасположенность молодого поколения к тем или иным видам физического развития.

Что побуждает человека к действию или бездействию в области физического совершенствования? Какие мотивационные факторы побуждают людей к самостоятельным эффективным занятиям физическими упражнениями? Что могло бы повысить продуктивность физкультурной деятельности учащейся молодежи? Эти вопросы легли в основу нашего исследования, которое проводилось в НГПУ со студентами в возрасте 17-22 лет.

Известно, что технология формирования у студентов ценностно-мотивационного отношения к здоровьесберегающей деятельности строится на рефлексивно-деятель-ностном подходе, который предполагает использование технологий образовательной и воспитательной деятельности, а также на личностных смыслах (стремлении к самосовершенствованию, самоутверждению и самовыражению) и социальных установках. Система педагогических средств и условий, способствующих развитию социально значимых качеств студентов, должна позволить изменить уровень взаимодействия профессорско-преподавательского, административного и студенческого коллективов, позитивно повлиять на развитие каждого молодого человека, его социальную активность. Исследование и разработка критериального аппарата, а также использование комплекса диагностических методик, соответствующих выделенным критериям и показателям, позволяют оценить эффективность созданных условий для обеспечения физического, психического и социального благополучия студентов [1, с. 175]. Актуальность нашего исследования заключается в том, что физкультурная деятельность рассматривается во взаимосвязи с ценностно-смысловым содержанием особенностей проявления интеллектуального, социально-психологического, двигательного компонентов потребностно-мотивационной сферы, определяющих ее эффективность в отношении к занятиям физической культурой.

Прежде чем приступить к анализу полученных исследований, необходимо ми-

ровоззренчески представить картину формирования потребностной и мотивацион-ной сферы человека. Указанные феномены в своей основе имеют ценности как осознаваемые причины, лежащие в основе выбора действий и поступков человека. Ценности (социальные и индивидуальные, современные и традиционные, смыслообразующие и ситуативные) формируют мотивы как совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. Концентрация мотивов образует мотивацию, которая регулирует деятельность психических сил и потребности. Регулирующая сила мотивации проявляется в ее активирующем влиянии на ценности, поддерживающие и стимулирующие интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением цели. Как правило, и ценности, и мотивы, и потребности объединяются в направленности индивида и подчинены одной общей цели.

В нашем исследовании использовались методика А. Пейна «Завершение предложения» и тест Б. Баса «Определение общей мотивационной направленности индивида (ориентационная анкета)». Методика А. Пейна имеет целью выявить определяющие мотивации к учебно-физкультурной деятельности, которые образуются различными ценностями, демонстрирующими отношение индивида к предмету деятельности, к самой деятельности и ее результатам, а главное, к ее социальному смыслу, т.е. для чего нужна эта деятельность обществу и «мне лично» как субъекту деятельности. Использование теста «Определение общей мотивационной направленности индивида (ориентационная анкета)», обусловлено пониманием законов диалектического развития, а именно - закона взаимоотношения общего и частного. В нашем случае «частным» следует считать занятие физкультурой в рамках «общего», т.е. общей жизнедеятельности студента. И поскольку частное во многом определяется общим, то и тест на «Определение направленности индивида» с необходимостью должен раскрыть общие тенденции мотивационной сферы наших респондентов и выявить некоторые причины пониженной мотивации студентов к занятиям физкультурой.

В исследовании приняло участие 312 студентов с 1-го по 4-й курс. Первый вариант нашего исследования выглядит в виде 15 незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, их нужно завершить по своему усмотрению. Предложения сформулированы таким образом, чтобы стимулировать респондентов на ответы, относящиеся к занятиям физической культуры в вузе и способам физического самосовершенствования. Законченные предложения при анализе дифференцируются согласно ценностным разделам или ведущим мотивам здорового образа жизни. Это стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самовыражению, социальные установки (данные подходы к анализу мотивационных проявлений исследуют Е. П. Ильин, Г. К. Селевко, С.В. Ильинский) Выборка позиции «стремление к самосовершенствованию» ранжируется на мотивы осознанные и неосознанные, ситуативные и смыслообразующие. При анализе в большей степени нас интересовал характер и направленность смыслообразующего мотива, т.к. в нем заложено понимание индивидом того социального смысла деятельности, ради которого она была предпринята. К сожалению, ответов, содержащих смыслоо-бразующие мотивы, набралось слишком мало для анализа. Нужно сразу отметить, что начиная с первого курса мотив стремления к самосовершенствованию резко падает (1 курс - 24%, 2 курс - 12%, 3 курс -16%, 4 курс - 25%). Подобная тенденция вполне обоснованно вызывает тревогу, так как резкое падение мотива самосовершенствования как ведущего мотива здорового образа жизни уже на первом курсе (на 2-м курсе этот мотив достигает минимального состояния) указывает на то, что этот мотив никак не поддерживается в течение обучения на 1-м курсе. И только начиная с 3-го курса мотив самосовершенствования начинает подниматься и достигает прежнего состояния на 4-м курсе. Можно сделать вывод, что в течение 4-летнего посещения занятий по физвоспитанию на мотивационный фон физического саморазвития и самосовершенствования, по сути, ничего не повлияло. Именно эти мотивы более, чем другие, реализуются в потребность, а главное, именно они и образуют смыслообразующий мотив,

который движет деятельностью, побуждает к проявлению активности, т.к. в нем заложено понимание индивидом того социального смысла деятельности, ради которого она была предпринята. Смыслообразующий мотив, в отличие от ситуационного, является достаточно устойчивым сознательным побуждением к деятельности. Эти мотивы определенным образом возникают, развиваются, видоизменяются, исчезают. Они динамичны, и это их важнейшее свойство с точки зрения возможности воздействия на их формирование.

Преобладающее значение к учебно-физкультурной деятельности на протяжении всех 4-х курсов имеют социальные установки (1 курс - 43%, 2 курс - 47%, 3 курс - 46%, 4 курс - 40%). Это, как правило, самые общие, широко распространенные в общественном сознании идеи здорового образа жизни, крылатые выражения, общепринятые фразы, касающиеся пользы физического развития. Во многом ценностные социальные установки студентов определены лекционными курсами по физическому воспитанию. Процент стремления к самоутверждению и самовыражению в динамике от курса к курсу остается почти неизменным (1 курс - 33%, 2 курс - 38%, 3 курс - 36%, 4 курс - 37%), хотя для занятий физкультурой и особенно спортом именно этот мотив является определяющим.

Если предметом учебной деятельности являются знания, умения, навыки, то предметом физкультурной деятельности являются всякого рода физические упражнения, направленные на удовлетворение потребностей в саморазвитии и самосовершенствовании. Почему именно эти мотивы так резко стали падать? Причины данного явления было решено определить с помощью ори-ентационной анкеты «Определение направленности индивида. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны 3 варианта ответов, соответствующие 3 видам направленности индивида (направленность на себя, направленность на дело и направленность на общение). Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует

реальности. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно (т.е. «согласен более всего» и «согласен менее всего»).

Анализ полученных результатов по тесту общей направленности показал, что: (Таблица):

1) «меньшая направленность на дело» значительно превалирует над «большей направленность на дело» - это тревожный фактор. Если самостоятельная деловая активность студентов носит инертный характер, в самых общих видах жизнедеятельности и на протяжении всех 4-х курсов, то подобная картина присутствует и на занятиях физкультурой;

2) резкий скачок имеет как «большая», так и «меньшая направленность на общение», причем на 2-м курсе она достигает своего наименьшего значения, и, только на 3-м курсе начинается подъем, и на 4-м курсе достигает своего прежнего значения. На первый взгляд, именно этот фактор (низкая мотивация на общения), является определяющим в направленности к саморазвитию, но с точки зрения возрастных психологических особенностей потребность в общении утрачивает свою актуальность к юношескому возрасту (данная тенденция в большей степени характерна для подростков), когда превалирующее значение имеет деловая ак-

тивность;

3) как большая, так и меньшая направленность на себя с 1-го по 4-й курс движутся, можно сказать, параллельно и даже на 4-м курсе почти совпадают. Это указывает на гармонично развитое самосознание в аспекте направленности на себя. Подобная тенденция обусловлена не только антропоцентризмом, социокультурной ситуацией, но и падением общей мотивации к общению.

По мнению В. А. Гриднева и В. В. Миронова, одной из причин охлаждения студентов к занятиям физкультурой в ВУЗе является противоречие интересов студентов с содержанием учебной программы, согласно которой они должны заниматься тем, что им не нравится. Недостаточный интерес девушек к физкультуре обусловлен, в частности, тем, что направленность и требования этих занятий в большей степени соответствуют ценностным ориентациям юношей. Доминирующим мотивом посещения учебных занятий студентками является формирование красивой фигуры и походки, желание похудеть или просто «поддерживать форму». У части студентов мотив долженствования в отношении посещения занятий отсутствует. Занятия пропускают без всякого сожаления, некоторые сами выбирают себе вид занятий, идут в спортивные секции.

Таблица - Анализ результатов по тесту общей направленности. Б - большая направленность, М- меньшая направленность.

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертирован-ность Б - 34% М -29% Б -34% М-30% Б - 36% М -30% Б - 32% М -34%

Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказание искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Б -40% М -28% Б - 20% М -15% Б - 31% М -27% Б - 42% М -25%

Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Б -26% М -38% Б -24% М -39% Б - 25% М -41% Б - 26% М -41%

Психологическими (субъективными) причинами пропусков занятий по физкультуре являются: отсутствие интереса к урокам физкультуры, это связано с тем, что на них не удовлетворяются потребности и склонности студентов; натянутые или откровенно неприязненные отношения с преподавателем; стеснительность студентов, обусловленная слабым физическим развитием и непосиль-ностью даваемых заданий [9, с. 194].

Ожидаемые результаты нашего исследования в том, что превалирующие ценностные ориентиры студентов в стремлении физического самосовершенствования изменяются с возрастом, формируясь в смыс-лообразующий мотив как устойчивое сознательное побуждение, не подтвердилось. Поскольку социальные установки и возможности самоутверждения и самовыражения в рамках программы физического развития студентов устарели и не имеют результа-тивно-деятельностного характера для большинства студентов. То, что предполагаемая направленность современного студента носит антропоцентричный характер, подтверждается, поскольку количественные показатели этой выборки превалируют над всеми. Данную мотивацию можно использовать для исследований самим индивидом своих особенностей и возможностей, что во многом связано с постижением самого себя и освоением окружающей действительности. Такого рода ориентация имеет два аспекта: направленность на результат и направленность на процесс. Последний с позиций рассматриваемой нами проблемы, представляет собой восхождение развивающейся личности к социальным ценностям, их развитие и углубление в системе физического развития.

С научно-исследовательских позиций важной является инициатива ректора НГПУ П. В. Лепина. В середине 1990-х годов в вузе им была начата работа по созданию здоро-вьесберегающей среды образовательного пространства. В основу идеологии были положены следующие подходы: единая многоуровневая система влияний и условий формирования направленности студента, возможностей для саморазвития и самореализации, содержащихся в пространственном и предметном окружении, а также взаимодействие субъектов образовательного про-

цесса между собой и с культурной средой, где учитывается индивидуальность каждого студента, преподавателя и сотрудника [1, с. 176]. Также большое значение имеет аксиологическая позиция А. Ф. Поповой и А. А. Поповой в аспекте разработки системы управления по ценностям, где ценностный подход занимает прочное место в общем ряду реализуемых в педагогической науке и практике работы высшей школы в области образовательного процесса физического воспитания [10, с. 256]. В соответствии с основными положениями содержания учебно-физкультурной деятельности мы можем рекомендовать следующее:

1. На занятиях физкультурой необходима четкая постановка задач, содержащих ценностный развивающий аспект, что поможет студенту в выработке собственной мотивации к занятию физкультурой. При этом нужно учитывать, что мотивация во многом зависит от ценностно-целевых установок самого преподавателя.

2. Поскольку получение образования и профессиональности в этом возрасте приобретает личностный смысл, то создание организационно-педагогических условий, основанных на разновозрастном формировании учебных групп, определит саморазвивающийся фактор физкультурной деятельности (отдельные аспекты организации образовательного процесса в разновозрастных коллективах рассматривались в диссертационных исследованиях В. В. Давыдова, Л. В. Байбородовой, С. Л. Ильюшкиной, Е В. Кисилевой, Е. И. Павловой, А. А. Смирновой, С. В.Трусова). Мероприятия массового характера, основанные на разновозрастной организации (марафоны, массовые командные игры и т.п.), как правило, стимулируют деловые мотивации студентов, стремление к самостоятельности, инициативности и т.п.

4. Соотнесенность программ по физическому развитию с мировой образовательной практикой, ориентированность на развитие субъектов образовательных систем, куль-турологичность, диверсификационность, инновационность и стабильность [3, с. 32]. В этой связи необходимо предоставить студентам возможность заниматься теми видами физкультурной деятельности, в которых у них наблюдается рост собственных физи-

ческих достижений. Мировая практика высшего образования показывает, что чем более престижным является университет, тем в большей степени реализуется принцип индивидуализации образования.

5. Нужно учитывать, что на мотивацию влияют похвала, моральное поощрение и порицание, наказание, материальное поощрение, соревнование как стимулирующий фактор (причем в большей степени для юношей), присутствие других людей и общественное внимание, успехи и неудачи, социально-психологический климат в группе, эстетическая и прагматическая привлекательность объекта потребности, привлекательность содержания деятельности, наличие перспективы или конкретной цели, прогноз и активность самого студента, функциональные состояния.

6. Идеологическому принципу «Здоровый образ жизни» необходимо предпочесть концепцию «Быть здоровым». Поскольку принцип ЗОЖ носит глобально-миссионерский характер и включает в себя, по сути, все жизненное пространство человека (и экологию, и медицинское обслуживание, и воспитание, и культуру, и питание), а концепция «Быть здоровым» носит вполне оптимистичный, конкретный (с точки зрения здесь и сейчас) характер.

7. Мелкая структура традиционного процесса физического воспитания не позволяет включать в обучение задачи, требующие относительно длительной работы над ними (это ценности и ценностные ориентиры). В связи с этим организация коллективной деятельности студента и преподавателя должна строиться на основе наблюдения, сравнения, группировки, выяснения закономерностей двигательного действия, самостоятельного формулирования выводов по дальнейшему использованию данной развивающей деятельности.

Основная задача педагога физического воспитания - научить студентов основным видам классического физического развития, разработать совместно с ними методику и стимулировать самостоятельную деятельность. Подобному развивающему подходу противопоказано преобладание чисто механических (тренировочных) упражнений. Поэтому занятия необходимо строить таким образом, чтобы учащиеся сами нахо-

дили нужные решения, выводили элементарные правила и алгоритмы выполнения двигательных действий. Для этого учитель должен, по мнению Н. В. Фомичевой, правильно уметь ставить наводящие вопросы, организовывать дискуссию, в процессе которой учащиеся самостоятельно формулируют основные выводы, опираясь на свой собственный двигательный опыт, теоретические знания и своё понимание предмета физического развития. Следует акцентировать внимание студентов на своих индивидуальных особенностях и возможностях, методах, способах достижения поставленной задачи, способствовать формированию их творческого проявления, убеждая в ценностях использования полученных знаний [11, с. 62]. В этой связи необходима выработка четких педагогических технологий, способных обеспечить стопроцентную посещаемость студентами занятий физической культуры.

На процесс ценностного смыслообразо-вания возможно влиять через постановку долгосрочных целей, открытость к культурному содержанию и преодоление антропоцентризма [2, с. 50]. Для этого необходимо преодолеть как давление со стороны общества потребления, навязывающего основной ценностью обладание материальными благами, так и давления со стороны технологий, в аспекте наличия готовых решений, а также увлечение социальными идеологемами типа «Здоровый образ жизни» и т.п. Преодоление должно быть связано с развитием ценностного потенциала индивида, мотивированного как на социально-значимом, так и на личностно-направленном уровне на общепризнанные ценности: жизнь, труд, Отечество, добро (гуманизм), красота.

Библиографический список

1. Айзман Р. И. Организация системы здоро-вьесбережения студенческой молодежи в вузе: роль П.В. Лепина в создании валеологического пространства // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 175-181.

2. Алексеева А. Н. Проблема самостоятельности и смыслообразование у подростков // Психологическая наука и образование. - 2013. -№1. - С. 50-56.

3. Андриенко Е. В. Влияние глобализации на региональную стратегию развития высшего образования // Сибирский педагогический журнал. -2013. - № 5. - С. 31-34.

4. Астафьев В. С. Формирование потребностей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в структуре физической культуры личностей //Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 8. - С. 11-15.

5. Ильин Е. П. Психология спорта. - Спб.: Питер, 2008. - 352 с.

6. Большая энциклопедия психологических тестов. - М. : Эксмо, 2009. - 416 с.

7. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь -М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2006. - 560 с.

8. Огородова Т. В. Мотивационные факторы занятия спортом обучающихся ДЮСШ // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материа-

лы Всероссийской научно-практической конференции, г. Ярославль, 19-21 мая 2011 г. - Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2011. - С. 68-71.

9. Пешков Н. И., Вотчин И. С. Психологические факторы повышения продуктивности физкультурной деятельности: монография. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2001. - 232 с.

10. Попова А. Ф., Попова А. А. Реализация ценностного подхода в образовательном процессе вуза физической культуры // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 4. - С. 256-262.

11. Фомичева Н. В. Технологии и подходы к организации учебного процесса по физической культуре в современной системе физкультурного образования // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 6. - С. 61-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.