Педагогика
УДК372-8 V.V. DONSKOVA*
ББК 75.1
Д67 MOTIVATION AND VALUABLE ATTITUDE
OF STUDENTS TO PHYSICAL TRAINING
Аннотация: в статье представлены материалы исследования по выявлению и обоснованию состояния мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре
Ключевые слова: физическая культура физкультурно-спортивная деятельность, потребности в физическом совершенствовании значимость здоровья.
ВАЛЕРИЯ
ВАЛЕРИЕВНА
ДОНСКОВА*
СОСТОЯНИЕ МОТИВАЦИОННОЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Annotation: the article deals with the research of the author on formation the motivation and valuable attitude of students to physical training.
Key words: physical training, physical training and sport activity, requirements for physical development, the importance of health.
Для педагогической практики важно определить условия и резервы повышения активности и инициативности молодежи в занятиях физической культурой и спортом, установить уровни потребности в физическом самосовершенствовании, наметить путь ее дальнейшего формирования.
Научных публикаций по этому вопросу очень мало, и они в основном направлены на решение частных задач, не отражая комплексного подхода к решению проблемы. Так, Т.Н. Васильева выявила, что сознательно относиться к занятиям физической культурой- значит на всех этапах обучения упражнениям понимать их сущность, осмысливать связи и взаимоотношения отдельных элементов движений. Она показала, что наработка сознательного отношения к деятельности у обучающихся возможно при следующихусловиях: а) предварительное продумывание выполняемых движений; б) последовательная концентрация внимания на основных элементах техники; в) осмысливание собственных движений на основе получаемых ощущений и сопоставления их с объяснениями преподавателя; г) словесные отчеты обучаемых о выполняемых действиях.
С.В. Молчанов, рассматривая мотивы занятий физической культурой, указывает на несколько аспектов: эмоциональный - ощутить приятные переживания, возбуждение, получить удовольствие; познавательный - научиться каким-нибудь спортивным навыкам, узнать новое о спортивной деятельности; прагматический -улучшить физическое развитие; самовоспитание -совершенствовать моральные качества.
Большое влияние на мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культу
* Старший преподаватель кафедры физического воспитания (Рязанский государственныйуниверситет имени С. А. Есенина). E-mail: [email protected].
ре в общекультурномразвитии личности оказывают анатомо-физиологические особенности организма, характерные для данного периода.
Познавательная деятельность студентов отличается продолжением развития теоретического мышления, которое приобретает личностную и творческую направленность. Кроме того, совершенствуются наблюдательность, произвольная память и внимание. Высокого уровня развития достигают волевые качества: самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержка.
Расширение круга личностно значимых эмоционально окрашенных отношений проявляется в так называемых высших чувствах. Усвоение нравственных норм и принципов претворяется в сложную гамму моральных чувств: долга перед обществом и окружающими людьми, сопереживания, дружбы и любви, товарищеской солидарности, патриотизма и интернационализма.
Развивается самосознание, усиливается потребность в самовоспитании, направленном уже не только на исправление тех или иных недостатков и совершенствование положительных качеств, но и на формирование личности в соответствии с имеющимися идеалами, интересами, целями, создаются благоприятные условия для массового привлечения молодежи к активным занятиям физической культурой и спортом.
Значительно изменяется и система доминирующих мотивов выбора вида спорта. Главными для студентов становятся процессуальные мотивы (для физкультурников) и мотивы спортивных достижений (для спортсменов) как отражение осознанного отношения к занятиям -важнейшему средству удовлетворения потребностей в эмоциональной разрядке и самоутверждении. Более разнообразными становятся способы выражения чувств, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций, вызванных кратковременным раздражителем.
Становление личности студентов включает в себя образование устойчивого «Я», поэтому удовлетворение потребности в самоутверждении через занятия физической культурой и спортом видится ими в достижении совершенно конкретных результатові
В студенческом возрасте большая часть учащихся побуждается к занятиям мотивами физического самосовершенствования, что объясняется потребностью в поддержании оп-ределенногоуровня физического развития. Этот уровень (наряду с интелектуальным) продолжает определять статус студентов в ближайшем окружении. Кроме того, из-за большой заг-
руженности учебными заданиями возникает дефицит физической нагрузки.
Немаловажное значение имеют мотивы дружеской солидарности: общение со сверстниками на занятиях физической культуройи спортом имеет совершенно определенные психологические функции как особый канал информации, источник дополнительных знаний, специфический вид деятельности и межличностных отношений и своеобразный вид эмоционального контакта.
Студенты, имеющие определенный стаж занятий физической культуройи спортом, отличаются особой мотивацией. Активные тренировки становятся для них средством совершенствования собственных физкультурно-спортивных умений и навыков, повышения уровня подготовленности, удовлетворения потребности в острых ощущениях, идентификации себя со сверстниками, формирования готовности к сопереживанию, состраданию, возникающим в ответ на действия и поступки товарищей.
Таким образом, в мотивации преобладают две тенденции. Первая, наиболее сильная, связана с потребностью в освоении деятельности со всеми ее эмоциональными, познавательными и процессуальными компонентами, вторая - с потребностью в освоении социальной действительности, межличностных отношений, сохранении и поддержании тесных контактов с окружающими.
Стремление к удовлетворению потребности быть в обществе других людей через занятия физкультурой и спортом ведет к доминированию определенных социальных мотивов, что свидетельствует о возросшей общественной зрелости юношей и девушек.
Эмоциональное благополучие студентов во многом зависит от благоприятного микроклимата в коллективе. Именно занятия физической культурой и спортом в полной мере раскрывают перед ними огромную эмоциональную ценность коллективных дел и совместных усилий.
В соответствии с изменениями в содержании и иерархии мотивов становятся другими и целевые установки. Усиливается дифференциация целевых установок физкультурников и спортсменов. Цели физкультурниковпродолжа-ют носить физкультурно-оздоровительную, а спортсменов - яркую спортивную направленность. Для первых характерны тенденции укрепления здоровья, развития жизненно необходимых физических качеств и активного отдыха. Желание укрепить здоровье, развить силу, ловкость и другие качества доминирует.
Отношение к телосложению и физическим кондициям влияет на самооценку. Известный
Педагогика
Педагогика
американский психолог Р. Зайонк обнаружил зависимость между самоуважением и внешними физическими данными человека, а также совместно с психологом Д. Фелкером заметил существование достоверной положительной связи между самоуважением детей и их восприятием собственного тела.
Физкультурниковпривлекают упражнения по развитию физических качеств. Эти интересы служат и связывают мотивы и перспективы занятий. Чаще всего такая связь возникает у юношей, стремящихся к всестороннему гармоническому развитию.
Студентов-спортсменов привлекают упражнения по овладению и совершенствованию техники и тактики избранного вида спорта. Доминирование этих интересов обусловливается изменением направления мотивов и целей - от процесса деятельности к перспективе занятий спортом.
Можно сделать вывод о том, что взаимосвязь мотивов и целей с перспективой занятий физической культуройи спортом придает интересам студентов более широкий опосредованный характер. Интересы отличаются значительной глубиной и устойчивостью.
Как показали исследования, отношения к физкультурно-спортивной деятельности влияют на особенности межличностных контактов. Последние имеют свои отличительные черты, с которыми приходится считаться. Как ни важны для юности коллективные отношения, они подразумевают соревновательность, борьбу за положение и авторитет.
Занятия физической культурой и спортом способствуют расширению и укреплению контактов студентов со сверстниками. Так, студенты к большинству партнеров по физкультурно-спортивной деятельности показывают положительное либо индифферентное отношение.
Юноши и девушки более строго подходят к мотивировке своих предпочтений. В сфере формальных отношений предпочитают выбирать партнеров, обладающих в первую очередь коллективистскими и деловыми качествами. Основные причины отвержения сверстников: 1) невозможность положиться на них в решающие моменты соревнования или какого-либо упражнения, безответственность; 2) недобросовестное выполнение заданий тренера или преподавателя, создание помех в ходе занятий для других.
В неформальной сфере отношений они предпочитают эмоционально привлекательныхсверст-ников, в основном руководствуютсямотивами взаимной дружбы и общности интересов, коммуникабельностью, веселым нравом.
Исследователи из Германии К. Альтерман и Д. Люненшлосс, изучая проблему отношения учащихся к занятиям физической культурой, рассматривают ее как форму осознания личных и общественных потребностей. Отношение, интерес, мотив к физкультурно-спортивной деятельности, по мнению авторов, формируется на основе врожденных биологических потребностей.
Р.М. Семкин отмечает, что недостаток теоретических знаний значительно снижает уровень их сознательного и активного отношения к занятиям физической культурой Тем не менее, по данным многих авторов, абсолютное большинство студентов заявляют, что их интересует физическая культура. Они систематически смотрят телепередачи на спортивные темы, многие регулярно посещают спортивные соревнования, но интерес этот пассивный, так как чаще всего физкультурой они не занимаются. Таким образом, мотив, сформировавшийся под влиянием родителей и средств массовой информации, не стал убеждением, не превратился в действенный мотив.
У занимающихся физкультурой в той или иной форме основными мотивами, по данным многих исследований, выступают: укрепление здоровья, получение удовольствия от занятий (приятное времяпрепровождение), общение, желание родителей.
У части учащихся мотив обязательности посещения занятий по физкультуреотсутствует они стараются пропускать их, а многие идут в спортивные секции, сами выбирая вид занятий.
Е.П. Ильин отмечает, что психологическими (субъективными) причинами пропусков занятий по физкультуре можно назвать:
- отсутствие интереса к занятиям физкультуры в связи с тем, что на них не удовлетворяются потребности и склонности учащихся;
- натянутые или неприязненные отношения с преподавателем физкультуры;
- стеснительность учащихся, обусловленная слабым физическим развитием и непосильнос-тью заданий (что может вызывать насмешки товарищей).
Таким образом, отношение к учебным занятиям по физическому воспитанию определяется соответствием или несоответствием личностной программы основным установкам учебного процесса, реализуемым через личность преподавателя. Не показатели физической подготовленности студентов определяют мотивы физического самосовершенствования - активность учащихся, их отношение к физкуль-
турно-спортивной деятельности зависят от целей, поставленных преподавателями. В выборе содержания учебного материала и методике преподавания заложены основные возможности повышения у учащихся интереса к занятиям. Особое значение имеет образовательная подготовка по физическому воспитанию, которая должна представлять практически полез-
ный и важный для занимающихся учебный материал, содержащий новые для них сведения. Педагогическое мастерство преподавателя должно проявляться в том, чтобы приходила в движение собственная активность занимающихся, направленная на самосовершенствование, это и будет объективным показателем качества работы преподавателей физической культуры
Педагогика