УДК 378.016:796:37.015.3 ББК 74.48+75.1+88.6
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ: СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ И РОЛЬ В УЧЕБНО-ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Яковлева Ирина Владимировна.
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», доцент кафедры физического воспитания uhova2005@mail. ru.
Дмитриева Татьяна Юрьевна.
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», доцент кафедры физического воспитания dmitrieva79@gmail. com
Аннотация. В статье обсуждаются возможности интегративного анализа исследований волевых проявлений. Дана интерпретация процесса мотивационно-волевой направленности современного студента на самосовершенствование, смыслообразование, стремление к самовыражению и самоутверждению, социальные ориентиры в аспекте их содержания в учебно-физкультурной деятельности. Сформулированы рекомендации, способные повлиять на содержание физического воспитания в вузе.
Ключевые слова: волевая саморегуляция, ценностно-смысловое содержание сознания, формирование жизненной стратегии, смыслообразующий мотив, самоорганизация здорового образа жизни.
STUDYING VOLITIONAL SELF-REGULATION: STRUCTURE, PECULIAR FEATURES AND ROLE IN STUDENTS'
PHYSICAL ACTIVITIES
Yakovleva Irina Vladimirovna.
Novosibirsk State Pedagogical University, Docent of the Chair of Physical Education, [email protected]
Dmitrieva Tatyana Yuryevna.
Novosibirsk State Pedagogical University, Docent of the Chair of Physical Education, [email protected].
Abstract. The article dwells upon the integration analysis potentialities in studying volitional manifestations. Highlighted is an interpretation of the motivation-volition process of contemporary students aimed at self-perfection, sense making, aspiration for self-expression and self-affirmation, as well as social goals, regarding educational physical activities. Formulated are
recommendations that can influence the content of physical education in higher educational institutions.
Key words: volitional self-regulation, value-sense content of mind, life-strategy forming, sense-forming motive, healthy life-style self-organization.
Современный уровень и темп жизни с необходимостью требует от молодого поколения характеристик, которые возможно приобрести, только через волевой опыт, обусловленный не только физическим, но и смыслообразующим, мировоззренческим, ценностно-мотивационным содержанием, который способен изменить человека в онтогенетическом масштабе. В данном случае мы имеем в виду возможность посредством занятий физической культурой развить у студентов потребность в двигательной активности, желание достичь чего-либо невозможного, познать, превзойти и изменить себя или поставить рекорд. Это и планы, связанные с формированием жизненной стратегии, мотивы и потребности, связанные с индивидуальным ростом. Во многом, данные жизненные стратегии, обусловлены, волевой саморегуляцией.
В значительной степени раскрытие проблемы воли было сделано И.М. Сеченовым в его классической работе «Рефлексы головного мозга». Он выделил в произвольности не только физиологические механизмы, но и психологические. При дальнейшем развитии его рефлекторной теории И.П. Павловым психологические механизмы были утеряны, и произвольная регуляция была отождествлена с условно-рефлекторной, и поведение человека во многом приобрело машинообразные черты. В трудах отечественных ученых рефлекторный подход в трактовке волевой регуляции функций и поведения приобрел материалистическое обоснование.
Другое направление сводит волю к произвольной мотивации. Приверженцы такого направления К.Н. Корнилов, Н.Н. Ланге, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн для объяснения сущности воли концентрировали внимание на механизмах сознательного целесообразного поведения (на мотивации и волевой регуляции). В их трактовке волевое действие всегда опосредовано сложной работой сознания - осознанием побуждений к действию (как мотив) и его результата (как цели). Еще один подход, касающийся связи мотивации и воли использовали Д.Н. Узнадзе, К.М. Гуревич, А.Н. Леонтьев, которые рассматривали развитие произвольного поведения в контексте дифференциации мотивационной сферы. Так, Д.Н. Узнадзе, побуждение к любому действию связывал с наличием установки к действию (намереньем). Эта установка, возникающая в момент принятия решения и лежащая в основе волевого поведения, создается воображаемой или мыслимой ситуацией. За волевыми установками скрываются потребности человека, которые хотя и не переживаются им в данный момент, но лежат в основе решения о действии.
Третье направление в качестве основного механизма воли рассматривает преодоление трудностей и препятствий (А.Ц. Пуни, П.А. Рудик). Это направление трактует волю как «силу воли» (отсюда и характеристика человека как волевого или безвольного). В этом случае, воля и мотивация отрываются друг от друга. Это направление практически исключает мотивацию в волевой активности человека (поскольку вся воля сведена к проявлению волевого усилия). Четвертое направление, присущее психологии и физиологии сводит волю к речевым приказам, к саморегуляции с участием второй сигнальной системы, к условным рефлексам по словесному сигналу [2].
Теоретические положения исследования волевых проявлений, как мы видим, начались с материалистических подходов, и далее продолжились уже в физиологических, социально-психологических и феноменологических концепциях, представленных ценностно-смысловым содержанием сознания. Понять, что такое воля, можно только соединив эти разные точки зрения. Изложенные подходы к пониманию сущности воли отражают различные ее стороны, обозначают различные ее функции и не противоречат друг другу. В этой связи, понимание воли возможно только на основе учета ее полифункциональности, и как механизма, сознательного и преднамеренного управления человеком своим поведением. Таким образом, воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная волевая саморегуляция.
Теоретические и экспериментальные данные о воле так же представлены в трудах Е.П. Ильина «Психология воли», «Мотивация и мотивы», «Эмоции и чувства», где рассматривается одна и та же проблема - психология произвольного (волевого) управления поведением и деятельностью человека. Автор рассматривает психофизиологические механизмы произвольного управления поведением и деятельностью, самоинициацию произвольных действий, сознательный самоконтроль, волевую регуляцию и волевое усилие (самомобилизация), выделяет важнейшие волевые качества, такие как: самообладание, выдержка, решительность смелость, целеустремленность, настойчивость, терпеливость, упорство, самостоятельность. Отдельное внимание уделяет безвольному поведению и патологии воли. Предлагает разнообразные методы изучения волевых качеств.
Другое важное направление в этом цикле исследований принадлежит выдающемуся отечественному психологу Б.Г. Ананьеву. Для нашего исследования необходимы знания о движущих силах психического развития. Согласно представлениям ученого внутренние волевые противоречия возникают потому, что психические структуры неоднородны. Так, например, уже в психическом процессе дают о себе знать онтогенетические и индивидуально-психофизиологические функции, органические потребности и высшие формы мотивации (познавательные, моральные, эстетические). И еще сложнее,
многокомпонентнее, многоуровневее, эта картина наблюдается в психических свойствах и состояниях. Волевая саморегуляция, в рамках занятий физической культурой, во многом коррелирует с данными положениями, а именно: в возможности студентов быстро переключаться с предметных занятий на занятия физической культурой и спортом, в необходимости постоянно поддерживать жизненный ритм, режим дня и прилагать усилия в самоорганизации здорового образа жизни [1].
Ю.И. Евсеевым - заслуженным работником физической культуры РФ, д.п.н., профессором, академиком трех академий, педагогом с многолетним стажем разработан авторский курс теоретических и практических занятий по физической культуре для нефизкультурных вузов, повышающий статус целенаправленного физического развития выпускников вузов. Для наших исследований его взгляды на целостность человека представляют большую ценность. Целостность человека, с его позиции, проявляется в том, что все его компоненты - физическое состояние и психологическая подготовленность, духовная и эмоционально-волевая сферы, познавательные механизмы, а также мотивационная система находятся в глубокой взаимосвязи и взаимодополнении. Функциональная двойственность мышц (чувствование и движение), функциональная гетерогенность движений и действий обеспечивает не только потенциальную, но и актуальную целостность деятельности, возможности ее развития и совершенствования [4].
Таким образом, исходя из анализа многочисленных источников, так или иначе трактующих волю, как побуждение человека к активности. Мы делаем вывод, что волевая саморегуляция обусловлена различными физиологическими, психологическими, интеллектуальными и социальными механизмами, что обсуждать волевую саморегуляцию представляет возможным только интегрировано.
Применительно к нашему исследованию считаем, что физическая культура как область практической деятельности включает и целенаправленное формирование у молодежи убеждений в необходимости самостоятельного приложения волевых усилий, поскольку ситуация целенаправленных физических усилий требует произвольного управления своим телом, т.е. саморегуляции, основанной на опыте, умениях и знании, слившихся с чувствами и волей. Отсюда, волевая саморегуляция (произвольная и непроизвольная) возможна в реализации субъектом своей активности на основе стремления к физическому совершенству или самоизменению, определяющих его поведение.
Известно, что технология формирования у студентов ценностно-мотивационного отношения к самоорганизации здорового образа жизни строится на рефлексивно-деятельностном подходе, который предполагает использование технологий физической культуры и индивидуального подхода в стремлении к самосовершенствованию. Для более глубокого исследования особенностей волевой саморегуляции студентов мы считаем необходимым обратиться к разностороннему анализу волевых проявлений.
На наш взгляд исследовать факторы, побуждающие студентов к самоорганизации здорового образа жизни необходимо во взаимосвязи с ценностно-смысловым содержанием особенностей проявления интеллектуального, социально-психологического, двигательного компонентов, а так же потребностно-мотивационной сферы, определяющей ее эффективность в отношении к занятиям физической культурой.
Прежде чем приступить к анализу полученных исследований, необходимо мировоззренчески представить картину формирования потребностной и мотивационной сферы человека. Указанные феномены в своей основе имеют ценности как осознаваемые причины, лежащие в основе выбора действий и поступков человека. Ценности (социальные и индивидуальные, современные и традиционные, смыслообразующие и ситуативные) формируют мотивы как совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. Концентрация мотивов образует мотивацию, которая регулирует деятельность психических сил и потребностей. Регулирующая сила мотивации проявляется в ее активирующем влиянии на ценности, поддерживающие и стимулирующие интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением цели.
Анализ проективной методики исследования мотивов к занятиям физической культурой, в которой приняли участие 312 студентов, показал, что начиная с первого курса, мотив стремления к самосовершенствованию резко падает [6]. Подобная тенденция вполне обоснованно вызывает тревогу, так как резкое падение мотива самосовершенствования как ведущего мотива здорового образа жизни уже на первом курсе (на 2-м курсе этот мотив достигает минимального состояния) указывает на то, что этот мотив никак не поддерживается в течение обучения на 1-м курсе. И только, начиная с 3-го курса, мотив самосовершенствования начинает подниматься и достигает прежнего состояния на 4-м курсе. Можно сделать вывод, что в течение 4-летнего посещения занятий по физическому воспитанию на мотивационный фон физического саморазвития и самосовершенствования, по сути, ничего не повлияло. Тем не менее эти мотивы более, чем другие, реализуются в потребность, а главное, именно они и образуют смыслообразующий мотив, который движет деятельностью, побуждает к проявлению активности, т.к. в нем заложено понимание индивидом того социального смысла деятельности, ради которого она была предпринята.
Преобладающее значение для физического воспитания студенческой молодежи на протяжении всех 4-х курсов имеют социальные установки. Это, как правило, самые общие, широко распространенные в общественном сознании идеи здорового образа жизни, крылатые выражения, общепринятые фразы, касающиеся пользы физического развития. Во многом социальные установки студентов определены лекционными курсами по физической культуре. Процент стремления к
самоутверждению и самовыражению в динамике от курса к курсу остается почти неизменным, хотя для занятий физкультурой и особенно спортом именно этот мотивы являются определяющими.
Другое исследование с использованием анкеты «Определение общей мотивационной направленности индивида (ориентационная анкета)» [6], с той же аудиторией студентов, было обусловлено пониманием законов диалектического развития, а именно - закона взаимоотношения общего и частного. В данном случае «частным» следует считать занятие физкультурой в рамках «общего», т.е. общей жизнедеятельности студента. И поскольку частное во многом определяется общим, то и тест на «Определение направленности индивида» с необходимостью должен раскрыть общие тенденции мотивационной сферы наших респондентов и выявить некоторые причины пониженной мотивации студентов к занятиям физкультурой, как средству, направленному на удовлетворение потребностей в двигательной активности, саморазвитии и самосовершенствовании. Почему именно эти мотивы так резко стали падать? Анализ полученных результатов по тесту общей направленности показал, что:
1) «меньшая направленность на дело» значительно превалирует над «большей направленностью на дело» - это тревожный фактор. Если самостоятельная деловая активность студентов носит инертный характер, в самых общих видах жизнедеятельности на протяжении всех 4-х курсов, то подобная картина присутствует и на занятиях физкультурой;
2) резкий скачок имеет как «большая», так и «меньшая направленность на общение», причем на 2-м курсе она достигает своего наименьшего значения, только на 3-м курсе начинается подъем, и на 4-м курсе достигает своего прежнего значения. На первый взгляд, именно этот фактор - низкая мотивация на общение, является определяющим в направленности к саморазвитию. Но с точки зрения возрастных психологических особенностей, потребность в общении утрачивает свою актуальность к юношескому возрасту (данная тенденция в большей степени характерна для подростков), когда превалирующее значение имеет деловая активность;
3) как большая, так и меньшая направленность на себя (Я) с 1-го по 4-й курс движутся, можно сказать, параллельно и даже на 4-м курсе почти совпадают. Это указывает на гармонично развитое самосознание в аспекте направленности на себя. Похоже, подобная тенденция обусловлена не только антропоцентризмом, культивируемым массовой культурой, но и указывает на то, что современный студент требует к себе индивидуального внимания, понимания его особенностей.
Одной из причин «охлаждения» студентов к физической культуре в ВУЗе является противоречие интересов студентов с содержанием учебной программы, согласно которой они должны заниматься тем, что им не нравится. Недостаточный интерес девушек к физкультуре обусловлен, в частности, тем, что направленность и требования этих занятий в большей
степени соответствуют ценностным ориентациям юношей. Доминирующим мотивом посещения учебных занятий студентками является формирование красивой фигуры и походки, желание похудеть или просто «поддерживать форму». У части студентов мотив долженствования в отношении посещения занятий отсутствует, занятия пропускают без всякого сожаления, при этом, некоторые сами выбирают себе спортивные секции, фитнес-клубы, увлекаются хореографией, туризмом. Психологическими (субъективными) причинами пропусков занятий по физкультуре является отсутствие интереса к традиционной физкультуре. Это связано с тем, что на занятиях физкультурой не удовлетворяются потребности и склонности студентов, диктующие новой культурой; натянутые или откровенно неприязненные отношения с преподавателем; стеснительность студентов, обусловленная слабым физическим развитием и непосильностью заданий.
Ожидаемые результаты нашего исследования (проективная методика) в том, что превалирующие ценностные ориентиры студентов в стремлении физического самосовершенствования изменяются с возрастом, формируясь в смыслообразующий мотив как устойчивое сознательное побуждение, не подтвердилось. Поскольку, социальные установки и возможности самоутверждения и самовыражения в рамках программы физического развития студентов устарели и не имеют результативно-деятельностного характера для большинства студентов. То, что предполагаемая направленность современного студента носит антропоцентричный характер, подтверждается, поскольку количественные показатели этой выборки превалируют над всеми. Данную мотивацию можно использовать для исследований самим индивидом своих особенностей и возможностей, что во многом связано с постижением самого себя и разработке индивидуальной траектории физического развития или оздоровления.
Принимая во внимание низкую деловую активность, следует ожидать от студентов покорную направленность на процесс, постоянную смену ценностей, низкую ориентацию на результат и, как правило, отсутствие потребности в саморазвитии. Последнее, с позиций рассматриваемой нами проблемы, демонстрирует низкий волевой потенциал.
Исследование, проведенное с группой студентов «со стажем» (21 чел.), занимающиеся фитнесом от двух до шести лет, было основано на мотивационно-волевой и рефлексивной модели, в аспекте противоречивых ценностно-образующих тенденций. Общее количество студентов, посещающих фитнес-центр Новосибирского государственного педагогического университета, оставляет примерно 300 человек. Данное исследование, проведенное в ноябре 2014 г., обусловлено необходимостью использования не только индивидуального подхода, но и возможностью найти скрытые закономерности и механизмы преодоления внешних и внутренних препятствий и трудностей, имеющих ценностно-смысловой и
мотивационно-волевой характер. Зачастую они социально и психологически обусловлены и носят конфликтный характер. На основании данных мы сделали корреляционный анализ двух методик -проективной методики исследования личности и методики самооценки волевых качеств Н.Е. Стамбуловой [5].
Анализ ценностного содержания мотивов студенток включает следующее содержание: ценности материальные, ценности физические, социально-педагогические, психологические, культурные и смыслообразующие мотивы. Именно они лежат в основе волевой саморегуляции. Оценка влияния физической культуры во многом зависит от мотивирующего фактора, зависящего от целеполагания. Поэтому, методика самооценки волевых качеств студентов Н.Е. Стамбуловой имеет целью определить не только уровень развития собственных волевых качеств по параметрам выраженности и генерализированности, но и определить ярко представленный на общем уровне ценностный ориентир для выработки и поддержания устойчивой мотивации к тренировкам. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость основных его признаков, под генерализированностью - универсальность качества, то есть широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности. С помощью самооценки были исследованы такие волевые качества как: целеустремленность, смелость и решительность, настойчивость и упорство, самостоятельность и инициативность, самообладание и выдержка. Предварительный анализ анкет выявил двух «проблемных» студенток (из 21), нуждающихся в специальном психолого-педагогическим сопровождении, так как, их самооценки были слабо выражены, что обусловлено, скорее всего, отсутствием опыта переживаний волевого напряжения.
Общий уровень самооценки собственных волевых качеств по параметрам выраженности и генерализированности девушек, занимающихся фитнесом, представлен в виде лепесткового графика. В целом волевые качества характеризуются средним позитивным уровнем (лепесток находится в позитивном диапазоне графика), ни одна из качественных характеристик не попадает в отрицательную зону. Общей превалирующей волевой характеристикой студентов является целеустремленность, что позволяет привязать целеустремленность студентов (разумеется, на ментальном уровне) к потребности развития физических качеств, двигательных умений и навыков. Подобная привязка позволяет использовать эту особенность как доминирующий мотивирующий фактор [7].
Решая проблему повышения эффективности индивидуальной работы со студентами на основе мотивационно-волевых и ценностных ориентиров, необходимо ответить на вопрос: какими социокультурными установками возможно повлиять на волевые качественные характеристики индивида, учитывая возможность/невозможность студентов преодолевать объективные трудности - отъезды, травмы, нехватку времени, скуку,
стрессы? В этой связи, в процессе работы со студентами, как правило, используется эмоциональный компонент воздействия, поскольку он быстро действует в достижении результата при преодолении трудностей. А вот опереться на прочно сформированную потребностно-ориентированную и организационно-деятельностную компетентность в области самоорганизации здорового образа жизни возможно, на основе самопознания, наличии опыта в приложении волевых усилий и самореализации. Главными особенностями волевой саморегуляции, способной повлиять на самоорганизацию здоровьесбережения, следует считать самопознание, самопринуждение, самомобилизацию, способность не только хотеть (ставить цель), но и действовать, уметь придавать деятельности определенный смысл.
Библиографический список:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 288 с.
2. Айзман Р.И., Кривощеков С.Г. Основы психофизиологии: Учебное пособие / Р.И. Айзман, С.Г. Кривощеков. - Новосибирск: СИЦ НГПУ «Гаудеамус», 2012. - 220 с.
3. Астафьев В. С. Формирование потребностей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в структуре физической культуры личностей / В. С. Астафьев, В. В. Борисов // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 8. - С. 11-15.
4. Евсеев Ю.И. Физическая культура \ Ю.И. Евсеев. - Изд. 8-е, испр. -Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 444 с.
5. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 368 с.
6. Яковлева И.В. Социально-психологическое содержание учебно-физкультурной деятельности студентов НГПУ // Сибирский педагогический журнал. Научное периодическое издание. ФГБОУ ВПО «НГПУ» Новосибирск. - 2014. - № 3. -С. 168-174.
7. Яковлева И.В, Кониболоцкая Е.И., Колосова Т.И., Шигаева С.А. Исследование самоорганизации здорового образа жизни студентов вуза в ходе фитнес-тренировок // Сибирский педагогический журнал Научное периодическое издание. ФГБОУ ВПО «НГПУ» Новосибирск. - 2015. - № 3. - С. 165-170.
8. Яковлева И.В. Ценности и ценностные ориентиры в системе высшего образования: монография / И.В. Яковлева. - Усть-Илимск: РИО УИФ КГТУ, 2006. - 148 с.
9. Яковлева И.В., Федорова Н.К.., Маргарян С.Л., Струкова С.А. О проблемах волевой саморегуляции студентов на занятиях физкультурой в вузе (ценностно-образовательный аспект) / Философия образования. - №2 (59), 2015. Новосибирск: Изд. СО РАН, НИИ ФО НГПУ.- С. 201-210.