УДК 159.923.2 Шимке Е.В., Дарижапова М.Н.
Шимке Е.В.
магистрант
Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова
(г. Улан-Удэ, Россия)
Дарижапова М.Н.
кандидат психологических наук, доцент Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова
(г. Улан-Удэ, Россия)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ УВЕРЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В СЕБЕ
Аннотация: в статье представлены особенности социально-психологических тренингов как средства повышения уверенности личности в себе. Уверенность в себе - это одно из важнейших качеств человека, которые влияют на нашу успешность в жизни и позволяют действовать самостоятельно. Социально-психологические тренинги эффективно помогают людям раскрыть в себе потенциал взаимодействия в социуме, представить себя обществу в выгодном свете, а самое главное - они помогают обрести гармонию с самим собой.
Ключевые слова: психологический тренинг, тренинговые группы, уверенность, психологическое воздействие, эффективность.
Исследование проблемы уверенности в себе является актуальным во все времена, так как до сих пор не были искоренены главные причины «нелюбви» к себе. В понимании данной проблемы существуют некоторые теоретические разногласия, так как сам феномен уверенности в себе существует у людей в психологическом факторе, а, как известно, это очень «человеческая» зона,
связанная с эмоциями. Также стоит отметить и то, что сложностью данного феномена является и раскрытие, проявление уверенности в себе его через ряд других понятий, например, смелость, самооценка, воля, решительность, коммуникабельность.
Степень адаптации и успешности в обществе определяется уникальным набором качеств и действий человека, которые, в свою очередь, определяются его установками и убеждениями о себе. На его восприятие себя влияют социальные институты, в которых рос и развивался индивид. Если в семье был не самый благоприятный климат, то велики шансы того, что уже в школе человек будет иметь некоторые проблемы, вследствие чего самооценка, имеющая не самый хороший старт в такой семье, начнет падать с большой скоростью, что уже чревато депрессией и суицидальными мыслями. Одним из важнейших качеств человека, которые влияют на нашу успешность в жизни, является его уверенность в себе, его умение показать себя людям, его умение адекватно видеть самого себя. Обладая этим качеством, человек гораздо легче будет сходиться с другими людьми, выстраивать надежные и длительные отношения. Невозможно понравиться другим, если вы не нравитесь самому себе, а также очень тяжело не показаться окружению высокомерным с неадекватно высокой самооценкой, а это тоже негативно влияет на самореализацию и приводит к регрессу как личностному, так и профессиональному. Это качество - это умение любить себя и принимать себя. Если у человека есть уверенность в себе, его шансы на успех в различных областях жизни значительно возрастают. Однако не каждый способен найти в себе силы на то, чтобы отнестись к себе с вниманием, любовью и уважением, и винить в этом самого человека не стоит, он способен вырастить в себе бережное отношение к себе, когда будет к этому готов.
Развитие личности происходит в общем контексте «жизненного пути» человека, как и говорилось выше в настоящей статье, на самооценку в большей степени влияют родители, семья, а уже потом второстепенные институты. Б.Г. Ананьев же дает такое определение жизненному пути человека: это история
«формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». То есть, жизненный путь имеет определенные периоды или эпизоды, связанные с изменениями в образе жизни, отношениях с другими людьми, переоценке взглядов на мироустройство и т. д. Одним из способов развития и самосовершенствования личности является социально-психологический тренинг (сокращенно - СПТ). Важно отметить, что к тренингу необходимо обращаться в случаях готовности и осознанности проблемы, в случае наличия желания помочь самому себе.
Существует несколько разновидностей тренинга, включающих в себя и сферу маркетинга и продаж, и сферу командообразования или же «тимбилдинга», и управленческие, но нас интересует сугубо социально-психологический тренинг. В таком виде тренинга есть совокупность межличностных отношений с налаживанием связи не только с окружающими, но, в первую очередь, с самим собой.
На наш взгляд, наиболее полную, раскрывающую суть понятия характеристику групповому психологическому тренингу дают Н.Ю. Хрящева и С.И. Макшанова, которые определяют его как «многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организациис целью гармонизации профессиональногои личностного бытия человека» [6]. Под тренинговыми группами понимаются специально созданные, заранее подготовленные и дающие свое согласие на работу тренеров, малые группы, в которых при содействии тренера создается среда с максимально возможным психологическим климатом, позволяющая включится в интенсивное общение и взаимодействие, с целью решения разнообразных психологических проблем членов группы, их самосовершенствование в акмеологическом плане.
Групповая форма проведения тренингов способствует наделению данной формы работы преимуществами, свойственными всем групповым психологическим методикам. В ходе занятия тренинга, обучающиеся
сталкиваются с различными, в том числе абсолютно противоположными собственным видениями мира, точками зрения, они аргументируют собственное мнение, учатся адекватно воспринимать чужое мнения, а также получают и высказывают критические суждения, рефлексируют и фиксируют выводы занятия в памяти, причем все это происходит в благоприятном, грамотном психологическом климате без эмоционального насилия [8].
С.И. Макшанов, в свою очередь, подчеркивает, что тренинг это именно «психологическое воздействие», ведь именно оно отражает ключевую черту тренинговых методик - движение информации от одного участника взаимодействия к другому, позволяющее всем внутри группы эффективно и безопасно развиваться [6]. Он предлагает определять СПТ как многофункциональный метод запланированных изменений психологических параметров личности или группы для гармонизации профессионального и личностного аспектов бытия человека, а А.Э. Цырендоржиев предлагает рассматривать такой тренинг в качестве метода интерактивного обучения, базисом которого является активное взаимодействие субъектов, а также как один из вариантов коммуникативных технологий обучения [8]. А в учебно-методических изданиях социально-психологический тренинг интерпретируется как форма обучения знаниям и умениям в области коммуникации. Психолог Б.Д. Парыгин же определяет СПТ как способ группового консультирования, направленный на привитие навыков «общения в жизни и обществе вообще с соответствующей коррекцией Я-концепции и самооценки» [7].
То есть, основной, фундаментальной чертой определения социально-психологического тренинга у рассмотренных нами авторов можно выделить то, что такой тренинг - взаимодействие определенного круга людей, готовых саморазвиваться в личностном плане, с направляющим их тренером (психологом). Тренинг - это всегда соучастие, а не пассивная рецепция, невозможно достичь хорошего результата, не участвуя при этом в процессе работы с другими участниками и тренером. Именно поэтому психологический тренинг по праву считается одним из самых высокоэффективных методик для
прививания человеку должных мыслей и любви к себе, что отражается и на поведении человека, и на его отношениях с окружающими, которые приобретают более позитивный вид. Активность в данном контексте понимается не только в плане перцепции, но и в плане изменения мотивационно-волевой сферы [3]. Следовательно, преимуществом социально-психологического тренинга является возможность коррекции как личностных характеристик, так и когнитивно-бехивиоральных паттернов, способных изменить жизнь человека в лучшую сторону.
Важно и то, что активность и интенсивность психологического воздействия, которому подвергаются участники в процессе СПТ, составляют основную сложность в процессе работы, так как это может «застопорить» обучение. Неготовые к сильному направляющему психологическому воздействию обучаемые могут начать отторгать это воздействие и оказывать сопротивление, чаще всего неосознанно, борясь со своими внутренними барьерами. По этой причине психологи могут сокращать долю тренингов в своей практике или же отказываться от их проведения в принципе, так как в таком случае результатом не будет доволен никто [3], потому что последствия неудавшегося тренинга могут лишь усугубить ситуацию обучаемого.
Деятельность тренера, как правило, осуществляется в двух направлениях: развитие личности и активизация личности. Активизация личности позволит ей самоизмениться путем анализирования воспринимаемой информации и ответной реакции на те или иные ситуации, а также рефлексию на предмет достижения «акме», вершины своей психологической зрелости и красоты. Роль тренера в СПТ - психологическая поддержка, создание комфортных условий для личностного роста участников тренинга, он следит за развитием личностей обучаемых, фиксирует определенные изменения и старается найти подход к ситуации каждого обучающегося. Психологический тренинг не просто позволяет выработать и проанализировать новый опыт, он нацеливает человека на выработку собственной позиции, осознать себя реального, когда-то «потерянного» под влиянием неблагоприятной среды,
повысить уверенность в себе. Это в свою очередь открывает для человека новые возможности, человек осознает свою ценность и обретает чувство собственного достоинства, собственную значимость.
Эффективность любого вида тренинга определяется соответствием цели тренинга структуре проблематики участников и уникальности опыта тренера, в том числе и в социально-психологическом тренинге, как раз-таки именно в СПТ ярче видны результаты работы, это замечает не только прошедший тренинг, но и все вокруг него, будь то коллеги, одногруппники, родственники и т.д. важно отметить то, что на результаты могут повлиять и внутренняя мотивация участников курса, отношение их друг к другу и, соответственно, отношение к тренеру. Оценка успешности тренинга, как правило, осуществляется через субъективный и объективный показатели. Объективный -это адекватный целям и задачам тренинга психокоррекционный результат. Субъективный же - удовлетворенность участников тренинга, проведенной работой, при этом имеется в виду удовлетворенность как процессом, так и итогами тренинга в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Г.Х. Бакирова предлагает при оценке эффективности тренинга придерживаться следующих принципов, на которые мы опирались:
1) критерии должны отражать цели, задачи и методы тренинга,
2) критерии должны характеризовать комплекс эффектов, достигаемых с помощью тренинга,
3) измерения эффектов тренинга целесообразно проводить как непосредственно после его проведения, так и через некоторое время,
4) следует применять субъективные оценки участников, а также объективные показатели изменений в поведении и деятельности [1].
Человек, сумевший пройти обучение и получивший плодотворные результаты, раскрывший свой истинный потенциал, меняет свою жизнь к лучшему во всех аспектах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бакирова Г.Х. Тренинг управления персоналом /Г.Х. Бакирова - СПб.: Речь. 2009. 400 с;
2. Вачков И.В. Психологический тренинг: методология и методика проведения / И.В. Вачков- М.: Эксмо. 2010. 560 с;
3. Геранюшкина Г.П. Процессуальные проблемы социально-психологического тренинга в вузе / Г. П. Геранюшкина // Психология в экономике и управлении. - 2015. - № 1. - С. 73-76;
4. Горбатова Е.А. Теория и практика психологического тренинга: Учебное пособие / Е.А. Горбатова - СПб.: Речь. 2008. 320 с;
5. Макаров, Ю.В. Психологическое воздействие как социально-психологическая проблема / Ю.В. Макарова // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. - 2014. - № . - С. 43-50;
6. Макшанов, С.И. Психогимнастика в тренинге. Каталог / С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева, Е.В. Сидоренко. - СПб.: Образование, 1996. - 102 с;
7. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы / Б. Д. Парыгин. - СПб.: СПбГУП, 2010. - 533 с;
8. Цырендоржиев, А.Э. Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения / А.Э. Цырендоржиев // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2018. - № 2. - С. 61-64.
Shimke E. V., Darizhapova M.N.
Shimke E.V.
Buryat State University named after Dorji Banzarov (Ulan-Ude, Russia)
Darizhapova M.N.
Buryat State University named after Dorji Banzarov (Ulan-Ude, Russia)
SOCIAL-PSYCHOLOGICAL TRAINING IN SYSTEM OF MODERN
MEANS OF INCREASING PERSONAL CONFIDENCE IN SELF
Abstract: the article presents the features of socio-psychological trainings as a means of increasing personal self-confidence. Self-confidence is one of the most important human qualities that affect our success in life. Training as a form of group psychological influence allows you to deepen knowledge, develop or develop the necessary socio-psychological attitudes, increase self-confidence.
Keywords: socio-psychological training, training groups, self-confidence, psychological impact, effectiveness.