Психология в экономике и управлении. 2015. Т. 7, № 1. С. 73-76
Psychology in Economics and Management, 2015, vol. 7, no. 1, pp. 73-76
УДК 159.9.018
DOI 10.17150/2225-7845.2015.7(1).73-76
Г. П. Геранюшкина
Байкальский государственный университет экономики и права,
г. Иркутск, Российская Федерация
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В ВУЗЕ
Аннотация. Рассматривается реализуемая в педагогическом процессе технология социально-психологического тренинга. Раскрывается сущность понятия «социально-психологический тренинг» как средства развития компетентности в общении, как формы «психологического воздействия», как активной формы обучения. Описывается подход к проблемам, возникающим при применении тренинговой технологии в процессе обучения студентов вуза через их группировку в пять основных блоков: организационно-технический, методический, коммуникативный, субъективный, оценка эффективности.
Ключевые слова. Социально-психологический тренинг, психологическое воздействие, преднамеренное изменение, активные методы обучения, проблемы методические, коммуникативные, организационно-технические, субъективные проблемы.
G. P. Geranyushkina
Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation
PROCEDURAL PROBLEMS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Abstract. The article considers the technology of social and psychological training implemented in pedagogical process; reveals the concept of «social and psychological training» as competence development tools in communication, as the forms of «psychological influence» and as an active form of education; describes the approach to the problems arising with training technology appliance in the process of university students' training through their grouping into 5 main blocks: organizational and technical, methodical, communicative, subjective, efficiency assessment. Keywords. Social and psychological training, psychological influence, deliberate change, active methods of training, methodical, communicative, organizational and technical, subjective problems.
В самом широком смысле под социально-психологическим тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции. Л. А. Петровская [5] рассматривает социально психологический тренинг «как средство развития компетентности в общении», «средство психологического воздействия».
Б. Д. Парыгин [4] говорит о методах группового консультирования, описывая их как активное групповое обучение навыкам общения в жизни и обществе вообще: от обучения профессионально полезным навыкам до адаптации к новой социальной роли с соответствующей коррекцией Я-концепции и самооценки.
В настоящее время для определения тренинга наиболее часто используется термин «психологическое воздействие». В работах С. И. Макшанова [3] показано, что адекват-
ность этого термина определению тренинга как метода можно признать лишь отчасти: как понятия, отражающего именно процесс движения информации от одного участника взаимодействия к другому. Являясь процессуальной характеристикой, понятие «воздействие» не отражает его цель и результат, который определяется с помощью категории изменения. Воздействие само по себе не может служить целью тренинга и его пользователей, которые нуждаются именно в его результате. Предложенный С. И. Макшановым термин «преднамеренное изменение» дает возможность описания всего множества явлений, относящихся к динамике психологических феноменов человека и группы, отражает процессуальные и продуктивные характеристики тренинга, подчеркивает «субъект-субъектный» характер тренинга, эффективность которого связана с принятием ответственности за происходящее в тренинге как ведущим
Психология в экономике и управлении. 2015. Т. 7, № 1. С. 73-76
Psychology in Economics and Management, 2015, vol. 7, no. 1, pp. 73-76
его специалистом, так и участником, заказчиком тренинга.
В связи с этим С. И. Макшанов [3] предлагает определить социально-психологический тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. Наряду с использованием традиционных лекций, семинаров, бесед в социально-психологическом тренинге делается акцент на разработку так называемых активных методов.
Социально-психологический тренинг относится к активным формам обучения, характерной чертой которых является соучастие обучаемых в педагогическом процессе. Тренинг — самая эффективная технология по обучению конкретным навыкам и умениям. Во время тренинга происходит активное взаимодействие студентов как с преподавателем, так и друг с другом. При этом происходит активизация не только перцептивных механизмов, но и мотивационно-волевых, в том числе тех, что обеспечивают сохранение и защиту устойчивых стереотипов мышления и поведения. Поэтому большинство педагогов, использующих в своей практике социально-психологический тренинг, сталкивается с активным сопротивлением обучаемых направленному воздействию. Сопротивление в различных формах его проявления приводит к тому, что педагоги либо сокращают долю активных форм в своей практике, либо вовсе отказываются от них, существенно снижая при этом эффективность усвоения изучаемой дисциплины.
Весьма полезным для преодоления возникающего сопротивления является, на наш взгляд, осознание педагогом идеи непреложности, закономерности возникающего явления, а также анализ проблем, сопутствующих процессу социально-психологического тренинга. Основой для анализа проблем послужила рабочая классификация Э.Э. Линчев-ского [2], дополненная нами. Предлагается сгруппировать процессуальные проблемы следующим образом.
1. Организационно-технические проблемы:
- несоответствие материально-технической базы (помещение, мебель, отсутствие оборудования);
- несоответствие состава группы (группы более 20 или менее 9 человек, игнорирование принципа добровольности участия в группе);
- несоответствие режима работы (продолжительность встреч, опоздания и пропуски занятий, слишком раннее / позднее время);
- ограниченные возможности использования технических средств (недостаток времени для просмотра и анализа видеозаписи).
2. Методические проблемы:
- при использовании поведенческого подхода — излишняя уверенность в совершенности преподаваемых коммуникативных техник. «Когда тренер сосредотачивает внимание на коммуникативном поведении обучаемого и заранее объявляет некоторые из видов этого поведения «умелыми», а другие «неумелыми», он выпускает из виду неповторимость природы каждого человека как уникального существа. Одно и то же поведенческое умение в исполнении одного человека будет выглядеть привлекательным и уместным, для другого участника оно может сделать его вульгарным и смешным»[1];
- при использовании личностно-разви-вающего подхода — коррекция личности без учета ведущей роли макросреды, в которой протекает жизнь человека. Это, по мнению Ю.Н.Емельянова, ведет к рассогласованию изменений, происходящих в индивиде с нормами, ценностями и ролевыми ожиданиями, присущими тому коллективу, в котором ему приходится жить, работать или учиться. Пройдя курс психологического обучения и приобретя уверенность в своей правоте относительно правил человеческого общения, человек может стать источником конфликтов, возникающих при попытках реализовать на практике те или иные идеи, касающиеся межличностных отношений [1];
- наукообразие (злоупотребление иноязычной терминологией, «психологизирование»);
- включение в тренинг неадекватного теоретического и практического материала (чрезмерное стремление к новизне из-за боязни дать известный материал, повториться);
- непонимание механизмов групповой динамики (игнорирование работы по сплочению участников, созданию атмосферы безопасности и поддержки);
- неадекватная роль и позиция преподавателя (например, «передозировка» собственной активности).
3. Коммуникативные проблемы, связанные с необходимостью преодолевать такие явления, как:
Психология в экономике и управлении. 2015. Т. 7, № 1. С. 73-76
Ф
Psychology in Economics and Management, 2015, vol. 7, no. 1, pp. 73-76
- преобладание у кого-либо мотивации, идущей вразрез с целями тренинга, непонимание или неприятие этих целей;
- «контакты без контакта» за счет ориентации участников занятия на себя и неспособности к рефлексии;
- неспособность участников к перевоплощению и идентификации с предложенными ролями (особенно отрицательными);
- «передозировка» активности одних участников и отстраненность других.
4. Субъективные проблемы преподавателя, отражающие особенности его личности:
- «предстартовая лихорадка», неуверенность в себе;
- растерянность, фрустрация, в том числе как реакция на негативизм, фрустрацию обучаемых;
- неспособность взять под контроль возникающие в группе конфликтные отношения;
- использование тренинга для самоутверждения за счет группы;
- необходимость дистанцироваться от поклонников (поклонниц).
5. Проблемы оценки студентами результата занятий, связанные с неудачным выбором критериев эффективности:
- учет достигнутого результата без его сопоставления с упущенными возможностями;
- завышенная оценка за счет эмоционально-развлекательного эффекта;
- оценка квалификации преподавателя по внешним проявлениям его активности;
- случайность, неопределенность запросов у обучаемых, их неспособность квалифицированно судить о предмете оценки.
Разумеется, этот перечень может быть существенно дополнен и детализирован.
Сталкиваясь с подобными проблемами, преподаватель, если он решает продолжать использовать тренинг в своей практике, выбирает один из следующих вариантов реакции:
- преодолевать (подавляя возникающее сопротивление);
- игнорировать;
- обходить;
- использовать (в частности, как повод для корректировки и усовершенствования применяемого метода обучения).
Выбор этот происходит обычно неосознанно, и, к сожалению, последний вариант значительно уступает остальным.
Надеемся, что осознание ситуации выбора и целенаправленная диагностика возникающих проблем повлекут за собой мобилизацию творческих возможностей преподавателей, что, в свою очередь, приведет к дальнейшему развитию тренинга как активному методу обучения в вузе.
Список использованной литературы
1. Вяткин А. П. Психолого-педагогические формы и средства экономической социализации студентов / А. П. Вяткин // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2003. - № 1. - С. 96-106.
2. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. — Л. : Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1985. — 167 с.
3. Линчевский Э. Э. Проблемы, связанные с использованием активных форм обучения. Попытка классификации / Э. Э. Линчевский // Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. — СПб., 2001. — С. 110-112.
4. Макшанов С. И. Психогимнастика в тренинге. Каталог / С. И. Макшанов, Н. Ю. Хря-щева, Е. В. Сидоренко. — СПб. : Образование, 1996. — 102 с.
5. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы / Б. Д. Парыгин. — СПб. : СПбГуП, 2010. — 533 с.
6. Петровская Л. А. Общение — компетентность — тренинг : избр. тр. / Л. А. Петровская. — СПб. : Смысл, 2007. — 688 с.
7. Терехова Т. А. Профессиональная психодиагностика : учеб. пособие / Т. А. Терехова. — Иркутск : Изд-во БГуЭП, 2012. — 347 с.
8. Трофимова Е. Л. Олимпиада как форма повышения познавательной активности школьников в области экономической психологии / Е. Л. Трофимова, К. С. Черемухина // Психология в экономике и управлении. — 2009. — № 1. — С. 85-91.
References
1. Vyatkin A. P. Psychology and pedagogical forms and means of economic socialization of students. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Izvestiya of Irkutsk State Academy of Economics, 2003, no. 1, pp. 96-106. (In Russian).
Психология в экономике и управлении. 2015. Т. У, № 1. С. УЗ-Ув
щ
Psychology in Economics and Management, 2015, vol. У, no. 1, pp. УЗ-Ув
2. Emel'yanov Yu. N. Aktivnoe sotsial'no-psikhologicheskoe obuchenie [Active social and psychological training]. Leningrad State University Publ., 1985. 167 p.
3. Linchevsky E. E. The problems connected with use of active forms of education. Classification attempt. Sovremennye problemy ekonomicheskoi psikhologii i etiki delovogo obshcheniya v trudovoi, upravlencheskoi i predprinimatel'skoi deyatel'nosti. Materialy IV Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii [Modern Problems of Economic Psychology and Ethics of Business Communication in Labour, Administrative and Business Activity. Materials IV of the All-Russian scientific and practical conference]. Saint-Petersburg, 2001, pp. 110-112. (In Russian).
4. Makshanov S. I., Khryashcheva N. Yu., Sidorenko E. V. Psikhogimnastika v treninge. Katalog [Psikhogimnastik in training. Catalog]. Saint-Petersburg, Obrazovanie Publ., 1996. 102 p.
5. Parygin B. D. Sotsial'naya psikhologiya. Istoki i perspektivy [Social psychology. Sources and prospects]. Saint-Petersburg University of the Humanities and Social Sciences Publ., 2010. 533 p.
6. Petrovskaya L. A. Obshchenie — kompetentnost' — trening: izbrannye trudy [Communication — competence — training: chosen works]. Saint Petersburg, Smysl Publ., 2007. 688 p.
7. Terekhova T. A. Professional'naya psikhodiagnostika [Professional psycho-diagnosis]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2012. 348 p.
8. Trofimova E. L., Cheremukhina K. S. the Olympic Games as a form of increase of informative activity of school students in the field of economic psychology. Psikhologiya v ekonomike i upravle-nii = Psychology in Economics and Management, 2009, no. 1, pp. 85-91. (In Russian).
Информация об авторе
Геранюшкина Галина Петровна — кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной и экономической психологии, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Российская Федерация, г. Иркутск, Ленина, 11; e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи
Геранюшкина Г. П. Процессуальные проблемы социально-психологического тренинга в вузе / Г. П. Геранюшкина // Психология в экономике и управлении. — 2015. — T. 7, № 1. — С. 73-76. — DOI : 10.17150/2225-7845.2015.7Щ.73-76.
Author
Geranyushkina, Galina P. — PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Social and Economic Psychology, Baikal State University of Economic and Law, 664003, Irkutsk, Russian Federation, Lenin Str., 11; e-mail: [email protected].
Reference to article
Geranyushkina G. P. Procedural problems of social and psychological training in higher education institution. Psikhologiya v ekonomike i upravlenii = Psychology in Economics and Management, 2015, vol. 7, no. 1, pp. 73-76. DOI: 10.17150/2225-7845.2015.7(1).73-76. (In Russian).