Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЮДЕЙ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЮДЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1436
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / РЕЦЕПЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пожидаева Екатерина Юрьевна, Колеватова Анна Сергеевна

В статье представлены особенности социально-психологических тренингов как метода воздействия на личностные и поведенческие характеристики личности. Тренинг как форма группового психологического воздействия позволяет углубить знания, выработать или развить нужные социально-психологические установки, обозначить векторы работы по развитию навыков ведения межличностной коммуникации. Целью социально-психологического тренинга считается формирование аутопсихологичесой компетентности. Дана типология тренингов с точки зрения компонента структуры психики личности, на который оказывается воздействие. Рассмотрена категория психологического воздействия и представлена типология видов воздействия в контексте тренинговой практики. Автором, помимо прочего, представлены подходы к оценке степени воздействия как уровня эффективности тренинга. Указаны проблемные векторы тренинг практик в современном мире. Тренинг, с одной стороны, является эффективным методом групповой психологической работы, а с другой - представляет собой довольно опасный инструмент оказания психологического воздействия. По этой причине социально-психологический тренинг должен базироваться на научной основе и исследовательских разработках, а грамотный тренер должен уметь дозировать воздействие, оказываемое на обучаемых. При этом тренинг, который не оказывает психологического воздействия в принципе, считать эффективным также нельзя. Следовательно, остро стоит вопрос меры психологического воздействия, которое должно быть оказано на конкретную группу участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING AS A METHOD OF INFLUENCE ON PERSONAL AND BEHAVIORAL CHARACTERISTICS OF PEOPLE

The article presents the features of socio-psychological training as a method of influencing the personal and behavioral characteristics of a person. Training as a form of group psychological impact allows you to deepen knowledge, develop or develop the necessary socio-psychological attitudes, identify vectors of work to develop interpersonal communication skills. The purpose of socio-psychological training is the formation of auto-psychological competence. A typology of trainings is given from the point of view of the affected component of the structure of the personality psyche. The category of psychological influence is considered and the typology of types of influence is presented in the context of training practice. The author, among other things, presents approaches to assessing the degree of impact as a level of training effectiveness. The problematic vectors of training practitioners in the modern world are indicated.Training, on the one hand, is an effective method of group psychological work, and on the other hand, it is a rather dangerous tool for exerting psychological influence. For this reason, socio-psychological training should be based on a scientific basis and research developments, and a competent trainer should be able to dose the impact on trainees. At the same time, training that does not have a psychological impact in principle cannot be considered effective either. Consequently, there is an acute question of the measure of psychological impact that should be exerted on a specific group of participants.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЮДЕЙ»

Социально- психологический тренинг как метод воздействия на личностные и поведенческие характеристики людей

Пожидаева Екатерина Юрьевна,

кандидат педагогических наук, кафедра общеобразовательных дисциплин ФГБОУ ВО Курская ГСХА им. И.И. Иванова E-mail: pozhidaeva.e.yu@yandex.ru

Колеватова Анна Сергеевна,

аспирант кафедры психологии здоровья и нейропсихологии ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, медицинский психолог, ОБУЗ «Курская клиническая психиатрическая больница имени святого великомученика и целителя Пантелеимона» E-mail: emelianova2015@mail.ru

В статье представлены особенности социально-психологических тренингов как метода воздействия на личностные и поведенческие характеристики личности. Тренинг как форма группового психологического воздействия позволяет углубить знания, выработать или развить нужные социально-психологические установки, обозначить векторы работы по развитию навыков ведения межличностной коммуникации. Целью социально-психологического тренинга считается формирование аутопсихологичесой компетентности. Дана типология тренингов с точки зрения компонента структуры психики личности, на который оказывается воздействие. Рассмотрена категория психологического воздействия и представлена типология видов воздействия в контексте тренинговой практики. Автором, помимо прочего, представлены подходы к оценке степени воздействия как уровня эффективности тренинга. Указаны проблемные векторы тренинг практик в современном мире.

Тренинг, с одной стороны, является эффективным методом групповой психологической работы, а с другой - представляет собой довольно опасный инструмент оказания психологического воздействия. По этой причине социально-психологический тренинг должен базироваться на научной основе и исследовательских разработках, а грамотный тренер должен уметь дозировать воздействие, оказываемое на обучаемых. При этом тренинг, который не оказывает психологического воздействия в принципе, считать эффективным также нельзя. Следовательно, остро стоит вопрос меры психологического воздействия, которое должно быть оказано на конкретную группу участников.

Ключевые слова: тренинг, социально-психологический тренинг, психологическое воздействие, рецепция, коммуникация, личностный тренинг.

о с

U

см см о см I—

Феномен тренингов проник в поле российской психологической науки и практики относительно недавно. Первыми из отечественных исследователей, которые апробировали и импле-ментировали тренинговые техники, представленные в науке западных стран, стали представители ленинградской психологической школы (конец 1980-х - начало 1990-х гг.). До этого момента концепция тренинга рассматривалась только в контексте переводных зарубежных изданий (в частности, «настольной книгой» по тренингам для русских ученых стала работа К. Рудестама «Групповая психотерапия», переведенная и опубликованная в 1990 г.). По мнению некоторых специалистов, фундаментальным трудом, заложившим теоретические основы российской методологии социально-психологического тренинга, является работа Л. Петровской (1982 г.). Первой отечественной книгой, посвященной практическим аспектам реализации методик и техник тренингов, считается издание «Социально-психологический тренинг» авторства В. Захарова и Н. Хрящевой (1989 г.) [16, с. 446]. Недолгая история данного вектора психологической работы обусловливает наличие неразрешенных противоречий и обилие интерпретаций сущности, функционала и особенностей ведения тренингов.

Популярность разного рода социально-психологических тренингов можно объяснить тем, что такая форма оказания группового психологического воздействия позволяет в относительно сжатые сроки углубить знания, выработать или развить нужные социально-психологические установки, обозначить векторы работы по развитию навыков ведения межличностной коммуникации. Среди задач социально-психологических тренингов, как правило, отмечают формирование коммуникативных способностей, «расширение репертуара и способов анализа коммуникативных ситуаций» [9, с. 4], корректировка девиаций в восприятии самого себя и коммуникативных партнеров.

Обратимся к существующим дефинициям социально-психологического тренинга. Зачастую тренинг отождествляется с такими терминами, как «психокоррекционные группы», «групповая психотерапия», «группы активного обучения», «экспериментальные психологические лаборатории», что, на наш взгляд, не вполне верно, ведь тренинг, несмотря на его мощный воздействующий потенциал, не может приравниваться к формам психотерапии, а относится исключительно к компетенции специалистов в области психологии. Как правило, в научной периодике и учебно-методических изда-

ниях социально-психологическии тренинг интерпретируется как форма обучения знаниям и умениям в области коммуникации. Психолог Б.Д. Па-рыгин определяет социально-психологический тренинг как способ группового консультирования, направленный на привитие навыков «общения в жизни и обществе вообще <...> с соответствующей коррекцией Я-концепции и самооценки» [12, с. 108].

С.И. Макшанов, в свою очередь, акцентирует то, что определять подобный тренинг следует исходя из понятия «психологическое воздействие», ведь именно оно отражает ключевую черту тренинговых методик - движение информации от одного участника взаимодействия к другому [8, с. 32]. Автор предлагает определять социально-психологический тренинг как многофункциональный метод запланированных изменений психологических параметров личности или группы для гармонизации профессионального и личностного аспектов бытия человека.

А.Э. Цырендоржиев социально-психологический тренинг предлагает рассматривать в качестве метода интерактивного обучения, базисом которого является активное взаимодействие субъектов, а также как один из вариантов коммуникативных технологий обучения [15, с. 61].

Общей чертой всех представленных авторами дефиниций является указание, прямое или косвенное, на психологическое воздействие как неотъемлемый компонент тренинговой практики. Мы, вслед за Т.С. Кабаченко, под психологическим воздействием будем понимать «изменения психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроения за счет использования психологических, социально-психологических закономерностей» [2, с. 13].

Сущностной чертой, позволяющей выделить социально-психологический тренинг в отдельную группу методов психологической работы, является включение активных форм обучения, направленных на оказание психологического воздействия; тренинг - это всегда соучастие, а не пассивная рецепция. Подобная особенность позволяет считать тренинг одной из наиболее эффективных технологий обучения. Активность в данном контексте понимается не только в плане перцепции, но и в плане изменения мотивационно-волевой сферы [1, с. 74]. Следовательно, преимуществом социально-психологического тренинга является возможность коррекции как личностных характеристик, так и когнитивно-бехивиоральных паттернов.

Активность и интенсивность психологического воздействия, которому подвергается обучаемый в процессе тренинга, порождают ключевую сложность в его проведении. Непривыкшие к позиции объекта мощного воздействия, обучаемые могут начать отторгать данное воздействие, оказывать сопротивление - осознанно или нет. По этой причине педагоги, психологи, коучи и тренера сокращают долю тренингов в своей практике или же отказываются от их проведения в принципе [1, с. 74].

Психологическое воздействие, таким образом, - важнейший элемент тренинга, а его степень обусловлена мастерством тренера, содержанием деятельности, ролевой структурой, предложенной участникам тренинга, целями тренинга и индивидуальными особенностями психики обучаемых. Степень изменения психики человека позволяет выделить два типа психологического воздействия - парциальное и глобальное [6, с. 45]. Парциальное воздействие имеет место при изменении одного или нескольких точечных аспектов психики человека, а глобальное характеризует группу динамически изменяемых психологических установок (к примеру, мотивационная сфера личности, сфера самооценки и т.п.). Одиночный тренинг, как правило, ставит своей задачей оказание парциального воздействия, тогда как серия тренингов может быть направлена и на более широкий спектр задач, т.е. на глобальное воздействие.

На основании критерия целенаправленности психологическое воздействие может быть преднамеренным (планируемым, заданным) и непреднамеренным. Эффективный тренинг имеет своей целью оказание преднамеренного воздействия по вектору, требуемому для обучаемого; непреднамеренное же воздействие может оказаться «побочным эффектом» тренинга (когда, например, в ходе тренинга личностных качеств обучаемый обретает более высокий уровень мотивации, либо в ситуациях, когда чрезмерное давление, оказанное на тренинге, непреднамеренно снижает мотивацию объекта).

Вне зависимости от тематики и группы обучаемых задачи социально-психологического тренинга вполне универсальны: привитие навыков определения уверенного, неуверенного и агрессивного поведения; формирование адекватного самовосприятия, в том числе за счет коррекции самооценки, развитие способности делиться эмоциями, устанавливать и укреплять эмоционально-насыщенные контакты, развитие умения конструктивного преодоления конфликтов и проч. Данные задачи зачастую достигаются посредством так называемых тренингов-«репетиций», сущность которых - моделирование (проигрывание ситуаций) и коррекция эмоций и поведения, за счет чего в конечном итоге возможно осуществить когнитивное реструктурирование дезадаптивных когни-ций [14, с. 100].

Групповая форма проведения тренингов способствует наделению данной формы работы преимуществами, свойственными всем групповым психологическим методикам. В ходе занятия-тренинга обучающиеся сталкиваются с различными, в том числе диаметрально противоположными собственным, точками зрения, аргументируют собственное мнение, получают и высказывают критические суждения, рефлексируют [15, с. 63].

Идеальным результатом тренинга или серии тренингов является высокий уровень сформиро-ванности аутопсихологической компетентности [4, с. 160]. Аутопсихологическая компетентность,

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

по С.В. Круглик, представляет собой интегральную профессионально-личностную характеристику, подразумевающую способность к анализу и изменению собственных психических ресурсов и способность к саморазвитию. Структура аутопсихо-логической компетентности, согласно исследователю, многокомпонентна и состоит из когнитивного, эмоционально-регулятивного, поведенческого и мотивационно-аксиологического компонентов [4, с. 161]. Из вышесказанного следует, что тренинги могут быть направлены на различные аспекты самоощущения и функционирования индивида, воздействуя на разные области его мировосприятия.

Как говорит А. К. Павлова, личностные характеристики являют собой ориентацию так называемых тренингов личностного роста; следовательно, тренинг личностного роста отличается от тренингов других типов, прежде всего, тем, что он направлен на совершенствование структуры личности человека, а не на развитие навыков [11, с. 297]. Тем не менее, нельзя сказать, что тренинги личностного развития не способствуют развитию поведенческих харакеристик, ведь качества, развитые личностью, в конечном итоге будут выражаться в ее поступках. По нашему мнению, понятие «тренинг личностного роста» является настолько размытым в плане терминологических границ, что его употребление не проясняет, а напротив - затрудняет понимание сущности и функций тренингов; по сущности, любой тренинг представляет собой не что иное, как тренинг личностного роста. В данной связи целесообразно прибегнуть к иным типологиям социально-психологических тренингов.

По нашему мнению, в отдельную группу можно выделить такой тип, как коммуникативные тренинги. Подобные тренинги направлены на совершенствования навыков вербального и невербального взаимодействия с людьми. Аутопсихологическая компетентность здесь особенно отчетливо проявляется в плане коммуникативной субкомпетенции.

Можно рассматривать в качестве подвида тренинги эмоциональной компетентности. Эмоциональные тренинги способствуют верной интерпретации собственных переживаний и управлению ими; данный тип тренингов является смежным по отношению к коммуникативным тренингам, ведь, помимо, эмоций самого обучаемого, анализируются и эмоции окружающих его людей. Эмоциональные тренинги направлены на развитие эмоциональной комптетенции или, если следовать иной терминологии эмоционального интеллекта. Данный вид тренингов также сопряжен с сензитивными тренинг-практиками. Сензитив-ность в данном контексте понимается как повышение чувствительности человека к переживанию других людей, т.е. эмпатии.

Популярность набирают тренинги ассертивно-5 го поведения (зачастую именуемые тренингами о лидерства). Будучи основанными на инструмента-й рии поведенческой корректции, данные тренинги еЗ ставят своей целью развитие уверенности в себе ав и преодоление коммуникативных барьеров, соци-

альных страхов, а также иных проявлений поведенческого и когнитивного дефицита.

На основании критерия состава обучаемых психолог А.К. Павлова выделяет в отдельную группу гендерные тренинги. Акцент в данном случае локализуется на развитии личностных и поведенческих параметров личности исходя из ее гендерной идентичности [11, с. 299]. Отметим крайне высокую актуальность подобного типа тренингов, ведь они помогают личности изменить ложные представления о ролях, традиционно предназначенных для мужчин или женщин; безусловно, на любом этапе развития общества в нем будут проявляться, в большей или меньшей степени, гендер-ные стереотипы и предрассудки, которые, посредством целенаправленного и «дозированного» воздействия можно скорректировать.

Можно отметить также и новейший тип социально-психологических тренингов - тренинги креативности. На сегодняшний день среди психологов нет единого понимания того, является ли занятие по развитию креативности тренингом в его традиционном понимании либо представляет собой арт-терапию, уже давно известную психологам и психотерапевтам. В пользу причисления подобных практик к тренингам говорит то, что в практике выработано множество активных тренинг-методов, которые не применяются в арт-терапии. Среди таких методов можно отметить метод си-нектики, метод генерации мыслей, морфологический анализ. Кроме того, различаются и цели данных занятий - в креативном тренинге целью является раскрытие творческого потенциала личности, а в арт-терапии творчество - не самоцель: оно выступает лишь средством раскрытия истинных эмоций и их продуктивного переживания.

Тренинги, помимо прочего, можно классифицировать и на основании применяемых стратегий психологического воздействия. Императивная стратегия отличается кратковременным эффектом воздействия; по мнению некоторых специалистов, подобная стратегия не способна затронуть глубинные структуры психической организации человека. Манипулятивная стратегия базируется на приемах подсознательного стимулирования обучаемых, «обход» барьеров индивидуального психического контроля [6, с. 46]. В социально-психологических тренингах наиболее часто применяется развивающая стратегия, которая актуализирует потенциал саморазвития участника тренинга на основе диалогического взаимодействия. Тем не менее, стратегии редко встречаются в чистом виде, и тренер прибегает к приемам нескольких стратегий, в зависимости от контингента обучаемых.

Рассмотрим некоторые проблемные аспекты, наблюдаемые сегодня в области осуществления тренинговой деятельности. Сфера социально-психологических тренингов сегодня испытывает небывалый всплеск научного и массового интереса. Само по себе понятие «тренинг» стало настолько широкоупотребимым и так прочно зафик-

сировалось в обиходе широких масс населения, что не всегда понятна грань между спекуляцией на известной, «модной» терминологической категории и действительно эффективными профессиональными психологическими усилиями. Безусловно, право проведения социально-психологических тренингов должно быть предоставлено исключительно специалистам с психологическим образованием, однако отсутствие обязательства по лицензированию тренингов фактически приводит к тому, что тренером может стать любое лицо [3, с. 238]. Все это порождает массу коммерческих структур, проводящих либо неэффективные, либо «шоковые» тренинги, воздействие от которых настолько интенсивно и деструктивно, что такой тренинг не приносит ничего, кроме вреда.

Потенциал активных интерактивных методов тренинга в плане оказания психологического воздействия настолько колоссален, что это порождает проблему злоупотребления данными техниками. Данный тезис разделяет множество отечественных и зарубежных специалистов: непонимание целей и механизмов групповой работы, неадекватный практический и теоретический материал, отсутствие диффренциации между тренингом и психотерапевтической группой - все это в конечном итоге компрометирует саму идею социально-психологического тренинга. Тем не менее, «классический» тренинг все еще остается одним из наиболее эффективных из известных сегодня методов групповой работы [3, с. 238]. Социально-психологический тренинг, выстроенный по индивидуальному маршруту, позволяет действенно скорректировать переживания, способствовать успешной адаптации человека в обществе [10, с. 29].

Второй проблемой, которую хотелось бы рассмотреть, является цифровизация социально-психологических тренингов. Многие тренинги сегодня стали проводиться посредством средств электронной коммуникации, что, впрочем является закономерным итогом «целостного процесса технологизации, охватившего все сферы нашего общества» [7, с. 147]. Многочисленные проводимые сегодня коммерческие онлайн-тренинги получают множество отрицательных отзывов, что, собственно, вполне обоснованно. Сам по себе тренинг требует нахождения «здесь и сейчас»; он, как было указано ранее, основан на интеракции и активности, а дистанционный тренинг, по сущности, оказывается лишен данных характеристик и степень оказываемого в его ходе психологического воздействия минимальна. Нельзя сказать, что онлайн-тренинг является априорно неэффективным, но, при этом, налицо необходимость разработки особого инструментария, применяемого в ходе такого тренинга, который бы позволил ему возыметь эффект, аналогичный оффлайн-воздействию.

Две вышеописанные проблемы приводят к вопросу об оценке эффективности тренингового воздействия. Исследователи говорят о трех осях

измерения эффективности тренингового воздействия: степень воздействия на личностном, групповом и организационном уровнях [5, с. 111]. Большинство специалистов, следуя личностно-ориентированному подходу, основным объектом воздействия тренинга называют личность, а целью - продуктивные личностные и поведенческие изменения. Классической сегодня считается модель оценки, представленная в 1959 г. Д.Л. Кир-кпатриком. Популярность модели можно объяснить наличием универсальных категорий оценки: реакции участников, уровень усвоения, уровень поведения, уровень результатов [17]. Тренинг можно считать эффективным по критерию «реакция участников» при положительных отзывах о нем, однако, данный критерий не может заменить остальные три, так как обучаемый не способен дать полностью объективную оценку собственных изменений в структуре личности или поведении [13, с. 46]. Для этого исследователь предлагает объективизировать результаты за счет трех дополнительных осей оценки. Недостатком такого подхода является невозможность оценки краткосрочных тренингов, а также ряд трудностей при оценке уровней поведения и уровней результатов: исследователь не всегда имеет возможность проводить наблюдение или иную диагностику по истечении тренинга. Это, в свою очередь, порождает множество вопросов о том, каким образом и когда следует оценивать степень психологического воздействия, оказанного на личность в рамках тренинга.

Таким образом, тренинг - относительно новое понятие для российской психологии. Тем не менее, социально-психологические тренинги являются опытом, через который проходит множество людей, посещая коммуникативные, гендерные, творческие, лидерские и иные тренинги. Тренинг, с одной стороны, является эффективным методом групповой психологической работы, а с другой - представляет собой довольно опасный инструмент оказания психологического воздействия. По этой причине социально-психологический тренинг должен базироваться на научной основе и исследовательских разработках, а грамотный тренер должен уметь дозировать воздействие, оказываемое на обучаемых. При этом тренинг, который не оказывает психологического воздействия в принципе, считать эффективным также нельзя. Следовательно, остро стоит вопрос меры психологического воздействия, которое должно быть оказано на конкретную группу участников.

Литература

1. Геранюшкина, Г.П. Процессуальные проблемы социально-психологического тренинга в вузе / Г.П. Геранюшкина // Психология в экономике и управлении. - 2015. - № 1. - С. 73-76.

2. Кабаченко, Т.С. Методы психологического воздействия: учеб. пособие / Т.С. Кабаченко. - М.: Пед. общ. России, 2000. - 544 с.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U см

3. Кохановская, И.А. Социально-психологический тренинг как активный метод практической психологии / И.А. Кохановская // Скиф. - 2021. -№ 2 (54). - С. 237-240.

4. Круглик, С.В. Формирование аутопсихологиче-ской компетентности средствами социально-психологического тренинга / С.В. Круглик // Высшее образование в России. - 2011. -№ 10. - С. 160-163.

5. Линчевский, Э.Э. Проблемы, связанные с использованием активных форм обучения. Попытка классификации / Э.Э. Линчевский // Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. - СПб., 2001. - С. 110-112.

6. Макаров, Ю.В. Психологическое воздействие как социально-психологическая проблема / Ю.В. Макарова // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. - 2014. - № . - С. 43-50.

7. Макаров, Ю.В. Социально-психологическая технологизация тренингов / Ю.В. Макаров // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2014. - № 3-4. - С. 147-156.

8. Макшанов, С.И. Психогимнастика в тренинге. Каталог / С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева, Е.В. Сидоренко. - СПб.: Образование, 1996. -102 с.

9. Мамина, В.П. Социально-психологический тренинг как способ мотивации сотрудников /

B.П. Мамина // E-Scio. - 2021. - № 3 (54). - 4 с.

10. Одиночкина, Е.В. Социально-психологический тренинг как инструмент коррекции антивитальных переживаний у студентов-первокурсников / Е.В. Одиночкина // Интерактивная наука. - 2021. - № 1 (56). - С. 26-29.

11. Павлова, А.К. Социально-психологические аспекты тренингов личностного роста / А.К. Павлова // Скиф. - 2019. - № 12-1 (40). -

C.296-299.

12. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы / Б.Д. Парыгин. - СПб.: СПб-ГУП, 2010. - 533 с.

13. Пеша, А.В. Подходы к оценке эффективности тренингового воздействия в отечественных и зарубежных исследованиях / А.В. Пеша, О.А. Коропец // Психология и психотехника. -2017. - № 3. - С. 44-52.

14. Терехова, Е.А. Возможности социально-психологического тренинга в профессиональной подготовке / Е.А. Терехова // Вестник магистратуры. - 2018. - № 4-3 (79). - С. 99-101.

15. Цырендоржиев, А.Э. Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения / А.Э. Цырендоржиев // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2018. - № 2. -С. 61-64.

16. Ясвин, В.А. Тренинг общения: 30-летний опыт проектирования и проведения / В.А. Ясвин // Сборник научных трудов «Общение в эпоху

конвергенции технологий». - 2022. - С. 446449.

17. Kirkpatrick, D.L. Techniques for evaluating training programmers / D. L. Kirkpatrick // Journal of the American Society of Training Directors, 1959. -Vol. 13. - Рр. 90-99.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING AS A METHOD OF INFLUENCE ON PERSONAL AND BEHAVIORAL CHARACTERISTICS OF PEOPLE

Pozhidaeva E. Yu., Kolevatova A.S.

Kursk State Agricultural Academy named after I.I. Ivanova, KSMU of the Ministry of Health of Russia

The article presents the features of socio-psychological training as a method of influencing the personal and behavioral characteristics of a person. Training as a form of group psychological impact allows you to deepen knowledge, develop or develop the necessary socio-psychological attitudes, identify vectors of work to develop interpersonal communication skills. The purpose of socio-psychological training is the formation of auto-psychological competence. A typology of trainings is given from the point of view of the affected component of the structure of the personality psyche. The category of psychological influence is considered and the typology of types of influence is presented in the context of training practice. The author, among other things, presents approaches to assessing the degree of impact as a level of training effectiveness. The problematic vectors of training practitioners in the modern world are indicated.

Training, on the one hand, is an effective method of group psychological work, and on the other hand, it is a rather dangerous tool for exerting psychological influence. For this reason, socio-psychological training should be based on a scientific basis and research developments, and a competent trainer should be able to dose the impact on trainees. At the same time, training that does not have a psychological impact in principle cannot be considered effective either. Consequently, there is an acute question of the measure of psychological impact that should be exerted on a specific group of participants.

Keywords: training, socio-psychological training, psychological influence, reception, communication, personal training.

References

1. Geranyushkina, G.P. Procedural problems of socio-psychological training at the university / G.P. Geranyushkina // Psychology in Economics and Management. - 2015. - No. 1. -S. 73-76.

2. Kabachenko, T.S. Methods of psychological influence: textbook. allowance / T.S. Kabachenko. - M .: Ped. total Russia, 2000. - 544 p.

3. Kokhanovskaya, I.A. Socio-psychological training as an active method of practical psychology / I.A. Kokhanovskaya // Skif. -2021. - No. 2 (54). - S. 237-240.

4. Kruglik, SV Formation of autopsychological competence by means of socio-psychological training / SV Kruglik // Higher education in Russia. - 2011. - No. 10. - S. 160-163.

5. Linchevsky, E.E. Problems associated with the use of active forms of learning. An attempt at classification / E.E. Linchevsky // Modern problems of economic psychology and ethics of business communication in labor, management and entrepreneur-ship: materials of the IV All-Russia. scientific-practical. conf. -St. Petersburg, 2001. - S. 110-112.

6. Makarov, Yu.V. Psychological impact as a socio-psychological problem / Yu.V. Makarova // Proceedings of the Irkutsk State University. Series: Psychology. - 2014. - no. - S. 43-50.

7. Makarov, Yu.V. Socio-psychological technologization of trainings / Yu.V. Makarov // Universum: Bulletin of Herzen University. - 2014. - No. 3-4. - S. 147-156.

8. Makshanov, S.I. Psycho-gymnastics in training. Catalog / S.I. Makshanov, N. Yu. Khryashcheva, E.V. Sidorenko. -St. Petersburg.: Education, 1996. - 102 p.

9. Mamina, V. P. Socio-psychological training as a way to motivate employees / V.P. Mamina // E-Scio. - 2021. - No. 3 (54). - 4 s.

10. Odinochkina, E.V. Socio-psychological training as a tool for correcting anti-vital experiences in first-year students / E.V. Odinochkina // Interactive Science. - 2021. - No. 1 (56). - S. 26-29.

11. Pavlova, A. K. Social and psychological aspects of personal growth trainings / A.K. Pavlova // Skif. - 2019. - No. 12-1 (40). -S. 296-299.

12. Parygin, B.D. Social psychology. Origins and prospects / B.D. Parygin. - St. Petersburg.: SPbGUP, 2010. - 533 p.

13. Pesha, A.V. Approaches to assessing the effectiveness of training impact in domestic and foreign studies / A.V. Pesha, O.A. Koropets // Psychology and psychotechnics. - 2017. -No. 3. - P. 44-52.

14. Terekhova, E.A. Possibilities of socio-psychological training in vocational training / E.A. Terekhova // Bulletin of the Magistracy. - 2018. - No. 4-3 (79). - S. 99-101.

15. Tsyrendorzhiev, A.E. Socio-psychological training as a method of interactive learning / A.E. Tsyrendorzhiev // Bulletin of BSU. Education. Personality. Society. - 2018. - No. 2. - S. 61-64.

16. Yasvin, V.A. Communication training: 30 years of experience in design and implementation / V.A. Yasvin // Collection of scientific papers "Communication in the era of technology convergence". - 2022. - P. 446-449.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Kirkpatrick, D.L. Techniques for evaluating training programmers / D.L. Kirkpatrick // Journal of the American Society of Training Directors, 1959. - Vol. 13. - RR. 90-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.