Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
198
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГ / ПРОФЕССИОГРАММА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федорова Ю.А., Хамидуллина Г.Н.

Представлены результаты исследований на соответствие личностных качеств студентов факультета психологии с требованиями, предъявляемыми к специалисту психологу на рынке труда. Даны рекомендации по совершенствованию софтскилс и развитию необходимых личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF A PSYCHOLOGY STUDENT

The results of research on the compliance of personal qualities of students of the Faculty of Psychology with the requirements for a specialist psychologist in the labor market are presented. Recommendations for improving softskills and developing the necessary personal qualities are given.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА»

УДК 547.541.2.

1 2 Юлия Александровна Федорова , Гульнара Нафисовна Хамидуллина

башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Уфа,

Россия, https://orcid.org/0000-0003-4731-1386

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Уфа, Россия, магистрант 1 yuliafedorova@yandex. ru 2g_khamidullina@internet. ru

Автор, ответственный за переписку: Гульнара Нафисовна Хамидуллина,

g_khamidullina@internet.ru

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА

Аннотация. Представлены результаты исследований на соответствие личностных качеств студентов факультета психологии с требованиями, предъявляемыми к специалисту психологу на рынке труда. Даны рекомендации по совершенствованию софтскилс и развитию необходимых личностных качеств.

Ключевые слова: психолог, профессиограмма, профориентация, юношеский возраст, личностные качества, профессиональные качества, навыки

1 2 JuliaA.Fedorova , Gulnara N.Khamidullina

1 Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla, Ufa, Russia, https://orcid.org/0000-0003-4731-1386

Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla, Ufa, Russia, master's student 1 yuliafedorova@yandex. ru 2g_khamidullina@internet.ru

Corresponding author: Gulnara N.Khamidullina, g_khamidullina@internet.ru

SOCIO-PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF A PSYCHOLOGY STUDENT

Abstract. The results of research on the compliance of personal qualities of students of the Faculty of Psychology with the requirements for a specialist psychologist in the labor market are presented. Recommendations for improving softskills and developing the necessary personal qualities are given.

Keywords: psychologist, professiogram, career guidance, adolescence, personal qualities, professional qualities, skills

Все более очевидно, что профессия психолога в настоящее время становится популярной и востребованной на современном рынке труда. Большее число абитуриентов выбирают вуз, где обучают и выпускают психологов. Нужно отметить, что для психологической профессии имеет значение не только навыки и компетенции профессиональной деятельности, но и совокупность личностных характеристик.

«Психология» в переводе с греческого - наука о душе. Психолог - это квалифицированный специалист с высшим образованием по психологии, науке, которая изучает психические процессы и закономерности психической деятельности. Профессия психолог предполагает прежде всего оказание помощи людям через общение и взаимодействие с ними. По типологии профессий Е.А.Климова эта профессия и относится к типу «человек-человек». Специалист этой сферы должен обладать как определенными личностными качествами и навыками, так и профессиональными компетенциями для

успешного взаимодействия с клиентами. Обучение специалиста в ВУЗе предполагает развитие этих качеств.

Профессиограмма психолог предполагает: умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями. Психолог работает с глубокими внутренними переживаниями и состояниями людей, поэтому одними из важнейших качеств, которыми должен обладать психолог, является эмпатия, гуманность, умение слушать.

Специалисту, работающему в сфере психологии необходимо уметь анализировать, планировать, проектировать, вести исследовательскую работу, уметь управлять другими людьми и т.п. Поэтому эта профессия предполагает желание и способность постоянно обучаться, развиваться, чтобы обладать высокой эрудицией, креативностью и оригинальностью мышления.

К качествам, обеспечивающим успешность выполнения профессиональной деятельности также относятся: высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность длительное время сосредоточиваться на одном предмете, не отвлекаясь на другие объекты и не ослабляя внимания); высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой или с одного вида деятельности на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий); хорошее развитие образной и словесно-логической памяти; высокий уровень развития образного и логического мышления; хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память); способность к самоконтролю.

К личностным качествам относятся: высокая степень личной ответственности; интерес и уважение к другому человеку; терпимость, безоценочное отношение к людям; оригинальность, находчивость, разносторонность; стремление к самопознанию, саморазвитию; тактичность, воспитанность; любознательность и обучаемость; целеустремленность, настойчивость; умение хранить тайну; интуиция, умение прогнозировать события; находчивость; творческое начало.

Также есть ряд качеств, которые будут препятствовать эффективности профессиональной деятельности: психическая и эмоциональная неуравновешенность, замкнутость, агрессивность, ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач и соответствии с изменяющимися условиями среды), нерешительность, отсутствие способности к работе с людьми, неумение понять позицию другого человека, низкий интеллектуальный уровень развития. [4].

Нами было проведено исследование с целью выявления личностных качеств студентов-психологов и соотнесения их с профессиограммой. Выборка составила 25 человек студентов 1 курса факультета психологии БГПУ им.М.Акмуллы. Мы изучали: тип мышления и уровень креативности, личностные характеристики и профессиональный тип личности. Для исследования были использованы следующие методики: Тест профессионального личностного типа Дж.Голланда, Тест на мышление и креативность Дж. Брунера, Личностный опросник Г.Айзенка, EPI.

Исследование показало, что по личностным характеристикам 60,7% испытуемых имеют показатель среднего между интровертом и экстравертом, 21,74% являются интровертам, 17,39% - экстраверты. Каждый человек имеет черты как экстраверта, так и интроверта. У многих людей таких черт поровну. Если человек интроверт, ему никогда не стать экстравертом. Ошибочно думать, что интроверт не общителен, просто он предпочитает общение с меньшим количеством людей, либо редко заговорит первым с незнакомцем и т.д. Для человека с любым типом личности, при выборе профессии психолога будет не лишним развивать социальные, коммуникативные навыки. Из простых способов: больше читать,

выступать перед зеркалом, уметь слушать. Посещение различных треннингов, в том числе по ораторскому мастерству.

Данные по темпераменту следующие: холерики - 47,83%, меланхолики - 26,09%, сангвиник и флегматик по 13,04%. Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний, вспыльчив и агрессивен. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. Большинство черт этого вида темперамента относится к качествам, препятствующим эффективности профессиональной деятельности психолога. Показатели уровня нейротизма в большинстве также находятся на высоком уровне - 47,83%. Для проработки черт, негативно влияющих на профессиональное развитие в выбранной студентами сфере обучения, необходима психолого-педагогическая помощь и поддержка.

Исследование типа мышления и уровня креативности дало следующие результаты: у 39,13% опрошенных преобладает образное мышление, у 34,78% - знаковое, у 17,39% -предметное, у 8,7% - символическое. Образному типу мышления соответствуют люди с художественным складом ума. Результатом служит мысль, воплощенная в новом образе. Согласно вышеприведенному профстандарту, образный тип мышления наиболее подходит для специалиста в области психологии.

Результаты уровня креативности показали, что наибольшее число оппонентов имеют высокий уровень - 60,7%, у остальных креативность на среднем уровне - 39,13%. Креативность - творческие способности человека, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей. Это один из основных ценных навыков в настоящее время, требуемых от специалистов практически в любой профессиональной сфере. Примечательно то, что с никто из испытуемых не показал низкий уровень.

Тест профессионального личностного типа Дж.Голланда показал, что 43,48% студентам свойствен социальный тип личности, 34,78% - артистический, по 8,7% -исследовательский и предприимчивый, 4,35% - реалистичный. Показатели говорят о том, что большинство студентов обладают профессиональным личностным типом, который подходит для работы психологом. Согласно интерпретации Дж.Голланда, «социальный тип обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться, способен к сопереживанию. Обладает хорошими вербальными способностями. Профессиональная среда: Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать. Примеры профессий: Врач, педагог, психолог, экскурсовод, журналист, менеджер по продажам, ди-джей, телеведущий». [2].

Проведённое нами исследование показало, что у большинства студентов сформированы соответствующие профессиограмме психолога тип мышления и уровень креативности, а также профессиональный тип личности. По типу темперамента большее число испытуемых среди холериков с высоким уровнем нейротизма. Таким образом, по исследуемым показателям студенты не полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к специалистам психологам. Юношеский возраст характеризуется тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Поэтому нами были даны рекомендации на овладение необходимыми навыками (как профессиональными, так и личностными) для желающих все же реализовать себя в карьере психолога с большим успехом. Возможно, применение этих рекомендаций будет более продуктивным, если ими своевременно воспользоваться, а именно в студенческом периоде.

Исследования в области профориентации чаще всего строятся на идеи подбора человека под профессию или профессии под человека. На наш взгляд, современная интеграция профессиональной деятельности позволяет выбирать профессию, исходя из тех

факторов, которыми располагает выпускник: ЕГЭ, доступность, ожидания, предпочтения и т.д., и уже в процессе обучения в вузе приобретать и совершенствовать необходимые софтскилс и развивать необходимые личностные качества. Это позволит эффективно трудоустроиться и быть успешным в данной профессиональной области.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.

2. Психологические тесты онлайн [Электронный ресурс] // URL: https://psytests.org/tags/profession.html (дата обращения: 01.02.2023)

3. Смирнова П.В. Психологические характеристики становления профессиональной идентичности (на примере профессии "психолог"). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Москва, МИГУ, 2006. [Электронный ресурс] // Dissercat - электронная библиотека диссертаций / URL: https://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-kharakteristiki-stanovleniya-professionalnoi-identichnosti-na-primere-prof (дата обращения: 31.01.2023)

4. Япрофессионал.рф [Электронный ресурс] // Бесплатный аудит современности знаний персонала путем тестирования. URL: http://xn--80ajjnidcejma7a3k.xn--p 1 ai/%D0%BF%D 1%80%D0%BE%D 1%84%D0%B5%D 1%81%D 1%81%D0%B8%D0%BE%D0%B 3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0-

%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3/ © www.Япрофессионал.РФ (дата обращения: 31.01.2023)

REFERENCES

1. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti: Izbrannye psihologicheskie trudy / Pod red. D.I. Fel'dshtejna; Vstupitel'naya stat'ya D.I. Fel'dshtejna. 3-e izd. - M.: MPSI; Voronezh: NPO «MODEK», 2001.

2. Psihologicheskie testy onlajn [Elektronnyj resurs] // URL: https://psytests.org/tags/profession.html (data obrashcheniya: 01.02.2023)

3. Smirnova P.V. Psihologicheskie harakteristiki stanovleniya professional'noj identichnosti (na primere professii "psiholog"). Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk. - Moskva, MPGU, 2006. [Elektronnyj resurs] // Dissercat -elektronnaya biblioteka dissertacij / URL: https://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-kharakteristiki-stanovleniya-professionalnoi-identichnosti-na-primere-prof (data obrashcheniya: 31.01.2023)

4. YAprofessional.rf [Elektronnyj resurs] // Besplatnyj audit sovremennosti znanij personala putem testirovaniya. URL: http://xn--80ajjnidcejma7a3k.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D 1%81%D0%B8%D0%BE%D0%B 3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0-

%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3/ ©

www.YAprofessional.RF (data obrashcheniya: 31.01.2023)

Информация об авторах

Ю.А. Федорова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и

педагогической психологии;

Г.Н. Хамидуллина - магистрант.

Information about the authors

Yu.A. Fedorova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of

General and Pedagogical Psychology.

G.N. Khamidullina - Master's student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.