УДК 343.9, 343.953
DOI 10.17150/2500-4255.2016.10(4).656-664
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЯМ И МЕРАМ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА
М.А. Суботялов1' 2, А.В. Лебедев1
1 Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Российская Федерация
2 Новосибирский государственный университет, г. Новосибирск, Российская Федерация
Аннотация. В статье представлены результаты исследования социально-психологических характеристик несовершеннолетних лиц мужского пола 16-17 лет, осужденных к наказаниям без изоляции от общества, состоящих на учете в филиале по г. Куйбышеву и Куйбышевскому району Уголовно-исполнительной инспекции ГУФСИН России по Новосибирской области.
Исследование состояло из двух этапов. На первом на основе документов филиала по г. Куйбышеву и Куйбышевскому району Уголовно-исполнительной инспекции ГУФСИН России по Новосибирской области осуществлялся статистический анализ различных социально-психологических характеристик осужденных (количество судимостей, образование и др.). На втором этапе проводилось их психологическое тестирование по следующим методикам: экспресс-диагностика Айзенка, опросник Леонгарда, ассоциативно-рисуночный тест, методика «Рисунок несуществующего животного», тест Сонди, тест самооценки. В ходе исследования использовались такие методы, как теоретический анализ литературы, наблюдение, тестирование, беседа, статистическая и графическая обработка экспериментальных данных.
На основе результатов, полученных в процессе изучения несовершеннолетних мужского пола в возрасте 16-17 лет, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, составлен их социально-психологический портрет. Кроме того, авторы показывают, что социальная дезадаптирован-ность личности является первичным фактором риска совершения преступления. Большинство несовершеннолетних (72 %) имели только одну судимость, 23 % осуждены к наказанию вторично, и по 2,5 % имели уже вторую и третью судимости. Наибольшее количество несовершеннолетних осужденных относятся к гипертим-ному типу, которому присуще постоянное повышенное настроение и жизненный тонус, неудержимая активность и жажда общения, тенденция разбрасываться и не доводить начатое до конца. Также подросткам свойственна заниженная самооценка, инфантильность, вербальная агрессия и эгоцентризм. Для большей их части характерны разрушительные тенденции, асоциальные поступки, тревожность и склонность к злоупотреблению алкоголем. Но при этом, оценивая себя, несовершеннолетние осужденные преувеличивают свои умственные способности, привлекательность, а особенно показатели физического здоровья и силы. Таким образом, полученные результаты могут быть основой для индивидуальной психокоррекционной работы с несовершеннолетними осужденными и их родителями с целью исправления осужденных и, соответственно, недопустимости совершения ими повторных преступлений.
A SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF ADOLESCENTS CONVICTED TO PUNISHMENTS AND OTHER CRIMINAL LAW MEASURES WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY
Mikhail A. Subotyalov1, 2, Aleksey V. Lebedev1
1 Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, the Russian Federation
2 Novosibirsk State University, Novosibirsk, the Russian Federation
Abstract. The paper presents the results of a study of social and psychological characteristics of male adolescents aged 16-17 convicted to punishments without isolation from society and registered in the Criminal Punishment Inspection of the Russian Federal Penitentiary Service for Novosibirsk Region.
The study consisted of two stages. At the first stage the authors examined the documentation from the affiliate of Criminal Punishment Inspection of the Russian
656-;---
Russian Journal of Criminology, 2016, vol. 10, no. 4, pp. 656-664
Информация о статье
Дата поступления 16 апреля 2015 г.
Дата принятия в печать 3 ноября 2016 г.
Дата онлайн-размещения 29 декабря 2016 г.
Ключевые слова Несовершеннолетние осужденные; наказания без изоляции от общества; социально-психологический портрет осужденных; ресоциализация осужденных; профилактика преступности
Article info
Received
2015 April 16
Accepted
2016 November 3
Available online 2016 December 29
Keywords
Adolescent convicts; punishment without isolation from society; social and psychological portrait of convicts; re-socialization of convicts; crime prevention
Federal Penitentiary Service for Novosibirsk Region in the city of Kuibyshev and the Kuibyshev District. They carried out a statistical analysis of different social and psychological characteristics of convicts (number of guilty verdicts, educational level, etc.). At the second stage the authors conducted psychological tests using the following methods: Eysenck's express diagnostics, Leonhard's questionnaire, picture association test, «Fictional animal's picture» method, Szondi's test, self-evaluation test. The research was based on such methods as literature analysis, observation, testing, interview, statistical and graphic processing of experimental data. The results obtained though the research of male adolescents aged 16-17 convicted to criminal law punishments without isolation from society allowed the authors to compile their social and psychological portrait. Besides, the authors show that social desadaptation is the primary risk factor of committing a crime. Most adolescents (72 %) had only one conviction, 23 % were convicted to a second punishment, and 2,5 % correspondingly already had two and three convictions. The highest number of adolescents belong to the hyperthymic type, characterized by high spirits and vitality, unreserved activity and thirst for communication, a tendency to be disorganized and never finish what one has started. The adolescents also demonstrate a low self-esteem, infantilism, verbal aggression and egocentrism. Most of them are characterized by destructive tendencies, asocial actions, anxiety and an inclination to alcohol abuse. At the same time, while evaluating themselves, the adolescent convicts overestimate their mental abilities, attractiveness and especially their physical strength and health. Thus the obtained results could be a basis for individual psychological corrective work with adolescent convicts and their parents with the goal of correction and, correspondingly, prevention of repeat offences.
В настоящее время в силу определенных социально-исторических и экономических условий наше общество активно криминализируется. Развращающее влияние криминализированной среды не преодолевается, так как осужденные к наказаниям без изоляции от общества продолжают жить в привычных для себя социальных условиях и окружении, а ведь всем известно неискореняемое господство преступной субкультуры, принуждение среды к асоциальному поведению [1; 2].
Не секрет, что исправить и перевоспитать преступника — значит осуществить глубинную перестройку его личности, изменить ее направленность, сформировать новый, социально адаптированный стиль его жизнедеятельности [3]. Но возможно ли достижение этих задач только путем наказания? Человека нельзя сформировать и тем более исправить методом устрашения, кары, прямого грубого принуждения. Одно и то же наказание по-разному действует на разных людей [3].
Сотрудники уголовно-исполнительных инспекций, психологи, работающие с осужденными к наказаниям без изоляции от общества, к сожалению, не всегда могут обоснованно и квалифицированно осуществить коррекцию личности преступника, недостаточно обучены анализировать информацию о личностях осужденных [4; 5]. Знание же особенностей личности осужденного чрезвычайно важно для практики, поскольку позволяет осуществлять обоснованную и квалифи-
цированную помощь состоящим на учете в уголовно-исполнительных инспекциях [5].
Изучать личность преступника необходимо в целях профилактики правонарушений. Зная прошлое и настоящее лиц, отбывающих наказание, анализируя их отношение к нему, а также к трудовой деятельности, к окружающим людям (осужденные к наказаниям без изоляции от общества продолжают жить в привычных для себя социальных условиях и окружении), мы можем прогнозировать поведение осужденного как во время отбывания наказания, так и в дальнейшем.
Ранее нами были изучены психофизиологические и морфофункциональные особенности молодежи [6-8], разработан электронный инструментарий для их оценки [9], что позволило составить электронные паспорта здоровья субъектов образовательного процесса.
В отечественной литературе представлены данные о личностях преступников [10; 11], в зарубежной литературе сделан упор на исследование таких проявлений, как гнев, стыд [12], рассматривается нейрональное моделирование и прогнозирование рисков [13], социально-психологический профиль [14; 15], психическое здоровье [16]. Комплексных же исследований, с составлением социально-психологического портрета осужденных 16-17 лет мужского пола, в литературе описано мало. Восполнению этого пробела и послужила настоящая работа.
С учетом актуальности данной проблемы для общества, малочисленности комплексных
исследований личностей 16-17-летних осужденных мужского пола нами преследовалась цель составить социально-психологический портрет осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества лиц мужского пола 16-17 лет.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ социальных особенностей лиц мужского пола 16-17 лет, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества.
2. Проанализировать социально-психологические особенности несовершеннолетних лиц мужского пола 16-17 лет, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества.
Объектом нашего исследования явились несовершеннолетние осужденные к наказаниям без изоляции от общества, состоящие на учете в филиале по г. Куйбышеву и Куйбышевскому району Уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) ГУФСИН России по Новосибирской области в количестве 78 чел. (максимально возможное количество исследуемых в данном учреждении). Все лица были мужского пола в возрасте 16-17 лет и не подвергались принудительным мерам медицинского характера.
Исследование состояло из двух этапов:
1. На основе документов филиала по г. Куйбышеву и Куйбышевскому району УИИ ГУФСИН России по Новосибирской области осуществлялся статистический анализ различных социально-психологических характеристик осужденных (количество судимостей, образование и др.).
2. Проводилось психологическое тестирование осужденных по следующим методикам: экспресс-диагностика Айзенка, опросник Леон-гарда, ассоциативно-рисуночный тест, методика «Рисунок несуществующего животного», тест Сонди, тест самооценки [17- 21].
В ходе исследования были применены такие методы, как теоретический анализ литературы, наблюдение, тестирование, беседа, статистическая и графическая обработка экспериментальных данных [22].
Анализ результатов социально-психологического изучения осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества. На основе статистических данных филиала по г. Куйбышеву и Куйбышевскому району УИИ ГУФСИН России по Новосибирской области было проведено социально-
психологическое изучение состоящих на учете в инспекции несовершеннолетних, осужденных к наказаниям без изоляции от общества.
Так, большинство несовершеннолетних (72 %) имеют только одну судимость, 23 % осуждены к наказанию вторично, и по 2,5 % имеют уже вторую и третью судимости.
Образование осужденных коррелирует с уровнем их развития и характером совершаемых преступлений. Уровень образования имеет важное значение для личности любого человека, в том числе и осужденного. Полученные знания накладывают отпечаток на деятельность человека в любой сфере. Анализ образовательного уровня осужденных без изоляции от общества несовершеннолетних показал, что наибольшая их часть (47 %) — это учащиеся профессиональных училищ и вечерних школ, 36 % имеют неполное среднее образование и 17 % не закончили даже начальную школу либо обучаются в среднем звене (рис. 1).
Не закончившие начальную Учащиеся профессиональных
школу или обучающиеся училищ и вечерних школ /
в среднем звене / Have not Study at vocational
finished elementary school and night schools
or study in a secondary school 47
Имеющие неполное ^^^^ среднее образование Have lower secondary ^^^^^^^^^^^^^^^^ education 36
Рис. 1. Образовательный уровень исследуемых подростков, %
Fig. 1. Educational level of adolescents under research, %
Результаты изучения состава семей осужденных подростков показывают, что это преимущественно дети из неполных семей (42 %). Но следует отметить, что примерно столько же подростков (40 %) воспитываются в полной семье. В 8 % случаев в воспитании несовершеннолетних осужденных принимает участие отчим либо мачеха, 5 % — сироты, и по 2,5 % — усыновленные или опекаемые (рис. 2).
Исследование выявило также, что у 46 % подростков близкие родственники имеют судимости.
Следующая социально-психологическая характеристика осужденных несовершеннолетних — опыт употребления ими алкоголя, наркотических и токсических средств. Из рис. 3 видно,
что подавляющее большинство исследуемых подростков (73 %) имеют опыт употребления алкоголя, еще 19 % пробовали употреблять наркотики и 8 % — токсические вещества. Анализ представленных данных позволяет также говорить о том, что некоторые из осужденных имеют опыт употребления не одного, а нескольких вредных веществ (например, алкоголя и наркотиков или наркотиков и токсических веществ).
По факту судимости / After conviction 28
Усыновление / Adopted 2,5
Сироты / Orphans 5,0
Опекунство / Foster family 2,5
Неполная семья I Single-parent family 42,0
Наличие отчима либо мачехи / Had a stepfather or stepmother , 8,0
Полная семья / Two-parent family 40,0
Рис. 2. Состав семьи исследуемых подростков, %
Fig. 2. Type of family of the adolescents under research, %
Наркотические средства / Narcotics 19
Токсические средства / Toxic substances
Алкоголь / Alcohol 73
Рис. 3. Опыт употребления исследуемыми подростками алкоголя, наркотических и токсических веществ, % Fig. 3. Substance abuse by adolescents under research, %
До судимости в инспекции по делам несовершеннолетних состояли 72 % осужденных подростков, а 28 % были поставлены на учет только по факту судимости (рис. 4). Следует отметить, что у 28 % состоявших на учете в инспекции до судимости была отмечена склонность к бродяжничеству.
Из осужденных подростков 17 % склонны к суицидальному поведению (рис. 5). Из них у 64,7 % были попытки совершить самоубийство, а у 35,3 % возникали такие мысли.
о
До судимости /
Before conviction ^^^^^^^^^^^^^ 72
Рис. 4. Фиксирование на учете в инспекции по делам несовершеннолетних исследуемых подростков, %
Fig. 4. Registering the adolescents under research in the Juvenile Inspection, %
Были попытки / Attempted suicide 35,3
Возникали мысли / Had suicidal thoughts 64,7
Рис. 5. Склонность исследуемых подростков к суицидальному поведению, %
Fig. 5. Tendency for suicidal behavior among the adolescents under research, %
При этом 30 % осужденных подростков состоят на учете у врачей: 21 чел. у нарколога и 9 у психиатра (рис. 6).
Психиатр/ Psychiatrist 30
Нарколог/ Narcologist 70
Рис. 6. Учет у врачей исследуемых подростков, % Fig. 6. Doctors that registered the adolescents under research for regular treatment, %
Анализ характера преступлений, совершенных подростками, показал, что наибольшее количество из них (52,5 %) осуждены по ст. 158 УК РФ «Кража», 26,0 % — по ст. 228 УК РФ «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их анало-
гов», 16,5 %— по ст. 161 УК РФ «Грабеж», и по 2,5 % подростков осуждены по ст. 162 «Разбой» и ст. 166 «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» Уголовного кодекса (рис. 7).
Статья 228 УК РФ /
Статья 158 УК РФ /
Статья 166 УК РФ /
Article 166 of the CC of the RF 2,5
Article 228 of the CC of the RF Artide 158
26'° of the CC of the RF
52,5
Статья 162 УК РФ /
Article 162 of the CC of the RF 2,5
Статья 161 УК РФ / Article 161 of the CC of the RF 16,5
Рис. 7. Преступления, за совершение которых
осуждены исследуемые подростки, % Fig. 7. Crimes for which the adolescents under research are convicted, %
Анализ результатов психологического тестирования осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции
от общества. Анализ результатов психологического тестирования осужденных подростков по экспресс-диагностике Айзенка показал, что 16 % из них по своим характерологическим проявлениям относятся к типу № 17 (рис. 8). Это личности очень эмоциональные, восторженные, жизнерадостные, общительные, влюбчивые. В контактах неразборчивы, дружески настроены ко всем. Непостоянны, наивны, не стремятся к лидерству, предпочитая интимно-дружеские связи.
Остальные типы характерологических проявлений представлены среди осужденных подростков в незначительном количестве.
Результаты тестирования несовершеннолетних осужденных по опроснику Леонгарда представлены на рис. 9. Как мы видим, наибольшее их количество (40 %) относятся к гипер-тимному типу, которому присуще постоянное повышенное настроение и жизненный тонус, неудержимая активность и жажда общения, тенденция разбрасываться и не доводить начатое до конца.
18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
Тип № 17 / Тип № 21 / Тип № 23 / Тип № 32 / Тип № 12 / Тип № 24 / Type № 17 Type № 21 Type № 23 Type № 32 Type № 12 Type № 24
Рис. 8. Типы характерологических проявлений, свойственных исследуемым подросткам
(по экспресс-диагностике Айзенка), % Fig. 8. Types of characterological manifestations of the adolescents under research (using Eysenck's express diagnostics), %
120 100 80 60 40 20 0
Рис. 9. Результаты тестирования исследуемых подростков по опроснику Леонгарда, % Fig. 9. The results of testing the adolescents under research using the Leonhard questionnaire, %
16
8 8 8
I I I I I
110
Гипертимный тип / Демонстративный Циклотимный тип / Остальные типы / Hyperthymic type тип / Demonstrative Cyclothymic type Others type type
Ассоциативно-рисуночный тест показал, что 32 % осужденных подростков свойственна заниженная самооценка, 30 % — инфантильность, у 19 % наблюдается вербальная агрессия, 13 % присущ эгоцентризм, и по 3 % подростков характеризуются подозрительностью и пассивностью (рис. 10).
Анализ результатов исследования по методике «Рисунок несуществующего животного» подтверждает показатели предыдущих методик, характеризуя осужденных несовершеннолетних как эгоцентричных (39 %), инфантильных
40
(28 %) подростков с низкой самооценкой (33 %) (рис. 11).
Тест Сонди показывает, что для 37 % исследуемых несовершеннолетних характерны разрушительные тенденции, асоциальные поступки; 24 % характеризуются повышенным чувством вины. У 18 % наблюдается тревожность, у 15 %— склонность к злоупотреблению алкоголем. У 6 % подростков выявлены недовольство, склонность к бродяжничеству, к немотивированной агрессии, а мягкость и доброжелательность маскируются наносной грубостью и пассивностью (рис. 12).
Заниженная Инфантильность / Вербальная Эгоцентризм / Подозрительность / Пассивность / самооценка / Low Infantilism агрессия / Verbal Egocentrism Suspiciousness Passivity
self-esteem aggression
). Результаты тестирования исследуемых подростков по ассоциативно-рисуночному тесту, % 10. The results of testing the adolescents under research using the picture association test, %
30 20 10 0
Рис. ] Fig.
50
Низкая самооценка / Эгоцентризм / Инфантильность / Low self-esteem Egocentrism Infantilism
Рис. 11. Результаты тестирования исследуемых подростков по методике
«Рисунок несуществующего животного», % Fig. 11. The results of testing the adolescents under research using the method of «Fictional Animal's Picture», %
40 35 30 25 20 15 10 5 0
Разрушительные Повышенное чувство тенденции, асоциаль- вины / Hightened
ные поступки / feeling of guilt
Destructive tendencies, asocial actions
Тревожность / Склонность Склонность
Anxiety к злоупотреблению к бродяжничеству,
алкоголем / агрессии / Inclination
Inclination to vagrancy, agression to abuse alcohol
Рис. 12. Результаты тестирования исследуемых подростков по тесту Сонди, % Fig. 12. The results of testing the adolescents under research using the Szondi test, %
70 60 50 40 30 20 10 0
16
43 41
Умственные способности / Intellectual abilities
39
45
16
Привлекательность / Attractiveness
65
28
7
Физическое здоровье / Physical health
60
36
4
Физическая сила / Physical strength
■ Низкий уровень / Low level □ Средний уровень / Medium level □ Высокий уровень / High level Рис. 13. Результаты тестирования исследуемых подростков по тесту самооценки, % Fig. 13. The results of testing the adolescents under research using the self-evaluation test, %
Анализ результатов по тесту самооценки (рис. 13) показал, что несовершеннолетние осужденные склонны оценивать себя на довольно высоком уровне. Особенно это касается физического здоровья и физической силы. Только 7 и 4 % подростков оценили показатели физического здоровья и физической силы как низкие. В то же время высокими данные показатели считают 65 и 60 % соответственно. Показатели умственных способностей и привлекательности по 16 % подростков оценили как низкие, а 41 и 45 % соответственно — как высокие.
Подводя итоги, мы можем сделать следующие выводы:
1. Теоретический анализ литературы позволяет говорить, что социальная дезадаптирован-ность личности является первичным фактором риска совершения преступления. Социально-психологическую работу с осужденными можно представить как основное направление деятельности учреждений, исполняющих наказания без лишения свободы, главная цель которых заключается в содействии ресоциализации осужденных, оказании им помощи в решении социальных и психологических проблем.
2. Социальный портрет несовершеннолетних, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, можно охарактеризовать следующим образом: значительная часть исследуемых несовершеннолетних лиц мужского пола 16-17 лет, осужденных к наказаниям без изоляции от общества, имеют одну судимость, являются учащимися профессиональных училищ и вечерних школ, преимущественно из неполных семей, у большинства несовершеннолетних близкие родственники были судимы. Подавляющее чис-
ло исследуемых подростков имеют опыт употребления алкоголя, наркотиков и токсических веществ. До судимости в инспекции по делам несовершеннолетних состояли три четверти осужденных подростков, при этом треть состоят на учете у врачей — наркологов и психиатров. Наибольшее количество из них осуждены за кражи, незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, грабежи.
3. Психологический портрет несовершеннолетних, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, можно охарактеризовать так: наибольшее количество несовершеннолетних осужденных относятся к гипертимному типу, которому присуще постоянное повышенное настроение и жизненный тонус, неудержимая активность и жажда общения, тенденция разбрасываться и не доводить начатое до конца. Осужденным подросткам свойственна заниженная самооценка, инфантильность, вербальная агрессия и эгоцентризм. Для большей их части характерны разрушительные тенденции, асоциальные поступки, тревожность и склонность к злоупотреблению алкоголем. Но при этом, оценивая себя, несовершеннолетние осужденные преувеличивают свои умственные способности, привлекательность, а также показатели физического здоровья и силы.
Таким образом, для несовершеннолетних лиц мужского пола 16-17 лет, осужденных к наказаниям без изоляции от общества, характерны определенные социально-психологические особенности, которые следует учитывать при индивидуальной коррекции их поведения и работе с родителями несовершеннолетних.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Морозова Л.Б. Развитие субъектности подростков в условиях социальной изоляции методом дистантной психологической помощи : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Л.Б. Морозова. — Н. Новгород, 2005. — 177 с.
2. Нестеров А.Ю. Сущность и основные принципы социальной работы в пенитенциарных учреждениях для несовершеннолетних осужденных / А.Ю. Нестеров // Человеческий капитал. — 2015. — № 4 (76). — С. 160-168.
3. Козловская М.С. Специфика профессиональной деятельности психолога в условиях исправительных учреждений / М.С. Козловская // Вестник Казахстанско-Американского свободного университета. — 2007. — № 3. — С. 22-25.
4. Смирнова И.Н. Воспитательная работа в механизме предупреждения совершения преступлений осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11 / И.Н. Смирнова. — Рязань, 2003. — 186 c.
5. Аминов И.И. Юридическая психология : учеб. пособие / И.И. Аминов. — М. : Юнити-Дана, 2007. — 415 с.
6. Лебедев А.В. Психофизиологические особенности девушек в зависимости от социотипа / А.В. Лебедев, Р.И. Айзман, М.А. Суботялов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2011. — № 7. — С. 305-314.
7. Лебедев А.В. Социотипический портрет студенток вуза с учетом их психофизиологических особенностей / А.В. Лебедев, Р.И. Айзман, М.А. Суботялов // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2011. — № 3 (47). — С. 154-159.
8. Лебедев А.В. Психофизиологические, морфо-функциональные и личностные особенности девушек разных соци-отипов / А.В. Лебедев, Р.И. Айзман, М.А. Суботялов. — Новосибирск : Реклам.-изд. фирма «Новосибирск», 2013. — 107 с.
9. Методика комплексной оценки здоровья учащихся общеобразовательных школ : свидетельство о гос. регистрации прогр. для ЭВМ № 12938 / Р.И. Айзман, А.В. Лебедев, Н.И. Айзман, В.Б. Рубанович ; ФГУП НТЦ «Информрегистр». — № 0320800711 ; заявл. 27.03.08. — 1 с.
10. Воронин Р.М. Психологические особенности личности осужденных, больных алкоголизмом / Р.М. Воронин, А.В. Датий, А.С. Кузнецова // Уголовно-исполнительное право. — 2015. — № 4. — С. 79-82.
11. Боровиков С.А. Принудительные меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних как альтернатива уголовному наказанию : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / С.А. Боровиков. — Вологда, 2007. — 234 c.
12. Clinical change in anger, shame, and paranoia after a structured cognitive-behavioral group program: Early findings from a randomized trial with male prison inmates / Nélio Brazâo, Carolina da Motta, Daniel Rijo, Maria do Céu Salvador, José Pinto-Gouveia, Joâo Ramos // Journal of Experimental Criminology. — 2015. — 29 Jan.
13. Isolating modeling effects in offender risk assessment / Zachary Hamilton, Melanie-Angela Neuilly, Stephen Lee, Robert Barnoski // Journal of Experimental Criminology. — 2014. — 13 Nov.
14. Developing a reporting guideline for social and psychological intervention trials / Sean Grant, Evan Mayo-Wilson, Sally Hopewell, Geraldine Macdonald, David Moher, Paul Montgomery // Journal of Experimental Criminology. — 2015. — Vol. 9, iss. 3. — P. 355-367.
15. Brennan T. Towards an Explanatory Taxonomy of Adolescent Delinquents: Identifying Several Social-Psychological Profiles / Tim Brennan, Markus Breitenbach, William Dieterich // Journal of Quantitative Criminology. — 2008. — Vol. 24, iss. 2. — P. 179-203.
16. Perry A.E. Applying the Consolidated Standards of Reporting Trials (CONSORT) to studies of mental health provision for juvenile offenders: a research note / Amanda E. Perry, Mathew Johnson // Journal of Experimental Criminology. — 2008. — Vol. 4, iss. 2. — P. 165-185.
17. Леонова Е.Ю. Образовательные технологии в системе ресоциализации осужденных / Е.Ю. Леонова // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 2. — С. 100-104.
18. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю. Меновщиков. — М. : Смысл, 2010. — 109 с.
19. Минутко B^. Справочник психотерапевта / B^. Минутко. — М. : Консалтбанкир, 1999. — 360 с.
20. Човдырова Г.С. Проблемы стресса, психической дезадаптации и повышения стрессоустойчивости личности в условиях социальной изоляции / Г.С. Човдырова. — М. : Права человека, 1998. — Вып. 4. — 293 с.
21. Штейнбах Х.Э. Психология жизненного пространства / Х.Э. Штейнбах, В.И. Еленский. — СПб. : Речь, 2004. — 239 с.
22. Пастушеня А.Н. Психологическая диагностика степени исправления осужденных: основы теории и методики / А.Н. Пастушеня // Прикладная юридическая психология. — 2015. — № 4. — С. 10-20.
REFERENCES
1. Morozova L.B. Razvitie sub"ektnostipodrostkov v usloviyakh sotsial'noi izolyatsii metodom distantnoipsikhologicheskoipo-moshchi. Kand. Diss. [Development of adolescents' subjectivity in the conditions of social isolation using the distance psychological counseling method. Cand. Diss.]. Nizhnii Novgorod, 2005. 177 p.
2. Nesterov A.Yu. The essence and main principles of social work in the penitentiary institution for juvenile offenders. Chelovecheskii kapital = Human Capital, 2015, no. 4 (76), pp. 160-168. (In Russian).
3. Kozlovskaya M.S. The specifics of professional psychologist's work in penitentiary institutions. Vestnik Kazakhstansko-Amerikanskogo svobodnogo universiteta = Bulletin of Kazakh-American Free University, 2007, no. 3, pp. 22-25. (In Russian).
4. Smirnova I.N. Vospitatel'naya rabota v mekhanizme preduprezhdeniya soversheniyaprestuplenii osuzhdennymi, sostoyas-hchimi na uchete v ugolovno-ispolnitel'nykh inspektsiyakh. Kand. Diss. [Educational work in the mechanism of preventing crimes by convicts registered by penal inspections. Cand. Diss.]. Ryazan, 2003. 186 p.
5. Aminov I.I. Yuridicheskayapsikhologiya [Legal Psychology]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2007. 415 p.
6. Lebedev A.V., Aizman R.I., Subotyalov M.A. Girls' psycho-physiological characteristics according to sociotype. Vestnik Che-lyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2011, no. 7, pp. 305-314. (In Russian).
7. Lebedev A.V., Subotyalov M.A., Aizman R.I. Sociotypical portrait of the female students of the University, taking into account their psycho-physiological characteristics. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, 2011, no. 3 (47), pp. 154-159. (In Russian).
8. Lebedev A.V., Aizman R.I., Subotyalov M.A. Psikhofiziologicheskie, morfo-funktsional'nye i lichnostnye osobennosti de-vushek raznykh sotsiotipov. [Psycho-physiological, morpho-functional and personal characteristics of young women of different sociotypes]. Novosibirsk, Advertising and Publishing Company «Novosibirsk» Publ., 2013. 107 p.
9. Aizman R.I., Lebedev A.V., Aizman N.I., Rubanovich V.B. Metodika kompleksnoi otsenki zdorov'ya uchashchikhsya obshcheobrazovatel'nykh shkol: svidetel'stvo o gosudarstvennoi registratsii programmy dlya EVM № 12938 [The Methodology of Complex Evaluation of the Health of Secondary School Students: State Registration Certificate for Computer Software № 12938]. Research and Technical Center «Informregistr» № 0320800711; submitted 27.03.08. 1 p.
10. Voronin R.M., Datii A.V., Kuznetsova A.S. Psychological characteristics of prisoners with alcoholism. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo = Penal Law, 2015, no. 4, pp. 79-82. (In Russian).
11. Borovikov S.A. Prinuditel'nye mery vospitatel'nogo vozdeistviya v otnoshenii nesovershennoletnikh kak al'ternativa ugo-lovnomu nakazaniyu. Kand. Diss. [Compulsory Educational Measures for Adolescents as an Alternative to Criminal Punishment. Cand. Diss.]. Vologda, 2007. 234 p.
12. Brazâo Nélio, da Motta Carolina, Rijo Daniel, do Céu Salvador Maria, Pinto-Gouveia José, Ramos Joâo. Clinical change in anger, shame, and paranoia after a structured cognitive-behavioral group program: Early findings from a randomized trial with male prison inmates. Journal of Experimental Criminology, 2015, 29 January.
13. Hamilton Zachary, Neuilly Melanie-Angela, Lee Stephen, Barnoski Robert. Isolating modeling effects in offender risk assessment. Journal of Experimental Criminology, 2014, 13 November.
14. Grant Sean, Mayo-Wilson Evan, Hopewell Sally, Macdonald Geraldine, Moher David, Montgomery Paul. Developing a reporting guideline for social and psychological intervention trials. Journal of Experimental Criminology, 2015, vol. 9, iss. 3, pp. 355-367.
15. Brennan Tim, Breitenbach Markus, Dieterich William. Towards an Explanatory Taxonomy of Adolescent Delinquents: Identifying Several Social-Psychological Profiles. Journal of Quantitative Criminology, 2008, vol. 24, iss. 2, pp. 179-203.
16. Perry Amanda E., Johnson Mathew. Applying the Consolidated Standards of Reporting Trials (CONSORT) to studies of mental health provision for juvenile offenders: a research note. Journal of Experimental Criminology, 2008, vol. 4, iss. 2, pp. 165-185.
17. Leonova E.Yu. Educational technology in the system of resocialization of convicted persons. Sovremennye naukoemkie tekhnologii = Modern High Technologies, 2016, no. 2, pp. 100-104. (In Russian).
18. Menovshchikov V.Yu. Vvedenie vpsikhologicheskoe konsul'tirovanie [Introduction to Psychological Counseling]. Moscow, Smysl Publ., 2010. 109 p.
19. Minutko B.L. Spravochnikpsikhoterapevta [Handbook of a Psychotherapist]. Moscow, Prava cheloveka Publ., 1998, iss. 4. 293 p.
20. Chovdyrova G.S. Problemy stressa, psikhicheskoi dezadaptatsii i povysheniya stressoustoichivosti lichnosti v usloviyakh sotsial'noi izolyatsii [Problems of Stress, Psychological Desadaptation and Higher Personal Stress Resistance in the Conditions of Social Isolation]. Moscow, Prava cheloveka Publ., 1998, iss. 4. 293 p.
21. Shteinbakh Kh.E., Elenskii V.I. Psikhologiya zhiznennogo prostranstva [The Psychology of Living Space]. Saint Petersburg, Rech Publ., 2004. 239 p.
22. Pastushenya A.N. The Psychological Diagnostics of the Degree of Convicts' Correction: Basic Theory and Methodology. Prikladnaya yuridicheskayapsikhologiya = Applied Legal Psychology, 2015, no. 4, pp. 10-20. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Суботялов Михаил Альбертович — профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Новосибирского государственного педагогического университета, доцент кафедры фундаментальной медицины Новосибирского государственного университета, доктор медицинских наук, доцент, г. Новосибирск, Российская Федерация; e-mail: [email protected].
Лебедев Алексей Владимирович — доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Новосибирского государственного педагогического университета, кандидат биологических наук, г. Новосибирск, Российская Федерация; e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Суботялов М.А. Социально-психологический портрет осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества / М.А. Суботялов, А.В. Лебедев // Всероссийский криминологический журнал. — 2016. — Т. 10, № 4. — С. 656-664. — DOI : 10.17150/2500-4255.2016.10(4).656-664.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Subotyalov, Mikhail A. — Professor, Chair of Anatomy, Physiology and Personal Safety, Novosibirsk State Pedagogical University, Ass. Professor, Chair of Fundamental Medicine, Novosibirsk State University, Doctor of Medicine, Ass. Professor, Novosibirsk, the Russian Federation; e-mail: [email protected].
Lebedev, Aleksey V. — Ass. Professor, Chair of Anatomy, Physiology and Personal Safety, Novosibirsk State Pedagogical University, Ph.D. in Biology, Novosibirsk, the Russian Federation; e-mail: [email protected].
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Subotyalov M.A., Lebedev A.V. A social and psychological portrait of adolescents convicted to punishments and other criminal law measures without isolation from society. Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal = Russian Journal of Criminology, 2016, vol. 10, no. 4, pp. 656-664. DOI: 10.17150/2500-4255.2016.10(4).656-664. (In Russian).