ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316.6
кА. Аржанова СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА
Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к определению персонального имиджа политического лидера, анализируется проблема развития исследований имиджа, формирование имиджелогии как самостоятельной науки, социально-психологические характеристики имиджа, а также представляется авторское определение персонального имиджа политического лидера.
Ключевые слова: персональный имидж, политический лидер, имиджелогия, социально-психологическое образование, электорат, восприятие, социальная перцепция.
Mstina ArzMnova SOCIO-PSYCHOLOGICAL APPROACH
TO THE DEFINITION OF PERSONAL IMAGE OF A POLITICAL LEADER
Annotation. The article describes different approaches to the definition, analyzes the problem of image research, formation imageology as an independent science, socio-psychological characteristics of the image, author's definition ofpersonal image of a political leader. Keywords: personal image, political leader, imageology, socio-psychological formation, electorate, perception, social perception.
Особый интерес к проблеме формирования персонального имиджа вызван феноменом «смены имиджа» и процессом формирования нового образа у человека. Практический интерес к данной проблематике повлек за собой развитие относительно новой науки - имиджелогии. Развитие рыночных отношений потребовало от современного социума новых решений в вопросах продвижения имиджевых объектов. Общество потребления характеризуется приоритетностью рыночных отношений между субъектами таких отношений с высоким уровнем конкуренции [2, с. 269].
Исследование одного из прикладных аспектов имиджа, конкретнее - персонального имиджа, было менее всего изучено в контексте социальной психологии. Здесь применялся весь спектр подходов к изучению, от рассмотрения имиджа как возможности саморазвития субъекта до изучения персонального имиджа в качестве знаковой характеристики личности. Вначале мы проведем анализ существующих подходов к определению персонального имиджа политического лидера, а затем сформулируем оригинальное определение персонального имиджа политического лидера. Важно заметить, что изучение имиджа ведется достаточно давно, однако в научную дисциплину исследование феномена имиджа оформилось относительно недавно.
Н. Макиавелли в своей известной книге «Государь» давал следующее определение имиджа политического лидера: «Личина» (имидж) - внешний облик правителя, под которым скрывается его сиюминутное настроение и состояние здоровья» [7, с. 125]. К. Юнг ввел понятие «персона» для обозначения имиджа - это маска или облик, который берет на себя человек - то, как он представляет себя внешнему миру (социальные роли, самовыражение, стиль одежды) [4]. М. Люшер ввел понятие «сигналы личности» - манера поведения человека, система знаков, сигналов. Роль - оценка собственной личности человека, воображаемая самооценка [6]. По мнению Г.Г. Почепцова: имидж - обращенное вовне, публичное Я человека [9].
© Аржанова К.А., 2015
Психология, социология
Можно говорить о ряде толкований к понятию персонального имиджа политического лидера. Как мы видим, в вышеуказанных подходах играют роль особенности человека (его внешние качества) -первый подход. Во втором подходе имидж рассматривается как совокупность свойств, которые относят к товару или политику. Политика сравнивают с товаром, который продают максимальному количеству электората. В третьем подходе делается акцент на воспринимающем субъекте, т.е. электорате, который обладает определенным образом политика. Наиболее близким к социальной психологии является третий подход, при котором имидж - образ политика, сложившийся у электората, где механизмы межличностного восприятия отличаются от механизмов познания. Здесь исследователи сходятся на следующем определении имиджа политического лидера: впечатление, возникающее в сознании избирателей, набор качеств, который избиратели ассоциируют с определенной личностью. И.Б. Гасанов и М.А. Устюгов предлагают следующее определение персонального имиджа политического лидера, которое объединило в себе все три указанных выше подхода: «сформированный у избирателей образ, являющийся результатом восприятия реальных личностных качеств политика, его политической деятельности и намеренно приписываемых политику СМИ и политической рекламой качеств и свойств» [3].
Имидж - особый вид психического образа. Изучение феномена имиджа в психологии основывается на изучении психологии образа в общей психологии. Исследованиями в этой сфере занимались такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Г.Г. Дилигенский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Д.А. Ошанин, Б.Д. Парыгин, С.Л. Рубинштейн, С.Д. Смирнов, Т. Шибутани, П.Н. Шихирев и др. В политической психологии проблемой исследования имиджа политических лидеров занимались такие ученые, как И.Э. Белоусова, Л.Я. Гозман, Е.В. Егорова-Гантман, В.Г. Зазыкин, Г.Г. Почепцов, Р.Ф. Фурс, Е.Б. Шестопал и др. [5, с. 248].
Понятие политического имиджа изучалось в большом количестве разных дисциплин, но в результате появилась наука, которая стала заниматься только изучением имиджа - имиджелогия. Политическая имиджелогия стала заниматься систематизацией данных о политическом имидже, его сущности, особенностях, механизмах и условиях развития. В наше время произошел рост научного интереса к проблеме имиджа. Понятие имиджа вошло в научный понятийный аппарат психологии, философии, политологии, социологии, культурологии и др. В вузах стали появляться новые кафедры и факультеты имиджелогии.
Первые научные разработки в этой области в отечественной науке были связаны с персональным имиджем политических лидеров (Д.В. Ольшанский, Г.Г. Почепцов и др.). Исследования шли по трем направлениям:
1. раскрытие психологических проблем персонального имиджа политического лидера (В.М. Шепель, Р.Ф. Фурс, Г.Г. Почепцов, В.Г. Зазыкин, Е.В. Егорова, О.В. Иванникова и др.);
2. Имидж политических организаций, движений, системы, государства (С.Е. Захарова, Г.Г. Почепцов и др.);
3. Изучение взаимосвязи между первым и вторым направлением (В.Г. Зазыкин, С.Е. Захарова и др.).
С середины 1970-х гг. началось пробуждение интереса к процессу лидерства; такие политологи как М.Г. Берне, Б. Келлерман, Дж. Пейдж, М. Риджей и Р. Такер отмечали тот факт, что исследования в этой области весьма немногочисленны. Жан Блондель - известный французский политолог также пишет о том, что нет общепринятого определения политического лидерства, так же, как и характеристики лидерства в целом. Это подтверждается работами Пейджа, Мак-Грегора, Бернса и Келлермана. Сердцевина проблемы этими исследователями не указывается. Идет акцентирование на личности, забывается роль окружения, упускаются проблемы, связанные с целями лидеров и их результатами.
Вестник Университета № 2, 2015
Ж. Блондель дает следующее определение политическому лидеру: «тот, кто в силу тех или иных обстоятельств оказывается «над» нацией в случае общенационального политического лидерства и может отдавать приказы остальным гражданам». Там же Ж. Блондель определяет политическое лидерство и, особенно, общенациональное политическое лидерство как «власть, осуществляемую одним или несколькими индивидуумами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям» [1, с. 9].
Как считает О.Ф. Потемкина, имидж есть эмоционально окрашенный образ политика. Задача предвыборной кампании состоит в том, чтобы имидж политика вызывал положительное эмоциональное отношение. Формирование имиджа происходит как стихийно, т.е. неосознанно, так и сознательно: тщательно отслеживаются особенности восприятия политика его избирателями, и каждый раз продумывается новая стратегия и тактика формирования благоприятного образа [8].
Демократические преобразования в современной России, изменения в политическом строе и экономической системе повлекли за собой изменения во всем политическом пространстве вплоть до появления понятия политического рынка. Выход Федерального Закона Российской Федерации о политических партиях, появление большого количества самих партий, повышение уровня политической культуры россиян сделали актуальным вопрос изучения процессов восприятия партий и лидеров этих партий, а также формирования отношения к ним. В известных определениях мы столкнулись со следующими характеристиками имиджа: «эмоционально окрашенный образ политика», «феномен массового сознания», «инструмент власти» и др. Наиболее точным нам показалось определение И.Б. Га-санова и М.А. Устюгова, которые охарактеризовали персональный имидж политического лидера как «сформированный у избирателей образ, являющийся результатом восприятия реальных личностных качеств политика, его политической деятельности и намеренно приписываемых политику СМИ и политической рекламой качеств и свойств» [3].
В нашем представлении, персональный имидж политического лидера - это социально-психологическое комплексное образование индивидуального, группового или массового сознания, включающее мотивационную, когнитивную и эмоционально-оценочную образную составляющую, восприятие образа политика в результате социальной перцепции избирателями, образ политика, формируемый деятельностью СМИ, политической рекламой и другими средствами политического воздействия на электорат. Наше определение включает в себя синтез существующих определений персонального имиджа политического лидера, а также специальные термины, демонстрирует важную черту имиджа, где имидж - это социально-психологическое образование.
Библиографический список
1. Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу / Ж. Блондель; пер. Г.М. Квашнина, 1992. - С. 9.
2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. - М.: Культурная революция; Республика, 2006. - 269 с.
3. Гасанов И.Б., Устюгов М.А. Понятие политического имиджа в социальной психологии // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2008. - № 2.
4. Краткий словарь аналитической психологии К. Юнга. - М., 1994.
5. Лаптев Л.Г. Политическая имиджелогия: научно-прикладные основы: монография / Л.Г. Лаптев; под ред. Е.Б. Перелыгиной, Е.А. Петровой - М.: РУСАКИ, 2004. - 248 с.
6. Люшер М. Сигналы личности / М. Люшер. - Воронеж, 1993.
7. Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли. - Ростов н/Д., 1998. - 125 с.
8. Потемкина О.Ф. Имидж политического лидера / О.Ф. Потемкина. - М., 2006.
9. Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика / Г.Г. Почепцов. - Киев, 1998.