Научная статья на тему 'Социально-психологический фактор в жизни и деятельности православного приходского духовенства в 60-е гг. Xix начале XX вв. (на материалах Владимирской губернии)'

Социально-психологический фактор в жизни и деятельности православного приходского духовенства в 60-е гг. Xix начале XX вв. (на материалах Владимирской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
91
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Евстигнеева Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический фактор в жизни и деятельности православного приходского духовенства в 60-е гг. Xix начале XX вв. (на материалах Владимирской губернии)»

ИСТОРИЯ

М.Г. Евстигнеева

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО ПРИХОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА В 60-Е ГГ. XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

(На материалах Владимирской губернии)*

Период 60-х гг. XIX - начала XX вв. ознаменовался для православного кли-. ра серьезными изменениями его социального статуса и условий профессиональной деятельности, что было связано как с законодательными инициативами правительства, так и с бурными общественно-политическими процессами. Социальная политика эпохи Великих реформ в отношении приходского духовенства РПЦ была направлена на ликвидацию его сословного статуса1. В свою очередь, уже в начале XX вв. произошло кардинальное изменение конфессиональной политики правительства Российской империи: манифестом «Об укреплении начал веротерпимости» (17 апреля 1905 г.) был разрешен свободный переход в любое христианское исповедание. Это ставило православный клир в условия достаточно жесткой конкуренции с миссионерами католической и евангелическо-лютеранской церквей, а также различных направлений старообрядчества и сектантства. Наконец, сильное распространение в 1900-е гг. социал-демократической идеологии, составной частью которой был атеизм, накладывало негативный отпечаток на условия деятельности Русской Православной церкви. Было ли приходское духовенство РПЦ психологически готово ко всем этим коллизиям, как проходил процесс его адаптации в этих новых условиях? В настоящей статье предпринимается попытка анализа на материалах Владимирской губернии некоторых социально-психологических проблем2, с которыми сталкивался православный клир в связи с указанными изменениями. Следует отметить, что в дореволюционной и современной историографии РПЦ периода 60-х гг. XIX -начале XX вв. имеет место освещение социально-психологического фактора3, однако рассматриваемые ниже аспекты ранее специально не изучались.

*Статья поступила в редакцию в 2006 г.

Отмена налоговых привилегий православного клира обусловила необходимость становления у него принципиально нового правосознания, сущность которого должна была состоять в признании демократизации имущественных прав в качестве должного, закономерного.

Ходатайства ряда представителей приходского духовенства Владимирской губернии об отмене налогообложения принадлежащих им земельных участков, направленные губернатору и губернскому земскому собранию4 дают некоторое представление о характере их правосознания. Одни прошения о снятии налога аргументированы необходимостью восстановления законности: по мнению их авторов, принадлежавшее им имущество не подходило не под одну из налогооблагаемых категорий. Некоторые же другие ходатайства аргументированы субъективными представлениями их авторов - священников о «должном» отношении общественности к духовенству. Необходимо заметить, что развитию таких представлений способствовало отсутствие в законодательстве о налогообложении, в частности во «Временных правилах для земских учреждений по делам о земских повинностях, народном продовольствии и общественном призрении» от 1 января 1864 г. пункта об обязательном обложении земским на-логом5, в связи с чем данный момент оставлялся на усмотрение губернских земских управ.

Рассматриваемое ниже ходатайство владимирскому губернатору благочинного церквей

г. Шуи В. Несмеянова (1903 г.), по нашему мнению, наиболее показательно для понимания основной проблемы становления полноценного правосознания у приходского духовенства. Здесь, по нашему мнению, нашла свое отражение одна из важнейших характеристик ментальности российского населения (присущая ему и в рассматриваемый период), заключающаяся в преобла-

© М.Г. Евстигнеева, 2007

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007

259

дании моральных представлений над правосознанием, что выражается в том, что любое действие властей оценивается с точки зрения его справедливости, морали6.

В. Несмеянов апеллировал к истории Русской Православной церкви, указав, что «не говоря

о православном нашем правительстве, некогда сами монголы оказали духовенству покоренной ими России внимание и уважение освобождением его от всяких налогов»7. Ввиду этого, налогообложение Шуйским уездным земством собственности клириков рассматривалось благочинным в качестве следствия отсутствия у земцев «сыновнего отношения к духовенству»8, которым, очевидно, по мнению этого протоиерея должны они руководствоваться при принятии решений в его отношении. Таким образом, характер своей профессии В. Несмеянов рассматривал как весомый аргумент в пользу «особого» отношения властей к клирикам. Именно это, на наш взгляд, являлось основным ментально обусловленным препятствием становления полноценного правосознания клириков.

В эпоху Великих реформ все население Российской империи стало субъектом гражданского права9. Очевидно, именно этот факт дал исследователям правовых представлений в менталитете российского населения возможность утверждать, что «после реформ Александра II в стране бурно и активно зарождались предпосылки здорового и творческого правосознания граждан, принадлежащих ко всем сословиям»10. Однако та социальная изоляция, в которой оказался православный клир в результате европеизации российского общества11, на наш взгляд, негативно влияла на возможность становления у него такого правосознания.

Специалист по истории РПЦ в период Великих реформ С.В. Римский отмечает, что приходское духовенство «тянулось к образованному обществу - дворянам, чиновникам <...>, но не встречало отношения к себе как к равным»12. Постоянное пренебрежение и, возможно, даже презрение со стороны представителей этих социальных слоев к клирикам вели к снижению самооценки последних, к страху перед «сильными мира сего». В результате они осознанно или неосознанно видели равных себе лишь в представителях городских и сельских низов. О последнем наглядно свидетельствуют данные об исковых делах причтов ряда церквей Владимирской губернии к соседним землевладельцам, в которых кли-

рики заявляли свои права на те или иные земельные участки13. Анализ социального состава ответчиков обнаружил, что в «земельные конфликты» духовенство вступало исключительно с представителями городских и сельских низов - с крестьянами, мещанами, отставными солдатами, которые особенно крупными землевладельцами не были и быть не могли.

Следует отметить, что и в других сферах духовенство склонно было отстаивать свои права только во взаимоотношениях с представителями указанных социальных слоев. Так, Д.И. Ростиславов отмечал, что при оплате треб «в домах мещан, отставных солдат и других лиц так называемого низшего звания <.. .> священники просят прибавочки»14.

Либерализация конфессиональной политики правительства практически не повлияла на количественные показатели миссионерской активности православного клира Владимирской губернии: проведением так называемых «публичных бесед» со старообрядцами15 после 17 апреля 1905 г. здесь постоянно занимались те немногочисленные представители приходского духовенства (6 человек), которые и прежде участвовали в данном направлении деятельности16.

Одной из причин слабой вовлеченности православного клира в миссионерскую деятельность в этот период могли быть трудности его социально-психологической адаптации17 в новой религиозной ситуации, когда РПЦ потеряла статус привилегированного религиозного института. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что даже некоторые из тех православных священнослужителей рассматриваемой губернии, которые принимали особенно активное участие в миссионерской работе местного православного братства, по-прежнему ощущали свою беспомощность в деле укрепления авторитета православия и потому возлагали надежды на специальных миссионеров. Весьма показателен в этом отношении следующий случай, произошедший в 1907 году. В этом году священник с. Орехово Покровского уезда С. Троицкий, бывший организатором в своем приходе первого на территории епархии кружка мирян -ревнителей православия и занимавшийся проведением публичных бесед со старообрядцами18, ходатайствовал о назначении крестьянина Н. Сухарева, который «неоднократно выступал защитником православия на беседах с приезжими из Москвы сектантскими миссионерами», помощником миссионера по своему приходу19.

260

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007

Революционная ситуация начала XX вв. заставляла приходское духовенство РПЦ практически повсеместно отказываться от тех форм организации миссии, которые были связаны с сотрудничеством с населением, в частности, так называемых миссионерских кружков мирян-ревните-лей православия20. Так, за период 1905-1910 гг. на территории Владимирской губернии таких объединений было создано лишь два - в селе Орехово и деревне Ликино Покровского уезда21. По мнению одного из представителей местного духовенства, священника К. Твердислова, в условиях того, что «и устная, и печатная пропаганда разнообразных политических, социальных, религиозных и антирелигиозных доктрин до открытого атеизма включительно, уже успела в той или иной степени поколебать нравственные устои <... > многих мирян», «создавать приходские организации <... > это не все ли равно, что содействовать не поднятию приходской жизни, а <...> еще большему ее упадку?!»22 Таким образом, психологическое отношение православного клира к особенностям общественно-политической ситуации начала XX в. способствовала снижению его активности в профессиональной сфере.

0 влиянии указанного психологического фактора на профессиональную деятельность духовенства говорит и то, что в период, начиная с 1910 г., когда «отголоски» первой русской революции затихли окончательно, на территории Владимирской губернии было создано сравнительно большое число кружков мирян-ревнителей православия - около 4023.

Итак, вышеизложенное свидетельствует о достаточно высокой роли социально-психологического фактора в жизни и деятельности православного клира в новых условиях периода 60-х гг. -

XIX - начала XX вв.

Примечания

1 Согласно «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г., недвижимое имущество, принадлежавшее православному духовенству, могло быть обложено земским налогом (ПСЗ - II. Т. 39. - СПб., 1867. -№ 40457). Это означало ликвидацию одной из его сословных привилегий.

Закон 22 мая 1867 г. «Об общих средствах призрения для всего служащего при церквах духовенства» отменял наследование должностей священно- и церковнослужителей (ПСЗ - II. Т. 42. -

СПб., 1871. - № 44775).

Согласно закону «Об устройстве детей лиц православного духовенства» (26 мая 1869 г.) сыновья клириков могли выбрать для себя гражданскую или военную службу (ПСЗ - II. Т. 44. - СПб., 1873. - № 47318).

2 Социально-психологические явления - феномены, возникающие в результате взаимодействия индивидов (субъектов и общностей) в определенных условиях, побуждающие и регулирующие поведение людей (Социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М., 2002. - С. 12).

3 Ростиславов Д.И. О православном белом и черном духовенстве. - Лейпциг, 1866; Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс: православное сельское духовенство во второй половине XIX - начале

XX вв. - М., 2002.

4 Сборник постановлений Владимирского губернского земского собрания. 1866-1895. - Владимир, 1907. - Т. VI. - С. 487, 489, 497, 502, 507, 510, 518; Государственный архив Владимирской области (ГАВО), ф. 205, оп. 1, д. 422, 524, 2726; оп. 3, д. 35.

5 ПСЗ - II. Т. 39. - СПб., 1867. - № 40457.

6 Сергеева А.В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. Изд. 3-е. - М., 2005. -

С. 170.

7 ГАВО, ф. 205, оп. 3, д. 35, л. 5 об.

8 Там же.

9 Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи. - СПб., 2003. - Т. 2. - С. 39.

10 Воловикова М.И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - .№5. - С. 16.

11 Смолич И.К. История русской церкви. - М., 1996. - Кн. 8. - Ч. 1. - С. 372.

12 Римский С.В. Церковная реформа Александра II // Вопросы истории. - 1996. - № 4. - С. 35.

13 ГАВО, ф. 108, оп. 1, д. 273, л. 6, 22, 89 об; д. 279, л. 11, 88 об; д. 304, л. 1, 55, 67, 81; д. 341, л. 6; д. 356, л. 2, 9, 37, 81 об, 123; д. 527, л. 1 об, 10, 39; д. 538, л. 13 об, 17, 73, 171; д. 541, л. 10, 76, 93, 104, 151; д. 575, л. 102, 129, 184 об, 197, 225; д. 602, л. 16; д. 650, л. 92 об, 216, 255 об.

14 Ростиславов Д.И. Указ. соч. - Т. 1. - С. 314.

15 Католики и лютеране во Владимирской губернии были крайне немногочисленны и существенного влияния на местную религиозную ситуацию не оказывали (Тихонов А.К. Взаимоотношения Православной церкви с иноверческими исповеданиями во Владимирской губернии на рубеже XIX-XX вв. // Материалы областной кра-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007

261

еведческой конференции (19 мая 2000 г.). - Владимир, 2001. - С. 41-43), в связи с чем они, очевидно, не рассматривались местным православным братством в качестве объекта миссии.

16 Отчет о деятельности православного Братства св. Благоверного Великого князя Александра Невского за 1905-1906 годы. - Вязники, 1907. - С. 12; То же за 1906-1907 годы. - Владимир, 1908. - С. 13; То же за 1908-1909 годы. - Владимир, 1910. - С. 21; То же за 1909-1910 годы. - Владимир, 1911. - С. 30; То же за 1910-1911 годы. - Владимир, 1912. - С. 10; То же за 1911-1912 годы. - Владимир, 1913. - С. 14; То же за 1912-1913 годы. - Владимир, 1914. - С. 16.

17 Социально-психологическая адаптация - овладение личности ролью при вхождении в новую социальную ситуацию (Социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - С. 49).

18 Отчет о деятельности православного Братства св. Благоверного князя Александра Невского за 1905-1906 гг. - С. 11, 15.

19 ГАВО, ф. 534, оп. 1, д. 16, л. 28-28 об.

20 Главой таких объединений являлся приходской священник, который осуществлял организацию деятельности светских лиц - членов кружков.

21 Отчет о деятельности православного Братства св. Благоверного Великого князя Александра Невского за 1909-1910 годы. - С. 27.

22 ВЕВ. - 1906. - №> 6. - С. 101.

23 Подсчитано автором по: ГАВО, ф. 534, оп. 1,

д. 40, л. 4, 5, 6, 8, 11, 13, 14, 15, 16, 21, 24, 25, 29, 31; Отчет о деятельности православного Братства св. Благоверного Великого князя Александра Невского за 1913-1914 годы. - Владимир, 1915. - С. 25.

Р.Г. Мифтахов

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ТАТАР К РОССИИ,

КАК В ГОСУДАРСТВЕННОМ, ТАК И ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ АСПЕКТАХ,

НА РУБЕЖЕ XIX - НАЧАЛА ХХ ВВ.

Нация это исторически сложившаяся социально-этническая общность, в чис-. ло основных признаков которой входит наличие определенного природно-территориального комплекса [4, с. 375]. Этот природно-территориальный комплекс имеет огромное значение в формировании тех или иных национальных черт. Также огромное значение имеет и отношение самого народа к своему месту обитания.

В случае же с татарами интересен вопрос, связанный с их отношением к России, под властью которой уже несколько столетий находилась их территория. Конечно, отношение это прямо пропорционально связано с политикой проводимой самодержавием в крае.

Самодержавие в течение первых двух столетий проводит в завоеванном крае, политику насильственной христианизации и русификации неправославного народа. Конечно, это не могло способствовать улучшению отношения народов Среднего Поволжья, в том числе и татар, к русскому государству. Результатом этой политики стало то, что единственной, притягательной и объединительной силой для подавляемого мусульманского населения становится ислам, вокруг которого и замыкалась в основном вся их

жизнь. И появление чувства недоверия к России, к её административной, бюрократической части.

Эти чувства в полной мере нашли свое отражение в татарской литературе начала ХХ век, но уже и в XIX в. были слышны недовольные голоса. Так, в ряде произведений Г. Утыз-Имяни и И. Салихова все более отчетливо начинают звучать критика отрицательных общественных явлений, недовольство царскими и чиновниках [12, с. 81].

Начиная с 70-х годов XIX века появляется ряд анонимных стихотворных книг, написанных частично в религиозно-дидактическом стиле, частично в стиле баитов. Самой характерной из них была книга «Мэкэр^э бэете» («Баит о Макарьевской ярмарке»). Во второй части книги автор обращается к изображению отрицательных явлений действительности. Мы знакомимся с миром чиновников, алчных, праздных, жестоких, хитрых. Это -пристав, собирающий подать, защищающий воров, мошенников, преследующий бедных крестьян, издевающийся на ними [12, с. 60-61].

Чувство недоверия находит свое отражение в высказываниях современников. Так, министр внутренних дел А.Е. Тимашев главной задачей проводимых реформ считал ослабление противодействия «русской цивилизации» со стороны

262

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007

© Р.Г. Мифтахов, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.