Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ'

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
473
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ / СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / COMMUNICATION / FORMS OF COMMUNICATION / SIDES OF COMMUNICATION / INTERACTION / REGULARITY / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богданов Д.А.

В этой статье раскрыта сущность социально - психологические особенностей человека, проведена работа на выявление причин возникновения трудностей в общении на социально-психологическом уровне, особенностей их проявления. Рассмотрены социально - психологические особенности общения и взаимодействия людей. Проведён анализ содержания, форм, способов взаимодействия между людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL - PSYCHOLOGICAL REGULARITIES OF COMMUNICATION AND INTERACTION OF PEOPLE

In this article, the essence of the socio - psychological characteristics of a person is revealed, work has been done to identify the causes of difficulties in communication at the socio-psychological level, the characteristics of their manifestation. The socio - psychological features of communication and interaction of people are considered. The analysis of the content, forms, ways of interaction between people.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ»

УДК 159.9.072.533

Богданов Д. А.

студент кафедры «Технология и безопасность

жизнедеятельности» Северный Арктический Федеральный Университет имени

М.В. Ломоносова. Россия, г. Архангельск СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ

Аннотация: В этой статье раскрыта сущность социально -психологические особенностей человека, проведена работа на выявление причин возникновения трудностей в общении на социально-психологическом уровне, особенностей их проявления. Рассмотрены социально -психологические особенности общения и взаимодействия людей. Проведён анализ содержания, форм, способов взаимодействия между людьми.

Ключевые слова: Общение, формы общения, стороны общения, взаимодействие, закономерность, социально - психологический анализ.

Bogdanov D. A.

Student of the department "Technology and life safety" Northern Arctic Federal University named

Mv Lomonosov.

Russia, Arkhangelsk

SOCIAL - PSYCHOLOGICAL REGULARITIES OF COMMUNICATION

AND INTERACTION OF PEOPLE

Annotation: In this article, the essence of the socio - psychological characteristics of a person is revealed, work has been done to identify the causes of difficulties in communication at the socio-psychological level, the characteristics of their manifestation. The socio - psychological features of communication and interaction of people are considered. The analysis of the content, forms, ways of interaction between people.

Keywords: Communication, forms of communication, sides of communication, interaction, regularity, social and psychological analysis.

Социально - психологические особенности взаимодействия человека с разнообразными субъектами социальной среды, помогают ему глубже познать себя, свое социальное окружение, эффективно взаимодействовать с ним. Этому способствует свойственный человеку социально-психологический тип мышления, определенный способ восприятия и толкования событий, явлений, состояний, которые она может наблюдать как в себе, так и в социуме. Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть сформулировано следующим образом: социальная психология - наука, изучающая как люди, думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, так как является осознанным и опосредованным речью.

Человек - социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения. Взаимодействие - это действия индивида, направленные друг к другу. Люди вступают во взаимодействие так как зависят друг от друга. Люди имеют сильнейшую потребность в присоединенности - входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.

Проблема общения занимает одно из центральных мест не только в науке психологии, но и в жизни каждого конкретного человека. Изучение данной темы является особенно важной, т.к. знание сущности общения, его закономерностей, особенностей организации необходимо каждому для повышения общего качества жизни, улучшения отношений с другими людьми, а также повышения психологической компетентности.

Общение - слишком сложный феномен в жизни человека и человечества в целом, чтобы все многообразие проявляемых в межличностных отношениях смысловых и содержательных аспектов свести к краткой формулировке.

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Общительный человек совсем не обязательно должен быть приятным собеседником, и наоборот, человек не очень общительный, но при этом умеющий вовремя поддержать разговор парой слов, может быть более приятным собеседником, нежели чем общительный человек, но совершенно не умеющий слушать окружающих.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности. Общение своего рода искусство, где есть свои правила, особенности, секреты, знать которые необходимо каждому человеку для оптимизации своей деятельности, достижения цели.

В масштабах жизнедеятельности человека общение является, во-первых, главным условием выживания, во-вторых, обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития личности. Ребенок, изолированный от общества людей, не может овладеть механизмами человеческого поведения, познания, совокупным опытом человечества.

Общение имеет свою структуру: потребности, мотив, цель, способы осуществления, результат. Это дает основания отнести его к разряду видов деятельности.

Форма общения - это процесс взаимодействия людей, специфика их поведения по отношению друг другу. Можно выделить следующие ормы общения:

— Сотрудничество - форма общения, когда оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности.

— Противоборство - форма общения, когда партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей.

— Уклонение от взаимодействия - партнеры стараются избегать активного сотрудничества.

— Одноправленное содействие - один из партеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества.

— Контрастное взаимодействие - один из партнеров старается содействовать другому, который, однако, активно противодействует ему.

— Компромиссное взаимодействие - оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком так же, как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двояка: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе.

Для того, чтобы успешно взаимодействовать с людьми, необходимо обладать следующие качества: доброжелательность, аутентичность, конкретность, инициативность, непосредственность, открытость, конфронтация, самопознание, принятие чувства, гибкость, общительность, эгоизм.

Социально - психологический анализ закономерностей коллективов показывает, что основным стержнем вокруг которого разворачивается сплочение коллектива, является коллективная деятельность. Предметом такой деятельности, конечно, выступает групповая активность коллектива, направленная на достижение общественно полезной цели.

Социально - психологические закономерности методов большинства организаций направлены на воспитывающий дух и ценности педагогического коллектива, на отношения в коллективе и его морально -психологический климат, удовлетворенность педагогов своим трудом.

Сплочение коллектива зависит от выдержки, терпения руководителя, умения воздействовать на чувства. Руководитель старается создать социально -психологически благоприятные условия работы - все это создает благоприятный социально - психологический микроклимат в педагогическом коллективе.

Проблема общения является основной для социальной психологии. Вследствие сложного данного явления, существует достаточно подходов к его рассмотрению. Изучение общения показывает разнообразное проявление и фиксаций данного феномена. Анализ общения как сложного, многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Определенное значение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их ограниченность. Они вскрывают лишь механизм, т.е. форму, в которой организуется этот процесс. Вся традиционная социальная психология уделяла преимущественное внимание именно этому аспекту. Ее методические приемы, технические средства анализа были подчинены этой задаче. Между тем содержательные аспекты общения оставались по существу за бортом интереса исследователей. Механизм же работает весьма различно в зависимости от того, с каким «материалом» имеет дело.

Принцип единства общения и деятельности требует логического перехода от общих характеристик процесса общения к изучению его в контексте конкретных групп. Общение, являясь сложным психологическим явлением, имеет свою структуру.

Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний.

Интерактивная сторона общения служит практическому взаимодействию людей между собой в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности,

Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств. Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация.

Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей.

Теоретические научные подходы не исчерпывают актуальность исследования проблемы общения в социальной психологии. Вместе с тем они показывают, что общение должно изучаться как многомерное явление, а это предполагает изучение явления с помощью методов системного анализа.

Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и

достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает его в своих партнерах.

Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить "согласование" или "рассогласование" деятельностей индивидуальных участников.

При этом под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности.

В наиболее обобщенных классификациях выделяются следующие аспекты (или функции) общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Являясь важнейшей формой жизнедеятельности людей, общение выступает как необходимое условие и средство воспроизводства сознательно действующих личностей.

Использованные источники: 1 Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1985. - 399 с.

1 Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2012. - 286 с.

2 Басов М.Я. Избранные психологические исследования - М.: изд-во АПН РСФСР, 2010. - 210 с.

3 Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология. Хрестоматия. - М.:Аспект-пресс, 2011. - 257 с.

4 Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1967. - 275 с.

А

V314 Г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.