Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРУДНЕННОЕ ОБЩЕНИЕ / ЭКСПРЕССИВНО-РЕЧЕВЫЕ ТРУДНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ / УСЛОВИЯ ОБЩЕНИЯ / НАВЫКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СТУДЕНТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бородовицына Татьяна Олеговна

В данной статье рассмотрены подходы отечественных и зарубежных исследователей к проблематике затрудненного общения и психологического благополучия личности. Гармоничное межличностное взаимодействие, отсутствие конфликтов и различных барьеров в общении между партнерами названо важнейшей детерминантой психологического благополучия человека. Цель работы заключалась в обнаружении взаимосвязи социально-психологических характеристик затрудненного общения и компонентов психологического благополучия обучающихся психолого-педагогического и гуманитарного факультетов с использованием методик «Социально-психологические характеристики общения» В.А. Лабунской, «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко, а также метода ранговой корреляции Спирмена. В результате проведенного эмпирического исследования установлено 10 корреляционных связей между социально-психологическими характеристиками затрудненного общения и основными компонентами психологического благополучия у студентов педагогического вуза. Полученные данные могут использоваться преподавателями вузов при разработке соответствующих курсов и методических материалов для работы со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF DIFFICULT COMMUNICATION AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

The article discusses the approaches of Russian and foreign researchers to the problems of difficult communication and psychological well-being of the personality. Harmonious interpersonal interaction, the absence of conflicts and various barriers in communication between partners is considered the most important determinant of a person's psychological well-being. The purpose of the work was to discover the relationship between the social and psychological characteristics of difficult communication and the components of the psychological well-being of students of psychological, pedagogical and humanitarian faculties using the methods “Social and psychological characteristics of communication” by V.A. Labunskaya, “Scale of psychological well-being” by K. Ryff adapted by T.D. Shevelenkova and P.P. Fesenko, as well as Spearman's rank correlation method. As a result of the empirical study, 10 correlations were established between the socio-psychological characteristics of difficult communication and the main components of students’ psychological well-being of the pedagogical university. The data obtained can be used by university teachers in the development of appropriate courses and methodological materials for work with students.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

Человек и образование. 2022. № 2. С. 86-91.

Научная статья УДК 159.9

doi: 10.54884/S181570410021615-1

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Татьяна Олеговна Бородовицына

Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия tatyana.borodovitsyna2016@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3832-5922

Аннотация. В данной статье рассмотрены подходы отечественных и зарубежных исследователей к проблематике затрудненного общения и психологического благополучия личности. Гармоничное межличностное взаимодействие, отсутствие конфликтов и различных барьеров в общении между партнерами названо важнейшей детерминантой психологического благополучия человека. Цель работы заключалась в обнаружении взаимосвязи социально-психологических характеристик затрудненного общения и компонентов психологического благополучия обучающихся психолого-педагогического и гуманитарного факультетов с использованием методик «Социально-психологические характеристики общения» В.А. Лабунской, «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко, а также метода ранговой корреляции Спирмена. В результате проведенного эмпирического исследования установлено 10 корреляционных связей между социально-психологическими характеристиками затрудненного общения и основными компонентами психологического благополучия у студентов педагогического вуза. Полученные данные могут использоваться преподавателями вузов при разработке соответствующих курсов и методических материалов для работы со студентами. Ключевые слова: затрудненное общение, экспрессивно-речевые трудности, социально-перцептивные трудности, условия общения, навыки взаимодействия, студенты, психологическое благополучие личности.

Для цитирования: Бородовицына Т.О. Взаимосвязь социально-психологических характеристик затрудненного общения и психологического благополучия студентов педагогического вуза// Человек и образование. 2022. №2. с. 86-91. http:dx.doi.org/ 10.54884/S181570410021615-1.

Original article

INTERRELATION OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF DIFFICULT COMMUNICATION AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

Tatyana O. Borodovitsyna

Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russia

tatyana.borodovitsyna2016@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3832-5922

Abstract.The article discusses the approaches of Russian and foreign researchers to the problems of difficult communication and psychological well-being of the personality. Harmonious interpersonal interaction, the absence of conflicts and various barriers in communication between partners is considered the most important determinant of a person's, psychological well-being. The purpose of the work was to discover the relationship between the social and psychological characteristics of difficult communication and the components of the

psychological well-being of students of psychological, pedagogical and humanitarian faculties using the methods "Social and psychological characteristics of communication" by V.A. Labunskaya, "Scale of psychological well-being" by K. Ryff adapted by T.D. Shevelenkova and P.P. Fesenko, as well as Spearman's rank correlation method. As a result of the empirical study, 10 correlations were established between the socio-psychological characteristics of difficult communication and the main components of students' psychological well-being of the pedagogical university. The data obtained can be used by university teachers in the development of appropriate courses and methodological materials for work with students.

Keywords: difficult communication, expressive-speech difficulties, social-perceptual difficulties, communication conditions, interaction skills, students, psychological well-being of the personality. For citation: Borodovitsyna T.O. Interrelation of socio-psychological characteristics of difficult communication and psychological well-being of pedagogical university students // Man and education. 2022. (2): 86-91. (In Russ). http://dx.doi.org/ 10.54884/S181570410021615-1.

Введение. В современной психологической науке человек постоянно изучается как субъект разнообразных видов деятельности. Планомерно осуществляется поиск характеристик активности личности, способствующих достижению позитивных изменений как в ней самой, так и в окружающем мире. Зачастую психологи-исследователи акцентируют свое внимание на изучении факторов, влияющих на продуктивность общения человека и его деятельности в целом. В то же время возникающие при этом сложности остаются малоизученными, несмотря на наличие большого интереса, проявляемого к данной проблеме.

Согласно многочисленным данным можно отметить существование специфического феномена затрудненного общения, означающего неналаженное, расстроенное, нарушенное, дискомфортное, неэффективное общение, приводящее к возникновению конфликта. С точки зрения В.Н. Куницыной [1], коммуникативные сложности рождаются в первую очередь в сознании собеседников и проявляются через их переживания. Отечественные авторы отмечают главные причины, приводящие к различным сбоям в процессе общения, - это и состояние внутреннего напряжения, и недовольство, и тревога, создающие неблагоприятный эмоциональный фон. А.А. Бодалев и Г.А. Ковалев подчеркивают субъективную природу психологических трудностей, возникающих в процессе коммуникации [2]. Так называемые «субъективные трудности» неизбежно приводят к объективной картине наруше-

ний - недостижению поставленных целей, неполучению ожидаемого результата, неудовлетворению мотивов. По словам Л.А. Петровской, затрудненное общение главным образом детерминируется спецификой человеческой природы и отношений между людьми [3]. Следует отметить, что общение - это «трудный» процесс социально-психологического характера, в котором ставятся и достигаются конкретные задачи посредством речи партнеров, их умения грамотно взаимодействовать, правильного восприятия друг друга, внешних условий.

В работе Б.Д. Парыгина [4] указывается на существование психологических барьеров - устойчивых установок, процессов, свойств, состояний, мешающих человеку открыто проявлять свои интеллектуальные и эмоциональные потенциальные возможности. Наличие данных личностных образований в определенных ситуациях вызывает сбои в общении. Необходимо учитывать также и социально-перцептивную сферу личности, поскольку неправильное восприятие и понимание людьми друг друга, нестабильная самооценка могут являться причиной появления коммуникативных затруднений.

Содержательная классификация трудностей в общении представлена в работе В.А. Лабунской, Ю.А. Менджерицкой, Е.Д. Бреуса [5]. По мнению исследователей, они могут иметь объективный либо субъективный характер; осознаваться или не осознаваться человеком; возникать в определенных ситуациях или присутствовать по-

стоянно; зависеть от культурных, возрастных особенностей и т.д. Следовательно, по словам И.П. Шкуратовой [6], каждый аспект общения позволяет выделять новые критерии для классификации причин трудностей в общении.

Бурные трансформационные процессы, происходящие в современном обществе, обращают внимание исследователей к проблематике психологического благополучия личности. Теоретическая база для изучения данного феномена была заложена N. Bradburn [10] и E. Diener [11] в 1980-х годах XX века. Согласно мнению ученых, человек достигает состояния благополучия, удовлетворяя свои потребности и тем самым снижая уровень внутреннего напряжения. Спустя некоторое время была опубликована работа C.D. Ryff [12], в которой психологическое благополучие истолковано в более широком значении. Автор выделила шесть основных компонентов благополучия, высокие значения по которым свидетельствуют о компетентности и успешности личности в целом: позитивные отношения с другими людьми, автономия, управление окружением, жизненные цели, самопринятие, личностный рост.

Гармоничное межличностное взаимодействие выступает важнейшей детерми-нантой психологического благополучия человека. В трудах С.А. Водяхи, Я.Л. Коло-минского, В.И. Слободчикова говорится о психологическом благополучии субъектов образовательного процесса (как школьников и студентов, так и педагогов). По мнению И.В. Заусенко [8], состояние внутренней гармонии обучающихся во многом определяется низким уровнем их конфликтности. Анализ социально-психологических рисков студентов в процессе межличностного взаимодействия представлен в работе И.В. Арен-дачук [9].

Таким образом, научный интерес вызывает изучение взаимосвязи социально-психологических характеристик затрудненного общения и психологического благополучия студентов педагогического вуза.

Цель эмпирического исследования -выявление корреляционных связей между

социально-психологическими характеристиками затрудненного общения и компонентами психологического благополучия личности обучающихся.

Методы. Контингент представлен 136 студентами Воронежского государственного педагогического университета, направлений «Психолого-педагогическое образование» и «Специальное (Дефектологическое) образование»; из них 130 девушек и 6 юношей в возрасте 19-24 года. В исследовании были применены следующие методы: тест-опросники и метод математической статистики (метод ранговой корреляции Спирмена). Методики исследования: «Социально-психологические характеристики затрудненного общения» В.А. Лабунской, «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко).

Результаты. Согласно полученным результатам обнаружены отрицательные корреляционные связи между шкалой психологического благополучия «Позитивные отношения с другими людьми» и следующими социально-психологическими характеристиками затрудненного общения: «экспрессивно-речевые трудности», «социально-перцептивные трудности», «трудности при организации взаимодействия», «условия общения».

Установлению позитивных доверительных взаимоотношений препятствуют такие проявления партнера, как привычка вести диалог с застывшим, неподвижным лицом; слишком тихая или громкая речь; неуместное использование частых прикосновений во время разговора. Трудности социально-перцептивного характера также оказывают негативное влияние на коммуникативный процесс (когда собеседник не умеет представлять себя на месте другого, неверно истолковывает его намерения и чувства, не обладает проницательностью, относится к людям предвзято). Что касается условий общения, то наибольшее количество студентов отметили такие трудности, как отсутствие настроя на коммуникацию, редкое общение с партнером.

Установлено, что трудности, касающиеся

отношения партнеров друг к другу, отрицательно коррелируют с такими шкалами психологического благополучия, как «Управление окружением» и «Цели в жизни». В самом деле, проявление собеседником безразличия, подозрительности, неприязни, высокомерия, излишней требовательности, его страх выглядеть смешным в глазах других людей затрудняет контроль внешней деятельности и существенно снижает эффективность управления средой. В данном процессе страдает и чувство направленности жизни - перспективы и убеждения, определяющие смысл бытия. Наряду с этим обнаружено, что желание партнера во что бы то ни стало производить на окружающих благоприятное впечатление, а также его стремление занимать в разговоре позицию подчиненного негативно влияет на процесс коммуникации.

Согласно полученным данным, следует отметить отрицательную корреляцию между трудностями, касающимися навыков организации взаимодействия, и шкалой «Позитивные отношения с другими людьми». Данные трудности заключаются в желании партнера больше говорить самому, нежели слушать; привычке перебивать; занимать в общении позицию ведущего, навязывая

свое мнение; сконцентрированности на собственных мыслях; неумении вовремя прекращать взаимодействие.

Выявлено, что трудности, касающиеся условий общения, отрицательно коррелируют с автономией, управлением окружением, личностным ростом, психологическим благополучием. Данные трудности зачастую обусловлены возрастными, половыми, должностными различиями между партнерами; необходимостью одновременно общаться с группой людей; долгим общением с одним и тем же партнером; отсутствием готовности к коммуникации.

Заключение. В результате проведенного эмпирического исследования целесообразно сделать вывод о существовании корреляционных связей между социально-психологическими характеристиками затрудненного общения и компонентами психологического благополучия личности студентов педагогического вуза, что подтверждает гипотезу исследования.

Следует отметить возможность использования полученных результатов в процессе психолого-педагогического сопровождения профессионального и личностного развития студентов вуза.

Список источников

1. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1991.

2. Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. 1992. № 5-6.

3. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Букинист, 1989. 216 с.

4. Парыгин Б.Д. Социально-психологический барьер и его природа // Философия и социальная психология. 1975. Вып. 3.

5. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 288 с.

6. Шкуратова И.П. Мотивационная основа трудностей общения // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: тез. докл. Всесоюзн. конф. Ростов н/Д., 1990. С.7-10.

7. Полищук Е.С. Психологическое благополучие студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности // Психологическая наука и образование. 2016. Т.8, № 1. С. 35-44.

8. Минюрова С.А., Заусенко И.В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 94-101.

9. Арендачук И.В. Социально-психологические риски в жизнедеятельности современного студента // Психология и педагогика на современном этапе. 2015. № 6. С. 13-18.

10. Bradburn N. The structure of psychological well - being. Chicago: Aldine Publishing Company, 1969. 332 p.

11. Diener E. et al. Subjective well-being: three decades of progress // Psychological Bulletin. 1999. № 125 (2). P. 276-302.

12. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P.719-727.

References

1. Kunitsyna, V.N. (1991) Difficulties in interpersonal communication. Abstract of Ph.D. thesis, St. Petersburg University. (In Russ.)

2. Bodalev, A.A. and Kovalev, G.A. (1992) Psychological difficulties of communication and their overcoming. Pedagogy, no. 5-6. (In Russ.)

3. Petrovskaya, L.A. (1989) Competence in communication: socio-psychological training. Moscow: Bukinist. (In Russ.)

4. Parygin, B.D. (1975) Socio-psychological barrier and its nature. Philosophy and Social Psychology, no 3. (In Russ.)

5. Labunskaya, V.A. and Mendzheritskaya, Yu. A. (eds.) (2001) Psychology of difficult communication: Theory. Methods. Diagnostics. Correction: a textbook for students of higher institutions. Moscow: Academy. (In Russ.)

6. Shkuratova, I.P. (1990) Motivational basis for communication difficulties. Psychological communication difficulties: diagnostics and correction. Rostov-on- Don. (In Russ.)

7. Polishchuk, E.S. (2016) Psychological well-being of student youth with different levels of role-based victimization. Psychological Science and Education, no. 1, pp. 35-44. (In Russ.)

8. Minyurova, S.A. and Zausenko, I.V. (2013) Personal determinants of psychological well-being of a teacher. Pedagogical Education in Russia, no. 1, pp. 94-101. (In Russ.)

9. Arendachuk, I.V (2015) Socio-psychological risks in the life of a modern student. Psychology and Pedagogy at the Present Stage, no. 6, pp. 13-18. (In Russ.)

10. Bradburn, N. (1969) The structure of psychological well-being. Chicago: Aldine Publishing Company.

11. Diener, E. and Suh, E. (eds) (1999) Subjective well-being: three decades of progress. Psychological Bulletin, no.125 (2), pp. 276-302.

12. Ryff, C.D. and Keyes, C.L.M. (1995) The structure of psychological well-being revisited.Journal of Personality and Social Psychology, no. 69, pp. 719-727.

Статья поступила в редакцию 01.04.2022; одобрена после рецензирования 20.04.2022; принята к публикации 26.05.2022.

The article was submitted on 01.04.2022; approved after reviewing on 20.04.2022; accepted for publication on 26.05.2022.

Информация об авторе: Бородовицына Татьяна Олеговна

Аспирант кафедры практической психологии Воронежского государственного педагогического университета

Information about author: Borodovitsyna Tatyana Olegovna

Postgraduate Student, Department of Practical Psychology, Voronezh State Pedagogical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.