ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9:316.77
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ СУБЪЕКТОВ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ
Т.В. Бескова
Институт социального образования (филиал)
Российского государственного социального университета в г. Саратове
Е-mail: [email protected]
В статье анализируются результаты эмпирического исследования представлений студентов о социально-психологических характеристиках субъектов затрудненного общения на примере представителей профессий социономического типа. Устанавливаются сходства и различия представлений по ряду стимулов (социальный работник, преподаватель, медицинский работник). Выделяются обобщенные портреты трудных партнеров по общению.
Ключевые слова: представления, субъект, общение, трудности, социально-психологические характеристики, ролевые позиции.
The Imaginations about Social-Psychological Descriptions of the Characters of Difficult Communication
T.V. Beskova
The article analyses the results of empirical research on students' imaginations about social-psychological descriptions of the characters of difficult communication of the representatives of the social-directional occupations, as the example. It underlines the likenesses and the differences of the imaginations in a number of incentives (a social worker, a lecturer, a medical worker).The article points out the generalized portraits of difficult partners in communication.
Key words: imaginations, a character, communication, difficulties, social-psychological descriptions, role positions.
Современная психология постоянно обращается к изучению человека как субъекта многообразных видов деятельности и его жизнедеятельности в целом. Но стоит отметить, что чаще всего предметом психологических исследований является субъект эффективной, успешной деятельности и такого же общения, в то время как личность в качестве субъекта деструктивного поведения, разрушения отношений, трудностей взаимодействия еще недостаточно изучена, несмотря на огромный интерес, проявляемый к этой проблеме в смежных отраслях психологии. Проблематика затрудненного общения освещается в трудах Т.А. Аржа-каевой, А.А. Бодалева, В.А. Горяниной, Г.А. Ковалева, В.Н. Ку-ницыной, В.А. Лабунской, Т.И. Пашуковой, Л.А. Петровской, И. П. Шкуратовой и др.
Затрудненное общение объективно существует не только как явление сознания или переживаний партнеров. Оно детерминировано, как подчеркивает Л.А. Петровская1, особенностями психологической природы человека и человеческих отношений. В качестве детерминанты затрудненного общения она называет негармоничное развитие различных характеристик личности,
ее отношений и социального контекста. Само общение, в силу его социально-психологической природы, является «трудной» деятельностью. В нем реально и потенциально содержатся элементы, затрудняющие оптимальный уровень функционирования. Особенности экспрессии и речи, социально-перцептивной сферы личности, системы ее отношений, форм обращений, уровень развития навыков взаимодействия и условия общения превращают любой акт общения в задачу, в сложную, многоаспектную деятельность. Каждая грань общения, по мнению И.П. Шкуратовой , дает новый критерий для классификации трудностей и причин затрудненного общения, поэтому перечень как субъективных, так и объективных причин, затрудняющих процесс общения, не может иметь четких границ, за исключением тех рамок, которые устанавливаются исследователем.
В качестве субъективных показателей затрудненного общения многие авторы рассматривают различные характеристики личности как субъекта, соотнося их со структурными компонентами общения. Перечень этих характеристик определяется представлениями авторов о структуре общения. Учитывая то, что общение изучается как сложное структурное образование, а сами элементы структуры выделяются на основе различных критериев, трудно осуществить систематический анализ критериев описания субъекта. Понимание структуры общения как многокомпонентной, состоящей из коммуникативной, интерактивной, перцептивной сторон, позволяет описать субъекта затрудненного /
незатрудненного общения с точки зрения его коммуникативной, социально-перцептивной и интерактивной деятельностей.
Целью настоящего исследования является изучение представлений студентов о социально-психологических характеристиках субъектов затрудненного общения (представителей профессий социономического типа).
Для реализации цели исследования использована методика В.А. Лабунской «Социально-психологические характеристики субъекта затрудненного общения»3, которая позволяет выявить степень индивидуальной или групповой чувствительности к определенным сторонам общения («профиль психологических трудностей общения»), установить степень сензитивности к «негативным» чертам общения, создать «портрет трудного партнера» с точки зрения субъекта или группы. В качестве стимулов использованы ролевые позиции «социальный работник», «преподаватель» и «медицинский работник». Статистическая обработка результатов исследования производилась при помощи ¿-критерия Стьюдента.
Выборка состояла из студентов специальностей «Психология» и «Социальная работа» Института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета в г. Саратове. Количество испытуемых - 70 человек (58 девушек и 12 юношей), возраст - 17-22 года, средний возраст - 20 лет.
Влияние групп факторов, затрудняющих общение для каждой профессии социономи-ческого типа, различно, что находит отражение в групповом профиле психологических трудностей общения (рисунок).
11,5 11 10,5 10 9,5 9 8,5
10 6 11 10,9
"Л*---- "ТГО,Т ~
10,2а--"* 10,7 ^^^^ 10,7 * ч
10,1 10'3 \ 10,1
9,8 \ \
■ 8,9
ЭР
СП
ОО
НВ
УО
Социальный работник Преподаватель Медицинский работник
Сравнение групповых профилей психологических трудностей общения (для ролевых позиций «социальный работник», «преподаватель», «медицинский работник»): ЭР - экспрессивно-речевые особенности партнера; СП - социально-перцептивные особенности партнера; ОО - отношения - обращения партнеров друг к другу; НВ - навыки организации взаимодействия; УО - условия общения
На первом месте при представлении социального работника как трудного партнера по общению по степени влияния стоит фактор «отношения - обращения партнеров друг к другу» (средний балл - 10,65). Второе место при описании особо значимых психологических трудностей общения занимают умения и навыки организации взаимодействия (10,33). Третье место принадлежит таким параметрам, как интенсивность общения, количество партнеров, наличие свидетелей общения, возраст, пол, статус (10,18); четвертое место - социально-перцептивным особенностям партнера (10,12); последнее место - экспрессивно-речевым особенностям (9,78).
В представлениях о медицинском работнике как трудном партнере по общению влияние различных групп факторов аналогично представлениям о социальном работнике, за исключением того, что факторы экспрессивно-речевых особенностей и условия общения меняются местами, т.е. особенности речи занимают более значимую позицию (3 место) в представлениях о медицинском работнике как субъекте общения.
Групповой профиль психологических трудностей общения для ролевой позиции «преподаватель» наиболее существенно отличается от профилей вышерассмотренных представителей профессий социономическо-го типа. И главное отличие заключается в том, что экспрессивно-речевым характеристикам при описании преподавателя как субъекта затрудненного общения придается наибольшее значение. И напротив, условиям общения (полу, возрасту, статусу преподавателя и т.д.) - наименьшее значение.
Сравнение групповых профилей психологических трудностей общения для представителей профессий социономического типа привело к следующим результатам:
а) соотнесение представлений о субъектах затрудненного общения по стимулам «социальный работник» и «преподаватель» показало, что суммарная оценка степени влияния экспрессивно-речевых особенностей выше по категории «преподаватель» (1 = 4,13, р < 0,001), а по фактору условий общения - выше по категории «социальный работник» (1=2,51, р < 0,05);
б) соотнесение представлений о субъектах затрудненного общения в ролевых позициях «медицинский работник» и «преподаватель» выявило, что суммарная оценка степени влияния по фактору экспрессивно-речевых особенностей так же, как и в предыдущем случае, выше по категории «преподаватель» (1=2,46, р < 0,05), а по фактору условий общения выше по категории «медицинский работник» (1=2,28, р < 0,05);
в) при соотнесении представлений о субъектах затрудненного общения по категориям «медицинский работник» и «социальный работник» суммарная оценка степени влияния статистически значимо не изменяется ни по одному из факторов.
Анализ показателей по всем факторам, затрудняющим общение, выявил отдельные суждения, средний балл по которым статистически значимо отличается в зависимости от того, в какой ролевой позиции находится предполагаемый субъект общения. При соотнесении представлений о субъектах затрудненного общения по категориям «преподаватель» и «социальный работник» оценка степени влияния по стимулу «преподаватель» выше для следующих суждений:
по экспрессивно-речевому фактору -тихая речь (1 = 10,23, р < 0,001), застывшая поза, лицо (1 = 4,82, р < 0,001), длительные паузы в речи (1 = 2,78, р < 0,01), вялая, невыразительная жестикуляция (1 = 4,32, р < 0,001), стремление партнера систематически поддерживать зрительный контакт (1 = 2,51, р < 0,05);
по социально-перцептивному фактору -стремление партнера относить людей к определенному типу (1 = 2,91, р < 0,01);
по фактору «отношения - обращения партнеров друг к другу» - стремление партнера произвести приятное впечатление на другого (1 = 2,06, р < 0,05), заинтересованное отношение к другому человеку (ко мне) (1 = 2,73, р < 0,01);
по фактору навыков взаимодействия -неумение партнера аргументировать свои высказывания, предложения (1 = 2,67, р < 0,01), однообразные речевые формы обращения к другому человеку (1 = 3,11, р < 0,01), умение партнера меньше говорить, а больше слушать (1 = 5,26, р < 0,001).
В то же время оценка степени влияния других характеристик выше для ролевой позиции «социальный работник». Это относится к суждениям:
громкая речь ^=2,46, р < 0,05) (экспрессивно-речевой фактор);
безразличное отношение к человеку (¿ = =3,02, р < 0,01), властное отношение к людям ^ = 2,07, р < 0,05) (фактор «отношения - обращения партнеров»);
желание партнера больше говорить, чем слушать (¿ = 2,08, р < 0,05) (фактор умения и навыки организации взаимодействия);
присутствие посторонних лиц (^=2,26, р < 0,05), большие временные промежутки общения с партнером (¿ = 3,24, р < 0,01), общение с группой лиц одновременно (¿ = 3,26, р < 0,01), возрастные различия (¿=2,96, р < 0,01) (фактор условий общения).
Что касается различий в представлениях о трудном партнере по общению в ролевых позициях «преподаватель» и «медицинский работник», то оценка степени влияния по стимулу «преподаватель» выше для следующих характеристик:
по экспрессивно-речевому фактору -тихая речь (¿=6,89, р < 0,001), застывшие поза, лицо (¿=3,34, р < 0,01), вялая, невыразительная жестикуляция ^ = 2,48, р < 0,05), стремление партнера систематически поддерживать зрительный контакт (¿ = 2,17, р < 0,05), частые прикосновения партнера (кладет руку, постукивает по плечу и т.д.) ^ = 2,04, р < 0,05);
по социально-перцептивному фактору -неумение партнера соотносить действия и поступки людей с их качествами личности (¿=4,23, р < 0,001), проницательность партнера («видит людей насквозь») (¿ = 2,99, р < 0,01), стремление оценивать людей на основе представлений, сложившихся в его окружении ^=2,11, р < 0,05);
по фактору навыков взаимодействия -неумение партнера аргументировать свои замечания, предложения ( = 1,99, р < 0,05), однообразные речевые формы обращения к другому человеку (¿ = 3,51, р < 0,001), неумение партнера выразить отношение с помощью мимики, жестов и интонации (¿ = 2,66, р < 0,01), умение партнера меньше говорить, а больше слушать ^=2,52, р < 0,05).
И напротив, оценка степени влияния других характеристик выше по стимулу «медицинский работник»:
громкая речь партнера (=2,95, р < 0,01) (экспрессивно-речевой фактор);
присутствие посторонних людей (¿ = = 5,23, р < 0,001), общение с группой лиц одновременно (¿ = 4,2, р < 0,001) (фактор условий общения).
При сравнении представлений студентов о субъекте затрудненного общения в ролевых позициях «медицинский работник» и «социальный работник» статистически значимых различий обнаруживается меньше, чем в вышерассмотренных случаях. Итак, оценка степени влияния следующих характеристик выше по стимулу «медицинский работник» для следующих суждений:
по фактору навыков взаимодействия -умение партнера меньше говорить, а больше слушать (¿ = 2,56, р < 0,05);
по фактору условий общения - присутствие посторонних лиц ^=3,19, р < 0,01).
И наоборот, оценка степени влияния представлений о трудном партнере по общению выше по стимулу «социальный работник» для следующих суждений:
неумение партнера соотносить действия и поступки людей с их качествами личности ^ = 3,79, р < 0,001) (социально-перцептивный фактор);
безразличное отношение к другому человеку (ко мне) ^ = 2,08, р < 0,05) (фактор «отношения - обращения партнеров друг к другу»);
возрастные различия ^=2,58,р <0,05) и должностные различия ^ = 3,41, р < 0,01) (фактор условий общения).
Таким образом, мы наблюдаем, что одни характеристики изменяются наиболее сильно при сравнении представлений о субъектах затрудненного общения представителей трех профессий социономического типа, а другие - менее.
На основе соотношения степени оценки каждой группы характеристик определяется тип «профиля психологических трудностей общения». Те суждения, которые 50-75% участников исследования оценивали как очень сильно или сильно затрудняющие процесс общения, включаются в «портрет труд-
ного партнера по общению», так составляется групповое представление о субъекте затрудненного общения. На основе анализа этих представлений определяются характеристики общения партнера, по отношению к которым наблюдается повышенная чувствительность, и устанавливаются количественные и качественные различия «портретов» в зависимости от изучаемых детерминантов затрудненного общения. На основе сравнения содержания и объема представлений о трудном партнере, в соответствии с различными ролевыми позициями, выявляются устойчивые, типичные психологические трудности общения и, соответственно, представления о субъекте затрудненного общения и вариативные, появляющиеся в связи с изменением ролевой позиции партнера.
Портрет трудного партнера для разных ролевых позиций имеет как общие, так и частные характеристики.
К общим (устойчивым, типичным) характеристикам, которые одинаково сильно затрудняют общение с представителями всех рассматриваемых профессий социономиче-ского типа, относятся: стремление делать заключение о партнере на основе внешности; безразличное, подозрительное, неприязненное (враждебное), властное, высокомерное отношение к другим людям; привычка партнера перебивать; неумение аргументировать свои замечания, предложения; желание партнера навязать свою точку зрения.
Частной (вариативной) характеристикой трудного партнера по общению - медицинского работника - является его общение с пациентом в присутствии посторонних (54,3%).
Частными характеристиками, входящими в описании портрета трудного партнера по общению в ролевой позиции «преподаватель», являются: тихая речь (72,6%); застывшие поза, лицо (58,8%); длительные паузы в речи (50%); несоответствие выражения лица его словам (50%); частые прикосновения (кладет руку, постукивает по плечу и т.д.) (50%); стремление оценивать людей на основе представлений, сложившихся в его окружении (50%); неумение разнообразить речевые формы обращения к другому человеку (57,1%).
Частных характеристик, затрудняющих общение с социальным работником, не выявлено.
Таким образом, отдельные характеристики входят в портрет трудного партнера по общению представителей всех рассматриваемых профессий социономического типа. Наибольшее количество характеристик, затрудняющих общение, принадлежит фактору «отношения - обращения партнеров друг к другу» (5 характеристик), далее следуют характеристики умений и навыков организации взаимодействия (3 характеристики) и одна характеристика принадлежит социально-перцептивному фактору. При общении с представителями данных профессий на первом месте находится их отношение к вам и как они к вам обращаются. При представлении о субъекте затрудненного общения также большое значение играет неумение человека организовать взаимодействие с людьми, а именно - неумение выслушать, аргументировать свою точку зрения и ее навязывание. Стремление партнера делать заключение на основе внешности (социально-перцептивный фактор) также вошло в портрет трудного партнера. Стоит отметить, что ни одна характеристика из экспрессивно-речевого фактора и фактора условий общения не вошла в общий портрет трудного партнера по общению представителей профессий социономи-ческого типа.
Имеются и различия в этих портретах. Наиболее сильно они проявляются по группе факторов экспрессивно-речевых особенностей. Так, в портрет трудного партнера по общению социального и медицинского работников не входит ни одно качество из данной группы, т.е. для данных субъектов общения не являются столь важными паралин-гвистические характеристики речи, а также особенности невербального поведения. Напротив, в портрете трудного партнера-преподавателя присутствуют пять характеристик из рассматриваемой группы: тихая речь; длительные паузы в речи; застывшие поза, лицо; несоответствие выражения лица партнера его словам; частые прикосновения. Две из них относятся к паралингвистическим особенностям речи, которые, по мнению испытуемых,
наиболее сильно приводят к затрудненному общению; две - к умению владеть кинесиче-скими средствами общения и одна характеристика (частые прикосновения) - к особенностям использования тактильных контактов преподавателем, что также является фактором, затрудняющим общение.
Во второй группе факторов (социально-перцептивные особенности общения) также выявлены различия. Если в портреты трудных партнеров по общению социального и медицинского работников не входит ни одна характеристика этой группы, то портрет трудного партнера-преподавателя включает одну характеристику, а именно - стремление оценивать людей на основе представлений, сложившихся в его окружении. Таким образом, преподаватель, не обладающий способностью идентифицировать себя с другим человеком, а также судящий о человеке по имеющимся у него установкам и стереотипам, по мнению студентов, является трудным партнером по общению. Представителям же других рассматриваемых нами профессий социономического типа «прощается» наличие стереотипов и установок при восприятии собеседника.
Несмотря на то, что группа факторов, описывающих отношения и обращения, которые затрудняют общение, является для трех представленных профессий максимальной (5 факторов, затрудняющих общение), разница же в портретах трудного партнера отсутствует.
Что касается четвертой группы факторов (навыки взаимодействия), то и в этом случае такая характеристика субъекта, как его неумение разнообразить речевые формы обращения к другому человеку, затрудняет общение лишь с представителем педагогической профессии.
Из пятой группы факторов, в которые входят условия общения (интенсивность, количество партнеров, наличие свидетелей общения, возраст, пол, статус) только одна характеристика вошла в описательный портрет трудного партнера - представителя медицинской профессии (общение с партнером-паци-ентом в присутствии посторонних).
Количество факторов, сильно затрудняющих процесс общения, зависит также и от степени сензитивности субъекта общения к «негативным» чертам. Для отдельных студентов количество таких факторов является минимальным (0% - для ролевой позиции «социальный работник», 8,8% - для преподавателя и 4,4% - для медицинского работника), для других же - максимальным (53% -для ролевой позиции «социальный работник», 56% - для преподавателя и 57% - для медицинского работника). Этот факт говорит о том, что представления о субъекте затрудненного общения зависят не только от того, в какой ролевой позиции находится оцениваемый субъект, но и от психологических характеристик тех, кто оценивает. Таким образом, данное эмпирическое исследование обозначает одно из направлений работы по данной проблематике.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать ряд выводов:
представление о субъекте затрудненного общения зависит от занимаемой им ролевой позиции;
суммарная оценка степени влияния различных групп факторов, затрудняющих общение, изменяется в зависимости от того, представителем какой профессии соционо-мического типа данный субъект является;
«портреты трудного партнера общения» представителей профессий социономическо-го типа имеют как устойчивые, так и вариативные психологические трудности. Наибольшее количество характеристик, затрудняющих одинаково сильно общение с представителями всех рассматриваемых профессий, принадлежит фактору «отношения - обращения партнеров друг к другу» (безразличное, подозрительное, враждебное, властное, высокомерное отношение к другим людям). Устойчивыми характеристиками также являются 3 характеристики из фактора умений и навыков организации взаимодействия (привычка перебивать; неумение аргументировать свои замечания, предложения; желание навязать свою точку зрения) и одна характеристика принадлежит социально-перцептивному фактору (стремление делать заключение на основе внешности). Вариатив-
ные характеристики для ролевой позиции «преподаватель» включают в себя в основном экспрессивно-речевые особенности (па-ралингвистические, кинесические и такеси-ческие особенности). Также в портрет трудного партнера по общению - преподавателя - вошли по одной характеристике из социально-перцептивного фактора (стремление партнера оценивать людей на основе представлений, сложившихся в его окружении) и фактора «отношения—обращения партнеров» (неумение разнообразить речевые формы обращения). Вариативная характеристика, затрудняющая общение с медицинским работником, - его общение в присутствии посторонних;
основным отличием в представлениях студентов о трудном партнере по общению является отсутствие экспрессивно-речевых характеристик, затрудняющих общение у медицинских и социальных работников, и наличие их у преподавателя.
Примечания
1 См.: Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М., 1989.
2 См.: ШкуратоваИ.П. Мотивационная основа трудностей общения // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: Тез. докл. Всесоюз. конф. Ростов н/Д, 1990.
3 См.: Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М., 2001.