Научная статья на тему 'Особенности затрудненного общения в ситуации взаимодействия: руководитель-подчиненный'

Особенности затрудненного общения в ситуации взаимодействия: руководитель-подчиненный Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
865
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРУДНЕННОЕ ОБЩЕНИЕ / ФОРМАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДНОМ ПАРТНЕРЕ / ТРУДНЫЙ ПАРТНЕР ОБЩЕНИЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТРУДНОМ ПАРТНЕРЕ ОБЩЕНИЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ КАК ТРУДНОМ ПАРТНЕРЕ ОБЩЕНИЯ / ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ "ТРУДНОГО" ПАРТНЕРА / COMPLICATED DIALOGUE / FORMAL AND CONTENTS CHARACTERISTICS OF REPRESENTATIONS ABOUT THE DIFFICULT PARTNER / DIFFICULT PARTNER OF DIALOGUE / REPRESENTATIONS ABOUT THE DIFFICULT PARTNER OF DIALOGUE / REPRESENTATIONS ABOUT SELF AS THE DIFFICULT PARTNER OF DIALOGUE / GROUP PORTRAIT OF THE "DIFFICULT" PARTNER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бреус Елена Дмитриевна

Статья посвящена вопросам затрудненного общения в деловом взаимодействии руководителя и подчиненного. Представления о подчиненном или руководителе как трудном партнере общения рассматриваются в качестве фактора, детерминирующего трудности общения в ситуациях руководства-подчинения. В статье изложены результаты эмпирического исследования и сравнения представлений руководителей и подчиненных друг о друге как трудном партнере общения. А также представлены результаты сравнительного анализа представлений о себе (у руководителей и подчиненных) и другом (о подчиненном и руководителе) как трудном партнере общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the complicated dialogue in the situation of interaction: the head - the subordinate

The article is devoted to the questions of the complicated dialogue in business interaction of the head and the subordinate. Representations about the subordinate or the head as the difficult partner of dialogue are considered as the factor determining difficulties of dialogue in situations of management-subordination. In the article there are stated the results of empirical research and comparison of representations of the heads and subordinates about each other as the difficult partner of dialogue. And also there are presented the results of the comparative analysis of representations about themselves (among the heads and subordinates) and about the other (about the subordinate and the head) as the difficult partner of dialogue.

Текст научной работы на тему «Особенности затрудненного общения в ситуации взаимодействия: руководитель-подчиненный»

особенности затрудненного общения в ситуации взаимодействия: руководитель-подчиненный

Бреус Е. Д.

Статья посвящена вопросам затрудненного общения в деловом взаимодействии руководителя и подчиненного. Представления о подчиненном или руководителе как трудном партнере общения рассматриваются в качестве фактора, детерминирующего трудности общения в ситуациях руководства-подчинения. В статье изложены результаты эмпирического исследования и сравнения представлений руководителей и подчиненных друг о друге как трудном партнере общения. А также представлены результаты сравнительного анализа представлений о себе (у руководителей и подчиненных) и другом (о подчиненном и руководителе) как трудном партнере общения.

Ключевые слова: затрудненное общение, формально-содержательные характеристики представлений о трудном партнере, трудный партнер общения, представление о трудном партнере общения, представления о себе как трудном партнере общения, групповой портрет «трудного» партнера.

Одним из вопросов прикладной психологии является вопрос об эффективном взаимодействии руководителя и подчиненного - как одного из основных факторов эффективной деятельности организации. Общеизвестен факт того, что более 90% своего рабочего времени руководители заняты общением, а оставшееся время занимает аналитическая деятельность, связанная с принятием управленческих решений. Поэтому основная часть причин конфликтов в организации лежит сфере делового взаимодействия или системе коммуникаций в организации [1, 2, 3, 4].

По мнению В.А. Лабунской, Е.В. Цукановой [3, 5] к неэффективному, неблагополучному, неналаженному, нарушенному, дискомфортному общению приводит широкий спектр явлений, который может рассматриваться как феномен затрудненного общения. Среди многочисленных причин затрудненного общения можно выделить, в качестве показателя когнитивной сферы личности, ее представления о другом (о партнере по общению). Эти представления могут быть как позитивными, так и негативными и соответственно могут выступать в качестве детерминант позитивного, или негативного отношения и поведения к другому.

«Профессионально правильно взаимодействовать с неправильными действиями другого человека означает одно: правильно формировать свои представления о неправильном» [4, с. 98]. Таким образом, изучение представлений руководителя о трудном партнере подчиненном и изучение представлений подчиненного о трудном партнере-руководителе может помочь процессу коррекции негативных представлений.

Основной задачей данного исследования было проведение сравнительного анализа представлений руководителей о «трудном» подчиненном и представлений подчиненных о «трудном» руководителе. Кроме этого, важно было сравнить представления о себе и другом как трудном партнере общения, с точки зрения позиций руководителя и подчиненного. В исследовании приняли участие 48 подчиненных и 35 руководителей среднего и высшего звена.

Для реализации поставленных задач была использована методика В.А. Лабунской «Социально-психологические характеристики субъекта общения» [3]. Методика «Социально-психологические характеристики субъекта общения» (1 часть) направлена на выявление особенностей представлений о другом как трудном партнере общения. В методике представлены пять групп характеристик общения, каждая из которых включает как позитивные, так и негативные черты, определяющие его эффективность. Первая группа (ЭР) включает экспрессивно-речевые характеристики субъекта общения. к ней относятся суждения: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37, 41, 45, 49, 53, 57. Вторая группа (СП) включает социально-перцептивные характеристики субъекта общения. к ней относятся суждения: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38, 42, 50, 54, 58. Третья группа (ОО) включает суждения, описывающие отношения-обращения субъекта общения. В нее входят суждения: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39, 43, 47, 51, 55, 59. Четвертая группа (НВ) включает суждения, раскрывающие умения и навыки организации взаимодействия. В нее входят суждения: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44,

52, 56, 60. Пятая группа характеристик (УО) - условия общения - дает представления о влиянии на возникновения трудностей общения таких параметров, как интенсивность общения, количество партнеров, наличие свидетелей общения, возраст, пол, статус. Ее образуют суждения: 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68. Методика «Социально-психологические характеристики субъекта общения» (часть 2) позволяет получить представления о себе как трудном партнере общения.

Анализ формально-содержательных характеристик позволяет получить количественные и качественные показатели. Количественные показатели могут быть представлены в виде «Профиля психологических трудностей общения», как индивида, так и группы в целом и говорят о степени затрудненности характеристиками той или иной группы.

Качественный анализ заключается в составлении «Портрета трудного партнера общения». Те суждения, которые 50% и более процентов участников оценили как очень сильно (5 баллов) и сильно затрудняющие общения (4 балла), включаются в групповой «портрет трудного партнера общения».

Рассмотрим данные о степени затрудненности подчиненного характеристиками руководителя и степени затрудненности руководителя характеристиками подчиненного.

таблица 1

показатели степени затрудненности характеристиками общения друг друга руководителей и подчиненных

Характеристики общения Среднегрупповая оценка (в баллах)

Подчиненный о руководителе Руководитель о подчиненном

ЭР фактор 8, 97 11,08

СП фактор 9,19 10,8

ОО фактор 9,85 10,8

НД фактор 8,65 9,9

Как видим, степень затрудненности у руководителей больше, чем у подчиненных, т.е., руководители оказываются более чувствительными к характеристикам общения подчиненных по всем группам.

таблица 2

показатели степени затрудненности руководителя

характеристиками общения подчиненного; показатели степени затрудненности подчиненного характеристиками руководителя (на основании самооценки руководителей)

Сравнение средних показателей, приведенных в таблице показывает, что руководители более чувствительны к характеристикам подчиненных, затрудняющих их общения и более терпимы к собственным характеристикам, затрудняющим общение подчиненных.

таблица 3

показатели степени затрудненности подчиненного

характеристиками общения руководителя; показатели степени затрудненности руководителя характеристиками подчиненного

(на основании самооценки подчиненных)

Характеристики Общения Среднегрупповая оценка (в баллах)

Подчиненный о Руководителе Подчиненный о себе

ЭР фактор 8, 97 7,95

СП фактор 9,19 8,43

ОО фактор 9,85 8,25

НД фактор 8,65 7,68

Сравнительный анализ данных, приведенных в таблице 3 выявляет то же соотношение показателей: подчиненные более чувствительны к характеристикам руководителей, затрудняющих их общения и более терпимы к собственным характеристикам, затрудняющим общение руководителей. Иными словами и руководители, и подчиненные степень своих затруднений в общении в первую очередь связывают с характеристиками своего партнера по общению, а затем с собственными характеристиками.

Проведем содержательный анализ полученных данных и составим портреты «трудного» руководителя и «трудного» подчиненного на основании общегрупповых представлений.

Рассмотрим особенности представлений руководителей о «трудном» подчиненном и представления подчиненных о «трудном» руководителе. Из представленных данных видно, что выделенное количество характеристик, затрудняющих общения руководителей в несколько раз превышает количество характеристик, затрудняющих общение подчиненных. Содержательный анализ выделенных характеристик говорит о том, что в группе руководителей в качестве затрудняющих, выделены характеристики из всех предложенных для оценки групп характеристик. Это свидетельствует о том, что руководители проявляют высокую чувствительность к большому количеству характеристик общения подчиненных, в качестве затрудняющих. При этом, можно обратить внимание на особенности содержательной части выделенных характеристик, в качестве затрудняющих общение, в каждой из подгрупп. Так, наибольшее совпадение в представлениях руководителей и подчиненных о затрудняющих их общение характеристиках, относится к группе «Отношение-обращение». И руководителей, и подчиненных затрудняет неприязненное, властное

Характеристики общения Среднегрупповая оценка (в баллах)

Руководитель о Подчиненном Руководитель о себе

ЭР фактор 11,08 9,8

СП фактор 10,8 9,24

ОО фактор 10,8 9,4

НД фактор 9,9 9,3

и высокомерное отношение. Показательным является особая чувствительность подчиненных к властному отношению к ним руководителей. Например, такая характеристика, как требовательное отношение воспринимается подчиненными адекватно и не рассматривается в качестве затрудняющей общение. Проявление высокой степени чувствительности подчиненных к властному отношению к ним руководителей, с нашей точки зрения, выявляет тонкий нюанс в проявлении статусно-ролевых позиций руководителя и подчиненного: если требовательное отношение является атрибутом управленческой позиции, то властное отношение предполагает отношение к подчиненному, как собственности, принижая тем самым его личность.

Таблица 4

Содержательные параметры представлений

руководителей о трудном партнере подчиненном и представлений подчиненных о трудном руководителе

а о £ ги Характеристики общения Е § 2 i з | = - о е л ет о в

О о п Пен н оук ур

1 2 3 4

Тихая речь +

Застывшая поза, лицо партнера + +

Длительные паузы в речи +

Нежелание поддерживать зрительный контакт +

Несоответствие выражения лица словам

Громкая речь +

Быстрый темп речи +

Частые прикосновения + +

Неумение соотносить действия и поступки людей + +

с их качествами личности

Неумение поставить себя на место другого человека +

Неумение продемонстрировать понимание особен-

ностей другого человека

Отсутствие проницательности +

Привычка судить о человеке по его внешности +

Умение читать по лицу чувства и намерения дру- +

гого человека

Проницательность: людей видит «насквозь» +

Стремление оценивать людей на основе представ- +

лений, сложившихся в его окружении +

Безразличное отношение к другому человеку +

Неприязненное (враждебное) отношение к другим

о о людям (ко мне) + +

Властное отношение к другим людям (ко мне) + +

Высокомерное отношение к другим людям (ко мне) + +

Желание больше говорить, чем слушать +

Привычка перебивать разговор + +

Неумение аргументировать свои замечания, +

предложения

Неумение разнообразить речевые формы обращения +

к другому человеку +

Стремление занимать в общении ведущую позицию +

Желание навязать свою точку зрения +

В портрет «трудного» подчиненного, как видим, входят 25 характеристик из всех групп. Трудный подчиненный, по мнению руководителей, это человек с тихой или громкой речью; застывшим лицом и позой; с длительными паузами в речи; нежеланием поддерживать зрительный контакт; с несоответствием выражения лица своим словам; быстрым темпом речи и частыми прикосновениями к партнеру. Кроме того, он не умеет соотносить действия и поступки людей с их качествами личности; не умеет поставить себя на место другого человека; не умеет продемонстрировать понимание особенностей другого человека; у него отсутствует проницательность; он имеет привычку судить о человеке по его внешности; умеет читать по лицу чувства и намерения другого человека; проницателен: людей видит «насквозь»; проявляет стремление оценивать людей на основе представлений, сложившихся в его окружении. В отношении к другим людям он проявляет безразличное отношение, неприязненное (враждебное) отношение, властное и высокомерное отношение. В общении больше говорит, чем слушает, имеет привычку перебивать разговор, не умеет аргументировать свои замечания и предложения, не умеет разнообразить речевые формы обращения к другому человеку, стремится занимать в общении ведущую позицию и навязать свою точку зрения.

Как видим, практически все характеристики, оцененные руководителями в качестве затрудняющих общение, могут в той или иной степени деструктивно влиять на процессы взаимодействия между руководителем и подчиненным. При этом руководителями выделены 2 характеристики из группы социально-перцептивных, которые в межличностном общении рассматриваются как характеристики, способствующие эффективному общению. Это умение читать по лицу чувства и намерения другого человека; проницательность: людей видит «насквозь». В ситуации взаимодействия: руководитель - подчиненный такие характеристики подчиненного рассматриваются руководителями в качестве затрудняющих их общение с подчиненным. По-видимому, в деловом взаимодействии руководитель не всегда может быть открыт и способность его подчиненных читать по лицу его чувства и намерения не облегчает, а затрудняет их общение.

Составляя групповой портрет «трудного» руководителя, можно сразу отметить то, что в его состав вошли всего лишь 8 характеристик. Итак, для подчиненного «трудным» является руководитель, который имеет застывшее лицо и неподвижную позу, часто прикасается к подчиненному, не умеет соотносить действия и поступки подчиненных с их качествами личности, проявляет неприязненное (враждебное) отношение к подчиненным, властное и высокомерное отношение. Имеет привычку перебивать разговор и постоянно навязывает свою точку зрения.

Как видим, в портрет «трудного» руководителя вошли характеристики, которые затрудняют понимание чувств и состояний руководителя подчиненными (застывшее лицо и неподвижная поза), нарушают персональное пространство подчиненного (частые прикосновения), выражают негативное отношение к подчиненному и нарушают психологическое равенство личности при взаимодействии: руководитель- подчиненный (властное, высокомерное отношение, привычка перебивать разговор и навязывать свою точку зрения).

Рассмотрим соотношение представлений руководителей о «трудном» подчиненном и о себе как трудном партнере общения.

таблица 5

Содержательные параметры представлений руководителей о трудном партнере подчиненном и о себе как трудном партнере

Содержание представлений руководителей о трудном партнере подчиненном и о себе как трудном партнере говорят о том, что руководители оценивают достаточно большое количество характеристик, затрудняющих общение, не только у партнера, но и у себя. Себя руководители также рассматривают как партнера, характеристики которого могут затруднять общение подчиненных. Это является важной особенностью представлений руководителей о «трудном» подчиненном и о себе как трудном партнере. Практически по всем оцениваемым группам характеристик руководители и у себя и у партнера выделяют определенные характеристики, способные затруднять общение и негативно сказываться на деловом взаимодействии. Такая позиция характеризует субъект-субъектный (партнерский) вид общения, что предполагает разделение ответственности между руководителем и подчиненным в разрешении ситуации затрудненного общения.

Рассмотрим соотношение представлений подчиненных о «трудном» руководителе и о себе как трудном партнере общения.

таблица 6

Содержательные параметры представлений подчиненных о трудном партнере руководите-

ле и о себе как трудном партнере

Подчинен- Подчи-

ги Характеристики общения ный о руко- ненныйо

водителе себе

1 2 3 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Застывшая поза, лицо партнера +

Частые прикосновения +

сг Неумение соотносить действия и поступки +

людей с их качествами личности

Неприязненное (враждебное) отношение + +

к другим людям (ко мне)

о о Властное отношение к другим людям (ко мне) +

Высокомерное отношение к другим людям +

(ко мне)

=5 Привычка перебивать разговор +

Желание навязать свою точку зрения +

Анализ данных таблицы 6 позволяет сделать вывод о том, что подчиненные не проявляют большой чувствительности к характеристикам руководителей, затрудняющих их общение. В качестве затрудняющих подчиненные выделяют только 8 характеристик, тогда как руководители в качестве затрудняющих выделяют 25 характеристик подчиненного. Как видим, в основном это характеристики, которые выражают негативное отношение к подчиненному и нарушают психологическое равенство личности при взаимодействии: руководитель-подчиненный (частые прикосновения, властное, высокомерное отношение, привычка перебивать разговор и навязывать свою точку зрения).

Фактор | Характеристики общения Руководитель о подчиненном Руководитель о себе

1 2 3 4

с^ т Тихая речь Застывшая поза, лицо партнера Длительные паузы в речи Несоответствие выражения лица словам Громкая речь Быстрый темп речи Частые прикосновения + + + + + + + + +

Неумение соотносить действия и поступки людей с их качествами личности Неумение поставить себя на место другого человека Неумение «читать» по лицу чувства и намерения другого человека Ошибки в оценке чувств и настроений другого человека Неумение продемонстрировать понимание особенностей другого человека Отсутствие проницательности Привычка судить о человеке по его внешности Умение читать по лицу чувства и намерения другого человека Проницательность: людей видит «насквозь» + + + + + + + + + + + +

о о Безразличное отношение к другому человеку Подозрительное отношение к другим людям (ко мне) Неприязненное (враждебное) отношение к другим людям (ко мне) Властное отношение к другим людям (ко мне) Высокомерное отношение к другим людям (ко мне) Требовательное отношение к другим людям + + + + + + + + + +

Л! Желание больше говорить, чем слушать Привычка перебивать разговор Неумение аргументировать свои замечания, предложения Неумение разнообразить речевые формы обращения кдругому человеку Стремление занимать в общении ведущую позицию Желание навязать свою точку зрения + + + + + + + + + +

Следует отметить, что себя в качестве партнера, затрудняющего общение руководителя, подчиненные не рассматривают. Выделена только одна характеристика, способная, по их мнению, создать затруднения у руководителей - это неприязненное (враждебное) к ним отношение подчиненных.

Такая позиция характеризует объект-субъектный вид общения, что предполагает перекладывание ответственности за трудности в общении и разрешение ситуации затрудненного взаимодействия на руководителя. С себя подчиненные ответственность снимают, так как не видят собственных характеристик, которые могли бы вызвать затруднения руководителей в общении с ними.

Таблица 7

Содержательные параметры представлений руководителей и подчиненных о себе как трудном партнере

Руково- Подчи-

ru Характеристики общения дитель ненный

О о себе о себе

1 2 3 4

Тихая речь +

Застывшая поза, лицо партнера +

а- m Нежелание поддерживать зрительный контакт +

Несоответствие выражения лица словам +

Быстрый темп речи +

Неумение соотносить действия и поступки людей +

с их качествами личности

Неумение «читать» по лицу чувства и намерения +

другого человека

Ошибки в оценке чувств и настроений другого +

человека

Неумение продемонстрировать понимание осо- +

бенностей другого человека

Отсутствие проницательности +

Безразличное отношение к другому человеку +

Подозрительное отношение к другим людям (ко мне) +

Неприязненное (враждебное) отношение к другим +

о о людям (ко мне)

Властное отношение к другим людям (ко мне) +

Высокомерное отношение к другим людям (ко мне) +

Страх быть смешным в глазах других людей

Привычка перебивать разговор +

Желание навязать свою точку зрения +

Рассмотрим данные таблицы 7. Из представленных данных видно, что руководители, в отличие от подчиненных могут признать собственные характеристики в качестве затрудняющих процесс общения, причем высокий уровень осознания себя возможной детерминантой затруднений общения партнера подтверждается выделением в качестве затрудняющих характеристик по всем представленным группа. В качестве затрудняющих общение подчиненного

выделяют 5 экспрессивно-речевых характеристик, 5 социально-перцептивных характеристик, 5 характеристик отношения-обращения и 5 характеристик навыков взаимодействия.

Таким образом, проведенное исследование показало наличие существенных различий в представлениях о трудном партнере у руководителей и подчиненных. Характеристики руководителей не вызывают практически большой степени затрудненности общения подчиненных. Затруднения вызывают в основном характеристики, которые выражают негативное отношение к подчиненному и нарушают психологическое равенство личности при взаимодействии: руководитель- подчиненный (частые прикосновения, властное, высокомерное отношение, привычка перебивать разговор и навязывать свою точку зрения).

Себя подчиненные не рассматривают в качестве детерминанты затруднений в общении партнера. Снятие с себя и перекладывание ответственности за ситуации затрудненного взаимодействия на руководителя характеризует объект-субъектный вид общения.

Руководители, наоборот, проявляют высокую чувствительность к целому ряду характеристик общения подчиненных, представленных во всех группах. Собственные характеристики руководители также рассматривают в качестве затрудняющих общение подчиненных. Это можно объяснить статусно-ролевой позицией руководителя, характеризующейся ответственностью за дело. Руководители рассматривают и себя и другого в качестве возможной детерминанты затруднений в общении, что предполагает равные психологические позиции и разделение ответственности в разрешении ситуации затрудненного общения. Такой вид общения приближается к субъект-субъектному виду.

литература

1. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 551 с.

2. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.

3. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 288 с.

4. Цой Л.Н. Организационный конфликт менеджмент: 111 вопросов, 111 ответов. - М.: Книжный мир, 2007. - 352 с.

5. Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного общения. - Киев: Вища школа, 1985. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.