Научная статья на тему 'Особенности представлений об экстремисте-террористе как трудном партнере общения у студенческой молодежи'

Особенности представлений об экстремисте-террористе как трудном партнере общения у студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
98
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДНЫЙ ПАРТНЕР ОБЩЕНИЯ / ЗАТРУДНЕННОЕ ОБЩЕНИЕ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЙ ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ / СТЕПЕНЬ ЗАТРУДНЕНИЙ В ОБЩЕНИИ / ХАРАКТЕРИСТИКИ / ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ОБЩЕНИЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТРУДНОМ ПАРТНЕРЕ ОБЩЕНИЯ / DIFFICULT PARTNER OFCOMMUNICATION / COMPLICATED COMMUNICATION / SUBJECT-SUBJECT CHARACTER OF COMMUNICATION / DEGREE OF DIFFICULTIES IN COMMUNICATION / CHARACTERISTICS COMPLICATING COMMUNICATION / IDEAS OF THE DIFFICULT PARTNER OFCOMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бреус Елена Дмитриевна

Статья посвящена выявлению особенностей представлений о трудном партнере в отношении различных субъектов общения. В статье изучаются показатели степени затруднений в общении с различными трудными партнерами (принадлежащими и не принадлежащими к экстремистским группировкам) и описаны их портреты. Приводятся результаты исследования о существовании сходства и различий в содержании портретов трудного партнера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the student's youth ideas of an extremist-terrorist as the difficult partner of communication

The article is devoted to revealing of features of ideas of the difficult partner concerning various subjects of communication. In the article there are studied the indexes of difficulties in communication with various difficult partners (belonging and not belonging to extremist groupings) and their portraits are described. There are adduced the results of the research of existence of similarity and distinctions in the contents of the difficult partner's portraits.

Текст научной работы на тему «Особенности представлений об экстремисте-террористе как трудном партнере общения у студенческой молодежи»



Бреус Е.Д.

Особенности представлений об экстремисте-террористе как трудном партнере общения у студенческой молодежи

Статья посвящена выявлению особенностей представлений о трудном партнере в отношении различных субъектов общения. В статье изучаются показатели степени затруднений в общении с различными трудными партнерами (принадлежащими и не принадлежащими к экстремистским группировкам) и описаны их портреты. Приводятся результаты исследования о существовании сходства и различий в содержании портретов трудного партнера.

Ключевые слова: трудный партнер общения, затрудненное общение, субъект-субъектный характер общения, степень затруднений в общении, характеристики, затрудняющие общение, представление о трудном партнере общения.

В последние десять-пятнадцать лет во всем мире отмечается рост насильственных действий представителями молодежных экстремистских организаций. Нестабильность социально-экономических условий в нашей стране может выступать одним из факторов, провоцирующих подростков объединяться в молодежные экстремистские организации. К сожалению, рост агрессивного поведения фиксируется в различных областях жизнедеятельности человека, в том числе и у подрастающего поколения. В настоящее время в рамках отечественной и зарубежной психологии проводятся серьезные исследования, предметом которых выступает феномен экстремизма. Н.Д. Левитов предлагает изучать экстремизм как психическое состояние, выделяя в нем волевой, эмоциональный и когнитивный компоненты [5].

Социальные представления, как известно, являются когнитивной составляющей социального поведения. Поэтому основной задачей исследования является изучение представлений студенческой молодежи о затруднениях в общении с представителями экстремистских организаций и их отличия от представлений о трудностях в общении со своими сверстниками, не входящими в экстремистские объединения. Затруднения в общении связаны с нарушением субъект-субъектных отношений и трансформацию их в субъект-объектные формы, что характеризуется снятием с себя ответственности за деструктивный характер развивающегося взаимодействия и перекладыванием ее на партнера в связи с тем, что причину затруднений партнеры видят друг в друге. Изменение ситуации затрудненного общения каждый связывает с изменением партнера. Такие представления порождают целый спектр разнообразных взаимных претензий, требований, угроз [2, 3].

Таким образом, представления, сформированные у студенческой молодежи в отношении представителей молодежных экстремистских организаций могут провоцировать интолерантные, субъект-объектные формы поведения и, тем самым, провоцировать эскалацию агрессивности в их взаимодействии.

Для реализации поставленной задачи в исследовании была использована методика «Социально-психологические характеристики субъекта общения», разработанная В.А. Лабунской [4]. В методике представлены 5 групп суждений, отражающих социально-психологические характеристики процесса общения: экспрессивно-речевые характеристики, социально-перцептивные характеристики общения, особенности отношения-обращения, навыки и умения организации взаимодействия и характеристики условий и обстоятельств общения. Предметом исследования выступили формально-содержательные характеристики представлений о другом как трудном партнере общения. Испытуемые отвечали на вопрос о том, насколько та или иная характеристика общения партнера затрудняет общение с ним (от «очень сильно затрудняет» - 5 баллов, до «не затрудняет» -1 балл). Суммарная оценка полученных баллов позволяет получить показатель степени затруднений в общении по каждой из пяти групп характеристик. Кроме того, содержательный анализ характеристик, затрудняющих общение, позволяет создать «портрет» оптимального или трудного партнера с точки зрения субъекта общения. Проведенное исследование и анализ полученных данных (формальных показателей) позволил получить следующие результаты. В таблице 1 представлены показатели степени затруднений в общении с различными трудными партнерами по общению (принадлежащими и не принадлежащими к экстремистским группировкам).

Таблица 1

Степень затруднений с различным субъектом общения у студенческой молодежи

Субъект общения -трудный партнер Группы характеристик, затрудняющих общение (средние значения)

Экспрессивно-речевые Социально-перцептивные Отношения-обращения Навыков взаимодействия Условия общения

экстремист-террорист 10,4 10,01 9,11 9,4 9,6

не экстремист 7,33 8,4 9,17 8,11 6,12

Как видим из табличных данных, показатели степени затруднений в общении с трудными партнерами различных групп имеют существенные различия практически по всем группам характеристик. Экспрессиво-речевые (10,4), социально-перцептивные характеристики общения (10,01), а также характеристики навыков взаимодействия (9,4) и условий общения (9,6) трудного партнера из экстремистских организаций вызывают значительные затруднения у студенческой молодежи.

Отсутствуют различия только в отношении группы характеристик отношения-обращения. Показатели по этой группе характеристик, затрудняющих общение, одинаково высоки в отношении трудных партнеров из обеих групп. Это объясняется особой сензитивностью представителей российской ментальности к формам обращения и отношения. Таким образом, как видим, общение с представителями экстремистских объединений, оценивается студенческой молодежью, более трудным, чем общение с трудным партнером из студенческой среды, не имеющей экстремистской направленности.

Проведем сравнительный анализ содержания характеристик, затрудняющих общение у студенческой молодежи. Сравним содержательную сторону характеристик трудного партнера по общению (принадлежащего и не принадлежащего к экстремистским группировкам). Для этого выберем только те характеристики, которые получили максимальные баллы (4 балла - сильно затрудняет и 5 баллов -очень сильно затрудняет) более чем у 50 % испытуемых. Представим полученные результаты по каждой группе характеристик.

Представление об экстремисте, как трудном партнере общения

Группа экспрессивно-речевых характеристик общения.

1. Тихая речь.

2. Застывшая поза, неподвижное лицо.

3. Длительные паузы в речи.

4. Несоответствие выражения лица партнера его словам.

5. Систематическое передвижение во время общения.

6. Частые прикосновения.

Группа социально-перцептивных характеристик общения.

7. Неумение соотносить действия и поступки людей с их качествами личности.

8. Неумение поставить себя на место другого человека.

9. Стремление относить людей определенному типу.

10.Проницательность: людей видит насквозь.

11.Стремление оценивать людей на основе представлений, сложившихся в его окружении.

Группа характеристик отношения-обращения.

12.Безразличное отношения к др. человеку (ко мне).

13.Подозрительное отношение к др. людям (ко мне).

14.Неприязненное отношение к др. людям (ко мне).

15.Властное отношение к др. людям (ко мне).

16.Высокомерное отношение к др. людям (ко мне).

Группа характеристик навыков взаимодействия.

17.Привычка перебивать разговор.

18.Неумение аргументировать свои замечания, предложения.

19.Желание навязать свою точку зрения.

20.Концентрация на собственных чувствах и мыслях.

Представление о трудном партнере общения, не входящем

в экстремистские группировки

Гоуппа характеристик отношения-обращения.

1. Безразличное отношения к др. человеку (ко мне).

2. Подозрительное отношение к др. людям (ко мне).

3. Неприязненное отношение к др. людям (ко мне).

4. Властное отношение к др. людям (ко мне).

5. Высокомерное отношение к др. людям (ко мне).

Группа характеристик навыков взаимодействия.

6. Привычка перебивать разговор.

7. Желание навязать свою точку зрения.

Анализ представленных данных позволяет сразу же обратить внимание на значительные различия в отношении количества характеристик различных субъектов общения, затрудняющих общение у студенческой молодежи. Как видим, студентами выделено 20 характеристик трудного партнера - представителя экстремистских объединений и только 7 характеристик трудного партнера из своего окружения.

Анализ портретов «трудного партнера-экстремиста» и «трудного партнера не экстремиста» показывает следующее. Трудный по общению партнер-экстремист, с точки зрения студенческой молодежи, это человек, который не умеет соотносить действия и поступки людей с их качествами личности, не умеет поставить себя на место другого человека, стремится относить людей к определенному типу и оценивать их на основе представлений, сложившихся в его окружении (социально-перцептивная группа), безразлично, подозрительно, неприязненно (враждебно), властно и высокомерно относится к другим людям (группа характеристик отношения-обращения), его характеризует несоответствие выражения лица его словам, застывшая поза, либо систематическое передвижение во время общения, частые прикосновения (экспрессивно-речевая группа). Он имеет привычку перебивать разговор, не умеет аргументировать свои замечания и предложения, стремится навязать свою точку зрения, концентрируется на своих чувствах и мыслях (характеристики навыков взаимодействия). «Трудный партнер не экстремист» это человек, который безразлично, подозрительно, неприязненно, властно и высокомерно относится к другим людям (группа характеристик отношения-обращения), имеет привычку перебивать разговор и навязывать свою точку зрения (характеристики навыков взаимодействия).

Как видим, в описании трудного партнера из экстремистской группировки представлены характеристики из всех основных групп. Другими словами, образ трудного партнера-экстремиста обладает некой генерализованностью, т.е. экстремист в представлениях студенческой молодежи - это трудный партнер во всех проявлениях своего взаимодействия. В то время как, трудным, партнер из своего окружения может быть лишь в отношении отдельных навыков взаимодействия.

Кроме этого, в представленных портретах можно выделить сходные характеристики. Так, полностью идентичными, как затрудняющие общение, являются

характеристики отношения-обращения относительно представителей обеих групп. К этим характеристикам относятся: безразличное, подозрительное, неприязненное, властное и высокомерное отношение к другим людям, а также привычка перебивать разговор и желание навязать свою точку зрения. Перечисленные характеристики являются показателями нарушения субъект-субъектного характера отношений. Для представителей российской ментальности нарушение субъект-субъектного характера отношений является сильнейшим фактором, запускающим состояния затруднений в общении.

Таким, образом, полученные результаты показывают необходимость формирования у студенческой молодежи определенных умений в использовании форм отношения-обращения, не нарушающих субъект-субъектный характер общения, что не позволит провоцировать эскалацию агрессивности в отношении представителей молодежных экстремистских организаций, а наоборот, позволит выстраивать эффективное общение в любых сложных ситуациях с любыми категориями «трудных» партнеров.

Аннотация: статья посвящена выявлению особенностей представлений о трудном партнере в отношении различных субъектов общения. В статье изучаются показатели степени затруднений в общении с различными трудными партнерами (принадлежащими и не принадлежащими к экстремистским группировкам) и описаны их портреты. Приводятся результаты исследования о существовании сходства и различий в содержании портретов трудного партнера.

Ключевые слова: трудный партнер общения, затрудненное общение, субъект-субъектный характер общения, степень затруднений в общении, характеристики, затрудняющие общение, представление о трудном партнере общения.

Литература

1. Берестова И.В. К проблеме затрудненного общения. - Мин.воды: СКФ МГЭИ, 2001.

2. Бреус Е.Д. Виды затруднённого общения в контексте субъект-субъектной парадигмы общения // Психологический вестник. - Вып. 3. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1998. - С. 236-239.

3. Бреус Е.Д. Программа и методические указания к спецпрактикуму «Социально-психологический тренинг профессионального общения». - Ростов-на-Дону, 2004.

4. Лабунская В.А. Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

5. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии / Вопросы психологии. - 2004. -№ 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.