им необходимо предложить.3. Чтобы дать возможность всем учащимся успешно изучать иностранный язык, необходимо адаптировать учебный процесс, обращая внимание на когнитивные стили - каналы восприятия, психологические типы и стили мышления. 4. Для успешного преподавания и обучения ИЯ, преподаватели должны использовать данные о когнитивных стилях при трех стадиях обучения: введение материала, закрепления и их проверки.
Использованные источники:
1. Ливер Бетти Лу. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения. Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.,2000. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/metodika-individualizirovannogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-s-uchetom-vliyaniya-kognitivn
2. Китайгородская ГА. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика 1. — М, Русский язык, 1992.
3. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. — М., 1989. — 214 с.
4. Leaver B.L. Teaching the Whole Class: Fifth Edition. —Dubuque, IA: Kendall Hunt Publishing, 1998.
5. Handler R. Using Your Brain — for a Change: Neurolinguistic Programming. — Moab, Utah: Real People Press,1985.
6. Oxford R.L. Language Learning Strategies: What Every Foreign Language Teacher Should Know. — Reading, MA: Harper Collins, 1990.
УДК 316.454
Буханько И. С. старший преподаватель Гонохова Т.А., к.псих.н. доцент, преподаватель кафедра «Психологии и социальной работы»
Свидерских М.И. старший преподаватель Горно-Алтайский государственный университет
Россия, г. Горно-Алтайск СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЫТОВОЙ СОЛИДАРНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ Аннотация: Развитие солидарности имеет в своем основании психологические аспекты работы по преодолению «стереотипов в отношении себя», обучению отдельных людей технологиям психологической самозащиты и поддержания собственной социальной самооценки, чтобы формировать и укреплять лидерские качества, необходимые для достижения целей. В статье описаны социально-гуманитарные технологии,
применяемые для объединения сельских жителей на основе бытовой солидарности.
Ключевые слова: бытовая солидарность, сообщество, социально-гуманитарные технологии, социальное образование, сельские жители.
UDC 316.454
I. S. Buhanko Senior teacher, Gorno-Altaysk state university Gorno-Altaysk, Russia
T. A. Gonokhova, candidate of psychological sciences, associate professor
Teacher of department "Psychology and social work"
Gorno-Altaysk state university Gorno-Altaysk, Russia M. I. Svidersky, Senior teacher, Gorno-Altaysk state university Gorno-Altaysk, Russia
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF HOUSEHOLD SOLIDARITY IN SOCIOCULTURAL SPACE OF
RURAL AREAS
Abstract: Solidarity Development has at its basis the psychological aspects of the work to overcome the "stereotypes about themselves," learning individual techniques of psychological self-defense and to maintain their own social self-esteem, to build and strengthen the leadership skills necessary to achieve the objectives. This article describes the social and humanitarian technologies used to bring together rural residents on the basis of household solidarity.
Keywords: Household solidarity, community, social and humanitarian technologies, social education, the villagers.
В целях улучшения ситуации на селе, снижения социальной напряженности необходимо создавать между людьми атмосферу доверия, взаимопонимания, поддержки и взаимной ответственности, возможно, это будет способствовать объединению сельчан в единое целое. Будет тем самым формироваться благоприятная среда для экономической, общественной активности, эффективно укрепляться бытовая солидарность сельских жителей.
При развитии бытовой солидарности в сельской местности можно использовать три основных направления деятельности: в сети Интернет, социально-гуманитарное взаимодействие и образование населения. Рассмотрим психологические условия, при которых возможно внедрение выше перечисленных направлений.
Преимущество использования информационно-сетевого направления в процессе формирования бытовой солидарности связано с общеизвестной
спецификой Интернет-аудитории: главным объектом информационного взаимодействия оказывается молодежь, являющаяся наиболее активным потребителем Интернет-услуг (хотя, курсы компьютерной грамотности для представителей «серебряного возраста» снижает этот барьер). С другой стороны, наполнение сетевого ресурса должно отвечать предварительно исследованным социокультурным запросам и психологическим особенностям российских пользователей. Важен предварительный ответ на вопрос: «Какие проблемы, связанные с формированием солидарности, интересуют виртуальное сообщество сельчан?». Следовательно, четкое осознание спецификации проблемы в глазах пользователей сетевых ресурсов
- первый шаг к эффективному Интернет-позиционированию бытовой солидарности. 14
Специфика сети Интернет заключается в использовании более оперативной взаимосвязи, онлайновых площадок для обсуждения. Для взаимодействия в Интернете характерна свободная структура, не привязанная к центральным узлам информации. Как полагают многие авторы, именно из этой свободы проистекает потенциал всемирной паутины, способствующий качественному росту и развитию. Смена традиционных управленческих манипулятивных отношений между объектом и субъектом на равноправные и распространение субъект-субъектной парадигмы делают Интернет площадкой, наиболее адекватно соответствующей всем типам коммуникации.
Есть и оборотная сторона этого вида деятельности. Интернет может стать идеальным инструментом для запуска в массовое сознание необходимых стереотипов мышления. Слухи, передающиеся через интернет, анонимны. Зато газеты и телевидение получают возможность ссылаться на Интернет. Это даёт платформу для внедрения так называемой черной информации в массовое сознание. Слухи часто не проверяются, и сельское сообщество привыкло им верить. И это может повлиять на формирование солидарности с негативным вектором: саботаж, игнорирование и т.д.
В современной России широкое распространение получила идея официального сайта. Существенный недостаток многих официальных сайтов
- нацеленность на презентацию организации (например, муниципального образования), справочную информацию в ущерб обратной связи (возможность обсуждения на форумах) и различным формам творческой деятельности. В этих случаях «официальное мнение» нередко воспринимается жителями как формальность и закрытость власти. Данную проблему частично преодолевает Интернет-блог - персонифицированный источник информации, нацеленный на высокий уровень групповой динамики и постоянный обмен мнениями. В то же время следует отметить, что блог в сопоставлении с сайтом ограничен в разнообразии информационного контента, всегда персонифицирован и, как правило, заостряет внимание
14 Технологии формирования толерантности в молодёжной среде / Курс лекций. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. - 58 с.
пользователей на одном или нескольких текущих аспектах проблематики. Поэтому существенным условием успешной «раскрутки» блога является личность самого блоггера: например, им может быть человек, являющийся лидером общественного мнения поселения.
Интенсивное развитие виртуальных социальных сетей в современной России открывает новую возможность: создание тематических групп, охватывающих разнообразные аспекты проблемы формирования солидарности. Важнейшее преимущество таких групп - их участники чувствуют себя не субъектами-пользователями информации, а соучредителями ресурса. Его развитие (новые видео и фото, обсуждаемая тематика) в большей степени зависит не от модератора, а от активности виртуального сообщества в целом. Вместе с тем, существенный недостаток таких тематических площадок - их привязанность к динамике популярности социальной сети. Происходит известная потеря масштаба обсуждаемой тематики в сознании сельских жителей. Условно говоря, группа «наше село» стоит в одном ряду с множеством развлекательных сообществ (например, «Сникерс - наше все!» и т.п.). Кроме того, доступ к группе в социальной сети возможен только через первоначальный вход в саму социальную сеть (что усложняет доступность размещенной там информации в режиме простого поиска).15
Социально-гуманитарное взаимодействие при развитии бытовой солидарности представляют собой способы оказания помощи, содействия лицам и социальным общностям, попавшим в трудную жизненную ситуацию по различным признакам. Отличительная черта социально-гуманитарного взаимодействия - его двойственная направленность:
1) на устранение последствий уже произошедшей трудной жизненной ситуациии. В центре такого подхода - идея комплексной социальной (материальной, психологической, юридической и т.д.) реабилитации;
2) на предупреждение трудной жизненной ситуации: социально-культурную и психологическую адаптацию лиц, нуждающихся в системном содействии (дети-инвалиды, лица пожилого возраста, подростки, страдающие алкогольной или наркотической зависимостью и т.д.).
Развитие солидарности имеет в своем основании психологические аспекты работы по преодолению «стереотипов в отношении себя», обучению отдельных людей технологиям психологической самозащиты и поддержания собственной социальной самооценки, чтобы формировать и укреплять лидерские качества, необходимые для достижения целей. В данном случае достижением цели будет объединение сельских жителей на основе бытовой солидарности.
Важно подчеркнуть, что в современной России социально-гуманитарные технологии и программы, направленные на развитие бытовой
15 Фролов А.А. Механизмы осуществления гражданской активности. // Власть, Вып. № 10 / 2014 [Электронный ресурс] // Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка». URL: http://cyberleninka.rU/article/n/mehanizmy-osuschestvleniya-grazhdanskoy-aktivnosti
солидарности не могут быть сведены только к добровольческим проектам оказания гуманитарной помощи (в том числе юридической и психологической). Очевидно, что первоочередная задача, на решение которой направлено использование социально-гуманитарных технологий, связана:
- с предупреждением ситуаций, проявляющих социальную напряженность;
- с непрерывным мониторингом социальных настроений (агрессия, апатия, образ «чужого»), доминирующих в конкретном регионе или местном сообществе;
- со снижением общего уровня социально-экономической и политической напряженности.
Можно выделить несколько перспективных векторов внедрения социально-гуманитарных технологий развития бытовой солидарности.
Первый вектор - использование ресурса солидарности в целях социальной адаптации пожилых людей. Последние нередко оказываются исключенными из активного социального взаимодействия как в силу объективных факторов (физическая немощь, проблемы со здоровьем, ограниченность в восприятии новой информации), так и в результате конфликтного характера межпоколенческих коммуникаций. Одной из мер формирования солидарных взаимоотношений между молодежью и старшим поколением может выступать как позитивная дискриминация, прежде всего, стимулирование максимально продолжительной трудовой активности пенсионеров, так и расширение системы вертикальных и горизонтальных (межпоколенческих) коммуникаций. Особый интерес для современного российского общества представляет именно межпоколенческий обмен, выступающий в двойственном ключе: как ресурс гражданского воспитания молодежи и в качестве средства социально-психологической терапии, обеспечения более высокого уровня интеграции старшего поколения в процессы экономического и политического развития российской нации. Таким образом, закладывается фундамент для решения двух задач общенационального масштаба:
1. Переход от социально-депрессивной стратегии «доживания» к инновационной модели ре-актуализации смысложизненных ориентаций старшего поколения через повышение трудового и социально-культурного статуса пенсионеров.
2. Формирование целостной, а не фрагментированной национальной социально-исторической реальности через преодоление межпоколенческих разрывов, сокращение ментальных дистанций между «внуками» и «дедами».
Второй вектор - включение в процесс формирования бытовой солидарности инвалидов. Данное направление органически связано с решением двух фундаментальных проблем - социально-материальной и психологической.
Материальный аспект предполагает приемлемый, аналогичный уровню жизни здорового населения, уровень жизни и социального комфорта
инвалидов в конкретном регионе или муниципальном образовании. Решение материальных проблем инвалидов - важнейший импульс в трансформации общественного сознания, переход к новой парадигме восприятия данной проблемы. В таком случае проводимые тематические акции («День человека с ограниченными возможностями», «Мы вместе!» и т.д.) начинают восприниматься не как одноразовая «компенсация» неспособности власти к системной поддержке инвалидов, а как свидетельство общественной значимости и заинтересованности. Такие мероприятия становятся важным шагом решения психологической проблемы - разрушения стереотипа отторжения, выход людей с ограниченными возможностями из разряда психологических «чужих».
Таким образом, психологический аспект формирования бытовой солидарности при включении в этот процесс инвалидов, приводит к изменению установок и моделей поведения по отношению к ним, преодолению фобий, психических барьеров. Для решения указанной задачи в рамках региона или муниципального образования могут быть использованы такие традиционные технологии как добровольная регулярная помощь (шефство) и регулярные тематические встречи.
Социальное образование при развитии бытовой солидарности характеризуется направленностью на применение образовательных форм сельских жителей.
Ключевыми задачами социального образования сельских жителей выступают:
1) снижение уровня предрассудков, являющимися барьерами для развития бытовой солидарности;
2) улучшение отношения между жителями;
3) предоставление всем участникам мероприятий бесплатных высококачественных информационных материалов (в нашем случае, для развития бытовой солидарности).
Комплексный подход, при котором «образование» не сводится к обучению через специализированные институты социализации, позволяет делать упор на уважение автономии личности, одновременно с этим развивать моральную и правовую ответственность сельских жителей за свои действия по отношению друг к другу и территории, на которой они живут.
Очевидно, что образование это взаимно направленный процесс:
- когнитивного освоения «других» в их культурном многообразии;
- эмоционального проникновения в мир других, в том числе, с точки зрения «своих» этических установок «хорошо» и «плохо».
Необходимо учитывать, что на образовательные мероприятия приходят те, кто очень хорошо знаком друг с другом, имеют стереотипные установки в отношении друг друга, поставленная задача усложняется. Одновременно, нужно держать во внимании, что такая среда наполнена психологическими барьерам, застарелыми конфликтами и скрытым недовольством участников по отношению друг к другу, что не способствует скорейшему раскрытию
участников и эффективному обучению. Обучающемуся необходим навык управления динамикой группы, снятия барьеров. Для большинства сельских жителей различные формы обучения, например, тренинг, не являются привычной деятельностью. И тогда встаёт вопрос приоритетов: тренеру нужно «заставить» участников пройти тренинг по той форме, которой он задумал, или донести до участников тренинга основную мысль наиболее эффективно. Страхи, комплексы, нежелание быстро открываться не способствуют эффективности участия в тренинге. Тогда стоит задуматься о более гибкой и приемлемой для участников форме подачи материала, например, дискуссии. Ведь важнее продемонстрировать, что многообразие характеров, статусов открывает возможность синтеза культур и технологий, духовного и материального обогащения каждого из участников образовательного мероприятия, чем заставить человека принять ту или иную форму образовательного мероприятия. И тогда, когда обучающийся увидит, что психологические барьеры сняты, можно осторожно внедрять новые формы.
Реализация различных образовательных форматов позволяет задействовать в социально-образовательном процессе подход «солидарность через идентичность», способствует осознанию сельских жителей многомерности местного сообщества, побуждает их к системно-аналитическому поиску решений и отказу от простых «объяснительных фобий» («во всем виноваты приезжие: везут грязь, СПИД, занимают наши рабочие места»). Крайне важно, чтобы процесс выстраивания личностной солидарности был органичен и не рассматривался сельскими жителями как технология давления, попытка принуждения к определенной модели в противовес принципиально иным (например, семейным или сформировавшимся в ближайшем окружении) установкам.
Следует признать, что фактором, серьезно уменьшающим эффективность образовательных технологий, способствующих развитию бытовой солидарности, являются «конкурирующие» стереотипы и фобии, воспроизводимые в ближайшем социальном окружении сельских жителей, прежде всего, мнения семьи и близких родственников, друзей. В этом случае не происходит трансляции когнитивной проекции «чужих»: человек не получает практически никакой объективной информации о «других» этносах, религиях и культурах. Исключительным фактором его социализации выступает системный эмоциональный негатив: рассказы «близких значимых» о том, какие проблемы, например, создают «всякие приезжие» как селу в целом, так и им самим - в отдельности. В связи с этим, одним из центральных элементов успешного развития солидарности, как базовой модели поведения сельских жителей, является тесное взаимодействие с его ближайшим социальным окружением, реализация комплексного подхода, в рамках которого семья и ближайшее окружение выступают не «противовесом» генерирующим антисолидарные установки и конфликтные образцы поведения, а соучастниками процесса становления бытовой солидарности.
Занимая определенную позицию в социуме, человек предвосхищает свое будущее, осознает свои реальные достижения и недостатки, стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности и к общению с другими людьми. В этой ситуации личность выступает как субъект собственного развития, определяющий свою жизненную программу. Здесь актуальной становится потребность в самосовершенствовании, в расширении границ собственных возможностей, а также управление собственным развитием. С этой точки зрения, саморазвитие будет обусловлено несовпадением Я-реального и Я-идеального, борьбой мотивов, преодоление недостатков с помощью реорганизации деятельности и поведения. Когнитивная составляющая процессов саморазвития состоит в раскрытии индивидуальной специфики жизненных ориентаций в различных ситуациях, где человек будет принимать преимущественно прагматическое или экзистенциальное решение. Результатом саморазвития будет выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям и духовным запросам.
В заключении можно сказать следующее. Село - условно замкнутая система, и чем древнее это село, тем более условность там перешла в абсолютность. Это условное сообщество людей, объединённых общим местом проживания, работой, родственными связями и т.д. Войти в это сообщество довольно трудно, но возможно. 16
Стоит понимать, что классические приёмы тренинга: знакомство, работа с ожиданиями, получение качественной обратной связи сразу могут не «сработать». Поэтому, прежде всего, нужно выстраивать доверие через диалог, дискуссию. И когда уровень доверия достигнут, можно внедрять новые для сельчан технологии.
Использованные источники:
1. Технологии формирования толерантности в молодёжной среде / Курс лекций. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. - 58 с.
2. Фролов А.А. Механизмы осуществления гражданской активности. // Власть, Вып. № 10 / 2014 [Электронный ресурс] // Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-osuschestvleniya-grazhdanskoy-aktivnosti (Дата обращения: 12.07.2016)
3. Плешаков С.А. Сопровождение села. Модель сельского развития / С.А. Плешаков. - Хабаровск: Изд-во Тихооокеан. гос. ун-та, 2008. - 343 с.
16 Плешаков С.А. Сопровождение села. Модель сельского развития / С.А. Плешаков. - Хабаровск: Изд-во Тихооокеан. гос. ун-та, 2008. - 343 с.