Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЛИДАРНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА XIX ВЕКА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЛИДАРНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ / СОЛИДАРНОСТЬ / СОЛИДАРИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / ГРУППОВАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гонохова Т. А., Свидерских М. И., Усольцева Е. О.

В статье на основе исследования мыслителей прошлого показано, что существует достаточно богатый материал для уяснения социокультурной сущности феномена солидарности, что в ХIХ веке идея солидарности основательно утвердилась в общественном сознании жителей Европы. Представлено обоснование идеи солидарности, ее реальность и необходимость, различные и даже противоположные направления социальной мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES OF THE RESEARCH OF SOLIDARITY OF SOCIAL SPACE OF THE 19TH CENTURY

The article, based on research thinkers of the past shows that there are enough rich material for understanding the essence of the phenomenon of social and cultural solidarity, that in the nineteenth century, the idea of solidarity thoroughly established in the public consciousness of Europeans. Presented support the idea of solidarity, its reality and necessity, different and even opposite directions of social thought.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЛИДАРНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА XIX ВЕКА»

[Электронный ресурс] URL: https://www.tmk-group.ru/ (дата обращения 22.11.2016).

УДК 316.621

Гонохова Т.А., к.псих.н. доцент, преподаватель кафедра «Психологии и социальной работы»

Свидерских М.И. старший преподаватель Усольцева Е.О. магистрант 2 курса факультет «Психолого-Педагогический» Горно-Алтайский государственный университет

Россия, г. Горно-Алтайск ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЛИДАРНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА XIX ВЕКА

Аннотация: В статье на основе исследования мыслителей прошлого показано, что существует достаточно богатый материал для уяснения социокультурной сущности феномена солидарности, что в ХХ веке идея солидарности основательно утвердилась в общественном сознании жителей Европы. Представлено обоснование идеи солидарности, ее реальность и необходимость, различные и даже противоположные направления социальной мысли.

Ключевые слова: просоциальное поведение, групповая сплоченность, солидарность, солидаризм, социальные отношения, социальные связи, групповая солидарность.

UDC 316.621

T. A. Gonokhova, candidate of psychological sciences, associate professor

Teacher of department "Psychology and social work"

Gorno-Altaysk state university Gorno-Altaysk, Russia M. I. Svidersky, Senior teacher, Gorno-Altaysk state university Gorno-Altaysk, Russia E. O. Usoltceva, undergraduate 2 course, faculty "Psychology and pedagogical" Gorno-Altaysk state university Gorno-Altaysk, Russia THEORETICAL APPROACHES OF THE RESEARCH OF SOLIDARITY OF SOCIAL SPACE OF THE 19TH CENTURY

Abstract: The article, based on research thinkers of the past shows that there are enough rich material for understanding the essence of the phenomenon of social

and cultural solidarity, that in the nineteenth century, the idea of solidarity thoroughly established in the public consciousness of Europeans. Presented support the idea of solidarity, its reality and necessity, different and even opposite directions of social thought.

Keywords: Prosocial behavior, group cohesion, solidarity, solidarism, social relations, social relations, group solidarity.

В социально-психологической литературе можно обнаружить немало эмпирических исследований, посвященных групповой сплоченности и согласию, интеграции и кооперации, эмпатии и симпатии, альтруизму и прочим формам просоциального поведения. Все эти явления и процессы имеют самое непосредственное отношение к формированию того социального состояния, которое со времен Э. Дюркгейма принято называть социальной солидарностью.

Солидарность представляет собой и теоретическую, и социальную проблему, она базируется на различных основаниях. Одни ученые видят причину в особенностях менталитета или национального характера, другие в географических условиях, третьи в культурных традициях, и так далее. Рассмотрим основные из этих направлений. Поскольку солидарность не может быть рассмотрена и тем более понята с позиции только одного подхода, чтобы раскрыть ее суть необходимо выработать свое понимание и видение данных процессов.

На территории многонациональной Российской Федерации живут народы, которых объединяет нечто гораздо большее, чем немцев, французов, англичан или американцев.

Знание основ социокультурной солидарности дает возможность для более быстрого понимания и управления поведением людей. Идеи солидарности или единства можно обнаружить как в работах древних мыслителей, так и идеологов европейского просвещения, таких как Платон, Аристотель, Ж.-Ж. Руссо, Р. Декарт и других. Это понимание изначально исходит из Античности, где и началось ее осмысление. 52

Анализ исследований мыслителей прошлого показал, что существует достаточно богатый материал для уяснения социокультурной сущности феномена солидарности. В русском философском наследии выделяются два основных направления в рассмотрении проблематики социальной солидарности. Это «иерархический» или «органический персонализм», представленный, прежде всего, работами таких авторов, как Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой и С.А. Левицкий, и «антииерархический персонализм» Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, и В.В. Иванова. Суть первого подхода заключается в том, что народ, нация, государство рассматриваются в качестве личностей, стоящих на последовательных ступенях развития.

52 Полюшкевич, О.А. Социокультурная солидарность: монография / О.А. Полюшкевич - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011. - 221 с.

Согласно второму видению, личность не есть часть и не может быть частью в отношении к какому-либо целому, хотя бы к огромному целому, всему миру. Общая для обоих подходов трактовка солидарности в русской философии, заключается в утверждении единственно возможного варианта единения людей - в рамках христианской экзегезы. 53

Возникновение понятия социальной солидарности связывают с представителем направления теории социальных систем О. Контом. В его работах солидарность трактуется как универсальное свойство всех явлений природы, достигающее апогея в обществе и выступающее в нем в форме согласия; при этом, связывает между собой поколения посредством традиции и подразумевает осознание обществом самого себя как единого целого; дисциплину и ответственность; профессиональное управление во всех сферах; сотрудничество всех социальных групп.

Системный характер элементов общества также подчеркивал Г. Спенсер, он выступал против государственного вмешательства, полагая, что общество должно эволюционировать в сторону увеличения индивидуальной свободы, различал две фазы развития общества: военную и промышленную. 54

С позиции психологии народов, проблему солидарности общества, рассматривали немецкие ученые М. Лацарус и Г. Штейнталь. Они полагали, что любого человека можно причислить к тому или иному народу, так как люди живут по определенному укладу, нормам и традициям, имеют сходные чувства и желания, обладают единым «народным духом». 55

Представителями классического периода исследования солидарности являлись: Ф. Тённис, представивший новый подход к пониманию общества, разработавший учение о социальных отношениях и социальных связях; Э. Дюркгейм, считавший солидарность обусловленной возрастающей функциональной специализацией; К. Маркс и Ф. Энгельс, доказывавшие, что солидарность при капиталистическом укладе является выражением заинтересованного стремления господствующего класса представить свои устремления как общие для всех членов социума; М. Вебер, рассматривавший проблему социальной интеграции через призму социального действия.

Анализ работ Ф. Тённиса свидетельствует, что он противопоставлял семейные, соседские, дружеские отношения - то есть отношения, построенные на чувствах и эмоциях, отношениям в обществе, принцип и основа которых - рациональный обмен. Общность и общество в учении Ф. Тённиса представляют собой сознательное социальное объединение, основанное на договоре и вступлении членов. В него входят свободно, по

53 Зверев М.К. Особенности социальной солидарности в современном российском обществе: дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / М.К. Зверев; - Иркутск, 2009. - 163 л.

54 Громов, И.А. Западная теоретическая социология Социологические воззрения Г. Спенсера / И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич. - М.: Интерпракс, 1995

55 Полюшкевич, О.А. Социокультурная солидарность: монография / О.А. Полюшкевич - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011. - 221 с.

собственной воле. Общество - продукт целиком и полностью искусственный. В природе оно естественным образом не возникает и не существует. Его намеренно создают, затем часто изменяют, модифицируют, подправляют, переделывают. Настоящую солидарность Ф. Тённис усматривал именно в отношениях внутри общности, где связи между людьми характеризуются согласием и взаимопониманием, тогда как в обществе солидарность возникает только как результат внешнего влияния. Автор связывает солидарность, прежде всего, с искренними человеческими чувствами и стремлениями, то есть с аффективными проявлениями личности в общности. 56

Центральной проблемой научного творчества Э. Дюркгейма стала проблема социальной солидарности, которая сплачивает и объединяет людей, выступает как высшая моральная ценность. Решение этой проблемы должно было дать ответ на вопрос о том, какие связи объединяют людей в общество.

С точки зрения Дюркгейма, социальная солидарность - определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества. Отталкиваясь от типичной для социологии XIX века идеи конструирования двух типов общества, между которыми существует историческая преемственность (таковы типологии Конта, Спенсера, Тённиса и других), Дюркгейм строит дихотомию обществ с механической и органической солидарностью как двух звеньев единой эволюционной цепи. Существует принципиальное различие между Ф. Тённисом и Э. Дюркгеймом во взглядах на солидарность, формируемую в разделении труда. Ф. Тённис не считал ее «настоящей солидарностью», Э. Дюркгейм же видел в ней высший уровень развития социальной солидарности.

Еще один важный факт обнаружен нами в ходе анализа взглядов Э. Дюркгейма. Он возражает против утверждения Г. Спенсера, что общество может эффективно функционировать на принципах личного интереса, без коллективных (общественных) норм регуляции. Между индивидом и государством он помещает профессиональные группы, возникшие в результате общественного разделения труда, которые и становятся носителями норм органической солидарности и смягчают социальные конфликты. 57

Для понимания и осмысления природы солидарности, особое значение имеют социологические идеи К. Маркса, направленные на решение проблемы групповой солидарности, которая чрезвычайно важна в исследовании не только для понимания проблемы социальной солидарности в целом, но для изучения эмоций. Маркс писал о групповой или классовой солидарности, его социология - это социология классовой борьбы, поскольку социальные классы являются главными действующими лицами истории. К. Маркс и

56 Батыгин Г.С. История социологии: учебник / Г.С. Батыгин, Д.Г. Подвойский. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. - 368 с.

57 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / пер. с фр.; под ред. А.Б. Гофмана, примеч. В.В. Сапова. - М. : Канон, 1996. - 432 с.

Ф. Энгельс рассматривают солидарность через конфликт, по их мнению, она объединяет бедных для преобразования общества, отсюда ее название -негативная или конфликтная марксовская солидарность. Анализируя солидарность, К. Маркс делает вывод, что она формируется там, где у людей появляется общий интерес - одержать победу над другими, солидарность против кого-либо. 58

Значительный интерес представляют идеи социальной солидарности, раскрытые в подходах М. Вебера. Он искал формы солидарности в религии, морали, знаниях и полагал, что социальное пространство жизни упорядочено и организовано через интеракции, социальные связи и социальные институты. Социальную солидарность формируют четыре механизма или типа: порядок аффективный (или солидарность, достигаемая за счет включения механизмов эмоционального плана); ценностно-рациональный (солидарность, возникающая в результате действий, обусловленных ценностным содержанием целей); религиозный (когда солидарность обусловлена общей и разделяемой теократической системой или экзегезой) и порядок целерациональный (солидарность возникает на основе общей заинтересованности в получении конкретных результатов). Социальную солидарность М. Вебера философы рассматривают с двух сторон. Во-первых, обращаются к его теории социального действия и проводят параллели между четырьмя типами действия и, соответственно, четырьмя типами солидарности или четырьмя типами порядка.

Этого подхода придерживаются, например, М.К. Зверев и О.А. Полюшкевич. Такое рассмотрение дает информацию о четырех источниках социальной солидарности: эмоциональные переживания, ценности и цели индивидов и групп, общая для всех система, интерес к достижению конкретных результатов. Во-вторых, в работах М. Вебера прослеживается описание поведения групп исходя из солидарности, между ее членами. По мнению автора, солидарность не начинает существовать с определенного момента, она есть всегда, однако это не лишает смысла существование различных видов или типов солидарности. Здесь солидарность может трактоваться как связь между индивидами. 59

Теория А. Бергсона не относится к классической социальной философии, но он создал значительную и особенную концепцию социальной солидарности. По А. Бергсону, социальность человека имеет естественный характер, то есть она изначально заложена в его биологической природе. Человек от природы стремится к социальной солидарности. Все обязанности, которые человек выполняет в обществе, направлены на укрепление социальной сплоченности. Проведя сравнительный анализ основ социальной солидарности в теориях Э. Дюркгейма и А. Бергсона, можно отметить, что оба мыслителя считают социальную солидарность условием возникновения

58 Маркс К. Сочинения. - 2-е изд. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Т. 13. - М.: Политиздат, 1961. - 771 с.

59 Вебер М. Избранное. Образ общества / М. Вебер; пер. с нем. - М.: Юрист, 1994. - 704 с.

социальной связи.60

В XIX веке сложилось психологическое направление в социологии. Наиболее яркими представителями психологической школы в социологии были Г. де Тард, Г. Лебон. Внутрикультурные механизмы взаимосвязи людей отражены в их исследованиях. Г. Тард рассматривал особенности групповой психологии и межличностного взаимодействия, в рамках которого он выделял психическое заражение, внушение и подражание. Он показал, как появляются изменения в культурах и как они передаются в обществе. Общество - это подражание, а подражание - это гипнотизм. Любое новшество вызывает волну подражаний. Современные процессы, происходящие в рамках массовой культуры, подтверждают правоту идей Тарда.61

Последователь Г. Тарда, Г. Лебон изучал взаимодействие толпы и лидеров, он проанализировал способы управления людьми в разных культурах, через внушение и заражение. Например, для средневековой Европы церковь и в целом религиозные институты были большой движущей силой, сплачивающей народ, результатом чего стали крестовые походы. 62

Это дает основание констатировать, что в XIX веке идея солидарности основательно утвердилась в общественном сознании жителей Европы и стало возможным говорить о солидаризме как о доктрине или совокупности доктрин особого рода. И как следствие - идею солидарности, ее реальность и необходимость обосновывали самые различные и даже противоположные направления социальной мысли: социалисты и либералы, реформисты и революционеры, консерваторы и новаторы. Разумеется, интерпретации идеи солидарности оказались столь же разнообразными, как и сами эти течения; более того, они нередко энергично сражались между собой. Многочисленные приверженцы тех или иных разновидностей солидаризма, начиная с XIX века и по сей день, активно действуют в различных странах Европы, включая Россию.

Использованные источники:

1. Батыгин Г.С. История социологии: учебник / Г.С. Батыгин, Д.Г. Подвойский. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. - 368 с.

2. Вебер М. Избранное. Образ общества / М. Вебер; пер. с нем. - М.: Юрист, 1994. - 704 с.

3. Громов, И.А. Западная теоретическая социология Социологические воззрения Г. Спенсера / И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич. - М.: Интерпракс, 1995

4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / пер. с фр.; под ред. А.Б. Гофмана, примеч. В.В. Сапова. - М. : Канон, 1996. - 432 с.

5. Зверев М.К. Особенности социальной солидарности в современном российском обществе: дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / М.К. Зверев; -Иркутск, 2009. - 163 л.

60 Кармадонов О.А. Консолидация российского общества: потоки и преграды: монография / О.А. Кармадонов, М.К. Зверев. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. - 223 с.

61 Тард Г. Социальная логика / Г. Тард. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996. - 548 с.

62 Лебон Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. - СПб. : Макет, 1995. - 311 с.

6. Кармадонов О.А. Консолидация российского общества: потоки и преграды: монография / О.А. Кармадонов, М.К. Зверев. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. -223 с.

7. Лебон Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. - СПб. : Макет, 1995. - 311 с.

8. Маркс К. Сочинения. - 2-е изд. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Т. 13. - М.: Политиздат, 1961. - 771 с.

9. Полюшкевич, О.А. Социокультурная солидарность: монография / О.А. Полюшкевич - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011. - 221 с.

10.Тард Г. Социальная логика / Г. Тард. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996. - 548 с.

УДК 316.454.4

Гонохова Т.А., к.псих.н. доцент, преподаватель кафедра «Психологии и социальной работы»

Свидерских М.И. старший преподаватель Усольцева Е.О. магистрант 2 курса факультет «Психолого-Педагогический» Горно-Алтайский государственный университет

Россия, г. Горно-Алтайск РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВА СОЛИДАРНОСТИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И

РОССИЙСКИЙ ОПЫТ Аннотация: Зарубежная и отечественная история богата опытом развития солидарности в обществе. В статье представлены яркие примеры проявления социальной солидарности, а также их влияние на жизнь граждан на разных этапах развития истории.

Ключевые слова: солидарность, сплоченность, социальная интеграция, гражданского общества, самоорганизация, соборность, единство. UDC 316.454.4

T. A. Gonokhova, candidate of psychological sciences, associate professor

Teacher of department "Psychology and social work"

Gorno-Altaysk state university Gorno-Altaysk, Russia M. I. Svidersky, Senior teacher, Gorno-Altaysk state university Gorno-Altaysk, Russia E. O. Usoltceva, undergraduate 2 course, faculty "Psychology and pedagogical" Gorno-Altaysk state university Gorno-Altaysk, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.