5.Устойчивость и надежность банка. Финансовый анализ банка УРАЛЬСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ // ANALIZBANKOV.RU: Портал банковского аналитика. URL: http://amlizbankov.m/bank.php?BankId=ural-skiy-bank-rekonstruk-429&BankMenu=nadezhnost (дата обращения: 30.12.2016).
УДК 316.454.4
Гонохова Т.А., к. псих. н. доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы Горно-Алтайский государственный университет
Россия, г. Горно-Алтайск Свидерских М.И. старший преподаватель Горно-Алтайский государственный университет
Россия, г. Горно-Алтайск Усольцева Е. О. магистрант
2 курс, факультет «Психолого-Педагогический» Горно-Алтайский государственный университет
Россия, г. Горно-Алтайск ФОРМИРОВАНИЕ БЫТОВОЙ СОЛИДАРНОСТИ СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ8 Аннотация: Статья посвящена развитию бытовой солидарности жителей сельских поселений с применением различных социальных технологий. В работе с местным сообществом по развитию солидарности рассмотрены следующие технологии: информационно-сетевые, социально-гуманитарные и социально-образовательные.
Ключевые слова: бытовая солидарность, село, технология, социальные технологии, общественная активность.
8 Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда проект №16-13-04003 а(р)
UDC 316.454.4
Gonokhova T. A., candidate ofpsychological sciences, associate professor
teacher of department "Psychology and social work "
Gorno-Altaysk state university Russia,Gorno-Altaysk Svidersky M. I. senior teacher Gorno-Altaysk state university Russia,Gorno-Altaysk Usoltceva E. O. undergraduate
2 course, faculty "Psychology and pedagogical" Gorno-Altaysk state university Russia,Gorno-Altaysk FORMATION OF HOUSEHOLD SOLIDARITY OF VILLAGERS MEANS OF SOCIAL TECHNOLOGIES Abstract: Article is devoted to development of household solidarity of residents of rural settlements with use of various social technologies. In work with local community on development of solidarity the following technologies are considered: information and network, social and humanitarian and social and educational.
Keywords: household solidarity, village, technology, social technologies, public activity.
В пространстве своего поселения сельские жители формируют определенную систему социальных связей, которая, в конечном счете, приводит к возникновению социально-территориальной общности или локального сообщества. Эта общность имеет существенные характеристики: этнический состав, социально-демографическая структура, социокультурное своеобразие, особенности экономического и социального развития, историю существования, то есть все то, что характеризует поселенческий социум.
В ситуации кризиса могут выжить только те системы, которые постоянно учитывают изменения состояния окружающей среды, изменяют в
9
соответствии с ними свои внутренние модели внешнего мира .
Для снижения социальной напряженности, улучшения ситуации на селе необходимо создавать между людьми атмосферу доверия, взаимопонимания, поддержки и взаимной ответственности, возможно, это будет способствовать объединению сельчан в единое целое. Мы убеждены, что таких целей можно добиться, применяя соответствующие социальные технологии.
9 Унарова, Л. Д. Локальное сообщество: энтропия и негэнтропия. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2012. № 7 (21): в 3-х ч. Ч. II. C. 177 - 183. [Электронный ресурс] // Издательство «Грамота». URL: www.gramota.net/materials/3/2012/7-2/44.html (Дата обращения: 12.02.2017)
Технология - совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий10.
В работе с местным сообществом по развитию солидарности мы рассматриваем следующие технологии: информационно-сетевые, социально-гуманитарные и социально-образовательные.
Информационно-сетевые технологии представляют собой специфические механизмы формирования солидарности через использование Интернет-ресурсов. Их ключевая особенность - ориентация на существующую и потенциальную аудиторию сети Интернет. В этом случае Сеть выступает не вспомогательным, а системообразующим информационным полем совместной деятельности.
Информационно-сетевые технологии развития бытовой солидарности основаны на использовании возможностей сети Интернет в целях конструирования инновационной социальной реальности. В его основании -технология интерактивного символико-смыслового обмена, воспроизводство идентичности «сообщества» на основании признания важности его участниками проблемы солидарности местного сообщества, то есть осознания необходимости в объединении жителей одного села.
Преимущество использования информационно-сетевых технологий в процессе формирования бытовой солидарности связано с общеизвестной спецификой Интернет-аудитории: главным объектом информационного взаимодействия оказывается молодежь, являющаяся наиболее активным потребителем Интернет-услуг (хотя, курсы компьютерной грамотности для представителей «серебряного возраста» снижает этот барьер). С другой стороны, наполнение сетевого ресурса должно отвечать предварительно исследованным социокультурным запросам и психологическим особенностям молодых российских пользователей. Важен предварительный ответ на вопрос: «Какие проблемы, связанные с формированием солидарности, интересуют виртуальное сообщество сельчан?». Следовательно, четкое осознание спецификации проблемы в глазах пользователей сетевых ресурсов - первый шаг к эффективному Интернет-позиционированию бытовой солидарности.
Социально-гуманитарные технологии развития бытовой солидарности представляют собой способы оказания помощи (содействия) лицам и социальным общностям, попавшим в трудную жизненную ситуацию по различным признакам.
Развитие солидарности основывается на психологических аспектах работы по преодолению «стереотипов в отношении себя», обучению отдельных людей технологиям психологической самозащиты и поддержания собственной социальной самооценки для формирования и укрепления лидерских качеств, необходимых для достижения целей. В данном случае
10 Иванов, В. Н. Социальные технологии в современном мире / В. Н. Иванов. - М. : Славянский диалог, 1996. - 335 с.
достижением цели будет объединение сельских жителей на основе бытовой солидарности.
Социально-образовательные технологии развития бытовой солидарности характеризуется направленностью на применение образовательных форм сельских жителей. Важная черта социально-образовательных технологий - наличие преимущественно детской и молодежной аудитории, ориентация на «новое поколение». Но при этом необходимо участие старшего поколения, поколения «серебряного» возраста.
Эффективными социально-образовательными технологиями, способствующими развитию бытовой солидарности у сельских жителей, могут выступать: «уроки дружбы» (ознакомление с культурой и бытом других этносов через общение с их представителями); «уроки -путешествия» («Российская кругосветка», направленная на ознакомление с культурой российских регионов, традициями и историей проживающих в них этносов); образовательные марафоны, дебаты, дискуссии, семинары, тренинги.
Реализация рассмотренных форматов позволяет задействовать в социально-образовательном процессе подход «солидарность через идентичность», способствует осознанию сельских жителей многомерности местного сообщества, побуждает их к системно-аналитическому поиску решений и отказу от простых «объяснительных фобий» («во всем виноваты приезжие: везут грязь, СПИД, занимают наши рабочие места»). Важно, чтобы процесс выстраивания личностной солидарности был органичен и не рассматривался сельскими жителями как технология давления, попытка принуждения к определенной модели в противовес принципиально иным (например, семейным или сформировавшимся в ближайшем окружении) установкам.
Отличительным свойством социальных технологий является их оперативность и стандартный набор процедур, а гуманитарные технологии, напротив, имеют стратегический характер, направлены на решение проблем в долгосрочной перспективе. При этом гуманитарные технологии, как правило, эксклюзивны, то есть разрабатываются под конкретный проблемный блок или проект11.
С одной стороны, гуманитарная технология основывается на тех же требованиях к своей организации, что и социальная: ориентация на достижение конкретной цели, компонентный состав, оптимальность с позиций теории и практики, воспроизводимость, результативность. С другой стороны, гуманитарная технология рассматривает качество любых
11 Макаров, Ю. В. Социально-психологический тренинг как социогуманитарная коммуникативная технология // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -Вып. №145 / 2012 [Электронный ресурс] // Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskiy-trening-kak-sotsiogumanitarnaya-kommunikativnaya-tehnologiya (Дата обращения 06.03.2017)
преобразований с точки зрения человека как их активного субъекта. Основные возможности гуманитарного подхода связаны с сознательным отношением индивида к собственному развитию, в котором он сам определяет приоритетные смыслы, идеалы и ценности. Содержание гуманитарного подхода составляют представления о ценности индивидуальных жизненных смыслов и возможность соотнесения их в процессе конвенциональной коммуникации12.
Следовательно, можно сделать вывод, что село - условно замкнутая система, и чем древнее это село, тем более условность там перешла в
13
абсолютность . Это условное сообщество людей, объединённых общим местом проживания, работой, родственными связями и т.д. Войти в это сообщество довольно трудно, но возможно.
Использованные источники:
1.Гонохова Т.А. Технология развития бытовой солидарности и повышения общественной активности сельских жителей на примере Республики Алтай: монография / Гонохова Т.А., Буханько И.С., Кыпчакова Л.В., Свидерских М.И., Попова Е.О. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2016. - 145 с.
2.Иванов, В. Н. Социальные технологии в современном мире / В. Н. Иванов.
- М. : Славянский диалог, 1996. - 335 с.
3.Макаров, Ю. В. Социально-психологический тренинг как социогуманитарная коммуникативная технология // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - Вып. №145 / 2012 [Электронный ресурс] // Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка». Ц^: http://cyberleninka.ru/artide/n/sotsialno-psihologicheskiy-trenmg-kak-sotsюgumaшtarnaya-kommuшkativnaya-tehnologiya (Дата обращения 06.03.2017)
4.Макаров, Ю. В. Социально-психологические факторы взаимодействия человека с тренинговыми технологиями. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - Вып. № 133 / 2012 [Электронный ресурс] // Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка». Ц^: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-faktory-vzaimodeystviya-cheloveka-s-treшngovymL-tehnologiyami (Дата обращения: 11.02.2017)
5.Унарова, Л. Д. Локальное сообщество: энтропия и негэнтропия. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов:
12 Макаров, Ю. В. Социально-психологический тренинг как социогуманитарная коммуникативная технология // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -Вып. №145 / 2012 [Электронный ресурс] // Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка». ЦКЬ: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskiy-trening-kak-sotsiogumanitarnaya-kommunikativnaya-tehnologiya (Дата обращения 06.03.2017)
13 Макаров, Ю. В. Социально-психологические факторы взаимодействия человека с тренинговыми технологиями. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
- Вып. № 133 / 2012 [Электронный ресурс] // Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-faktory-vzaimodeystviya-cheloveka-s-treningovymi-tehnologiyami (Дата обращения: 11.02.2017)
Грамота, 2012. № 7 (21): в 3-х ч. Ч. II. C. 177 - 183. [Электронный ресурс] // Издательство «Грамота». URL: www.gramota.net/materials/3/2012/7-2/44.html (Дата обращения: 12.02.2017)
Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ и Министерства образования и науки Республики Алтай проекта № 16-13-04003 а(р) «Социально-психологическое исследование бытовой солидарности и общественной активности сельских жителей Республики Алтай»
Грязнова Е.Р., к. с.н., доцент Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина
Россия, Саратов Павлова Н.А.
магистрант программы «Управление человеческими ресурсами» Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина
Россия, Саратов КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ УСЛУГ Аннотация: В последние годы проводится немало исследований, посвященных изучению «компетентностного подхода». При этом вопросы применения компетентностного подхода в организациях сферы услуг практически не рассмотрены. В статье уделено внимание обоснованию роли и значимости компетентностного подхода в организациях сферы услуг, описаны элементы компетенций и основные принципы управления персоналом организаций сферы услуг.
Ключевые слова: персонал организаций сферы услуг, компетентностный подход, компетенция.
Гостиничный бизнес - это динамичное, развивающееся, ориентированное на потребителя явление, которое включает широкий спектр сервисных услуг. Ключевая роль персонала в гостиничном бизнесе продиктована спецификой этого вида деятельности: гостиничный бизнес представляет собой продажу услуг, качество исполнения которых зависит от сотрудника организации. Причина очевидна - оказание услуги связано с личным взаимодействием потребителя и сотрудника гостиничного предприятия. Именно от персонала будет зависеть восприятие потребителем качества оказанной услуги, и, как следствие - его удовлетворенность и лояльность, и, в конечном счете, конкурентоспособность гостиницы. В контексте настоящей статьи будет использована категория «персонал организаций сферы услуг», которая включает и категорию «персонал гостиничного бизнеса».
В целях обеспечения конкурентноспособности организаций сферы услуг в условиях динамично развивающейся рыночной среды, необходимы стратегические изменения подходов к управлению человеческими ресурсами. Основные векторы развития должны прослеживаться от