Научная статья на тему 'Сопровождение технологий повышения общественной активности сельских жителей Республики Алтай'

Сопровождение технологий повышения общественной активности сельских жителей Республики Алтай Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / SUPPORT / ТЕХНОЛОГИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ / SUPPORT TECHNOLOGY / ВЗАИМОПОМОЩЬ / MUTUAL ASSISTANCE / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / RESOURCE CENTER / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITY / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SOCIAL TECHNOLOGIES / УРОВЕНЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ / LEVEL OF SOCIAL ACTIVITY / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / SOCIAL ENVIRONMENT / СЕЛО / VILLAGE / СЕЛЬСКОЕ РАЗВИТИЕ / RURAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гонохова Т.А., Буханько И.С., Свидерских М.И., Усольцева Е.О.

Сопровождение села особый вид социальной практики и особый тип деятельных взаимоотношений сельчан со специалистами Ресурсного центра. Сопровождение села это комплекс мер, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития сельских жителей, их способностей, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизации жителей, активизации скрытых резервов, обучения новым профессиям, развития способности самостоятельно справляться с возникшими проблемами. Предлагаемые технологии могут быть полезны для повышения эффективности местного самоуправления, вовлечения жителей села в решение социально-экономических вопросов сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гонохова Т.А., Буханько И.С., Свидерских М.И., Усольцева Е.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT OF TECHNOLOGIES OF INCREASE OF PUBLIC ACTIVITY OF RURAL RESIDENTS OF THE ALTAI REPUBLIC

Supporting a village is a special kind of social practice and a special type of active relationships between villagers and specialists of a Resource Center. Supporting a village is a complex of measures aimed at supporting processes of active life and development of rural residents, their abilities, as well as creating conditions for preventing the development of negative consequences and various social problems, mobilizing residents, activating hidden reserves, training new professions, developing the ability to cope independently with the arising problems. The proposed technologies can be useful for increasing the effectiveness of local government, involving villagers in solving social and economic issues of the community.

Текст научной работы на тему «Сопровождение технологий повышения общественной активности сельских жителей Республики Алтай»

УДК 303.6

Gonokhova T.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: tgonohova@yandex.ru

Bukhanko I.S., senior teacher, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: roshdestvo@rambler.ru Sviderskyh M.I., senior teacher, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: sviderskikh@rambler.ru Usoltseva E.O., MA student, senior teacher, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: zhenya_popova@bk.ru

SUPPORT OF TECHNOLOGIES OF INCREASE OF PUBLIC ACTIVITY OF RURAL RESIDENTS OF THE ALTAI REPUBLIC.

Supporting a village is a special kind of social practice and a special type of active relationships between villagers and specialists of a Resource Center. Supporting a village is a complex of measures aimed at supporting processes of active life and development of rural residents, their abilities, as well as creating conditions for preventing the development of negative consequences and various social problems, mobilizing residents, activating hidden reserves, training new professions, developing the ability to cope independently with the arising problems. The proposed technologies can be useful for increasing the effectiveness of local government, involving villagers in solving social and economic issues of the community.

Key words: support, support technology, mutual assistance, Resource center, adaptation, social activity, social technologies, level of social activity, social environment, village, rural development.

Т.А. Гонохова, канд. психол. наук, доц., Гэрно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, E-mail: tgonohova@yandex.ru

И.С. Буханько, ст. преп., Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, E-mail: roshdestvo@rambler.ru

М.И. Свидерских, ст. преп., Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, E-mail: sviderskikh@rambler.ru

Е.О. Усольцева, магистрант, Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, E-mail: zhenya_popova@bk.ru

СОПРОВОЖДЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Министерства образования и науки Республики Алтай. Проект №16-13-04003 а(р).

Сопровождение села - особый вид социальной практики и особый тип деятельных взаимоотношений сельчан со специалистами Ресурсного центра. Сопровождение села - это комплекс мер, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития сельских жителей, их способностей, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизации жителей, активизации скрытых резервов, обучения новым профессиям, развития способности самостоятельно справляться с возникшими проблемами. Предлагаемые технологии могут быть полезны для повышения эффективности местного самоуправления, вовлечения жителей села в решение социально-экономических вопросов сообщества.

Ключевые слова: сопровождение, технология сопровождения, взаимопомощь, Ресурсный центр, адаптация, общественная активность, социальные технологии, уровень общественной активности, социальная среда, село, сельское развитие.

Во время существенных перемен в обществе вопрос сельского развития особенно актуален, потому что без достойного развития села не может быть нормальной экономики, общества, государства. Это развитие предполагает активное участие самих жителей села, которое проявляется через их участие в местном самоуправлении. Для России стратегически важно развивать сельские регионы, исследовать их с точки зрения социально-экономического и социально-психологического подходов.

Как показывает реальность, в настоящее время большинство, отдаленных от районных центров, сел находятся в упадке. Наряду с социально-экономическими трудностями в сельской местности (безработица, бедность, отсутствие инфраструктуры, низкий уровень оплаты труда и т. д.) имеются социально-психологические трудности: разобщенность, отсутствие ответственности за собственное благополучие, зависть, лень, индивидуализм, отчуждение, отсутствие взаимопомощи и поддержки со стороны соседей и односельчан, угасание любви к малой Родине и т. д.

Внедрение одной из эффективных технологий - сопровождение села - развитие общественной активности жителей сопровождается Ресурсным Центром, который находится не на территории села, а за его пределами, например, в городе.

Сопровождение села - особый вид социальной практики и особый тип деятельных взаимоотношений сельчан со специалистами Ресурсного центра.

Сопровождение села - это комплекс мер, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития сельских жителей, их способностей, а также создание ус-

ловий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизации жителей, активизации скрытых резервов, обучения новым профессиям, развития способности самостоятельно справляться с возникшими проблемами.

Сопровождение села включает в себя элементы обучения и развития способностей активных жителей к дальнейшему повышению своего социального статуса, умению самостоятельно владеть подходами, социальными технологиями и практиками, предлагаемыми специалистами Ресурсного центра.

При сопровождении села Ресурсным центром решаются следующие задачи:

1. Адаптация жителей к реальным условиям его жизнедеятельности.

2. Реабилитация и выведение жителей из кризисных ситуаций.

3. Повышение социального статуса жителей села.

4. Нормализация отношений и утверждение себя в сообществе.

5. Восстановление здоровья, избавление от вредных привычек.

6. Создание условий для самореализации жителей в местном сообществе.

Сопровождение села осуществляется специалистами Ресурсного центра: специалистами по социальной работе, психологами, социальными педагогами, экономистами на основе новейших технологий с использованием методов индивидуальной и групповой работы.

На основании анализа опыта преобразования российских сел, мы предполагаем, что в селах Республики Алтай наличие и развитие бытовой солидарности может являться основой роста общественной активности сельских жителей и положительно сказаться на благополучии сельчан и качестве их жизни.

Низкая общественная активность обусловлена тем, что минимум два последних поколения в России выросло в условиях, когда активная общественная позиция была по большей части имитацией, рефлексом на партийные призывы. Предпринимательская же активность и вовсе подавлялась, потому ожидать ее от сельского населения нереально. И требовать, и надеяться также бессмысленно там, где ничего не сделано для ее появления [1].

Глав сельских поселений России немного теоретически учат в образовательных учреждениях государственной службы, что в муниципальных районах как бы существуют программы поддержки предпринимателей, но решение проблем села должным образом не происходит [2].

Мы считаем, что только программное воздействие, будучи приложенным, в верном направлении, могло бы в корне изменить ситуацию. Собственно говоря, весь клубок сельских проблем представляет собой действительно бесформенное, многоэлементное и разновекторное явление. Если каждый фактор уподобить группе элементов, то их куча останется кучей до тех пор, пока на нее не будет оказано определяющее влияние. Эффект от этого влияния, в верном направлении, был бы подобен эффекту от магнита, если его направить на кучу железных опилок - все они бы выстроились по направлению силовых линий [3].

Наш проект «Социально-психологическое исследование бытовой солидарности и общественной активности сельских жителей Республики Алтай» имеет комплексный характер и включает в себя сбор первичных эмпирических количественных и качественных данных, апробацию и дальнейшее сопровождение технологии развития бытовой солидарности и повышения общественной активности жителей села.

В ходе подготовительного этапа нашего исследования было осуществлено анкетирование сельских жителей, и интервьюирование глав сел с целью выявления принципов бытовой солидарности и уровня их общественной активности. На основе полученных данных сформирован перечень принципов бытовой солидарности и выявлен уровень общественной активности жителей сел.

Основной этап исследования включает в себя подбор социальных технологий (социальное проектирование, конкурс социальных проектов, тренинги на сплочение, личностный рост, на создание модели «Мое село - наше село» и т. д.), влияющих на укрепление бытовой солидарности, рост общественной активности, мотивацию к участию в развитии села, отвечающих потребностям сельчан.

Заключительный этап включает сопровождение технологий повышения общественной активности сельских жителей Республики Алтай на основе развития принципов бытовой солидарности. Проведение апробации и сопровождения технологии развития бытовой солидарности и повышения общественной активности жителей села осуществляется в аспекте повышения их самоорганизации по решению вопросов местного сообщества и эффективности местного самоуправления и дальнейшее их сопровождение для оценки эффективности внедрённых технологий.

Предлагаемые технологии могут быть полезны для повышения эффективности местного самоуправления, вовлечения жителей села в решение социально-экономических вопросов сообщества.

По нашему мнению, разработка и апробация сопровождения технологий повышения общественной активности сельских жителей Республики Алтай на основе развития принципов бытовой солидарности включает в себя несколько аспектов:

а) повышение эффективной коммуникации жителей села и местного самоуправления;

Библиографический список

б) обучение методам и приемам организации местного сообщества, социального моделирования и проектирования;

в) консультирование по вопросам применения социальных технологий в области развития местного сельского сообщества.

Совокупность социальных технологий, которые можно использовать в работе с сообществом, представлена четырьмя основными группами:

- информационно-сетевые технологии;

- социально-гуманитарные технологии;

- социально-образовательные технологии;

- социально-политические технологии [2].

В работе с сельскими жителями с. Дьектиек Шебалинского района и с. Теньга Онгудайского района Республики Алтай, для развития общественной активности и формирования бытовой солидарности, мы используем первые три из перечисленных технологий, так как, исходя из целей, объекта и предмета исследования в поле наших научных интересов не попадают социально-политические технологии.

Проект реализуется в двух сёлах: с. Дьектиек Шебалинского района и с. Теньга Онугдайского района Республики Алтай. Мы имеем возможность представить полученные результаты по внедрению описанных технологий.

Выявив активных людей в обеих сёлах, мы предложили им встречу, на которой мы показали опыт других регионов: Архангельской и Липецкой областей, Забайкальского и Хабаровского краев, определили имеющиеся ресурсы в их селах. Благодаря анализу в обеих сёлах были разработаны проекты, улучшающие жизнь без больших финансовых затрат, в с. Теньга - «Активное население», в с. Дьектиек - «Чистый родник», «Фестиваль картошки». Мы предполагали, что без должной поддержки, без постоянного сопровождения эти проекты останутся на бумаге. Однако, мы оказались правы только наполовину.

Взаимодействие с сёлами отличается: если при опросе в с. Теньга назвали активным жителем учителя, то в с. Дьектиек -главу села. На практике это подтвердилось. Мы пока не нашли поддержки у главы с. Теньга, но нашли её в школе, при активном содействии директора. Тем не менее работа с жителями с. Теньга требует более пристального внимания. Пока удаётся работать только с педагогами и школьниками, и этого не достаточно, на фокус-группе они сами это отметили. И в планах нашей команды остаётся задача привлечь простых жителей, родителей тех самых школьников, которые уже разрабатывали проекты, и постараться выйти на контакт с главой села, потому что без его участия наших усилий будет недостаточно.

В с. Дьектик мы нашли отклик и поддержку: глава предоставляет нам помещение, активно содействует приглашению населения, непосредственно сам участвует в работе. И, самое важное, мы увидели результат: 1) проект «Чистый родник» весной 2017 года начал осуществляться, уже сделаны первые шаги, очищено русло и исток, облагорожено место и есть задачи по дальнейшему благоустройству этого места; 2) осенью 2017 года проведён «Фестиваль картошки», как мероприятие, которое привлекло к себе внимание большей части сельчан. В планах организаторов фестиваля - развитие мероприятия для привлечения в село туристов.

В этом селе мы сделали ещё одну встречу, которая постепенно подводит жителей к тому, что необходимо создание ТОСа, формирования внебюджетного фонда. Было отрадно, что на эту встречу пришли не только уже знакомые нам лица, но и абсолютно новые люди, которые принесли с собой значительную долю здорового скепсиса, который рассеялся к концу встречи и в глазах появился интерес, потому что была показана перспектива.

Село необходимо сопровождать, и никакой кооператив не откроется в нем, если не потратить значительных усилий в течение длительного времени на занятия с селянами, не пройти с ними шаг за шагом: оценить ресурсы, создать команду, составить бизнес-план, осуществить поэтапную реализацию запланированного дела с привлечением всех возможных административных, финансовых и нефинансовых ресурсов. Причем это самый простой из алгоритмов, который мы применяем в рамках проекта.

1. Гонохова Т.А. Сопровождение повышения общественной активности сельских жителей через формирование принципов бытовой солидарности (на примере Республики Алтай): монография. Т.А. Гонохова, и др. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2017.

2. Мельникова О.Т. Фокус-группы в социально-психологическом исследовании: методология и техники. Диссертация ... доктора психологических наук. 2003.

3. Плешаков С.А. Сопровождение села. Модель сельского развития. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2008.

4. Технологии формирования толерантности в молодёжной среде: Курс лекций. МГГУ им. М.А. Шолохова. Москва, 2009.

5. Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования массовой коммуникации. Диссертация ... кандидата психологических наук. 1994.

References

1. Gonohova T.A. Soprovozhdenie povysheniya obschestvennoj aktivnosti sel'skih zhitelej cherez formirovanie principov bytovoj solidarnosti (na primere RespublikiAltaj): monografiya. T.A. Gonohova, i dr. Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2017.

2. Mel'nikova O.T. Fokus-gruppy v social'no-psihologicheskom issledovanii: metodologiya i tehniki. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. 2003.

3. Pleshakov S.A. Soprovozhdenie sela. Model'sel'skogo razvitiya. Habarovsk: Izd-vo Tihookean. gos. un-ta, 2008.

4. Tehnologii formirovaniya tolerantnosti vmolodezhnojsrede: Kurs lekcij. MGGU im. M.A. Sholohova. Moskva, 2009.

5. Folomeeva T.V. Fokus-gruppy kak metod social'no-psihologicheskogo issledovaniya massovoj kommunikacii. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. 1994.

Статья поступила в редакцию 09.12.17

УДК 378

Dibirov M.I., senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: gadjiev82@mail.ru Ismailov Sh.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: m.m.g.1986@mail.ru

Magomedov M.G., senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: m.m.g.1986@mail.ru Aradakov Sh.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: m.m.g.1986@mail.ru

DIRECT INTENTIONAL INTELLIGENCE AS METHODOLOGY FOR THE CONSTRUCTION OF THE TRAINING PROCESS IN THE SPORTS FIGHT OF THE YOUNG SCHOOLCHILDREN. The article examines the main approaches, the application of the method of direct intentional indoctrination for the education of physical and moral qualities of junior schoolchildren, analyzes the changes in indicators of the level of physical and moral qualities and sports results. The article sums up some results of the study of the method of direct deliberate suggestion in the process of training for the education of physical and moral-volitional qualities in the wrestling of younger schoolchildren. The necessity of sharing the method of direct deliberate suggestion into the training process as a means of educating the physical and moral-volitional qualities of younger schoolchildren is revealed and justified.

Key words: method, intentional suggestion, physical qualities, wrestling, moral qualities, training process.

М.И. Дибиров, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: gadjiev82@mail.ru

Ш.О. Исмаилов, канд. пед. наук, доц, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: m.m.g.1986@mail.ru

М.Г. Магомедов, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: m.m.g.1986@mail.ru

Ш.Г. Арадахов, канд. пед. наук, доц. Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: m.m.g.1986@mail.ru

ПРЯМОЕ ПРЕДНАМЕРЕННОЕ ВНУШЕНИЕ КАК МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье рассматриваются основные подходы, применения метода прямого преднамеренного внушения для воспитания физических и моральных качеств младших школьников, анализируется изменение показателей уровня физических и моральных качеств и спортивных результатов. Статья подводит некоторые итоги изучения метода прямого преднамеренного внушения в процесс тренировки для воспитания физических и морально-волевых качеств по спортивной борьбе младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость совместного использования метода прямого преднамеренного внушения в тренировочный процесс, как средство воспитания физических и морально-волевых качеств младших школьников.

Ключевые слова: метод, преднамеренное внушение, физические качества, спортивная борьба, моральные качества,тренировочный процесс воспитание.

В данной статье рассматривается проблема развития физической культуры общества и личности в процессе освоения культурных ценностей, получающая конкретную интерпретацию в зависимости от этапа становления общества, трактовки соотношения социального и биологического в человеке. Особое внимание в этой проблеме привлекает овладение спортивной борьбе подрастающим поколением, особенно в кризисные периоды развития общества, поскольку выбор школьником и социумом своего будущего лежит на пути совершенствования социального института образования и воспитания.

Разнообразие современных методик к физкультурному образованию школьников вносит значительные изменения в становлении личности школьников, где не в полной мере решает актуальные проблемы физкультурного образования [1].

Следовательно, резкое снижение двигательной активности младших школьников скрывается как в содержании, так и в организации их подготовки. Современная школьная систе-

ма с её стандартами и учебными планами, одинаковым для всех учащихся до окончания школы, препятствует творческой работе учителя, рассчитанной на учет, сохранение, формирование и развитие индивидуальности школьников, отсутствует возможность приобретения спортивного инвентаря, расширения материально-технической базы, увеличения физической нагрузки, проведения дополнительных занятий физической культурой и спортом, не говоря уже о соревнованиях, чтобы хоть как-то привлечь интерес учащихся к занятиям спортивной борьбы.

Поиск новых, более эффективных форм и методов учебно-воспитательной работы требует самым тщательным образом подходить к анализу педагогического наследия не только отечественных, но и зарубежных систем физического воспитания. С другой стороны, на фоне достаточно глубоко проработанных систем обучения европейского континента в отечественной истории педагогики почти отсутствуют сведения о системах азиатских

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.