Научная статья на тему 'Социально-психологические предпосылки проведения профилактической работы, направленной на предупреждение дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, передвигающихся по дорогам на средствах индивидуальной мобильности'

Социально-психологические предпосылки проведения профилактической работы, направленной на предупреждение дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, передвигающихся по дорогам на средствах индивидуальной мобильности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-психологическая предпосылка / профилактическое мероприятие / средство индивидуальной мобильности / воспитание законопослушного гражданина / формирование навыков безопасного поведения / socio-psychological prerequisite / preventive measure / means of individual mobility / education of a law-abiding citizen / formation of safe behavior skills

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коновалова Оксана Александровна

Актуальность: социально-психологическое исследование организации и проведения профилактической работы, направленной на предупреждение ДТП с участием детей, передвигающихся по дорогам на средствах индивидуальной мобильности, направлено на успешную реализацию Национального проекта Российской Федерации «Образование», обеспечение воспитания обучающихся и сохранения их здоровья, отвечает приоритетам Стратегии безопасности дорожного движения нашей страны и ФГОС в части ориентации на становление личностных характеристик выпускника, осознанно выполняющего правила здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды. Постановка проблемы: по данным Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, за 9 месяцев 2022 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 160 ДТП (+65%) с участием детей в возрасте до 18-ти лет, передвигавшихся по дорогам с использованием средств индивидуальной мобильности, в результате которых 2 ребенка погибли (+100 %) и 172 (+65,4 %) получили травмы различной степени тяжести. Из них в возрастной категории до 16-ти лет пострадали 123 (+50%) ребенка и 2 (+100%) погибли. Статистические данные травмирования в дорожных происшествиях детей, передвигающихся по дорогам и улицам с использованием электросамокатов, позволяют сделать вывод о социальнопсихологических предпосылках популярности использования данных средств передвижения и эффективности проведения профилактической работы среди несовершеннолетних. Цель исследования: выявление проблем в организации и проведении данной работы субъектами профилактики и формулирование предложений по повышению эффективности данной деятельности. Методы исследования основываются на применении общенаучных методов, а также статистического, аналитического и системного методов. Результаты исследования состоят в том, что это первое исследование, направленное как на выявление проблемных социальнопсихологических предпосылок в организации и проведении профилактической работы по предупреждению ДТП с участием детей, передвигающихся по дорогам на средствах индивидуальной мобильности, так и на разработку предложений по улучшению качества проводимой работы, сделанных на основании статистических и аналитических данных исследования. Выводы: сохранение жизни и здоровья детей в условиях интенсивного развития транспорта возможно только при условии консолидации совместных усилий общества, государства и родителей с учетом социально-психологических предпосылок развития и формирования популярности в молодежной среде новых средств передвижения по дорогам, а также особенностей психофизиологического развития детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коновалова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-Psychological Prerequisites for Carrying out Preventive Work Aimed at Preventing Road Accidents Involving Minors Moving on Roads Using Means of Individual Mobility

Relevance: a socio-psychological study of the organization and conduct of preventive work aimed at preventing accidents involving children traveling on roads using personal mobility equipment is aimed at the successful implementation of the National Project of the Russian Federation “Education”, ensuring the education of students and preserving their health, meets the priorities of the Road Safety Strategy of our country and the Federal State Budget in terms of orientation towards the formation of personal characteristics of a graduate who consciously follows the rules of a healthy lifestyle, safe for humans and their environment. Problem statement: according to the Main Directorate for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 160 road accidents (+65%) involving children under the age of 18 traveling on roads using means of individual mobility were registered in the territory of the Russian Federation in 9 months of 2022, as a result of which 2 children died (+100%) and 172 (+65.4%) suffered injuries of varying severity. Of these, 123 (+50 %) children in the under-16 age group were injured and 2 (+100 %) died. Statistical data on injuries in road accidents of children traveling on roads and streets using electric scooters allows us to conclude about the socio-psychological prerequisites for the popularity of using these means of transportation and the effectiveness of preventive work among minors. The purpose of the study is to identify problems in the organization and conduct of this work by subjects of prevention and formulate proposals to improve the effectiveness of this activity. The research methods are based on the application of general scientific methods, as well as statistical, analytical and systematic methods. The results of the study are that this is the first study aimed both at identifying problematic sociopsychological prerequisites in the organization and conduct of preventive work to prevent accidents involving children traveling on roads using personal mobility equipment, and at developing proposals to improve the quality of the work done based on statistical and analytical research data. Conclusions: the preservation of children’s life and health in conditions of intensive development of transport is possible only if the joint efforts of society, the state and parents are consolidated, taking into account the socio-psychological prerequisites for the development and formation of popularity among young people of new means of transportation on roads, as well as the peculiarities of the psychophysiological development of children.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические предпосылки проведения профилактической работы, направленной на предупреждение дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, передвигающихся по дорогам на средствах индивидуальной мобильности»

Коновалова Оксана Александровна,

преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД, Уральский юридический институт МВД России, Российская Федерация, 620057, г. Екатеринбург, ул. Корепина, д. 66

E-mail: konovalova516@mail.ru

Научная специальность: 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности

УДК 159

Дата поступления: 1 августа 2023 г.

Дата принятия статьи в печать: 23 октября 2023 г.

Oksana Aleksandrovna Konovalova,

Lecturer at the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Department of Internal Affairs, Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Russian Federation, 620057, Yekaterinburg, Korepina St., 66 E-mail: konovalova516@mail.ru

Scientific specialty: 5.3.9. Legal psychology and security psychology

Социально-психологические предпосылки проведения профилактической работы, направленной на предупреждение дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, передвигающихся по дорогам на средствах индивидуальной мобильности

Socio-Psychological Prerequisites for Carrying out Preventive Work Aimed at Preventing Road Accidents Involving Minors Moving on Roads Using Means of Individual Mobility

Аннотация

Актуальность: социально-психологическое исследование организации и проведения профилактической работы, направленной на предупреждение ДТП с участием детей, передвигающихся по дорогам на средствах индивидуальной мобильности, направлено на успешную реализацию Национального проекта Российской Федерации «Образование», обеспечение воспитания обучающихся и сохранения их здоровья, отвечает приоритетам Стратегии безопасности дорожного движения нашей страны и ФГОС в части ориентации на становление личностных характеристик выпускника, осознанно выполняющего правила здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Постановка проблемы: по данным Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, за 9 месяцев 2022 г. на территории Российской Федерации

Abstract

Relevance: a socio-psychological study of the organization and conduct of preventive work aimed at preventing accidents involving children traveling on roads using personal mobility equipment is aimed at the successful implementation of the National Project of the Russian Federation "Education", ensuring the education of students and preserving their health, meets the priorities of the Road Safety Strategy of our country and the Federal State Budget in terms of orientation towards the formation of personal characteristics of a graduate who consciously follows the rules of a healthy lifestyle, safe for humans and their environment.

Problem statement: according to the Main Directorate for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 160 road accidents (+65%) involving children under the age of 18 traveling on roads using means of individual mobility were reg-

зарегистрировано 160 ДТП (+65%) с участием детей в возрасте до 18-ти лет, передвигавшихся по дорогам с использованием средств индивидуальной мобильности, в результате которых 2 ребенка погибли (+100 %) и 172 (+65,4 %) получили травмы различной степени тяжести. Из них в возрастной категории до 16-ти лет пострадали 123 (+50%) ребенка и 2 (+100%) погибли. Статистические данные травмирования в дорожных происшествиях детей, передвигающихся по дорогам и улицам с использованием электросамокатов, позволяют сделать вывод о социально-психологических предпосылках популярности использования данных средств передвижения и эффективности проведения профилактической работы среди несовершеннолетних.

Цель исследования: выявление проблем в организации и проведении данной работы субъектами профилактики и формулирование предложений по повышению эффективности данной деятельности.

Методы исследования основываются на применении общенаучных методов, а также статистического, аналитического и системного методов.

Результаты исследования состоят в том, что это первое исследование, направленное как на выявление проблемных социально-психологических предпосылок в организации и проведении профилактической работы по предупреждению ДТП с участием детей, передвигающихся по дорогам на средствах индивидуальной мобильности, так и на разработку предложений по улучшению качества проводимой работы, сделанных на основании статистических и аналитических данных исследования.

Выводы: сохранение жизни и здоровья детей в условиях интенсивного развития транспорта возможно только при условии консолидации совместных усилий общества, государства и родителей с учетом социально-психологических предпосылок развития и формирования популярности в молодежной среде новых средств передвижения по дорогам, а также особенностей психофизиологического развития детей.

istered in the territory of the Russian Federation in 9 months of 2022, as a result of which 2 children died (+100%) and 172 (+65.4%) suffered injuries of varying severity. Of these, 123 (+50 %) children in the under-16 age group were injured and 2 (+100 %) died. Statistical data on injuries in road accidents of children traveling on roads and streets using electric scooters allows us to conclude about the socio-psychological prerequisites for the popularity of using these means of transportation and the effectiveness of preventive work among minors.

The purpose of the study is to identify problems in the organization and conduct of this work by subjects of prevention and formulate proposals to improve the effectiveness of this activity.

The research methods are based on the application of general scientific methods, as well as statistical, analytical and systematic methods.

The results of the study are that this is the first study aimed both at identifying problematic socio-psychological prerequisites in the organization and conduct of preventive work to prevent accidents involving children traveling on roads using personal mobility equipment, and at developing proposals to improve the quality of the work done based on statistical and analytical research data.

Conclusions: the preservation of children's life and health in conditions of intensive development of transport is possible only if the joint efforts of society, the state and parents are consolidated, taking into account the socio-psychological prerequisites for the development and formation of popularity among young people of new means of transportation on roads, as well as the peculiarities of the psychophysiological development of children.

Ключевые слова: социально-психологическая предпосылка; профилактическое мероприятие; сродство индивидуальной мобильности; воспитание законопослушного гражданина; формирование навыков безопасного поведения.

Keywords: socio-psychological prerequisite; preventive measure; means of individual mobility; education of a law-abiding citizen; formation of safe behavior skills.

Проблема и актуальность. Стремительная тенденция увеличения количества несовершеннолетних пользователей электросамокатов, развитие технологий по производству

электрических средств передвижения и рост их динамических характеристик заставляет все более ответственно подходить к формированию у детей самосохранительного поведения на до-

рогах при использовании ими данных средств передвижения.

Различные индивидуальные устройства передвижения (элекгросамокаты, моноколеса, гироскутеры, сегвеи) в настоящее время популярны среди молодежи в возрасте от 10 до 18 лет, проживающей в крупных мегаполисах и городах с интенсивным движением транспорта, использующей данные средства передвижения во время своего досуга как развлечение [6]. По своим психофизиологическим особенностям развития подростки как участники дорожного движения характеризуются неспособностью прогнозировать и адекватно действовать в опасной ситуации на дороге. Все физиологические системы ребенка находятся в состоянии становления, поэтому реакция на опасность, мгновенно возникающую на пути следования ребенка и взрослого, различна. Экстремальность дорожного движения усиливает эмоциональные реакции подростка и тем самым приводит к снижению адекватности оценки складывающейся на дороге обстановки и, как следствие, разумности поведения подростков. Именно поэтому необходимо с большой ответственностью подходить к формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей в этом возрасте, используя современные методы обучения и воспитания в рамках профилактической работы [7].

По данным Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, за 9 месяцев 2022 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 160 ДТП (+65 %) с участием детей в возрасте до 18-ти лет, передвигавшихся по дорогам с использованием средств индивидуальной мобильности (далее — СИМ), в результате которых 2 ребенка погибли (+100 %) и 172 (+65,4 %) получили травмы различной степени тяжести. Из них в возрастной категории до 16-ти лет пострадали 123 (+50 %) ребенка и 2 (+100 %) погибли1.

Статистические данные травмирования в дорожных происшествиях детей, передвигающихся с использованием электросамокатов по дорогам и улицам, позволяют сделать вывод о недостаточном уровне организации и проведения профилактической работы среди несовершеннолетних. Технические характеристики электросамоката позволяют данному СИМ развивать скорость до 40—60 км/ч, в зависимости от модели, что является одним из факторов создания опасной ситуации на дороге, так как в слу-

1 Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения // Госавтоинспекция: сайт. URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 14.11.2022).

чае пересечения траектории движения автомобиля и СИМ на такой скорости водитель транспортного средства физиологически неспособен предпринять необходимые меры для предотвращения ДТП [4].

Цель исследования — определение социально-психологических предпосылок организации и проведения профилактической работы по предупреждению ДТП с участием несовершеннолетних, передвигающихся на СИМ.

В соответствии с целью исследования были определены его задачи:

1) проанализировать состояние детского дорожно-транспортного травматизма с участием электросамокатов и эффективность проводимой профилактической работы, направленной на предотвращение ДТП с участием несовершеннолетних, передвигающихся по дорогам на данных средствах индивидуальной мобильности;

2) обозначить основную проблематику организации и проведения профилактической работы, направленной на предотвращение ДТП с участием несовершеннолетних, передвигающихся по дорогам на электросамокатах;

3) сформулировать предложения по организации и проведению профилактической работы, направленной на предотвращение ДТП с участием несовершеннолетних, передвигающихся по дорогам на электросамокатах.

Степень разработанности темы. Рассматривая проблему профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, необходимо говорить о формировании у несовершеннолетних безопасного поведения на дороге, которое связано с общей культурой человека. В рамках культурологического подхода (Ю. А. Жданов, М. С. Каган, Э. С. Марка-рян, В.М. Межуев, М. С. Яницкий, М. М. Ха-шимов и др.) в контексте общекультурного развития личности культура безопасного поведения несовершеннолетних на дороге есть сторона безопасного поведения личности в целом [1; 2; 8].

Системный анализ дорожно-транспортных происшествий позволяет утверждать, что основной причиной аварий на дорогах является низкий уровень подготовки участников дорожного движения. Это же подтверждается исследованиями А. И. Купермана, В. В. Майорова, А. М. Яку-пова, которые показывают, что ключевым направлением в решении проблемы безопасности дорожного движения является учебно-воспитательная деятельность по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Вместе с тем изучению социально-психологических предпосылок организации и проведения профилактической работы, направленной на предупреждение ДТП с участием детей, использующих СИМ для

передвижения по дорогам, не было посвящено ни одного исследования.

Анализ детского дорожно-транспортного травматизма, связанного с использованием несовершеннолетними средств индивидуальной мобильности. По данным Госавтоинспекции, наибольшее количество несовершеннолетних, пострадавших в результате ДТП при передвижении по дорогам с использованием СИМ, зарегистрировано в г. Москве (31), г. Санкт-Петербурге (14), Краснодарском крае (10), Свердловской области (9), Тюменской области (7), Московской области (7). Два ДТП, в результате которых погибли дети, произошли на территориях Воронежской и Московской областей2.

Проведенный анализ обстоятельств, причин и условий ДТП, произошедших с участием несовершеннолетних, передвигающихся по дорогам на СИМ, выявил следующие особенности:

1) наибольшее количество детей, пострадавших в ДТП во время использования СИМ, зарегистрировано в летние месяцы: в июне травмировано 45 детей, в июле — 37, в августе — 27 и в сентябре — 21 ребенок;

2) по времени суток наибольшее количество пострадавших детей приходится на период с 15:00 до 18:00 часов — 70 детей, в период с 19:00 до 00:00 часов зарегистрировано 48 детей, получивших травмы различной степени тяжести, и в период с 11:00 до 14:00 травмировано 33 ребенка, передвигавшихся на СИМ;

3) проведенный анализ по виновности в совершении ДТП показал, что из 160 случаев 115 произошли по причине нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств в возрастной категории от 30 до 50 лет, из которых 90 — это мужчины и 25 — женщины;

4) в 78 случаях ДТП, в результате которых травмы получили несовершеннолетние участники дорожного движения, использующие СИМ, водители транспортных средств нарушили правила проезда пешеходных переходов и в 15 случаях совершили нарушение очередности проезда. Вместе с тем анализ обстоятельств данных происшествий показал, что несовершеннолетние, передвигавшиеся на СИМ в момент ДТП по пешеходному переходу, не спешивались, подъезжая к нему на скорости по тротуару, тем самым исключали возможность для водителя своевременно принять меры по предотвращению ДТП.

Таким образом, наибольшее количество ДТП с участием несовершеннолетних, передвигавшихся на СИМ, зарегистрировано в летний период года в светлое время суток по причине нару-

2 Дорожно-транспоршаяаварийностьвРоссийскойФедерации за 9 месяцев 2022 года. Информационно-аналитический обзор // МВД МЕДИА: сайг. URL: https://media.mvd.ru/ffles/embed/2256058 (дата обращения: 11.11.2022).

шения ПДД водителями транспортных средств — мужчинами в возрасте от 30 до 50 лет, которые нарушили правила проезда пешеходных переходов. Соответственно, исходя из анализа причин данных ДТП, можно сделать вывод, что конфликт интересов при пересечении траекторий движения автомобилей и несовершеннолетних, использующих для передвижения СИМ, зачастую возникает на нерегулируемых пешеходных переходах и при въезде на прилегающую территорию, когда водители автотранспортных средств заезжают или, наоборот, выезжают со двора, а ребенок на СИМ пересекает по линии тротуара дворовой проезд.

Подобная ситуация с увеличением количества ДТП в 2022 г. на территории Российской Федерации стала возможной в связи с развитием кикшеринга — это аренда электросамокатов на ограниченный период времени, которая предоставляется сервисами, специализирующимися на таких услугах. Для того чтобы воспользоваться арендой одной из фирм, необходимо скачать на смартфон специальное приложение, где открывается карта города, на которой точками отмечены самокаты. В приложении можно также забронировать самокат. Использование арендованного электросамоката в среднем за день стоит 500 руб., поэтому данный вид передвижения стал настолько популярным среди детей, тем более что оплата аренды происходит через онлайн-банк банковской картой, оформляемой родителями на имя своего ребенка еще в начальной школе.

Анализ результатов опроса законных представителей несовершеннолетних, посвященного использованию их детьми средств индивидуальной мобильности. Во взаимодействии со Свердловским областным родительским комитетом, в августе 2022 г., посредством размещения Google-формы в родительских чатах школьников, был проведен опрос родителей под названием «Детство на электросамокате». В опросе приняли участие 1 136 респондентов, воспитывающих детей в возрасте от 10 до 16 лет и проживающих в городе Екатеринбурге.

В целях изучения мнения родителей несовершеннолетних по вопросу использования их детьми СИМ для движения им было задано шесть вопросов. По результатам обобщения и анализа ответов были сделаны следующие выводы: большинство опрошенных родителей разрешают своему ребенку использовать СИМ для передвижения по дорогам. Положительных ответов на первый вопрос оказалось 634, отрицательных — 178 и ответ «Иногда» получен от 324 родителей. На второй вопрос анкеты «Как часто ваш ребенок использует СИМ для передвижения по дорогам?» наиболее по-

пулярный ответ, который выбрали 678 опрошенных, — это «Несколько раз в месяц». Ответ «Каждый день» выбрали 354 родителя и «Очень редко» —104.

Ответы респондентов на третий вопрос анкеты «Где ваш ребенок ездит на СИМ?» распределились следующим образом: «По тротуарам» — 654, «По проезжей части дорог» — 354 и «В парке» — 128. При этом в ответах на четвертый вопрос «Вы разговариваете с ребенком о соблюдении ПДЦ РФ, когда он использует СИМ?» лидирующее место занимают такие ответы, как: «Нет, он уже взрослый» — 334 и «Только когда ребенок учился ездить на нем» — 316. Ответ «Да, каждый раз перед его использованием» выбрали 486 родителей.

Наиболее популярным ответом на вопрос «Доступ к каким СИМ есть у ребенка?» является ответ «Аренда СИМ» — его выбрали 486 опрошенных. В 386 семьях есть СИМ, которое несовершеннолетние используют для передвижения по дорогам и 264 ребенка берут СИМ у друзей.

На шестой, последний вопрос анкеты «Вы считаете использование СИМ для движения по дорогам безопасным для ваших детей?» ответы родителей распределились следующим образом: «Да, безопасно, если не гонять» — так считают 678 опрошенных; «Безопасно, если я рядом» — 356 и «Нет, СИМ опасны» — всего 102 ответа.

Таким образом, исходя из результатов опроса 1 136 родителей несовершеннолетних, сделаны следующие выводы: родители разрешают своим детям использовать СИМ для передвижения по дорогам — как по тротуарам, так и по проезжей части, так как считают, что это не несет никакой опасности для них, если двигаться на небольшой скорости. Для этого родители оплачивают аренду СИМ либо приобретают собственное СИМ в семью. Однако при условии, что большинство несовершеннолетних используют СИМ для движения по дорогам несколько раз в месяц или каждый день, родители предпочитают не разговаривать с ними о соблюдении Правил дорожного движения и личной безопасности, так как считают, что ребенок уже взрослый или напоминания об этом было достаточно, когда ребенок только учился ездить на СИМ.

Анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных органов, заинтересованных организаций и ведомств по обеспечению детской безопасности на дорогах. Влияние изменений в социально-экономической сфере неразрывно связано с факторами, непосредственно влияющими на состояние безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Очевидно, что одним из приоритетных направлений государственной политики является повышение безопасности

дорожного движения, непосредственно направленное на сохранение жизни и здоровья граждан, с целью обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны. В связи с этим уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, данному по итогам заседания Президиума Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения [3], была разработана Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018—2024 годы3 (далее — Стратегия).

Одним из основных направлений реализации Стратегии является повышение защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов. Основными задачами по реализации данных направлений обозначены: разработка и реализация специальных, в том числе образовательных программ для населения с целью формирования стереотипов безопасного поведения на дорогах, осуществление комплекса мер по обеспечению безопасности детей в ходе их участия в дорожном движении. К числу угроз в области безопасности дорожного движения отнесено и недостаточное внимание к причинам детского дорожно-транспортного травматизма.

Также Президентом Российской Федерации В. В. Пугиным было отмечено то, что сбережение граждан нашей страны выступает высшим национальным приоритетом Российской Федерации.

Статья 29 Федерального закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ устанавливает, что обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, и данные положения включаются в соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты4.

Создание условий для обучения детей Правилам дорожного движения и формирования личности безопасного типа является целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (далее — ДДТТ), кото-

3 Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р //Правительство Рос. Федерации: сайт. URL: http://static.government.ru/media/ffles/ g6BXGgDI4fCEiD4xDdJUwlxudPATBC12.pdf (дата обращения: 25.09.2023).

4 О безопасности дорожного движения: Федер. закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 25.09.2023).

рая включает в себя комплекс мероприятий, проводимых всеми субъектами системы безопасности, а не только силами сотрудников Госавтоинспекции, на которых в соответствии с Федеральным законом № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» возложены обязанности по предупреждению ДТП, контролю и надзору за безопасностью дорожного движения.

Перечень субъектов профилактики опасных последствий от ДТП не является исчерпывающим, так как все российское общество заинтересовано в сохранении жизни и здоровья молодого поколения жителей страны. Сюда входят органы исполнительной власти, образовательные организации различных видов и типов, учреждения социально-культурной сферы, организации и ведомства, прямо или косвенно причастные к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма [5].

Исследуя социально-психологические предпосылки организации и проведения мероприятий, направленных на предупреждение ДТП с участием несовершеннолетних, передвигающихся по дорогам на СИМ, необходимо учитывать особенности формирования у детей культуры безопасного поведения на дороге, которая зависит от общей культуры человека, т. е. «от ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков» [8].

Вместе с тем проведенный анализ размещенной в открытых источниках сети Интернет информации об организации и проведении профилактических мероприятий, направленных на предупреждение ДТП с участием несовершеннолетних, передвигающихся по дорогам с использованием СИМ, показал, что на территории тех регионов Российской Федерации, где за 9 месяцев 2022 г. зарегистрирован рост количества пострадавших в ДТП детей, а это территории Липецкой области, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Свердловской и Челябинской областей, мероприятия проводятся силами сотрудников Госавтоинспекции МВД России и подразделений по делам несовершеннолетних и защите их прав во взаимодействии с органами образования. За 9 месяцев 2022 г. проведено 689 мероприятий по профилактике ДДТТ, из них всего 186, направленных на предупреждение ДТП с участием несовершеннолетних, использующих СИМ для передвижения по дорогам. Наряду с этим из 186 данных мероприятий 74 организованы

по фактам ДТП с участием детей, в момент ДТП использовавших СИМ.

При этом по итогам 2021 г. на территориях этих же субъектов отмечался рост показателей травмирования несовершеннолетних, использующих СИМ для передвижения по дорогам. Однако статистические данные за 2022 г. свидетельствуют о неэффективной организации и проведении мероприятий по профилактике ДТП с участием данной категории несовершеннолетних участников дорожного движения, которые носят либо развлекательный характер, либо нравоучительный, проводимый в форме лекций и бесед, без учета психофизиологических особенностей той возрастной категории детей, которая становится участником данных ДТП, а также социально-психологических предпосылок формирования представлений о безопасности, популярности, «крутости» использования СИМ для передвижения по дорогам. Не учитывается современное состояние дорожного движения, активное использование детьми школьного возраста индивидуальных средств передвижения и различных гадже-тов. Основной акцент в тематике мероприятий сделан на изучение дорожных знаков, сигналов регулировщика и правил перехода проезжей части дороги, заимствованных из опыта работы школы советского периода. Не использовались новые образовательные технологии, методики и приемы, практические занятия по отработке и применению знаний правил дорожного движения не проводились [5].

С 2015 г. на территории Российской Федерации во всех ее субъектах, в каждой школе развивается общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (далее — РДШ). Целью учреждения новой организации является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. Однако возможности РДШ используются субъектами профилактики ДДТТ не в полной мере, также как и возможности волонтерских объединений.

При планировании профилактических мероприятий также не в полной мере используются уникальные возможности организаций дополнительного образования для реализации задач профилактики ДДТТ, особенно таких как кванториумы и «точки кипения», — технопарки для детей в возрасте от 5 до 18 лет, созданные во всех регионах России в рамках федерального проекта «Новая модель системы дополнительного образования детей в России», где дети обучаются бесплатно. Не планируется проведение целевых мероприятий

с инновациями в организации профилактики ДДТТ, например, с использованием метода моделирования дорожных ситуаций с отработкой несовершеннолетними конкретных безопасных действий.

Таким образом, организация и проведение профилактической работы, направленной на предупреждение ДТП с участием несовершеннолетних, передвигающихся на СИМ по дорогам, проводимая субъектами профилактики на территории Российской Федерации, не в полной мере отвечает принципам эффективности, системности, научности, интегра-тивности и др. Соответственно, задачи по обеспечению безопасности детей при использовании ими СИМ для передвижения по дорогам, сохранению их жизни и здоровья требуют определенных усилий со стороны всех субъектов профилактики, родителей, общественных организаций и объединений, т. е. всего гражданского общества.

С учетом выполненного анализа состояния ДДТТ в части травмирования несовершеннолетних, использующих СИМ для передвижения по дорогам, а также социально-психологических предпосылок организации мероприятий по профилактике ДТП с участием детей, использующих СИМ для передвижения по дорогам, проведенных субъектами профилактики в 2022 г., предлагаем:

— осуществить организационные мероприятия на федеральном и региональном уровне по созданию на базе образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего образования общественных объединений «Юных инспекторов движения» (далее — ЮИД) как продолжение деятельности активных молодежных движений ЮИД, функционирующих в настоящее время на базе общеобразовательных организаций, в целях взаимодействия со службой ДПС ГИБДД в качестве дружинников по пресечению правонарушений со стороны несовершеннолетних, использующих СИМ для передвижения по дорогам;

— в целях вовлечения активной молодежи в сферу деятельности по профилактике и предупреждению ДТП с участием несовершеннолетних, использующих СИМ для передвижения по дорогам, организовать мероприятия по включению в волонтерскую работу и членов детско-молодежного объединения ЮИД с выдачей волонтерских книжек;

— во взаимодействии общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей и Госавтоинспекции организовать системную просветительскую работу с детьми, допустившими нарушение ПДД, с целью вовлечения их в деятельность по профилак-

тике правонарушении со стороны сверстников, использующих СИМ для движения по дорогам;

— организовать вовлечение актива родительских комитетов для проведения на плановой основе мероприятий профилактической направленности «Родительский патруль» в местах, наиболее популярных среди несовершеннолетних для катания на СИМ, в местах организованных стоянок СИМ кикшеринга, особенно вблизи школ и детских организаций с массовым притяжением детей, в целях пресечения нарушений ПДД РФ и их фиксации для демонстрации на родительских собраниях;

— организовать в преддверии весенне-летнего сезона проведение крэш-курсов для родителей с приглашением специалистов ГИБДД, МЧС, врачей-реаниматологов, первыми прибывающих на дорожные аварии с тяжкими последствиями, с целью оказания эмоционального воздействия на сознание родителей в части допуска своих детей к использованию СИМ для передвижения по дорогам;

— использовать технические возможности детских кванториумов для создания проектов по безопасности дорожного движения при использовании СИМ самими детьми для реализации во взаимодействии с правоохранительными органами, в том числе для виртуальной реальности;

— использовать уникальные возможности сети «Точек кипения» для создания новых коммуникационных форматов и технологических инициатив, способствующих деятельности по обеспечению детской безопасности в новой транспортной среде;

— на базе образовательных организаций высшего образования системы МВД России осуществить проведение проектной деятельности по тематике безопасного поведения на дороге СИМ, по изучению, осмыслению и осознанию Правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде;

— организация и проведение педагогами и сотрудниками подразделений ГИБДД мониторинга профилактики ДДТТ в образовательных организациях разных типов, включая учреждения дополнительного образования детей в целях повышения эффективности проводимых мероприятий.

Сохранение жизни и здоровья детей в условиях интенсивного развития транспорта возможно только при условии консолидации совместных усилий общества, государства и родителей с учетом социально-психологических предпосылок развития и формирования популярности в молодежной среде новых средств передвижения по дорогам, а также особенностей психофизиологического развития детей.

Список литературы:

References:

1. Баранникова М. В., Мальцева Т. В. Иссле- 1. дование личности водителя, допускающего превышение скоростного режима // Закон и правопорядок в третьем тысячелетии : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Калининград: Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России, 2017. С. 23-24. 2.

2. Баранникова М. В., Мальцева Т. В. Особенности профилактического воздействия средствами фото- и видеофиксации на личность дорожно-транспортного нарушителя, допускающего превышение скоростного ре- 3. жима // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 4 (67). С. 49-53.

3. Из выступления Президента Российской Федерации В. В. Путина на заседании президиума Госсовета от 14 марта 2016 года // Президент Российской Феде- 4. рации : сайт. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/51506 (дата обращения: 11.11.2022).

4. Ирошников Д. В. Правовые проблемы обеспечения безопасности личности на транспорте в условиях использования индивидуального электротранспорта // Правовое государство: теория и практика. 2019. № 4 (58). С. 40-50. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/pravovye-problemy- 5. obespecheniya-bezopasnosti-lichnosti-na-transporte-v-usloviyah-ispolzovaniya-individualnogo-elektrotransporta (дата обращения: 11.11.2022).

5. Козловская E.A. Организация взаимодейст- 6. вия начальной школы и Госавтоинспекции МВД России при проведении профилактики детского дорожно-транспортного травматизма // Управление начальной школой. 2014. № 4. С. 53-62.

6. Мазур Е. Ю., Матвеева И. П. Психологические аспекты социальной мобильности со- 7. временной молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. 102-121. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/psihologicheskie-aspekty-sotsialnoy-mobilnosti-sovremennoy-molodezhi (дата об- 8. ращения: 01.11.2022).

7. Методические рекомендации для педагогов образовательных организаций по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах / A.B. Вашкевич [и др.]. Санкт-Петербург: Веснин Е. Ю., 2015. 47 с.

8. Хашимов М. М., Валиуллина Н. М. О понятии транспортной культуры // Pandiaweb. ru : социальная сеть. URL: http://pandia.oig/ text/78/012/76785.php/ (дата обращения: 15.11.2022).

Baranchikova M. V., Mal'ceva T. V. Issledo-vanie lichnosti voditelya, dopuskayushche-go prevyshenie skorostnogo rezhima // Zakon i pravoporyadok v tret'em tysyacheletii : sb. ma-terialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Kaliningrad: Kaliningradskij filial Sankt-Peterburg-skogo universiteta MVD Rossii. 2017. S. 23-24. Baranchikova M. V., Mal'ceva T. V. Peculiarities of the preventive impact photo and video documentation make on the road traffic violator who has exceeded the speed limit // Psychopedagogy in Law Enforcement. 2016. № 4 (67). S. 49-53. Iz vystupleniya Prezidenta Rossijskoj Fede-racii V. V. Putina na zasedanii prezidiuma Gos-soveta ot 14.03.2016 goda // Prezidenta Rossijskoj Federacii : sajt. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/51506 (data obrash-cheniya: 11.11.2022).

Iroshnikov D. V. Legal problems of ensuring personal safety in transport in the conditions of using individual electric transport // The Rule of Law State: Theory and Practice. 2019. № 4 (58). S. 40-50. URL: https:// cyberleninka. ru/article/n/pravovye - proble -my-obespecheniya-bezopasnosti-lichnosti-na-transporte-v-usloviyah-ispolzovaniya-individu-alnogo-elektrotransporta (data obrashcheniya: 11.11.2022).

Kozlovskaya E.A. Organizaciya vzaimodejstvi-ya nachal'noj shkoly i Gosavtoinspekcii MVD Rossii pri provedenii profilaktiki detskogo dorozhno-transportnogo travmatizma 11 Uprav-lenie nachal'noj shkoloj. 2014. № 4. S. 53-62. Mazjur E. Yu., Matveeva I. P. Psychological aspects of social mobility of modern youth 11 Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2020. № 5. S. 102-121. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-sotsial-noy-mobilnosti-sovremennoy-molodezhi (data obrashcheniya: 01.11.2022). Metodicheskie rekomendacii dlya pedagogov obrazovatel'nyh organizacij po obucheniyu de-tej osnovam bezopasnogo povedeniya na doro-gah / A. V. Vashkevich [i dr.], Sankt-Peterburg: Vesnin E. Yu., 2015. 47 s. Hashimov M. M., Valiullina N. M. O ponya-tii transportnoj kul'tury 11 Pandiaweb.ru : social'naya set'. URL: http://pandia.oig/ text/78/012/76785.php/ (data obrashcheniya: 15.11.2022).

Для цитирования:

Коновалова Оксана Александровна. Социально-психологические предпосылки проведения профилактической работы, направленной на предупреждение дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, передвигающихся по дорогам на средствах индивидуальной мобильности // Педагогика и психология: академический журнал. 2023. № 3 (3). С. 29-37.

For citation:

Konovalova Oksana Aleksandrovna. Socio-Psychological Prerequisites for Carrying out Preventive Work Aimed at Preventing Road Accidents Involving Minors Moving on Roads Using Means of Individual Mobility // Pedagogy and Psychology Academic Journal. 2023. № 3 (3). P. 29-37.

S

s

?

м

0 X

1

s s s s

Is

о

X

s h И

s a

и

и y

s

I-

o <

о X s и с s

И

s

X

и

И V

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.