Научная статья на тему 'Социально-психологические предикторы повторных травм у детей'

Социально-психологические предикторы повторных травм у детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
217
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВТОРНАЯ ТРАВМЫ / ТРАВМА У ДЕТЕЙ / ПРЕДИКТОРЫ ТРАВМАТИЗМА / REPEATED TRAUMA / TRAUMA IN CHILDREN / PREDICTORS OF TRAUMA
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Захарчук Е. В., Доценко Е. Л., Немков А. Г., Левитина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические предикторы повторных травм у детей»

культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2003. - 226 с.

2. Бортфельд, С.А. Лечебная физкультура и массаж при ДЦП / С.А. Бортфельд, Е.И. Рогачева. Л.: Медицина, 1986. 320 с.

3. Гросс, Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата / Н.А. Гросс. - М. : Советский спорт, 2000. - 224 с.

4. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура : учебное пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М. : Советский спорт, 2000. - 240 с.

5. Семенова, К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин. - М.: Медицина, 1972. - 329 с.

6. Фонарев, М.И. Лечебная физкультура при детских заболеваниях / М.И. Фонарев, Т.А. Фонарева. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Л.: Медицина, 1981. - 138 с.

Ключевые слова: локомоторное развитие, детский церебральный паралич, младший школьный возраст, адаптивная физическая культура, костюм “Адели”.

Keywords: lokomotornoe development, a children's cerebral paralysis, younger

school age, adaptive physical training, “Adeli” suit.

Е.В. Захарчук, Е.Л. Доценко, А.Г. Немков, Е.В. Левитина

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ ПОВТОРНЫХ ТРАВМ У ДЕТЕЙ1

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет. Институт психологии и педагогики»; ГБОУ ВПО «Тюменская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития, Тюмень, Россия,

^tgo^yandex.ru

Десятки миллионов детей ежегодно нуждаются в медицинском уходе в стационарных клиниках в связи с не смертельными травмами [1]. В принятой в ноябре 1989 г. Конвенции о правах ребенка утверждается, что каждый ребенок

1Zaharchuk E.V., Dotsenko E.L., Nemkov A.G., Levitina E.V.Socio-psychological predictors of repeated traumas in children.

имеет право на наивысший достижимый уровень здоровья и безопасную окружающую среду.

В работе по профилактике(повторного) детского травматизма и коррекции последствий более перспективными являются междисциплинар-ные(медико-психологические)пути, учитывающие этиологические факторы детского травматизма: особенности социальной ситуации развития (детское учреждение, семья) и индивидуально-психологические особенности ребенка.

В обыденном сознании не сформирована мысль о том, что повторный травматизм, в том числе травма головы - это системное явление, обусловленное рядом факторов, большая часть которых находится в пределах семейной ситуации (микросоциальные условия). Потому родители настроены решать проблему повторной травматизации своих детей преимущественно со специалистами с медицинским образованием - именно на них родители возлагают свои надежды.

Под «травмоопасным поведением» мы понимали поведение, при котором ребенок попадает к врачу с травмами более чем один раз, и причинноследственные связи этого поведения можно найти в его индивидуальнопсихологических особенностях и социальной ситуации развития.

На основании теоретического анализа показано, что все факторы повторного травматизма у детей можно свести к двум группам: непсихологические и психологические.

Эмпирическое исследование факторов травмоопасного поведения ребенка позволило нам локализовать источники риска травматизации, выявить обстоятельства и лица, на которых лежит ответственность за травму ребенка. Под наблюдение было взято: 70 детей и 80 взрослых (30 детей с частыми травмами (количество травм 2 и более), 20 детей с разовыми травмами, 20 не травмирующихся детей (количество травм 0).

В списке возможных смыслов детской травматизации могут существовать следующие: ребенок травмируется, создает ситуации, где взрослым придется сконцентрироваться на заботе о нем; ребенок травмой завоевывает любовь и внимание к себе; ребенок наказывает себя, он чувствует, что он же и виноват; у ребенка замещается душевная боль телесной.

Выявлены следующие предикторы повторного травматизма детей: уровень родительской протекции, учет потребностей, уровень обязанностей ребенка, количество требования к ребенку, предъявляемые родителями санкции, не-

стабильное психоэмоциональное состояние родителей, неустойчивая самооценка родителей, либеральный стиль воспитания, экстернальный локус контроля родителя, большая речевая активность (болтливость) ребенка, боязливость, тревожность ребенка, неуверенность в себе ребенка, неумение учитывать сигнал опасности у ребенка, эмоциональная отверженность ребенка, конфликтность в семье, тревожность ребенка, чувство неполноценности в семейной ситуации, состав семьи, несамостоятельность ребенка, привязанность ребенка, частота травм ребенка, виды травм ребенка, обращение в стационар за помощью по поводу травм ребенка, соблюдение правил ребенком, употребление сладкого ребенком, выполнение зарядки ребенком, творческое развитие ребенка (рисование), закаливание ребенка, уход за полостью рта ребенка, характеристики ребенка, такие, как хвастливый, капризный, активный, добрый, любознательный, вредный, нетерпеливый, задиристый, лживый, настойчивый, часто болеющий.

Отмеченные особенности повторнотравмирующихся детей позволят врачам практического здравоохранения с большим эффектом своевременно обращать внимание на причины небезопасности жизнедеятельности детей с травмоопасным поведением, рекомендовать семьям с детьми из группы риска психологическое и социально-педагогическое сопровождение. Психологам позволят формировать семейные группы, выделять тех, кому необходимо работать не только в группе, но и индивидуально.

Литература:

1. Всемирный доклад о профилактике детского травматизма. -ВОЗ, Женева, 2008. Перевод на русский язык - изд-во «Весь Мир», отпеч. в Швейцарии.

2. Захарчук Е.В. Психологические аспекты работы с часто травмирующимися детьми: маг.дисс. / Е.В. Захарчук.- Тюмень, 2013. - 125 с.

Ключевые слова: повторная травмы, травма у детей, предикторы травматизма. Keywords: repeated trauma, trauma in children, predictors of trauma.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.