Научная статья на тему 'Локомоторное развитие детей младшего школьного возраста с церебральным параличом (спастическая диплегия) средствами адаптивной физической культуры'

Локомоторное развитие детей младшего школьного возраста с церебральным параличом (спастическая диплегия) средствами адаптивной физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
727
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОСТЮМ “АДЕЛИ” / A CHILDREN''S CEREBRAL PARALYSIS / “ADELI” SUIT / LOKOMOTORNOE DEVELOPMENT / YOUNGER SCHOOL AGE / ADAPTIVE PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Евсеева О. Э., Ковалева Ю. А.

В работе показана возможность использования средств адаптивной физической культуры в реабилитации детей младшего школьного возраста с церебральным параличом. Комплексный подход направлен на реабилитацию детей с церебральным параличом в условиях городского центра восстановительного лечения детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Евсеева О. Э., Ковалева Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impellent development in children''s younger school age with a cerebral paralysis of means of adaptive physical training

In work possibility of use of means of adaptive physical training in rehabilitation of children of younger school age with a cerebral paralysis is shown. The complex approach is directed on rehabilitation of children with a cerebral paralysis in the conditions of the city centre of regenerative treatment of children.

Текст научной работы на тему «Локомоторное развитие детей младшего школьного возраста с церебральным параличом (спастическая диплегия) средствами адаптивной физической культуры»

Литература:

1. Выготский Л.С. «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте»/ Л.С. Выготский. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005.

2. Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей». М.: Издательство «ОСЬ - 89», 2001.

3. Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение». Организационно-педагогические аспекты.М.: Владос, 2001.

Ключевые слова: дети, дошкольный, младший школьный возраст, образовательный уровень.

Key words: children, preschool, early school age, educational level.

О.Э. Евсеева, Ю.А. Ковалева

ЛОКОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ) СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ1

Аннотация. В работе показана возможность использования средств адаптивной физической культуры в реабилитации детей младшего школьного возраста с церебральным параличом. Комплексный подход направлен на реабилитацию детей с церебральным параличом в условиях городского центра восстановительного лечения детей.

Abstract. In work possibility of use of means of adaptive physical training in rehabilitation of children of younger school age with a cerebral paralysis is shown. The complex approach is directed on rehabilitation of children with a cerebral paralysis in the conditions of the city centre of regenerative treatment of children.

Для детей дошкольного возраста с различными формами церебрального паралича и различной степенью тяжести двигательных нарушений необходим индивидуальный подход, который осуществляется с учетом особенностей, при-

1Evseeva O.E., KapitonovaYu.A. Impellent development in children's younger school age with a cerebral paralysis of means of adaptive physical training.

сущих конкретному ребенку. Индивидуализация педагогического процесса состоит в том, чтобы создать максимальные условия для его двигательного развития, исходя из способностей и возможностей каждого ребенка, с онтогенетическим подходом к двигательному развитию, дифференцированный и системный подходы с использованием костюма «Адели» при организации реабилитационного процесса в условиях центра восстановительного лечения.

Нами предложены комплексы упражнений для занятий АФК в костюме “Адели”, направленные на формирование вертикального положения головы, развитие реакции опоры рук и равновесия, преодоление сгибательно-пронационных установок верхних конечностей, сгибательно-приводящих установок нижних конечностей, формирование поворотов туловища, ползания, сидения, стояния и ходьбы. Включены упражнения на предметах и с предметами (фитбол-гимнастика, «сухой» бассейн, батут).

Комплексный подход в реабилитации достоверно улучшает функциональное состояние опорно-двигательного аппарата детей с церебральным параличом. Костюм «Адели» в короткие сроки достоверно улучшает равновесие и координацию движений, опороспособность, двигательные возможности ребенка, повышает его активность в повседневной жизни.

Параллельно с педагогическим экспериментом в течение восьми календарных лет проводилось педагогическое наблюдение. За указанный период времени у детей отмечались следующие изменения: повысилась заинтересованность детей к занятиям физическими упражнениями, улучшилось освоение детьми определенных двигательных действий и навыков в процессе занятий АФК, повысилось функциональное состояние опорно-двигательного аппарата, улучшились двигательные навыки. Использование занятия в костюме “Адели”, в курсе восстановительного лечения детей с церебральным параличом приводит к изменениям в факторной структуре функциональных и манипулятивных способностей детей, что свидетельствует о процессах дифференциации, происходящих в центральной нервной системе под воздействием представленного комплексного подхода и методов реабилитации для детей младшего школьного возраста с церебральным параличом - спастическая диплегия.

Литература:

1. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом) : метод. пособие / Под ред. А.А. Потапчука. С.-Петерб. гос. акад. физ.

культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2003. - 226 с.

2. Бортфельд, С.А. Лечебная физкультура и массаж при ДЦП / С.А. Бортфельд, Е.И. Рогачева. Л.: Медицина, 1986. 320 с.

3. Гросс, Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата / Н.А. Гросс. - М. : Советский спорт, 2000. - 224 с.

4. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура : учебное пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М. : Советский спорт, 2000. - 240 с.

5. Семенова, К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин. - М.: Медицина, 1972. - 329 с.

6. Фонарев, М.И. Лечебная физкультура при детских заболеваниях / М.И. Фонарев, Т.А. Фонарева. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Л.: Медицина, 1981. - 138 с.

Ключевые слова: локомоторное развитие, детский церебральный паралич, младший школьный возраст, адаптивная физическая культура, костюм “Адели”.

Keywords: lokomotornoe development, a children's cerebral paralysis, younger

school age, adaptive physical training, “Adeli” suit.

Е.В. Захарчук, Е.Л. Доценко, А.Г. Немков, Е.В. Левитина

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ ПОВТОРНЫХ ТРАВМ У ДЕТЕЙ1

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет. Институт психологии и педагогики»; ГБОУ ВПО «Тюменская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития, Тюмень, Россия,

Кatgor@yandex.ru

Десятки миллионов детей ежегодно нуждаются в медицинском уходе в стационарных клиниках в связи с не смертельными травмами [1]. В принятой в ноябре 1989 г. Конвенции о правах ребенка утверждается, что каждый ребенок

1Zaharchuk E.V., Dotsenko E.L., Nemkov A.G., Levitina E.V.Socio-psychological predictors of repeated traumas in children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.