Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности семьи и религиозность родителей'

Социально-психологические особенности семьи и религиозность родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
788
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЕМЬЕ / КОПИНГ СТРЕССА / PUNISHMENT'S PECULIARITIES / PERSONALITY / RELIGIOSITY / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN THE FAMILY / COPING-STRESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чумакова Дарья Михайловна

Исследованы взаимосвязи особенностей взаимодействия в семье и религиозности родителей. Испытуемые с более высокой религиозностью личности реже наказывают своих детей и имеют более широкий реестр копинговых стратегий. Испытуемые с высокими показателями субъективного благополучия в религиозной сфере имеют более благоприятный социально-психологический климат в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family social-psychological peculiarities and parent's religiosity

The subject of research is the following: connection of peculiarities of family intercourse with parent's religiosity. People under research, whose religiosity is higher tend to punish their children rarely, than those, whose religiosity is lower. They also have a wider spectrum of coping strategies. People with a higher showing of spiritual well-being in religious sphere more comfortable social-psychological climate in their families.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности семьи и религиозность родителей»

УДК 159.922.3 ББК Ю956

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ И РЕЛИГИОЗНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Д.М. Чумакова

Исследованы взаимосвязи особенностей взаимодействия в семье и религиозности родителей. Испытуемые с более высокой религиозностью личности реже наказывают своих детей и имеют более широкий реестр копинговых стратегий. Испытуемые с высокими показателями субъективного благополучия в религиозной сфере имеют более благоприятный социальнопсихологический климат в семье.

Ключевые слова: личность, религиозность, социально-психологический климат в семье, копинг стресса.

Социально-психологическая и педагогическая компетентность родителей требует развития соответствующего пространства научно-психологических исследований. Просветительская, психологическая работа с родителями только тогда будет эффективной и востребованной, когда она будет опираться на прочный фундамент эмпирических данных, а не на умозрительные выводы и социальные мифы. Вместе с тем научно подтвержденных данных в этой области явно недостаточно. Особенно очевиден этот недостаток в сфере изучения взаимосвязей социально-психологического взаимодействия в семье и особенностей религиозности личности.

По вопросам семейного взаимодействия и религиозности личности ведется много споров в обществе, существует много различных мнений, но очень мало достоверных психологических фактов. Такие особенности сферы семейного взаимодействия как социально-психологический, эмоциональный климат в семье, семейные стрессы, наказания детей в семье связываются в нашем исследовании с параметрами религиозности личности, что определяет его новизну и актуальность. К религиозности личности в психологии существует множество подходов. В данном исследовании мы опирались на многомерный подход к изучению религиозности личности, и брали за основу модель религиозности, согласно которой религиозность представляет собой совокупность показателей по следующим параметрам: религиозная вера, религиозный опыт, религиозное поведение, религиозные моральные принципы, религиозные знания, религиозные социальные нормы. Д.М. Угринович подчеркивает влияние семьи

на формирование личности: именно в семье закладываются социальные и мировоззренческие ориентации человека, важную роль при этом играют детско-родительские отношения. Не менее важную роль семья играет в процессе формирования религиозности ребенка. Формирование религиозности личности происходит отчасти через усвоение ребенком религиозных установок родителей. Несмотря на очевидность такого влияния, эмпирических данных, подтверждающих это в конкретных обстоятельствах развития ребенка явно недостаточно.

Предметом внимания в данном исследовании является влияние религиозности родителей на параметры семейных взаимоотношений. Исследований в этой области крайне недостаточно, особенно на русскоязычной выборке, что определяет актуальность приводимых эмпирических данных.

Цель, гипотезы и методики исследования

Целью исследования является выявление взаимосвязей между особенностями религиозности личности и некоторыми параметрами социального взаимодействия в семье.

Гипотезы:

1. Испытуемые, имеющие высокие показатели по шкале субъективного благополучия в религиозной сфере, чаще используют религию как копинг стресса и менее подвержены эмоциональному стрессу.

2. Испытуемые, имеющие высокие показатели по шкале субъективного благополучия в религиозной сфере, в большей степени удовлетворены различными сферами семейной жизни.

3. Испытуемые, имеющие высокие показатели по шкале субъективного благополучия

<100 Вестник ЮУрГУ, № 27, 2010

в религиозной сфере, реже применяют наказания к детям.

4. Особенности применения наказаний родителями детей связаны с религиозными особенностями их личности. Родители с более высокими показателями по шкале религиозности более толерантны к своим детям и реже их наказывают. В ситуации применения физических наказаний они не склонны снимать с себя ответственность за свое поведение.

Описание исследования. Выборку исследования составили 97 человек в возрасте от 22 и до 45 (80 женщин, 17 мужчин, средний возраст 31,5 года), имеющих детей в возрасте до 16 лет. В исследовании были использованы методики диагностики религиозности личности (Бепекег, Реггег, Е\уег1:, М1 и др.), переведенные автором статьи и адаптированные к русскоязычной выборке (Чумакова Д.М., 2008):

1. Опросник частоты применения родителями наказаний.

2. Опросник частоты применения родителями физических наказаний.

3. Шкала подавленности родителей из-за семейных обязанностей.

4. Шкала толерантности родителей к поведенческим проявлениям ребенка.

5. Шкала времени, прошедшего с момента последнего серьезного физического наказания.

6. Шкала измерения эмоционального стресса.

7. Шкала удовлетворенности различными сферами семейной жизни.

8. Шкала субъективного благополучия в религиозной сфере.

9. Шкала копинга, основанного на религиозности.

Результаты и их обсуждение. В процессе исследования использовался корреляционный анализ Пирсона. В таблицах приведены значимые показатели коэффициента корреляции.

В исследовании выявилось влияние некоторых особенностей религиозности на социальное взаимодействие в семье (табл. 1). У религиозных людей расширяется реестр ко-пинговых стратегий. Возможно, это объясняет выявленный в исследовании факт большей удовлетворенности семейной жизнью и меньшей подверженности эмоциональному стрессу испытуемых с высоким уровнем религиозного субъективного благополучия. С другой стороны, возможно и обратное влияние: меньшая стрессогенность приводит к увеличению субъективного благополучия, в том числе и в религиозной сфере.

Обнаружена тенденция испытуемых с высокими показателями по шкале субъективного благополучия в религиозной сфере реже применять физические наказания к детям (табл. 2). Эти данные хорошо вписываются в общую картину: родители, более удовлетворенные семейной жизнью и менее подверженные стрессу, реже наказывают своих детей.

Корреляционный анализ показателей субъективного благополучия в религиозной сфере и показателей копинга стресса с использованием религии выявил значимые связи на уровне р < 0,01 по общему показателю

Таблица 1

Значения коэффициентов корреляции показателей субъективного благополучия в религиозной сфере и показателей эмоционального состояния супругов (п = 47)

1 2 3 4 5 6 7

СБ - -0,34* - - - - -

СБР - - - - . - - —

ЭСБ -0,39** -0,50** 0,48** - 0,45** -0,40** -

Примечания:

*-р< 0,01; **-р< 0,001;

1 - частота переживания супругами печали, подавленности;

2 - частота переживания супругами тревожности, беспокойства;

3 - частота переживания супругами радости, счастья;

4 - частота переживания супругами вины, ответственности;

5 — частота переживания супругами гордости, удовлетворенности собой;

6 - частота переживания супругами смущения, сконфуженности;

7 - частота переживания супругами досады, неудовлетворенности;

СБ - общий показатель по шкале субъективного благополучия;

СБР - шкала субъективного благополучия в религиозной сфере;

ЭСБ - шкала экзистенциального субъективного благополучия.

Психология развития, акмеология

Таблица 2

Значения коэффициентов корреляции показателей субъективного благополучия в религиозной сфере и показателей удовлетворенности супругов различными сферами семейной жизни (п = 47)

8 9 10 И 12

СБ 0,38* - - - -

СБР - - — — -

ЭСБ 0,51* 0,34* - 0,38* -0,39*

Примечания:

*-р< 0,01; **-р< 0,001;

8 - удовлетворенность супругов способностью семьи контролировать стрессовые ситуации;

9 - удовлетворенность супругов распределением обязанностей в семье;

10 - удовлетворенность супругов тем, каким образом обсуждаются проблемы и принимаются решения в семье;

11 - удовлетворенность супругов тем, как члены семьи заботятся друг о друге;

12 - удовлетворенность супругов климатом, атмосферой, которая обычно царит в семье;

СБ - общий показатель по шкале субъективного благополучия;

СБР - шкала субъективного благополучия в религиозной сфере;

ЭСБ - шкала экзистенциального субъективного благополучия.

субъективного благополучия (г = 0,66) и по шкале субъективного благополучия в религиозной сфере (г = 0,78).

Исследовались особенности применения родителями различных видов наказания (некоторые виды физического наказания, такие как: оплеуха, шлепание; другие виды: лишение ребенка чего-либо, что в обычное время ему разрешается (экскурсия, игрушка), отправление ребенка в его комнату или в кровать; запрет просмотра телевизора или встречи с друзьями в течение некоторого времени; объяснение ребенку причины огорчения родителей и др.

Анализ связей показателей субъективного благополучия родителей с показателями частоты применения различных видов наказания (табл. 3) и толерантности родителей к поведенческим проявлениям ребенка (табл. 4) выявил следующие тенденции. Родители с более высокими показателями по шкале религиозности более терпимы в отношении личностных особенностей своих детей и их поведенческих проявлений.

Родители с высокими показателями по шкале религиозности реже прибегают к наказаниям своих детей, в том числе к физическим наказаниям. Родители, имеющие более высокие показатели по шкале религиозности личности, в ситуации физических наказаний своих детей в целом принимают ответственность за свое поведение. В этом случае родители с высокими показателями по шкале религиозности в большей степени демонстрируют интрапуни-тивные реакции. Они переживают муки совести, упрекают себя и не склонны прибегать к самооправданиям и уходу от ответственности за свое поведение. Вместе с тем, они не склонны обсуждать проблему со своим партнером и просить прощения у ребенка.

Выводы: Субъективно благополучные в религиозной сфере испытуемые используют религию как копинговый механизм, они более удовлетворены семейной жизнью, меньше подвержены эмоциональному стрессу и реже наказывают своих детей. Атрибутивные реакции испытуемых с высокими показателями по шкале общей религиозности свидетельствуют

Таблица 3

Значения коэффициентов корреляции показателей субъективного благополучия в религиозной сфере и показателей частоты применения наказаний к детям (п = 47)

Н 1 Н 2 НЗ

СБ - 0,33** -0,34*

СБР - - -

ЭСБ 0,44* 0,44* -0,32*

Примечания:

* -р< 0,01; ** - р< 0,001;

СБ - общий показатель по шкале субъективного благополучия; БР - шкала субъективного благополучия в религиозной сфере; ЭСБ - шкала экзистенциального субъективного благополучия.

102

Вестник ЮУрГУ, № 27, 2010

Таблица 4

Значения коэффициентов корреляции показателей религиозности личности и толерантности родителей к поведенческим проявлениям ребенка (п = 47)

Т 1 Т 2 тз Т 4 Т 5 3 1 32 33 34 35 36

ПР - - - - -0,36* -0,61** 0,30 0,36* -0,30 ! о * -0,38*

Примечания:

* -р< 0,01; ** -р< 0,001;

ПР — показатель религиозности личности;

Т 1 - показатель толерантности родителя к тому, что ребенок плохо учится или недостаточно работает в школе;

Т 2 - показатель толерантности родителя к тому, что ребенок не хочет помогать;

Т 3 - показатель толерантности родителя к тому, что ребенок слишком часто кричит;

Т 4 - показатель толерантности родителя к тому, что ребенок просыпается ночью;

Т 5 - показатель толерантности родителя к тому, что ребенок недостаточно «ловкий», находчивый. Показатели защитных реакций и мотивировки наказания:

3 1 — «Дети очень хорошо могут переносить, когда их время от времени шлепают»;

3 2 - «Меня мучила совесть»;

3 3 —«Я сам себя строго упрекнул за то, что его ударил»;

3 4 - «Я это обсудил со своим партнером»;

3 5 - «Немного позже я попросил у своего ребенка прощения»;

3 6 - «Время от времени крепко наказывать - это иногда хорошее средство».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о принятии ответственности за свое поведение в случае применения физических наказаний к своим детям. Кроме того, эти испытуемые реже применяют наказания к детям, относясь более толерантно к поведению своих детей.

Полученные в пилотажном исследовании результаты, подтверждают выдвинутые гипотезы и позволяют наметить стратегию дальнейшего исследования проблемы за счет увеличения выборки и расширения диагностического материала.

Поступила в редакцию 27 июня 2010 г.

Чумакова Дарья Михайловна. Ассистент кафедры психологии развития и возрастной психологии Курганского государственного университета: [email protected].

Darya М. Chumakova. Assistant of Department of Developmental Psychology and Age-specific Psychology, Kurgan State University: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.